Особняк Веге
Из многообразия объектов г. Санкт-Петербурга, представляющих культурную ценность, внимания требует заброшенный особняк Веге. Постройка находится на территории АООТ НПФ «Пигмент» – бывшего ультрамаринового завода. Здание, как образец эклектики, возведен в 1890 году и является работой неизвестного автора.
Гротескным орнаментом расписаны стены и потолки на всех этажах. В некоторых местах заметна позолота в отделке. У парадной лестницы сохранились кариатиды. Колонны с женскими фигурами провожают к чугунным перилами.
автор — Instagram — maniac_serega (Cергей Москалёв)
Наверху расположено просторное помещение — гостиная комната. Оригинальные узоры в виде роз украшают стены. На потолке заметны причудливые лепные розетки, а на полу метлахская плитка. Кого принимали хозяева в своих, когда-то изысканных, залах современности неизвестно. Только остатки старинных зеркал еще хранят тайну прошлого.
Особую художественную ценность представляют витражи. По предположению работа немецких мастеров, в свое время была известна на весь город уникальностью и красотой. Расписные стекла, были не раз реставрированы и хранились отдельно от рам.
Сегодня из-за отсутствия отопления в разваливающем здании, сырость почти разъедает ценную отделку. Хрупкий памятник архитектуры нуждается в серьезной реставрационной работе и особого внимания, как культурное наследие петербуржцев.
Особняк Э.Г. Фолленвейдера
Двухэтажный дом расположен на Каменном острове. Здание построено в стиле северного модерна. При взгляде на него создается ощущение, что это кусочек Скандинавии, а не России. Массивный дом возведен в начале прошлого века за рекордные сроки, учитывая сложность предварительных земляных работ: всего за год.
В его облицовке использованы редкие виды гранита, по ним знатоки когда-то могли судить о богатстве владельцев здания. Самые интересные архитектурные решения особняка связаны с крышей и окнами. Первая изготовлена из дорогостоящей элитной черепицы, а оконные конструкции удивляют… своим разнообразием форм. Тут 9 видов окон, которые имеют просто сказочный вид.
Внутри здания отлично сохранились (а где-то и полностью восстановлены) цветные витражи, дубовые отделочные панели, лепнина, камины. В наше время особняк является элитным отелем, но питерцы его часто называют просто и мило: «наш теремок».
Суйда
Уникальный объект находится в одноименном поселке. Здесь открыт музей, чьей визитной карточкой стали пушкинские праздники. Правильнее было бы называть это место усадьбой Ганнибалов, ведь предки великого поэта Александра Пушкина жили в Суйде со времен Петра Великого. Второй такой уникальной коллекции как той, что располагает музей, нет нигде в мире. Для многих поклонников творчества поэта «Суйда» является одним из культовых мест.
Тут можно увидеть личные вещи Ганнибалов. Среди экспонатов немало старинных книг, посуды, предметов интерьера, созданных в пушкинскую эпоху
По поводу некоторых вещей существуют споры о подлинности реликвий, но так ли это важно? Типичный пример: кружевное полотенце с монограммой «АС». Не факт, что вещь принадлежала Пушкину, однако хочется верить, что это было так
St. Petersburg, FL Элитные дома, особняки и элитная недвижимость на продажу
1 / 30
НОВИНКА 11 ЧАСОВ НАЗАД
1 / 57
НОВИНКА 15 ЧАСОВ НАЗАД
Загрузка…
1/45
1 /17
1/35
1 /63
1 /76
1 /62
1 /91
1 /32
1 /67
1 /41.
