Лучшие соборы, храмы и церкви санкт-петербурга (с фото, адресами, описаниями)

Глава 2 римско-католические костелы. самые известные храмы санкт-петербурга

Спасо-Преображенский собор

Строительство Спасо-Преображенского собора было начато в 1745 году по приказу Елизаветы Петровны. Однако косвенным родоначальником постройки можно считать Петра I, ведь созданный им при жизни «потешный» полк, позже вошел в состав российской армии под именем Преображенского, с помощью которого Елизавета Петровна осуществила дворцовый переворот и стала императрицей.

Собор возвели в память об этом событии и на том месте, где находился штаб гренадерской роты Преображенского полка.

Нынешний храм был построен по проекту архитектора Василия Стасова в 1825-1829 годах в стиле ампир.

Сегодня это православный храм и памятник архитектуры русского классицизма.

Фасады собора оформлены двенадцатиметровыми четырёхколонными портиками ионического ордера. Завершает здание мощный барабан, увенчанный главным куполом, а по углам здания размещены главки-колокольни, которых четыре. На северо-западной колокольне установлены башенные часы. Стены собора декорированы лепными панно с воинскими атрибутами.

В соборе находятся три придела: главный — во имя Преображения Господня, северный (левый) — во имя священномучеников Папы Римского Климента I и архиепископа Александрийского Петра и южный (правый) — во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.

Выделяется внутренняя роспись главного купола, выполненная под цвет облачного неба, в центре которого изображена большая звезда. В подкупольном пространстве находится большое пятикупольное паникадило на 120 свечей. Иконостас главного предела имеет четыре яруса.

Адрес собора: Преображенская площадь, 1.

Как добраться до базилики Святой Екатерины в Санкт-Петербурге

Базилика Святой Екатерины расположена главной улице Санкт-Петербурга — Невском проспекте, поэтому добраться до нее можно различными способами — на общественном транспорте или автомобиле.

Самый быстрый способ добраться в центр Петербурга — это метро. Станция «Невский проспект» (синяя линия), «Гостиный двор» (зеленая линия) находятся в шаговой доступности от базилики Святой Екатерины: расстояние составит не более 100 м. Чуть дальше, в начале Невского проспекта, находится станция метро «Адмиралтейская» (фиолетовая линия): от нее придется прогуляться минут 10 пешком или проехать на автобусах 2 остановки.

Схема Петербургского метрополитена

Многие автобусы проходят мимо базилики. Это маршруты № 3, 7, 22, 24, 27, 191. Они курсируют по разным районам города, что дает возможность доехать до Невского проспекта из разных мест. Остановка их так и называется — «Метро «Невский проспект». Она расположена в двух шагах от храма.

Также до базилики Святой Екатерины можно добраться на троллейбусе: их остановки на Невском проспекте совмещены с автобусными, что удобно. Подойдут маршруты № 1, 5, 7, 10, 11, 22.

На автомобиле доехать также не составит труда, но парковка на Невском проспекте запрещена, придется поискать место на соседних улицах. Или же можно воспользоваться приложениями такси: Яндекс.Такси, Uber, Gett и другими.

Базилика Святой Екатерины в Санкт-Петербурге — панорама Google Maps:

Видео-обзор базилики Святой Екатерины в Петербурге:

Расписание богослужений

Базилика Святой Екатерины является действующим католическим храмом, ежедневно в ней проводятся мессы на разных языках — русском, английском, польском и испанском.

По будням:

в 08:30, 12:00 и 19:00 — на русском языке

По субботам:

  • в 08:30, 12:00 и 19:00 — на русском языке,
  • в 20:00 — на испанском языке

По воскресеньям:

в 09:30 — на английском языке, в 10:45, 12:00 и 19:00 — на русском языке, в 13:30 — на польском языке.

Точное расписание месс можно уточнить на официальном сайте базилики Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге.

Для посещения храм открыт ежедневно с 08:00 до 20:00.

