Памятники Пушкину
Память о великом поэте – благодарная и трепетная – живёт в людских сердцах. И не только россияне чтут своего великого соплеменника. По всему миру, в разных странах, в городах и деревнях, называются его именем улицы и площади, проспекты и скверы. И устанавливаются памятники.
Есть они в каждой бывшей союзной республике. Есть в Западной и Восточной Европе, на африканском и азиатском континентах. Достаточно вспомнить замечательный памятник Пушкину в Санкт-Петербурге (автор Аникушин), великолепный монумент в Москве работы Опекшина. В Вене (Австрия), в районе Фаворитен, в 1999 году установили интересную скульптуру нашего поэта в городском сквере. Создал её наш современник, талантливый мастер своего дела Ю. Г. Орехов. Его же работа украшает одну из площадей столицы Азербайджана – Баку. Бельгия, Болгария, Германия, Франция, Эфиопия, Южная Корея… Географические пространства можно перечислять очень и очень долго. Например, только в маленькой Молдавии в разных её районах установлено 9 монументов и бюстов. Всего же по миру их насчитывается почти 200. Но, пожалуй, одним из самых удачных считается памятник Пушкину в Санкт-Петербурге, расположенный на площади Искусств.
Петербургские места связанные с Пушкиным
Александр Сергеевич Пушкин провел много времени в Санкт-Петербурге, и этот город оказал значительное влияние на его жизнь и творчество. В Петербурге существует множество мест, связанных с памятью великого поэта.
Одним из самых известных мест, связанных с Пушкиным, является Зимний дворец. Здесь Пушкин неоднократно бывал во времена своей службы при Императорском дворе и даже устраивал в этих стенах балы, которые стали легендарными. Сегодня Зимний дворец является одним из крупнейших музеев России, в котором можно увидеть множество экспонатов, связанных с жизнью и творчеством Пушкина.
Еще одним интересным местом, которое стоит посетить, является Михайловский замок – бывшее место жительства Пушкина. Здесь поэт провел последние годы своей жизни и написал некоторые из своих самых известных произведений. Сегодня Михайловский замок – это музей, в котором можно узнать больше о жизни и творчестве Александра Сергеевича.
Большое значение в жизни Пушкина имел Владимирский замок. Именно здесь он учился и проводил много времени со своими друзьями из артистической богемы. Владимирский замок стал одним из символов Петербурга и это место также значимо с точки зрения связи с Пушкиным.
Na этих трех местах — Зимний дворец, Михайловский замок и Владимирский замок — можно ощутить атмосферу времен Пушкина, проникнуться его духом и погрузиться в мир его поэзии.
Дом-музей Пушкина в Сестрорецке
Дом-музей Пушкина в Сестрорецке — это памятное место, связанное с пребыванием великого русского поэта на этой земле. Здесь расположен дом, в котором Пушкин жил с 1826 по 1827 годы во время своего пребывания в Сестрорецке. Этот дом был преобразован в музей, чтобы сохранить и передать поколениям наследие и творчество великого поэта.
В доме-музее вы сможете полностью погрузиться в атмосферу времен Пушкина. Внутри музея вы сможете увидеть множество экспонатов, связанных с жизнью и творчеством поэта. Вы узнаете о его семье, друзьях, любви и неизбывной страсти к слову. Музей предлагает посетителям уникальную возможность ознакомиться с аутентичной обстановкой жилища Пушкина, его личными вещами и письмами.
На территории дома-музея также работает литературно-мемориальный комплекс, где проводятся выставки, лекции и другие мероприятия, посвященные творчеству А. С. Пушкина и его влиянию на литературу и культуру России. В результате посещения дома-музея Пушкина в Сестрорецке вы сможете окунуться в мир поэзии великого русского поэта и лучше понять его гениальность и вклад в развитие русской культуры.
Рекомендуется посетить музей со знанием творчества Пушкина, так как это позволит оценить историческую и культурную ценность места и его связь с личностью поэта
Дом-музей Пушкина в Сестрорецке является не только важным пунктом в путешествии по миру Пушкина и его поэзии, но и ценным историческим объектом, который продолжает привлекать внимание и интерес людей со всего мира
Пушкинский бар в центре города
В центре города Петербурга находится уникальное место – Пушкинский бар, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Здесь посетителям предлагается погрузиться в атмосферу его творчества и приятно провести время.
