Евангелическо-лютеранская церковь
В связи с открытием в городе лицея, где многие преподаватели были лютеранами, возникла нужда в появлении соответствующего прихода. Для нужд верующих этой конфессии в 1818 году была построена первая лютеранская церковь в Царском Селе.
Сначала был возведен небольшой храм из дерева. На выделенном под церковь участке строились школы для детей из немецких семей и выходцев из Прибалтики. Рядом находилось протестантское кладбище.
Однако храм не мог вместить всех желающих. В связи с ростом числа прихожан в 1865 была построена новая церковь из камня, дошедшая и до нас. Церковь построена в английском стиле. Во всей форме чувствуется стремление ввысь. Явно видны контрфорсы по углам храма. Присутствуют типичные стрельчатые арки, а крыша заканчивается длинным шпилем. Стены сложены из непокрытого ничем красного кирпича. Интерьер контрастирует с внешним видом церкви: входящий попадает в просторный белый арочный зал с минимумом деталей.
После революции богослужения здесь продолжались до 1931 года, когда храм закрыли и передали под общежитие. НА втором этаже был красный уголок местного ремонтного завода. После войны стране нужны были водители и здание отдали под автошколу. В 1977 церковь была передана финской общине и заново освящена.
Храм «Большое Вознесение» у Никитских Ворот
Адрес: Большая Никитская, 36. Именно в этом просторном храме (тогда еще не достроенном)18 февраля 1831 года венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова. Об этом знают не только старые интеллигенты, но и безбашенные уличные художники – именно они украсили одно из ближайших зданий забавным граффити, на котором Пушкин и Гончарова делают свадебные селфи. С выбором храма великому поэту помог митрополит Филарет, который, как и сам Пушкин, был масоном.
Однако история храма связана не только с именем Пушкина. По одной из версий, еще в 1774 году там прошло тайное венчание самой императрицы Екатерины Второй и ее фаворита Григория Потемкина. Потемкин пожертвовал храму приличную сумму денег на перестройку, а также свадебные венцы со своим и императрицы портретами.
Здесь же в 1921 году Федор Шаляпин выдал замуж свою дочь Ирину. Великий певец не только вел дочь к алтарю, но и сам читал «Апостола» во время таинства.
Не обходят вниманием храм и современные звезды. Например, в 2008 году актер и шоумен Николай Фоменко выбрал его для тайного венчания с Натальей Кутобаевой
- 1685 г. – построен первый каменный храм.
- 1848г. – храм приобретает нынешний вид.
- 1931 г. – закрытие храма, 1990 – возвращение храма Церкви.
Храм «Большое Вознесение» у Никитских Ворот
Большой и Малый театры
Большой театр. Фото: Shutterstock.com
Большой театр с первого взгляда произвел на Пушкина большое впечатление. Поэт посмотрел комедию «Аристофан» – и навсегда влюбился в этот театр. А в дальнейшем старался не пропустить ни одной премьеры. В 1821 году там поставили балет по мотивам его «Руслана и Людмилы» – всего через год после написания поэмы.
Малый театр Пушкин впервые посетил в 1832 году. В это время представления там давала некая труппа из Франции. Но заграничных артистов поэт не оценил. После спектакля он сказал: «…Чуть не заснул от скуки и усталости». Правда, в дальнейшем Александр Сергеевич ходил в Малый с гораздо большим удовольствием.
Москва, Театральная площадь
Смотреть на карте
Александровский парк
Парк назвали в честь императора Александра Первого, для которого в парке был построен дворец. Сейчас дворец на ремонте, а в парке любят отдыхать петербуржцы. Летом тут много велосипедистов, зимой — лыжников. Вход в парк свободный.
Я люблю бывать в Александровском парке: тут хорошо в любое время года. Летом можно погонять на велосипеде или устроить пикник у пруда. Осенью парк похож на разноцветный ковер, а зимой тут настоящие снежные пейзажи.
В отличие от Екатерининского парка, в Александровском лежат на траве, устраивают пикники и гоняют на велосипедах. Охрана слова не скажет
Александровский состоит из небольшого регулярного и огромного пейзажного парка. В регулярном парке самыми интересными сооружениями мне кажутся мосты: Большой китайский, Крестовый, Малые китайские и Драконов мост. С одной стороны Большого китайского моста открывается вид на Екатерининский дворец, с другой — на павильон Арсенал, а с третьей — на Крестовый мост. Самое любопытное на мосту — фигуры четырех китайцев, каждый из них держит в руке фонарь.