TOMAS

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы — русская православная церковь, которая является объектом культурного наследия федерального значения.

Храм был построен в 1985-1903 годах как часть комплекса (подворья). Восстановлен и вновь освящён в 2013 году. Церковь была построена подворьем Киево-Печерской лавры и ныне состоит при подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни.

Храм выполнен в русском стиле, имеет пять куполов и украшен мозаиками.

Внутреннее убранство церкви выделяется яркой обильной росписью

Привлекает внимание купольная роспись, где изображён «Христос Пантократор» с херувимами и серафимами. В алтаре установлен престол из каррарского мрамора

В храме находится рака с сенью и частицей мощей преподобного Амвросия, старца и чудотворца Оптинского (XIX).

Церковь действующая — проходят богослужения. Также по храму проводят экскурсии, во время которых знакомят с историей подворья, храма, можно подняться на колокольню и осмотреть внутренний двор храмового комплекса.

Адрес церкви: набережная Лейтенанта Шмидта, 27/2, Васильевский остров.

Мощи и святыни

Какие святыни и мощи базилики святой Екатерины известны сегодня? Храмовая крипта доныне служит местом упокоения генерала Маро Ж. В., выдающегося военачальника 19 ст., возглавлявшего антинаполеоновскую коалицию.

В 1798-м в базилике был погребён последний король Польши С. А. Понятовский, который умер в российской северной столице. Перед этим он был изгнан из собственной страны. Император Павел предложил ему жить в Российской Империи.

Однако в Санкт-Петербурге Понятовскому было суждено прожить всего несколько месяцев. Когда он умер, российский государь провёл роскошную похоронную церемонию. Последнего польского короля привезли на катафалке в главный зал базилики. Затем гроб был опущен в храмовую крипту, на которой была установлена каменная плита, содержащая латинскую надпись. Позже, в 1938-м его останки перевезли в Польшу. Внутри базилики остаётся только памятная доска.

Архитектурные особенности

Католическая базилика занимает особое место среди соборов и храмов Санкт-Петербурга. Красивое здание построено в традициях раннего классицизма и обладает статусом памятника архитектуры. Храм выстроен в форме латинского креста и имеет размеры 44 м на 25 м. Большой зеленый купол поднимается на 42 м. Главный неф пересечен поперечным трансептом.

Желтый парадный фасад с арками и колоннами обращен в сторону Невского проспекта. Наверху, на парапете стоят фигуры ангелов и скульптуры евангелистов, которые держат крест. Над входным порталом помещены дата окончания строительства храма и надпись на латыни с цитатой из Евангелия.

Алтарь церкви Святой Екатерины

История храма Петрикирхе

Появление святыни датируется 1727 годом, когда, согласно указу Петра II, была отведена земля для постройки храма немецкой лютеранской общины. Новая церковь стала первым и самым крупным лютеранским храмом, расположившимся на Невском проспекте. Это не было случайностью, поскольку основную часть иноязычного населения Северной столицы составили выходцы именно из немецких земель.

Создание общины протестантов напрямую связано с известным деятелем времени правления Петра, вице-адмиралом К. Крюйсом. Именно при его усадьбе, которая располагалась тогда в немецкой слободе, была возведена первая деревянная кирха, получившая имя святого Петра. Некоторое время спустя при ней была открыта школа для детей. Прошло полтора десятка лет, и лютеранская община полностью отделилась от протестантов.

Руководил процессом строительства известный государственный деятель Б. Х. Миних. Огромную поддержку будущей общине оказал дипломат и вице-канцлер А. И. Остерман. Когда в 1728 году юный Пётр II вместе с императорской семьёй переехал в Москву, Санкт-Петербург потерял статус столицы, однако это никак не помешало дальнейшему возведению лютеранской церкви. И в этом очень важную роль сыграл Б. Х. Миних.