Пушкинский бар привлекает внимание не только своей неповторимой атмосферой, но и богатым выбором алкогольных напитков. В меню бара можно найти широкий ассортимент крепких спиртных напитков, вин, коктейлей и пива
В заведении также предлагаются различные закуски, которые отлично сочетаются с напитками и позволяют полностью насладиться поэтической атмосферой.
Интерьер Пушкинского бара оформлен в стиле, соответствующем эпохе Пушкина. В зале расставлены старинные мебель и предметы интерьера, которые создают ощущение пребывания в исторической эпохе
Особое внимание уделено деталям: портреты Пушкина и его современников, цитаты из его произведений, книжные полки с его сочинениями – все это погружает посетителей в мир поэзии и классической литературы
Пушкинский бар регулярно организует различные мероприятия, посвященные творчеству Пушкина. Это могут быть вечера поэзии, литературные чтения, тематические мастер-классы и прочие культурные мероприятия. Благодаря этому, посетители имеют возможность не только насладиться атмосферой бара, но и погрузиться в интеллектуальную и творческую среду.
Пушкинский бар в центре города – это не только место для приятного времяпровождения, но и настоящая памятная точка в культурной жизни Петербурга. Он стал символом вечной памяти о великом поэте и позволяет каждому окунуться в мир слов и музыки, созданной его величием.
Аллегория семейной жизни
На Кузьминское шоссе, напротив гипермаркета «Мой мир», находится скульптурная группа, посвященная семейной жизни. Все части скульптуры посвящены различным аспектам семейной жизни. Основной сюжет композиции таков: молодая пара сидит на скамейке и рассказывает нам о своем первом свидании. Над ними висит фонарь с фигуркой рыбы.
Несмотря на легкость произведения, символизма в нем не меньше чем в скульптурах у Белой башни. Фонарь говорит о первом поцелуе, а рыба держит в зубах монету, что символизирует общий бюджет. Причем зубы мужские и женские. Продуманы даже малозаметные детали. У девушки, например, две правые руки, ведь ей надо быть особенно сильной, чтобы сохранить уют в доме.
Бунт маленького человека в поэме “Медный всадник”
Тема маленького человека поднималась в литературе различными авторами неоднократно. Великие писатели размышляли на эту тему. А. С. Пушкин рассматривает в своем произведении «Медный всадник краткое содержание» бунт маленького человека, а не просто его мысли. Этот бунт сопоставлен с бунтом природы – наводнением.
Человек и государство
Каждый человек – член общества. Он живет своей жизнью, имеет стремления, которые присущи каждому – иметь кров над головой, хлеб на столе, быть счастливым и делать счастливыми любимых людей. Каждый работает на той или иной работе. Так и Евгений – герой поэмы. Где-то работает, носит какую-то фамилию. Пушкину даже не интересно, кем именно – это еще раз доказывает, что Евгений – «маленький человек».
Но из каждого такого маленького человека и складывается государство, его непрерывная работа, его нормальное функционирование. Поэтому роль маленького человека в обществе все-таки нельзя назвать ничтожной. Каждый делает свое дело и может рассчитывать на нормальные условия для жизни.
Евгений – собирательный образ жителей Петербурга. Он думает о насущных делах, его не волнуют «вечные темы», «государственные вопросы». Он хочет обеспечить себе нормальную жизнь, жениться, быть счастливым. Масштаб его мыслей ограничен собственным существованием. Поэтому он и называется «маленьким человеком». Он не умеет мыслить в масштабах государства, но ему это и не нужно. За государство должны думать правители. Но нельзя им забывать и о маленьком человеке.
Правители и маленький человек
Медный всадник стоит и смотрит величественно, свысока на город и государство, на миллионы таких маленьких людей. Правитель мыслит в масштабах страны, он не может думать о каждом таком маленьком человеке. Но кто же тогда позаботится об этом маленьком человеке? Ему приходится выживать в странных и иногда страшных условиях. Когда маленькие люди устают от такой жизни – они пытаются способ достучаться до правительства.
Одним из таких способов и является бунт. Маленькие люди собираются вместе по всей стране и говорят государю о том, как сложно им живется. А если царь не слышит их, то им приходится идти на крайние меры. Но когда стихия выходит на тропу бунта не в силах ей противостоять никто – ни обычные люди, ни цари.
