Планетарии Санкт-Петербурга
Новый планетарий в Санкт-Петербурге по праву считается самым большим в мире. Расположился он в старом здании газгольдера. Строение было подвержено глобальной реконструкции, однако часть купола долгое время оставалась недостроенной.
Внутри здания можно увидеть проекцию звездного неба. Некоторые скажут, что этого мало. И для таких людей есть новость – в скором времени будет создана обсерватория, где можно будет рассмотреть настоящее звездное небо, а не просто картинки. Также будет и лекторий, где множество профессоров расскажут удивительно познавательные лекции о небесных телах.
Принцип действия ЭРД
Через центральную форсунку подается топливо. В качестве него, как это ни странно прозвучит, используется металлическая проволока. Наверное, не совсем такая, как в наших электроприборах, но все же, это именно проволока — алюминиевая, медная, железная. Возможно использования других металлов и даже токопроводящих жидкостей. Например: ртути, электролитов).
Все это попадает в камеру сгорания, где встречается с мощнейшими электрическими разрядами. Проволока испаряется, причем так стремительно, что образует в камере сгорания огромное избыточное давление газа, который выбрасывается через сопло. Так создается реактивная тяга. Удивительно, но такой двигатель работает на проволоке в самом прямом смысле этого слова.
Чтобы придумать и реализовать такое, надо быть действительно достаточно умным человеком. Интересно посмотреть на реконструкцию рабочих кабинетов этих великих людей. Тогда не было компьютеров, сотовых телефонов, современных мягких удобных кресел и столов с изменяемой при помощи кнопок высотой столешницы.
Все было просто до примитивности. И вот в таких условиях люди работали над прорывными технологиями ракетостроения:
Обратите внимание: телефон висит на стене, а не стоит на столе. С одной стороны — вроде неудобно
С другой — для каждого звонка нужна довольно веская причина. Ведь придется встать со стула, обойти стол… Думаю, в современных офисах некоторым сотрудникам тоже надо поставить телефон «подальше». Тогда они будут чаще работать и реже «трещать» по телефону, решая личные делишки. Да! Еще надо отобрать сотовые телефоны и «отрубить» интернет. Тогда, может быть, люди от скуки все же начнут работать?
Ну ладно, это лирика.
Теперь давайте посмотрим на макеты ракет. Конечно, это не космические ракеты. На стендах представлены образцы, которые были разработаны разными группами изучения реактивного движения — сокращенно ГИРД. Кстати, специалисты этих групп немного иначе расшифровывали аббревиатуру ГИРД — группа инженеров, работающих даром.
В результате их работы на свет появлялись вот такие варианты ракет:
Конечно, они смотрятся немного неожиданно по сравнению с современными ракетами. Кто-то даже может бросить надменную фразу: «вот ведь какой ерундой занимались». Но, как показывает история, без этой ерунды сейчас не было бы и современных ракет. Все начинается с малого, с самого простейшего.
Простой пример: прямо сейчас оторвитесь от чтения этой ахинеи, сядьте за стол и разработайте с нуля жидкостный ракетный двигатель. Какой-нибудь простенький. То, что вы никогда ничем подобным не занимались — не оправдание. Садитесь и к завтрашнему дню извольте выдать результат в чертежах!
Что? Никак? Ну тогда стоит ли иронизировать по поводу не вполне совершенных конструкций ракет, которые вы видите на фотографиях. Те люди, которые «работали даром», тоже не родились конструкторами. Учились. Опирались на опыт предыдущих инженеров…
Все хорошее — это результат долгого упорного труда. Быстро случается только плохое. Когда же мы все привыкнем к этой мысли!
Так… что это я разгорячился? Вы и так все сами знаете. Не маленькие. Давайте бросим прощальный взгляд на этот зал и отправимся дальше:
О! Чуть не забыл! Видите это синее окно в полу в правой части предыдущего снимка? Это археологическая находка, не имеющая никакого отношения к космонавтике:
Это фрагмент фундамента Иоанновского равеллина (того здания, в котором находится музей). Первая половина XVIII века. По всей видимости он именно здесь и находился. Его закрыли стеклом. Кажется, на него даже можно наступать. Я не пробовал, оставляю этот смелый эксперимент вам :). Но по логике — это стекло должно выдерживать вес человека. Иначе его пришлось бы постоянно менять, поскольку «какой-нибудь… или же какая-нибудь… опять наступила своими … ногами» :).
