Легенды и приметы
С памятником связано несколько легенд и примет, среди них есть такие:
- В прошлом веке детей пугали гуляющим возле арки приведением, поэтому после наступления темноты все боялись выходить на площадь.
- Считали, что над аркой живет колдун, который управляет шестеркой лошадей.
- Если ровно в 12 ночи пройти мимо Нарвских ворот, то одна из фигур Гениев Славы оживет и вытянет вверх руки, как будто приветствуя путника.
Подобные легенды интересны фотографам и художникам. Самая таинственная картина о мистическом характере памятника принадлежит Павлу Филонову. Она воссоздает легенду живущего над монументом колдуна.
Музей расположен на высоте 5-этажного дома, куда ведут 75 ступенек винтовой металлической лестницы. В пространстве выставочного зала музея проводятся экскурсии, во время которых гиды рассказывают историю создания памятника. Также организуются увлекательные детские занятия, открываются временные выставки в помещение площадью 80 метров квадратных.
Отдельная часть экспозиции посвящена триумфальным аркам, которые строились в Северной столице в 1945 году, также с 2004 года на территории музея находится военно-исторический клуб.
Режим работы музея и стоимость билетов
Музей работает все дни, кроме понедельника и вторника:
- в среду — с 14:00 до 20:00;
- четверг, пятницу, субботу и воскресенье — с 11:00 до 17:00.
Касса закрывается на час раньше.
- полный — 150 рублей;
- льготный — 100 рублей.
Узнать о том, кто относится к льготным категориям, приобрести билет онлайн, а также посмотреть краткое описание Нарвских ворот в Санкт-Петербурге можно на официальной странице музея. В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в России, вход в музей осуществляется только по QR-коду с предъявлением паспорта.
Нарвские ворота входят в ТОП-10 символов Санкт-Петербурга несмотря на то, что памятник находится не близко к центру города.
-
Версии происхождения руси кратко
-
Среды обитания россии кратко
-
Трагедия казахской интеллигенции в эпоху сталинских репрессий кратко
-
Каковы структура и виды уроков физической культуры кратко
- Изобретение посудомоечной машины кратко
На народные деньги
– Евгений Владимирович, триумфальная арка построена. Довольны ли вы результатом?
– Абсолютно удовлетворён. Я переживал за ход строительства, ведь доверие, оказанное району, – воздвигнуть в Красном Селе памятник победителям в Великой Отечественной войне – накладывало особую ответственность и обязывало выполнить задачу максимально качественно, в срок. В годы войны по территории района проходил оборонительный рубеж, на котором ценой немалых потерь был остановлен враг. Освобождением Красного Села от фашистов в январе 1944 года завершилась операция по полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады, поэтому выбор места для памятника не случаен. Заказчиком строительства стала межрегиональная общественная организация «Совет Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Совет возглавляет Герой России генерал-майор Геннадий Дмитриевич Фоменко. Решение о возведении арки было принято правительством города, но строилась она на народные деньги, на пожертвования спонсоров и меценатов. Их имена, названия организаций, внёсших свой вклад, занесены в Книгу памяти, специально изданную, посвящённую истории строительства Триумфальной арки Победы.
– Кому принадлежала идея строительства?
– Писателю-фронтовику Даниилу Гранину, который предложил взять за основу одну из трёх бывших временных деревянных арок, возведённых в 1945 году. Он выступал с этой инициативой много лет, говоря, что в Петербурге нет триумфальной арки в честь Великой Победы. В результате конкурса автором архитектурного проекта стал Владимир Попов, народный архитектор России, а автором скульптурных работ – почётный член Российской Академии художеств Борис Петров.
– Кто распоряжался финансовой стороной дела?
– Этим занимался Совет Героев как заказчик строительства. Кому, как не этой общественной организации, распоряжаться народными деньгами. Бетонная арка облицована гранитом и украшена скульптурными изображениями, отлитыми в бронзе. Литьё выполнено на заводе “Монументскульптура». Геннадий Дмитриевич Фоменко сам принимал работу
Кроме того, важно было, чтобы стройка, проходящая на пересечении оживлённых магистралей, не стала помехой для городской жизни. Потребовались определённые усилия для организации дорожного движения в районе строительства вплоть до создания почасового графика
Был реализован тот сценарий работ, который мы предлагали. 9 мая – ни днём раньше, ни днём позже – мы открыли триумфальную арку полностью готовой.
