Сатира, революция, кино и семья Бриков
Спустя год состоялась очень важная в биографии Маяковского встреча с семейством Бриков. С тех пор жизнь поэта переменилась. Влияние на жизнь Владимира Владимировича оказал Максим Горький: находясь под его протекцией, он отслужил в автомобильной школе. По правилам, имея статус солдата, поэт не имел никаких прав печататься. Здесь ему на выручку пришел Осип Брик, он выкупил у Маяковского две поэмы и опубликовал их сам. Этот период стал для Маяковского новым витком развития, он попробовал себя в сатирическом жанре.
Октябрьская революция не прошла мимо поэта, встретил он это событие в штабе восстания в Смольном. Владимир не раздумывая начал сотрудничество с новой властью и участвовал в первых собраниях деятелей культуры. Так как Маяковский был увлечен событиями, которые происходили в 1917-1918 годах, в то время выходили стихи и пьесы, посвященные исключительно революции.
На драматургии и сатире Маяковский не остановился, в 1919 году свет увидели три фильма, где поэт проявил себя как актер. Помимо кино, в этот период времени писатель активно сотрудничал с РОСТА и помогал в работе над агитационно-сатирическими плакатами. Также поэт находил время на работу в издании «Искусство коммуны».
Двадцатые годы стали ярким периодом в биографии Владимира Владимировича. В свет вышли произведения «Про это», «Севастополь-Ялта», «Владимир Ильич Ленин». Последняя поэма была поставлена в Большом театре, и во время чтения в зале присутствовал сам Иосиф Сталин. Это выступление вызвало бурю оваций, которые продолжались около двадцати минут. Этот период в жизни стал самым плодотворным и в плане творческом, и в плане путешествий. За несколько лет он объехал множество стран, которым посвящал свои произведения.
Всколыхнули общество бурные споры между Маяковским и Есениным. Владимир по-прежнему был верен футуристам, а Есенин примкнул в то время к самым ярым их противникам – имажинистам. Их взгляды были абсолютно разными, Маяковский пропагандировал революцию и городской уклад жизни, Есенин же писал о любви к деревенскому спокойствию. Но, несмотря на критику в адрес Есенина по поводу чрезмерного консерватизма и пристрастия к алкоголю, не признать очевидный талант своего «противника» Маяковский не мог. Многие отмечали сходство в характерах двух поэтов. Они оба были весьма вспыльчивыми и ранимыми душой, постоянно искали себя и боролись с чувством отчаяния. Поэзию Маяковского и Есенина объединяла тем суицида, которую они оба частенько поднимали в своих произведениях.
В период с 1926 по 1927 год Маяковский написал 9 сценариев для кино и возобновил работу в журнале ЛЕФ.
Конец двадцатых годов стал для Маяковского возвратом к драматургии. Он выпускает две пьесы — «Клоп» и «Баня», в которых умело отразил настоящее в сатирической форме со своим взглядом на будущее. Поэзия Маяковского вызывает противоречивые чувства у читателей и по сей день.
Роковым для писателя стал 1930 год: он начался с частых и резких обвинений коллег «по цеху». Но это не помешало поэту подвести итоги своей деятельности посредством выставки, которая носила название «20 лет работы». Но ожиданий Маяковского выставка не оправдала, ее не поддержали ни бывшие коллеги, ни руководство партии. Это был самый настоящий удар, который писатель тяжело переживал.
Дом Адамини
На Марсовом поле, д. 7 стоит знаменитый Дом Адамини. Здесь жил футурист Василий Каменский, друг Маяковского. Также поэт часто навещал проживавшую в этом же доме чету Судейкиных: Ольгу Глебову-Судейкину, актрису, танцовщицу, скульптора, одну из первых русских манекенщиц, и ее супруга, художника Сергея Судейкина.
В 1916-1919 годах в Доме Адамини работало литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» — Маяковский неоднократно выступал здесь, читал свои стихи. Стены поэтического кафе расписал Судейкин, но интерьеры были безвозвратно уничтожены во время наводнения 1924 года.