О музее
10 декабря 2018 года исполнилось 100 лет со дня рождения главного конструктора и основателя предприятия Николая Александровича Семихатова. К этой дате музей обновил свою экспозицию, которая включает три основных раздела.
«С чего все началось» – экспозиция № 1
История Дома промышленности представлена макетами, фотографиями фасадов и интерьеров, палат госпиталя № 414, располагавшегося в годы Великой Отечественной войны в стенах здания.
В послевоенные годы здесь разместился Свердловский радиозавод. Истокам предприятия и его развитию от Радиозавода и Конструкторского бюро к НПО автоматики посвящена первая часть экспозиции.
Образцы первых радиол и радиоприемников, уголок кабинета разработчика 50–60-х годов позволят ощутить дух того времени.
Личности главного конструктора, академика Н.А. Семихатова, посвятившего всю свою жизнь разработке и созданию приборов систем управления для морских баллистических ракет, посвящена следующая часть экспозиции.
Создание систем управления трех поколений ракетных комплексов для подводных лодок – основная тематика разработок предприятия в 50–90-е годы XX века. В экспозиции впервые выставлены рассекреченные пульт управления морскими ракетами и астровизир (телескоп) на гироплатформе. А также показаны образцы бортовых вычислителей, макеты подводных лодок.
Старты нового тысячелетия» – экспозиция № 2
Посвящена участию предприятия в советских, российских и международных космических программах: от пуска первого искусственного спутника Земли, запуска морскими ракетами космических спутников и аппаратов до старта космической ракеты «Союз» с космодрома Куру во Французской Гвиане.
Интерактивный пуск космической ракеты в 3D-формате не оставит равнодушными детей и взрослых: участники виртуального пуска перенесутся на одну из стартовых площадок (Байконур, Плесецк, Куру, Восточный), где станут свидетелями подготовки запуска, старта и полета ракеты, получат незабываемое ощущение бесконечности космического пространства.
«Гражданская продукция НПО автоматики» – экспозиция № 3
Представлена следующими экспонатами:
- пульт управления машиниста для тепловозов и пассажирских электропоездов «Ласточка»;
- «Авторулевой» – прибор, разработанный для автоматической проводки речного судна;
- приборы системы автоматического управления электроподвижным составом монорельсовой дороги;
- приборные панели и пульты управления для комбайновой и тракторной техники.
Радиоастрономическая обсерватория «Светлое»
Обсерватория начала работу в 1997 году. Изнутри можно запросто просмотреть видеоконференцию или наблюдать дистанционно за радиотелескопом.
Не обязательно лететь на ракете в космос, чтобы показать всем любовь к астрологии. Это можно сделать в Петербурге, посетив музей, обсерваторию или памятник архитектуры.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.
(Visited 2 998 times, 1 visits today)
Экспозиция музея
Именно ему и его разработкам посвящены первые залы музея, где воссозданы рабочие кабинеты, выставлены личные вещи и инструменты ученых, а также бездымные пороховые ракеты (позже использовавшиеся в минометной установке БМ-13, так называемой «Катюше»), жидкостные ракетные двигатели и их прямые потомки — крылатые двигатели космических ракет.
В самом большом зале музея представлены модели первого искусственного спутника земли (запущен в СССР 4 октября 1957 года) и космического корабля «Восток» (12 апреля 1961 года в космос полетел первый в мире космонавт Юрий Гагарин, а 16-19 июня 1963 года — первая женщина-космонавт В.В. Терешкова полетела в космос). Одним из самых интересных экспонатов музея является спускаемый аппарат космического корабля «Союз-16», который побывал в космосе и вернулся на Землю в декабре 1974 года. В экспозиции представлена модель Международной космической станции (в масштабе 1:50) — пилотируемой орбитальной станции, используемой в качестве многоцелевого космического исследовательского комплекса. Вывод МКС на околоземную орбиту начался с запуска функционального грузового блока «Заря» 20 ноября 1998 года. МКС строится на орбите путем последовательного добавления к комплексу еще одного модуля. 2 ноября 2000 года экипаж первой основной экспедиции прибыл на станцию. Сегодня МКС — это совместный проект с участием космических агентств РОСКОСМОС, НАСА (США), JAXA (Япония), CSA (Канада), ЕКА (европейские страны).
В мае 2017 года экспозиция музея пополнилась макетами зоны приема пищи и комнаты гигиены в служебном модуле «Звезда» российского сегмента МКС (масштаб 1:1). Перед входом в музей в Иоанновском равелине установлен спускаемый аппарат топографического спутника «Комета», который побывал в космосе в 1990-х годах.
Автор Анна Гапличная
Частный гид в Санкт-Петербурге
Информация об экскурсии
График
Каждый жень кроме Вторника | 11:00-18:00 |
Вторник | 11:00-17:00 |
Среда | выходной |
Общественный транспорт
Адрес | |
---|---|
Петропавловская крепость, 3 | |
Метро | |
Горьковская | |
Трамвай | |
Пр. Добролюбова | 6, 40, T1 |
Автобус | |
Троицкая пл. | 49 |
Маршрутное такси | |
Троицкая пл. | K-30 |
Поделиться
Оставить отзыв
Другие достопримечательности
История музея
А все потому, что именно в помещениях, где расположены залы музея, в 1932 году располагалась газодинамическая лаборатория под руководством инженера Валентина Глушко, именно здесь были созданы и испытаны первые советские ракетные двигатели, которые до сих пор находятся на вооружении российской космической промышленности. Эта секретная советская лаборатория, а ныне музей, располагалась в Иоанновском равелине Петропавловской крепости — месте, откуда город Санкт-Петербург берет ведет свою историю и куда стремится попасть каждый турист, приезжающий в город. Однако мало кто знает, что помимо самой крепости, Петропавловского собора — усыпальницы императоров и прекрасных панорам Невы, здесь также можно увидеть колыбель советского и российского ракетостроения.
Валентин Глушко — советский инженер и ученый в области ракетно-космической техники. Один из пионеров ракетно-космической техники, создатель советского жидкостного ракетного двигателя. В 1929-1974 годах он возглавлял газодинамическую лабораторию — опытно-конструкторское бюро, где под его руководством были созданы опытные образцы первого в мире электротермического ракетного двигателя, а с 1930 года — большое количество жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Мощные жидкостные ракетные двигатели, разработанные В. Глушко были установлены на большинстве первых и вторых ступеней советских ракет-носителей и многих боевых ракет; они обеспечили запуск первых советских искусственных спутников Земли на орбиту, полеты Юрия Гагарина и других советских космонавтов, запуск автоматических межпланетных станций на Луну и планеты Солнечной системы.
Интерактивный аттракцион «Транс-Форс»
«Транс-Форс» — это магазин, где можно найти поучительные и развлекательные программы для тех, кто любит все связанное с космосом. Бои и аттракционы приведут в восторг и детей, и их родителей. Можно также прослушать познавательные лекции и принять участие в программах для саморазвития детям старших и младших классов.
Можно отправиться в путешествие по Вселенной. Увидеть Венеру, Сатурн и прочие планеты. Пролететь среди метеоритов, встретиться с черной дырой и насладиться Млечным путем, а также узнать историю освоения космоса и многое другое.
На борту еще проводятся прогулки по ценным местам Петербурга, для отдыха расположен бар и ресторан, меню в которых делает заказы без отвлечения от просмотра.
2 зал музея космонавтики
Покинув первый зал, мы сначала попадаем в помещение для лекций и презентаций. Здесь есть телевизор, столы, стулья. Наверное оно предназначено для проведения образовательных программ или каких-нибудь научных симпозиумов.
Здесь тоже есть пара макетов двигателей. Помните, я предлагал вам разработать такой? Вот будете в музее, посмотрите, как он может быть устроен. Уверен, без специальной подготовки такую штуку с чистого листа не сконструирует никто… ну, или почти никто:
Я, например, совсем глупым себя не считаю, но если бы мне сейчас предложили выбор: или к завтрашнему дню представить чертеж такого двигателя с чистого листа, или отправиться в каменоломню, я бы без колебаний выбрал второе :).
А ведь это самый простенький двигатель. Чего уж говорить о тех, которые представлены во втором зале!
Вот это да! Тут, пожалуй, не только на каменоломню согласишься, лишь бы не конструировать такое :).
Сейчас я просто покажу экспонаты второго зала единым массивом. Щелкайте, смотрите, ко всем картинкам есть комментарии:
Ходить между этими макетами лучше при минимальном количестве туристов. Мне очень повезло — кроме меня там было всего двое уныло шатающихся туриста. Весь их вид явно показывал, что они жалеют потраченного времени и денег, но «уж раз уплочено, надо все посмотреть». Честно признаться, позиция вполне понятная. Ведь в основном, экспонаты музея — это макеты.
Однако, среди всех этих муляжей встречаются и вполне настоящие вещи. Например, спускаемый аппарат космического корабля «Союз-16». Он действительно побывал в космосе, а теперь вот любой человек может на него посмотреть и даже (тайком, быстро, пока служители музея не смотрят) потрогать обшивку.
Обратите внимание: справа стоит некрасивая зеленоватая железяка с круглым окошком. Это входной люк советского корабля многоразового использования «Буран»
На снимке над люком можно увидеть сам корабль на стартовом столе.
Есть настоящий скафандр космонавта Ю.В.Романенко и его гидрокостюм. Почему они так отличаются по размеру — для меня осталось загадкой:
И наконец целый набор инструментов для работы в открытом космосе. Названия вполне земные: молоток, гаечный ключ, плоскогубцы, ножницы, кусачки… Только вид у них не вполне обычный. Все это настоящее. Инструменты подлинные — не муляжи.
Особенно мне понравился стенд «космическая еда». Только не подумайте, что я какой-нибудь обжора. Дело в другом. Однажды я слушал по радио передачу, посвященную космосу. Что меня там очень сильно поразило, так это стоимость стандартного обеда космонавта.
Я и раньше знал, что все эти космические штучки очень особенные, поэтому чрезвычайно дорогие. Но когда озвучили стоимость обеда, я реально удивился. Готовы? Итак, стандартный обед космонавта стоит 18000 рублей.
Да-да! Вот эти баночки, тюбики и пакетики стоят столько же, сколько составляет месячная зарплата среднего работника обычного учреждения. Если у Вас зарплата больше, то это здорово. Но некоторые даже на один космический обед не зарабатывают!
Теперь включаем калькулятор. Предположим, миссия из трех человек находится на орбите 30 дней. За это время они поглощают 90 обедов общей стоимостью… 1 620 000 рублей! И это только обеды. А надо еще позавтракать и поужинать. Да еще, не дай Бог, кто-нибудь добавки попросит!
Вот такая недешевая штука — освоение космоса. Безусловно, после знакомства с этими цифрами можно подумать, что лучше бы другие, земные проблемы за эти деньжищи решить. Но, если мы хотим смотреть не только себе под ноги, но и думать о завтрашнем дне, то приходится платить за удовольствие быть, если не первыми, то, хотя бы одними из первых. Поверьте, стоит только уступить, желающие на наше место найдутся сразу.
Вывод
В музей космонавтики и ракетной техники не стоит идти, если вам не очень интересна эта тема. Это для «настоящих мальчишек». Лично мне экспозиция понравилась, хотя не могу прибавить слово «очень». Хотелось бы увидеть макет спускаемого аппарата «Венера-12», Луноход целиком, а не только муляж его ходовой части.
Сами по себе ракетные двигатели, наверное, могут быть интересны только специалистам. Хотя, думаю, специалисты их и так видели, причем в полностью разобранном и собранном видах. Нам же, простым обывателям, при взгляде на сложные космические штуковины остается только удивляться, что есть такие люди, которые во всем этом разбираются.
И, напоследок, еще одно важное замечание. Вы можете не покупать билет в музей за 150 рублей, а купить единый билет во все музеи комплекса
Его стоимость — 600 рублей, зато вы имеете возможность посетить 4 разных экспозиции, в том числе Петропавловский собор. Если покупать отдельный билет в каждый музей, то придется заплатить 900 рублей (по состоянию на сентябрь 2016 года). Подробнее об этом написано в статье: Колокольня Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Смотровая площадка. Фото
А я засим прощаюсь с вами. Надеюсь, было немного интересно. Я старался
-
Назад
-
Вперёд