3D ПРОХОЖДЕНИЕ
1 / 56
1 / 55
Загрузка…
1 /22
1 /78
1 /69
1 /53
1 /57
Новая конструкция
1 /61
Новая конструкция
1/54
1 /63
1/48
Загрузка …
1/8
Новая конструкция
1 /50
1 /12
Новое строительство
Видео тур
1 /12
Новое строительство
Video Tour
1 / 56
1 /72
1 /53
1 /73
ВИДЕО ТУР
1 /14
Open Today
1 /43
1/2
Новое строительство
1 /63
1 /2
/ 36
1/76
1 /72
3D Прохождение
Просмотр 1 из 8 (скачать все)
12345678
Другие ресурсы по недвижимости для Санкт-Петербурга
Районы
- Pass-a-Grille Beach Дома на продажу
- Coquina Key Дома на продажу
- Исторические дома Kenwood на продажу
- Исторические дома на продажу Isla del Sol 0 Old Northeast дома на продажу
Почтовые индексы
- 33713 дома на продажу
- 33703 дома на продажу
- 33704 дома на продажу
- 33706 дома на продажу
- 0 33703 дома на продажу33707 дома на продажу
Соседние города
- Palm Harbour дома на продажу
- Largo дома на продажу
- Tarpon Springs дома на продажу
- Brandon дома на продажу
- Chapels
- дома на продажу St. Продажа домов Land O’Lakes
- Dunedin Продажа домов
- Seminole Продажа домов
- Продажа домов Apollo Beach
- Продажа домов Valrico
- New Port Richey дома на продажу
- Одесса дома на продажу
- Lutz дома на продажу
- Riverview дома на продажу
- Показать еще
Близлежащие города с элитными домами
- Палм-Харбор элитные дома на продажу Продажа элитных домов
- Tarpon Springs
- Продажа элитных домов Brandon
- Продажа элитных домов St. Pete Beach
- Продажа элитных домов Wesley Chapel
- Элитные дома Land O’Lakes на продажу
- Элитные дома на продажу Dunedin
- Элитные дома на продажу Seminole
- Элитные дома на продажу Apollo Beach
- Элитные дома на продажу Valrico
- Элитные дома на продажу New Port Richey
- Продажа элитных домов в Одессе
- Продажа элитных домов Lutz
- Продажа элитных домов Ривервью
- Показать еще
Районы с элитными домами поблизости
- Продажа элитных домов Pass-a-Grille Beach
- Продажа элитных домов Coquina Key
- Продажа элитных домов Historic Old Northeast
Еще интересного в Санкт-Петербурге
- Рекомендуемые
- Цена 9029 Квартиры посуточно в Санкт-Петербурге
- Аренда домов в Санкт-Петербурге
- Недорогие дома в Санкт-Петербурге
- Продажа домов рядом со мной
- Продажа земли рядом со мной
- Открыто Дома рядом со мной
- Продажа квартир рядом со мной
- Показать еще
- Продажа домов до 900 тысяч долларов в Санкт-Петербурге
- Продажа домов до 800 тысяч долларов в Санкт-Петербурге
- Продажа домов до 700 тысяч долларов в Санкт-Петербурге
- Продажа домов до 600 тысяч долларов в Санкт-Петербурге
- Продажа домов до 500 тысяч долларов в Санкт-Петербурге
- Продажа домов до 400 тысяч долларов в Санкт-Петербурге
- Продажа домов до 350 тысяч долларов в Санкт-Петербурге
- Дома продается до $300к в Санкт-Петербурге
- Продажа домов до 250 тысяч долларов в Санкт-Петербурге
- Продажа домов до 200 тысяч долларов в Санкт-Петербурге
- Продажа домов до 150 тысяч долларов в Санкт-Петербурге
- Продажа домов до 100 тысяч долларов в Санкт-Петербурге
- Показать еще
Похожие запросы в Санкт-Петербурге
- Аренда квартир в Санкт-Петербурге, Флорида
- Аренда домов в Санкт-Петербурге, Флорида
- Дома на берегу озера в Санкт-Петербурге
- Дома на 3 машины в Санкт-Петербурге Петербург
- Дома на открытом воздухе в Санкт-Петербурге
- Дома в гостевых домах в Санкт-Петербурге
- Новые полы во всех домах в Санкт-Петербурге
- Дома с частным двором в Санкт-Петербурге
- Дома-оазисы на открытом воздухе в Санкт-Петербурге
- Велосипедные дорожки Дома в Санкт-Петербурге
- Дома с двумя туалетными столиками в Санкт-Петербурге
- Дома с видом на воду в Санкт-Петербурге
- Показать еще
- Продажа домов Pembroke Pines
- Продажа домов Port St. Lucie
- Продажа домов Miami Beach
- Продажа домов Cape Coral
- Продажа домов Delray Beach
- Продажа домов Clearwater
- Продажа домов Fort Myers
- 0 9 Продажа домов West Palm Beach
- Продажа домов Kissimmee
- Продажа домов St. Petersburg
- Продажа домов Naples
- Продажа домов Boca Raton
- Продажа домов Fort Lauderdale
- Продажа домов в Сарасоте
- Продажа домов в Джексонвилле
- Показать еще
Дача Е. К. Гаусвальд
Особняк Гаусвальд
Каменный остров, 2-я Березовая аллея, 32 — Большая аллея, 12-14
1898-1899 гг., В.И. Шене и В.И. Чагин
Дача Е.К. Гаусвальд явилась начальным звеном в новом ансамбле из особняков и дач, разбросанных у берегов Большого канала. Каждый особняк индивидуален, но все их объединяет специфическая стилизация мотивов зодчества средневековых Северной и Западной Европы. Участки на Каменном острове сдавались в долгосрочную аренду в соответствии с планом, утвержденным в 1897 году.
