Музей пушкина в москве

Музеи в пушкине, санкт-петербург (царское село). с адресами и сайтами

Пушкинский кипарис

Пушкинский кипарис в Гурзуфе

Для почитателей поэтического таланта Пушкина старое дерево на Южном берегу Крыма – настоящая святыня! Стройный кипарис был посажен в Гурзуфе в 1808 году. Во время визита к Раевским поэт неоднократно приходил к молодому дереву и даже «подружился» с ним. Спустя много лет после поездки в Крым поэт с большим теплом вспоминал о зеленом «друге».

За два с лишним века кипарис вырос и окреп. Две ветви с него были переданы в мемориальный музей Пушкина в северной столице и на могилу Анны Керн. В свою очередь в Гурзуфе посадили молодую березку, которая росла неподалеку от семейного некрополя Пушкиных в Пушкиных горах.

Пушкин на государственной службе: первые ссылки

После выпуска из Царскосельского лицея биография Пушкина Александра Сергеевича полна событиями. Его отправили в коллегию иностранных дел чиновником 10 класса, но к реальной службе он не приступил. Пушкин стал членом кружка «Арзамас», а потом и общества «Зеленая Лампа», которое входило в масонскую ложу декабристов Союза Благоденствия.  

Он начал писать очень острые произведения, такие как ода «Вольность», стихотворения «К Чаадаеву», «Деревня». Это навлекло гнев царя, и он хотел сослать Пушкина в Сибирь, но позже решил отправить его на юг Российской Империи.  

В начале 1820 г Александр Пушкин отправился в Кишинёв, в канцелярию новых земель Бессарабии. По дороге он заболел воспалением легких, поэтому решил отправится в Крым, чтобы поправить здоровье. Вначале он прибыл в Феодосию, но большую часть времени провел в Гурзуфе. В память о времени, что он провел в Гурзуфе, там создан Литературный Музей Пушкина.  

В Кишинёве новый начальник генерал-лейтенант Иван Инзов не утруждал его работой, поэтому Пушкин полностью отдался работе над своими произведениями. Здесь он написал «Кавказский пленник», «Песнь о вещем Олеге», «Бахчисарайский фонтан», «Руслан и Людмила». Уже в эти годы Пушкин начал работать над первыми главами «Евгения Онегина». Все эти произведения начали публиковаться и имели большой успех. Литературная работа начала приносить Пушкину доход, и он задумался о прекращении государственной службы. В Кишиневе также есть Музей А.С.Пушкина.

Портрет молодого Пушкина

В 1823 г Пушкина перевели в Одессу. Там также создан Музей Пушкина в память о годах, которые он провел в этом городе. Работа под руководством графа Воронцова у Пушкина не сложилась. Позже он писал: «Воронцов вандал, придворный хам и мелкий эгоист. Он видит во мне коллежского секретаря, а я, признаюсь, думаю о себе кое-что другое». 

В 1824 г Пушкин подал рапорт об отставке с государственной службы, но в этот момент тайная полиция вскрыла его письмо, адресованное к будущему декабристу Кюхельбекеру, где он писал об увлечении атеистическими учениями. Поэту грозила не просто отставка, а ссылка, но позже его решили сослать в родовое поместье в Михайловское под надзор полиции.  

Святогорский монастырь – могила Пушкина

3 февраля 1836 года после отпевания в Церкви Спаса-Нерукотворного на Конюшенной площади гроб с телом Пушкина отправили в поместье Пушкиных Михайловское, Псковской губернии.  Родовая усыпальница Пушкиных в Святогорском монастыре находится около усадьбы Михайловское.

Могила Пушкина около алтаря Успенского собора в Святогорском монастыре

Гравюра 19 века с изображением Святогорского монастыря

В фамильной усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных похоронены дед поэта Осип Абрамович Ганнибал (в 1806 г), бабушка поэта Мария Алексеевна (в 1818 г), мать Надежда Осиповна (в 1836 г). Спустя год, как Пушкин похоронил здесь свою мать, привезли и его тело.  

6 февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта предали земле у алтарной стены.

Лицей в Царском Селе: адрес, телефоны, стоимость билетов, как добраться

Вход в Царскосельский лицей

Адрес: г. Пушкин, Садовая улица, дом 2. Или, если следовать исторической стилистике — Российская Империя, Царское Село, Императорский Царскосельский лицей — во флигеле Екатерининского дворца.