Крестовый мост необычный: он больше похож на беседку, которую построили над каналом. Красивее всего он выглядит осенью. Зимой, когда канал замерзает, под мостом можно пройтись. Перейти с одного берега на другой не получится: мост еще с советских времен огорожен забором с обеих сторон. Не думаю, что его использовали по назначению: он слишком причудливый.
Малые китайские мосты, на мой взгляд, самые красивые. Невозможно пройти по ним и не остановиться. Даже если рядом с мостами немного народу, всегда найдется кто-то, кто будет тут фотографироваться или разглядывать детали.
От Крестового и Малых китайских мостов рукой подать до Китайской деревни. Еще в начале девяностых я брал там в прокат лыжи, но вскоре датская строительная компания обязалась отреставрировать деревню в обмен на аренду на 49 лет. Деревню отреставрировали, и теперь там апартаменты, про которые нигде не найти информации. Попасть на территорию Китайской деревни не получится.
На Малых китайских мостах красиво зимой. Смотришь на лед и жалеешь, что не взял коньки Самый простой мост из всех четырех — Драконов мост. На нем стоят небольшие драконы
Турецкая баня
Турецкая баня — последняя постройка Екатерининского парка. Она появилась в 1852 году. Император Николай Первый решил реализовать проект своей бабушки и устроить себе большую баню с хаммамом, кофейной и диванной комнатами. Но денег на всю эту роскошь не было — в итоге появился экономвариант.
Долгое время у бани была лодочная станция с прокатом лодок. После реставрации 2006—2008 годов баня стала музейным павильоном, но я не был внутри. Билет в Турецкую баню в 2020 году стоил 200 Р, пенсионерам и студентам — 100 Р, детям до 16 лет — бесплатно.
От проекта Турецкой бани до реализации прошло больше 50 лет Рядом с баней есть Мраморный мост. Это копия моста из английского поместья Уилтон-хаус. У него декоративная функция: параллельно проходит дорожка, с которой его удобно рассматривать. Мраморный мост прекрасно выглядит и зимой, и летом, но лучше всего — осенью
Богоявленский собор
Фото: Shutterstock.com Будущего поэта крестили в 1799 году в Елоховском Богоявленском соборе. Об этом событии и сегодня напоминает мемориальная надпись у входа. Само крещение проходило в трапезной – она сохранилась до наших дней.
К середине XIX века старое здание собора перестало вмещать всех желающих, и было решено построить новое. Для этого пригласили архитектора Евграфа Тюрина. Он уже был достаточно известен: по его проектам возвели церковь Святой Татианы – домовый храм Московского университета и аудиторный корпус на Моховой.
Москва, Спартаковская улица, д. 15 Смотреть на карте
Глинищевский пер., 6
Мемориальная доска: В этом доме в 1829 году встречались А. Пушкин и А. Мицкевич.
Горельеф на доме на улице В.И.Немировича-Данченко (ныне Глинищевский переулок) в Москве. Скульптор М.И.Мильбергер. 1955 год. Фото: РИА Новости
Адам Мицкевич, великий польский поэт, жил в России с 1825 по 1829 год в связи с политической ссылкой. Ровесник Пушкина (он был старше его всего на один год), Мицкевич очаровал столичную публику своими манерами и стихами. Пушкин не был исключением: никому, кроме Мицкевича, он не выказывал такого уважения. После выхода поэмы Мицкевича «Конрад Валленрод» Жуковский сказал Пушкину: «Знаешь, брат, ведь он заткнёт тебя за пояс» — и он ответил: «Ты не так говоришь, он уже заткнул меня».
В 1929 году Мицкевич покинул Россию, а в 1830 году началась русско-польская война, и поэты оказались по разные стороны баррикад. Мицкевич выступал с антироссийскими стихами, в которых косвенно упоминались и российские поэты. Пушкин же, несмотря на свои «плохие манеры», отвечал довольно мягко: «…теперь // Наш мирный гость нам стал врагом — и ядом // Стихи свои, в угоду черни буйной, // Он напояет. Издали до нас // Доходит голос злобного поэта, // Знакомый голос!.. Боже! освяти // В нем сердце правдою твоей и миром, // И возврати ему…».
Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце
В самом дворце же в 1740 построили еще одну домовую церковь. На открытии присутствовала царствующая императрица, наследник престола и его жена (будущая Екатерина II). Церковь была возведена согласно плану реконструкции Екатерининского дворца.
Новый храм прилегает к дворцу. В него можно попасть через парадные покои. Фасад церкви, отделанный знаменитым Растрелли украшен двойной колоннадой: массивными колонами до второго этажа и облегченными на уровне 3-4. Церковь украшают ангелы и херувимы. Венчает все это крыша с пятью куполами.
Внутри храм отделан в стиле рококо, с обилием художественных элементов. Синие стены сильно контрастируют с золотом икон и алтарем. В алтаре располагалась надпрестольная сень на восьми колоннах и шестиярусный иконостас.
После революции здесь был музей. Здание сильно пострадало в ходе Великой Отечественной. Храм был разграблен оккупантами, а крыша разрушена снарядом.Частичную реставрацию провели в 1963, вновь отстроив купол, однако внутреннее убранство и отделка по-прежнему нуждаются в восстановлении.
Екатерининский парк
Парк окружает дворец. В нем есть десять небольших прудов и огромный Большой пруд с островом.
При императрице Елизавете в парке построили павильоны Эрмитаж, Грот и зал для вечеринок на острове Большого пруда. При Екатерине Второй в парке появились монументы, посвященные военным победам: например, Чесменская колонна, Башня-руина. Об этих и других достопримечательностях парка я расскажу дальше.
Наследие двух императриц интересно наблюдать в двух частях парка. Тот, кто приходит в Екатерининский парк первый раз, может не заметить разницы, но она хорошо видна на карте. Например, регулярный парк Елизаветы расчерчен параллельными и диагональными линиями дорожек, как будто их наносил учитель черчения. В пейзажной части парка Екатерины Второй преобладают извилистые линии, как будто их рисовал ребенок.
Мне нравится бродить по парку осенью и зимой: в сентябре и октябре здесь красиво, а с декабря по февраль — мало народу. Когда водоемы замерзают, можно гулять по пруду и островам, которые недоступны летом.
В 2023 году билеты в Екатерининский парк стоят 170 Р. С конца октября по конец апреля вход в парк свободный. Точные даты, когда вход делают бесплатным, каждый год разные. Например, в 2022 году посещение парка сделали бесплатным с 31 октября. Точно узнать день, когда вход становится свободным, можно на сайте tzar.ru. Жаль, что на этот период многие павильоны закрываются.
По парку проводят экскурсии. В 2020 году стоимость для взрослого была 200 Р, пенсионерам, студентам и школьникам — 100 Р.
В парк есть два входа. Большинство посетителей идут к входу у Царскосельского лицея, и там скапливается длинная очередь. Второй вход — у здания Эрмитажной кухни, где в 19 веке готовили еду для знати. Там меньше людей. В советское время там была дешевая забегаловка со стоячими местами и кофе в граненых стаканах, а сейчас в здании Эрмитажной кухни расположен ресторан. В меню — пельмени, супы, котлеты и шашлыки. Полное меню с ценами 2023 года есть на сайте gutsait.ru.
Храм Илии Пророка Обыденного в Обыденском переулке
Адрес – 2-й Обыденский переулок, дом 6 (метро «Кропоткинская»).
Один из немногих храмов, не прекращавших деятельность на протяжении всего советского времени. Его пытались закрыть два раза – в 30-е и в 40-е годы, но в первый раз прихожанам самим удалось отстоять родную церковь, а во второй – из-за военных забот представители власти сами забыли об уже готовом приказе. В апреле 1973 года здесь обвенчался со своей второй женой Натальей СветловойАлександр Солженицын, затем – крестил двоих сыновей. Уже через год после бракосочетания писатель и его семья были высланы из страны.
Храм привлекает москвичей поздним временем работы – он открыт до 22.00 (обычно православные храмы закрываются в районе семи часов вечера). Церковная лавка при входе поражает разнообразием и богатством товаров, так что если вам нужно выбрать хороший подарок для православных родных и друзей – лучшего места не найти. В храме хранятся важные святыни, в том числе перевезенные в советские годы из других, закрытых храмов: икона Божией Матери «Нечаянная радость» из Кремля, Владимирская Икона Божией Матери 17го века из Зачатьевского монастыря, Спас Нерукотворный, частица пояса Богородицы, частицы мощей преподобного Серафима Саровского.
Построен в 1702 году.