Авторы проекта дачи Е.К. Гаусвальд – молодые архитекторы В.И. Шене и В.И. Чагин – в то время зачастую работали вместе. Шене определил стиль дачи как «новый, с преобладанием мотивов деревянных американских построек». Таким образом, в Петербурге появился «американский» коттедж. Вероятнее всего, стиль проекта выбран авторами, создавшими впервые в петербургском зодчестве четкий образец неоромантической вариации модерна.
Основная часть дачи выстроена из дерева, однако наиболее интересным композиционным моментом является наличие каменных элементов – круглой угловой башни и кубического крытого крыльца с арочным порталом. В даче Гаусвальд угловая башня и крытое крыльцо приобрели геометрическую четкость и полновесную объемность, не свойственную заокеанским коттеджам.
Чагин и Шене акцентировали выразительность геометрических тел – конуса, цилиндра и куба – одновременным их использованием. Такое решение стало творческим открытием петербургского модерна, лежащим в основе будущего архитектурного авангарда.
Конструктивизм
Конструктивизм появился в первые советские годы, когда всё искусство, включая архитектуру, стало источником распространения новых идей. Его главные черты — функциональность и минимум декора — были продиктованы как экономией после Первой мировой войны и революции, так и советской идеологией, диктующей архитектуру без излишеств.
Конструкция здания и план каждого помещения планировались исходя из функции, которые они будут осуществлять. Это хорошо заметно в ДК имени Горького, Московском райсовете и практически всех постройках той эпохи. Для жилых зданий проектировался общий быт со столовой, библиотекой, детским садом (дом-коммуна инженеров и писателей, дом Политкаторжан).
Минималистичный декор был по-своему изящен: это ленточное остекление, цилиндрические формы, асимметрия и противопоставление горизонталей и вертикалей. В Петербурге сформировался свой подстиль, который называют ленинградским авангардом.
Подробнее о конструктивизме в Петербурге.
Отдельно стоит отметить рабочие городки и жилмассивы, которые стали массово строиться в эпоху конструктивизма. Лучшие примеры этого простого и функционального жилья с нестандартными решениями и оригинальным декором: жилгородок на Тракторной улице и на проспекте Стачек. О рабочих городках разных периодов можно почитать в здесь.
Доходный дом Константина Капустина
Где находится: набережная Фонтанки, 159, Климов переулок, 9Годы строительства: 1910—1912Архитектор: Алексей БубырьДоступ: по договоренности с жильцамиКоротко о проекте: дом в стиле северный модерн без излишеств
Немного истории. Доходный дом построили по заказу Константина Капустина, выходца из купеческой семьи. Капустин заказал проект дома молодому архитектору Алексею Бубырю, своему сокурснику по Институту гражданских инженеров. Выгодное угловое расположение позволило архитектору создать здание, которое выделяется своей монументальностью среди спокойной однотипной застройки окружающих кварталов.
Фасад дома окрашен в два контрастных цвета. Светло-персиковые и темно-терракотовые элементы расположены так, что напоминают супрематическую композицию. Кровля покрыта глиняной черепицей в тон темной штукатурке фасада. Ее завершают два асимметричных щипца разной формы. Щипец — это верхняя часть стены здания, ограниченная двумя скатами крыши. Такой элемент типичен для средневековой архитектуры Северной Европы. Здесь один щипец правильной треугольной формы, а у другого верхняя часть будто обрезана.
Напротив арки со стороны Климова переулка располагается единственный в доме гараж — он принадлежал владельцу здания. Константин Капустин увлекался автоспортом. В гараже он хранил свой Рено, на котором участвовал в автогонках.