Как добраться: на электричке от Витебского вокзала до станции «Царское Село», потом на автобусе. Мы их перечислили ниже:

  • №№ 370, 376, 378, 382 до остановки «Садовая улица — Екатерининский дворец»;
  • №№ 236, 385 до остановки «Леонтьевская улица»;
  • № 371 до остановки «Александровский дворец»;
  • №№ 273, 373, 380, 381 до остановки «Садовая улица».

Также можно доехать на автобусе от станций метро Московская, Звездная или Купчино. Лицей находится впритык к Екатерининскому дворцу и Екатерининскому парку, соответственно путь до него из Петербурга точно такой же, как и до этих объектов.

Телефоны: +7 812 476 64 11; +7 812 451 60 55Время работы: с 10:30 до 18:00, в субботу и воскресенье с 10:30 до 17:00 (касса традиционно закрывается на час раньше). Выходные дни: вторник и последняя пятница месяца.

Билеты

взрослые 200 руб.
пенсионеры, учащиеся, студенты 100 руб.
‍ экскурсионное обслуживание (продолжительность 70 минут)можно оплатить по «Пушкинской карте» 200 руб.
аудиогид 200 руб.

Музей-Лицей можно посетить в Международный день музеев 18 мая, в Пушкинский день 6 июня и в День лицейской годовщины 19 октября.

Кому интересно: странно, если кому-то может быть неинтересно. Мало того, что Солнце русской поэзии будет освещать эти пейзажи вечно, гораздо ярче скудного северного солнца здешних мест, так сама атмосфера, воссозданная по примеру афинского храма Аполлона Ликейского (Ликей, он же лицей, основанный Аристотелем), благоволит к размышлениям обо всех смыслах, историях государств и судеб… Разве кто-то устоит полюбопытствовать?

Особенности архитектуры Пушкинского музея

Главная ценность здания Пушкинского музея состоит в том, что оно стало последним в столице, созданным в типичном неогреческом стиле. Строительство велось по последнему слову техники и музейной практики. Сооружение выполнено в виде античного храма, установленного на высоком подиуме и обрамлённого по всему фасаду ионической колоннадой, и явственно напоминает афинский Акрополь.

Стеклянный купол, служивший крышей, пропускал достаточное количество дневного света, поэтому электрическое освещение в залах музея изначально не предусматривалось. Считалось, что осматривать уникальные экспонаты лучше при дневном свете, в вечернее время музей не работал. Уникальную конструкцию перекрытий из прочного стекла создал знаменитый архитектор В. Г. Шухов.

Особую роль в архитектуре музея сыграл Ю. С. Нечаев-Мальцов. Специальный морозоустойчивый белый мрамор для строительства добывали на Урале. Когда выяснилось, что изготовить колонны высотой в 10 метров в России не получится, меценат заказал их производство в Норвегии, готовые изделия доставлялись по воде до самой столицы. Он же заказал уникальную парадную лестницу, изготовленную из разных сортов мрамора.

Усадьба Михайловское – родовое поместье Пушкина

Сейчас это место в центре Псковской области называется Пушкинские горы. Здесь очень красивая природа русской средней полосы, посреди которой находится несколько усадеб. Сюда стоит приехать не только ради красоты природы, но также если вы хотите посмотреьт Музей А.С.Пушкина, а также несколько усадеб.  

В Пушкинских горах находится усадьба Михайловское — родовое поместье Пушкина, где он жил два года во время ссылки. Господский дом Пушкина стоит на высоком холме на берегу озера Кучаны. В нем открыт музей Пушкина с лиными вещами и сохраненным интерьером. В парке есть «Аллея Керн», где он встретил Анну Петровну Керн, гостившую в Тригорском. После этой встречи Пушкин написал известное всем стихотворенье: «Я помню чудное мгновенье…». 

Холм над озером Кучане, на котором расположен дом А.С.Пушкина в Михайловском

Картина «Пушкин и Пущин в Михайловском» (Николай Ге, 1875 г)

Вид с Савкиной Горки на русло реки Сороть, текущей у имения А.С.Пушкина в Михайловском

В усадьбе Михайловское Пушкин прожил 2 года, с 1824 г по сентябрь 1826 г. Он вел уединенный образ жизни и активно работал над новыми произведениями. Здесь он начал писать поэму «Борис Годунов», в которой впервые отошел от вымышленной романтики и начал изображать героев реалистично. Здесь же он работал над новыми главами поэмы «Евгений Онегин».

