Скульптуры писателей
Михаил Константинович Аникушин — скульптор разноплановый и самобытный. В своем творчестве он не ограничивался единственной выбранной тематикой, никому не подражал и не копировал чужой стиль.
Аникушин любил творить в разных жанрах и направлениях, вырабатывая свой собственный, непревзойденный и выразительный почерк.
Всю свою жизнь он с удовольствием работал над скульптурами писателей. Литература и ее деятели всегда волновали воображение ваятеля. Он видел писателей не только романтичными и мечтательными, не только восторженными и мятущимися, но и сильными духом, крепкими телом, имеющими глубокий внутренний стержень.
Такими перед нами предстают Пушкин и Чехов, увековеченные крепкой уверенной рукой мастера.
Аникушин разработал и создал целый цикл пушкинских скульптур. Это были и памятники, и бюсты, и статуи.
К каждому творению скульптор подходил индивидуально, глубоко размышляя не только над тем, как передать своеобразный характер поэта, но и над тем, как впишется монументальное произведение в обрамляющее его окружение — пейзажи, городские постройки, автомагистрали.
Тридцатилетний труд
Среди величественных и глубоких произведений Аникушина стоит выделить и памятник Чехову, установленный в столице Российской Федерации.
Михаил Константинович долго размышлял над тем, как неповторимо и оригинально передать своим ваянием непревзойденный талант и духовный потенциал своего любимого писателя.
Аникушин решил создать двойной памятник, изобразив две фигуры — писателя и его друга Левитана. Скульптора всегда привлекали отношения этих великих одаренных людей, представителей интеллигенции девятнадцатого века.
Однако эскиз памятника не прошел по конкурсу, и на некоторое время Михаил Константинович отложил работу над ним.
Лишь спустя тридцать лет он представил общественности новую, переделанную скульптуру.
Памятник Чехову поражал своей неординарностью и самобытностью. Это был не тот Чехов, которого привыкли видеть столичные обыватели: в пенсне, с тросточкой и бородкой.
Под умелыми пальцами Аникушина Антон Павлович предстал как неуловимая и в то же время гениальная личность, гармонично сочетавшая в себе благородство и талант, трагизм и лихую удаль.
Слайд 7 Место поединка стало священным для петербуржцев. В
несколько временных памятников. Сначала оно было отмечено дощечкой с надписью:
«27 января 1837 года против сего места упал смертельно раненный на поединке Пушкин». Затем в 90-е годы XIX века был поставлен гипсовый бюст поэта. В годы Советской власти здесь находился ещё один временный памятник. Ныне существующий монумент был торжественно открыт 8 января 1937 года к столетию со дня гибели Пушкина. Памятник представляет собой 9 — метровый гранитный обелиск на высоком четырёхгранном постаменте со ступенчатым основанием с укреплённым на нём барельефом поэта и надписью «Место дуэли А.С.Пушкина 26/V-1799 – 29/I-1837» (архитектор А.И. Лапиров, скульптор М.Г. Манизер). На тыльной стороне – надпись: «Сооружен в 1937 г».
Обелиск на месте дуэли
Как создавали Медного всадника
Создание монумента было непростым. Лучшие умы российских академий спорили относительно внешнего вида памятника. Сама Екатерина II хотела сделать императора величественным, восседающим на коне. Бельский видел его без коня, а Дидро и вовсе предлагал скульптуру в виде фонтана. Штелин хотел изобразить императора не в одиночестве, а среди человеческих пороков, которые пали к его ногам. Фальконе отказался от перечисленных идей и создал свой уникальный эскиз.
Автор памятника видел в Петре I не только военачальника со множеством побед. Он рассматривал великого императора, прежде всего, как благодетеля и созидателя. Вместо стандартного для того времени изображения правителя в одежде римского императора, скульптор использовал длинную национальную рубаху. Вместо седла он изобразил на памятнике медвежью шкуру. Целью этого замысла было показать людям близость правителя к своим подданным.
