Впечатления
О значимости фигуры Чайковского говорит количество посвященных композитору музеев. В России их целых 8: в Москве, Клину, Воткинске, Алапаевске, Таганроге, Каменке, Браилове, Низах. И также 8 памятников: у здания Московской государственной консерватории (авторства в. Мухиной), в Клину и во Фроловском близ Клина (на территории одной из усадеб, снимаемых Чайковским), в Воткинске, Симферополе, Тростянце, Низах и Провиденсии (Чили).
В честь Чайковского названы город Чайковский в Пермском крае, улица в Костроме, Большой симфонический оркестр, концертный зал Московской филармонии, Пермский академический театр оперы и балета, круизный теплоход, лайнер компании «Аэрофлот» и кратер на планете Меркурий.
В Санкт-Петербурге именем Чайковского названа бывшая Сергиевская улица, где находилось Императорское училище правоведения, в котором Чайковский учился в 1852―1859 годах. Мемориальной доской отмечен дом, где умер Чайковский, на Малой Морской улице, 13. Памятник-бюст композитору был установлен в Таврическом саду.
В 1958 г. был учрежден Международный конкурс имени П. И. Чайковского, молодежный конкурс талантов, проходящий раз в 4 года по направлениям фортепиано, скрипка, виолончель, вокал, медные и деревянные духовые инструменты. Конкурс проводился в Москве, а с 2011 года — в двух городах: в Москве и в Санкт-Петербурге
9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)
Сергей Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер.
Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных «вундеркиндов», с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.
Страна изменилась и «свободное» творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой — он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам — острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в «формализме» и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять.
Одними из ярких произведений советского периода стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.
Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.
Цитата С.С.Прокофьева:
«Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…»
«Я — проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному»
Цитата о С.С.Прокофьеве: «… все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин
Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им «девятерные» шахматы — доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.
6. Александр Николаевич СКРЯБИН (1872 — 1915)
Александр Николаевич Скрябин — русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры
Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века.
Родился в Москве, мать умерла рано, отец не мог уделять внимание сыну, так как служил послом в Персии. Скрябин воспитывался тетей и дедом, с детства проявил музыкальные способности
В начале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию, его сокурсником был С.В.Рахманинов. После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке — как концертирующий пианист-композитр гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей.
Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония («Божественная поэма»), симфоническая «Поэма экстаза», «Трагическая» и «Сатаническая» фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. «Поэма экстаза», состоящая из нескольких тем-образов, сконцентрировала творческие идеи Срябина и является ярким его шедевром. В ней гармонично соединились любовь композитора к мощи большого оркестра и лирическое, воздушное звучание сольных инструментов. Воплощенная в «Поэме экстаза» колоссальная жизненная энергия, огненная страстность, волевая мощь производит неотразимое впечатление на слушателя и до сегодняшнего дня сохраняет силу своего воздействия.
Ещё одним шедевром Скрябина является «Прометей» («Поэма огня»), в которой автор полностью обновил свой гармонический язык, отступив от традиционной тональной системы, а также впервые в истории это произведение должна была сопровождать цветомузыка, но премьера, по техническим причинам, прошла без световых эфектов.
Последняя незаконченая «Мистерия» была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей.
Цитата А.Н.Скрябина: «Иду сказать им (людям) — чтобы они… ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать… Иду сказать им, что горевать — не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его.»
Цитата о А.Н.Скрябине: «Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим». Г. В. Плеханов
Сергей Васильевич Рахманинов
Сергея Васильевича Рахманинова называли самым русским композитором. Но он был не только композитором, а еще талантливым пианистом и дирижером.
Рахманинов родился в Новгородской губернии, с четырех лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевелся в Московскую консерваторию и окончил ее с большой золотой медалью.
Слава пришла к нему быстро, но не обошлось и без творческих кризисов. Провал «Первой симфонии» помог переосмыслить творчество и Рахманинов смог писать музыку, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.
«Самое высокое качество всякого искусства — это его искренность», — считал Сергей Васильевич Рахманинов.
Образование будущего композитора и работа на госслужбе
Учиться на инженера мальчику так и не пришлось, в отличие от старшего брата Николаши. В августе того же года его решено было оттуда забрать и определить в Петербург в закрытое Императорское училище правоведения. Двадцать второго числа, будучи в Питере, Петр с мамой посетил театр, в котором как раз давали «Жизнь за царя» Глинки, что и произвело на него буквально шокирующее впечатление. В училище преподавали фортепиано (Франц Беккер) и был хор Гавриила Ломакина.