Ставший генерал-губернатором Северной столицы и окружающих земель, он прилагал максимум усилий для того, чтобы жизнь в самом городе процветала и не замирала ни на минуту, но вскоре местность, окружавшая будущую церковь, существенно опустела. Даже пастор Крейц, которому предстояло вскоре переселиться сюда, высказывал опасения по этому поводу, опасаясь воров и преступников.

Более века уникальная церковь верой и правдой служила своим прихожанам, однако постепенно здание стало осыпаться и ветшать, и было решено начать восстановительные работы. Конкурс проектов будущего храма выиграл архитектор А. Брюллов, брат известного живописца. Старое здание было полностью снесено, новая церковь вмещала гораздо больше прихожан, в ней установили орган фирмы «Валькер».

После революции с установлением власти большевиков и Гражданской войны размеренная жизнь лютеранской обители сменилась целым рядом трагических событий. Уникальный храм был закрыт, имущество его было разворовано, а судьба чудесного органа до сих пор неизвестна. Местных пасторов арестовали и вскоре расстреляли. В помещении храма сначала появился концертный зал, после которого в здании устроили овощехранилище.

Невозможно себе представить, что целых 30 лет, начиная с 1963 года, в уникальной старинном здании, представлявшем историческую и культурную ценность, работал бассейн, следы которого до сих пор можно увидеть во внутренних помещениях храма. Многочисленные перепланировки и варварское отношение к храму сделали своё дело — первоначальный интерьер, включая старинные росписи, был безвозвратно утерян.

Вновь воссоздали лютеранскую церковь только в 1989 году. Богослужения первоначально совершались в городе Пушкине, затем были перенесены в лютеранский храм св. Анны, располагавшийся на Кирочной улице. После восстановления и освящения старинного здания община вернулась в церковь на Невском проспекте, в результате чего появилось название общины в честь святой Анны и святого Петра.

Казанская церковь (Янтарный)

Казанская церковь в поселке Янтарный расположена на улице Советской (бывшая Хауптштрассе). Раньше в ней была лютеранская кирха Пальмникена, заложенная в 1887 году, по инициативе Мориса Беккера. Рядом с церковью находится большой парк, также названный именем Беккера. Казанская церковь в поселке Янтарный была построена из массивных валунов и фигурного кирпича, благодаря чему имеет высокую архитектурную и художественную ценность. Она была построена, как уменьшенная копия капеллы Святого Георгия во дворце Монбижу. 

Православная Казанская церковь в поселке Янтарный была лютеранской кирхой прусского Пальмникена

Казанская церковь в Янтарном была построена из массивных валунов и фигурного кирпича

Кирха имела орган и красивые витражи. Внутри небольшой башни было установлено два колокола. После войны кирха Пальмникена, как и другие церкви в Калининградской области, была превращена в спортзал. В 1991 году она была передана русской православной церкви и освящена как Церковь Казанской иконы Божьей Матери. 

Читать подробнее о Казанской Церкви (Янтарный)

Базилика в XIX и XX веках

Изначально в католическом храме служили монахи-францисканцы. Во времена царствования императора Павел I церковь передали иезуитам, а с 1815 года базилика перешла монахам-доминиканцам. В 1892 году питерский храм перестал принадлежать католическому ордену. Всей жизнью прихода начали управлять священники из епархии, но община доминиканцев сохранилась.

Скульптуры ангелов держащих крест (по центру) и четырёх скульптуры евангелистов на парапете церкви

В начале прошлого века в приходе базилики было около 30 тысяч верующих. Церковь окормляла католические общины немцев, французов, поляков, итальянцев, литовцев, латышей и русских, которые жили в городе.

После революции базилику не закрыли, но служивших там священников репрессировали. В 1923 году настоятеля церкви Константина Будкевича обвинили в создании контрреволюционной организации, судили и расстреляли.

Скульптуры ангелов на парапете церкви Святой Екатерины

С 1935 года в базилике служил монах-доминиканец Мишель Флоран. В то время французский пастырь оставался единственным священнослужителем-католиком в Ленинграде. В 1941 году антицерковная кампания не пощадила и его. Пастыря арестовали и судили. По счастью, назначенный судом смертный приговор был заменен ссылкой в Иран.