Остальные элементы скульпторы тоже имели свое смысловое значение. Так, затоптанная змея символизировала побежденное невежество. Также она обозначала поверженных иностранных врагов.
Вся фигура Петра I демонстрирует уверенность в будущем государства. Его протянутая вперед рука считается символом покровительства всей России. Победы императора в Северной войне увековечены символами в виде лаврового венка и меча на поясе.
Гранитный постамент служил одновременно символом вершины горы как преодоленных преград и поднимающейся морской волны, которая олицетворяла множество морских побед Петра.
Чтобы получить динамичный памятник, мастер делал эскизы движущегося коня. Для этого гвардейцы поднимали его на дыбы и старались удержать в таком положении или двигались верхом по помосту.
Памятные доски
24 апреля 2001 г. в Мемориальном музее-кабинете А.С. Попова в Кронштадте состоялась конференция в честь его 95-летия. Перед началом конференции на здании музея (бывшем здании МОК) в торжественной обстановке, при поддержке внучатого племянника Троицкого — С.С. Лаппо, была открыта мемориальная доска соратникам А.С. Попова — П.Н. Рыбкину, Е.П. Тверитинову и Д.С. Троицкому.
На ул. Макаровская в Кронштадте открыта мемориальная доска на беседке в саду «МОК», где 7 мая 1895 года А.С. Попов и П.Н. Рыбкин впервые в мире приняли электромагнитные колебания грозовых разрядов на грозоотметчик.
В Кронштадте на фасаде жилого дома по адресу: ул. Зосимова д. 22, корп.2 (ранее объект недвижимости был учтен по адресу ул. Володарского, д. 11 (ныне ул. Андреевская)) на 2 этаже в 1948 году открыта мраморная мемориальная доска. В этом доме с 1933 г. по 1948 г. жил пионер радио П.Н. Рыбкин.
К 100-летию радио в мае 1995 г. в Кронштадте по ул. Советская, д. 43 открыта мемориальная доска на здании Морского Собрания (дом офицеров), где в 1886-1898 гг выступал с публичными лекциями А.С. Попов.
К 100-летию изобретения радио в мае 1995 г. в Кронштадте на ул. Макаровская, д.3 открыта мемориальная доска на здании бывшего Технического училища морского ведомства им. Императора Николая I., где в 1890-1901 гг. преподавал А.С. Попов (читал, разработанный им специально для училища, курс лекций по электричеству)
Мемориальная доска в Кронштадте на доме по ул. Аммермана, д. 31 (бывшая ул. Песочная, д. 31), где жил А.С. Попов с 1886 по 1898 годы
Мемориальная доска на здании СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (здание учебного корпуса Электротехнического института императора Александра III, 1903 г.), около физической аудитории и кабинета-лаборатории А.С. Попова на ул. Проф. Попова, д. 5 (бывшая ул. Песочная ул., д. 5)
К 100-летию изобретения радио А.С. Поповым, 2 мая 1995 г. установлен памятный камень «Кронштадт — Родина Радио» на Тулонской аллее, возле Летней пристани в Кронштадте
СПб, В. О., Съездовская линия, на доме 31
24 (12) марта 1896 г. была отправлена Петром Николаевичем Рыбкиным на расстоянии 250 м первая в мире радиограмма «Генрих Герц». В память об этом событии в мае 1946 г. установлена мемориальная доска на здании химической лаборатории во дворе Петербургского Университета на Университетской наб., 7-11к2 / Университет, д. 26
24 (12) марта 1896 г. была принята Александром Степановичем Поповым на расстоянии 250 м первая в мире радиограмма «Генрих Герц». В память об этом событии в мае 1946 г. установлена мемориальная доска на здании физического института, где размещался зал заседаний «РФХО», во дворе Петербургского Университета на Университетской наб., 7-11к1 / Университет, д.4
Мемориальная доска в парке на здании Лесотехнической академии в Санкт-Петербурге. В мае 1895 года здесь был установлен и много лет работал первый в мире радиоприемник – грозоотметчик А.С. Попова
Памятный знак на цехе № 10 Кронштадтского Морского завода, посвященный первой в России радиомастерской. Мастерская начала работу в сентябре 1900 года под руководством Е.Л. Коринфского. Радиомастерская подчинялась Главному минеру Кронштадтского порта полковнику по Адмиралтейству Е.П. Тверитинову.
