Азовские походы
Незадолго до отстранения от власти, царевна Софья пыталась воевать с Крымом и Османской империей. Ожидаемо, ничего хорошего из этого не вышло.
Однако задача была более чем важной:
- С одной стороны добиться выхода к Черному и Азовскому морям.
- С другой — обезопасить южные границы государства от надоедливых крымчаков, которые частенько приходили с разорительными набегами.
В 1695 Петр предпринял попытку продолжить военные действия против османов. Однако успеха не добился. Во многом поражение случилось из-за того, что не было флота.
В этот же год правитель велел заложить верфи в Воронеже, и очень скоро проблема была решена. В 1696 году удалось взять Азов. Тут же Петр заложил крепость Таганрог как опорный пункт для дальнейшей атаки на крымчаков.
Кущевский Юрий. Новое в России дело. (Спуск галеры «Принципиум» на воронежской верфи 3 апреля 1696 г.
Однако закрепить результат не удалось. Полноценного флота у России все еще не было. Тогда правитель взялся за организацию военно-морских сил. Недовольство Петра вызывал тот факт, что при строительстве судов России приходилось опираться на иностранных специалистов.
После воцарения Петр Романов взялся за профессиональное образование дворянских детей.
Слайд 1128 января 1725 года Никитин пишет Петра в последний раз («Петр
I на смертном ложе»).
Лежащий царь, прикрытый горностаевой мантией, увиден с необычной точки зрения — сверху, в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей, дрожью пламени вносящих жизнь в мертвое тело. Редкое по живописной силе и свободе полотно — реквием Петру, написанный близким человеком, единомышленником
Никитин понимал важность возложенной на него задачи — он правдив, объективен, не идеализирует Петра. Лицо мертвого отечно, глубокие скорбные складки залегают около губ и между сведенными, как от боли, бровями, рот искривлен
Лицо несет отпечаток бурно и трудно прожитой жизни. Запрокинутая голова тяжело проминает подушку
И. Крамской. Серия портретов Александра III
И. Крамской – известный русский портретист. Он создал галерею портретов выдающихся людей своего времени, в том числе писателей Л. Толстого, А. Грибоедова, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина и др.
Возможно, в Александре III И. Крамской видел, кроме императора, ещё и собрата по живописи – известно, что Александр III увлекался живописью и сам неплохо рисовал. Сохранились акварели, написанные его рукой, например вот эта: «Морской пейзаж».
Александр III «Морской пейзаж»
Кроме того, Александр III коллекционировал картины русских художников, в том числе и передвижников. В его собрании были и работы И. Крамского. Это собрание впоследствии составило основу Русского музея императора Александра III (теперь Государственный Русский музей), открывшегося в 1898 г. в Михайловском дворце уже после смерти императора. О музее подробнее читайте на нашем сайте: Государственный Русский музей: история создания.
Крамской создал несколько картин, посвященных коронации императора и императрицы: «Причащение святых тайн государя императора», «Коронование государя императора Александра III в Успенском соборе Московского Кремля 15 мая 1883 г.», «Коронование государыни императрицы Марии Фёдоровны в Успенском соборе Московского Кремля», «Представление государю императору его императорским высочеством атаманов всех казачьих войск, войсковых депутатов».
И. Крамской «Представление государю императору его императорским высочеством атаманов всех казачьих войск, войсковых депутатов».
Портрет императора стал одной из последних работ художника. Полотно было заказано А.А. Половцовым — членом Государственного совета, меценатом, почетным членом Императорской Академии художеств. Он приложил много сил и собственных средств для развития отечественной культуры и искусства. После кончины государя А.А. Половцов передал его в дар музею Императора Александра III.
И. Крамской «Император Александр III»
Портрет создаёт объёмный и пластичный образ императора, его непоказную доброту и миролюбие. И действительно, особенностью царствования Александра III было отсутствие войн. За свою внешнюю политику он был прозван «миротворцем». В 1893 г. Александр III подписал франко-русскую военную конвенцию, чем обезопасил Россию от растущей агрессивности Германии.