Вблизи дом Капустина не так геометричен — лучше смотреть на него с набережной Непримечательный гараж одного из первых российских автолюбителей
Я всегда обращаю внимание на этот дом, когда гуляю по району. Одинокий хмурый красавец казался мне еще прекраснее до недавней реставрации
Краски были тусклыми, фасад — непонятного грязноватого цвета. Дом темнел от пыли, в штукатурке были трещины. Все это делало его настоящим петербургским замком, спрятанным под слоями времени.
Интересный факт. Дом Капустина стал своеобразным символом Петербурга нулевых благодаря фильму «Питер FM» — это любимый дом главного героя фильма, архитектора Максима. Он часто приходил на южную набережную Фонтанки и останавливался возле отеля «Азимут» напротив дома — делал наброски или просто приветствовал здание как старого знакомого. Именно с этой точки дом особенно хорошо видно.
Дача Кушелева-Безбородко
Здание расположено на правом берегу Невы и выглядит просто сказочно. Есть в его облике что-то от солнечной Италии, а еще звучат в оформлении экстерьеров, интерьеров лионские мотивы. Раньше дачу называли проще: Теплово.
Сенатор Теплов был весьма состоятельным вельможей и скрягой. Он не понимал: зачем надо куда-то ездить для поправки здоровья, когда прямо в Петербурге расположено немало целебных источников. Главное, как размышлял первый владелец дачи, правильно поставить новое здание, чтобы все было под рукой.
Итог: даже тотальная экономия не помогла Теплову рассчитаться с долгами, он продал часть имущества. Так уникальное местечко стало собственностью Кушелевых. Вельможи были поклонниками палладианской школы, потому возле дома появились фигуры львов, различные атрибуты античных дворцов. Целебные источники сохранились до наших дней. Сравнительно недавно дача была полностью восстановлена, на ее территории начались службы в храме Пантелеимона Целителя.
Архитектурные шедевры Петербурга эпохи классицизма
Самые знаменитые здания в Санкт-Петербурге, которые построены в стиле классицизм.
Здание Главного Адмиралтейства
Говоря о шедеврах, на ум сразу же приходит здание Главного Адмиралтейства. Его считают одним из высочайших творений всей архитектуры русского классицизма. Адмиралтейство — это первая кораблестроительная верфь на Балтийском море в России, которая была заложена 5 ноября 1704 года по личному чертежу Петра I. Облик здания с течением времени претерпевал заметные изменения и определился лишь в конце первой четверти XIX столетия.
В годы Великой Отечественной войны здание существенно пострадало от обстрелов. Однако к окончанию военных действий архитектура этого шедевра была восстановлена.
Казанский собор
Был построен и освящен в 1811 году в честь иконы Казанской Божьей Матери. Строительство велось 10 лет, приказ о начале работ отдал император Павел I. Здание оказалось крайне самобытным, хотя и напоминало некоторыми чертами собор Святого Петра в Риме.
В 1813 году в нем был погребен великий полководец Михаил Кутузов.
Александринский театр
Входит в архитектурный ансамбль площади Островского. Построен по проекту К. И. Росси в 1828-1832 годах. В здании размещен Российский государственный академический театр драмы им. Пушкина.
Исаакиевский собор
Это последнее значимое сооружение эпохи русского классицизма. Его грандиозность подчеркивается внушительными размерами: более 100 метров в высоту и более 110 в длину. Исаакиевский собор — второе после Под завалами дома в Магнитогорске сделана важная находка: власти обратились к пострадавшим строение периода русского классицизма, при внешней отделке которого применялись полированные гранитные колонны и мрамор.
В России классицизм в архитектуре начал прививаться в Петербурге при Екатерине II, а затем охватил Москву и другие города. Ему характерны простота и строгость черт, поэтому многие государственные и общественные здания исполнялись в этом стиле. Появившиеся великолепные строения стали символами России.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.
(Visited 14 979 times, 4 visits today)
Особняк графини М. Э. Клейнмихель
О балах-маскарадах, проводимых Марией Эдуардовной, говорил весь свет! Быть приглашённым к ней в дом считалось большой честью для любого члена высшего общества.
Особняк М. Э. Клейнмихель был возведён в 1834-1835 годах, после чего здание несколько раз перестраивали. Последний — в 1911-1912 гг.
