На страницах знаменитой «Нивы»
Фотоаппарат Карла Буллы навечно запечатлевал и царствующих особ, и простых людей, торжественные и будничные, трагические и страшные события вроде пожаров и убийств, одним словом, — жизнь столицы России со всеми её светлыми и тёмными сторонами. Булла стал официальным фотографом многих учреждений и обществ. Фотографии с видами города можно было приобрести прямо в ателье Карла Карловича. Множество репортажных снимков с подписью «фото К.К. Буллы» публиковались в самых известных журналах и газетах не только отечественных, но и зарубежных. К началу XX века значительно вырос уровень полиграфии. Появилась возможность печатать фотографии одновременно с текстом. С 1887 года фотографии Буллы стали появляться в самом знаменитом журнале тех времён — — Нива». Когда же в 1894 году Министерство внутренних дел разрешило печатать «бланки открытых писем частного изготовления», иначе говоря, почтовые открытки. Булла быстро основал специальную типографию для их производства. А в 1904 году произошло событие, которое ещё выше подняло авторитет выдающегося фотографа: он снял портрет самого царя Николая II!
Узники ГУЛАГа
На острове Сааремаа Карл Карлович продолжал снимать этнографический материал и обучал желающих фотографическому делу. На этом острове в 1929 году он и скончался. Карл Булла был основателем фотографической династии. Профессиональными фотографами стали и его сыновья Виктор и Александр. В 1904 году Виктор Булла отправился фоторепортёром на Дальний Восток, где тогда гремела Русско-японская война, и с риском для жизни вёл съёмку боёв и фронтовых сцен. Судьба Виктора сложилась трагически. В 1938 году после командировки в Германию для закупки новой фотоаппаратуры он был арестован по ложному доносу ретушёра своего ателье. Его обвинили в шпионаже. Долгое время считалось, что Виктор Булла умер от неизлечимой болезни в лагере. На самом же деле, как удалось установить, он был расстрелян. Его брат Александр тоже попал в ГУЛАГ, на строительство Беломорканала. Правда, ему посчастливилось вернуться домой, но с окончательно подорванным здоровьем. Он поселился у своей единственной дочери и доживал свой век, борясь с болезнями. Фотографическое наследие семьи Буллы — огромно. Только в одном Центральном государственном архиве кино-фотофонодокументов хранится около 200 тысяч стеклянных негативов, сделанных династией Буллы, — поистине бесценное сокровище!
Tags биография судьба Тайны 20 века творчество Петербург город История Петербурга портрет фотография Булла документалистика
Сфера интересов мастера
Благодаря работам К. Буллы сегодня мы имеем возможность лицезреть различные фотографии прошлых веков. К примеру, Карл Булла часто снимал интерьеры особняков царей и князей, архитектуру храмов, которые серьезно пострадали во времена СССР, а также быт людей прошлого из разных слоев общества: от аристократии и научных деятелей до обычных извозчиков и работяг. Его снимки позволяют представить, в какой обстановке проходили те или иные события в Петербурге, как выглядели дома и вывески старинного города. Современники могут на несколько часов «заглянуть в гости» к легендарному Льву Толстому и другим людям из мира творчества.
Камера маэстро «ловила» и запечатлевала жизнь во всех ее аспектах и направлениях. Он не стремился показать только будни или только праздники. Неудивительно, что на сегодняшний день его работы высоко ценятся специалистами самых разных областей: реставраторами, историками и даже создателями кинокартин.
Овальный зал или Зал основного русского книжного фонда (РКФ)
Официальное открытие Библиотеки в январе 1814 года состоялось в Овальном зале. На церемонии собралось более 200 человек. Во время торжественного мероприятия впервые прозвучала басня Крылова «Водолазы».
Овальный залОвальный залОвальный зал
Иван Андреевич, посвятил жизнь работе в «Русском отделе». На посту хранителя он работал до 1841 года. Благодаря его стараниям был сформирован Фонд русской книги. А разработанный Крыловым принцип каталогизации предвосхитил появление обшей системы шифров, используемой в библиотеке для связи читального зала и хранилища.
Изначальный интерьер Овального зала, созданный по задумке Соколова, отличался нарядной сдержанностью. Галерею ограждала балюстрада, на которой были установлены бюсты ученых и мыслителей, античные скульптуры.
Стеллажи в Овальном зале
Стоит отметить, что раньше книги издавались без переплёта и в таком виде поступали в библиотеку. Предполагалось, что покупатель сам сделает переплёт. Для этого в библиотеке работала своя перелётная мастерская.
Старинные книги в Овальном зале
Со временем интерьер Овального зала несколько изменили. Из-за риска пожаров убрали высокие колонны, а деревянные балюстрады заменили на чугунные.
Интересное новшество появилось здесь в 1865 году. В окне второго этажа смонтировали часы, имеющие внутренний и внешний циферблат, снабженные электромагнитным маятником. Часы эти всегда показывали точное время, благодаря тому, что соединены особым кабелем с часами Пулковской обсерватории.
Исторические часы в здании РНБ, они были связаны с Пулковской обсерваторией и показывали точное времяИсторические часы в здании РНБ, вид с Невского проспекта
Из старенького фотоателье – в коммуналку, от камеры-обскуры – к легендарной «Лейке»
У многих в памяти сохранилась картинка из советского прошлого: поздно вечером отец удаляется в одну из специально «отобранных» комнат. На несколько часов она превращается в нечто таинственное, темное, но очень уютное, куда даже одним глазком не заглянуть – в фотомастерскую.
Есть такое «святое» место и в МИФе: по уюту оно не уступает импровизированным фотомастерским наших отцов и дедов, света в нем, правда, куда больше. Эта комната – ателье петербургского фотоволшебника 2-й половины ХІХвека. В ее центре расположен ящик. Ящик непростой – светонепроницаемый, с отверстием в одной стенке и экраном в другой (роль экрана исполняет тонкий белый лист бумаги или матовое стеклышко). Имя ящику – камера-обскура. Вы приглядываетесь к экрану и видите, как лучик света, прорезая отверстие, создает на экране изображение «вверх тормашками». На полках в этом ателье можно увидеть настоящий раритет – первые в мире фотографии, называемые «дагерротипами».
Будь ты талантливейший из фотографов, без специальных принадлежностей мастерство свое тебе не проявить. Чем пользовались мастера в начале ХХ века, дабы фото вышло качественным, можно узнать во втором зале Музея истории фотографии. Непосильная задача – удержаться от соблазна потрогать-пощупать все это фотобогатство: когда-то каждый уважающий себе «ловец мгновений» считал огромной удачей владеть хотя бы одним из представленных в этом зале аппаратов. А стереоскоп, расположенный здесь же, позволял на заре ХХ столетия просмотреть объемные фото – своего рода тогдашнее 3D.
Если в стареньком фильме шпион, проникший в логово врага, торопясь, щелкает заветные бумаги, глядя в глазок фотоаппарата, не сомневайтесь: в его руках, как пить дать, Leica. В далеком 1925-м в продажу поступила премьерная партия фотоаппаратов ставшей впоследствии легендарной немецкой фирмы. И находитесь вы непросто в зале № 3, а в иностранном фотоагентстве тех времен.
Что же, играть – так играть, театр – так театр! Добро пожаловать в обычную ленинградскую коммуналку (или зал № 4, как вам будет угоднее)! Разрешите представить: владелец всего, что вы здесь видите, – обычный советский коллекционер, собиратель интереснейших экземпляров фототехники прошлого. Истинные знатоки фотоискусства утверждают: эти «Зениты», «Искры», «Зоркие», «Чайки» «ФЭДы» и подобные им раритеты во многом «дадут фору» самым современным аппаратам. Как раз тот случай, когда проверенное «ретро» не потеряло высшего качества.
Смольный
На одной из карт в Стокгольмском Историческом музее, составленной в Xii в. Известным шведским географом Карлом Юлем, изображена старинная шведская волость Ингерманландия.
Сегодня в здании бывшего Смольного институтаразмещается правительство Санкт-Петербурга
В XIX в. на берега Невы прибыл итальянец Джакомо Кваренги строить будущий институт благородных девиц. Кто-то из местных старожилов попытался предостеречь архитектора — мол, место нехорошее, но тот даже не стал слушать. Так и вырос Смольный. Среди его воспитанниц затем ходили слухи, что в окнах запертого флигеля по ночам скользит призрачный силуэт.
Владимир Ильич Ленин в Смольном.Исаак Израилевич Бродский. 1917
Спустя какое-то время соратники Ленина стали замечать, что тот выглядит подавленным. Однажды ночью все те же Василий Баланов и Алексей Гудков, проходя мимо кабинета вождя, услышали его крик. Через мгновенье выскочил и сам Владимир Ильич с безумным видом. Заглянув в кабинет, мужчины увидели в дальнем углу лицо того самого застреленного юнкера.
«Карл Булла: взгляд на мир Толстого»
Это мероприятие организовано не в самом фотосалоне им. Буллы, но при непосредственном его участии. Оно продлится до конца мая в Москве. Его экспонаты появились в далеком 1908 году, летом. Именно тогда Карл Булла прибыл в Ясную Поляну — резиденцию великого писателя Льва Толстого. У Буллы было задание сразу от нескольких редакций Петербурга — сделать серию снимков Толстого.
Великий мастер справился с задачей на все 100 процентов. В итоге на свет появились около сотни фото. Многие из них известны широким массам, однако с некоторыми до недавних пор были знакомы лишь специалисты в области литературы и фотографии. В итоге в московском музее Толстого решили исправить это упущение и организовали выставку фотографий Карла Буллы.
В рамках экспозиции посетители фотосалона могут увидеть подлинные изображения Льва Толстого, его родных и близких, а также целую россыпь знаменитостей начала XX века. В столицу для выставки был доставлен, пожалуй, основной раритет — павильонная фотокамера К. Буллы, а также некоторые уникальные вещи из личного архива и печатные издания прошлых лет с работами маэстро.
Мультимедиа Арт Музей — Московский дом фотографии
г. Москва
Музейно-выставочный комплекс и первый столичный музей, специализирующийся в области фотографии. Основан как «Московский Дом фотографии» в 1996 году правительством Москвы по инициативе Ольги Свибловой.
Один из крупнейших российских музеев фотографии и мультимедийного искусства.
Музей проводит экскурсии для муниципальных и частных школ, социальных центров, детских домов и приютов, в том числе и по билету бесплатного группового посещения.
Руководство музея сделало всё возможное, чтобы музей было доступен для людей с ограниченными возможностями — пандус у входа, туалет, куда въезжает коляска, и лифт, на котором можно попасть в любой зал музея.
Ежегодно представляет более ста выставочных проектов в России и за рубежом. Фонды музея насчитывают более 80 тысяч оригинальных отпечатков и негативов.
Новое фотоателье
Корни рода Буллы гнездятся в Пруссии, где 26 февраля 1855 года в купеческой семье родился Карл. Ещё мальчишкой родители привезли его Петербург и будущий великий фотограф начал работать посыльным в , производившей фотографические принадлежности. Однако Карл успевал не только выполнять свои прямые обязанности, но и присматривался к производству. В то время фотография, или, как говорили в России, светопись, была уже достаточно хорошо освоена и стала привычной. Поэтому Карлу не пришлось начинать всё с нуля. Совсем молоды человеком он начал самостоятельное дело, открыв на Невском проспекте доме №110 небольшую лабораторию по производству сухих броможелатиновых фотопластинок. Прошло ещё немного времени, и К Карлович открывает в Петербурге, и Садовой улице в доме №61, собственное фотоателье. В столице существовало немало фотографических ателье поэтому новому фотографу предстоял нешуточная борьба за существование Молодой человек сумел быстро добиться замечательных успехов, и его фотеателье получило в Петербурге большую известность.
Фотографический музей «Дом Метенкова»
г. Екатеринбург
10 августа 1998 года «Дом Метенкова», ставший филиалом Музея истории Екатеринбурга, официально открыл двери для посетителей.
Основу его фонда в самом начале составила обширная частная коллекция Евгения Михайловича Бирюкова — это более 10 000 объектов — техника, снимки, афиши, сувениры, книги, журналы, открытки и многое другое.
Сегодня собрания «Дома Метенкова» отражают полтора века развития фотоискусства в Екатеринбурге.
Располагаясь в центре города и занимая второй этаж здания, музей за годы своего существования постепенно превратился в многофункциональное арт-пространство, где организуются не только выставки, но также лекции, мастер-классы, круглые столы, портфолио-ревю, творческие встречи, видеопоказы, концерты, перформансы и другие культурные события.
На своей площадке «Дом Метенкова» осуществляет международные проекты в сфере фотографии, сотрудничая с культурными институциями Германии, Польши, Чехии, Франции, Великобритании, Швейцарии и их представительствами в России.
Возрождение фотосалона и начало работы музея
В 90-х гг. прошлого века доктор В. Эльбек по совету своего сына решил стать владельцем фотосалона на Невском, 54. Сказано — сделано! Эльбек, правда, вспоминает, что дом ему достался в ужаснейшем состоянии и больше напоминал курятник с текущими крышами, в котором вдобавок обваливались лестницы. В комнатах, где проявлялись фото, было нереально дышать. Вся обстановка была такой жалкой и «убитой», что Эльбек, по его признанию, не мог и помечтать об открытии здесь хорошего салона фото или проведении вернисажей.
Фотосалон существовал в таком виде еще несколько лет, оставаясь прибыльным бизнесом. В конце 90-х Эльбек подробно изучил историю здания, узнал все подробности жизни и работы фотографа Карла Буллы и загорелся идеей создать его музей. Однако для этого нужно было провести реставрацию салона.
Готовясь к открытию музея, Эльбек начал покупать оригинальные кадры К. Буллы и его наследников, а также фотографии других мастеров, творивших в России до революции.
Средства на масштабную реконструкцию Эльбек собрал к 2002 году и незамедлительно запустил процесс. В ходе восстановительных работ был воссоздан один из главных элементов фотосалона — стеклянный плафон фотомастерской. В январе 2004 года фотосалон Карла Буллы был готов в торжественной обстановке встречать первых посетителей.
Фотоэкземпляры музея
Музей раскинулся всего на нескольких квадратных метрах, но на таком компактном пространстве воссоздана неповторимая атмосфера былых лет. В частности, здесь размещено фортепиано, декорированное подсвечниками, а на стенах висят антикварные часы с маятником. Некоторые кадры — подлинники образца начала прошлого века, другие снимки отпечатали в наши дни со старых негативов. Среди прочих фотографий стоит выделить большое количество фотопортретов Шаляпина.
Здесь же можно увидеть уникальную павильонную камеру Буллы. Даже по прошествии многих лет она все еще работоспособна, поэтому иногда ее используют для создания фото в стиле ретро. Рядом есть уголок с тремя фотопортретами, декорированный зеленью. На снимках изображены сам Карл Булла и его сыновья.
Фотосалон
Помещение представляет собой хорошо освещенную протяженную галерею. Ее основная часть занята непостоянными экспозициями, ведь в салоне с регулярной частотой проходят вернисажи, составленные из творений современных мастеров фотографии. Фотомастерская К. Буллы находится в помещении, где царит атмосфера тропической теплицы. Сверху здание украшает стеклянный купол, который можно легко рассмотреть с улицы. Говорят, что Булла очень ценил именно этот купол, так как благодаря ему мог работать в своей мастерской без искусственного света.
Добавим, что купол, который размещен в фотосалоне сегодня, не является подлинным. В 2002-2003 годах его реставрировали и восстановили в результате долгой и кропотливой работы.
Первые впечатления при посещении музея
Музей Карла Буллы расположен по адресу: проспект Невский, 54. Это тихий и приятный уголок на 4-м этаже, в котором еще сохранился дух аристократизма старинного Петербурга. По пути наверх можно с интересом рассматривать фотографии различных современных знаменитостей, которыми здесь украшены стены.
В начале самого фотосалона находится вестибюль, в котором висит автопортрет знаменитого мастера — Карла Буллы. Он запечатлен с портативной камерой на шее, которая позволяла ему создавать великолепные фотографии на обычных улицах. Кстати, тогда техника Буллы считалась крайне «навороченной». Когда вы попадаете непосредственно в музей, который продолжается выставочной галереей Карла Буллы, не забудьте также о террасе со знаменитой площадкой, с которой открывается потрясающий вид на город.
История фотосалона
Фотосалон Карла Буллы — старейшее ателье на всей территории России. Его история началась еще в далеких 50-х годах XIX века — фактически тогда в России стали появляться дебютные фотокадры.
Первый хозяин фотоателье — Карл Кулиш. Сейчас нельзя достоверно установить, в каком году он породил свое детище на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Предположительно, это случилось до 1858 года. За последующие несколько десятков лет салон поменял нескольких хозяев, пока ориентировочно в 1906-1908 году его владельцем не стал Карл Карлович Булла, пребывавший тогда на пике славы и популярности. Семья мастера также стала проживать в приобретенном доме.
Революция окончательно не «убила» фотосалон — он продолжил жить, но уже в статусе госучреждения. Как свидетельствует биография Карла Буллы, он поспешно эмигрировал из страны в 1917 году, а дело попытались продолжить его сыновья. Увы, почин отца поддержать им не удалось, но лишь по той причине, что один из детей подвергся отправке в ссылку, а второй казнен. Несмотря на все преграды, фотоателье продолжало свою работу даже в зверские годы блокады.
Универсальный читальный зал
Большой Зеленый зал был отрыт для посетителей в 1901 году. Построенный по проекту архитектора Е.С. Воротилова, он был рассчитан на 400 посадочных мест. Зал возводили с соблюдением всех гигиенических требований. Для хорошего освещения в нем предусмотрели 36 огромных окон и вентиляцию. Зал украшал большой портрет императора Николая II, который Воротилов выполнил лично.
Портрет императора Николая II в Универсальном читальном зале. Художник В.А. Воротилов, 1900-е годыУниверсальный читальный зал
Сейчас это зал открытого доступа, то есть читатель сам берёт книги, без участия библиотекаря. В собрании насчитывается около 80 тысяч изданий. После реконструкции помещение сохранило первоначальный архитектурный облик. И может принять одновременно почти 300 человек.
Универсальный читальный зал
Сотрудники музея:
Директор: Тарасова Вера Михайловна, тел. 8(831) 411-82-47
Заместитель директора: Вершинина Ольга Борисовна, тел. 8 (831) 411-82-47
Главный хранитель: Ронжина Ирина Николаевна, тел. 8(831)434-25-23
Главный бухгалтер: Минеева Елена Александровна, тел. 8(831)411-82-47
Руководитель фотостудии «МиГ»: Тарасов Алексей Гурьевич, тел. 8(831)411-82-47
Заведующий экспозиционно-выставочным отделом: Карасева Ольга Васильевна, тел. 8(831)437 37 43
Научный сотрудник: Ерёмина Людмила Алексеевна, тел. 8(831) 437 37 43
Специалист по связям с общественностью: Гаврилов Олег Вадимович, тел. 8(831) 437 37 43
История музея имени Карла Буллы
Уникальное фотоателье Карла Буллы основано до 1858 года, но точная дата неизвестна.
Карл Карлович Булла был рожден в немецкой семье, а потом вместе с родителями переехал в Петербург. Работал в фирме, которая занималась изготовлением и продажей фотопринадлежностей, где и освоил фотографию с азов.
Карл Булла считается основателем репортажной фотографии. Наибольшую славу ему принесли фотопейзажи Санкт-Петербурга и портреты современников — был знаком и работал со многими политическим и культурными деятелями того времени, он был истинным виртуозом светописи.
Музей фотосалон Карла Буллы живет насыщенной жизнью: проводит художественные, литературные и фотовыставки, принимает активное участие в международных фотоконкурсах.
Музей занимает 4 этаж красивого исторического здания
Лифта, конечно же, нет, и идея оформления очень хорошо продумана: внимание гостей захватывается с первого шага в вестибюле. Стены вдоль лестничных маршей и площадок украшены работами Карла Буллы
В музее Карла Буллы много зелени. На входе можно близко рассмотреть большой портрет самого фотографа и старинный образец фотоаппарата.
Экспозиция музея представлена образцами старинных фотоаппаратов, в том числе тех, с которыми работал сам Карл Булла.
Центральное фото – портрет самого Карла, по бокам – портреты его двух сыновей, Александра и Виктора, которые продолжили семейное дело, когда отец отошел от дел. Это был династический бизнес, оставивший после себя богатый архив фотографий разных важных событий. В просторном и комфортном зале музея воссоздан старинный интерьер, что радует глаз и дарит ощущение присутствия в том времени, когда жил и работал Карл Булла.
На столах лежит много литературы про Санкт-Петербург, а так же про самого Карла. Можно посидеть, почитать, ознакомиться не только с его автобиографией, но и узнать что-то новое о любимом Петербурге.
В фотомастерской также есть необычное помещение со стеклянной крышей, похожее на оранжерею, там высажено множество красивых цветов, очень уютное и красивое оформление.
Еще одна интересная экспозиция музея фотосалона Карла Буллы, которая не оставит равнодушными любителей делать фотоснимки, это старинные фотоаппараты, но можно увидеть и более современные модели, как говорится, проследить историю развития всех моделей от самого старинного фотоаппарата до более современного. Музейный зал сочетает историческую экспозицию и галерею, где проходят выставки.
Завораживает смотровая площадка музея Карла Буллы – настоящая изюминка этого места. Это скромная терраса, с которой распахивается головокружительной красоты панорама Невского проспекта. Прекрасное место для фотосессии.
В фотосалоне можно получить не только услуги по фотосъемке и печати фотографий, но и их реставрации. Кроме того, Фонд исторической фотографии издаёт исторические книги, иллюстрированные фотографиями. Прекрасные подарочные издания для ценителей такой литературы.
Очень приятно, что таких людей как Карл Булла, ценят и не забывают. В Санкт-Петербурге на Малой Садовой улице ему был поставлен памятник, который так и называется «памятник фотографу».
Среди музеев Санкт-Петербурга особняком выделяется музей фотосалон Карла Буллы. Сохранено одно из старейших фотоателье России в историческом здании. Открылось ателье в далеком 1858 году. Карл Булла по праву считается отцом российской репортажной фотографии. В музее есть на что посмотреть, есть множество удивительных экспонатов.
Музей-фотосалон имени Карла Буллы своеобразный, интересный и привлекает своей историей. Советую там побывать.
На смотровую площадку музея им Карла Буллы вход свободный!
Адрес: Невский просп., 54, Санкт-Петербург (эт. 4).
м. Гостиный двор, м. Невский проспект
Режим работы:
Музей работает ежедневно с 10-00 до 20-00 без выходных.
Стоимость билета: 100р.
музей на карте
Удачи!
Выставочный зал отдела рукописей
Особый интерес представляет Выставочный зал отдела рукописей, расположенный на первом этаже главного корпуса. Помещение похоже на длинный коридор, вдоль стен которого стоят шкафы и витрины. Они накрыты отрезами материй для лучшей сохранности раритетов, представленных за стеклом. Сейчас здесь проходят выставки. Древние рукописи находятся в отдельном помещении под названием «Отдел рукописей».
Выставочный зал Отдела рукописей
Основу коллекции РНБ положило собрание рукописей Дубровского, приобретенное им за годы службы в российском посольстве в Париже. Во время революции 1789 года во Франции Дубровский спас часть бумаг из архива Бастилии.
Он выкупал рукописи из монастырских библиотек, собрал до 8000 автографов знаменитых французов, включая монархов. Дубровский заполучил сочинения, написанные рукой Эразма Роттердамского, Дидро, Руссо, Вольтера, Лейбница.
Зная страсть Дубровского к редкостям, ему делали подарки знаменитые ученые и литераторы. Так в коллекции известного библиофила появились древнеславянские и восточные письмена.
Оригиналы нам, конечно, не показали. На стенде есть копия древней книги «Остромирово Евангелие», его можно полистать. Также есть электронная версия. Также в отделе рукописей РНБ хранится Лаврентьевская летопись 1377 года.
Просмотр копии древней рукописи «Остромирово Евангелие»
История создания Исторического музея
Российская интеллигенция говорила о необходимости создания музея еще в середине XIX века. Ученые и дворяне понимали, что следует не только сохранять ценные исторические реликвии, но и постоянно пополнять коллекции за счет археологических и этнографических экспедиций. Окончательное решение созрело после промышленной выставки, проходившей в честь 200-летнего юбилея императора Петра I. Чтобы сохранить предметы, показанные на промышленной выставке, и обеспечить доступ публики для их обозрения в любое время, требовалось помещение и персонал. В начале 1872 года цесаревич Александр получил записку с соответствующей идеей. Он получил письменное разрешение от императора Александра II, и работа закипела.
Комиссия ученых под руководством графа Уварова разработала концепцию будущего музея. Он должен был «служить наглядной историей главных эпох русского государства». В мае 1883 года открытие состоялось, музей посетила императорская семья и, несмотря на недоделки, экспозицию открыли для публики.
После революции над ГИМ нависла угроза расформирования, ведь победившая новая власть не понимала ценности экспонатов и требовала устроить «в доме фабрику». Музей спасли указы Ленина и Луначарского, а позднее его коллекция существенно пополнилась экспроприированными у дворян и помещиков ценностями.
Во время Великой Отечественной войны часть особо важных экспонатов была отправлена в эвакуацию, а остальное осталось в осажденной Москве. Двери музея открывались для посетителей даже в самые страшные дни осады и бомбежек, а новые выставки посвящались героическому подвигу советского народа.
Послевоенные и перестроечные времена стали непростым испытанием для старого здания. Но после подписания президентского указа о присвоении Государственному Историческому музею статуса особо ценного объекта культурного наследия страны в нем начались реставрационные и ремонтные работы. Весной 2007 года ГИМ, впервые в истории, распахнул двери всех сорока залов.
Таинственный отъезд
Тогда же Карл Карлович получил особое свидетельство от Главного морского штаба, разрешающее производить съёмку «во время манёвров, смотров, учений, спуска и закладки боевых кораблей и вообще всех событий, касающихся морской жизни». Подобное же свидетельство было выдано ему и Главным штабом военного министерства. Теперь мастеру разрешалось «производить фотографические съёмки на манёврах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа». Булла приобрёл помещение на Невском проспекте в доме №54 и обставил его с купеческой роскошью. Доход фирмы Карла Буллы достиг огромной для того времени суммы — 250 тысяч рублей в год! В рекламном объявлении 1912 года сообщалось: «Старейший фотограф К.К. Булла занимается фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня. Снимает всё, в чём только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением, как днём, так и во всякое вечернее время, при своём искусственном освещении». Надо сказать, что несмотря на беспрецедентную популярность фотомастера, даже самым дотошным историкам далеко не всё известно о нём и о его жизни. Особенно тёмный период приходится на смутные годы. Никто точно не знает, когда Булла покинул Петербург: в 1916, 1917 году или позже. Неизвестно, почему Булла, находясь на вершине успеха, уехал в Эстонию, на остров Сааремаа. Некоторые объясняют этот неожиданный отъезд разладом в семье. Но это лишь предположение.
Чем знаменито здание на Невском, 54
Строение, в котором успешно функционирует фотосалон им. Буллы, также прославилось как дом Демидовых. Его история началась в 40-х годах XVIII века. Тогда на этом самом участке земли было построено здание, спроектированное архитектором Трезини. Примерно через 10 лет его выкупили и переделали для известного госдеятеля И. И. Шувалова. В итоге вокруг здания «вырос» настоящий дворцовый комплекс.
В 1825 году право на владение зданием перешло к промышленнику Николаю Демидову, представителю славного и знатного рода. Спустя 16 лет здание расширил архитектор Пель, после чего дом стал носить название «Демидовская гостиница». К слову, именно здесь в 1843 году знаменитый писатель Иван Тургенев познакомился со своей роковой пассией Полиной Виардо.
В начале 80-х годов XIX в. здание на Невском проспекте пережило масштабную перестройку, проект которой создал зодчий Сюзор. Именно после этого не особо примечательный домик из 3 этажей трансформировался в четырехэтажное эклектическое здание, известное и в наши дни.
Отдел искусства фотографии
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
г. Москва
Отдел искусства фотографии был организован в 2009 году. Основной задачей отдела является хранение и коллекционирование уникальных фотоматериалов по искусству мировой и российской фотографии.
Одно из основных направлений деятельности отдела — проектно-выставочная работа, основанная на взаимодействии с крупными международными культурными институциями (музеи, галереи, фонды), располагающими собраниями материалов фотографического жанра.
Экспозиции, посвящённые искусству фотографии, были организованы в Музее уже в первые десятилетия ХХ века. Так, в 1924 году прошла выставка «Фотографий русского фотографического общества», а в 1937 — «Первая всесоюзная выставка советского фотоискусства».
В ГМИИ экспонировались работы таких известных мастеров, как Йозеф Судек (1985), Хельмут Ньютон (1989), Август Зандер (1994), Питер Линдберг (2002), Борис Игнатович (2002).
В лектории ГМИИ регулярно проходят лекции и творческие встречи с ведущими российскими фотографами.
Отдел планирует экспонировать работы известных фотомастеров, особенно интересными обещают стать выставки, представляющие зарубежных авторов мирового уровня, а также молодых отечественных фотографов.
Страница Отдела искусства фотографии Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина на Facebook
Академия художеств
Это одно из самых престижных творческих учебных заведений не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России. Из его стен вышло немало талантливых художников, архитекторов, скульпторов.
Здание Российской Академии художествна берегу Невы
Само здание было построено в 1764–1788 гг. по проекту архитекторов Жана Батиста Валлена-Деламота и Александра Филипповича Кокоринова. В числе первых выпускников академии значились многие известные художники и архитекторы, например, Федот Иванович Шубин, Василий Иванович Баженов, Фёдор Степанович Рокотов.
Портрет архитектора Александра ФилипповичаКокоринова — директора и первого ректораИмператорской Академии художеств.Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1769
А вот участь первого ректора Александра Филипповича Кокоринова оказалась незавидной. Согласно преданию, однажды академию посетила императрица Екатерина II и во время визита случайно испачкала платье о свежеокрашенную стену. Конечно, ректор получил выговор и оказался так подавлен случившимся, что той же ночью повесился на стропилах под куполом здания Академии. Впрочем, по официальной версии, Кокоринов умер своей смертью, от водянки. Тем не менее говорят, что с той поры в академии поселился фантом. Является он в основном студентам, которые за полночь готовятся к экзаменам в мастерских или граверных. На шее у него обрывок пеньковой веревки, а в руках рейсфедер.
Исследования и издательская деятельность
Научными сотрудниками проводятся научные исследования по истории возникновения и развития фотографии, фотографического процесса, совершенствования и использования фототехники. Разрабатывается тема «Фотографы Нижнего Новгорода XIX-XX веков». Опираясь на эти исследования, постоянно совершенствуется историческая экспозиция, создаются и реализуются проекты на основе фондов РМФ. Например, в музее создана небольшая экспозиция «Фотолаборатория ХХ века», которая знакомит посетителя со сложной техникой проявки пленки и ручной печати фотографий.
В 2006 году было 2 публикации научных исследований. Ретроспективный обзор по фотографии XIX века «Застывшее мгновение» был опубликован в фотоальбоме «Нижегородская фотография. 1843-1917», изд. «Деком», Н.Новгород, 2006 год. Статья «Сумел подчинить себе те условия, которые до него считались непобедимыми…» опубликована в каталоге «Андрей Карелин. Портрет в интерьере», Москва, 2006 год.
К 15-летию Русского музея фотографии, которое отмечалось в сентябре 2007 года, был издан презентационный буклет, рассказывающий об истории музея и о наиболее интересных и ценных предметах экспозиции.
Периодически музеем издаются каталоги фестивалей и конкурсов. Выпущен каталог международного фотофестиваля «Волжское биеннале», проходившего в 2004, 2006 и 2008 г, каталог Российского фотографического фестиваля молодежи 2007, 2009. Каталоги издаются и на цифровых носителях.
Зал Корфа (выставочный зал)
В 1833 году под руководством Карла Ивановича Росси был возведен второй корпус Библиотеки. В нем и расположен зал, именуемый в честь третьего директора «публички» — Модеста Андреевича Корфа.
Модест Корф был сокурсником А.С. Пушкина в Царскосельском лицее. Одарённый организатор и предприимчивый человек много сделавший для библитеки. Именно по его инициативе была сформирована коллекция, хранившаяся в «Россике». Это книги о России на иностранных языках. Сейчас коллекция находится в другом месте РНБ и очень популярна.
В настоящее время в зале Корфа на 150 кв. метрах размещена выставочная площадка. С этой целью здесь установлены стационарные витрины.
Зал Корфа (выставочный зал)Зал Корфа (выставочный зал)
Из зала Корфа с противоположных сторон входы в зал Электронных ресурсов и зал Эстампов.