В пятьдесят четвертом году добрая и любимая матушка заразилась холерой и несмотря на все усилия врачей скончалась, оставив несчастного супруга и шестерых малолетних детей, старшему из которых Никоше исполнилось всего шестнадцать. Петр возвращается в училище, а также берет уроки игры на фортепиано Рудольфа Кюндингера, однако в пятьдесят восьмом его отец влезает в сомнительную аферу и теряет абсолютно все свое состояние. Однако все его прежние заслуги не были забыты, семейству выделили казенную квартиру и определили трудиться в Технологический институт. В конце мая 1859 года обучение было завершено, а несмотря на явное отвращение к правоведению, Петр Ильич даже сочинил марш и песнь для хора к пятидесятилетнему юбилею учебного заведения, правда, сам на торжество не пошел, потому его первые произведения исполнялись в его отсутствие.
После учебы Чайковской получил распределение в Первое отделение департамента Министерства юстиции, где вел дела крестьянства. Он много работал, но и развлекался и снова учился, к примеру, итальянскому языку с приятелем Луиджи Пиччиоли, настоящим оперным певцом. В шестьдесят первом Чайковский отправляется за границу в качестве переводчика. В этом турне он посетил Брюссель, Антверпен, Берлин, Париж, Гамбург, Лондон и многие другие города.
В этот период отец Петра предлагает ему совмещать государственную службу и занятия музыкой и даже консультируется с его учителем. Правда, тот отвечает, что особого таланта нет, да и в двадцать лет поздно начинать строить карьеру музыканта. Позже учитель Кюндингер раскается в своих словах и даже запишет это в своих мемуарах. Тем не менее, отец отправляет Петра в Санкт-Петербургскую консерваторию, где он стал одним из первых слушателей курса композиции. В качестве дипломной работы Чайковский написал свою знаменитую кантату «К радости», исполненную в декабре 1866 года. Уже в семидесятом году он получил диплом «свободного художника».
Слайды и текст этой презентации
— 25 октября 1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, педагог, дирижёр
и музыкальный критик.
Слайд 3Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это десять опер, три балета,
семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), 104 романса, ряд
программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы.
Слайд 4Его творчество представляет собой чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную
культуру и, наряду с творчеством его современников — композиторов «Могучей
кучки», — знаменует собой новый этап в развитии русской музыки.
романтизма и одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке,
давшим в художественной форме психологический анализ сложных и противоречивых явлений жизни.
Слайд 6В творчестве Чайковского вокальные сочинения занимают большое место. Его романсы
обычно небольшого размера, их тематика довольно разнообразна. Фактура изложения партии
сопровождения чаще гомофонно-гармоническая. Романс «Скажи, о чем в тени ветвей…», написанный в 1884 г., — пример любовной лирики. Композитор посвятил его известному русскому певцу и вокальному педагогу Федору Петровичу Комиссаржевскому, отцу выдающейся драматической актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской.
проникнуть в содержание произведения и определить основные черты художественного образа,
воплощенного в нем. Автор тонко передает искренние чувства человека. Развитие светлой, лиричной мелодии неразрывно связано с поэтическим текстом произведения. Несмотря на скачки в вокальной партии, характер мелодии остается мягким и плавным.
Слайд 8Петр Ильич Чайковский создавал романсы самого разного характера на протяжении
всей своей творческой жизни. Источники текстов композитор находил, по преимуществу,
у русских поэтов XIX века, его современников — А. Плещеева (20 романсов),
А.К. Толстого (12 романсов и дуэт), К. Р. (6 романсов),
Д. Ратгауза (6 романсов), А. Апухтина (5 романсов),
А. Фета (5 романсов), Я. Полонского (3 романса),
Д. Мережковского (2 романса) и др. Много писал на стихи Г. Гейне и И. Гёте в переводах Л. Мея, Ф. Тютчева, М. Михайлова: 6 романсов написаны на оригинальные тексты французских поэтов. Некоторые из романсов написаны на собственные стихи. Свое имя он скрывал за псевдонимом N.N.
Слайд 9Граф Владимир Александрович Соллогуб
(8 (20) августа 1813, Санкт-Петербург —
5 (17) июня 1882, Гамбург) — русский чиновник (тайный советник),
прозаик, драматург, поэт и мемуарист из литовского рода Соллогубов.На его слова написан также романс
П. Булахова «Нет, не люблю я Вас».