Похожая на сказочный дворец, внешняя часть особняка сохранилась по сей день. К сожалению, несмотря на то, что стены вестибюля были обшиты дубовыми панелями, внутренняя отделка особняка не сохранилась.
Печально, что большинство этих чарующих зданий находятся в состоянии разрухи, без малейшей надежды на реконструкцию. При взгляде на такую несправедливость, возникает ощущение, что эти, некогда величественные дома просто тихо умирают, унося с собой навсегда тайны своих прежних хозяев.
(Visited 1 776 times, 2 visits today)
Слайд 21 После революции Спас на крови сначала стал обычной
обсуждался вопрос о его снесении, однако, ввиду сложности решения этой
задачи, уже принятое решение так и не было воплощено в жизнь. В разные годы храм использовали как склад овощей, морг (в годы Блокады), склад декораций Михайловского театра. Лишь в 1968 году государство признало «Спас на крови» памятником архитетуры и, поскольку к этому времени храм находился в аварином состоянии, начались долгие работы по восстановлению и реставрации, которые длились 27 лет (больше, чем работы по возведению храма!!!). 19 августа 1997 года (через 90 лет после освящения) «Спас на крови» был открыт для посещений. Сегодня «Спас на крови» является музеем (одним из храмов, входящих в «Музей четырех соборов»), в дни больших церковных праздников там проводятся и богослужения.
Модерн
Модерн стал поистине революционным стилем, отрицавший устоявшиеся традиции. Он пришёл в Россию из Европы с некоторыми изменениями. Самые яркие петербургские примеры модерна: дом Зингера и Елисеевский магазин на Невском проспекте, Витебский вокзал
В них можно проследить главные черты стиля: плавные линии, нетрадиционные конструкции и изящный декор на сказочные темы, большое внимание к деталям и интерьеру
Как и другие, этот стиль являлся отражением эпохи. Переломный момент на рубеже веков поставил под сомнение существующие традиции, а развитие технологий позволили расширить возможности строительства и использовать более сложные элементы и конструкции.
В конце XIX века в стиле модерн в основном строились особняки, галереи и магазины. Однако позже он стал более массовым и распространился на доходные дома, религиозные постройки и даже промышленные предприятия.
Подробнее о характерных особенностях, истории зарождения и распространения модерна в России и Европе — здесь.
Северный модерн
Помимо пышных особняков в Петербурге стали появляться дома в более сдержанном и скандинавском подвиде стиля — северном модерне или национальном романтизме. Для него характерно использование натуральных материалов, необработанного камня и фольклорных сюжетов в декоре. Более суровые на первый взгляд дома часто напоминают замки, но их неприступный вид сочетается с изяществом модерна, яркими декоративными деталями, выраженными через витражи, мозаику и майолику. О северном модерне есть отдельный подробный пост.
Дом городских учреждений
Где находится: Садовая, 55—57, Вознесенский проспект, 40—42Годы строительства: 1904—1906Архитектор: Александр ЛишневскийДоступ: свободный в рабочие часы МФЦКоротко о проекте: большой угловой дом в смешанном стиле — модерн с элементами псевдоготики
Немного истории. Дом городских учреждений строили по заказу властей для размещения городских структур, поэтому в декоре несколько раз воспроизводится герб Санкт-Петербурга. С момента постройки здесь располагались самые разные административные учреждения — от училищ, военного ведомства и городской типографии до городского музея и мастерской по изготовлению номерных знаков.
Здание увенчано башенками и напоминает европейскую городскую ратушу. Фасад украшен готическими скульптурами, среди которых много чудовищ: кричащих химер, гаргулий, летучих мышей, чертей и сов. Этот декор часто называют вампирским.
Архитектор Александр Лишневский любил такой стиль. Он украсил чудищами и многие другие здания Петербурга. Например, на доходном доме Лишневского можно было увидеть лик Мефистофеля, но в 2015 году его сбили ломом. На доходном доме Корелина изображены длиннобородые старцы с высунутыми языками и черти, которых седлают младенцы.
Сегодня в Доме городских учреждений расположены государственный многофункциональный центр, налоговая и другие административные службы Адмиралтейского района. Благодаря тому, что здание всегда принадлежало городским властям, удалось сохранить внутренний декор: лепнину, оконную фурнитуру, а местами даже оригинальные стекла. Они красиво деформировались: со временем стекло становится неоднородным, как бы стекает вниз. Удивительно, что после 100 лет жизни здания остались такие хрупкие вещи.