В результате конкурса автором архитектурного проекта стал Владимир Попов. Фото: Администрация Красносельского района
Василий Стасов — архитектор-новатор
В том же году успели заложить фундамент будущих ворот: в землю было вбито почти 1100 восьмиметровых свай, на которые были положены плиты из разных материалов общей толщиной более 5 метров. Первоначально ворота были задуманы мраморными, однако Стасов внёс неожиданное предложение: выстроить арку из кирпича и облицевать медными листами. Это застопорило строительство на долгих три года и лишь в 1830 году были окончательно согласованы все нюансы и сметы новой арки (а год до этого ворота 1814 года были разобраны), и строительство развернулось с новой силой, не прекращаясь ни зимой, ни даже во время знаменитой эпидемии холеры в 1831 году.
За полтора года удалось целиком возвести кирпичную арку, на которую ушло более полумиллиона кирпичей, и уже в октябре 1831 года приступили к её облицовке медью. «Обшивку» изготавливали на Александровском (совр. Пролетарском) заводе в Петербурге, для чего рядом с цехами была изготовлена деревянная модель в натуральную величину, а для изготовления медных листов использовалась специальная «чеканная» медь, взятая из запасов Монетного двора — всего более 5,5 тысяч пудов (90 тонн). Высота самой арки составила 30 метров, ширина — 28.
Не обошлось без происшествий: 2 января 1832 года у ворот вспыхнул пожар, уничтоживший леса, построенные вокруг арки для установки медных листов, и повредивший гранитный цоколь постройки, что потребовало ремонта и некоторых переделок и серьёзно отдалило завершение строительства. И всё же к сентябрю 1833 года арку удалось «одеть в медь», что было несомненным успехом самого Стасова и его горячего сторонника Алексея Николаевича Оленина — президента Академии Художеств, стараниями которого необычная идея по обшивке кирпичных ворот медью была претворена в жизнь.
Основание арки было украшено фигурами воинов, на аттике разместилась скульптурная группа: колесница, запряжённая шестью лошадьми, выполненных малоизвестным тогда скульптором Петром Клодтом, управляемая Славой, работы прославленного Пименова. На самой арке нанесена надпись на русском и латыни: «Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное отечество в 17 д. августа 1834», причём на латыни вместо слова «преторианцы» было использовано слово «легион», чтобы лишний раз не напоминать императору Николаю об обстоятельствах его восшествия на престол.
Ворота были открыты на двадцатилетнюю годовщину Кульмского сражения, где гвардейские полки сражались героически, сумев спасти союзную армию от уничтожения, а русского и австрийского императоров от плена. На открытие ворот была выбита памятная медаль на аверсе которой изображены сами ворота и выгравирована дата открытия, а на реверсе Всевидящее Око в лучах славы и годы Отечественной войны и Заграничного похода. На церемонии присутствовал сам государь, а под аркой прошли гвардейские полки, названия которых выгравированы на пилонах ворот, возглавляли шествие дворцовые гренадёры, рота которых была учреждена несколькими годами ранее из наиболее отличившихся и заслуженных ветеранов войн с Наполеоном.
Любопытно, что изначально архитектор планировал разместить в помещениях ворот залы особого музея, посвящённого Отечественной войне и гвардии, однако его желание сбылось лишь спустя два века: сейчас там размещена экспозиция мемориального музея «Нарвская застава». А сами ворота ещё немало повидали на своём веку: 9 января 1905 года они стали немыми свидетелями расстрела рабочей манифестации, вошедшей в историю под названием «Кровавое воскресенье», осенью 1941 года через ворота проходили полки Ленинградского фронта, отправлявшиеся на передовую, летом 1945 — части Ленинградского гвардейского стрелкового корпуса, вернувшиеся из Прибалтики и принявшие участие в Ленинградском Параде Победы
История
В 1814 году русская гвардия возвращалась из Европы. Французская армия разбита, Наполеон подписал отречение. Столица готовилась к торжественной встрече победителей. В течение месяца в Петербурге по чертежам Кваренги возвели триумфальные ворота.