Екатеринбург
Тюмень, ул. Пристанская, 14
Обучение
Чему научился в Академии Аникушин? Скульптор Матвеев — один из преподавателей Михаила, известный и мастеровой ваятель, — научил одаренного студента глубоко анализировать и творчески передавать натуру. И хотя Матвеев настаивал на пластическом обобщении и художественном отвлечении образа, юный Аникушин выработал свой индивидуальный почерк, не похожий на почерк наставника. Он гармонично соединяет в своих скульптурах яркий пластический образ произведения и материальную явственность внешнего мира.
Обучаясь в академии, Аникушин создает свои первые приметные работы — это целая серия фигурок детей, таких как “Пионерка с венком” и “Девочка с козленком”, а также ряд небольших скульптурок рабочих на производстве, навеянных посещением производственных заводов и фабрик страны.
Слайд 49 Франсиско де Миранда Записи из дневника (в сокращении)
Санкт-Петербург Затем вышел граф, и я
был представлен ему. Мы сели за стол и во время
обеда среди прочего заговорили о титуле, которого был только что удостоен князь Потемкин, и о том, наследуется ли он или нет. Я сказал, что, без сомнения, наследуется, как то было принято еще в Древнем Риме, и привел пример Сципиона Африканского. Морков же, похожий на француза, утверждал обратное, на что я заметил, что это всего лишь его частное мнение, поскольку он не может сослаться ни на чей авторитет. Я увидел, что мои слова пришлись всем по вкусу, а после узнал, что сей эрудированный господин имеет обыкновение заговаривать своего собеседника, не давая тому раскрыть рта. После обеда я сказал графу, что имел честь познакомиться с Ее Императорским Величеством, был ею благосклонно принят и теперь желал бы таким же образом быть представленным его высочеству великому князю и т.д. Он ответил, что сообщит ему о моем желании и немедленно известит меня о принятом решении. На том мы расстались, он приглашал меня к себе в гости и т.д.
Архитектура захватывает территории
По распоряжению Елизаветы Петровны архитектор Растрелли построил Летний дворец. Его возвели из дерева, разбив на 169 апартаментов. Главный фасад выходил на Мойку и Летний сад. После смерти Елизаветы, дворец перешёл во владение Екатерины II. А вот Павел I приказал разобрать строение из-за «ветхости» и построить на этом месте михайловский замок.
Луг превратился в военный плац Петербурга и сменил название на Марсово поле, в честь бога войны — Марса. Именно здесь по приказу Павла I впервые установили Обелиск «Румянцева Победам» в 1799 году. Через пару лет на другой стороне появился памятник А. В. Суворову. В 1818 году Росси предложил передвинуть его ближе к Неве, сформировав тем самым Площадь Суворова.
Обелиск Румянцева Победам перенесли на Васильевский остров к Кадетскому корпусу, потому что Румянцев был его воспитанником.
Памятник М.В. Ломоносову на Университетской набережной в Петербурге (1986)
Памятник Ломоносову в Петербурге
Этот памятник великому русскому ученому более поздний и более значимый по масштабам.
Его создание было приурочено к 275-летию со дня рождения Ломоносова. Памятник был открыт в 1986 году.
Место для памятника выбирали тщательно, поэтому выбрано оно удачно – возле Государственного университета, где прошла практически вся его жизнь: сначала он был здесь студентом, затем преподавателем и, наконец, ректором.
С момента установки памятника и до настоящего времени существует традиция: каждый год 1 сентября возле памятника Ломоносову проходит посвящение в студенты Санкт-Петербургского государственного университета.
Проект монумента разработали скульпторы Б.А. Петров и В.Д. Свешников, которым помогали два архитектора: Э.А.Тяхт и И.А. Шахов.