Когда борьба государства с религией достигла своего апогея, мессы в католическом храме запретили, и церковь разграбили. В 1938 году из базилики выбросили кресты, иконы, богослужебную утварь и редкие рукописи. Огромная церковная библиотека, в которой было более 40 тысяч томов, оказалась полностью уничтоженной.

Добротное здание не снесли, а использовали под склад и музей. Пока оно переходило из рук в руки, погибли старинный немецкий орган и живописный образ великомученицы Екатерины, который написал талантливый немецкий художник Иоганн Якоб Меттенлейтер.

В конце 1970-х годов решено было переоборудовать здание под филармонию, и началась масштабная реставрация. Зимой 1984 года базилику подожгли. Разбушевавшееся пламя уничтожило оригинальные интерьеры, мраморное убранство алтарей и всё, что успели сделать реставраторы. Сильный пожар поглотил изящные скульптуры, лепнину, отделку, большой корпус органа и красочные настенные росписи.

Сильно разрушенное здание несколько лет оставалось пустым, и стояло с забитыми окнами. В 1992 году многострадальную церковь передали общине верующих.

Реставрация базилики заняла много времени. Некоторые детали восстанавливали по старым фото и чудом сохранившимся описаниям. В 2008 году в храме провели торжественное освящение главного нефа. Потом реставраторы полностью отстроили алтарную часть и поставили там старинный крест.

Никольский Морской собор в Кронштадте

Никольский Морской собор (Морской собор святителя Николая Чудотворца) — главный военно-морской храм России, который расположен в Кронштадте Санкт-Петербурга.

Это был последний построенный и самый крупный из морских соборов Российской империи. Он был возведён по указу императора Николая II с 1903 года в честь 200-летия Российского флота, как памятник всем морякам, погибшим за Отечество в бою или от ран. Собор возводили в неовизантийском стиле, а репликой для собора послужил константинопольский храм святой Софии в Стамбуле.

Сегодня собор является уникальным храмом-памятником истории Российского флота, а также доминантой Кронштадта.

Внутри Морской собор трехпролетный, отделанный цветным мрамором. Главный престол посвящен святому Николаю Чудотворцу. В соборе находятся иконы, мощи святых и памятные мраморные доски, на которых высечены имена погибших чинов российских моряков и флотских священнослужителей.

Церковь Пресвятого Сердца Иисуса (Самара)

Католическая церковь в историческом центре Самары была построена в 1906 году. Официальное название – храм Пресвятого Сердца Иисуса, хотя в народе его чаще называют Польский костел. В 1890 году католическая община Самары выкупила участок земли в районе Саратовской улице (сейчас она называется улица Фрунзе). 

Костел Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре, также он известен под названием Польский костел

Костел в Самаре построен в неоготическом стиле

Вначале здесь был построен деревянная католическая церковь, а в 1902 году архитектор Фома Богданович начал возведение храма из камня. В 1906 году церковь была освящена. Польский костел построен в ярко выраженном готическом стиле. Он имеет форму креста с поперечным трансептом. Над фасадом возвышаются пинакли – декоративные остроконечные готические башни. Их высота достигает 47 метров.

Читать подробнее о Церкви Пресвятого Сердца Иисуса (Самара)

Домский собор (Калиниград)

Домский собор Кенигсберга на острове Кнайпхоф является самой известной городской достопримечательностью. Здесь размещен музей имени Иммануила Канта, рассказывается о жизни и творчестве великого философа. Отдельная экспозиция посвящена истории острова Кнайпхоф, также здесь можно увидеть реконструкцию Валленродской библиотеки.

Домский собор — главная достопримечательность Калининграда

Домский собор в Кенигсберге был построен в 1380 году

Первый Домский собор Кенигсберга был построен в 1302 году, но новый епископ Тевтонского ордена сразу счел его недостаточно большим, поэтому в 1333 году было начато строительство нового собора, которое растянулось почти на все столетие. В 1380 году собор в целом был построен и освящен. Башня собора была построена только в 1553 году. До 1519 года Домский собор был католическим, но затем он стал протестантским. В 16 веке с трех сторон собора были построены корпуса университета Альбертина, а собор стал университетской церковью.

Читать подробнее о Домском соборе (Калининград)

Церковь в Большом Петергофском дворце

Придворная церковь Петра и Павла находится в Церковном корпусе Большого Петергофского дворца.

Церковный корпус, который служил придворной церковью, был создан в 1747-1751 годах по воле императрицы Елизаветы Петровны (дочь Петра I, основателя Петергофа).

Церковь, по желанию Елизаветы Петровны и «согласно православной вере», увенчана пятью золочеными куполами.

За историю этот придворный храм был свидетелем многих семейных торжеств Дома Романовых. Здесь сочетались браком, крестили новорожденных, отмечали дни важнейших государственных и религиозных праздников.

Сегодня Церковный корпус, вместе с церковью, можно посетить как музей.

Интерьер корпуса имеет пышную и красочную отделку, в которой сочетаются православные традиции с идеями западной культуры и стиля барокко: яркая живопись, золоченая резьба, обилие золотого цвета, отсутствие сцены Страшного суда. Истории бытования дворцовой церкви посвящена небольшая выставка в Трапезной корпуса.

Адрес Петергофского дворца: Разводная улица, 2, Петергоф. Подробнее о дворце и церковном корпусе…

Анненкирхе

Осень 1996 года встречает вернувшегося с Чеченской войны молодого человека хмурыми, блеклыми красками, дождем и песнями группы «Наутилус Помпилиус». Приезжая к брату в Санкт-Петербург, герой этой истории случайно оказывается в небольшом дворике, где, если об этом не знать, совершенно не угадывается церковь. Но она там есть.

Это лютеранская церковь Святой Анны, или на немецкий манер Анненкирхе, — одна из самых известных и красивых церквей Санкт-Петербурга. Выше описывается, конечно, завязка культового фильма Алексея Балабанова «Брат». Анненкирхе его времени — это рок-клуб, перестроенный из кинотеатра. Здесь ничего не взрывали, а просто играли музыку.

Фрагмент фильма «Брат», на заднем плане, за решеткой — Анненкирхе. ИсточникИсточник

Церковь Святой Анны построили в Петербурге в 1779 году. Тогда и до самой революции лютеране оставались второй по численности религиозной общиной страны. К 1917-му Анненкирхе посещали 12 тысяч прихожан. В разное время туда ходили Карл Фаберже, Петр Лесгафт, Карл Брюллов, Павел Пестель. Когда советская власть начала гонения на православных, на лютеран некоторое время смотрели сквозь пальцы, хотя они и понимали, что снисхождение временное. В 1920-х на базе Анненкирхе даже разрешили открыть что-то вроде семинарии, хотя это слово, конечно, не использовалось, название было завуалированным — «евангелистическо-лютеранские библейские курсы». Но уже в 1934-м религиозную деятельность в этом месте насильственно свернули. Храмы в то время часто изымались из собственности церкви и адаптировались под нужды нового государства. Так и Анненкирхе к 1939-му превратилась в кинотеатр «Спартак». Это был единственный в стране так называемый кинотеатр последнего показа: там можно было смотреть кино, которое уже нигде не показывали, или ретроспективу. В прокате были даже зарубежные, «капиталистические» картины — не более одного-двух сеансов в день.

«Я в 1985 г. проходила в кинотеатре производственную практику. Здесь мы впервые смотрели диснеевские мультфильмы о Бемби, Белоснежке, картины с участием Вивьен Ли, фильмы Микеланджело Антониони, знакомились с итальянскими, американскими, немецкими картинами. Фильмы шли с субтитрами, помню „Серенаду солнечной долины“ с участием оркестра Гленна Миллера — это было потрясающе! Раз в месяц в огромных банках приходило по 20–30 фильмов, сразу вывешивались афиши. Понятно, что билеты раскупались тут же на все сеансы. Я с трудом доставала билеты для друзей», — рассказывает звукооператор Анастасия Иванова.

ИсточникИнтерьеры кинотеатра «Спартак». Источник

Но Данила Багров приходит сюда не кино смотреть. В первой части картины «Брат» он знакомится здесь, во дворе Анненкирхе, с Кэт («Здесь меня всегда найдешь», — говорит девушка). Конкретная локация — у решетки полуподвального музыкального магазина «Рок-остров», где и сегодня продают пластинки. Анненкирхе их времени — уже не кинотеатр, а клуб. В 1990-е кинотеатр «Спартак» меняют на рок-клуб «Спартак», между прочим, легендарный. Там выступают «Аквариум», «Гражданская оборона», «Король и шут», «Ночные снайперы». Последний концерт состоялся в 2002 году: на сцену вышла группа «Ленинград».

История создания Нотр-Дам де Лурд

Разрешение на строительство в Петербурге своего храма французские католики, проживавшие на берегах Невы, получили еще 1898 году. За 67 тысяч рублей был приобретен участок в центре столицы — в Ковенском переулке. В одной из построек, оставшихся в наследие от купца Максимова, сделали временную часовню.

Первоначальный костел строился по проекту, выполненном в романском стиле Леонтием Бенуа. В 1903 году, после возведения первого этажа церкви, строительные работы остановились из-за недостатка средств. Помощнику Бенуа, молодому архитектору Мариану Перетятковичу, пришлось несколько скорректировать первоначальный проект. Он использовал для строительства модные железобетонные перекрытия и… бесплатный гранит.
Как известно, храмы строятся на пожертвования прихожан, и костел Лурдской Божией Матери не исключение. Его затянувшееся строительство возобновилось после того, как французская фирма «Батиньоль» пожертвовала католической общине излишки красного валаамского гранита, оставшиеся после строительства Троицкого моста. Торжественная церемония освящения церкви состоялась 2 ноября 1909 года.

После революции и событий Гражданской войны все католические храмы в Петрограде и в его пригородах были закрыты, а священники, как агенты Ватикана, высланы из страны.
Французской церкви в этом смысле повезло: она продолжала функционировать, долгое время оставаясь единственным действующим католическим храмом в городе. Однако в 1941 году и ее закрыли — после разрыва дипломатических отношений с Францией. Настоятеля храма, отца Флорана, выслали из страны, а имущество католиков национализировали.
Богослужения в церкви возобновились после войны — в 1947 году. В послевоенное время усилиями прихожан и священнослужителей в храме удалось сделать первый ремонт.

Выжил храм лишь благодаря заступничеству генерала де Голля. Во время визита в Ленинград (в 1966 году) президент Франции помолился и причастился в костеле Лурдской Божией Матери. В 1990-е в храме проводились масштабные реставрационные работы по возвращению церкви ее исторического облика.

Говорят, что по случаю первого после революции рукоположения католического священника в России в 1993 году Ватикан даровал индульгенции (грамоты об отпущении грехов) всем прихожанам петербургского храма Лурдской богоматери.

А. Михайлов

Адрес: Ковенский переулок, дом 7.
Как найти: станция метро «Маяковская»; далее перейти Невский проспект, затем идти по улице Маяковского (15 минут).