Материалом для арки послужили дерево и алебастр. Строить начали у Нарвской заставы, на границе города. Украшением памятника стали колесница, управляемая крылатой богиней Победы и статуи античных воинов. Рядом устроили трибуны для военных оркестров.
В 1814 году русские полки 4 раза маршировали под сводом арки:
- 30 июля
- 8 сентября
- 18 октября
- 25 октября
Временные ворота быстро обветшали. Спустя 10 лет они уже не могли служить по назначению. Последовало высочайшее повеление построить новый памятник из гранита, меди и мрамора. Работы в 1825 году остановила смерть императора Александра I.
Торжество закладки мемориала совершилось 26 августа 1827 года, в 15-летие Бородинской битвы. Церемония продолжалась в присутствии тысяч ветеранов. Грудь солдат и офицеров украшали серебряные медали «3a взятие Парижа» на Андреевско-Георгиевской ленте.
Это событие было отмечено торжественным маршем. Перед российским императором под аркой прошли победоносные гвардейские полки.
Внутренний зал по плану принадлежал реликвиям Отечественной войны 1812 года. Этот замысел не поддержали, и в арке расположился караул Нарвской заставы. В конце XIX века здесь хранились документы архива Думы Петербурга.
В 1941 году с началом блокады памятник находился почти на оборонительной линии Ленинграда — от передовой по прямой всего шесть километров. Осколки снарядов сильно повредили монумент. На его медной обшивке насчитали больше 2 тысяч отметин.
В Ленинграде парад Победы прошел 8 июля 1945 года. С Нарвской стороны входила 45-я стрелковая дивизия. Героев снова встречали Нарвские Триумфальные ворота.
В 1952 году закончили реставрацию памятника.
1980 год – очередной ремонт:
- возле арки выложили площадку
- обновили коммуникации
- появился гранитный поребрик
- оборудовали под мостовой пешеходный переход
С 2003 года здесь проходят выставки и экскурсии. К выставочному залу подниматься нужно по винтовой лестнице. Она узкая, пройти может только один человек.
Перед 300-летием северной столицы Нарвские Триумфальные ворота капитально отремонтировали. Монументу восстановили оригинальный цвет.
Нынешние Нарвские Триумфальные ворота – уважение и почтение признательных потомков.
Александровские ворота
Рекомендовать место
2
1
Александровские ворота,находятся на Химиков 18, в Санкт-Петербурге.
Одни из первых ворот Охтенского порохового завода — Георгиевские — находились на углу шоссе Революции в створе улицы Коммуны. Эти деревянные ворота, построенные в XVIII веке, по информации протоиерея Александра Будникова (настоятеля храма Святого пророка Илии на Пороховых), просуществовали до XX в.
15 апреля 1803 г. на заводе произошёл один из самых крупных взрывов пороха многие производственные здания и церковь значительно пострадали.
Руководство восстановительными работами (1803-1805 гг) было поручено Ф. И. Демерцову.
История строительства
Весной 1814 года стало известно о победоносном возвращении из заграничного похода русских героев-воинов. Все жители с воодушевлением начали готовиться к их торжественной встрече. На экстренном заседании Сената, созванном по инициативе генерала Вязмитинова, было решено возвести Триумфальную арку на пути следования гвардейских полков.
Деревянные Триумфальные ворота
Так как времени для создания монументального строения из камня или другого долговечного материала оставалось очень мало, из алебастра и дерева построили временное. Автором проекта стал архитектор Кваренги. Арку для торжественного прохода войск возвели на Нарвской заставе, находящейся на самой окраине города (отсюда и название монумента), недалеко от Обводного канала. На строительство ушло немного более 30 дней.
Сооружение венчал скульптурный ансамбль – фигура древнегреческой богини Славы на колеснице, запряженной шестью лошадьми. Выполнена композиция по проекту скульптора И. Теребенева. На стенах золотистой краской выведены надписи, где указаны названия полков, участвующих в боях, и благодарственные слова от русского народа. В нижней части строения установлены статуи римских легионеров.
По обеим сторонам колоннады строители соорудили трибуны для встречающих и амфитеатр для военного оркестра. Александр I, его семья и влиятельные гости должны были расположиться в специально построенных крытых галереях. Все жители, как простые люди, так и высокопоставленные, с ликованием встречали победоносные полки, среди которых Семеновский, Преображенский, Егерский и другие. В этом году русские войска еще четыре раза с июля по октябрь с триумфом проходили через них в город.
После проведения торжественных мероприятий территория вокруг монумента стала популярным местом, местной достопримечательностью – горожане встречались здесь в праздничные и выходные дни. Но материал, из которого возвели арку, был недолговечным (дерево и алебастр), и через 10 лет постройка начала постепенно разрушаться. Власти Санкт-Петербурга подняли вопрос о демонтаже сооружения, но большинство жителей, среди которых были участники боевых действий 1812 года, выступили за его реконструкцию. На престоле в это время был император Николай I, он приказал построить новое, каменное сооружение.
Строительство каменных ворот и обшивка медными листами
Вторично арку в память об участниках Отечественной войны возвели в 1827—1834 годах по проекту В. П. Стасова. Авторы скульптор С.С. Пименов П. К., Клодт, В. И. Демут-Малиновский. В отличие от первой постройки, сделанной из дерева, для строительства новой использовали прочный кирпич, при этом архитектура конструкции в основном осталась без изменения. Из медных листов были созданы детали, украшающие фасад. Кроме того, здесь установили фигуры древнерусских витязей. Строение имеет много отличий от объектов, которые возводились в то время – это отсутствие многочисленных деталей, строгость конструкции.
Этапы реставрации
Медные листы, которые использовали при строительстве, через несколько лет начали покрываться коррозией, в этом немаловажную роль сыграл влажный климат Северной столицы. В конце 70-х началась первая реставрация под руководством архитектора М. И. Рылло. После окончания работ в помещении разместили архив городской Думы, но он сгорел во время Февральской революции – бастующие солдаты и рабочие подожгли памятник. Кроме того, повредились бронзовые украшения.
В 1925 г. приступили к надолго затянувшемуся очередному ремонту арки, закончить реставрационные работы не дала начавшаяся Вторая Мировая война. Во время военных действий строению был нанесен значительный урон во время авианалетов, так как недалеко проходила линия фронта. Еще раз через нее с триумфом прошли советские солдаты, победившие в кровопролитной войне. Послевоенную реставрацию продолжили в 1949 году по проекту И. Бенуа. Работы шли почти три года, в результате были заменены кровля, винтовые лестницы и покрытие пола. Восстановлены элементы декора и повреждённые части памятника.
Во время ремонта в 1978-1980 годах оборудовали площадку вокруг памятника, заменили устаревшие инженерные коммуникации. Оборудовали подземный переход – теперь добраться до арки можно удобно и безопасно. Отремонтировали крышу и вычистили медные листы, часть их, как и детали орнамента, заменили на новые. Отреставрировали нижнюю часть колонн, внутренние винтовые лестницы, восстановили оригинальный цвет. Не удалось лишь привести в порядок лицо Богини Славы, которое, предположительно, пострадало от вибрации городского транспорта.
Где находятся и как добраться
- Трамвай No 16
- Троллейбус No 20
- Автобусы: маршруты No 1М, 2, 6,35, 66, 73
- Маршрутное такси: К1, К2, К6к, 47, К177, К195, К306
Монументальное величественное строение, посвященное ратным подвигам русских воинов, не так известно и посещаемо, как другие достопримечательности Санкт-Петербурга. Но оно интересно и уникально с точки зрения истории и культуры не только города, но и всей огромной страны, поэтому обязательно следует посетить это знаковое для всех россиян место.
Сергей Архипкин» >
Среда: с 14:00 до 20:00, касса до 19:00.Четверг-воскресенье: с 11:00 до 17:00, касса до 16:00.Понедельник, вторник: выходные дни.
Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге находятся в Кировском районе, на площади Стачек. Величественная арка была построена в 1830-х годах в память о победе в войне 1812 года. В то время Северная столица была гораздо меньше по площади и ворота стояли на въезде в город. Нарвские ворота — это памятник в архитектурном стиле ампир. Триумфальная арка имеет высоту около 30 метров и ширину 28 метров.
Монументальное сооружение стало свидетелем настоящей трагедии, известной как Кровавое воскресенье. 9 января 1905 года у Нарвских ворот произошло столкновение солдат с шествием рабочих, возглавляемых священником Гапоном. Толпу, следующую к Зимнему дворцу, остановил конный отряд гренадеров. В ходе потасовки солдаты начали стрелять по процессии и рубить рабочих шашками. В результате погибли десятки человек, было много раненых. В советские годы в память об этом происшествии площадь у Нарвских ворот выложили брусчаткой красного цвета и дали ей название Стачек.
Нарвские триумфальные ворота на панораме:
Арка Главного штаба
Построен Главный штаб в 1819-1829 годах. Главный зодчий арки был К. И . Росси, декор фасада, внутренних помещений и скульптуры были разработаны и выполнены С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским. На сегодняшний день Главный штаб – это одно из зданий принадлежащих Эрмитажу. Ранее там были расположены различные министерства.
Смысловым центром всей архитектурной композиции является арка Главного штаба. Она была возведена как завершающий элемент, смысловой центр архитектурной композиции и посвящена военным событиям 1812 года. Она была открыта 4 октября 1828 года.
Украшена арка большим колицеством декоративных элементов. Можно выделить различные барельефы и скульптуры, а также часы, механизм которых сохранился до наших дней и отлично функционирует.
Главная и самая масштабная композиция расположена на самом верху – это колесница, запряженная шестью лошадьми. В колеснице находится Ника – крылатая богиня победы. В одной руке у нее лавровый венец, а в другой штандарт.
Триумфальная арка «Грозный»
Ещё одними триумфальными вратами, построенными совсем недавно, стала арка «Грозный» в Чечне. Это сооружение было открыто 5 октября 2006 года на Ханкальской улице Грозного и посвящено 30-летнему юбилею главы Чечни Рамзана Кадырова. Арка расположена над автомагистралью и украшена по боками чеченскими боевыми башнями семнадцатиметровой высоты, а также двумя портретами — президента РФ Владимира Путина и первого президента Чеченской республики Ахмата Кадырова. Арка является главными вратами в город Грозный.
Триумфальная арка «Грозный» в Чечне. Фото: Commons.wikimedia.org / Станислав Гайдук
Реставрация
Триумфальная арка прошла большую реставрацию в 2012 году, в преддверии празднования в Москве 200-летия победы над Наполеоном.
В ходе работ ГКУ «Мосреставрация» произвело следующие действия:
- была заменена часть облицовки;
- произведена чистка оставленного облицовочного камня;
- восстановлен внешний вид металлических скульптурных элементов;
- отреставрирована конная скульптура с богиней Никой с демонтажем и последующим возвращением на место;
- железобетонные постаменты под скульптурами воинов заменены на гранитные;
- черные чугунные колонны стали графитового цвета, как того и хотел автор проекта.
В планах правительства Москвы – открытие смотровой площадки на Триумфальной арке.
Интересные факты
В 1899 году сквозь Триумфальную арку были проложены трамвайные пути, и электрические вагоны, следуя по маршруту Страстная (Пушкинская) площадь – Петровский парк тормозили на остановке с тройным названием: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».
В XIX веке во время открытия каменной арки Бове, приглашенный на торжество митрополит Московский, отказался освятить сооружение из-за присутствия в декоре мифологических богов. Местные жители называли богиню Нику, держащую лавровый венок «бабой с калачом». Русскому мужику, незнакомому с греческой мифологией, были понятнее душевность и гостеприимство русской красавицы с хлебом-солью.
Некоторые источники утверждают, что инициатором послевоенного восстановления Триумфальной арки был первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Выступая в 1965 году на VIII съезде ВЛКСМ, он с сожалением заметил, что мы не бережем памятники, «несущие в себе патриотическое начало». В ответном слове генеральный секретарь Н.С. Хрущев обещал комсомольцам, что предпримет шаги по восстановлению арки. Свое слово он сдержал.
Во время реставрационных работ 2012 года в сооружении бала найдена записка-послание, в которой сообщалось, что Федор Давыдов последний рабочий, покидающий объект в 1968 году. По аналогии была заложена новая капсула, адресованная потомкам 2062 года со списком всех принимавших участие в реставрации (232 имени).
Где находятся и как добраться
Монумент расположен в Санкт-Петербурге на пересечении проспекта Стачек, Старо-Петергофского проспекта, Нарвского проспекта и Перекопской улицы. Доехать удобнее на метро до станции «Нарвская».
Наземный транспорт:
- Трамвай No 16
- Троллейбус No 20
- Автобусы: маршруты No 1М, 2, 6,35, 66, 73
- Маршрутное такси: К1, К2, К6к, 47, К177, К195, К306
Монументальное величественное строение, посвященное ратным подвигам русских воинов, не так известно и посещаемо, как другие достопримечательности Санкт-Петербурга. Но оно интересно и уникально с точки зрения истории и культуры не только города, но и всей огромной страны, поэтому обязательно следует посетить это знаковое для всех россиян место.
Экспозиция музея Нарвские ворота в СПб
Если соблюдать правила дорожного движения, то пройти к
Нарвским воротам можно через подземный переход. В центре подземного перехода
имеется выход к основанию ворот.
Выход из подземного перехода к Нарвским воротам
Вас встречают два древнерусских витязя с венками.
Русские витязи с венками в руках
Вход в музей находиться в левой колонне, получается, что
входим во внутрь колонны .
Вход в музей Нарвские ворота
Так как это колонна, то место для размещения помещений музея
не много. На первом этаже находиться касса и тут же располагается винтовая
железная лестница, ведущая наверх, непосредственно в выставочный зал.
Винтовая лестница в музеи Нарвские ворота СПб
Подниматься по этой лестнице можно только по одному
человеку, придется подняться примерно на
5 этаж жилого дома.
И вот вы наверху, перед вами открывается небольшое помещение, где и располагается выставка музея Нарвские ворота в Санкт-Петербурге.
Небольшое помещение музея
Музей не имеет постоянную экспозицию. Экспозиции периодически меняется, к различным знаковым датам. В наше посещение экспозиция была посвящена 220 лет со дня рождения А.С. Пушкина и отражение в его творчестве войны 1812 года и ее участников.
Оказывается, что в 90 произведениях Пушкина упоминаются события и участники войны 1812 года.
В противоположном углу, от основной экспозиции, размещен солдат русской армии войны 1812 года. Около него можно было сделать фото, при этом использовать головные уборы русской армии.
Солдат русской армии войны 1812 года
Так же из экспозиции можно было узнать, как менялась округа около Нарвских триумфальных ворот или Нарвской триумфальной арки.
Репродукция из музея Нарвские воротаСледующее фото репродукция из музея Нарвские ворота
На противоположной стороне от входа где мы вошли имеется другой выход, установлен стол с печатной продукцией музея. На столе разложены книги об истории Петербурга, которые можно купить. Цены на книги от 100 рублей до 450 рублей.
Книги об истории Петербурга
На фото видна дверь другого выхода из музея.
На этом осмотр экспозиции музея окончен и пора обратно на улицу по той же лестнице, что и поднимались наверх.
Лестница на спуск
Хочется отметить, что когда посетителей мало, то вы поднимаетесь и спускаетесь по одной лестнице, а когда много, то спускаетесь по другой лестнице, которая расположена в другой колоне.
3) Арка Новой Голландии
Расположена на острове Новая Голландия между рекой Мойкой и Крюковым и Адмиралтейским каналами. Является уникальным памятником промышленной архитектуры раннего классицизма.
Архитектурный комплекс острова возводили с 1765 по 1780 год. А арку строили в 1779-1787 годах. Ее высота — 23 метра, а ширина пролета — 8 с лишним метров.
Арка Новой Голландии — это редкое сочетание красного строительного кирпича и тесаного гранита. А блоки, из которого сложены колонны дорического ордера, придают сооружению гармоничный и монументальный вид.
24 декабря 2004 года в Новой Голландии произошел пожар, который уничтожил часть строений. Сегодня Арка Новой Голландии находится в полуразрушенном состоянии. А на самом острове располагается культурное пространство.
Место: остров Новая Голландия, ст.м. Адмиралтейская