Трехметровая бронзовая фигура Ломоносова на памятнике очень узнаваема, хотя практически лишена символики того времени: парика, мантии. Ученый сидит в свободной позе, положив на колени незаконченную рукопись и устремив взгляд вдаль. Его лицо озарено творческой мыслью.
Постамент памятника выполнен из красного гранита.
История создания памятника
Памятник Ломоносову
Он был задуман еще ко дню 250-летия основания Российской Академии наук, когда возле здания университета был установлен гранитный камень с высеченной надписью о том, что здесь будет установлен памятник М.В. Ломоносову. Но потом эта идея на некоторое время оказалась забытой, лишь в 1980 г. власти города вернулись к ней. Был объявлен конкурс на лучший эскиз памятника, в котором было рассмотрено 9 проектов. Победили скульпторы В.Д. Свешников и Б.А. Петров, а также архитекторы И.А. Шахов и Э.А. Тяхт.
Памятник был открыт в ходе пышных государственных торжеств, посвящённых 275-летию со дня рождения Ломоносова 21 ноября 1986 года.
Памятник исполнен в стиле классицизма: академическая поза, расположенная диагонально относительно главных осей постамента, образ ученого легко узнаваем, удачно смотрится в различных ракурсах и в перспективе.
Гранит для постамента привезен из карьера «Кузнечное», обработка камня произведена на Ленинградском камнеобрабатывающем заводе. Бронзолитейные работы выполнены на заводе «Монументскульптура».
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда ()
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957)
- Народный художник СССР ()
- Ленинская премия (1958) — за памятник А. С. Пушкину в Ленинграде на площади Искусств
- Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1986) — за серию скульптурных портретов «Наш современник»: «Ткачиха В. Н. Голубева», «Рабочий В. С. Чичеров», «Балерина Г. С. Уланова», «Композитор Г. В. Свиридов»
- Два ордена Ленина (, )
- Орден Октябрьской Революции
- Орден Отечественной войны II степени ()
- Орден Трудового Красного Знамени ()
- Орден Дружбы народов () — за выдающиеся заслуги в области изобразительного искусства.
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
- Золотая медаль им. М. Б. Грекова (1975)
- Почётный доктор СПбГУП (с 1994)
- Почётный гражданин Санкт-Петербурга ()
Интересные факты
Петербург невозможно представить без всевозможных легенд и мифов. Многие из них связаны с памятниками, которые, как верят суеверные люди, могут оживать и хранить в своих бронзовых склепах души умерших героев.
Не обошли легенды стороной и известного «Медного всадника». Самая распространенная из них связана с Павлом Первым, правнуком Петра Первого. Именно он увидел призрак своего знаменитого родственника, который указал ему на место, где в будущем будет возведен монумент в его честь.
Еще одна мистическая история случилась много позже, в 1812 году. Когда угроза французского нападения во главе с Наполеоном стала вполне реальна, действующий царь Александр Первый решает увезти «Медного всадника» из Петербурга. Тогда соратнику императора снится сон, как медный всадник срывается со своего каменного пьедестала и мчится в сторону Каменного острова. Петр Первый возмущенно кричит Александру: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию? Но до тех пор, пока я стою на своем месте, моему городу нечего опасаться». Этот сон произвел такое сильное впечатление на императора, что он решает оставить памятник на своем месте.
Кроме мистических историй в жизни памятника есть вполне реальные вещи. Например, голова Петра Первого, вылепленная Мари Анн Коло, так понравилась Екатерине II, что она назначила ей пожизненной жалование. И это несмотря на то что скульптор памятника Фальконе все-таки изменил сделанный девушкой гипсовый слепок.
С постаментом также связано множество мифов. Один их самых известных, который выглядит вполне реальным, — это происхождение «Гром-Камня». Как выяснили ученые и искусствоведы, такого гранита, из которого состоит скала, не было на территории Петербурга и области. Предположили, что это ледники принесли огромную каменную глыбу в эту местность. И именно на нем древние люди совершали свои языческие обряды. Гром расколол скалу надвое, и в народе ей дали имя «Гром-Камень».
Еще одна история связана со смертью Петра. Как известно, император простудился во время своего похода к Ладожскому озеру. Именно там произошло событие, окончательно подкосившее Петра. В той самой деревне Лахта, где был найден камень, Петр по пояс в воде спасал севший на мель бот со своими солдатами. Во время отдыха после тяжелого происшествия Петр лежал именно на этом «Гром-Камне», который впоследствии станет постаментом к великому монументу в его честь! Так камень забрал душу царя, чтобы навсегда сохранить ее в себе и В городе, созданном им.
Однако памятник не раз проклинали, были это в основном жители окрестных сел и деревень, которым не нравились преобразования нового государя. Когда монумент был открыт, кто-то назвал Петра Первого «Всадником Апокалипсиса», несущим зло и разрушения. Но, как нам известно, проклятье не в силах разрушить прекрасно созданное произведение искусства. Во главе стоит здравый смысл и профессионализм людей, работавших над бронзовой скульптурой.
Также интересные факты о памятнике «Медный всадник» связаны с тяжелым военным временем. Во время блокады Ленинграда все значимые объекты Санкт-Петербурга были спрятаны, чтобы фашисты не смогли их уничтожить во время бомбежек. Медный всадник был тщательно укрыт мешками с землей и песком, а сверху заколочен деревянными досками. После снятия блокады памятник освободили и с удивлением обнаружили, что на груди Петра Первого была мелом нарисована Звезда героя Советского Союза.
Основные работы
- «Воин-победитель» (дипломная работа, 1947)
- Памятник А. С. Пушкину (сидящая фигура на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде, 1955)
- Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (бронза, гранит, 1949—1957; арх. В. А. Петров; открыт в 1957 г.)
- Памятник А. С. Пушкину в Ташкенте (1974)
- Портрет В. М. Бехтерева (1960)
- Памятник актрисе Е. П. Корчагиной-Александровской (1958); Некрополь мастеров искусств Государственного музея городской скульптуры
- Портрет артиста Ю. М. Юрьева, бронза, гранит, 1961; Некрополь мастеров искусств Государственного музея городской скульптуры
- Портрет космонавта Г. С. Титова (1961)
- Памятник В. И. Ленину на Московской площади в Ленинграде (1970, арх. В. А. Каменский)
- Портрет генерального авиаконструктора А. С. Яковлева (1975)
- Героическим защитникам Ленинграда» (открыт в 1975, архитекторы В. А. Каменский и С. Б. Сперанский)
- «Золотой мальчик» (1975, скульптура, которая не вошла в мемориальный комплекс «Монумент героическим защитникам Ленинграда» по воле партийного начальства)
- Портрет композитора Г. В. Свиридова (1980)
- Портрет артиста Н. К. Черкасова (1975, Некрополь мастеров искусств Государственного музея городской скульптуры)
- Памятник на могиле композитора Р. М. Глиэра на Новодевичьем кладбище в Москве
- Бюст конструктора Н. Д. Кузнецова, установлен 19 августа 1986 года в Сквере имени Кузнецова в Самаре.
- Памятник А. С. Пушкину (станция метро «Черная речка» (Санкт-Петербург, 1982)
- Композиция «Мир» в парке Мира Нагасаки.
- Памятник балерине Г. С. Улановой в Московском парке Победы (Санкт-Петербург, открыт 30 мая 1984 года).
- Памятник В. И. Ленину на центральной площади Находки (12 июля 1984 года).
- Памятник Вере Мухиной в Пречистенском переулке в Москве (1989 год).
- Памятники А. С. Пушкину (1993 год) и М. И. Кутузову (1995 год) в Калининграде.
- Памятник А. П. Чехову в Камергерском переулке в Москве (1997).
- Памятник Морякам и создателям флота России в Санкт-Петербурге (открыт 2 ноября 1996 года)
Биография
Михаил Аникушин родился 19 сентября (2 октября) 1917 года в Москве, в семье рабочего.