Герб Санкт-Петербурга и сова высотой около двух метров на одном из фасадов здания Во дворе-колодце Дома городских учреждений тоже живут чудища У башни во дворе — основание интересной формы, как будто чашечка цветка
Представляю, как кто-то ходит оформлять документы в здешний МФЦ, — пожалуй, делать это в Доме городских учреждений немного приятнее. Здорово чувствовать связь поколений: сколько людей мучились здесь с документами до тебя. К тому же декор из летучих обезьян и орущих гаргулий вполне соотносится с эмоциями, которые испытываешь во время прохождения бюрократических квестов.
Интересный факт. Проект архитектора Лишневского, по которому построен дом, занял в конкурсе только второе место. Однако в то время в Петербурге действовало ограничение по высоте застройки в 11 саженей — это около 2350 метров, потому что ни одно здание не могло быть выше Зимнего дворца. Дом победителя конкурса был спроектирован слишком высоким. Уменьшение высоты привело бы к искажению пропорций всех помещений, так что от него отказались.
Дворцовая площадь
Образ Дворцовой площади формировался постепенно. Построенный в 1762 г. Растрелли прекрасный Зимний дворец выходил окнами на задние дворы на другой стороне площади. Ее застройка стала длительным процессом, так как только к 1829 году по проекту Карла Росси было завершено строительство самого длинного в Европе дугообразного здания. Состоящее из 2 домов, соединенных триумфальной аркой, здание и сегодня поражает своей красотой и монументальностью.
В 1834 году на Дворцовой площади была установлена Александрийская колонна. В 40-е годы площадь пополнилась зданием штаба Гвардейского корпуса и Почтовым двором.
Неорусский стиль
Неорусский стиль сочетает в себе традиционные русские архитектурные элементы с неовизантийским стилем, модерном или романтизмом. Отчасти он вырос из псевдовизантийского стиля, но всё больше обращался к русским традициям. Происходит подражание древнерусскому зодчеству, что отражало тенденцию возрождения к национальным идеям и народной культуре. Такие дома напоминают сказочные теремы и древнерусские церкви, но при этом имеют другую конструкцию и зачастую воспроизводят лишь древнерусский декор.
Все примеры — в отдельном посте.
Стиль особенно необычен для Петербурга, до этого момента в основном ориентировавшегося на европейские традиции и античные образцы. Возможно, поэтому он не получил большого распространения и сейчас скорее ассоциируется с Москвой, где был распространён намного больше и смотрелся органичнее.
Самые яркие петербургские примеры: Спас-на-Крови, дом Никонова на Колокольной улице, доходный дом Басина. Многие неорусские проекты были снесены (Борисоглебская церковь на Синопской набережной, Захарьевская церковь на Звенигородском проспекте) или перестроены.
Меншиковский дворец
Филиал Государственного Эрмитажа. Университетская набережная, 15. Дворец сподвижника Петра I А. Д. Меншикова на Васильевском острове — одно из первых каменных жилых зданий Петербурга. Сравнительно хорошо сохранившееся до нашего времени, это здание является ценнейшим памятником гражданской архитектуры петровского времени. Постройка дворца была начата в 1710 году по проекту архитектора Д. Фонтана и продолжена архитектором Г. Шеделем. Первоначально дворец состоял из основного корпуса на набережной и флигелей, ограничивавших с севера, запада и востока небольшой двор, окруженный открытой галереей на колоннах. На прилегавшей ко дворцу обширной территории был разбит регулярный сад со скульптурой, фонтанами, гротом и оранжереями, а со стороны Невы устроена пристань, что позволяло малым судам причаливать близ парадного подъезда. Архитектурное убранство фасадов главного корпуса и боковых крыльев с поэтажно расположенными пилястрами, резными из камня капителями, междуэтажными тягами и простыми наличниками окон типично для русской архитектуры петровского времени. Центральная часть дворца завершалась аттиком со скульптурой, боковые ризалиты — изогнутыми фронтонами, увенчанными княжескими коронами. Здание Меншиковского дворца на протяжении XVIII века претерпело ряд переделок. В начале 1720-х годов архитектором Г. Шеделем был пристроен двухэтажный западный корпус и заложен симметричный ему восточный корпус. Постройка последнего осуществилась лишь в 1758-1760 годах. Новые изменения во внешний облик здания были внесены в 1730-1740-х годах, вскоре после передачи дворца в ведение Сухопутного шляхетского корпуса. В 1739 году кровля с переломом была заменена обычной двускатной крышей. Несколько позже, в связи с приспособлением центрального «ассамблейного» зала под церковь, изменена обработка центральной части главного фасада, где уничтожено членение тягами но горизонтали на этажи и применен большой ордер. Во второй половине XVIII века при переделке помещения церкви окна второго этажа были расширены и получили полуциркульное завершение, а окна третьего этажа превращены в овальные. Колонны центрального подъезда заменены массивными столбами. Изменениям подверглись и помещения, но часть из них сохранила отделку петровского времени. Так, осталась неприкосновенной изразцовая облицовка степ в нескольких комнатах второго этажа, изразцовые голландские печи, а также живописный плафон и деревянные резные панно с инкрустацией в бывшем кабинете Меншикова. Центральный вестибюль с парадной лестницей сохранил типичное для начала XVIII века архитектурное решение. Два ряда гладких приземистых колонн поддерживают своды перекрытия вестибюля. Лестничное помещение во втором этаже декорировано колоннами и пилястрами с пышными барочными «коринтическими» капителями. Большой интерес для истории русской архитектуры и строительной техники начала XVIII века представляют сводчатые перекрытия помещений подвального и первого этажей. Несмотря на переделки и достройки, Меншиковский дворец сохранил в основных чертах первоначальный облик; это определяет его историко-художественное значение.
Классицизм
Классицизм стал развиваться одновременно с барокко со второй половины 18 века и позже вытеснил все остальные стили в архитектуре на несколько десятилетий. Большая часть известных достопримечательностей города относятся именно к классицизму.
Расцвет классицизма приходится на период правления Екатерины Великой и эпоху Просвещения
Внимание архитекторов обращается на античные ордеры, скульптуры и композиции. Привычные сейчас античные скульптуры на фасадах домов тогда были новаторством для Петербурга и России и смотрелись весьма необычно
Классицизм разделяют на ранний, строгий и поздний, постепенно переходящий в русский ампир. Эпоха правления каждого императора начиная с Екатерины II и заканчивая Александром II нашла своё отражение в реализации проектов классицизма.
В раннем классицизме строились только дворцы, загородные резиденции и административные здания. Позже произошла первая демократизация в обществе и, соответственно, в архитектуре: в одном стиле стали строиться и царские, и дворянские усадьбы и особняки, что нельзя было представить при барокко. Барочная пышность стала казаться неуместной и избыточной.
Характерными чертами, помимо обращения к античности, является унификация и продуманность всего архитектурного комплекса (улица Росси, главные площади города). Это спокойное изящество и утверждение императорской власти без лишнего пафоса. Часто именно этот период называют золотым веком архитектуры.
Примеры: Михайловский дворец, Таврический дворец, большинство известных загородных резиденций, Академия художеств, комплекс зданий на улице Росси.
Русский ампир
Русский ампир продолжил развитие классицизма и стал отражением ростом национального самосознания и утверждении Российской империи на международной арене. В монументальных проектах архитекторы стремились отразить военные успехи России того времени (Отечественная война), продемонстрировать достижения (Адмиралтейство — морской флот) и императорскую власть (Триумфальные арки).
Не отступая от традиций классицизма, стал широко использоваться декор на военную тематику и усилилось влияние античности (скульптуры, колонны, пилястры). Ориентация на античность была отчасти политической: сравнение российского императора с греческими и римскими, отсылки к событиям Римской империи и Древней Греции (Александровская колонна).
Ампир перестал быть актуальным вместе с изменением общественных настроений: это нестабильность, ускорившаяся демократизация после отмены крепостного права и отсутствии тотального контроля за всеми архитектурными проектами.
Главные примеры: арка Генерального штаба, завершившая ансамбль Дворцовой площади, Адмиралтейство, Нарвская и Московская триумфальные арки.
Многие элементы русского ампира вернулись позже, но при схожих обстоятельствах — в 1930-1950-е годы: демонстрация военной мощи, абсолютной власти и монументализма.