Что именно завёз Пётр из Европы в Россию
В Голландии, во время Великого посольства, Пётр I увидел тюльпаны и восхитился их невероятной красотой. И уже в 1702 году луковицы этих цветов оказались в России. Именно с тюльпанов началась история «садовой конторы» — структуры, учреждённой для выписки и разведения заморских растений.
Таким образом в Россию из Европы были выписаны, например, и семена подсолнечника. Растение сначала считали только декоративным, но со временем из него стали производить подсолнечное масло. Причём технология получения масла из семян была впервые опробована именно в России.
Многим известен тот факт, что в нашей стране, благодаря Петру I, появилась картошка. До этого жители России практически не были знакомы с ней. Однако первые попытки внедрить картофель в повседневный рацион крестьян окончились провалом. Они ели клубни картофеля сырыми, и конечно, не понимали, в чём прелесть этого овоща, и отказывались его выращивать.
Также Пётр впервые привёз из-за границы бильярдный стол, горячий шоколад и кофе. Находясь в Европе, он так сильно полюбил кофе, что по возвращении в Россию ввёл в обычай подавать его на так называемых Ассамблеях. Кроме того, по приказу Петра I этот напиток наливали всякому, кто входил в кунсткамеру. А ещё первый император ввёл в России моду на парики (явное заимствование из Европы), и сам он их носил охотно.
Примерно так выглядели Ассамблеи в петровскую эпоху
Но не всё, что привозил из Западной Европы и внедрял здесь Пётр I, можно назвать действительно полезным. Так, например, он популяризировал в России табак и пиво. Первые кабаки открылись именно при Петре I.
Военные реформы
Значительную роль при Петре играли войска. Без эффективной реорганизации вооруженных сил о победах и активной внешней политики не шло и речи.
Перемены в этой сфере оказались масштабными:
- В 1705 введен рекрутский набор. Мобилизации подлежали все слои податного населения. Сначала срок службы был пожизненным.
- Развивалась военная промышленность, которая обеспечивала войска всем необходимым.
- Менялся порядок управления войсками.
- Был создан флот, строились верфи.
- Открывались специальные школы. Большая роль отводилась образованию младшего и офицерского состава.
Только благодаря своевременным переменам в войсках России удалось добиться столь выдающихся побед.
Военные реформы Петра I
Путь Петра I на престол
Петр I, третий царь династии Романовых, родился в 1672 г. в Москве.
Его путь на российский престол был не совсем прост. Петр Алексеевич был 14-м ребенком и третьим сыном царя Алексея Михайловича и княгини Нарышкиной, его второй жены. Он был самым здоровым из сыновей; предполагалось, что Петр станет царем и поэтому его в детстве баловали.
Однако в возрасте 4 лет Петр лишился отца; возник конфликт между Нарышкиными и Милославскими (род первой жены Алексея Михайловича) по поводу престолонаследия. В 1682 году на царство были венчаны вдвоем Иван от Милославских и Петр от Нарышкиных.
Алексей Михайлович Романов испытывал серьезные проблемы с наследником престола. У него, как правило, родилсь крепкие и здоровые дочки, но по мужской линии соновья часто умирали еще в младенческом возрасте или были больными, слабыми, слабоумными.
Эта проблема касалась не только Алексея Михаиловича, но и других русских правителей. Поэтому их браки розводилсь, жены были ссыланы в монастыри. В случае, когда царь скончался слишком рано не остававав взрослого наследника престола, на царство венчали маленьких детей (сынов), но вместо них фактически првили регенты. При дворе в таких условиях шла постоянная борьба за престол разных родов дворян, жен царя.
Правительницей при малолетних царях провозгласили Софью, сестру Ивана. Она сослала Петра с его матерью прочь из Москвы, в село Преображенское.
Преображенское и «потешные полки»
В селе Преображенском об образовании Петра долго никто не заботился. Воспитание будущего царя проходило бессистемно.