В ушах обрывки теплого бала,
а с севера — снега седей —
туман, с кровожадным лицом каннибала,
жевал невкусных людей.
Часы нависали, как грубая брань,
за пятым навис шестой.
А с неба смотрела какая-то дрянь
величественно, как Лев Толстой.
(«Еще Петербург»)
Как добраться до центра
В основном туристы приезжают в Петербург на машине, поезде или самолете.
В городе несколько вокзалов. Большинство поездов прибывают на Московский и Ладожский. Если вы приехали на поезде, спускайтесь в метро: станция есть на каждом железнодорожном вокзале.
Из аэропорта можно добраться на автобусе № 39. Остановка расположена прямо у выхода из аэропорта. Ближайшая станция метро — «Московская». Дорога займет 30 минут, проезд стоит 65 Р.
Чтобы добраться до первой точки маршрута, надо доехать до станции «Горьковская» на синей ветке. Метро в Петербурге гораздо меньше московского — поездка от «Московской» в среднем займет 20 минут. Проезд — 70 Р, столько же стоит провоз большого чемодана.
Добраться быстрее и с комфортом можно на такси. Поездка до центра на «Ситимобиле» или «Яндекс-такси» обойдется в 700—1100 Р. Цена зависит от расстояния, времени суток и спроса.
В центре Петербурга, особенно в теплое время года, много уличных музыкантов. Наиболее успешные занимают центральные точки и неплохо зарабатывают на своем ремесле
Петропавловская крепость
Петропавловская крепость — место, где заложили первый камень Петербурга в 1703 году. Крепость построили, чтобы охранять земли, отвоеванные у шведов. Правда, по назначению ее ни разу не использовали: крепость стала тюрьмой, где сидели известные «предатели родины» — от царевича Алексея, сына Петра I, до Максима Горького.
Вход на территорию крепости свободный. Там приятно пройтись по брусчатым улицам и оглядеться по сторонам. С пляжа рядом с крепостью или смотровой площадки открываются красивые виды на Неву и город: Зимний дворец, Дворцовый мост, Ростральные колонны.
В Петропавловской крепости есть несколько постоянных музеев и временные выставки. Там работают музеи космонавтики и ракетной техники, архитектурной керамики, науки и техники, истории денег. Экспозиции небольшие, но любопытные.
Вход в каждый музей стоит 100—550 Р. Если планируете посетить все экспозиции, выгоднее брать единый билет. Он обойдется в 750 Р.
Если хочется острых ощущений, можно посетить главную политическую тюрьму царской России в Трубецком бастионе: поразглядывать мебель, обстановку в камерах, прочувствовать атмосферу тюремной жизни. Отдельная экспозиция освещает историю заключенных в советское время. Когда представляю, как люди проходили через все эти испытания, мне становится не по себе.
Еще на территории крепости находится Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница. Там похоронены члены императорского дома Романовых, от Петра I до Александра III.
Дом Адамини
На Марсовом поле, д. 7 стоит знаменитый Дом Адамини. Здесь жил футурист Василий Каменский, друг Маяковского. Также поэт часто навещал проживавшую в этом же доме чету Судейкиных: Ольгу Глебову-Судейкину, актрису, танцовщицу, скульптора, одну из первых русских манекенщиц, и ее супруга, художника Сергея Судейкина.
В 1916-1919 годах в Доме Адамини работало литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» — Маяковский неоднократно выступал здесь, читал свои стихи. Стены поэтического кафе расписал Судейкин, но интерьеры были безвозвратно уничтожены во время наводнения 1924 года.
В ушах обрывки теплого бала,
а с севера — снега седей —
туман, с кровожадным лицом каннибала,
жевал невкусных людей.
Часы нависали, как грубая брань,
за пятым навис шестой.
А с неба смотрела какая-то дрянь
величественно, как Лев Толстой.