Бунт маленького человека и бунт стихии
В «Медном всаднике» бунт человека сопоставляется с бунтом стихии. Ее усмирили, заковали в гранитные оковы, Нева течет в них долгие годы, смирившись с судьбой. Но в один прекрасный момент она начинает «метаться, как больной», а потом и вовсе выходит из берегов, бунтуя против сложившейся системы. Так и множество маленьких людей, объединившись, могут стать стихией, неся в государство настоящий бунт. Пушкин во многом описал историю страны, описывая в «Медном всаднике» бунт Невы и размышления Евгения.
Об изображении царей и богов
Замечание (об очернении русской истории). Западные и прежде всего лютые английские враги России сладострастно потирают руки: вот еще кто-то швырнул грязью в историю России. В этой связи должны радоваться, например, бесконечным фейковым пошлым фильмам про русских царей и генсека с постельными сценами, где пошлые киношники своими физиономиями и малобюджетными фильмами реализуют свои детские психотравмы, пиная царей, особенно сладострастно обращаются с великим русским царем Иваном IV (Грозным). Романовы, видимо, сложно относились к Рюриковичу Ивану Грозному, если даже на памятнике «Тысячелетие России» этот царь отсутствует (хотя присутствует его первая жена Анастасия), а также не дали по рукам Карамзину, когда тот, ориентируясь на слухи, включил фейкомет и смешал с грязью Грозного в своей «Истории». Когда психологизмом царя занялся Антокольский, общавшийся с демократом В.В.Стасовым, создав камерный (хотя и в полный рост) скульптурный шедевр – сидящего мучающегося от «своих злодеяний» Грозного, он попал в русофобскую струю, как туда благополучно попадали, например, все советские пишущие диссиденты, среди которых — липовые нобелевские лауреаты. Как написано в книге «Власть и монумент»,
На СКУЛЬПТПРИВЕТ уже приводилась мнение Пушкина о наивности историка Карамзина, клеймившего Грозного, о чем рассказал Денис Давыдов в своих мемуарах.
А художники, потренировавшись на царях, подумали: что нам царь, давайте нам Господа Бога. Начали в Христе искать психологические черты. И вот Антокольский сделал связанного веревкой Христа в полный рост. И.Н.Крамской посмотрел статую и как атеист атеисту в письме Репину от 24.09.1874 написал такое, что жосьишарли радостно опубликовало бы и у себя:
Видимо, Крамской «знал», о чем писал, поскольку усталого «Христа» в пустыне он уже изображал, но что-то и там нет курносого носа. Подобно ему самому, сравним его «Христа» (к Богу это не имеет никакого отношения), например, с сидящим и широко известным античным «Кулачным бойцом», ибо там тоже усталый мужчина сидит в невеселом виде, тем более что сам Крамской вспомнил в письме про античного Германика. А не подумал ли Крамской на закате жизни, от чего это так и не окончил свою главную картину «Хохот», почувствовал, видимо, всю мелкоту темы.
При Николае I демократов-атеистов было меньше, а художники были умнее, по крайней мере, в данном отношении. Например, А.А.Иванов тоже изобразил «Явление Христа народу» (евангельские темы имеют право на существование), но психологизмом в отношении Бога не занимался, понимая, что главным достоинством картины является лучшая по рисунку массовка с изображением обнаженных тел, а для Христа просто использовал античную «икону» — голову Аполлона Бельведерского, при этом, чрезвычайно ревностно и долго отыскивая подходящие типажи для персонажей картины.
Клодт творил чуть позже, но такими пошлостями тоже не занимался. На святынях не топтался.
Кстати, и Антокольский делал памятники царям без пошлости, а его памятник Петру I является, пожалуй, лучшим среди неконных памятников этому царю, не случайно он установлен сразу в нескольких городах России и попал на 500 – рублевую купюру. Но этот же монумент в уменьшенном виде вполне мог украсить и скульптурку малых форм.
Настольное украшение «Петр I – основатель русского военно-морского флота». Отливка Фализа по модели М.Антокольского. Париж. 1896. Серебро, литье, чеканка
Представим на мгновение попытку изобразить психологические страдания царя, задающегося вопросом «А так ли уж нужен России военно-морской флот?». Смешно?
Антокольский одел Петра I в форму Преображенского полка. Чувствуется великолепная школа Императорской Академии художеств времен замечательного педагога Н.С.Пименова, давшего Антокольскому «путевку в жизнь». Зато П.К.Клодт старше Н.С.Пименова всего на 7 лет, и путевку в жизнь ему дал Николай I.
Сочинение на тему «Пушкин и его произведения»
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799. Всем, от мала до велика, знакомо Творчество великого русского классика. Кто в детстве не слушал знаменитые сказки о царе Салтане, о золотом петушке, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке. Все они красивые, добрые и наполненные огромным смыслом. Как говорится “сказка ложь, да в ней намек”. Пушкинские сказки учат нас вере в лучшее. Что не волшебством или богатством достигается счастье. Что чистота души, верность данному слову трудолюбие и доброта будут вознаграждены.
Александр Сергеевич – основоположник русской реалистической литературы. Его произведения заставляют верить в любовь, дружбу, верность и честь, и в то, что зло будет наказано. Произведения проникнуты высокой человечностью и гуманизмом, народностью, огромным идейным богатством и одновременно предстают перед нами в совершенной художественной форме.
Стихотворения Пушкина отражение красоты и эстетики. Они переполнены сопереживанием с героями, нежностью и искренностью. Они волнуют душу трепетными словами, полны любви и благоговения, света и спокойствия.
Мое любимое стихотворение у великого Александра Сергеевича – “Я вас любил…”. Это стихотворение гениально и просто. В спокойной и грациозной форме автор передал нам чистоту любовного переживания.
Читая произведения Пушкина, можно забыть обо всем на свете. Его слова увлекают за собой в мир благородных героев, искренних чувств и самопожертвования. Пушкин в своих произведениях также воспевал природу. Стихотворения проникнуты любовью к родной природе. Простые и доступные образы делают лирику поэта незабываемой. Они то навевают грусть, то радость и оптимизм. В каждой строчке поэта контраст и гармония одновременно.
Вклад великого классика в мировую культуру огромен. Одновременно он с поразительной художественной глубиной выражает национальные особенности российской культуры. Существенную роль в Творчестве поэта занимает свобода. Пушкин был декабристом. Александра Сергеевича Пушкина постоянно волновала тема свободы и судьба Родины. О судьбе России Пушкин писал в оде “Вольность”.
Пушкинские герои свободолюбивы. Но свобода в Творчестве поэта одновременно возвышенный идеал и трагическая проблема. Любовь к Родине и свобода заняли достойное место в многостороннем творчестве поэта.
Вариант 2
Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт. И это не только по мнению его соотечественников. Его знают повсюду. Памятники этому литератору стоят почти в каждом городе России, а также во Франции, Норвегии, Соединённых штатах, Румынии, Польше, Болгарии, Германии… и этот список можно продолжать бесконечно. Так кто же этот человек?
Родился Александр Сергеевич в 1799 г в Москве, а погиб на всем известной дуэли с Дантесом 29 января (10 февраля) 1837г. Он прожил короткую, бесславную жизнь. Ему часто было не на что содержать себя и семью. Точных данных нет, ведь не все его произведения сохранились, а многие не вышли в свет, но из того, что известно: поэм — 14, романов в стихах — 1, драматических произведений — 6, прозаических произведений — 15, сказок — 7, стихов — 783. Колоссальные цифры. Пушкин считается основоположником реализма в России (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин»).
«Пушкин — это наше всё», — сказал о нём поэт Аполлон Григорьев. На любой случай в жизни у него найдётся произведение. Поэт успел написать обо всём, поговорить о каждом. Не стоит забывать также, что именно он, по мнению многих литераторов, ввёл новый образ «маленького человека». Первым таким стал Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель», затем о судьбе таких людей автор размышлял и в «Медном всаднике». Александр Сергеевич был близок к народу. Ни для кого не секрет, что он входил в подпольные общества, связанные с будущими декабристами.
В то время было модно, когда за женой светского человека ухаживали – это поднимало статус мужа. Но Пушкину не нравился такой уклад. Он просто не мог больше терпеть постоянные записки о том, что к его супруге часто наведывается Дантес. Александр Сергеевич вызвал его на дуэль и проиграл. На смертном одре он писал императору Николаю I, чтобы тот позволил ему умереть спокойно. «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки», — таков был ответ правителя. Николай не любил поэта, но не мог противиться его величию. Так или иначе, Российская империя потеряла в тот день великого Творца.
Где жил Пушкин в Петербурге: все места
Александр Сергеевич Пушкин провел значительную часть жизни в Санкт-Петербурге.
Ниже мы перечислим все петербургские места, в которых успел пожить поэт в разные периоды своей жизни.
Дата | Место | Подробности |
Июль 1811 года — октябрь 1811 года | «Демутов трактир» (Сейчас ул. Бол. Конюшенная, д. 27) | Именно в этой гостинице молодой Пушкин жил со своим дядей Василием Львовичем во время поступления в Царскосельский лицей. В будущем поэт будет еще много раз останавливаться в этой гостинице. |
Октябрь 1811 — июнь 1817 | Царскосельский лицей (сейчас город Пушкин) | Следующие шесть лет Пушкин провел в Царскосельском лицее. |
Июнь 1817 года — май 1820 года | Доходный дом Клокачёва (сейчас наб. Фонтанки, 185) | После окончания лицея Пушкин поселился в Петербурге вместе с родителями, которые снимали квартиру в доме Клокачёва. Здесь он прожил три года до ссылки на юг. |
Май 1827 — июль 1827 года | «Демутов трактир»(Сейчас ул. Бол. Конюшенная, д. 27) | После освобождения от Михайловской ссылки в мае 1827 года Пушкин снова посетил столицу. Он поселился в той же гостинице, где жил когда-то с дядей во время поступления в лицей. |
Октябрь 1827 года — октябрь 1828 года | Петербург, точное место жительства неизвестно | После непродолжительной поездки в Москву, Пушкин снова возвращается в столицу. Здесь он провел целый год. К сожалению, точное место жительства в этот период не установлено. |
Октябрь 1828 года | «Демутов трактир «(Сейчас ул. Бол. Конюшенная, д. 27) | Но известно, что три недели октября 1828 года поэт снова провел в Демутовом трактире. В этот период он праздновал день лицея. |
Май 1831 года | «Демутов трактир «(Сейчас ул. Бол. Конюшенная, д. 27) | В мае 1831 года Пушкин снова вернулся в Петербург и остановился на некоторое время в этой же гостинице, но уже с женой Натальей Гончаровой. |
Май 1831 года — октябрь 1831 года | Царское село под Петербургом (сейчас город Пушкин). | В мае этого же года Пушкины перебрались в Царское село под Петербургом, где они сняли небольшой дом. |
Октябрь 1831 года — ноябрь 1831 года | Петербург, Вознесенский проспект, 47 | Летом Пушкин попросил о назначении на службу и его зачислили в государственные архивы. Семье пришлось перебраться в Петербург. Там они поселились на Вознесенском проспекте. |
Ноябрь 1831 года — май 1832 года | Петербург, ул. Галерная, 53 — дом Брискорн | А в ноябре этого же года переехали на новую квартиру в доме Брискорн на Галерной улице. |
Май 1832 — декабрь 1832 года | Петербург, ул. Фурштатская, д. 20 | В мае следующего года Пушкины поселились на Фурштатской улице и прожили там почти до конца года. Здесь родилась их старшая дочь Мария. |
Декабрь 1832 года — август 1834 года | Петербург, квартира в доме Жадимеровского, на углу Большой Морской и Гороховой (У Красного моста) | В декабре этого же года семья поэта перебралась в дом Жадимеровского на углу улиц Большой Морской и Гороховой. |
Август 1834 года — сентябрь 1836 года | Петербург, Дворцовая набережная (сейчас набережная Кутузова, 32), дом Баташева | Через 1,5 года Пушкин снимет комнату в доме Баташевых на Дворцовой набережной (сейчас это набережная Кутузова 32). Сначала они поселятся в большой квартире, а после переедут в жилье попроще на третьем этаже. С балкона этой квартиры открывался прекрасный вид на Неву. |
Весной 1836 года | Дача на Каменном острове | Весной 1836 года Пушкин снял для своей семьи дачу (усадьбу) на Каменном острове из двух домов: один для своей семьи, а другой для сестер супруги. |
Сентябрь 1836 года | Дом на набережной реки Мойки, дом 12 | В сентябре большая семья Пушкиных перебралась в большую квартиру из 11 комнат в доме № 12 на набережной реки Мойки. Эта квартира стала последним местом жительства поэта. Именно сюда его привезли раненным после дуэли, и именно здесь он скончался. |
Автопортреты Пушкина.
Пушкин здорово навострился пером рисовать свои в основном профильные автопортреты
На некоторые из них обращали внимание художники и скульпторы при работе над портретами и памятниками поэта
Самый известный его автопортрет:
Автопортрет Пушкина на листе, вклеенном в альбом Ел.Н.Ушаковой, 1829. Из этого автопортрета сделали как бы визитную карточку, символ поэта.
В 1823 еще нет памятных бакенбардов, но уже рисует себя взрослым:
Октябрь 1823
Забавно изобразил себя со спины рядом с Онегиным:
Автоиллюстрация к 1 главе «Евгения Онегина». Пушкин (слева) и Онегин (справа). Начало ноября 1824 (примерно за год до бунта декабристов)
Облокотились на парапет Невы. Пушкин слева, спиной, в сюртуке на американский лад, с узкой талией, расклешенными полами. Онегин в виде франта во фраке, с высоким воротником манишки (нагрудная вставка). На обоих шляпы a la Bolivar с загнутыми вверх по бокам полями, названными так в честь предводителя борьбы за независимость испанских колоний в Южной Америке Симона Боливара. Как написано в «Евгении Онегине», «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар», поэт и проиллюстрировал данное действие. Пушкин сам указывал конец 1819 года временем начала действия романа «Евгений Онегин». Тогда он был «байроническим» романтиком, вольнодумцем, но не отождествлял себя с Онегиным, поскольку тот ну совсем ничего не делал (в сказочные советские времена застоя был бы наказан за тунеядство), страдая от сплина, а Пушкин писал нешуточные стихи. У Пушкина модные длинные волосы, которые он не сумел бы изобразить в фас. Мода на длинные волосы пошла от греческих инсургентов — повстанцев против турок. У Пушкина были длинные волосы до 1823.
В начале 1820-ых судьба в лице царей (Александра I и Николая I) достаточно мягко «вправила мозги» поэту, отправив его в спасительную ссылку в Михайловское (1824-1826). Там он не только не «зачах», но очень даже продуктивно творил.
Пушкин в ссылке пережил крушение романтических надежд, достиг духовной зрелости, стал реалистом. Опростился, даже надел крестьянский наряд, отпустил бакенбарды и усы.
Май-июнь 1825 (до бунта). В мужицкой косоворотке с усами и бакенбардами. Наверху портрет Вольтера, вероятно, по портретам работы Гудона
Не исключено, что Пушкин эпатировал своим нарядом окружающих. Вот словесное описание поэта его современником (тоже майское 1825):
Примерно через год после подлого (почитайте двухтомник «Белые пятна красного цвета», написанный по материалам работы комиссии по расследованию бунта) декабристского бунта Николай I вызвал Пушкина из ссылки из Михайловского , куда его направили еще при Александре I. В сентябре 1826 Пушкин имел беседу с царем. Современники отмечали изменения, происшедшие с поэтом после ссылки.
Один из них вспоминал:
Автограф рукописи романа «Евгений Онегин», январь 1826 (еще в ссылке). Интересна одежда на Пушкине. Модный сюртук, но голова карикатурная, вместо цилиндра сельский колпак
Телефонов не было, можно представить, сколько неизвестности было для него в Михайловском в момент бунта и последовавших после этого событиях, когда шло расследование преступной деятельности декабристов, все это создавало нервозную остановку.
Для большей полноты впечатлений еще два автопортрета поэта.
Автопортрет 1829
Автопортрет 1835-1836 с надписью «il gran Padre AP» ( Патриарх АП)
Пушкин шутил, хотя ему было не до шуток.
Памятник Екатерине II
Еще одним заметным памятником в Пушкине является памятник Екатерине II. Он стоит в сквере перед Домом молодежи «Царскосельский» с июня 2013 года. Памятник поставлен в память о роли императрицы в истории Царского Села.
История Пушкина неразрывно связана с именем Екатерины. Чего стоит только Екатерининский дворец в котором правительница проводила большую часть года и куда, соответственно перемещался двор. Можно сказать, что на этот период Царское Село становилось столицей империи.
Статую должны были поставить к 300-ому юбилею города, но недостаток средств скорректировал сроки. Кроме того был некоторый спор о месте установки. Сама статуя выполнена из бронзы и установлена на гранитный постамент. Общая высота композиции составляет 3,5 м.
Памятник Екатерине II можно найти на Пушкинской улице между домами 28 и 32, на северо-восточной границе Соборной площади через дорогу от сквера. Вокруг разбито множество клумб и зеленых насаждений, создающих красивый фон композиции. Единственный минус: в сравнении с расположенным неподалеку собором, памятник выглядит небольшим.
Первый дом и московские прогулки
Будущий великий поэт родился в доме на углу Малой Почтовой улицы и Госпитального переулка. В то время Пушкины жили на съемной квартире в доме Скворцова. Сам Александр Сергеевич путался, говоря об адресе своего рождения, но биографы уверены, что это была Немецкая слобода. И хотя само деревянное здание сгорело во время пожара 1812 года, считается, что стояло оно на месте современного дома 4.
Крестили маленького Сашу в Богоявленском соборе в Елохове. Здание трапезной, в которой проходил обряд, сохранилось до сих пор.
Члены семьи Пушкина часто переезжали, но отдавали предпочтение району между Большим Харитоньевским переулком и Чистыми прудами. По Хомутовскому переулку Пушкин вместе с родителями ходил в церковь, здесь он гулял в саду и навещал бабушку Марию Ганнибал. Эти детские воспоминания находили отражение в творчестве классика. Так, небольшой одноэтажный дом на углу Большого и Малого Харитоньевских переулков появился на страницах «Евгения Онегина».
Дядя поэта Василий Львович Пушкин также жил в Москве, в особняке на Старой Басманной. Вернувшись из Михайловского, Александр отправился на прием к императору и затем посетил дядю. Сегодня в желтом одноэтажном доме Василия Львовича на Старой Басманной находится камерный музей.
4. Квартира Тургенева
Набережная Фонтанки, 20
А. И. Тургенев занимал квартиру на третьем этаже, здесь часто проходили собрания литературного общества «Арзамас», в которое входили Карамзин, братья Тургеневы, Жуковский, Батюшков, Вяземский. Частым гостем был в доме и Пушкин. Из окон кабинета, в котором собирались гости, открывается вид на Михайловский замок, в котором был убит Павел I. Здесь поэт напишет строки, вошедшие в оду «Вольность»:
Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец…
А. И. Тургенев «Вольность»
Герцог с супругой
Еще одной парой скульптур, расположенных у Белой башни является композиция «Герцог урбинский Федериго да Монтефельтро и его супруга герцогиня Баттиста Сфорца», сделанная по знаменитому диптиху (такому раздвижному портрету из нескольких частей) Пьеро делла Франческа. Герцог и герцогиня стоят напротив друг друга, смотрят в глаза, делают шаг навстречу и протягивают руки, но не соединяют их. Ведь портрет написан после кончины Баттисты и соединиться супругам не суждено.
На самом диптихе было еще много чего: триумфальные выезды герцога и герцогини, изображение их владений и девизы. Однако, по понятным причинам, в скульптуре пейзажи делать не стали.Благодаря воссозданию шедевра в трехмерном пространстве, у зрителей есть возможность обойти фигуры со всех сторон и изучить их предметы одежды. Скульптурная пара расположена в красивом месте в арке Готических ворот.
«Когда за городом, задумчив, я брожу…»
Стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу…» поэт пишет накануне своей смерти в 1836 году. На протяжении всей жизни он достаточно скептически относился к миру мертвых, считая, что после смерти человека перестают волновать земные проблемы.
Так же поэт замечает, что после смерти к человеку относятся намного лучше, чем при жизни. Прогуливаясь по кладбищу, он отмечает, что большинство эпитафий написано не искренне, высокомерно.
Он считает смерть чем-то благородным и аристократичным. Независимо от того, каким был человек при жизни, память о нем останется навсегда. Данная прогулка наводит поэта на размышления о собственной смерти. Он против того, чтобы его похоронили рядом с теми людьми, которых он презирал при жизни.
Он хочет быть упокоен на сельском кладбище, где царит торжество и покой. Здесь никто не старается выделиться помпезностью и величием. Здесь больше искренности и скорби родственников, которые приезжают на могилы родных. Он ценит сельское кладбище именно за тишину и умиротворение, поскольку на городских кладбищах он видит лишь суету и помпезность.