Слайд 10Среди романсов Чайковского преобладают романсы лирического склада с темой любви
во всем богатстве положительных и отрицательных чувств и настроений. Достаточно
много в романсах и глубоких лирико-философских тем. Несколько романсов написаны в духе народных песен. Романсы Чайковского чаще всего достаточно просты по форме, и в то же время необычайно красивы мелодически и замечательно соответствуют характеру текста. В этом и есть проявление таланта композитора.
Слайд 11Скажи, о чем в тени ветвей,Когда природа отдыхает,Поет весенний соловей,И
что он песней выражает?Скажи! Когда от жизненной тоскиТы утомленный изнываешьИ
злой печали вопрекиХоть призрак счастья призываешь.Что услаждает грудь твою?Не те ли звуки неземные,Когда услышишь ты впервыеСлова любви,Слова любви?
«курского соловушки», так с любовью называют её слушатели, звучал в лучших концертных залах Москвы:
2001 г. — Рахманиновский зал МГК, 2004 г. — театр Российской армии, 2005 г. — концертный зал им. П. Слободкина, 2006 г. — концертный зал Союза композиторов России, 2007 г. — Дом музыки, театр им. Вахтангова, 2008, 2009 гг. — Государственный Кремлёвский Дворец. В 2008, 2012 гг.
И. Стародубцева стала участницей Международного проекта «Содружество православной молодёжи», удостоенного Гранта Президента РФ Д.А. Медведева.
Слайд 15Использованные источникиСтародубцева И. Романс П.И. Чайковского «Скажи. О чем в
Творческая и личная жизнь
Многие концерты Чайковского были написаны во время работы в консерватории. Опера «Ундина»(1869 г.) не была поставлена, автор уничтожил ее. Лишь небольшая часть ее позже была представлена как балет Чайковского «Лебединое озеро».
В 1877 году Чайковский решил жениться на студентке консерватории Антонине Милюковой. Не испытывая к жене чувств, спустя несколько недель он навсегда уехал от нее. С тех пор супруги жили раздельно, они так и не смогли развестись в силу различных обстоятельств.
В 1878 году он покидает консерваторию и уезжает за границу. В то же время Чайковский близко общается с Надеждой фон Мекк – богатой поклонницей его музыки. Она ведет с ним переписку, поддерживает его материально и морально.
За двухлетнее время проживания в Италии, Швейцарии появляются новые великолепные произведения Чайковского: опера «Евгений Онегин», Четвертая симфония.
В мае 1878 года Чайковский делает вклад в детскую музыкальную литературу: пишет сборник пьес для детей под названием «Детский альбом».
После материальной помощи Надежды фон Мекк композитор много путешествует. С 1881 по 1888 год им было написано множество произведений. В частности, вальсы, симфонии, увертюры, сюиты.
Наконец в биографии Петра Чайковского установился спокойный творческий период, тогда же автор сам смог дирижировать на концертах.
9. Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)
Сергей Сергеевич Прокофьев — один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер.
Родился в Донецкой области, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных «вундеркиндов», с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков. Начало профессиональной карьеры вызвало бурю критики и непонимание его индивидуального принципиально антиромантического и крайне модернистского стиля, парадокс в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам и впоследствии стала сдерживающей силой модернистского всеотрицающего скептицизма. С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.
Страна изменилась и «свободное» творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой — он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам — острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Полибюро ЦК ВКП(б) в котором Прокофьев, Шостакович и другие подверглись нападкам и обвинениям в «формализме» и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять.
Одними из ярких произведений советского периода стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.
Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.
Цитата С.С.Прокофьева:
«Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…»
«Я — проявление жизни, которая дает мне силы сопротивляться всему недуховному»
Цитата о С.С.Прокофьеве: «… все грани его музыки прекрасны. Но есть здесь одна совершенно необычная вещь. У нас у всех, видимо, бывают какие-то неудачи, сомнения, просто плохое настроение. И вот в такие минуты, даже если я не играю и не слушаю Прокофьева, а просто думаю о нем, я получаю невероятный заряд энергии, испытываю огромное желание жить, действовать» Е.Кисин
Интересный факт: Прокофьев очень любил шахматы, и обогатил игру своими идеями и достижениями, среди которых изобретённые им «девятерные» шахматы — доска 24х24 поля с расставленными на ней девятью комплектами фигур.
Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844—1908)
Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.
Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору «Могучей кучки», который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора.
Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы — 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк — при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии. Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище «сказочник».
Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей — Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.
Цитата о композиторе: «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима». Мстислав Ростропович
Творчество русских композиторов конца 19-го — первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим именилась концепция подхода к «национальной» принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.
Музыкальное творчество
В возрасте двадцати одного года молодой человек стал брать частные уроки музыки в Русском музыкальном обществе у известных музыкантов Луиджи Пиччоли и Рудольфа Кондингера и, спустя несколько месяцев, стал студентом Санкт-Петербургской Консерватории, которая только что открылась. Он стал одним из первых её учащихся. Учась в музыкальном заведении, Пётр занимался и частными уроками с другими студентами. Окончив консерваторию, Чайковский уехал в Москву. Там он получил звание профессора, преподавая гармонию в Московской консерватории.
Впервые перед большой аудиторией его произведения были исполнены в городе Павловске. Дирижёром на концерте был Иоганн Штраус-младший. В 1869 году зрители познакомились с его оперой «Воевода». Это произведение тоже прошло с успехом. В последующем, Чайковский использовал часть музыкальных тем в своей новой опере «Опричник». Её исполнили на сцене Мариинского театра в столице.
Премьера состоялась в 1874 году. В это же время получила успех его Вторая симфония. Но критики не приняли оперу «Кузнец Вакула». Она получила отрицательные рецензии. Тем не менее, Чайковского стали воспринимать как талантливого композитора. Знатокам музыки нравились его инструментальные пьесы и концерты для фортепиано с оркестром.
В 1876 году Чайковский уже признанный композитор. С своей «Симфонией N 3 ре мажор» он отправился гастролировать по Европейским странам. Через год появилось знаменитое «Лебединое озеро» — красивейший балет, который популярен и в наши дни. После ухода из Московской Консерватории, Пётр Ильич занялся только сочинением музыкальных произведений. Он сочинял оперы и симфонии, балеты и концерты. Он писал также песни и кантаты. Ему принадлежат 169 музыкальных произведений. Балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик» не сходят со сцен музыкальных театров по сей день.
После ухода из консерватории, Чайковский много путешествует. Он уже хорошо известен в мире. Его произведения исполняются в Соединённых Штатах. Его концерты исполняются в театрах европейских столиц. Берлин и Прага, Париж и Лондон – аплодируют гениальному композитору и дирижёру. Перед иностранной публикой раскрылись образы необыкновенно-красивой русской природы и богатой русской души. После возвращения в Москву, в Большом театре увидела свет опера «Евгений Онегин». Им написаны пьесы для фортепиано «Времена года» и «Детский альбом».
Модест Петрович МУСОРГСКИЙ (1839—1881)
Модест Петрович Мусоргский — один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член «Могучей кучки». Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.
Родился в Псковской губернии. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в «Могучую кучку». Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире. Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.
В жизни Мусоргского было все — и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием. Последние его годы были тяжелыми — жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами. Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.
Цитата М.П.Мусоргского: «Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной.»
Цитата о М.П.Мусоргском: «Исконно русское звучит во всем, что творил Мусоргский» Н.К.РерихИнтересный факт: в конце жизни Мусоргский, под давлением «друзей» Стасова и Римского-Корсакова, отказался от авторских прав на свои произведения и подарил их Тертию Филиппову
Антон Степанович Аренский
Если бы музыкантам и поклонникам музыки конца прошлого и начала текущего века сказали бы, что творчество Аренского будет мало кто знать, то они бы в это не поверили. Оперы, камерная и симфоническая музыка, произведения для фортепиано и романсы, которые создал этот великий композитор ставились в лучших театрах, их исполняли великие артисты. Публика и критика хорошо принимала музыку Аренского, которые постоянно были на слуху.
Свое начальное музыкальное образование он получил еще в лоне семьи. Его отец очень любил музыку, хотя был врачом, а мать была хорошей пианисткой. Аренский продолжил свое музыкальное образование в Петербурге, в 1882 году он закончил класс композиции в консерватории. Он уже тогда проявлял свой яркий талант, хотя занимался и неровно, но обучение закончил с золотой медалью. После молодого музыканта пригласили преподавать в Московской консерватории теоретические предметы, а затем и композицию.
Аренский в Москве сблизился с Танеевым и Чайковский, который определил направление его музыкального творчества.Именно по просьбе Танеева, Чайковский передал Аренскому либретто из его уничтоженной оперы «Воевода». Композитор на его основе создал оперу «Сон на Волге», которая была поставлена в московском Большом театре в 1890 году. Оперу хорошо приняли и даже Чайковский называл ее лучшей, превосходной русской оперой. Еще одна знаменитая опера «Рафаэль» заставляла восхищаться как коллег — музыкантов, так и широкую публику.
Кроме создания музыки, Аренский в Москве продолжал работу в консерватории, создавал учебники, по которым обучались многие знаменитые музыканты. В его классе обучались Скрябин, Глиэр, Корещенко, Рахманинов и Конюс.
Вскоре, благодаря рекомендациям Балакирева, Аренский был приглашен на пост управляющего Придворной певческой капеллой в Петербурге. Эта была почетная должность. За шесть лет он создает мало музыкальных произведений. Активно сочинять он начинает лишь в 1901 году, когда вновь начал выступать на концертах и освободился от службы. Однако, вскоре он заболевает туберкулезом, от которого вскоре и умирает.
Исполняли музыку Аренского многие известные певцы того времени, среди которых был и Шаляпин — он пел балладу «Волки», «Детские песни», «Менестреля».
Смерть и слухи о самоубийстве
Ещё в 1891 году, находясь в США и восторгаясь «тамошним» к нему вниманием и восторгом публики, Чайковский отмечает в своём дневнике «какую-то стариковскую расхлябанность» и непривычную усталость. Даже местная пресса называет его человеком «лет шестидесяти», и ему приходится оправдываться перед публикой, напоминая свой реальный возраст
Та же необычная усталость отмечается им и в следующем году.
Вечером 20 октября (1 ноября) 1893 года совершенно здоровый Чайковский посетил элитный петербургский ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки, где пробыл примерно до двух часов ночи. Во время одного из заказов он потребовал принести ему холодной воды. Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в городе из-за холеры, Чайковскому подали некипячёную воду, которую он и выпил. Утром 21 октября (2 ноября) композитор почувствовал себя плохо и вызвал врача, который установил диагноз холеры. Болезнь протекала тяжело, и Чайковский скончался в 3 часа пополуночи 25 октября (6 ноября) от холеры «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме № 13 на Малой Морской улице. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения императора, было возложено на дирекцию Императорских театров, что явилось «примером единственным и вполне исключительным».
Вынос тела и погребение состоялись 28 октября (9 ноября); все расходы на погребение император Александр III повелел покрыть «из Собственых сумм Его Величества». Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов); пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы; «стены собора не могли вместить всех желавших помолиться за упокой души Петра Ильича». В похоронах принимали участие два члена императорской фамилии: принц Александр Ольденбургский (попечитель Училища правоведения) и великий князь Константин Константинович. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.
После смерти Чайковского возник слух о его «скрытом самоубийстве», якобы в страхе перед преследованием за гомосексуализм. Н. Н. Берберова отмечает распространение этих слухов в эмиграции, причём считает, что их распространяло потомство Н. А. Римского-Корсакова. Она же приводит мнение присутствовавшего при смерти Чайковского В. Н. Аргутинского-Долгорукого, который приписывает этот слух мести девиц Пургольд (то есть Н. Н. Римской-Корсаковой и её сестры певицы А. Н. Молас) за провал их планов выйти замуж за Чайковского . В 1980-х годах легенду поддержали публикации эмигрировавшей в США советского музыковеда А. А. Орловой, ссылавшейся на сведения, слышанные от людей старшего поколения. Согласно легенде, Чайковский якобы выпил мышьяк (симптомы отравления которым схожи с холерными) по приговору «суда чести» своих однокашников по Училищу правоведения, которые возмутились его домогательствами к малолетнему племяннику близкого к царю графа Стенбок-Фермора, что спровоцировало жалобу царю, и потребовали от него покончить с собой во имя чести Училища во избежание публичного скандала и уголовного наказания. Эту легенду специально разобрал и опроверг сотрудник Йельского университета Александр Познанский. Он опровергает легенду как подробно известной хронологией последних дней Чайковского, так и теми соображениями, что на гомосексуализм в российских верхах смотрели в высшей степени снисходительно (тем более что гомосексуалами были и некоторые члены императорской фамилии), а Училище правоведения, выпускники которого якобы возмутились гомосексуализмом Чайковского, было широко известно своими гомосексуальными нравами.
Н. Н. Берберова считает, что сюжет легенды, согласно которой скандал разразился из-за знакомства Чайковского на пароходе с 13-летним племянником графа Стенбок-Фермора, воспроизводит реально наделавшую шуму историю дружбы Чайковского (именно на пароходе) с 14-летним Володей Склифосовским (сыном известного хирурга) в апреле 1889 года.