Отец Константин Аникушин, паркетчик, работал над паркетами гостиницы «Москва».
В 1931 году Михаил начал заниматься в Московской студии лепки и рисования под руководством Г. А. Козлова.
В —1936 годах учился в подготовительных классах при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры у В. С. Богатырёва, в — — в Ленинградской средней художественной школе у Г. А. Шульца, в — и — — у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
В 1948—1951 и с 1958 года до самой смерти преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, возглавлял персональную творческую мастерскую. Профессор (1960).
С самого начала войны ушёл в ополчение. С ноября 1941 года воевал в рядах РККА.
Одна из наиболее известных работ скульптора — памятник Пушкину, установленный в Ленинграде в 1957 году, а в 1958 удостоенный Ленинской премии. Конкурс на проект памятника объявили, когда М. Аникушин был первокурсником Академии художеств.
Представитель классической, традиционалистской школы, работавший в станковой и монументальной скульптуре, автор ряда известных изображений, ставших знаковыми для своего времени: А. С. Пушкина, А. П. Чехова, Г. С. Улановой, Н. К. Черкасова, В. М. Бехтерева, В. И. Ленина, скульптурных групп мемориального комплекса Монумент героическим защитникам Ленинграда и др.
Председатель правления Ленинградского отделения Союза художников СССР (1962—1972, 1986—1990). Член Президиума Российской академии художеств (1995—1997).
Член ВКП(б) с 1944 года. Член ЦРК при ЦК КПСС (1966—1976).
Умер 18 мая 1997 года в Санкт-Петербурге. Похоронен в некрополе «Литераторские мостки» Волковского кладбища.
Семья
- Жена — Мария Тимофеевна Литовченко (1917—2003), скульптор. Член-корреспондент РАХ. Народный художник Российской Федерации.
- Брат — Владимир Константинович, инженер-геодезист, участник создания Карагандинского промышленного района
- Дочь — Вера Михайловна Аникушина (1949—2013)
- Внук — Адриан
- Внук — Константин
- Дочь — Нина Михайловна Аникушина
Внучка — Анна
Поступление в Академию художеств
Оказывается, документы, которые послал юноша в Академию художеств, потерялись по дороге. Молодого незнакомого паренька категорически не хотели допускать к экзаменам. И тогда на помощь пришел наставник из Москвы. Он послал руководству вуза срочную телеграмму с просьбой о зачислении юноши, коротко поведав о его феноменальном таланте и необычайном мастерстве.
Если бы не заступничество Козлова, возможно, Михаил так и не поступил бы в университет, и тогда Аникушин-скульптор не состоялся бы в самом начале. Мир не увидел бы его великих грандиозных творений, и российское искусство стало бы намного беднее.
Итак, молодого москвича зачисляют на подготовительные курсы при Академии. Через два года Михаил становится полноправным студентом вуза, поступив на первый курс скульптурного отделения.
Другое
Кратер Попов на Луне.
Назван кратер именем изобретателя радио А.С. Попова. Название предложено Комиссией по космической топонимике Президиума Академии наук СССР в числе первых 15 наименований лунных кратеров на обратной стороне Луны в области первой космической съемки невидимого с Земли полушария автоматической станцией «Луна-3» (1959 г.). Название принято 11-ой Генеральной ассамблеей международного астрономического союза в 1961 г. Название лунного кратера Попов утверждено 14-ой Генеральной ассамблеей международного астрономического союза в августе 1970 г. Кратер Попов имеет диаметр 65 км.
Директором Института теоретической астрономии Академии наук СССР в Ленинграде 07.07.1988 года утверждено Почетное свидетельство о присвоении в 1979 году Центром по малым планетам (Смитсоновская астрофизическая обсерватория в США) в честь изобретателя радио А.С. Попова названия малой планете № 3074, открытой 24.12.1979 года советским астрономом Л.В. Журавлевой. Отныне именуется малая планета (3074) POPOV.