Усадьба Тригорское находится в 5 километрах от Михайловского. В ней также создан Музей Пушкина. Здесь жила Прасковья Александровна Осипова с дочерями. Пушкин бывал у них почти каждый день. Погуляйте по парку, чтобы увидеть наиболее романтичные места: скамья Онегина, аллея Татьяны Лариной.  На противоположном берегу озера Кучаны находится усадьба Петровское, в котором жили родственники Пушкина Ганнибалы. Самая красивая природная достопримечательность этих мест – Савкина горка. Для посещения всех усадеб и Музеев Пушкина в Пушкинских Горах нужно не менее 2-3 дней. 

Картина «Скамья Онегина» в Тригорском

Скамья Онегина на высоком берегу над рекой в усадьбе Тригорское

Картина «Пушкин в Тригорском» (Б.Г.Биргер)

Во время ссылки Пушкина в Михайловском, в 1825 г произошло восстание декабристов в Санкт-Петербурге. Пушкин не поддержал это восстание и написал новому императору Николаю I прошение. 8 сентября 1826 года после аудиенции у императора его освободили, но Николай I захотел сделать его придворным поэтом. Однако это не получилось. После стихотворения Пушкина «Во глубине Сибирских руд», адресованного сосланным в Сибирь декабристам, надзор и цензура только усилились, хотя Пушкин остался на свободе.  

Полотняный завод Гончаровых в Калужской области

В декабре 1828 года на балу танцмейстера Йогеля Пушкин впервые встретил Наталью Гончарову, которая впоследствии стала его женой. Она принадлежала к роду Гончаровых-Загряжских. В начале 19 века Гончаровы были очень богаты, но в момент сватовства они оказались на грани банкротства.  

Портрет Натальи Ивановны Гончаровой-Загряжской во время женитьбы с Николаем Гончаровом

Портрет Николая Гончарова в 1807 году во время женитьбы на Наталье Загряжской в Усадьбе Полотняный завод

Усадьба матери находилась в городе Ярополец Московской области. Первый раз Пушкин посватался в 1829 году, передав матери письмо через Федора Толстого. Ответ был неопределенным, хотя и отказа не было. Наталье тогда было 16 лет, а Пушкину 30. Мать сочла, что она слишком молода для брака. Расстроенный Пушкин уехал в Грузию, но через год вернулся и повторно попросил руки Натальи Гончаровой. На этот раз согласие было получено.  

Портрет Натальи Гончаровой на которой он хотел жениться но вынужден был задержаться в Болдино

Приданого у Натальи Гончаровой не было. Отец Николай Гончаров к тому времени уже сошел с ума. Мать как могла, управляла Полотняным Заводом. В первый раз Александр Пушкин посетил Усадьбу Полотняный Завод в мае 1830 г, через месяц после получения согласия на брак. Он приехал к дедушке Афанасию Николаевичу решать вопрос с приданым. Тот хоть и принял его радушно, начал придумывать различные истории, где взять денег. Пушкину было очевидно, что он не хочет давать внучке приданого. 

Дуб в Английском Парке усадьбы Полотняный Завод, названный Фонтан Любви, Фонтан Живой

Пушкинская Аллея длиной более 700 метров в Английском Пейзажном парке в Усадьбе Полотняный Завод

Однако, несмотря на эти сложности, влюбленные прекрасно проводили здесь время. Они гуляли по парку, некоторым дубам, которые сохранились до наших дней, Пушкин посвятил эпиграммы. Первый визит в Полотняный Завод и переговоры о приданом оказались безрезультатными. В итоге, Пушкин решил заложить в усадьбе отца Большое Болдино деревню Кистеневка и дал будущей теще 11 тысяч рублей взаймы на покупку приданого. Эти деньги она ему потом так и не вернула.  

Панорама Полотняного завода 19 века, реконструкция А.Кондратьева, в Усадьбе Полотняный Завод

Усадебный дом Гончаровых в Полотняном Заводе был одним из самых больших среди дворянских усадеб России

Второй раз Александр Пушкин приехал в усадьбу Полотняный Завод 21 августа 1834 г. Тогда он был уже женат на Наталье Гончаровой. По финансовым причинам, а также из-за болезни после выкидыша его жена решила провести лето в родной усадьбе, а Пушкин был вынужден остаться в Санкт-Петербурге при дворе. В это время он активно работал в архивах над своим произведением о Емельяне Пугачеве.  

Дубовая лестница, ведущая на второй этаж, где находится Музей Гончаровых, в Усадебном доме Полотняного завода

Усадебный дом Гончаровых в Полотняном заводе построен в 1730-х годах

Приехав в усадьбу, Александр Пушкин отдыхал здесь несколько недель с женой. В библиотеке Пушкин выбрал для себя 69 книг и 23 рукописи, которые он потом забрал в Санкт-Петербург. С тех пор Пушкин не приезжал сюда ни разу, но постоянно заказывал бумагу в Полотняном Заводе, которой ему требовалось много. 

В наши дни в Усадьбе Полотняный завод можно посетить Музей Пушкина, а также экспозицию, посвященную роду Гончаровых.  Также здесь сохранился Английский пейзажный парк. Также обязательно нужно зайти в Музей бумаги, производством которой Гончаровы занимались с 1735 г. 

Литературный музей

За счет государственной казны у наследников Пушкина в 1906 г. была приобретена личная библиотека Александра Сергеевича, а в 1909-м — выкуплено собрание русского коллекционера А. Ф. Онегина, основавшего в своей парижской квартире первый в мире музей, посвященный поэту. Согласно договору, все многочисленные экспонаты оставались в пожизненном пользовании Александра Федоровича, а ему до 1918 г. выплачивалась пенсия. Уникальное собрание было перевезено в Ленинград в 1928 г., через три года после смерти коллекционера. Также в 1909 г. с временной выставки ИАН в Пушкинский дом поступил ряд экспонатов, связанных с именем Тургенева.

A.Savin

После Октябрьской революции экспозиция пополнилась фондом Пушкинского музея Александровского лицея, а также фамильными реликвиями, хранившимися в семье троюродной сестры поэта — Анны Ганнибал. В начале 1930-х гг. из Лермонтовского, Некрасовского и Толстовского музеев были получены богатые по содержанию и объему коллекции. В 1937-м, к 100-летию смерти Пушкина, в Москве проводилась Всесоюзная Пушкинская выставка, куда из Ленинграда отравилась значительная часть материалов Пушкинского Дома. Возвращать назад их никто не собирался, так как появилось решение Совнаркома о создании в столице Государственного музея Пушкина, куда все учреждения и организации, хранившие наследие поэта, обязаны были передать имеющиеся у них материалы.

К счастью для Пушкинского Дома, это постановление так и не было реализовано. Сначала для нового музея не смогли подыскать достойное здание, а затем началась ВОВ. Институт получил возможность воссоединить в своих фондах пушкинские архивы и коллекции по распоряжению Президиума АН СССР в 1948 г., накануне 150-летнего юбилея поэта.

Постоянная экспозиция

Художественные экспонаты, документы, фотоснимки, оригинальные рисунки, личные вещи и бытовые предметы тематически размещены в пяти музейных залах. В них представлены коллекции, относящиеся к русской литературе XVIII—XX вв. и знаковым представителям русской словесности.

Литература 1-й половины XIX в. Коллекция затрагивает темы выдающихся писателей пушкинской эпохи и литературных объединений тех лет. Речь идет о жизни и творчестве самого Пушкина, а также Лермонтова, Жуковского, Державина и Гоголя.

A.Savin

Литература 2-й половины XIX в. Экспозиция рассказывает о Ф. М. Достоевском, И. С. Тургеневе, Л. Н. Толстом, И. А. Гончарове в формате знакомства с историей отечественных литературных веяний 1840–90 гг. Здесь демонстрируются подлинные, принадлежащие писателям предметы, их портреты, скульптуры и архивные фотографии.

Михаил Юрьевич Лермонтов. В зале представлена коллекция, связанная с великим русским писателем. Она знакомит с его детством, юностью и событиями, приведшими к пятигорской трагедии, повествует о ближайшем окружении, демонстрирует личные вещи и прижизненные портреты поэта. Здесь рассказывается о самом первом музее, посвященном Лермонтову. Он был основан в 1883 г. при Николаевском кавалерийском училище, откуда в 1917-м в Пушкинский Дом поступила основная экспозиция.