Петр здесь увлекался в основном обучением солдат и разыгрыванием „потешных сражений“ с „потешными полками“ (игрой в солдаты с живыми людьми). Многие солдаты в действительности при этом погибали. Здесь формировались основы будущей петровской регулярной армии.
В Москву Петра привозили редко, только для участия в церемониях. Он не любил Москву и Кремль. Здесь он страдал от своей болезни – агарофобии — боялся больших пространств (например, в Грановитой палате в присутствии Петра снижали потолки при помощи тканей).
В остальное время Петр был свободен. Занимался многими областями знания – кроме военного дела, его очень интересовали, например, плотницкое дело и судостроение.
Немецкая слобода
В юности царь часто бывал в Немецкой слободе, которая представляла собой возможность первого контакта будущего царя с европейской культурой. Немецкая слобода была поселением в Москве, на острове реки Яуза, где жили европейцы, в основном, представители тех профессий, которых в России не хватало (врачи, аптекари, инженеры, офицеры, купцы). Часто здесь люди скрывались от уголовных, религиозных и политических преследований.
Нравы здесь были намного свободнее, чем в православной Москве – иностранцы курили табак, что было в России запрещено; распространено было пьянство.
Великое посольство
Вторая встреча Петра с Европой — создание Великого посольства. В 1697-98 гг. Петр со своей свитой отправился в Англию, Голландию и Германию, чтобы лично ознакомиться с жизнью Европы. Он работал на верфях и в порту, изучал корабельное и артиллерийское дела. Известно, что он посетил английский парламент. Многие европейские обычаи Петр решил перенести в Россию. Петр I был вообще первым русским монархом, появившимся за границей России.
Бунт стрельцов
Два раза Софья-регентка поднимала против Петра бунты. Впервые это произошло в 1689 г. Петр I тогда испытал панический страх и в одной рубашке бежал в Сергиев Посад, забыв о своей матери и беременной жене. Однако сторонники Нарышкиных взяли верх, и Софью сослали в монастырь.
Когда Петр I с Великим посольством был за границей, Софья вновь подняла стрелецкий бунт. На этот раз Петр с противниками справился жестоко – всех их казнил перед окнами монастырской кельи, где была заточена Софья. После подавления восстания царь решил ослабить власть бояр.
В 1696 г., когда брат Иван скончался, 24-летний Петр стал единственным самодержцем России. Позже он провозгласил себя императором (титул связан прежде всего с неограниченной военной властью).
Рождение Петра Великого
В XIX веке петербургский издатель Андрей Прево выступил с инициативой выпуска в живописных картинах «Истории государства Российского», которую написал Николай Михайлович Карамзин — историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном». Карамзин явил миру один из первых обобщающих трудов по истории России.
По предложению А. Прево создателем живописных работ стал художник Б. А. Чориков, составителем текста — В. М. Строев. «Живописный Карамзин», изданный в 1830-1840-х годах, быстро получил широкую популярность. Труд был переиздан в XXI веке.
Основанный не только на исторических событиях, но и на народных преданиях, «Живописный Карамзин», безусловно, интересен современному читателю, а нам в разрезе нашей темы — благодаря гравюре «Рождение Петра Великого», выполненной художником Борисом Артемьевичем Чориковым.
Население
Уже к концу 18 века Российская Империя была крупнейшей страной мира по площади. Ее масштабы были такими, что гонец, которых направили во все уголки страны сообщить о смерти Екатерины 2, прибыл на Камчатку спустя 3 месяца! И это при том, что гонец скакал практически 200 км ежедневно.
Россия была также самой многочисленной по населению страной. В 1800 году в Российской Империи проживало порядка 40 миллионов человек, большинство из которых в европейской части страны. За Уралом проживало чуть менее 3 миллионов. Национальный состав страны был пестрым:
- Восточные славяне. Русские (великороссы), украинцы (малороссы), белорусы. Долгое время, практически до самого конца Империи, это считался единый народ.
- Эстонцы, латвийцы, латыши и немцы проживали в Прибалтике.
- Финно-угорские (мордва, карелы, удмурты и т.д.), алтайские (калмыки) и тюркские (башкиры, татары и т.д.) народы.
- Народы Сибири и Дальнего Востока (якуты, эвены, буряты, чукчи и т.д.).
По ходу становления страны в ее подданстве оказались часть казахов и евреев, живших на территории Польши, которые после ее распада отошли России.
Основным сословием в стране были крестьяне (порядка 90%). Другие сословия: мещанство (4%), купечество (1%), а остальные 5% населения распределялись между казачеством, духовенством и дворянством. Это классическая структура аграрного общества. И действительно – основное занятие Российской Империи было сельское хозяйство. Не случайно все показатели, которыми так любят гордиться сегодня приверженцы царского режима, связаны с сельским хозяйством (речь идет об импорте зерна и сливочного масла).
К концу 19 века в России проживало 128,9 млн человек, из которых 16 млн жили в городах, а остальные в селах.
В. Серов «Петр I» (1907)
В. Серов «Пётр I»
Содержание этой картины В. Серова не требует комментариев. Приведем лишь слова художника и критика А. Бенуа, которые точно раскрывают её смысл: «Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр… Он похож на Божество Рока, почти на смерть; ветер гудит ему по вискам и напирает в грудь, на глаза. Еле поспевают за ним испытанные, закаленные «птенцы», с которых он смыл и последний налет барского сибаритства, которых он превратил в денщиков и рассыльных. Глядя на это произведение, чувствуешь, что… в императора Петра I вселился грозный, страшный бог, спаситель и каратель, гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен был подчиниться весь мир и даже стихии».
Слайд 18 4. Последующих художников интересовал образ Петра, как человека, прошедшего тяжелый
жизненный путь, имеющего неповторимую человеческую сущность. При этом не было стремления к идеализации образа, а наоборот придавали наибольшую реалистичность. 5. В XIX веке образ Петра I в исторической живописи приобретает новый смысл, император выступает как исторический деятель, прежде всего преданный своей стране. Художники не осуждают поступки Петра, они понимают истинную правоту дела императора. Однако, и не прославляют действия Петра I, а отражают скорее человеческий характер. 6. Итак, в целом можно сказать, общими чертами в изображении Петра I является передача воли, неукротимого характера, величия и силы.
Пётр I впервые в Голландии
Портрет Петра Великого работы Питера ван дер Верфа, написанный примерно в 1697 году. Он был куплен бароном Будбергом в Берлине, и поднесён в дар императору Александру II. Находился в Царскосельском дворце, сейчас можно увидеть в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Поездка по Голландии, Англии и другим странам принесла неожиданные плоды — Пётр вдохновился европейским образом жизни и техническими достижениями, впоследствии он сменил внешнеполитический курс России на укрепление отношений с западным миром. Когда Пётр был в Голландии, его портрет написал местный художник Питер ван дер Верф.
Территория Российской Империи
Рассматривая историю России той эпохи необходимо помнить, что на момент образования империи к стране были присоединены большие территории. Это стало возможным благодаря успешной внешней политике страны, которую вел Петр 1. Он создавал новую историю, которая возвращала Россию в число мировых лидеров и держав, с мнением которой стоит считаться.
Территория Российской Империи составляла 21,8 миллиона км2. Это была вторая по площади страна в мире. На первом месте находилась Британская Империя с ее многочисленными колониями. Большинство из них сохранили свой статус и по сей день. Первые законы страны делили ее территорию на 8 губерний, каждая из которых управлялась губернатором. Он имел всю полноту местной власти, включая и судебную. В дальнейшем Екатерина 2 увеличила число губерний до 50. Разумеется сделано это было не за счет присоединения новых земель, а за счет дробления. Это достаточно сильно увеличило государственный аппарат и довольно сильно снизило эффективность местного управления в стране. Об этом более подробно мы поговорим в соответствующей статье. Следует отметить, что на момент распада российской империи ее территория насчитывала 78 губерний. Крупнейшие города страны при этом были:
Флаг и герб Российской Империи
- Санкт-Петербург.
- Москва.
- Варшава.
- Одесса.
- Лодзь.
- Рига.
- Киев.
- Харьков.
- Тифлис.
- Ташкент.
История Российской Империи полна, как яркими, так и негативными моментами. В этот временной отрезок, который продолжался менее двух веков, вложилось огромное количество судьбоносных моментов в судьбе нашей страны. Именно в период российской Империи случились отечественная война, походы на Кавказ, походы в Индию, европейские походы. Страна развивалась динамично. Реформы коснулись абсолютно всех аспектов жизни. Именно история Российской Империи подарила нашей стране великих полководцев, имена которых на устах и по сей день не только в России, но и во всей Европе — Михаил Илларионович Кутузов и Александр Васильевич Суворов. Эти прославленные генералы навечно вписали свои имена в историю нашей страны и покрыли вечной славой русское оружие.
Карта
Представляем карту Российской Империи, кратко историю которой мы рассматриваем. На карте представлена европейская часть страны со всеми изменениями, которые происходили в плане территорий за годы существования государства.
Карта Российской Империи на конец 18 века
«Портрет Петра I»
Кратко описание картины
Иконография портретов великого русского императора Петра Первого обширна и разнообразна. Анализируя целый ряд портретных изображений русского самодержца, исследователи творчества мастеров этого времени утверждают, что прижизненные изображения Петра, как правило, исполнялись известными иностранными художниками — Ж. М. Натье, Л. Каравакком и др. Русским мастерам, работавшим с известных оригиналов, принадлежал целый ряд повторений, нередко интересных и качественных по исполнению. Сегодня этот живописный материал по большей части относится к разряду безымянных полотен, но и среди них можно встретить знакомые имена.
В коллекции Таганрогского художественного музея хранится портрет первого императора, написанный известным русским художником II половины ХVIII века А. П. Антроповым. Это произведение, являющееся копией с известного оригинала Л. Каравакка, относится к типу исторических портретов. Без оговорок таганрогское полотно можно отнести к наиболее значительным произведениям художника в ряду выполненных им копийных исторических портретов. Оно ярко выделяется новым, психологическим решением образа Петра Великого, а также реалистически правдиво передает сходство с живым историческим лицом.
Алексей Петрович Антропов (25 марта 1716, Санкт-Петербург — 23 июня 1795, Санкт-Петербург) написал портрет Петра I в 1772 году. Ему было девять лет, когда умер Петр I, портретов которого Антропову предстояло написать немало.
Во времена ученичества Антропова в России еще не была учреждена Академия художеств. Все значительные мастера числились при Канцелярии от строений. Одним из учителей Алексея Петровича Антропова был Луи Каравакк. Получив приглашение в Россию, он сделал карьеру при дворе, умея искусно польстить и преуспев в парадном портрете. Луи Каравакк стал своего рода посредником между Антроповым и европейской живописью.
А.П. Антропов повторяет оригинал Л
Каравакка во всех деталях, прописывая их более тщательно, однако образ Петра I трактует иначе, уделяя основное внимание духовному состоянию изображенного. Можно утверждать, что по идейному содержанию антроповский «Портрет Петра I» значительно отличается от оригинала Л
Каравакка. Если у последнего Петр Великий — холодный и властный правитель с округлыми, хранящими строгость и гнев глазами, то Антропов мыслит его, прежде всего, мудрым царем. Антроповский Петр не властитель, хотя он и облачен в монаршие регалии, а как бы близкий человек: зрелого возраста, с жизненным опытом, покоряющий исходящей добротой, с которой глубоко в сознании окружающих обретаются подлинные ощущения уверенности и покоя.
Искуствовед Некрылова Л.П.
Х
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
«Портрет Петра 1» АнтроповТакже бесплатно скачивайте «Портрет Петра I» на странице сайта!
Если Вам понравилась публикация-поделитесь в соцсетях
Реформы центрального управления
Петр Великий стремился укрепить свою собственную власть и обеспечить полную подконтрольность всех сфер жизни государства себе. Чтобы добиться целей, он реорганизовал систему центрального управления страной.
В первую очередь был создан Правительствующий Сенат (1711). Он имел законодательные, исполнительные и судебные полномочия. Состоял из лично верных Петру людей и должен был замещать императора во время его отсутствия.
На деле эта структура совмещала функции коллегиального совещательного органа и личной канцелярии государя.
С 1718 до 1726 реформы Петра 1 затронули исполнительную власть. Создавались коллегии — это были отраслевые органы, которые решали вопросы конкретной сферы государственного управления. Например, внешней политики, дипломатических дел, финансов и т.д.
Они стали прообразами министерств, придя на смену устаревшим приказам времен еще Ивана Грозного.
Чтобы отрегулировать бюрократическую машину в 1720 был издан Генеральный Регламент. В этом документе прописывался порядок делопроизводства.
Уже в 1721 был организован Святейший Синод. Петр Великий стремился поставить церковь под контроль, сделать ее эффективным и полностью зависимым органов государства. Во многом ему это удалось. Главой подразделения назначался обер-прокурор.
Большим шагом вперед стала Табель о рангах. Указ о создании единого реестра государственных чинов был издан в 1722 году. В документе перечислялись классы служилых людей, от низшего (коллежский регистратор на гражданской службе, мичмана на флоте) до чинов повыше, таких как титулярный советник и должностей высшего уровня.
Всего в реестре насчитывалось 14 классов. Учитывалась как гражданская, так и военная, флотская и придворная служба. Претендовать на следующий чин можно было по выслуге лет или за личные достижения
Отныне никого не интересовало происхождение, внимание обращали только на дела
Пётр I со знаком ордена Св. Андрея Первозванного на голубой андреевской ленте и звездой на груди. Ж.-М. Натье, 1717 г.
Разумеется, система очень скоро закоснела и меньше чем через сотню лет преимущества и привилегии стали получать дворяне по происхождению.
Это серьезно извратило исходную идею Петра Великого. Ведь при нем на самый верх пробивались не родовитые, но талантливые люди. Чего стоит один безродный граф Меншиков, близкий сподвижник царя, а также другие люди.
Живопись и творчество
Творческий путь Петра Кончаловского был долгим: начав с классической живописи, он прошел период поиска новых способов самовыражения и в итоге вернулся к реалистичной стилистике. Проследить это можно на примере автопортретов художника, написанных в разных направлениях и с использованием диаметрально противоположных цветовых решений.
Сначала стилистика Кончаловского напоминала творчество Константина Коровина, но, завершив учебу, художник отправился в Париж, где побывал на выставке картин Винсета Ван Гога. Впечатления от живописи гениального фламандца наложили отпечаток на творчество Кончаловского: по словам художника, Ван Гог раскрыл Петру глаза на собственное творчество.
Работы Петра Кончаловского, сделанные под влиянием живописи Ван Гога и Матисса
В работе того периода легко заметить влияние и других прославленных художников: Поля Сезанна и Анри Матисса – их картины поражали Кончаловского до глубины души.
В начале 1910-х годов Петр Петрович вместе с коллегами по цеху организовал художественную группу «Бубновый валет». Ее участники демонстративно пренебрегли канонами реалистической живописи и следовали по пути формализма. Основами творчества стали постимпрессионизм, кубизм и фовизм.
Портрет семьи кисти Петра Кончаловского
В этот период биографии сформировался собственный стиль Кончаловского: плотный, насыщенный, изобилующий яркими красками и лишенный ненужных деталей. Характерной особенностью, с которой Петр Петрович в то время писал натуру, является статичность: в натюрмортах, портретной и композиционной живописи художника нет и намека на динамику.
В 1912 году Кончаловский попробовал себя в качестве театрального художника и сделал костюмы и декорации для оперы «Купец Калашников» в постановке Антона Рубинштейна. Этой работой, стилизованной под лубок, Петр Петрович остался доволен и до конца жизни считал ее лучшим своим произведением в этом жанре. В это время в картины художника вместе с примитивизмом приходит «движение», внутренняя энергия. Это хорошо заметно по таким работам, как «Печка» и «Сухие краски».
Эскиз декорации Петра Кончаловского для оперы «Купец Калашников»
Когда началась Первая мировая война, Петр Петрович ушел на фронт, но воевал недолго – в 1915 году художника контузило, и его направили в тыл, на лечение. После этого Кончаловский участвовал в «Выставке картин левых течений», а также вышел из «Бубнового валета», перейдя в объединение «Мир искусства».
После революции в живопись Петра Петровича начал возвращаться реализм, хотя краски остались по-прежнему яркими. Кончаловского привлекала «радость жизни», хотя он умел совмещать ее с действительностью, придавая картинам как комический, так и трагический колорит. Это видно по портрету Всеволода Мейерхольда, который на момент написания картины уже лишился театра: яркие краски приглушены, а выражение лица режиссера говорит само за себя.
Портрет Всеволода Мейерхольда кисти Петра Кончаловского
Особое место в живописи Кончаловского всегда занимали натюрморты, особенно цветочные. Художник говорил, что пишет их по причинам, сходным с теми, по которым пианисты играют гаммы – это трудное и необходимое упражнение.
Натюрморт Петра Кончаловского «Сирень в корзине»
Наиболее яркими представителями цветочной тематики в произведениях Петра Петровича являются картины «Сирень в корзине», «Пионы у окна» и «Всякие цветы».
Важным этапом творчества Кончаловского стал период увлечения фигурой Михаила Лермонтова. В 1927 году Петр Петрович уехал на Кавказ, и результатом поездки стала серия картин, основанных на творчестве поэта. В 40-е годы художник писал портрет Михаила Юрьевича, выбрав для изображения трудный период биографии Лермонтова. На картине поэт изображен в момент отдыха на станции Казбек, на которой он остановился, следуя в первую ссылку.
Натюрморт Петра Кончаловского «Пионы у окна»
Советская власть мало повлияла на творчество Кончаловского – художник всегда старался держаться как можно дальше от политики, но при том – не вступать с ней в конфронтацию.
Петру Петровичу даже удалось избежать написания портрета Иосифа Сталина, хотя ему предлагали – он сослался на то, что, будучи реалистом, не может использовать в качестве натуры фотографию. Допускать к настоящему «великому вождю» художника, разумеется, никто не собирался. И даже при этом Кончаловский получил в 1942 году Сталинскую премию за многолетние выдающиеся заслуги в области искусства.
Итоги правления
Деятельность императора можно отметить как рядом плюсов, так и весомыми минусами.
Среди позитивных моментов:
Была модернизирована существующая системы государственного управления. Учреждение коллегий, Сената и пр. Она стала куда эффективнее.
- Четкое административное деление государства.
- Значительное усиление армии.
- Организация мощного флота.
- Искоренение архаичных нравов.
- Быстрое становление промышленности. Экономические реформы Петра Алексеевича создали возможность для дальнейшего развития государства.
- Введение широкого образования.
- Успешная внешняя политика Петра 1: итоги Северной войны как наиболее яркий результат.
- Предоставление возможностей для роста, возвышения вне зависимости от происхождения (с рядом оговорок).
Минусы:
- Усиление абсолютной власти монарха.
- Ущемление интересов подавляющей части населения, дальнейшее закрепощение крестьян.
- Жесткое проведение политики. Из-за стремления поставить национальные окраины под полный контроль чиновники на местах нередко перегибали палку. Это заканчивалось бунтами. Например, в 1705 вспыхнуло астраханское восстание.
- Чрезмерное увлечение всем европейским, уничтожение части национальной культуры.
Итоги правления Петра 1 неоднозначны. Его реформы не всегда были последовательны. Кроме того, сопровождались массовыми злоупотреблениями и перегибами. Однако император весьма эффективно вытащил Россию из долгого топтания на месте, дал толчок для развития.
Впрочем, на фоне прочих цивилизованных государств страна все равно отставала. Преодолеть разрыв, особенно в социальной сфере, России так и не удалось.