Детство будущего мастера
Аникушин — скульптор талантливый и скрупулезный. Родился будущий на рубеже двух революций — осенью 1917 года, в Москве, в семье отставного военного, работающего паркетчиком.
Многодетная семья жила небогато, так как родители являлись простыми тружениками. Поэтому с нуждой и лишениями маленький Миша столкнулся с детства.
Это было непростое время, время нищеты и нестабильности, кровожадной братоубийственной войны и грозных политических преобразований.
Осознавал ли Михаил Константинович то, что родился в сложное эпохальное время? Вряд ли.
Родители делали все возможное, чтобы дети чувствовали себя защищенными и огражденными среди жизненных бурь и политических невзгод. Первые годы своей жизни маленький Миша проводил в селе, где ничто не омрачало его взросления.
Бескрайние степи и просторы, живописные горизонты, добродушные трудящиеся односельчане, диковинные домашние животные — все это было ново, интересно и занимательно для любопытного ребенка.
«Создание музея А.С. Грина в г. Санкт-Петербурге»
Название главки берём в кавычки потому, что речь идёт о названии квалификационной магистерской работы. Её недавно с отличием защитила молодой гриновед, уроженка г. Старый Крым, а ныне петербурженка Полина Кучеровская. Будучи сотрудником Старокрымского дома-музея Грина, девушка решила повысить квалификацию и поступила в Санкт-Петербургский государственный университет на специальность «Музейное кураторство». В процессе учёбы пришла идея заняться разработкой проекта музея Грина в Санкт-Петербурге. В этом её поддержала и оказала помощь Светлана Бардина. Мы встретились и побеседовали с Полиной.«Грин провёл здесь треть жизни, впечатления о местах, людях, которых он здесь встречал, легли в основу большинства его произведений. Появление музея писателя в Санкт-Петербурге будет оправданным и справедливым, – считает Кучеровская. – Если отметить на карте места, связанные с Грином, то получится пространство, охватывающее большую площадь от района Гавани на Васильевском острове до станций Токсово и Заходское. По сравнению с Крымом и Кировской областью – родиной писателя, где ежегодно проходят фестивали и выставки, посвящённые его творчеству, в Санкт-Петербурге Грину уделяется немного внимания».Между тем культурный запрос населения на появление музея автора «Алых парусов» в Санкт-Петербурге, по результатам её исследования, очень высок. Даже среди посетителей музея писателя в Старом Крыму, как ей помнится, было очень много гостей именно из Петербурга!Экспозицию музея, проект которого разработала Полина Кучеровская, предполагается посвятить петроградскому периоду жизни и творчества Александра Грина (1905 – 1924гг). В нём должны быть представлены архивные и письменные свидетельства проживания писателя по тем или иным адресам города, фотографии, копии рукописей, прижизненные издания, а также предметы, в которых нашло отражение творческое и культурное наследие писателя. Разместить музей автор проекта предлагает в квартире дома на 11-й линии Васильевского острова, 44 – там, где Грин написал свою первую книгу. Квартира на данный момент выставлена на продажу. В проекте Кучеровской предлагается, как варианты, ещё несколько адресов, в том числе – помещение в бывшем «Доме искусств» на Невском проспекте. Рассматривается и возможность создания музея на воде, в виде корабля с алыми парусами. Музейная экспозиция, посвящённая Грину, может быть создана также в одной из библиотек города. С соответствующими предложениями инициативная группа по увековечению памяти писателя уже обращалась в соответствующие инстанции. Положительного решения или хотя бы ответа пока добиться не удалось. Зная истории создания многих музеев, в том числе Феодосийского и Старокрымского музеев Грина, удивляться не приходится: дело это непростое и требует больших, часто многолетних, усилий. Желаем скорейшего осуществления мечты нашим друзьям и соратникам, петербургским учёным и энтузиастам! В том, что рано или поздно она осуществится, у нас нет ни малейшего сомнения. Музею Александра Грина в городе на Неве – быть!