(«Еще Петербург»)
Революция
Поэт сразу же примкнул к новой власти. В 1917‑1918 гг. выпустил несколько произведений, посвященных революции («Наш марш», «Ода революции», «Мистерия-буфф»).
Одним из увлечений поэта был кинематограф, который тогда еще только зарождался в России. В 1919-м он снялся в трех кинолентах, выступив одновременно в качестве сценариста и режиссера. Поэт сотрудничал с РОСТА, выпускающим агитационно-сатирические плакаты, работал в газете, руководил журналом «ЛЕФ», выпускал ряд ярких и запоминающихся произведений.
Российский праздник «Алые паруса» получил высокие оценки мировых таблоидов
Овладеваем искусством дипломатии: как ориентироваться в мире офисной политики
Это как форма самосохранения: почему друзья на работе делятся секретами
Во время чтения Маяковским поэмы «Владимир Ильич Ленин» в Большом театре присутствовал Сталин. Чтение сопровождалось овациями, которые длились в течение двадцати минут.
1922-1925 гг. стали для поэта периодом насыщенных путешествий. В это время он побывал во Франции, Латвии, Германии, США и Латинской Америке.
Революционные годы
Не мудрено, что революцию 1917 года Маяковский принял как родную, всей душой и сердцем. Человеку творческому душно было жить в стране, где полицейский просит снять единственную рубаху перед выступлением на сцене, так как её цвет может вызвать революционные настроения.
Поэтому в 1917 году наш поэт был в центре революции, даже встал во главе отряда, который арестовал руководителя той самой автомобильной школы, где проходил службу юный Владимир по протекции Максима Горького. Генерал Секретев в своё время награждал Маяковского медалью за усердие, но горячему приверженцу революции это не помешало совершить над ним суд.
Евгений Николаевич Широков «Портрет В.Маяковского», 1987 годМестонахождение: Государственная художественная галерея, Пермь, Россия
Новую власть поэт охотно принял, написал множество произведений, восхвалявших революционные изменения в стране. Он был и участником различных комитетов нового государства по науке и культуре. К творениям Маяковского, которые написаны о революции, можно отнести: «Ода революции», «Наш марш», «Мистерия буфф» и другие.
Пожалуй, годы после революции были для писателя самыми плодотворными, его творчество хорошо принималось не только читателями, но и властной верхушкой. Поэму «Владимир Ильич Ленин» Маяковский сам прочёл со цены Большого театра в присутствии Сталина, который аплодировал поэту. В эти годы литератором было написано много поэм и других произведений.
Владимир Маяковский с пёсиком Скотиком, 1924 год
Культура и традиции
Жители Санкт-Петербурга, особенно те, которые считают себя коренными петербуржцами, гордятся своей богатой культурной и исторической наследием. В Санкт-Петербурге можно найти множество музеев, театров, галерей и других культурных учреждений.
Одним из символов города является балет, учрежденный в Санкт-Петербурге еще в XVIII веке. Русский балет знаменит своей техникой, грацией и изяществом. Один из самых известных театров балета в мире, Мариинский театр, находится именно в Петербурге.
Начиная с XVIII века, Санкт-Петербург был центром литературной жизни России. Здесь жил и творил Пушкин, Достоевский, Гоголь, Толстой и многие другие писатели. Некоторые из их домов превращены в музеи.
Еще одной традицией является белые ночи, когда в июне и июле город не засыпает, а светится яркими огнями и оживает музыкой и фестивалями. В это время года в Санкт-Петербурге можно увидеть красивейшие закаты и восходы солнца.
Дом на улице Маяковского
Современная улица Маяковского в начале XX века называлась Надеждинская. Здесь, в доме 52 жил Владимир Маяковский с 1915 по 1918 год.
Комната, которую снимал поэт у стенографистки Масленниковой, находилась на пятом этаже. Здесь были написаны поэмы «Флейта-позвоночник», «Человек», «Война и мир». Отсюда звонил Маяковский Лиле Брик, в отчаянии и усталости от любви, со словами: «Я стреляюсь. Прощай, Лилик».
В тот день пистолет дал осечку.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
(из стихотворения «Лиличка»)
На Надеждинскую в ноябре 1915-го Маяковский переехал, чтобы быть поближе к Лиличке — их познакомила Элла Каган за 5 месяцев до этого.
Угол Невского и Фонтанки
Возможно, одно из самых интимных мест в контексте истории Маяковского. Именно сюда приходил поэт, когда жизнь втроём с Лилей Брик и ее мужем становилась особенно невыносимой. «Муза» Маяковского не особенного щадила его чувства. Лиля неоднократно повторяла, что «страдать Володе полезно: он помучается и напишет хорошие стихи». И действительно, в моменты отчаяния Володя приходил сюда, к Аничкому мосту, а потом писал стихи. Читать их больно и сегодня:
Радуйся,
радуйся,
ты доконала!
Теперь
такая тоска,
что только б добежать до канала
и голову сунуть воде в оскал.
…
Мне,
чудотворцу всего, что празднично,
самому на праздник выйти не с кем.
Возьму сейчас и грохнусь навзничь
и голову вымозжу каменным Невским!
(из поэмы «Флейта-позвоночник»)
Маяковский: «талантливейший поэт советской эпохи»
Революционные потрясения 1917 года Маяковский встретил с большим энтузиазмом. 1918−1919 годы в биографии поэта были ознаменованы широким распространением темы революции. Владимир Владимирович пропагандировал идеи большевистской власти, негативно отзываясь о реалиях прошлого.
Новая власть поощряла творчество поэта, поддерживавшего революционные стихи. В годы НЭПа поэт много гастролировал по территории Советской России, часто издавался в прессе. Представители партийной верхушки положительно отзывались об авторе «Облака в штанах».
В 1922—1924 годы Маяковский посещал Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану.
Маяковский в фильме «Учительница рабочих». (wikipedia.org)
В Америке у поэта случилась краткая связь с одной русской эмигранткой (Элли Джонс), в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патрисия. Маяковский пользовался популярностью у женщин. Однако поэт официально не зарегистрировал ни одни свои отношения. Известно, что, кроме дочери Патриции, у Маяковского есть ещё и сын от связи с художницей Лилей Лавинской — Глеб-Никита, советский скульптор.
В 1920-е поэт учредил творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ», в котором был редактором. Также Маяковский участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА».
Постепенно Маяковский стал разочаровываться в революции. Нэпманы и партийные деятели вызывали у поэта раздражение. Быт, с которым боролся Маяковский в творчестве всю жизнь, возвращался в Россию. Владимир Владимирович написал сатирическое стихотворение «Прозаседавшиеся», в котором высмеял бюрократизм новых хозяев мира:
«Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»».
В 1929 году, когда только начинался «Великий перелом», Маяковский активно участвовал в антирелигиозной кампании большевиков. Поэт вместе с Максимом Горьким, Николаем Бухариным и Анатолием Луначарским выступил на II съезде Союза безбожников, на котором поддержал идею об отказе от «заигрывания» с церковью. Поэт всю жизнь был воинствующим атеистом.
Трагедия «Владимир Маяковский». (wikipedia.org)
В начале 1930 года Владимир Владимирович много болел. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Также поэту с трудом давалось написание поэмы «Во весь голос».
Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился из маузера. В своей предсмертной записке поэт оставил следующие слова: «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил…».
Самоубийство Маяковского до сих пор у многих вызывает вопросы. Кто-то считает, что за смертью поэта стояли сотрудники НКВД, другие же говорят о неразделённой любви к «Лиличке» Брик, не дававшей лирику покоя до конца жизни. Среди последних стихотворений Маяковского есть произведение «Неоконченное», читая которое ощущается мотив разрыва с любимой женщиной (пунктуация авторская):
«…любовная лодка разбилась о быт
С тобой мы в расчете
И не к чему перечень
взаимных болей бед и обид…».
В 1935 году Иосиф Сталин так написал о значении творчества Владимира Маяковского для советской культуры: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям — преступление…».
Маяковский на съемках фильма. (wikipedia.org)
После смерти поэта-футуриста советская власть начала насаждать его стихи, по выражению Бориса Пастернака, «как картошку при Екатерине». Однако для многих людей творчество Маяковского остаётся актуальным и в наши дни.
Владимир Маяковский. (wikipedia.org)
Обложка журнала. (wikipedia.org)
В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотеки Маяковского, улицы, пощади, парки, станции метро, кинотеатры), установлены многочисленные памятники. Театры им. Вл. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор — крупнейший православный храм в Санкт-Петербурге. Собор недействующий: он находится в статусе музея. Вход туда платный — 450 Р.
Собор строили 40 лет под руководством французского архитектора Монферрана. Рассказывают такую легенду: якобы архитектору предсказали смерть по окончании строительства, а дому Романовых — падение. Случайность это или нет, но вскоре после завершения работ Монферран умер, а Николай II отрекся от престола.
С мая по октябрь можно подняться на колоннаду Исаакиевского и полюбоваться панорамой города с высоты 101 метра. Виды восхитительные: оттуда просматривается Нева, здания петровских 12 коллегий, площади перед собором и сотни, если не тысячи разноцветных петербургских крыш.
Вход на колоннаду оплачивается отдельно и стоит 300 Р. Учитывайте, что на колоннаде почти всегда жутко холодно и ветрено. Даже если погода кажется вам благоприятной, не верьте Петербургу и одевайтесь теплее.
Анализ стихотворения «Стихи о советском паспорте» Маяковского
Маяковский был горячим сторонником революции и установившегося коммунистического режима. В своих произведениях он неустанно воспевал величие советского строя. Благодаря оригинальному образу мышления поэта эти произведения не сливались с общим потоком восторженных отзывов советских поэтов и писателей. Примером этого является стихотворение «Стихи о советском паспорте» (1929 г.).
Установка и укрепление «железного занавеса» начались уже с первых лет существования молодого советского государства. Возможность поездки за границу была только у высших представителей власти, либо у тщательно проверенных органами госбезопасности людей, направляющихся в рабочую командировку. Маяковский в качестве корреспондента часто путешествовал по миру. Ему нравилось впечатление, которое советские люди производили на иностранцев.
Маяковский посвятил стихотворение простому советскому паспорту. Описывая паспортную проверку в поезде, он сразу заявляет, что ненавидит бюрократизм, который у него ассоциируется с буржуазным обществом. Творческая душа поэта не выносит жизни «по бумажке». Но он с интересом отмечает изменения в проверяющем при виде паспортов различных государств. Личность человека отходит на второй план, главным становится его гражданство. Спектр проявляемых эмоций контролера огромен, от полного равнодушия до унизительной покорности. Но самый яркий момент – предъявление советского паспорта. Он вызывает в иностранцах одновременно ужас, любопытство и растерянность. Граждане СССР воспринимались как выходцы с того света. Виновата не только советская идеология, западная пропаганда тоже немало поработала над созданием образа врага-коммуниста, недочеловека, который стремится только к хаосу и разрушению.
Маяковский упивается произведенным эффектом. Свой невзрачный паспорт он с грубой лаской наделяет различными эпитетами: «пурпурная книжица», «краснокожая паспортина», «молоткастый», «серпастый» и др. Очень выразительны и характерны для поэта сравнения паспорта с «бомбой», «ежом», «бритвой». Маяковский рад ненависти в глазах полицейских. Он готов пройти через страдания Иисуса Христа («был бы исхлестан и распят») за то, что обладает невзрачной бумажкой такой невероятной силы.
Фраза «Я достаю из широких штанин» стала крылатой. Ее бессчетное количество раз подвергали критике и пародировали. Но в ней звучит искренняя гордость человека, уверенного в величии и могуществе своего государства. Это гордость позволяет Маяковскому твердо заявить всему миру: «Я – гражданин Советского союза».
Другие статьи раздела
23.06
Русское чудо на берегах Невы
Жизнь создателя оркестра русских инструментов Василия Андреева. Появление первой “Школы для балалайки”. История Государственного академического русского оркестра имени В. В.Андреева.
Персоналии
20.06
Роберт Рождественский: Неправда, что время уходит. Это уходим мы
20 июня исполняется 91 год со дня рождения одного из самых известных лириков и рупоров советской эпохи 60-х годов
Персоналии
14.06
Сегодня, 14 июня, исполняется 132 года со дня рождения известного детского писателя Александра Волкова
24.05
Образ Александра Невского в живописи
Образ Александра Невского, воплощённый живописцами на полотнах, сложен. С одной стороны, его портреты всегда наполнены аурой мужества и мудрости…
Смотреть все
Дом на улице Маяковского
Современная улица Маяковского в начале XX века называлась Надеждинская. Здесь, в доме 52 жил Владимир Маяковский с 1915 по 1918 год.
Комната, которую снимал поэт у стенографистки Масленниковой, находилась на пятом этаже. Здесь были написаны поэмы «Флейта-позвоночник», «Человек», «Война и мир». Отсюда звонил Маяковский Лиле Брик, в отчаянии и усталости от любви, со словами: «Я стреляюсь. Прощай, Лилик».
В тот день пистолет дал осечку.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
(из стихотворения «Лиличка»)
На Надеждинскую в ноябре 1915-го Маяковский переехал, чтобы быть поближе к Лиличке — их познакомила Элла Каган за 5 месяцев до этого.
Другие места Достоевского в Санкт-Петербурге
- Дом Пряничникова, Владимирский проспект, дом 11. Здесь жил писатель о своим братом, а когда тот съехал, соседом писателя стал доктор Ризенкампф. К доктору приходили пациенты из бедных слоёв, общение с которыми повлияло на его творчество. Здесь он написал свой первый роман «Бедные люди».
- Дом Котомина, Невский проспект, дом 18. В доме была кондитерская «Вольф и Беранже», где Достоевский познакомился с революционером Петрашевским. Идеи эти увлекли его, что чуть не стоило ему жизни. Он был приговорён за революционную деятельность к смертной казни, но, к счастью наказание заменили двумя годами каторги.
- Дом Шиля, Вознесенский проспект, дом 8. Здесь была гостиница «Париж», а затем доходный дом Шиля. В середине XIX века Достоевский снимал здесь комнату, где его и арестовали по делу революционеров петрашевцев.
- Музей Достоевского, Кузнечный переулок, дом 5/2. В этом доме Достоевский провёл последние годы жизни и скончался. В музее выставлены личные вещи Достоевского и его семьи.
1914-й
Когда началась Первая мировая война, Маяковский, как истинный патриот, записался в ряды добровольцев на фронт. Молодого человека не приняли в армию, так как раньше он пропагандировал революционные идеи. Власти страны решили, что такой солдат с политической точки зрения может быть неблагонадёжен.
Не попав на войну, поэт сочинил литературное произведение про царскую армию «Вам». Кто знает, если бы Маяковский попал на фронт, выжил бы он среди хаоса войны? Благодаря мирному времяпрепровождению в уме Владимира родились такие произведения как «Облако в штанах», основанное на впечатлениях и эмоциях от безответных чувств, и «Война объявлена».
Владимир Маяковский ( стоит крайний справа) с группой футуристов, 1913 год
«Товарищ Константин» — это не псевдоним, а правда!
Внимательно перечитывая документы об арестах Маяковского в 1908-1909 годах, я был поражён загадочным обстоятельством: юного Володю раз пять выпускали на поруки родителей, ссылаясь на малость возраста, но никто из следователей не верил, что он несовершеннолетний!
Владимира Владимировича допрашивали два следователя, один околоточный надзиратель, освидетельствовали два тюремных врача – и все в один голос заявляли: арестованному не 14-15 лет, как следует из его метрики, а от 17 до 21 года! То есть год его рождения не 1893-й, а 1888-й!
Поразило меня и то, что родственники никак не объясняли это расхождение, а просто подтверждали: да, он выглядит старше своих лет.
«Вот она, тайна семьи!» — подумал я, принимаясь за чтение воспоминаний Александры Алексеевны и сестры Людмилы. Разложив факты из жизни маленького Володи по годам, я обнаружил немало удивительного. Так, в 1894 году, когда Володе был всего 1 год, он уже научился ходить, а говорить начал ещё раньше. В 1897 году, в 4 года, он уже полюбил книги, а в 1898-м любил, забравшись в пустую глиняную винную бочку, декламировать стихотворение Майкова «Пастух». В 1899-м, в 6 лет, читал, играл в крокет, городки, домино и поражал окружающих остроумием. Однажды прямо-таки срезал отца, пустившегося в пляс с юной барышней, стишком собственного сочинения: «С пёстрой бабочкой на счастье в танцах принял он участье». В это же время он поразил взрослых, сказав, что его в Россию «тянет невероятнейше…»
В 1900 году Александра Алексеевна переехала в Кутаиси для устройства сына в гимназию. И опять чудеса! Семилетний мальчик дружит только с гимназистами старше его на 5 лет, с ними любят часами беседовать взрослые. В 1903 году, в 10 лет, Володя увлёкся Гоголем, Тургеневым, Гончаровым, Чеховым, Горьким, пристрастился к чтению газет. В 1904-м второклассник Маяковский читает Скитальца и Гейне, участвует в гимназических волнениях. В 1905-м (12 лет) митингует по поводу убийства Баумана, ходит в марксистский кружок, увлекается Энгельсом и Лассалем…
Очевидно, что в указанные годы, всё это мог делать мальчик, который был старше Володи лет на 5, то есть родившийся в 1888 году. Создавалось ощущение, будто в семье Маяковских было два сына – Володя и ещё один, на пять лет его старше. И это оказалось правдой. Действительно, в семье Маяковских было два сына. Старший Костя родился в 1888 году и, со слов родных, умер в трёхлетнем возрасте. А младший Володя – стал знаменитым поэтом. Но, похоже, умер-то в малолетстве не Костя, а Володя, а Костя почему-то стал жить, прикрываясь Володиной метрикой!
Искать причину этой подмены долго не пришлось. В 1904-1905 годах Кутаиси стал центром революционных волнений в Западной Грузии. В них деятельно участвовали гимназисты-старшеклассники, ходившие на демонстрации, разбрасывавшие прокламации, дравшиеся с полицией. В октябре 1905 года в городе было объявлено военное положение, учебные заведения закрыты, проводились аресты. Думается, гимназисту Константину Маяковскому угрожали серьёзные неприятности, может быть даже тюрьма. Тревога за сына побудила Александру Алексеевну уехать из Кутаиси в Москву, где их никто не знал. В столице Константин объявился уже под именем умершего младшего брата.
К сожалению, кутаисский опыт ничему не научил Маяковского. Он снова взялся за революционную деятельность, из какой-то мальчишеской бравады взяв своё настоящее имя в качестве партийного псевдонима – «товарищ Константин».
Однако царские следователи вовсе не были глупцами. Арестовав молодого человека, назвавшегося Владимиром Маяковским, они послали запросы не только в московскую, но и в кутаисскую гимназию. И, конечно же, выяснили, что перед ними не подросток Владимир, а вполне взрослый молодой человек Константин Маяковский, который должен за свои поступки отвечать по всей строгости закона. И, по-видимому, они сумели ему объяснить, что если он откровенно ответит на интересующие их вопросы, то и они поверят, что ему 14 лет и что «товарищ Константин» — это кличка, а не настоящее имя…
Герман Смирнов