A.Savin

Лев Николаевич Толстой. Выставка охватывает историю появления в 1911 г. на Васильевском острове первого в России Толстовского музея. Он был расформирован в конце 1930 г., в результате чего значительная часть собрания оказалась в Пушкинском Доме. Коллекция знакомит участников с графическими и скульптурными портретами Толстого, в том числе прижизненными. В зале есть материалы, связанные с историей создания самых известных романов, портреты прототипов знаменитых героев, фотографии и личные вещи Толстого.

Литература Серебряного века. В этом зале можно узнать о судьбах литераторов и художников, творивших в начале XX ст., и оценить их духовные искания на фоне исторических событий. Эпоха отражена в портретах, плакатах, монографиях, фотографиях и писательских архивах. Здесь представлены личные вещи Горького, Блока, Гумилева и др.

A.Savin

Часы работы

Литературный музей ИРЛИ РАН открыт с понедельника по пятницу с 11:00 до 17:00. Касса закрывается за час до окончания работы. Доступ посетителей к фондохранилищу в целях научных исследований осуществляется в то же время.

Режим работы других отделов ИРЛИ РАН:

  • Библиотека, Читальный зал — пн., ср., чт. с 10:00 до 16:00;
  • Рукописный отдел — пн., ср., чт. с 10:00 до 17:00;
  • Фонограммархив — пн., ср., чт. с 12:00 до 17:00;
  • Древлехранилище — пн.-чт. с 12:00 до 18:00.

Билеты

Стоимость посещения музея для взрослых составляет 300 руб., для школьников, студентов и пенсионеров — 150 руб. Дети до 7 лет и льготники — бесплатно. Цена аудиогида (3 языка) — 300 руб.

Прейскурант и перечень льгот на официальном сайте ИРЛИ РАН

Псковская область Могила Пушкина

Где находится: поселок Пушкинские Горы, Святогорский Успенский монастырь.Как добраться: «Ласточкой» с Балтийского вокзала Санкт-Петербурга до Пскова, оттуда — автобусом до Пушгор. Билет на поезд стоит от 700 Р, на автобус — от 360 Р.Время работы: 06:30—20:00 в будни, 08:00—20:00 в выходные.Сколько стоит: бесплатно.Подробнее: на сайте.

Мы с мамой были в Пушкинских Горах в начале октября 2020 года. Хотели застать красивую золотую осень — любимое время года Пушкина. Ездили одним днем: в 06:55 выехали на «Ласточке» из Петербурга в Псков, в 11:10 пересели на автобус до Пушгор и через два часа были там. Обратный поезд в Петербург уходил в 22:40. Сейчас у нас не получилось бы так поехать: вижу в расписании, что автобус из Пскова в Пушгоры идет в 07:20, а следующий — только после 14:00.

Когда мы вышли из автобуса в Пушкинских Горах, мама удивилась. Она ожидала увидеть что-то необыкновенное: «Мы же всегда говорим, что Пушкин — наше все. Я думала, в Пушкинских Горах каждый сантиметр про него. А здесь — затрапезный вокзальчик, ни сувенирных лавок, ни указателей».

Действительно, автостанция выглядит как любая другая в российских селах и маленьких городках и совсем не похожа на туристическое место. Но потом маме, наоборот, понравился такой подход: «Хорошо, что не залакировали. Кому действительно надо к Пушкину, спросят дорогу и найдут».

Могила Пушкина находится в Святогорском Успенском монастыре, в 10 минутах ходьбы от автостанции. Там же находится усыпальница его предков — Пушкиных и Ганнибалов.

В дороге мы проголодались, поэтому сначала решили пообедать в кафе «Святогоръ». Оно расположено в двух шагах от монастыря. Там меня удивил персонал: мы зашли, спросили, можем ли сесть, нам сказали «Здесь столы заняты» и даже не показали свободные места. Было непонятно, обслужат нас или нет. Мы почти ушли, но потом все же остались. Я съела борщ за 160 Р, а мама — салат с языком по той же цене.