Католическая часовня, история названия

Часовня была построена за три года и освящена в 1859 году во имя Посещения Девой Марией, Елизаветы. Все церкви, храмы, соборы освящаются во имя кого-либо из святых, названия могут отражать важные события в истории религии. В Евангелие от Луки изложена замечательная история рождения Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Жил в городе Иудине священник Захария с женой Елисаветой. Детей у них не было, так как Елисавета была бесплодна, да и возраст супругов был уже критическим. Во время одного из молений явился Захарии ангел и объявил ему милость Господню: Елисавета родит сына, имя которому будет Иоанн. Через 6 месяцев послал Господь ангела Гавриила в город Назарет, где жила родственница Елисаветы непорочная Мария, обручённая с плотником Иосифом. Ангел объявил ей, что сойдёт на неё Дух Святой и родит она сына, и имя его будет Иисус. Удивлённой Марии он объяснил, что милость Господня всегда исполняется, вот и бесплодная Елисавета скоро родит. Обрадовалась Мария и отправилась в Иудин навестить родню. Как только Мария вошла в дом и заговорила, младенец исполнил в чреве Елисаветы радостный танец. Елисавета поняла, что свершилось чудо: в дом вошла Матерь будущего Господа. Вот так встреча двух женщин, родивших позднее своих великих сыновей, и послужила поводом для религиозного праздника и для наименования храмов.

Отпевание
по православному обряду

Городская ритуальная служба
в Санкт-Петербурге

Организация похорон
в Санкт-Петербурге и области

Интересные факты

  • В 1938-м базилика святой Екатерины в Санкт-Петербурге была разграблена представителями советской власти. Одна из прихожанок спасла крест для алтаря. В течение всей жизни она сохраняла его в своей квартире. Когда храм был возвращён прихожанам, женщина вернула в него крест. Он был отреставрирован и заново установлен в алтаре.
  • В 2013-м католическому храму был присвоен статус «малой базилики». Его дают наиболее значительным из всех католических церквей в мире по решению самого Папы Римского. В настоящее время его получили примерно 1 700 храмов по всей планете. Из российских же храмов базилика святой Екатерины Александрийской – пока единственный с таким статусом.

Андреевский собор

Изначально Андреевский собор (собор Святого Апостола Андрея Первозванного) был заложен как церковь в 1729 году, освящение которой состоялось в 1732 году. В 1744 году церкви был присвоен статус собора. Строительство нового каменного храма началось в 1764 году по проекту архитектора А. Виста, а освящение состоялось в 1781 году.

Храм имеет довольно интересную начальную историю. За год до своей кончины, в 1724 году, император Пётр I заказал известному шведскому архитектору Никодемусу Тессину-младшему проект Андреевской церкви, которую предполагали возвести на стрелке Васильевского острова. Тесину поставили условие: храм должен был напоминать римскую базилику Святого Петра и иметь 427 футов (130 метра) в длину. Тессин всё сделал, и по его проекту была изготовлена модель церкви, но осуществить замысел не удалось из-за кончины Петра. Церковь возвели по воле Екатерины I, а проект выполнил архитектор Джузеппе Трезини.

Собор выделяется розовым декором, устремлёнными в небо «шпилями», колокольней и богатым внутренним убранством.

Адрес собора: 6 линия Васильевского острова, 11.

Внутреннее убранство

Изначальный интерьер базилики до нашего времени не дошёл. Однако её убранство удалось отчасти восстановить с использованием старых документов и фото.

Возле входа расположен стенд, содержащий историческую справку. Входное помещение не реставрировалось. Его вид совпадает с видом убранства в храме в период СССР.

Атмосфера внутри производит приятное впечатление. Помещение светлое, установлены скамьи, аналогично любой другой католической церкви. Если сесть на такую скамью, можно увидеть перекладину находящейся спереди скамьи. Так сделано, чтобы прихожане могли без особо дискомфорта стать на колени для молитвы. По всей видимости, храм испытывает нехватку денег, поэтому скамьи максимально скромные, сделаны из бюджетного материала.

Каждая боковая часть трансепта имеет по одному мраморному престолу, над которыми сидят ангелы, охраняющие прихожан. Слева от алтаря расположена дверь в помещение для молитвы.

Впрочем, всё убранство здесь можно назвать скромным, не заметно какое-либо изобилие образов, росписей, однако колонны с лепниной и имеющиеся относительно немногочисленные иконы смотрятся впечатляюще.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: