Пять технологий для музея, опережающих время. как выглядят музеи будущего

Экскурсии онлайн по санкт-петербургу

Умное пространство

Прикоснуться к лупе и рассмотреть детали любого музейного экспоната, открыть книгу, поместить закладку на понравившееся место и прослушать историю, дотронуться до пояса, который носили солдаты, и оказаться в укрепленном лагере в Итальянских Альпах — все это становится возможным благодаря умным вещам. И это интересная замена классическим аудиогидам, которые просто последовательно рассказывают об объекте из наушников или динамика смартфона посетителя.

Музей железных дорог России был открыт всего 5 лет назад, к их 180-летию. Уже на стадии проектирования авторы продумали использование технологий умных пространств в экспозиции. Основа коллекции музея — уникальное собрание оригинального подвижного состава: вагонов, паровозов, электровозов, тепловозов и другой железнодорожной техники.

Онлайн-музеи Новосибирска

Музей Новосибирска

Художественный музей имени Ю.В.Кондратюка, основоположника российской и мировой космонавтики. В фонде музея находится более 6,5 тысяч научно-вспомогательных единиц хранения, включая редкие экспонаты и документы, большой библиотечный фонд и значительную коллекцию видеотеки.

На главном сайте музея Новосибирска можно найти большой перечень различных 3-D туров в отделе «Выставки». Здесь посетители могут нажать на любую экспозицию и посмотреть на неё вблизи. Помимо этого, на сайте есть отдел «Галерея» с доступом к фотографиям и видео из архива музея. Также на YouTube-канале зрители могут посмотреть программы «Экскурсия для души» с маршрутами по интересным местам города.

Музей мировой погребальной культуры

Специфический музей, посвящённый похоронным традициям разных культур и народов. Новосибирский Музей погребальной культуры — единственный в России с подобной тематикой.

На официальном сайте музея в отделе «Экспонаты» можно найти интереснейшие онлайн-туры с готическими экскурсоводами. Совершенно бесплатно на сайте можно почитать научные статьи об истории и культуре смерти. В отделе «Видео» найдёте большую подборку фильмов  и коротких роликов смерти.

MYTH Gallery

MYTH Gallery занимает помещение на первом этаже старого жилого дома. Вывески нет, поэтому нужно внимательно искать табличку рядом с дверью и звонить в домофон. Заодно с посещением галереи попадаешь в красивую петербургскую парадную.

В MYTH три небольших зала, где проходят выставки. Само название галереи — это аббревиатура My Young True Heroes. Галерея поддерживает молодых художников — Анну Афонину, Лизу Бобкову, Евгения Гаврилова, Алину Глазун и других. Обычно здесь представляют их работы. Одна из создательниц MYTH Юлия Вяткина называет этих ребят «яркими и бесконечно талантливыми». Я подписана в соцсетях на канал двух петербургских девушек-искусствоведов Big City Art, они часто хвалят работы Лизы Бобковой.

За новостями галереи удобнее всего следить в телеграм-канале From: MYTH: там публикуют анонсы выставок, дают ссылки на покупку билетов, рассказывают подробности о проектах и о том, где еще можно увидеть выставки художников галереи.

Лувр

В Лувре можно увидеть улыбку «Моны Лизы» Леонардо да Винчи, знаменитую статую Венеры Милосской без рук и алмаз Регента в 140 карат.

Еще в Лувре есть огромная коллекция экспонатов Древнего Египта. Один из виртуальных туров предлагает прогуляться по залам фараонов и посмотреть на их саркофаги и сфинксов.

Само здание Лувра — это еще одна виртуальная экскурсия. Когда-то он был средневековой крепостью, а сейчас туристы гуляют по остаткам рва и осматривают опоры подъемного моста.

На мой взгляд, виртуальный тур на официальном сайте Лувра предлагает совсем немного экспонатов по сравнению с его настоящей коллекцией. Для тех, кому этого мало, есть еще один виртуальный музей. Здесь можно хорошо рассмотреть дворец Лувра и его стеклянную пирамиду.

Живые картины – диалог с полотном

Живые картины – интерактив, функционирующий по принципу дополненной реальности, или AR. Смысл заключается в том, что при наведении камеры планшета на картину она “оживает” на экране и дополняется новыми свойствами – начинают говорить, двигаться, делать нестандартные вещи. Как, например, в музее Торонто – герои картин оживают и пользуются современными гаджетами — делают селфи, слушают музыку и сидят в соцсетях.

AR-инсталляция дает возможность взглянуть на живопись прошлых столетий под новым углом. Смысл интерактива создатели видели в том, чтобы заинтересовать посетителей музея в искусстве, а не отвлекать от него. По их словам, 84% посетителей этой выставки сообщили, что чувствуют себя вовлеченными в искусство, а 39% снова посмотрели изображения после использования приложения — это хорошие результаты!

https://youtube.com/watch?v=mHFzkV20lwQ

Идеальная формула современного музея — технологии плюс руки мастера

Музей, вставший на путь использования мультимедиа-технологий, не всегда оказывается доволен результатами этого выбора. В основном недовольство возникает из-за ошибок, которые проистекают из не совсем верного сценария применения мультимедиа, из-за восприятия технологических средств как самоцели, а не как инструмента.

Среди основных ошибок, совершаемых при технологической модернизации музея можно выделить следующие:

  • Приобретение музеем разрозненного оборудования без удобной системы управления;
  • Уделение недостаточного внимания контенту, т.е. наполнению;
  • Визуальная дисгармония с экспозицией, несвязанность интерактивных мультимедийных инсталляций с общим художественным замыслом экспозиции.

Одна и та же технология (в данном случае проекционная)  может выглядеть в музее  совершенно по-разному

Только при преодолении этих ошибок технологии могут действительно реализовать поставленные музеем задачи.

Безусловно, важно и соблюдение очень многих условий конкретной экспозиции: возраст основной аудитории, среднее количество посетителей, пространственные возможности залов

Статьи по теме

Тренды музейных решений 2023
Музеи все чаще становятся местом, где интеллектуальный досуг сочетает в себе элементы развлекательного контента. Эффект достигается за счет умелого внедрения современных технологий. Посмотрим, какие тренды музейных интерактивов будут актуальны в 2022 году?

01.04.2023

Разбираемся в видах инсталляций для музеев
Инсталляция – такая же важная часть экспозиции, как и сами экспонаты. Она служит инструментом подачи темы и обрамляет предметы так же, как и свет, витрины или подиумы. Работая в связке с общей композицией, инсталляция не может существовать отдельно. Предлагаем рассмотреть несколько наиболее популярных видов инсталляционных решений в музее.

30.03.2023

Интерактивные технологии — инструкция по применению на сайте музея
Для того, чтобы использовать интерактивные решения, не обязательно включать в состав комплекса физическое оборудование. Альтернативный вариант — размещение инновационного раздела на сайте музея! Какие интерактивные разделы можно добавить? Давайте рассмотрим вместе с экспертами Vinchi Interactive!

24.03.2023

Великобритания

Национальный музей сланца в Уэльсе начал использовать новый сервис на базе технологии iBeacon, позволяющий местным жителям выкладывать информацию о культурных достопримечательностях родного края. Если эксперимент пройдет удачно, то карта Уэльса заблестит новыми «маячками» с уникальными сведениями старожилов. Британский музей в Лондоне превратил ежегодную акцию «Ночь в музее» в увлекательную виртуальную игру. В 2014 году любой желающий мог загрузить на GooglePlay или AppleStore специальное приложение «Секрет гробницы» и постараться пройти заданный маршрут, ответив на ряд вопросов. Победителю выпал уникальный шанс провести реальную ночь среди мумий в Египетском зале музея.

Онлайн-музеи Великого Новгорода

Новгородский музей-заповедник

Новгородский музей-заповедник предоставляет огромное количество ресурсов, которыми можно пользоваться онлайн. Один из проектов — ресурс «Виртуальный музей», где можно посмотреть шедевры русского искусства из коллекции музея, а также виртуальные панорамы залов и интерьеры памятников. Другой проект — виртуальные выставки с подборками редких фотографий, документов и предметов из коллекции музея. Радиоэкскурсии знакомят слушателей с заповедными местами Великого Новгорода, а проект #ПроУлицы — это видео-прогулки по улицам города с интересными лекциями и рассказами.

Интерактивные инсталляции

Приходящие в движение картины и меняющиеся карты глубже погружают посетителя в то, о чем рассказывает экспозиция. Такие технологии могут быть не только визуальными — их дополняют сенсорными элементами, которые, например, позволяют взаимодействовать с той же картой и видеть в деталях, что именно менялось в процессе движения материков.

Полотна Тулуза-Лотрека, Ван Гога, Моне и других покрывают стены и полы, позволяя детально рассмотреть эти произведения и погрузиться в них практически буквально с головой. Проекторы и специальные экраны — все, что нужно, чтобы создать музей в любом пространстве и подарить посетителю новый эмоциональный опыт.

Например, сейчас в Artplay проходит интерактивная выставка «Искусство Японии: от Хокусая до современности». Во время показа предметы c картин и герои оживают на экранах, давая посетителям полное погружение в мир японской культуры.

Какие еще есть онлайн-экскурсии

На данный момент уже есть 7 разных экскурсий по Петербургу, но можно выбрать и другие варианты и не ограничиваться одним городом. Уже сейчас можно виртуально отправиться вместе с гидом в Вену, Париж, Лиссабон, Прагу, Москву и Тулу, а также на Байкал. Каждая из экскурсий проходит раз в несколько дней. Все доступные экскурсии онлайн можно посмотреть на странице.

В Санкт-Петербурге есть следующие экскурсии:

  1. Самые необычные квартиры Петербурга. Интерьеры центра города в прямом эфире — коммуналка, музыка на граммофоне, бывшая квартира архитектора и многое другое. Стоимость 200 рублей.
  2. Страшные истории Петербурга. Экскурсия только стартовала, а у нее уже более 50-ти отличных отзывов. Первый в России крематорий, страшные дворы-колодцы и многое другое. Стоимость 250 рублей.
  3. Обратная сторона Петербурга, день 1. В первой части рассказывается про непарадный Петербург и про то, как он появился. Во второй части первого дня будет рассказ про уровень жизни в дореволюционном Петербурге и про тех, кто мог купить себе квартиру. Стоимость 250 рублей.
  4. Обратная сторона Петербурга, день 2. Во второй день экскурсии тоже много интересного: транспорт, криминал, канализация и состояние исторических зданий. Об этом не пишут в путеводителях. Стоимость 250 рублей.
    В первом и втором дне гид реально идет по маршруту, а не сидит дома. Это добавляет интерактива.
  5. Столица Российской Империи, серия 1. Эта экскурсия интересна тем, что ее автор — коренной петербуржец, актер театра и кино. История о том, как зарождалась столица Российской Империи, ранний период строительства города. Стоимость 250 рублей.
  6. Столица Российской Империи, серия 2. Архитектурный триумф города — эпоха Екатерины второй, Мраморный дворец, Летний сад, Михайловский замок и многое другое. Стоимость 250 рублей.
  7. Необычные памятники Петербурга. Эту экскурсию сами можем рекомендовать — два часа интерактивного формата прошли незаметно. Интересно и очень познавательно! Стоимость 250 рублей.

Музей Людвига в Мраморном дворце

Музей Людвига — один из филиалов Русского музея. Немецкие коллекционеры Ирене и Петер Людвиг в 1994 году подарили Русскому музею собрание работ художников второй половины 20 века. Их стали демонстрировать в здании Мраморного дворца.

В постоянной экспозиции — работы в жанре поп-арт, гиперреализм, неоэкспрессионизм, неоклассицизм, концептуализм. Здесь представлены самые громкие имена второй половины 20 века: Энди Уорхол, Жан-Мишель Баския, Рой Лихтенштейн, Клас Ольденбург, Ансельм Кифер, Джонатан Борофски, Илья Кабаков и другие. В России больше нет музеев с собранием современного искусства такого уровня.

Моя любимая картина в этом музее — Long Time Take to See, «Нужно много времени, чтобы увидеть», Уильяма Берроуза. Его знают в первую очередь как писателя, но он был еще и художником. Главная особенность этого полотна — то, что оно прострелено. Картина не висит на стене, а стоит на специальной подставке, чтобы ее можно было увидеть с обеих сторон.

Каждый раз обхожу картину Берроуза по кругу Пытаюсь понять, с какой стороны она мне больше нравится
Всем неофитам, кто только начинает интересоваться современным искусством, показываю «Гардероб 4» Павлоса Диониссопулоса. Издалека он выглядит как одежда разных цветов, висящая в шкафу Вблизи видно, что это нарезанная гофрированная бумага

Еще в музее организуют временные выставки. Они тоже любопытные. В 2021 году здесь проходила выставка поколения 30-летних, под нее отвели обычно закрытый второй этаж. Там представили работы 40 современных российских художников — Покраса Лампаса, Федора Хиросигэ, Леонида Цхэ, Марьи Дмитриевой и других.

Еще мне понравилась выставка «Вне истеблишмента», которая проходила в 2021 году. Это были работы пациентов психиатрических клиник: Александра Савченко, который пишет маслом на бумаге, Алексея Барова с его скульптурами из пластилина, Юлии Косульниковой и Алексея Сахнова, которые показывают окружающий их больничный мир.

Больше всего мне запомнился Сергей Федулов с его фантастически-политическими сюжетами: Ленин изучает труд Маркса «Как нам обустроить Галактику», Сталин выступает перед инопланетянами, а Кащенко лечит гуманоидов «по соглашению о взаимопомощи». За анонсами выставок следят на сайте музея.

Инсталляцию Покраса Лампаса так и не смогла снять без людей: возле нее стояли очереди девушек, которые делали сторис для соцсетей

А еще поход в Музей Людвига — это возможность увидеть Мраморный дворец, который строили по приказу Екатерины Второй в 1768—1785 годах В 1840-х годах интерьеры дворца оформлял Александр Брюллов, брат Карла Брюллова

А еще поход в Музей Людвига — это возможность увидеть Мраморный дворец, который строили по приказу Екатерины Второй в 1768—1785 годах В 1840-х годах интерьеры дворца оформлял Александр Брюллов, брат Карла Брюллова

Национальный музей естественной истории

Национальный музей естественной истории — один из самых доступных в мире: он открыт круглый год, кроме Рождества, вход бесплатный, а внутри разрешено фотографировать. Здесь есть чучело латимерии — рыбы, которая жила еще до динозавров и считалась вымершей. Любители драгоценных камней приходят сюда посмотреть на крупный бриллиант массой 45,5 карат — алмаз Хоупа.

В онлайн-туре выставки расположены на трех виртуальных этажах. Одни из самых популярных — зал с динозаврами и зал, посвященный глобальным эпидемиям. Надеюсь, что пандемия коронавируса скоро станет лишь частью этой выставки.

Мне понравилась экспозиция и техническая реализация виртуального тура. На сайте удобная навигация по музею: достаточно кликнуть на синюю стрелку на полу или выбрать нужный зал на карте в правом верхнем углу экрана. В залах доступен обзор на 360 градусов и приближение. Качество картинки идеальное: можно не только рассматривать экспонаты, но и читать текстовую информацию на стенах.

Аудиогиды по корабельному и военному Санкт-Петербургу

Ещё одна особенность, повлиявшая на формирование культурной ценности Санкт-Петербурга — Финский залив. Император специально закладывал столицу на воде, чтобы развивать здесь судостроительство, чем он впоследствии и занялся. Поэтому корабельная тема в местной культуре является одной из ключевых.

Крейсер Аврора — главный судостроительный памятник в центре города. Мы создали о нем отдельный аудиогид, где рассказали о его богатой истории и особом техническом оснащении военного корабля. В другом гиде мы проведем вас по Новой Голландии, раскроем пару секретов и малоизвестных фактов об этой достопримечательности. И, конечно же, погружаясь в корабельную тему Санкт-Петербурга, нельзя не посетить Центральный военно-морской музей, для которого мы тоже создали специальный аудиогид.

В царские годы здесь была сосредоточена военная мощь всей империи. Но современными поколениями не забыта и другая важная часть истории города, которая пришлась на время Великой Отечественной войны. Город-герой Ленинград героически выстоял блокаду. И это тоже наложило отпечаток на формирование культурного наследия Петербурга.

Эрмитаж

Если тратить по минуте на каждый экспонат в Эрмитаже, то для осмотра всего музея потребуется 8 лет. Среди самых популярных — часы «Павлин», подаренные Екатерине II князем Потемкиным, картины Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» и «Блудный сын» Рембрандта.

В виртуальном туре есть доступ к 6 зданиям музея и 300 залам с экспозициями. Чтобы не заблудиться в его коридорах, на сайте подготовили карту с описанием тематики каждого зала. Кликнув по интересующей теме, можно мгновенно оказаться среди экспонатов.

На мой взгляд, виртуальный тур классный и удобный. Экскурсия напоминает компьютерную 3Д-игру, где ходишь по этажам и залам Эрмитажа, а после наведения курсора получаешь подсказки. В них можно найти краткое описание экспоната.

Прогулка получается динамичной из-за того, что камера не статична. Она медленно движется, имитируя взгляд посетителя.

Центральный выставочный зал «Манеж»

Центральный выставочный зал «Манеж» находится в здании, которое построили по проекту архитектора Кваренги в начале 19 века. В 19 столетии здесь располагался конногвардейский манеж, а выставки проводят с 1977 года. Постоянной экспозиции в ЦВЗ нет.

В здании два этажа и очень высокие потолки, оно просторное, поэтому нет ощущения толпы и давки, даже когда в залах большое количество людей. Под каждое событие пространство организуют по-своему. Например, на выставке арт-группы AES+F «Предсказания и откровения» в 2019 году создали несколько изолированных кабинок, в каждой из которых показывали видеоинсталляции участников. Соцсети петербургских блогеров тогда наводнили кадры с мифическими существами из работ AES+F — осьминогами с головами мопсов и летающими кошками-сфинксами.

А в другой части пространства было что-то типа восточного шатра На циновки и подушки хотелось прилечь, но было непонятно, можно это делать или нет. Я не рискнула

А в другой части пространства было что-то типа восточного шатра На циновки и подушки хотелось прилечь, но было непонятно, можно это делать или нет. Я не рискнула

В «Манеже» можно увидеть произведения как именитых, так и начинающих современных художников. Например, AES+F — это творческий союз, который работает уже более 20 лет, их знают за пределами России, и в зале демонстрировали их самые интересные проекты. В 2021 году на выставке New Nature представили работы Андрея Блохина и Георгия Кузнецова — лауреатов премии Кандинского и участников Венецианской биеннале. А в 2020 году проходила выставка «Немосква не за горами». В ней участвовали молодые художники из 21 города разных регионов России. Все имена были мне незнакомы, кроме моей подруги Натальи Егоровой из Петрозаводска.

Наташа интересно рассказывала о своем мультимедиа-проекте: она провела параллели между мурашками на коже человека, СМИ и инфузорией-туфелькой. Я попросила ее пройти со мной по выставке и прокомментировать работы других участников. Думала, что художница может с ходу вникнуть в суть чужих проектов. Но Наташа смотрела на другие работы и говорила: «Здесь, конечно, хотелось бы пообщаться с художником». Это одно из главных свойств современного искусства: в большинстве случаев оно раскрывается, когда сопровождается устным или письменным текстом.

Такая инсталляция встречала зрителей на выставке «Немосква не за горами»

Во время работы выставок в «Манеже» проходят различные мероприятия: дискуссии, арт-медиации, арт-бранчи. По QR-коду, который показывают на кассе, скачивают бесплатные аудиогиды. Еще можно заказать индивидуальный тур. За анонсами таких туров и других мероприятий советую следить на сайте «Манежа».

В июне 2022 года в «Манеже» впервые прошла ярмарка современного искусства «1703» — аналог московского Cosmoscow. Там представили работы художников со всей страны, и их можно было тут же купить. Ярмарку планируют проводить ежегодно. В 2023 году она пройдет с 14 по 18 июня, подробности есть на сайте мероприятия.

У «Манежа» есть филиал — Музей искусства Санкт-Петербурга 20—21 веков на набережной канала Грибоедова, 103. Там проходят выставки петербургских художников.

Разные идеи для разных посетителей музея

Особенно важны такие факторы, как тип экспозиции и тип посещения.

В музеях с богатой, исторически ценной экспонатурой (в особенности это касается художественных музеев) внимание посетителя полностью сосредоточено на предмете. Главное, что может понадобиться посетителю (в отсутствие экскурсовода) — это дополнительная информация об экспонате

Вариант с мобильными приложениями может отвлекать внимание от предмета, возможно, более уместна будет либо электронная этикетка к предмету, либо, для более глубокого изучения — «зоны погружения», находящиеся в музее отдельно от экспозиции. Это комфортные автоматизированные рабочие места, красиво оформленные и содержащие в наглядной форме все предусмотренные методистами музея пласты информации об экспозиции — для заинтересованного посетителя, а также более игровой познавательный контент — для детской аудитории.

В научно-технических, познавательных музеях, в музейно-информационных центрах, напротив, использование интерактивных инсталляций непосредственно в экспозиции, может быть уместно и крайне увлекательно для посетителей!

Что касается типа посещения, то здесь сценарии интерактивных инсталляций могут различаться для группового, семейного и индивидуального посещения.

Экскурсионные группы является во многих музеях России основным источником посетителей. В этом случае подходящими мультимедиа-решениями могут стать отдельно выделенные кинозоны, интерактивные мультитач-столы с заданиями для всей группы, передвижные терминалы, лабиринты и т.д.

Говоря о семейном посещении с детьми, важно помнить о возможностях создания в музее экспозиционных зон (в том числе и с применением мультимедиа) «с высоты ребёнка», с возможностью интерактивного взаимодействия (потрогать, выдвинуть, открыть и т.д.). Интерактивный проекционный стол с кнопками в виде кристаллов соли, Музей соли в г

Люнебурге

Интерактивный проекционный стол с кнопками в виде кристаллов соли, Музей соли в г. Люнебурге

Индивидуальному же посетителю зачастую приходится сталкиваться с проблемой «информационного одиночества» в музее. Если посетителю не к кому обратиться за получением интересующей информации, он либо ищет эту информацию потом в Интернете, либо забывает о своём вопросе. Но ведь в музей приходят не только за информацией, но и за подлинностью, за атмосферой. Поэтому у посетителя должна иметься возможность погрузиться в изучение предмета на территории музея

Помимо зон погружения не стоит забывать о таком важном средстве преподнесения информации, как аудиоинсталляции. Это не только привычные аудиогиды, но и стационарные наушники-аудиоэтикетки рядом с витриной или с объектом, погружающие посетителя в определённую эпоху/тему

Аудиоэтикетка — одна из многочисленных форм рассказа о музейном предмете

Арт-центр «Пушкинская-10»

«Пушкинская-10» появилась как сквот: в 1987 году в расселенном доме начали собираться художники и музыканты. Со временем здесь расположились творческие мастерские и художественные галереи. Сейчас «Пушкинская-10» — интересный микс атмосферы советского андеграунда и современного искусства.

Арт-центр находится в двух шагах от Московского вокзала. В названии — адрес центра, но попадают туда через арку со стороны Лиговского проспекта. «Пушкинская-10» — это комплекс из четырех корпусов. На сайте есть схема арт-центра и путеводитель по нему.

В корпусе А продают билеты, к следующим корпусам ведет арка. Под ней справа находится Музей Битлз Коли Васина. Он был известным в СССР битломаном и собрал большую коллекцию артефактов, связанных с ливерпульской четверкой: фотографии, книги, пластинки с автографами музыкантов. График работы лучше уточнять на сайте. Вход свободный, но спрашивают пароль — названия любых пяти песен The Beatles.

Из корпуса А попадаешь во двор, посвященный The Beatles

Основная часть музеев и галерей находится во флигелях B и С. В корпусе B — галереи Navicula Artis, «Арт-лига», «2,04», «Самиздат А4», «Люда», ателье «Белый шум». В Navicula Artis проходят интересные выставки, ее часто упоминают в обзорах значимых событий в сфере искусства. В мае 2022 года я была на выставке Петра Белого «Романтический апокалипсис». В центре зала на бетонном полу стояла ванна с цементом, кусками арматуры и проводами. В ней журчала вода. Было не очень понятно: то ли строители не доделали ремонт, то ли это арт-объект.

В корпусе С находятся большой зал Музея нонконформистского искусства, галерея «Мост через Стикс», Музей российской рок-музыки, «Мастерская Полковника». В июне 2022 года мне повезло попасть на две выставки фотохудожника Андрея Чежина — «Портреты 33 × 9» в Музее нонконформистского искусства и «Мыльную оперу» в «Мастерской Полковника». Особенно мне понравилась фотоколлекция обмылков. Их собирала семья Чежина, и по ним он прослеживает историю своей жизни и мировые события: на этом обмылке фотограф пошел в школу, а на этом Трамп стал президентом США.

В Музее российской рок-музыки собраны разные артефакты: книги, фотографии, личные вещи известных музыкантов. Например, там есть автограф Бориса Гребенщикова — текст песни «Серебро Господа моего», — гитара басиста «Аквариума», синтезатор, который передал в музей Вячеслав Бутусов. Здорово, что основатель музея Владимир Рекшан общается с каждым посетителем и даже дает поиграть на раритетных музыкальных инструментах.

Корпусы В и С соединены проходами. Можно долго бродить по этажам и заглядывать во все открытые двери. В арт-центре действует правило: если дверь открыта — гости могут войти, если закрыта — значит, в галерее сейчас нет выставок или это мастерская, где работают художники. В здании есть лифт, но интереснее ходить пешком: стены и пространства между этажами — тоже арт-объекты. Например, во флигеле С между четвертым и пятым этажом находится «Дверь» — галерея одного объекта: за стеклом располагаются мини-выставки, которые сменяют друг друга.

На лестничной площадке над «Мастерской Полковника» размещается небольшая выставка работ самого Полковника — художника Юрия Никифорова

В корпусе D находятся молодежный «Ерундопель-театр», Музей звука и малый зал Музея нонконформистского искусства.

Туалет в зданиях я нашла всего один, в переходе между корпусами B и C на втором этаже. Его нет в навигации. В корпусе D есть арт-буфет, а еще можно перекусить в баре-клубе Fish Fabrique во дворе арт-центра. В нем выступали, кажется, все звезды петербургской рок-сцены: «Ленинград», Tequilla Jazz, «Король и шут» и другие. Меню бара есть в группе во «Вконтакте».

В Музее звука собраны экспериментальные музыкальные инструменты. Утюгон изобрели петербургские художники Тимур Новиков и Иван Сотников. К столу приделаны струны, они вибрируют, когда качаешь утюги

Музей космонавтики

В музее космонавтики я нашел для себя много интересного: макет базового блока станции «Мир», чучела Белки и Стрелки — первых собак, вернувшихся из космоса, скафандр Юрия Гагарина и даже его кардиограмму перед полетом.

Для тех, кто впервые в музее, на сайте есть подборка 15 самых популярных экспонатов. Еще там доступны несколько онлайн-выставок: например, посвященные Юрию Гагарину и Алексею Леонову. На них можно посмотреть исторические фотографии того времени и проследить хронологию событий от подготовки до возвращения на Землю. Но интересней всего самому виртуально прогуляться по залам музея: увидеть интерьер станции «Мир» и дубликат первого спутника Земли.

Галерея «Свиное рыло»

Галерею «Свиное рыло» нелегко найти: вывесок на здании со стороны набережной Фонтанки нет. Нужно пройти через железные ворота под аркой — они не заперты, достаточно толкнуть калитку. Во дворе надо свернуть налево — у двери нужного подъезда будет маленький барельеф с головами свиней. Это именно подъезд, а не парадная: с обшарпанной лестницей, облупившимися стенами, неистребимыми запахами. Галерея находится под самой крышей, нужно подняться на шестой этаж. Есть лифт.

В «Свином рыле» несколько комнат-залов, узкие коридоры тоже используются как выставочное пространство. Выставки меняются каждые две-три недели. Среди участников — мастера творческого объединения «Колдовские художники»: Николай Копейкин, Андрей Кагадеев, Виктор Пузо, Вася Ложкин и другие. Их работы с ироничными сюжетами и смешными надписями часто вирусятся в соцсетях, особенно коты Васи Ложкина.

«У спелого арбузика люблю погладить пузико». После выставок в «Свином рыле» еще долго цитируешь надписи, которые насмешили В галерее целая коллекция свиней. Есть даже чучело кабана

О «Свином рыле» я слышала разные отзывы: одни говорят, что это пошлятина и вообще не искусство, другие считают, что искусство таким и должно быть — понятным народу. Не могу назвать резидентов галереи своими фаворитами. Но работы «Колдовских художников» юморные, а я люблю посмеяться. Если хочется мгновенно поднять себе настроение, стоит зайти в «Свиное рыло» и похохотать над картинами. Но я бы не советовала идти туда с детьми: в группе галереи во «Вконтакте» тоже стоит возрастное ограничение 18+.

За анонсами выставок следить не очень удобно: для этого надо зайти в группу галереи во «Вконтакте» или канал в «Телеграме» и выискивать их среди множества других постов. Группу во «Вконтакте» периодически блокируют за «размещение недопустимых материалов».

На входе в галерею работает небольшой магазин, где продают издания об искусстве, репродукции и оригиналы картин «Колдовских художников». В последний визит я купила там книгу «Герои ленинградской культуры» Ларисы Скобкиной за 1300 Р. Вход в галерею бесплатный, но донаты приветствуют. Их можно оставить наличными или перевести на карту Сбера — номер есть на кассе магазина.

Сложно найти репродукцию работы Васи Ложкина, которую еще не видел в постах знакомых в соцсетях

Художественный музей Сан-Паулу, или MASP

MASP — это частный, некоммерческий и первый современный музей Бразилии. Все произведения изобразительного искусства выставлены в прозрачных рамках — в залах создается ощущение, что картины парят в воздухе. Даже само здание музея необычной формы: этот огромный серый параллелепипед из стекла и бетона как будто висит в воздухе вокруг ярко-красной рамы.

Коллекция музея — самая большая во всей Латинской Америке. Здесь есть работы Тициана, Винсента Ван Гога, Ренуара, Рафаэля, Рембрандта, Мане и Пикассо. На сайте доступны 6 онлайн-выставок с подробным описанием экспонатов и виртуальная прогулка по залам музея. Все экскурсии — на английском языке.

Третьяковская галерея

В Третьяковской галерее выставлена коллекция из 170 000 произведений изобразительного искусства. При «посещении» выставки у меня возникали только теплые чувства: там я встречал знакомые картины, например «Грачи прилетели», «Девочка с персиками» и «Три богатыря».

Виртуальные посетители самостоятельно гуляют по залам с помощью функции «просмотр улиц». У каждой картины есть табличка с указанием автора и названия работы в левом нижнем углу экрана

Если хочется узнать больше, обратите внимание на четыре онлайн-выставки

Мне нравится, как виртуальная выставка заменяет экскурсовода. На экране появляются пояснения к картине, интересные факты ее создания и биография художника

Автоматическое приближение работает как музейная указка и показывает, на что стоит обратить внимание на полотне

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: