Залы и интерьеры Зимнего дворца Петра I
Помещения Зимнего дворца Петра I, которые были найдены археологами, были восстановлены, и в 1992 году здесь заработала постоянная экспозиция. Ключевой её фигурой является Восковая персона Петра Великого, созданная Бартоломео Растрелли, который сразу после смерти царя снял слепки с его лица, кистей рук и ступней. Такова была воля супруги императора Екатерины, пожелавшей сохранить его образ для потомков.
На посетителей экспозиции фигура Петра оказывает самое разное впечатление — от интереса до страха. На «персоне» — настоящие волосы императора, которые были сострижены им в одном из походов, они использованы для бровей, усов и парика. Камзол с кафтаном, как и остальная одежда, взяты из личного гардероба правителя. Туловище было вырезано из дерева липы, а руки и ноги соединены с ним шарнирами.
Раскопки центральной части позволили потомкам увидеть столовую царя. Она украшена картинами голландских живописцев, в интерьере присутствуют английские часы и фламандская шпалера. Также были обнаружены бутылка вина и ведёрко-холодильник, кубок из хрусталя, китайское блюдо из фарфора. Всё бережно выставлено на столе. Интерьер этих комнат и царских покоев был восстановлен по описанию в исторических документах.
Екатерининский дворец
Летняя резиденция Екатерины I и II, Елизаветы Петровны. Расположен в бывшем Царском Селе (сейчас это город Пушкин). Объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Построен в стиле елизаветинского барокко.
Что посмотреть: Янтарная комната (самое известное помещение дворца, в отделке которого использовался янтарь), Китайская гостиная Александра I, Картинный зал, Белая Парадная столовая, Портретный зал, Лионский зал, Арабесковый зал, Кавалерская столовая, Зеленая столовая.
Адрес: г. Пушкин, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 9.
Стоимость билетов: взрослые 900 руб., льготные категории (курсанты, студенты) 450 руб. Дети до 14 лет бесплатно.
История создания Летнего дворца
С началом строительства на левом берегу Невы Адмиралтейства началось также строительство жилых зданий. Участок берега Невы между Безымянным ериком (Фонтанкой) и речкой Мьей (Мойкой) Пётр I выбрал для своей летней резиденции.
Сначала Пётр I жил в деревянном домике, построенном в 1903 году и совсем непохожем на царскую резиденцию. Этот деревянный дом Пётр и назвал своим «летним дворцом», а потом это название по наследству перешло к новому зданию, в котором царская семья действительно жила в летнее время.
После того, как Мойку соединили с Невой Лебяжьим каналом, образовался небольшой остров. В северной его части в 1710–1714 годах был сооружен Летний дворец, который был одним из первых каменных дворцов в Санкт-Петербурге. Автор проекта — архитектор Д. Трезини. Внутренние интерьеры созданы под руководством немецкого скульптора и архитектора Андреас Шлютер. По преданию, царь поручил построить дом так, чтоб здание символизировало новую политику России. Тогда Д. Трезини расположил здание резиденции так, что шесть из его двенадцати окон смотрели на восток, а другие шесть — строго на запад. «Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку», — пояснил архитектор, и царь одобрил такое выражение своих идей. Пётр I любил Летний дворец и жил в нем со своей семьей с весны до поздней осени.
В резиденции царя была построена первая система канализации города. Вода подавалась в дом насосами, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с трёх сторон омывался водой, движущей силой системы было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года небольшая бухта перед домом — Гаванец, была засыпана, а система канализации перестала действовать.
В вестибюле дома было совершено покушение на Петра I одним из раскольников.
В 1925 году Летний дворец передан Русскому музею, а с 1934 года ему присвоен статус самостоятельного Историко-бытового музея.
В 60-х года XX века удалось восстановить многие первоначальные элементы Летнего дворца в ходе научной реставрации музея, проведенной под руководством архитектора А.Э. Гессена.
После смерти Петра I и Екатерины I в их доме почти никто не жил. Одно время в нём проходили заседания Верховного Тайного совета, а позже сюда приезжали отдыхать императорские придворные. Сами цари тут бывали редко.
Внешний облик дворца за три века почти не изменился. Это объясняется тем, что ещё при жизни императора, у Лебяжьей канавки, построили новые летние палаты. После постройки большого Летнего дворца Елизаветы Петровны на берегу Мойки (на месте нынешнего Михайловского замка) старый дворец Петра I оказался заброшенным. Это спасло его от переделок и сохранило его первоначальный вид. В прежнем виде сохранился Зелёный кабинет, столовая и помещения, в которых жили фрейлины Екатерины I.
Остались личные вещи Петра и Екатерины, ставшие позже главными экспонатами музея.
Краткая история Эрмитажа и Зимнего дворца
Начало истории Эрмитажа уходит в далёкий 1754 год, когда дочь Петра I императрица Елизавета Петровна решила построить себе резиденцию для зимнего пребывания — Зимний дворец.
Елизавета Петровна, императрица Российская 1741 — 1761 гг., начала строительство Зимнего дворца
Императрица выкупила уже занятые к тому времени земли на набережной Невы. Изначально в её планах было построить внушительную по величие и роскоши резиденцию, чтобы показать всему миру мощь и величие Российской империи, ведь именно её отец, Пётр I приложил к этому не мало сил.
На строительство было выделена внушительная по тем временам сумма в 900 тысяч рублей и нанят достойный архитектор Франческо Растрелли.
Елизавета не успела завершить строительство, скончавшись в 1761 году. Пётр III правил недолго и ему было не до дворцов. Строительство завершила Екатерина II и она же основала там Эрмитаж.
Екатерина II, императрица 1762 — 1796, основала коллекцию Эрмитажа
Эрмитаж — это французское слово, которое означает «приют отшельника». Мода пришла из Франции, где «их высочества» любили уединяться и предаваться духовным размышлениям созерцая предметы искусства. Так и Екатерина II любила в одиночестве прогуливаться среди картин.
Первую коллекцию она получила в качестве погашения долга от некого господина Гоцковского. Далее вошла в азарт и коллекция разрасталась. Первоначально доступ в Эрмитаж был открыт только для высоких гостей.
При Екатерине II были построены здания Малого и Большого Эрмитажей, открыт Эрмитажный театр, и в целом ансамбль эрмитажных зданий приобрёл тот самый вид, который мы видим сейчас.
При Николае I коллекция разрослась до таких размеров, что пришлось выделять для неё дополнительные здания. Тогда же и был открыт свободный доступ в Эрмитаж для лиц дворянского происхождения — частью его политики было создание «публичного музеума». А до этого, даже сам А.С. Пушкин долгое время не мог туда попасть. Лишь благодаря его другу Василию Жуковскому он получил от Никола I пожизненный пропуск.
Николай I, российский император 1825 — 1855 сделал доступ в Эрмитаж публичным
В Первую мировую войну в Зимнем дворце располагался госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича.
После революции Эрмитаж и Зимний дворец по приказу наркома просвещения Луначарского были объявлены государственным музеем.
В годы блокады многие экспонаты Эрмитажа были эвакуированы на восток в Свердловскую область и вернулись на своё место 1945 году.
За период после революции коллекция Эрмитажа увеличилось более чем в 4 раза.
Музей Домик Петра I
В 1930 в домике Петра Первого был открыт исторический музей, где, кроме личных вещей и мебели, хранятся материалы, рассказывающие об истории Петровской эпохи, в том числе о Северной войне.
Во время Великой Отечественной войны здание было тщательно укрыто досками и фанерой, покрашенными в серый цвет. В 1944 году Домик Петра I стал одним из первых музеев, открывшихся после снятия блокады.
В послевоенное время проведена реставрация постройки, в ходе которой расчищены кирпичные стены и застеклены окна и двери, проведен ремонт решетки и внутренних комнат здания.
За прошедшие с момента постройки три столетия набережная несколько раз расширялась и в настоящее время историческое здание оказалось отодвинутым от берега Невы.
Спуск к реке украшают две скульптуры мифологических существ Ши-цза, как бы охраняющие вход на набережную и Домик Петра I. Скульптуры животных привезли из Маньчжурии в 1907 году — львица поддерживает лапой львенка, а лев держит шар, символизирующий буддийское знание и несущий свет в тьму.
Структура музейного комплекса
Государственный Эрмитаж в настоящее время включает ряд объектов, шесть из которых находятся на Дворцовой набережной 30-38. Они связаны друг с другом переходами и работают ежедневно с 10.30 до 18.00:
Название посторйки | Стиль | Составитель проекта/ архитектор | Кто основал | Строительство | примечания |
Зимний дворец | барокко | Ф.Растрелли | Императрица Елизавета | 1754—1762 гг. | Эта постройка дворца — пятая по счету |
Эрмитажный театр | классицизм | Джакомо Кваренги | Екатерина II | 1783—1787 гг. | Здесь обитал архитектор Джакомо Кваренги и академик Иосиф Орбели |
Большой Эрмитаж (Старый) | классицизм | Ю.М. Фельтен | Екатерина II | 1771—1787 гг. | В нем планировалось размещать только художественные коллекции |
Малый Эрмитаж | классицизм | Ж.Б. Валлен-Деламот, Ю.М. Фельтен | Екатерина II | 1764—1775 гг. | В здании обитали фавориты царицы, вкл. графа Орлова; княжна Мария Николаевна, Великий князь Николай Александрович и обер-гофмаршал Андрей Шувалов |
Новый Эрмитаж | неогрек | Лео фон Кленце/ В.П. Стасов | Николай I | 1842—1851 гг. | Знаменит: портиком и фигурами атлантов |
Запасной дом Зимнего дворца | классицизм | Н.Ф. Беккер Д. Трезини | Феодосей Скляев/ инициатор перестройки — Великий князь Алексей Александрович | 1720—е/перестройка — 1877-1878 гг. | В реестре ОКН значится, как Дом Ф.М. Скляева. В нем находится НЦ Эрмитажа, проводятся исследования и реставрация. В доме проживал С.Ю. Витте. |
Другие объекты, которые находятся в распоряжении музея
Название филиала | Место нахождения | Режим работы |
здание Главного штаба (филиал музея в восточном крыле) | Дворцовая площадь, 6/8 | с 10.30 до 18.00 |
музей Императорского фарфорового завода | просп. Обуховской Обороны, 151, этаж 4 | |
Меншиковский дворец | Университетская наб., 15 | с 10.30 до 17.00 |
РХЦ «Старая деревня» | ул. Заусадебная, 37 | с 10.30 до 19.00 |
Новый век открыл для Эрмитажа двери в Европу – его представительства появились по всему миру в Англии и США, Венеции и Италии, а также в Нидерландах. В городах России также были открыты филиалы (Эрмитаж-центры) музея: в Екатеринбурге и Казани, Омске и Выборге.
Стоимость билетов
Билет дает право на однократное посещение музея в один день. Нельзя выйти из музея, погулять по городу и вернуться обратно.
Есть несколько типов билетов, ознакомьтесь с ними, чтобы не растеряться возле кассы.
400 рублей – комплексный входной билет для граждан Российской Федерации и Республики Беларусь.
Скорее всего, если вы не иностранец, вам нужен этот билет. Включает в себя посещение Главного музейного комплекса, а также Главного штаба и Зимнего дворца Петра I. Но еще раз хотим предупредить, что за один день посмотреть все нереально. Мало кто доходит до выставок в Главном штабе и наша редакция не знает никого, кто был в один день в трех местах сразу.
300 рублей – входной билет в один из обособленных объектов Эрмитажа: Главный штаб, Зимний дворец Петра I, Дворец Меньшикова, Музей Императорского фарфорового завода.
Вот это тот случай, когда в Главном музейном комплексе уже побывали и хотите сходить в Главный штаб.
При покупке билетов необходимо предъявить паспорт. Это обязательно, потому что для граждан других государств, стоимость билетов уже выше.
- 800 рублей – комплексный входной билет для всех, кроме граждан РФ и Республики Беларусь.
- Бесплатные билеты — пенсионеры (только граждане России), дети дошкольного и школьного возраста (вне зависимости от гражданства), студенты (вне зависимости от гражданства), аспиранты, курсанты, инвалиды I и II гр.
Чтобы пройти бесплатно в музей, все равно необходимо стоять в очереди на вход, а затем в очереди в кассу. В кассе при предъявлении документа, дающего право на льготу, вам выдадут бесплатный билет.
История создания
Когда-то местность принадлежала Великому Новгороду, затем ей завладели шведы. В ходе Северной войны, начатой Петром I, эта территория снова стала российской. В 1702 году Саари Мойс (так по-фински называлась эта местность, что означает «мыза на возвышенности») была отбита у шведов и отдана во владение Александру Даниловичу Меншикову, но уже в 1710 году царь подарил ее любимой супруге Екатерине. Саарская мыза, как на русский манер начали ее называть, стала охотничьими угодьями Екатерины, а годом позже, когда Петр I официально объявил жену императрицей, получила статус царской резиденции.
Именно с именем Екатерины I связано название дворца и парка, по ее указам были возведены первые постройки, а на месте лесов для царской охоты появился парк. Первый Большой дворец заложен в 1717 году, руководил строительством немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн. Дворец был маленький и скромный, несмотря на пышное название.
Есть легенда, что Екатерина II, гуляя по парку, заметила красивую белую розу и решила подарить ее утром внуку Александру. Чтобы с розой ничего не произошло, она отдала приказ поставить возле куста часового. Приказала и забыла о своем решении, а часовой остался. Его затем сменил другой, третий… Командиры боялись отменить решение императрицы, и пост сохранился до правления Николая I, который его отменил. Впрочем, есть и другая версия, по которой он повелел сохранить этот пост в память о «великой бабке», просто перенес его в другое место.
Экскурсия на двухэтажном автобусе по Санкт-Петербургу
Традиция экскурсий по типу «хопов» (от «hop on» (англ.) — запрыгивать, «hop off» — выпрыгивать) наконец пришла и в Санкт-Петербург! Это когда вы может свободно входить и выходить из автобуса на любой из 19 остановок маршрута. Автобусы курсируют постоянно с интервалом 20-40 минут. Общая продолжительность поездки 1,5 часа. При этом ваш билет будет действовать в течении 1 или 2-х дней с неограниченным количеством входов-выходов.
Режим работы автобуса в зимний период (с октября по апрель) с 10-00 до 18-30, обед с 13-00 до 14-00, в летний период (с мая по сентябрь) — с 9-00 до 20-00, перерыв с 14-00 до 15-00.
Домик в Вологде
Помимо постройки в Санкт-Петербурге, в Вологде также был возведен дом для императора. Домик Петра I (Вологда) представляет собой одноэтажное здание, выложенное из камня. В его интерьере можно увидеть сводчатые потолки и голландскую печь с изразцами, относящимся к XVII веку.
Петр I останавливался пять раз в этом доме по приезду в Вологду. Впервые император приехал сюда в 1692 году и поселился в скромном доме рядом с церковью Федора Стратилата. Впоследствии место его остановки было заброшено, однако в честь 200-летия с дня рождения Петра I домик приобрело местное дворянство и постепенно реставрировало его.
Домик состоял из двух комнат, под которыми находился погребок. Считается, что это строение принадлежало кому-то из подданных Голландии, о чем свидетельствует каменная табличка, вмонтированная в стену, на которой изображен голландский герб.
Дом был возведен в середине XVII века и не являлся типичным сооружением того времени для этих мест. В наши дни летний домик Петра I в Вологде является памятником архитектуры и музеем-заповедником, который также известен как «Петровский домик».
Интерьер Летнего дворца
На каждом этаже здания располагаются семь небольших жилых комнат. Больших залов здесь нет. Вестибюль отделан резными дубовыми панелями, расчлененными пилястрами ионического ордера. Барельефное изображение Минервы исполнено скульптором Н. Пино.
В первом этаже находились покои царя, во втором — его жены Екатерины и детей. Здесь в приёмной он принимал письменные и устные просьбы и жалобы. Рядом с приёмной был обустроен карцер для провинившихся. Из приёмной можно было попасть в большую комнату — ассамблею. На первом этаже также расположены спальня и поварня со столовой, комната для дежурного ямщика и гардеробная.
Столовая
Нижняя поварня
Здесь же находится токарня и станок, на котором Петр любил работать.
Токарня
Токарные станки Петра I
На втором этаже здания, кроме поварни, гардеробной и комнаты для фрейлин, расположены тронная, спальня и детская, а также комната для танцев.
Спальня Петра I
Тронная
Особенно привлекателен Зелёный кабинет, украшенный живописными вставками, лепкой и позолотой.
Зелёный кабинет
Кабинет императора и поварни украшены уникальными голландскими изразцами, камины — лепными барельефами. Живописно расписаны плафоны кабинета (мастер Г. Гзель).
Кабинет Петра I
Кабинет Петра I
Интерьеры здания в форме аллегории прославляют победу русского оружия в Северной войне.
В оформлении комнат участвовали русские художники А.Захаров, И.Заварзин и Ф.Матвеев. Гостиные сохранили ту же атмосферу, что царила и в прежние времена. Многие комнаты облицованы изразцами и резным деревом, выполненными еще в давние времена.
Приемная Екатерины I
Здесь также мы видим полотна с изображениями морских судов и сражений, редкие портреты, а также пейзажи. Среди раритетов музея — привезенный из Дрездена ветровой прибор. Флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца, установленный на крыше, приводит в движение механизм этого прибора.
Дом Петра I до сих пор сохранил уютную семейную атмосферу.
Режим работы и билеты в Зимний дворец Петра I в Санкт Петербурге
Режим / время работы Зимнего дворца Петра первого Эрмитажа Санкт Петербурге следующий:
- среда, четверг, воскресенье 11:00 — 18:00 (последний сеанс 16:00)
- вторник, пятница, суббота 11:00 — 20:00 (последний сеанс 18:00)
- понедельник, 1 января и 9 мая — выходной день
График работы и цены на билеты в Эрмитаж по состоянию на июнь 2022
Стоимость входных билетов для граждан России и республики Беларусь
Для взрослых посетителей 600 рублей
Первый четверг каждого месяца — день бесплатного посещения музея для всех категорий индивидуальных посетителей.
Бесплатно посещают: дети дошкольного и школьного возраста, учащиеся образовательных учреждений, студенты (вне зависимости от гражданства), пенсионеры — граждане России.
Обязательно имейте паспорт, если пенсионер обязательно пенсионное удостоверение, студенты студенческий билет, при отсутствии документов даже Россиянам придется покупать билет как иностранцам по 600 руб., но иногда удаётся убедить кассира, что мы свои.
А где Пётр жил до постройки Зимнего дворца Петра? На этот вопрос вы найдёте ответ если прочитаете пост о музеи Домик Петра 1 в Санкт Петербурге. Домик был первым гражданским зданием построенное в новом городе.
Где покупать билеты в Эрмитаж
Билеты в Эрмитаж можно купить: в кассе, в электронном киоске, онлайн.
Билеты в кассе Эрмитажа
Временно не продаются! Только электронный онлайн билет!
Отстояв очередь и зайдя в здание музея, вы сразу оказываетесь перед еще одной очередью — в кассу. Не бойтесь, она движется очень быстро. Потратите минут 10-30, не больше. К оплате принимают карты и наличные.
Билеты в электронном киоске
Временно не продаются! Только электронный онлайн билет!
Во дворе Эрмитажа, там где стоят очереди есть несколько киосков в которых можно самостоятельно купить билет, но только за полную стоимость. Поэтому там покупают только пара иностранцев, которые потом все равно встают в очередь в музей.
Электронные билеты и вход без очереди
Количество билетов в день строго ограничено. Подробнее — в новых правилах.
Для визита в музей билеты необходимо приобрести онлайн и только на определенные сеансы и маршруты. Это сделано для того, чтобы распределить потоки людей. На каждый сеанс допускается не более 120 человек. То есть попасть в музей смогут не все желающие.
Билет действителен для прохода только в указанный день и сеанс. Печать билеты не обязательно, достаточно показать на экране смартфона.
Продажа билетов осуществляется только на ближайшие 2 недели, так как правила могут меняться в зависимости от эпидемиологической ситуации.
Еще раз подчеркнем – билеты в кассе не продаются, надо приходить с купленным заранее онлайн билетом. В Главный корпус на ближайшую неделю может быть все раскуплено. В Главный штаб обычно бывают билеты даже на завтра-послезавтра. Если не смогли купить через сайт музея, можно приобрести через проверенный сервис Спутник8. У них будет с небольшой комиссией (точно дешевле бутерброда в Эрмитаже).
Маршруты по Зимнему дворцу
По Зимнему дворцу можно гулять по двум маршрутам, разработанным сотрудниками музея. Маршруты гибкие, их можно сокращать и задерживаться только в интересующих вас местах. Они пересекаются в некоторых местах и внутри музея можно «перескочить» с маршрута на маршрут.
Выход у обоих маршрутов один — на Дворцовую набережную. А входы разные. Внутри двора Зимнего дворца правее вход на маршрут 1 и левее вход на маршрут 2.
Посещение Зимнего дворца в рамках маршрутов осуществляется по сеансам. Продолжительность сеанса – 2 часа. Ко входу в музей рекомендуется прибыть за 15 минут до начала. Пройти в залы Зимнего дворца нужно в течение получаса с начала сеанса указанного в билете. Иначе билет станет недействительный. Возврату он не подлежит.
О завершении сеанса подскажут сотрудники безопасности. Если время заканчивается, они направят посетителей к выходу. Но это формальность. По факту гулять можно сколько угодно.
Оба маршрута захватывают 3 этажа. На маршрут №2 во многих местах нет лифтов и подъёмников.
Маршрут 1 — вход с Иорданской лестницы (справа по ходу движения)
Вход во дворец с Иорданской лестницы. Держитесь правее во внутреннем дворе здания Зимнего дворца.
Схема входа в Зимний дворец по маршруту №1Иорданская лестница в Зимнем дворце. Парадный вход. Восторг в самом начале!
На маршруте №1 вы прежде всего увидите Парадные залы Дворца, ознакомитесь с богатой картинной галереей, увидите предметы Старого и Нового Эрмитажа и в первую очередь окунётесь в мир западноевропейского изобразительного искусства. Также на пути у вас будут предметы античной коллекции.
Этот путь больше интересен тем посетителям, кто впервые в Эрмитаже.
В маршрут могут входить временные выставки.
Схема третьего этажа маршрута №1
Схема третьего этажа маршрута №1
Маршрут 2 — вход с Церковной лестницы (слева по ходу движения)
Вход по Церковной лестнице. Держитесь левее во внутреннем дворе Зимнего дворца.
Схема входа на Маршрут 2 с Церковной лестницы
Начинается знакомство с интерьерами дворца и личными покоями императрицы. Далее залы русской культуры XVIII века, произведений искусства Англии и Франции. На 3-ем этаже Восток представляет свое искусство. Отдел нумизматики рассказывает о развитии мирового обращения денег.
Как посетить?
Еженедельные сборные туры в Санкт-Петербург
СБОРНЫЕ ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ТУРЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТУРИСТОВ
( туры, к которым может присоединиться хоть 1 человек!!!)
Туры в Санкт-Петербург в составе сборных групп — это экономичный вариант увлекательного путешествия в Петербург для индивидуальных туристов. У туристов есть возможность выбрать отель, категорию номера, экскурсионную программу и длительность поездки согласно своим интересам и планируемому бюджету.
от 3490 руб.
Подробнее
Индивидуальные туры в Санкт-Петербург
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТУРЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ГИДОМ И ТРАНСПОРТОМ
(для ценителей комфорта и специального отношения)
Программы для небольших компаний, семей или одиночных туристов. Формируется полностью индивидуальный график — экскурсии, проживание, питание, гиды, аренда транспорта. Организация туристических поездок и культурных программ любого уровня сложности. Персональный гид, транспорт и индивидуальное обслуживание для Вас.
от 6010 руб.
Подробнее
Туры в Санкт-Петербург для школьных групп
ТУРЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ДЛЯ ОРГАНИЗОВАННЫХ ШКОЛЬНЫХ ГРУПП
(только для готовых групп, присоединиться невозможно)
Летний дворец и Летний сад — Лайфхаки для туристов в Петербурге
Летний дворец не отличается помпезностью или пышностью. Это, скорее, уютная дача, хоть и царская, выполненная в стиле скромного барокко. Внутреннее убранство дворца в аллегорической форме прославляло победу России над шведами в Северной войне.
Посетив Летний дворец Петра I, вы сможете поближе познакомиться с личностью императора, его привычками и предпочтениями. Одним из пристрастий царя была токарная мастерская, в которой самодержец проводил немало времени.
Интересным фактом истории дворца является неудачное покушение на Петра I одним из раскольников прямо в вестибюле дома. Несколькими годами ранее дворец был окутан паутиной строительных лесов, т.к. в нём выполнялись реставрационные работы.
Особо следует отметить реставрацию живописных плафонов в 7-и помещениях Летнего дворца, после чего потемневшая уникальная живопись была приближена к своему первоначальному цвету. Появилось ощущение воздуха и парения аллегорических фигур.
В Зелёном кабинете, где в специальных шкафах-витринах располагались петровские раритеты, положившим начало истории Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, была произведены очистка и укрепление уникальной настенной живописи по дереву начала XVIII века.
Во дворце отреставрированы дубовые двери и ставни, а также в соответствии с историческими материалами обновлен паркетный пол и ткани на стенах. Оконные переплеты XIX века были заменены
Особое внимание было уделено знаменитому ветровому прибору (анемометру), который был заказан Петром I в Дрездене и в 1714 году установлен в Летнем дворце
Прибор объединяет 3 циферблата: один из них — часовой, другие 2 — указатели направления и скорости ветра. Стрелки правого и левого циферблатов соединены с флюгером, находящимся на крыше, посредством шахты, прорубленной в стене. Прибор является неотъемлемой частью Летнего дворца, его уникальнейшим раритетом.
Ветровой прибор имеет резное обрамление, на котором представлены мифологические персонажи: повелитель ветров Эол, владыка морей Нептун и морские эмблемы — рули кораблей, весла, трезубцы и венчающая раму корона из ростров — носов кораблей.
Специалисты бережно подошли к реставрации Нижней и Верхних Поварен, отделанных расписными голландскими плитками. В Нижней Поварне представлена раковина из черного мрамора, которая является частью системы водоснабжения петровского времени. Под зданием дворца сохранился кирпичный сводчатый тоннель, который обеспечивал действие проточно-промывной канализации — первой в Санкт-Петербурге.
После обширной реставрации на крыше дворца засиял обновленный позолоченный флюгер. Ещё, рядом расположен великолепный Летний сад!
Интерьер Летнего дворца
На каждом этаже здания располагаются семь небольших жилых комнат. Больших залов здесь нет. Вестибюль отделан резными дубовыми панелями, расчлененными пилястрами ионического ордера. Барельефное изображение Минервы исполнено скульптором Н. Пино.
В первом этаже находились покои царя, во втором — его жены Екатерины и детей. Здесь в приёмной он принимал письменные и устные просьбы и жалобы. Рядом с приёмной был обустроен карцер для провинившихся. Из приёмной можно было попасть в большую комнату — ассамблею. На первом этаже также расположены спальня и поварня со столовой, комната для дежурного ямщика и гардеробная.
Здесь же находится токарня и станок, на котором Петр любил работать.
На втором этаже здания, кроме поварни, гардеробной и комнаты для фрейлин, расположены тронная, спальня и детская, а также комната для танцев.
Особенно привлекателен Зелёный кабинет, украшенный живописными вставками, лепкой и позолотой.
Кабинет императора и поварни украшены уникальными голландскими изразцами, камины — лепными барельефами. Живописно расписаны плафоны кабинета (мастер Г. Гзель).
Интерьеры здания в форме аллегории прославляют победу русского оружия в Северной войне.
В оформлении комнат участвовали русские художники А.Захаров, И.Заварзин и Ф.Матвеев. Гостиные сохранили ту же атмосферу, что царила и в прежние времена. Многие комнаты облицованы изразцами и резным деревом, выполненными еще в давние времена.
Здесь также мы видим полотна с изображениями морских судов и сражений, редкие портреты, а также пейзажи. Среди раритетов музея — привезенный из Дрездена ветровой прибор. Флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца, установленный на крыше, приводит в движение механизм этого прибора.
Дом Петра I до сих пор сохранил уютную семейную атмосферу.
Фото и описание
Летний дворец Петра I находится в Летнем саду Санкт-Петербурга. Сад заложила
большая группа садовых мастеров и архитекторов в первые годы основания города. У
Петра I была мечта – разбить сад в версальском стиле. Поначалу в своем доме он
лишь отдыхал и следил за работой, а потом здесь жил с семьей в летнее время.
После того, как Мойка была соединена с Невой Лебяжьим каналом, образовался
маленький остров. В его северной области в 1710-1714 годах был возведен Летний
дворец, являвшийся одним из первых каменных дворцов в Петербурге. Автором
проекта выступил архитектор Д. Трезини. Внутренняя обстановка создана под
руководством немецкого архитектора и скульптора А. Шлютера. Предание повествует
о том, что царь поручил возвести дом так, чтобы здание символизировало новую
политику страны. Тогда Трезини расположил здание дворца так, что 6 из его 12
окон смотрели на запад, а другие 6 – строго на восток. Свое решение архитектор
объяснил следующим образом: «Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и
к Востоку».
В царской резиденции была построена I система канализации Петербурга. Вода
попадала в дом с помощью насосов, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с 3-ёх
сторон был окружен водой, движущей силой системы выступало течение Фонтанки. В
1777 году случилось наводнение, и маленькая бухта Гаванец перед домом была
засыпана. Канализационная система перестала действовать.
В вестибюле дворца на Петра I один из раскольников совершил покушение.
В 1925 году Летний дворец был передан Русскому музею, а с 1934 года здесь
была организована работа Историко-бытового музея. В 1960-х годах была проведена
научная реставрация музея. Руководителем выступил архитектор А.Э. Гессен. В ходе
работ удалось воссоздать многие первоначальные элементы Летнего дворца.
После кончины Петра I и Екатерины I в их доме практически никто не жил. Одно
время здесь организовывались заседания Верховного Тайного совета, а позже во
дворец на отдых приезжали императорские придворные.
Архитектурный стиль здания – барокко. Это выражается в четких пропорциях и
многочисленных окнах, барельефах и лепном фризе под кровлей. Облик здания –
строгий. Крыша – высокая, четырехскатная. Водостоки сделаны в виде крылатых
драконов. Фасады декорированы фризом из 29 барельефов, которые разделяют этажи.
Каждый этаж здания оборудован 7-ю небольшими жилыми комнатами. Большие залы
отсутствуют. Отделка вестибюля выполнена в виде резных дубовых панелей, которые
расчленяют пилястры ионического ордера. Скульптором Н. Пино было выполнено
барельефное изображение Минервы.
На I этаже находились царские покои, на II – его супруги Екатерины и детей. В
приёмной император принимал устные и письменные жалобы и просьбы. Около приёмной
располагался карцер для провинившихся. Из приёмной можно было пройти в большую
комнату, называемую ассамблеей. На I этаже также располагались поварня со
столовой и спальня, гардеробная и комната для дежурного ямщика. Здесь же
находились токарня и станок, на котором Петр Великий любил работать.
На II этаже здания, кроме гардеробной, поварни и комнаты для фрейлин,
находятся тронная, детская, спальня и комната для танцев. Особенного внимания
заслуживает Зеленый кабинет, который украшен живописными вставками, позолотой и
лепкой. Поварня и кабинет императора декорированы редкостными голландскими
изразцами, камины – лепными барельефами. Плафоны кабинета живописно расписаны
мастером Г. Гзелем.
В оформлении комнат принимали участие русские художники И.Заварзин, А.Захаров
и Ф.Матвеев. В гостиных сохранилась атмосфера, которая царила и в прежние
времена. Также здесь можно увидеть редкие портреты, полотна, изображающие
морские суда и сражения, и пейзажи. Раритетом музея является ветровой прибор,
привезенный из Дрездена. В движение его приводит установленный на крыше флюгер в
виде фигуры Георгия Победоносца.
Павловский дворец в Санкт-Петербурге
Летняя резиденция императора Павла I входит в состав дворцово-паркового музея-заповедника в Павловске, пригороде Санкт-Петербурга.
Дворцово-парковый ансамбль в стиле неоклассицизм строили в течение 50 лет.
Вокруг дворца находится Павловский парк площадью 600 га — это крупнейший пейзажный парк в Европе. Его площадь настолько большая, что его даже делят на районы (Старая и Новая Сильвия, Долина реки Славянки, Парадное поле, Белая береза и другие).
Что посмотреть: комнаты императрицы Марии Федоровны, фонд русского фарфора, выставка русского интерьера XVIII- начала XX вв.
Адрес: Павловск, ул. Садовая, д. 20.
Стоимость билетов: от 150 до 600 руб. в зависимости от экспозиции.