Храм Илии Пророка Обыденного в Обыденском переулке
Музей- квартира Пушкина в Санкт-Петербурге: фото, история, часы работы
Музей-квартира А.С. Пушкина — мемориальный музей поэта, рассказывающий о последнем периоде его жизни и творчества. Он располагается в одном из старейших каменных домов Петербурга на Мойке, 12.
В этом доме, в квартире из одиннадцати комнат, Пушкин с семьей поселился в сентябре 1836 г., и эта квартира стала последней в его жизни. Здесь поэт, смертельно раненый на дуэли, скончался 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года в 2 часа 45 мин. пополудни.
Александр Сергеевич Пушкин никогда не имел собственного дома в Санкт-Петербурге и жил в съемных квартирах. После свадьбы с Натальей Гончаровой он менял место жительства каждый год. В квартиру на набережной реки Мойки, шестую по счету, семья Пушкина переехала всего за несколько месяцев до его трагической гибели. Но несмотря на то, что он прожил в ней совсем недолго, именно эта квартира стала в конце концов его мемориальным музеем.
Дом на Мойке где поселился поэт, был построен еще в начале 18 века, но с тех пор несколько раз перестраивался и ремонтировался. До Пушкина в нем успели пожить другие известные лица: во времена императрицы Анны Иоанновны его занимал ее фаворит герцог Бирон, а в начале 19 века дом принадлежал княгине А. Н. Волконской, известной в Петербурге своим «Литературным салоном».
Семья Пушкина заняла в этом доме одиннадцать комнат, однако, если учесть, что у них с Натальей Гончаровой было четверо маленьких детей, за которыми присматривали несколько нянек и гувернанток, квартира казалась им довольно тесной. Пушкин планировал прожить здесь два-три года, а потом, когда дети станут постарше, подыскать какое-нибудь другое, более просторное жилье.
В квартире на Мойке Пушкин продолжил работу над историческим произведением «История Петра Великого», хотя и не успел ее завершить. Много времени он посвящал редактированию литературного журнала «Современник». Кроме того, в этот последний период его жизни была закончена повесть «Капитанская дочка».
После смерти Пушкина российское правительство запретило проводить какие-либо мероприятия, посвященные его памяти — как известно, даже на похороны поэта его близким пришлось ехать тайком. Н. Н. Гончарова с детьми вскоре переехала из квартиры, где он умер, за город, и вернулась в Петербург только спустя несколько лет. В дом на Мойке вселялись другие жильцы, обстановка его комнат менялась, и о том, что когда-то в них жил величайший российский поэт, никто долгое время не вспоминал.
Только в 20 веке в доме на Мойке впервые открылась выставка, посвященная жизни и творчеству поэта. А в год столетия со дня его смерти там открылся музей, ставший филиалом Всероссийского музея А. С. Пушкина, в который также вошли Музей-квартира Пушкина на Арбате в Москве, Музей-дача и Музей-лицей в Царском селе и бывшее имение семьи Пушкиных в Михайловском.
Интерьер кабинета Александра Сергеевича был восстановлен по рисункам В. А. Жуковского, сделанным вскоре после смерти поэта, а для того чтобы воспроизвести обстановку других комнат, стены исследовали ученые-археологи. Книги, рукописи, некоторые личные вещи Пушкина и даже мебель из его кабинета сохранились благодаря поэтам В. А. Жуковскому и П. А. Вяземскому и составили основную часть экспозиции нового музея. Сейчас в кабинете, где Пушкин работал над своими последними произведениями и редактировал первый в России литературный журнал, можно увидеть его письменный стол и вольтеровское кресло, полку с множеством книг, написанных на четырнадцати языках, графин из рубинового стекла и бронзовая чернильница с фигуркой арапчонка, подаренная Пушкину его другом П. В. Нащекиным.
Большинство рукописей поэта хранятся в архивах Пушкинского дома, и лишь несколько листов бумаги, исписанные его быстрым, неразборчивым почерком, лежат на столе в его бывшем кабинете.
Стены кабинета украшают портреты его друзей — А. А. Дельвига, Е. А. Баратынского и других. Особую ценность представляет портрет В. А. Жуковского, подаренный им Пушкину после выхода в свет поэмы «Руслан и Людмила». На портрете Жуковский сделал легендарную надпись: «Победителю-ученику от побежденного учителя».
В прихожей находится жилет Пушкина, в котором он участвовал в дуэли с Дантесом, каминные часы, остановленные в момент его смерти, посмертная маска поэта и медальон с прядью его волос.
Этот музей, как и большинство других мемориальных музеев-квартир является не только местом проведения экскурсий, но и культурным центром, где устраиваются всевозможные конференции, семинары, литературные вечера и другие подобные мероприятия.
Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке
Адрес – 1-й переулок Тружеников, 8/1, метро “Киевская»
А теперь давай переместимся уже слегка за пределы Садового кольца, на задворки метро «Киевская». В начале двадцатого века это место считалось едва ли не окраиной, именно поэтому его и выбрал для тайного венчания Антон Павлович Чехов.
Чехов ужасно не хотел пышной церемонии, так что даже невеста, актриса Ольга Книппер узнала о венчании буквально за пару дней. А родственников и друзей писатель и вовсе решил перехитрить. Он выслал всем приглашение на званый обед. Пока гости сидели за столом и ждали хозяев, гадая о цели обеда, молодожены быстро обвенчались и сразу же уехали в Нижний Новгород. На Таинстве присутствовали только четверо свидетелей и церковные сторожа. Уже из поездки Антон Павлович отправил родным телеграмму с радостной вестью.
- Год основания – 1658.
- 1930г. – закрытие
- 1993 – возвращение Церкви.
Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке
Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Перово
Адрес – Москва, улица Лазо, дом 5, метро «Перово», «Шоссе энтузиастов».
Здесь, по преданию, царица Елизавета Петровна тайно обвенчалась со своим фаворитом, графом Алексеем Разумовским. Правда, точного подтверждения этой информации нет. Известно только, что в 1744 году имение, на территории которого находилась церковь, было пожаловано Разумовскому, и тот потратил достаточно средств на ее украшение. Елизавета также одарила церковь роскошной утварью и даже сама вышила ризы для перовских священнослужителей. Говорят, что пару благословил на брак личный духовник императрицы – Федор Дубянский. Датой свадьбы разные источники называют то 1742, то 1744 год. В любом случае, в красивую легенду хочется верить, да и в архитектурном отношении церковь – интересный образец «голицынского барокко»
Год окончания строительства – 1705.
Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Перово
Приход ===
Приписные храмы
=== Приписные храмы
? приходу Софийского собора приписаны храмы:
в Пушкине:
-
Знаменская церковь — действующая.
- Пантелеймоновская церковь при больнице им. Семашко —
действующая -
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы при бывшей Царскосельской
гимназии — действующая - Скорбященская церковь при бывшей общине Красного Креста —
действующая -
Церковь-часовня благоверного князя Игоря Черниговского —
действующая -
Екатерининский собор — восстанавливается
- Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце —
богослужения единичны, восстанавливается -
Иулиановская церковь, бывшего лейб-гвардии Кирасирского его
величества полка — восстанавливается -
Казанская церковь на Казанском кладбище —
восстанавливается, действует Никольская часовня, расположенная в
колокольне - Часовня Благовещения Пресвятой Богородицы на Кузьминском
кладбище — действующая.
в
Санкт-Петербурге:
Часовня святителя Тихона Московского на Южном кладбище —
действующая.
в
Павловске:
Часовня Святой Троицы в пожарной части — действующая.
в Мызе (Тосненский район, Поги):
Церковь Смоленской иконы Божией Матери на церковном
подворье — действующая.
Социальная деятельность прихода
?а подворье собора в Погах устроен Социальный дом (дом
престарелых). Проект ведётся совместно с социологическим
факультетом Санкт-Петербургского государственного университета.
«Когда за городом, задумчив, я брожу и на публичное кладбище захожу…»
ДВА КЛАДБИЩА ПРИ БЛАГОВЕЩЕНСКОЙ ЦЕРКВИ В СТАРОЙ ДЕРЕВНЕ
В стихах, известных всем со школьной скамьи, Пушкин сравнивает «могилы склизкие» на городском кладбище с сельским погостом, где «дремлют мёртвые в торжественном покое». Стихотворение было навеяно летними прогулками поэта по Старой Деревне в 1833–1836 годах. Здесь, у Благовещенской церкви, выстроенной в 1805–1809 годах Василием Осиповичем Мочульским в форме усадебной ротонды, находились два кладбища: приходское — для местных крестьян, и, в ограде при церкви, — более богатое, содержавшееся на деньги зажиточных прихожан. Церковь — такой, какую её видел Пушкин, — дошла до наших дней, а вот кладбища были закрыты после Великой Отечественной войны при прокладке Приморского проспекта.
«В Коломну, к Покрову — и в воскресенье, там слушать русское богослуженье»
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В КОЛОМНЕ
По словам известного краеведа В. Бузинова, именно эту церковь в Петербурге старожилы города называли пушкинской. Утраченный в советские годы храм был последней работой архитектора Ивана Старова. Он возводился в 1798–1812 годах на пересечении Английского проспекта и Садовой улицы (нынешняя площадь Тургенева) на деньги жителей этого, самого провинциального, уголка Петербурга. Сам Пушкин поселился в Коломне после окончания Лицея в 1817 году: он жил здесь с родителями в доме № 185 по набережной Фонтанки (дом адмирала Клокачёва), о чем сейчас напоминает мемориальная доска. И хотя Пушкину на тот момент было всего восемнадцать и богослужение в Коломенском храме, на которое собиралась простая и невзрачная публика, вряд ли могло сравняться в пышности с парадными службами в Никольском Морском соборе, находящемся в той же Коломне, именно богослужение в Покровах Пушкин будет вспоминать в Болдино, осенью 1830 года, и опишет в шуточной поэме «Домик в Коломне»:
По воскресеньям, летом и зимою,
Вдова ходила с нею к Покрову,
И становилася перед толпою
У крылоса налево. Я живу
Теперь не там, но верною мечтою
Люблю летать, заснувши наяву,
В Коломну, к Покрову…
В этой же церкви Пушкин в числе прихожанок видел и Екатерину Александровну Буткевич, в замужестве — графиню Стройновскую. Графиня стала одним из прототипов Татьяны Лариной. «Пушкин не был с нею знаком, — писал современник, — но ходил, говорят, в церковь Покрова, что в Коломне, полюбоваться ею; там её можно было видеть каждый воскресный или праздничный день». Замужеству Буткевич предшествовал скандал: женихом красавицы Екатерины Александровны был молодой граф Татищев, но перед самой помолвкой отец запретил Татищеву жениться из-за плачевного финансового положения семейства невесты. Предложение Екатерине Александровне сделал семидесятилетний граф Стройновский, и девушка согласилась:
Входила в церковь с шумом, величаво;
Молилась гордо (где была горда!).
Бывало, грешен! Всё гляжу направо…
<…>
Она казалась хладный идеал
Тщеславия. Его б вы в ней узнали;
Но сквозь надменность эту я читал
Иную повесть: долгие печали,
Смиренье жалоб… В них-то я вникал,
Невольный взор они-то привлекали…
Но это знать графиня не могла
И, верно, в список жертв меня внесла.
Пять великих архитекторов: кто построил церковь?
Веком позже граф Григорий Александрович Потемкин решил возвести здесь полковую церковь (он был командиром в Преображенском полку). Новый храм строили рядом со старым.
Строительство началось в 1798 году, за год до рождения Пушкина, а завершилось в 1836 году, за год до его смерти. Но отделочные работы и внутренняя роспись храма продолжались еще 12 лет.
Первым архитектором проекта стал Василий Баженов. Чуть позже храмом занялся Матвей Казаков, который оставил большое архитектурное наследие в Москве. Среди его работ — Сенат Московского Кремля, дворец в Царицыне, Петровский путевой дворец и генерал-губернаторский дом на Тверской (сейчас в перестроенном здании расположена Мэрия Москвы).
От флигеля до усадьбы в стиле классицизма: истории московских реставраторов
При пожаре 1812 года храм сильно пострадал, и его пришлось строить заново. Проектом руководил Федор Шестаков, известный работами в стилях ампир и классицизм. Он, например, спроектировал и построил ограду Александровского сада Московского Кремля, трапезную храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, колокольню и трапезную храма Святителя Николая в Толмачах. После смерти Шестакова в 1836 году храмом занялся Евграф Тюрин. Он построил Богоявленский собор в Елохове, храм Мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова и восстановил Арсенал в Московском Кремле. Приложил руку к Большому Вознесению и Осип Бове — архитектор Манежа, Большого театра, Александровский сада и Триумфальных ворот.
«Смиренная, одетая убого, но видом величавая жена…»
Вид Знаменской церкви в Царском Селе в начале XX века
ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЛИЦЕЙСКОМ САДИКЕ
В эту старейшую каменную постройку Царского Села воспитанники Лицея ходили на службы в те дни, когда не было службы в дворцовом Воскресенском храме. Выстроенная в 1734–1747 году в духе петровского барокко (базилика со шпилем), церковь предназначалась для хранения чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» (Царскосельская). Эта древняя икона была преподнесена в дар царю Алексею Михайловичу одним из восточных патриархов и особо почиталась Елизаветой Петровной. По легенде, Елизавета приняла её из рук умирающего Петра и молилась перед иконой накануне дворцового переворота, сделавшего её императрицей. Елизавета и заказала архитектору Иоганну Бланку выстроить в своей загородной резиденции каменный храм в честь этого образа.
Осенью 1830 года, под впечатлением летней поездки в Царское Село, Пушкин написал одно из самых загадочных и глубоких стихотворений о своей юности: «В начале жизни школу помню я…» В этом стихотворении Пушкин противопоставляет мраморные античные кумиры, предстающие перед его взором в «великолепном мраке чужого сада» (у лицеистов был свой собственный — березовый — садик, где и располагается Знаменская церковь), некоей загадочной Даме, «смиренной», но «величавой жене», которая «над школою надзор хранила строго»:
Ея чела я помню покрывало,
И очи светлые, как небеса;
Но я вникал в ее беседы мало,
Меня смущала строгая краса
Ея чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса.
И если под образом кумиров ясно угадываются мраморные статуи Аполлона и Диониса из Екатерининского парка, то под образом смиренной жены, по мнению исследователей, можно увидеть Богоматерь со Знаменской иконы: «стихотворение было задумано в философском плане как противопоставление реалий античного мира реалиям мира христианского. В нем ярко выражена идейная противоположность двух миров и глубокий психологический трагизм в личных переживаниях отрока», — писал выдающийся русский антрополог и китаист Б. А. Васильев в книге «Духовный путь Пушкина».
Сегодня чудотворная икона, перед которой молился юный Пушкин, хранится в храме Иоанна Богослова при Санкт-Петербургской духовной академии.
Чесменская колонна
Колонна стоит на острове посреди Большого пруда. Она напоминает о победе русского флота над турецким в Чесменском сражении. Ее высота — 22 метра. На вершине орел ломает турецкий полумесяц. Колонна ростральная, то есть к ней приделаны символические носы — ростры вражеских кораблей.
Раньше по пруду катались на лодках, и мне больше всего нравилось подплывать к Чесменской колонне. Прокат лодок давно закрыли — не знаю почему. Теперь к колонне подходят зимой по льду или подъезжают на пароме, но это уже не то. Думаю, парк много потерял, когда не стало проката лодок: можно было объехать весь пруд, высадиться на берег в любом месте и побродить по островам.
Еще один памятник русским победам над турками — Башня-руина. Она стилизована под полуразрушенную турецкую крепость. Долгое время башня стояла заброшенная. В детстве я катался с ее склона на санках и любил залезать внутрь.
В 2009 году башню отреставрировали. Сейчас попасть в нее может любой желающий. Подниматься наверх лучше не по лесенке снаружи, а изнутри, по винтообразному пандусу. Для этого нужно обойти башню справа и войти через дверь. В 2023 году вход свободный, башня открыта с 10:00 до 18:00.
От башни путь ведет к Гранитной террасе, которую построили в 1800-х годах. С нее открывается хороший обзор Большого пруда. Террасу украшают копии античных статуй Венеры, Аполлона и других мифологических персонажей.
Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке
Адрес – 1-й переулок Тружеников, 8/1, метро “Киевская»
А теперь давай переместимся уже слегка за пределы Садового кольца, на задворки метро «Киевская». В начале двадцатого века это место считалось едва ли не окраиной, именно поэтому его и выбрал для тайного венчания Антон Павлович Чехов.
Чехов ужасно не хотел пышной церемонии, так что даже невеста, актриса Ольга Книппер узнала о венчании буквально за пару дней. А родственников и друзей писатель и вовсе решил перехитрить. Он выслал всем приглашение на званый обед. Пока гости сидели за столом и ждали хозяев, гадая о цели обеда, молодожены быстро обвенчались и сразу же уехали в Нижний Новгород. На Таинстве присутствовали только четверо свидетелей и церковные сторожа. Уже из поездки Антон Павлович отправил родным телеграмму с радостной вестью.
- Год основания – 1658.
- 1930г. – закрытие
- 1993 – возвращение Церкви.
Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке
Храм Симеона Столпника на Поварской
Адрес – Поварская улица, дом 5, строение 1.
Этот небольшой, но старинный храм, построенный в стиле русского узорочья, стал местом обмена клятв сразу для нескольких легендарных пар. В 1801 году здесь тайно обвенчались граф Шереметьев и крепостная актриса Прасковья Жемчугова, в 1816 году – писатель Сергей Аксаков и Ольга Заплатина, дочь суворовского генерала. Документы о венчании Аксакова до сих пор хранятся в церковном архиве. А в 1866 году состоялось венчание еще одного известного человека – обер-прокурора Синода Константина Победоносцева, с Елизаветой Энгельгардт. Прихожанами храма также были родители Софьи, жена Льва Толстого, граф А.П. Толстой и живший тогда в его доме Гоголь.
Еще одно яркое венчание успело случиться в храме уже после революции – в 1918 году здесь вышла замуж за Ю.М. Неелова Елена Сергеевна Нюренберг, будущая третья жена Михаила Булгакова. В советские годы церковь была закрыта, зато попала в кадр в одном из эпизодов фильма «Иван Васильевич меняет профессию». А уже в 2005 году древние стены встретили еще одну знаменитую пару – Николая Караченцева и его жену Людмилу Поргину. Супруги обвенчались в 30-ю годовщину свадьбы, уже после аварии, в которую попал актер.
- Построен в 1679 г.
- 1938г. – закрытие
- 1965-1966 г. – реставрация
- 1991 г. – возвращение храма Церкви.
Храм Симеона Столпника на Поварской
Театр в Нескучном саду (ЦПКО имени М. Горького)
Осенью 1826 г., после восшествия на престол, Николай I приобрёл для летней резиденции императрицы владение с Нескучным садом. Сад был открыт для посещений и быстро превратился в популярное место у гуляющих. Публику также привлекал устроенный там летом 1830 г. «воздушный» театр на 1500 зрителей, на естественной сцене которого дважды в неделю давались спектакли.
Пушкин тем летом находился в Москве — на Пасху Наталья Гончарова приняла его предложение, и они стали выезжать в свет как жених и невеста. В июле пара посетила и новомодный театр.
«…Нащокин и А. С. Пушкин с невестой и её семьёй приехали в Нескучный сад погулять и посмотреть только что отстроившийся воздушный театр, где происходила репетиция. Артисты, увидев Пушкина, прекратили репетицию… и пока он осматривал сцену и места для зрителей, они толпою ходили за ним, не сводя глаз ни с него, ни с невесты!» — писал близкий друг Пушкина Павел Нащокин.
Виды на Гротесковый мост в Нескучном саду
От просуществовавшего всего пять сезонов театра в Нескучном не осталось и следа, но Пушкина могут «помнить» камни Гротескового моста, у которого он прогуливался с Натальей Гончаровой. Не случайно ближайшую к мосту часть набережной Москвы-реки в 1937 г. назвали Пушкинской.
Храм «Большое Вознесение» у Никитских Ворот
Адрес: Большая Никитская, 36.
Именно в этом просторном храме (тогда еще не достроенном)18 февраля 1831 года венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова. Об этом знают не только старые интеллигенты, но и безбашенные уличные художники – именно они украсили одно из ближайших зданий забавным граффити, на котором Пушкин и Гончарова делают свадебные селфи. С выбором храма великому поэту помог митрополит Филарет, который, как и сам Пушкин, был масоном.
Однако история храма связана не только с именем Пушкина. По одной из версий, еще в 1774 году там прошло тайное венчание самой императрицы Екатерины Второй и ее фаворита Григория Потемкина. Потемкин пожертвовал храму приличную сумму денег на перестройку, а также свадебные венцы со своим и императрицы портретами.
Здесь же в 1921 году Федор Шаляпин выдал замуж свою дочь Ирину. Великий певец не только вел дочь к алтарю, но и сам читал «Апостола» во время таинства.
Не обходят вниманием храм и современные звезды. Например, в 2008 году актер и шоумен Николай Фоменко выбрал его для тайного венчания с Натальей Кутобаевой
- 1685 г. – построен первый каменный храм.
- 1848г. – храм приобретает нынешний вид.
- 1931 г. – закрытие храма, 1990 – возвращение храма Церкви.
Храм «Большое Вознесение» у Никитских Ворот