Сейчас я бы не пошла в кафе, а постаралась попасть на монастырскую трапезу. Обычно в монастырях кормят просто, но вкусно. Если в вашей компании меньше десяти человек, можно присоединиться к обеду братии Святогорского монастыря с 13:15 до 13:30. Пожертвование — 300 Р с человека. Советую уточнять детали по телефонам: +7 911 696-21-71 — иеромонах Савва, +7 911 399-10-33 — иеромонах Салама.

На дорожке между кафе «Святогоръ» и монастырем местные жители продавали сувениры, свое рукоделие и яблоки. Они мне очень приглянулись — желто-красные и ароматные, но цены я не спрашивала.

Мне нравится, что Пушкин похоронен не на общем кладбище, а на территории монастыря. Туда идут люди, кому и правда интересен поэт, а не те, кто просто мимо проходил. У могилы — охапки цветов и толпы людей. Мама с интересом слушала рассказ экскурсовода, которая подошла с группой туристов, а мне он показался слишком высокопарным. Особенно запомнилась фраза: «Здесь успокоилось беспокойное сердце поэта».

В 1950-х годах надгробье реставрировали после взрывов во время войны и обнаружили в пушкинской могиле два черепа: мужской и женский. До сих пор никто не знает точно, чьи они и как туда попали.

На могиле Пушкина нет атмосферы скорби и грусти, как иногда бывает на кладбищах. Наоборот, могила находится на холме, и ты как будто возвышаешься над обычным миром, как гений Пушкина над литературой. Там должно быть особенно здорово, когда звонят колокола монастырского собора Успения Пресвятой Богородицы. На сайте монастыря пишут, что посетители заходят в храм «помолиться у чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии, поставить свечу за упокоение души раба Божиего боярина Александра».

Квартира Пушкина на Мойке, 12, Санкт-Петербург

12 сентября 1836 года большая семья Пушкиных сняла 11 комнат на втором этаже дома №12 на набережной реки Мойки около Конюшенного моста. В Квартире Пушкина на Мойке, 12, в Санкт-Петербурге сейчас находится Музей Пушкина. Из-за частых переездов с одной квартиры на другую у Пушкинах практически не было мебели, только самые необходимые вещи. 

В 30-е годы произведения Пушкина стали более реалистичными. Он все больше писал на темы русской истории, поднимая вопросы, которые были важны для русского самосознания и самоидентификации. В это время он написал Историю Пугачева, поэму Медный всадник, однако, многим не нравилось это направление в творчестве Пушкина.  

В высшем свете Петербурга в это время постоянно муссировались слухи о поклонниках Натальи Гончаровой. Больше всего интриг было со стороны Жоржа Дантеса. Он был приемным сыном голландского посланника Луи Геккерна и служил в кавалергардском полку Петербурга. 

Дом на Мойке, 10, где Пушкины снимали второй этаж, и где он прожил свои последние 3 года

Картина Дмитрия Белюкина «Смерть Пушкина»

Библиотека в квартире. На этой кушетке лежал раненный Пушкин, и на ней он умер после дуэли

Впервые Дантес познакомился с Гончаровой в 1835 году, и после этого Пушкин начал получать анонимные письма с намеками на связь его жены и Дантеса. Он вызвал его на дуэль, но тот посватался к Екатерине, сестре Натальи Гончаровой, и даже женился на ней. Позже у них родилось 4 детей.  

Однако конфликт Пушкина и Дантеса не был исчерпан, слухи не прекратились. В итоге, Пушкин написал Геккерну крайне оскорбительное письмо, после чего уже Дантес вызвал его на дуэль. 27 января 1837 года на Черной Речке в Санкт-Петербурге Пушкин был смертельно ранен в живот. Спустя два дня он умер в своей квартире на Мойке. 

Искусство Древнего Египта: «Статуэтки Аменхотепа и Раннаи», 1479-1425 гг. до н. э.

Несмотря на то, что в древнеегипетском искусстве существовали строгие каноны, каждое произведение передавало особенности своего времени. В ГМИИ находятся работы, относящиеся к различным периодам в истории Древнего Египта, поэтому посетители смогут составить полное представление о том, как развивалось древнеегипетское искусство и культура.

Статуэтки Аменхотепа и Раннаи – одни из основных шедевров этой цивилизации. Они имеют не только художественную ценность, но и историческую – в них нашли отражение политические события того времени. Благодаря надписям на фигурках известно, что они были сделаны во время правления Хатшепсут (фараон; соправительница Тутмоса III), то есть в начале Нового царства.

Аменхотеп был жрецом уаб (жрец, отвечающий за чистоту храма) и служил в храме царя Тутмоса I в Карнаке. Этот царь был обожествлен и часто отождествлялся с Амоном, поэтому, пытаясь доказать легитимность своей власти, Хатшепсут утверждала, что является дочерью бога и, поэтому, законной наследницей.

Усадьба Вязёмы

Дом-дворец усадьбы «Вязёмы»

Красивый дворец и парк в Московской области называют поэтической родиной поэта. Всего в нескольких километрах отсюда – в небольшом селе Захарово Пушкин провел свое детство. Здесь он впервые увидел красоту русской природы, смог полюбоваться крестьянскими хороводами, услышал народные песни и познакомился с бытом, обычаями и повседневной жизнью провинциального дворянства России.

В наши дни обе усадьбы имеют статус музея-заповедника. На территории мемориального комплекса более 20 памятников истории – дворец с флигелями, старинные пруды, звонница XVI века, Преображенский храм и роскошные парки. В восстановленном доме бабушки Пушкина – Марии Алексеевны Ганнибал открыт музей, посвященный детству поэта.

Пушкинский музей сейчас

Рядом с главным зданием расположена Галерея искусства стран Европы и Америки. Её 26 залов демонстрируют посетителям живописцев и мастеров скульптуры XIX—XX столетий. Здесь можно увидеть картины немецких мастеров отображавших в своих работах манеры живописи эпох Раннего Ренессанса и Средневековья. Здесь же представлены работы известных импрессионистов, таких как Дега, Ренуар, Ван Гог, Пикассо.

Сегодня в залах галереи демонстрируется уникальная экспозиция, состоящая из полотен многих европейских школ и работ талантливых американских мастеров. Здесь можно увидеть творения В. Кандинского, М. Шагала, Р. Кента. В специальном зале находятся скульптуры известнейших европейских мастеров Родена, Бари, Бурделя. Испанская школа представлена работами выдающегося Ф. Гойи.

К отдельным подразделениям Пушкинского музея можно отнести Отдел личных коллекций, используемый сегодня в качестве платформы для передвижных выставок, Учебный музей имени И. Цветаева, квартиру-мемориал С. Рихтера. В музее часто проводятся тематические выставки, приуроченные к юбилеям и значимым событиям. Для детей работают кружки по возрастам и интересам. Здесь работают изостудия и художественные мастерские.

Для посетителей проводятся тематические и общие обзорные экскурсии, во время которых детям младшего возраста рассказывают о Древней Греции, а старшеклассников знакомят с историей европейского искусства последних столетий. Проводятся познавательные и игровые программы для семей с детьми, различные квесты, интересные лекции и семейные экскурсии и разнообразные детские фестивали.

Бесплатные экскурсии

Круглогодично как в Москве, так и в ближайшем Подмосковье проводятся бесплатные экскурсии, где в качестве гидов выступают искусствоведы, историки и архитекторы. Проходят они по столичным улицам, мимо исторически важных зданий, памятников, скверов и парков, связанных с именами культурных и политических деятелей. Если же вы выбираете один из маршрутов, предусматривающий посещение какого-либо музея, понадобится оплатить входной билет. В столице функционирует несколько сервисов, предлагающих безвозмездные прогулки по Златоглавой, но мы хотим остановиться на трех проверенных временем и с самой широкой программой. Правила для участия в экскурсии везде практически одинаковые: никакого алкоголя и только приличное поведение, обязательная предварительная запись (так организаторы смогут связаться с вами в случае переноса или отмены события), а также фидбек – «если вам понравился маршрут и рассказ экскурсовода, вы всегда можете выразить свое признание аплодисментами и отблагодарить его чаевыми». Сумму чаевых определяете вы и только вы.

Первый сервис, о котором мы хотели бы рассказать, – богатый маршрутами проект «Гуляем по Москве». В команде гидов – историки, искусствоведы, журналисты, переводчики, режиссеры и архитекторы. В рамках «Гуляем по Москве» можно посетить бесплатные пешеходные экскурсии, а также те, что стоят символические 300 рублей и чуть больше. Самые дорогие – платные автобусные экскурсии, в стоимость которых включены поездка на комфортабельном автобусе туркласса, экскурсионная программа и входные билеты на все объекты.

Еще один сервис для путешествий по столице – «Азбука Москвы». Это авторский проект профессиональных экскурсоводов, которые искренне любят Москву и всегда готовы рассказать о ней много интересного. Желающим поближе узнать главный город России предлагается широкий выбор авторских экскурсий, причем каждая из них разрабатывается лично экскурсоводом, что делает каждую прогулку уникальной. Большинство экскурсий проводится бесплатно.

Третий проект – «Московские переулки» – предлагает познавательные экскурсии по Москве и Подмосковью, организованные с учетом различных интересов. В прогулках по городу путешественника сопровождают профессиональные гиды. По словам организаторов, главная цель «Московских переулков» – «сделать более доступным посещение не только достопримечательностей, но также улиц и переулков столицы, сохранивших историческую самобытность и удивительную атмосферу». Есть как бесплатные пешеходные экскурсии, так и платные автобусные.

История создания Пушкинского музея

Свою историю Пушкинский музей ведёт с 1898 года, когда в самом центре Москвы, практически рядом с храмом Христа Спасителя заложили первый камень в строительство уникального музея изящных искусств, получившего имя императора Александра III. Сама идея открытия подобного музея появилась ещё ранее в XIX веке. В разные годы свои проекты предлагали известные российские деятели З. Волконская, К. Гетц и Н. Исаков.

Однако воплотить в жизнь эту идею удалось лишь спустя много лет, уже в конце века, организатором и подвижником строительства стал известный государственный деятель, искусствовед и историк И. В. Цветаев — отец известной русской поэтессы. В своих автобиографических записках Марина Цветаева подробно описала, насколько важным стало для всей её семьи создание подобного музея.

Заместителем его стал известный в стране промышленник и меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов, который выделил на возведение здания и формирование музейного фонда более 2 миллионов рублей. Секретарём комитета и основным организатором строительных работ стал И. Цветаев. Ещё в процессе строительства он собирал помощь от благотворителей, делал заказы на гипсовые копии скульптур с мировой известностью.

Открытие музея состоялось уже в 1912 году. Церемонию посетили известные люди столицы, в качестве главных гостей присутствовали члены императорской семьи и промышленник Юрий Нечаев-Мальцов. Специально к торжественному мероприятию была написана помпезная кантата, исполненная симфоническим оркестром. Директором нового музея назначили И. Цветаева, в 1923 году музей стал государственным.

Пушкинский музей сразу приобрёл неслыханную популярность, в будние дни количество его посетителей составляло до 800 человек, в выходные дни музей принимал до 2500 посетителей в день. Основная их масса состояла из художников, преподавателей и студентов университетов и гимназий. Здесь демонстрировалась коллекция живописи из Румянцевского музея, пополненная уникальными экспонатами из Эрмитажа.

Через несколько лет Музей изящных искусств получил новое название — Музей изобразительных искусств, чуть позже ему присвоили имя А. С. Пушкина. Экспозиции музея значительно расширились уникальными картинами из коллекций князей Юсуповых, С. Третьякова, Д. Щукина. В послевоенные годы экспозиция пополнилась сразу 300 произведениями известных художников-импрессионистов.

В первые годы войны появилась угроза полного уничтожения уникальных экспонатов от бомбёжек фашистов. Огромнейшая работа была проведена служителями музея, которые упаковывали и вывозили редкие экспонаты и коллекции в Новосибирск и Соликамск. Само здание хорошо замаскировали, однако это не помогло, во время бомбёжек сильно пострадала стеклянная крыша музея. Отдельные её части были практически уничтожены.

Фактически три года музей находился под открытым небом. На западном фасаде здания, в его верхней части до сих пор можно рассмотреть выбоины, сделанные осколками фашистских бомб. Их хорошо видно со стороны Малого Знаменского переулка. Уже в конце войны все уникальные экспонаты были возвращены на своё место в целости и сохранности и стали вновь доступны для осмотра посетителями.

В 1949 году в Пушкинском музее открылась выставка подарков великому вождю, приуроченная к юбилею И. В. Сталина. Необычная экспозиция работала до самой его смерти и в 1953 году была закрыта. В 1985 году в музее создали отдел личных коллекций. С 1980 года здесь проводится регулярный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», инициаторами которого стали С. Рихтер и директор музея И. Антонова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: