Филиалы музея
Русский музей сегодня размещается, кроме Михайловского дворца, в зданиях, являющихся памятниками архитектуры XVIII-XIX веков:
Летний дворец Петра I Мраморный дворец Инженерный (Михайловский) замок Строгановский дворец Домик Петра I
Музейное пространство дополняют Михайловский и Летний сады.
Летний дворец Петра I
Летний дворец Петра I
Летний дворец был построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 1710-1714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.
Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года: с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Отделка помещений была создана художниками А. Захаровым, И. Заварзиным, Ф. Матвеевым.
Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.
Мраморный дворец
Ринальди приехал в Россию по приглашению графа К.Г. Разумовского, и в 1754 году получил должность архитектора при дворе князя Петра Федоровича и его супруги, будущей императрицы Екатерины II. Он построил Китайский дворец в Ораниенбауме, дворец графа Г.А. Орлова в Гатчине и др. Но Мраморный дворец – возможно, самое значительное из всех его сооружений. Дворец был предназначен для Григория Орлова – фаворита Екатерины II, главного организатора ее восшествия на престол. Свое название здание получило из-за необычной для Петербурга отделки фасадов натуральным камнем. В это время в России как раз были найдены богатые месторождения мрамора. Для внутренней и внешней отделки дворца использовались тридцать два сорта северного и итальянского мрамора. Строгий внешний облик здания характерен для раннего классицизма.
В 90-е годы XX века дворец стал филиалом Русского музея.
Инженерный (Михайловский) замок
Инженерный (Михайловский) замок
Построен по заказу императора Павла I на рубеже XVIII—XIX веков и ставший местом его смерти.
Проект дворца был разработан архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I, желавшего сделать его своей главной парадной резиденцией. Строительством руководил архитектор В. Бренна (который долгое время ошибочно считался автором проекта). Бренна переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров.
Помимо Баженова и Бренна в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках Бренна также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. Павел I ускорял строительство, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год.
В 1823 г. замок заняло Главное инженерное училище.
В 1991 г. треть помещений замка подарено Государственному Русскому музею, в 1995 г. музею подарен весь замок.
Строгановский дворец
Дворец Строгановых, построенный по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753-1754 гг., один из образцов русского барокко.
В создании дворца помимо Ф. Б. Растрелли участвовали А.Н. Воронихин, И. Ф. Колодин, К. Росси, И. Шарлемань, П. С. Садовников.
Строгановы (Строгоновы) — род русских купцов и промышленников, из которого происходили крупные землевладельцы и государственные деятели XVI-XX веков. Выходцы из разбогатевших поморских крестьян. С XVIII века — бароны и графы Российской империи. Род пресёкся в 1923 году.
Здание является филиалом Русского музея с 1988 г.
Домик Петра I
Первая постройка в Санкт-Петербурге, летнее жилище царя Петра I в период с 1703 по 1708 гг. Этот небольшой деревянный домик площадью 60 м² был построен солдатами-плотниками недалеко от Троицкой площади всего за три дня. Здесь же 27мая 1703 г. прошло празднование по случаю присоединения земель и основания нового города.
Домик строился из тёсаных сосновых брёвен на манер русской избы. Сени делят его на две части. Кроме этой особенности, а также дверей, украшенных орнаментальными металлическими накладками,— типичных черт, присущих русской архитектуре XVII века,— всё в доме напоминает об увлечении царя голландской архитектурой. Так, Пётр, желая придать дому вид каменного строения, приказал стесать брёвна и расписать их под красный кирпич, высокую крышу покрыть гонтом под черепицу, а непривычно большие окна сделать с мелкой расстекловкой. В домике отсутствовали печи и дымоходы, поскольку Пётр жил в нём лишь в тёплое время года. Домик сохранился практически в первоначальном виде.
История создания Государственного Русского музея
Создателем музейного комплекса считается царь Николай II — формирование коллекций началось в 1895 году, открытие состоялось в марте 1898 года. Первое название музея — «Русский Музей Императора Александра III». Николай II посвятил создание комплекса своему отцу — именно Александр III увлекался коллекционированием разнообразных предметов искусства, ковров, картин, и для ценных предметов понадобилось помещение.
Историки сравнивают его страсть с увлечением Екатериной II, которая не уступала императору в любви к ценностям и антиквариату. Изначально коллекции Александра III хранились в Большом Гатчинском, Аничковом и Зимнем дворцах, но со временем перестали там помещаться. Ещё при жизни императора коллекция насчитывала больше 1000 ценных экземпляров — скульптур, картин, редких ковров и других предметов искусства.
Музей расположили в здании Михайловского дворца — изначально экспонаты хранились только в этом сооружении. Дворец строили для Михаила Павловича — князя, который был сыном императора Павла I. Император погиб в результате дворцового переворота и не дождался окончания возведения здания. Но дворец всё равно достроили. Автором проекта и осуществлением надзора за строительством был известный архитектор Росси.
В планах зодчего был не только дворец — Росси спланировал и воплотил в реальность площадь перед строением, Инженерную и Михайловскую улицы. Первый камень в основание будущего издания торжественно заложили в середине июля 1819 года, через несколько дней началось строительство. Завершение строительства датируется 1895 годом, к этому времени были готовы также площадь, новые улицы и разбит сад со стороны Марсового поля.
Слайд 2Государственный Русский музей — один из крупнейших мировых музеев и,
пожалуй, единственный в стране, где в таком полном объеме представлены
сокровища отечественной культуры. Это не только живопись, графика, скульптура, но и произведения декоративно-прикладного искусства. Сегодня собрание музея насчитывает около 400 тысяч экспонатов.Впервые двери Русского музея были открыты для посетителей 7 марта 1898 г., через три года после того, как 13 апреля 1895 г. вышел специальный указ Николая II об учреждении Русского музея императора Александра III. Согласно первоначальной структуре музей имел три отдела: отдел, «посвященный специально памяти Императора Александра III», этнографический и художественно-промышленный отдел, художественный отдел. Однако в связи с политическими событиями в стране Памятный отдел был ликвидирован. Сформированный вместо него историко-бытовой отдел в 1934 г. был частично передан Эрмитажу и лег в основу отдела русской культуры этого музея. Этнографический отдел просуществовал в составе Русского музея до 1934 г., после чего он был выделен в самостоятельный Государственный музей этнографии народов СССР. Таким образом, характер музея изменился, и он стал всецело художественным.Сегодня Русский музей — один из крупнейших музейных комплексов России, куда входят Михайловский дворец (главное здание Русского музея), Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский замок, Летний дворец Петра I и Домик Петра I, а также два садово-парковых комплекса: Михайловский и Летний сады. Русский музей постоянно пополняет свою коллекцию за счет новых приобретений и даров.
Государственный Русский музей
Топ-5 шедевров Русского музея
В старинных залах хранится много интересных полотен, предметов быта, скульптур. Но настоящими шедеврами, обязательными к просмотру искусствоведы считают несколько экспонатов. Пройти мимо них просто нельзя.
Икона «Ангел с златыми волосами»
Кто написал это творение неизвестно, но оно наполнено магической силой и притягивает взгляд. Каждый волос мастерски прорисован и покрыт сусальным золотом. Она была создана в Новгороде, а в музейный зал попала в 1934 году.
«Последний день Помпеи»
Помните:
И стал последний день Помпеи
Для русской кисти первым днем?
Эти слова Баратынского были сказаны о Карле Брюллове – художнике, написавшем эпическое полотно. Он тогда был на учебе в Италии и рисовал с натуры. Картина стала шедевром. Ее высоко оценил Николай I. С этого полотна начинается русская живописная школа.
«Девятый вал»
Передать красками разгул стихии, ее мощь практически невозможно. Но Ивану Айвазовскому это удалость. И выразить надежду на спасение. И кажется нестрашным разбушевавшийся вал, ведь из-за туч выходит желто-лимонное солнце. Айвазовский придумал сюжет и рисовал по памяти.
«Витязь на распутье»
Любовь к былинным сюжетам сопровождала Виктора Васнецова всю жизнь. Даже на его надгробии на Введенском кладбище присутствует набросок «Витязя» 12 лет художник работал над картиной. Она планировал подарить ее Савве Мамонтову.
«Оборона Севастополя»
Великая Отечественная война все дальше. Но забывать об этой трагедии нельзя. Картина Александра Дейнеки – напоминание об отваге воинов, которые даже в безнадежном положении не сдавались и спасали город. Художник создал героическое полотно на основе снимков разрушенного города. Немного пафосно, но динамично и эмоционально.
Экскурсии и выставки
На территории архитектурного сооружения находятся стационарные выставки:
- Музей педагогики и детского творчества;
- виртуальный филиал Российского музея;
- Античность;
- Петербургское общество;
- Ренессанс у художников;
- Василий Клюкин;
- История правителя Российской Империи и его семьи;
- Лица России;
- Картины Н.И.Кульбина;
- Экспозиция, посвященная В.М. Конашевичу.
В резиденции можно пойти на экскурсии частные и групповые. Заказ на них осуществляется в администрации замка. При необходимости можно получить аудиогида. Время экскурсии составляет примерно 3 ч. Аудиогид выдается на 2-3 человек, язык интерфейса и речи: русский или английский.
Посещение здания можно осуществить с экскурсоводом. При заказе индивидуального осмотра доступна для ознакомления павловская спальня. Ознакомление с комнатой правителя проводится ночью.В Михайловском дворце также существуют экскурсии для детей. Опытные экскурсоводы доступно рассказывают об истории замка, живописи, скульптурах, мифах и так далее. Материал дается в простой и интересной форме.
Экспозиция музея
Согласно исходному замыслу, здание музея должно было состоять всего лишь из 3 частей. Первая была посвящена царствующему императору, вторая рассказала нам об этнографии и ремесле, атретья — это всевозможные искусства. План не удалось реализовать, так как первая часть музея быстро потеряла свою актуальность, а вторая часть выделилась в отдельный самостоятельный музей. Известно, что третья часть музея включила в себя не только коллекции скульптуры и живописи, но и архитектуру.Первые произведения поступили из Академии Художеств, Эрмитажа, Александровского и Зимнего дворцов. Известно, что от Академии Художеств поступило более 120 художественных произведений, а Эрмитаж пополнил коллекцию на 80 великолепных произведения.
К 1900 году в Русском музее насчитывалось почти 450 картины, более 100 скульптур, множество икон, а также почти 1000 графических листов, среди которых были акварели, гравюры и рисунки. Несмотря на нестабильную ситуацию в государстве, музей уверенно продолжал свою работу. Количество музейных экспонатов быстро увеличивалось, и в 1925 году в Государственном Русскоммузее насчитывалось 3648 произведений. В 2012 году количество экспонатов увеличилось до 407 533 единиц. Довольно внушительная цифра, не так ли? Вы только представьте, сколько нужновремени, чтобы увидеть всю коллекцию, которая собиралась на протяжении стольких долгих лет.
Реставрация музейных ценностей[править | править код]
Раскрытие тихвинской иконы XVI века. Фото 2014 года.
Все работы по реставрации произведений искусства в Русском музее осуществляются в Службе реставрации музейных ценностей.
В 1906 году был впервые поставлен вопрос о необходимости организации при Русском музее специальной реставрационной мастерской. В это время художник-реставратор А. Я. Боравский составил свой знаменитый проект создания реставрационной мастерской при Русском музее. Однако из-за недостатка финансовых средств ему не суждено было сбыться.
Только в 1922 году реставрационная мастерская при Русском музее наконец-то была создана. Её первый руководитель — художник-реставратор Н. А. Околович. Реставрационная мастерская состояла из двух секций — главную, работавшую на музей и областную, которая занималась работами по спасению памятников культуры в Петрограде и других городах России.
В 1935 году отдел консервации и реставрации разделён на лаборатории и сектора: живописи, новой живописи, скульптуры, прикладного искусства и народного.
В 1950—1960-х гг. организуются новые мастерские. В 1953 г. — мастерская реставрации графики, в 1954 г. — древнерусской живописи, в 1961 г. — деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели и мастерская реставрации тканей, в 1969 г. — гипсовой и каменной скульптуры, в 1970 г. — прикладного искусства.
В настоящее время[когда?] отдел реставрации состоит из 16 мастерских (секторов) по всем видам материалов, где, по собственным данным, трудятся 95 специалистов. Отдел состоит из следующих реставрационных мастерских: станковой масляной живописи, древнерусской живописи, живописи смешанных техник, графики, художественных изделий из керамики и стекла, тканей, художественных изделий из металла, фанерованной мебели, полихромной и золочённой резьбы, резных икон и деревянной скульптуры, картинных рам, гипсовой и каменной скульптуры, новейших арт объектов (создан в 2010 г.) Основной состав отдела составляют художники-реставраторы высшей и первой реставрационной категории. В состав отдела входят также сектор химико-биологических исследований и сектор истории и теории музейной реставрации.
В 2014 году в Отделе реставрации музейных ценностей было отреставрировано 4511 экспонатов, из них — реставрация особой сложности — 280 экспонатов. Подготовлено к 77 музейным выставкам 5930 экспонатов (составление актов описания сохранности, профилактическая консервация и реставрация, упаковка и распаковка экспонатов). Проведено 150 заседаний Реставрационной комиссии, на которых рассматривались самые важные вопросы по исследованию и методам реставрации музейных экспонатов.
С 1 января 2019 года Отдел реставрации музейных ценностей преобразован в Службу реставрации музейных ценностей.
Русский музей в Михайловском дворце
Вскоре после того, как княжеская резиденция была продана внуками Михаила Павловича в императорскую казну, вышел указ Николая II об основании Русского музея, и предоставлении для хранения экспонатов Михайловского дворца. Вместе с ним в распоряжении музея перешли и сад, служебные постройки, флигели.
Сразу была начата перестройка, которая должна была позволить разместиться музейным помещениям. Ей руководил архитектор Василий Свиньин. Перестройка длилась 3 года, и после окончания была принята комиссией без доработок.
Коллекция Русского музея началась со 122 картин, поступивших в 1898 году из Академии художеств, 80 полотен из Эрмитажа, а также из 95 работ, привезенных из Зимнего дворца, Гатчинского и Александровского дворцов. Дополнили первую коллекцию и покупки из частных собраний.
Князи, княгини, и именитые личности передавали в дар музею рисунки и акварели. Уже к открытию экспозиция насчитывала 445 картин, 11 скульптур, 981 рисунок, гравюру и акварель, а также более 5000 предметов старины – икон и изделий древнерусского искусства.
Русский музей Александра III распахнул свои двери 19 марта 1898 года. В настоящее время он хранит самую большую коллекцию русского искусства в мире. Здесь можно увидеть работы Андрея Рублева, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Марка Шагала и других именитых деятелей, а площадь музейных помещений составляет более 24 квадратных километров.
Знаменитые экспонаты
Экскурсия по Русскому музею в Михайловском дворце начинается с Парадного вестибюля. Он сохранил оригинальную ампирную отделку XIX века, а лестница является отдельным экспонатом.
Несмотря на то, что в музее хранятся тысячи ценных экспонатов, среди них есть особые, которые непременно стоит увидеть во время экскурсии по дворцу.
Ангел Златые власы – старейшая икона, хранящаяся в Русском музее. Она была написана в XII веке. Удивительная особенность иконы – в ее тонком исполнении: волосы Гавриила украшены тончайшими нитями из сусального золота.
Икона Архангел Гавриил («Ангел Златые власы»). Конец XII века
«Последний путь Помпеи» – пожалуй, самая знаменитая работа Карла Брюллова, которая считается эталоном российской школы живописи. Наброски для картины художник делал с натуры: он был на учебе в Италии то время, когда в Помпеях начались раскопки. Карл Брюллов рисовал ее 3 года, и принесла автору почет и славу. Николай I приказал повесить работу в академии художеств, чтобы она служила ориентиром для обучающихся живописцев.
Последний путь Помпеи. Карл Брюллов. 1833г.
«Девятый вал» кисти Ивана Айвазовского стала самым знаменитым полотном художника, несмотря на то, что он написал сотни картин с морем. На ней изображены суровая стихия, и моряки, пытающиеся спастись на мачте после кораблекрушения.
Девятый вал. Иван Айвазовский. 1850
«Витязь на распутье» – знакомая всем работа Виктора Васнецова, которую он переделывал несколько раз. В первоначальной версии всадник стоял лицом к зрителю, а на камне можно было прочесть всю надпись. Кроме того, в финальной версии с полотна исчезла дорога.
Витязь на распутье. Виктор Васнецов. 1882
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» кисти Ильи Репина. Сюжет письма, дошедший до художника, так его заинтересовал, что он решил его воплотить. Работа заняла 11 лет. И, несмотря на то, что картину признали лишенной исторической достоверности, работа обрела успех на выставках, и в итоге была куплена Александром III.
Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Илья Репин. 1891
Выставки
В Михайловском дворце есть 5 постоянных экспозиций. Первая посвящена древнерусскому искусству XII – XVII веков, она состоит более чем из 6 тысяч икон. Вторая выставка называется «Русское искусство XVIII века», она посвящена эпохе Петра I. Третья выставка – «Русское искусство первой половины XIX века», которая рассказывает о тенденциях изобразительного искусства в России этой эпохи. Четвертая экспозиция – «Русское искусство второй половины XIX века», отдельное место в которой уделено произведениям представителей академизма в живописи и скульптуре этого времени. Последняя постоянная экспозиция – «Русское народное искусство XVII-XXI веков», где посетители могут увидеть более 1,5 тысяч экспонатов, рассказывающих историю развития крестьянского искусства и местных ремесел в России на протяжении эпох.
История Михайловского дворца
Михайловский дворец. К.П.Беггров, 1832 г.
Основателем дворца является император Павел I: когда у него родился младший сын, великий князь Михаил Павлович, он приказал каждый год откладывать денежные средства для постройки его будущей резиденции. Младший наследник вряд ли унаследовал бы императорский трон, поэтому Павел I велел копить сумму, как он сам говорил, «дабы сын, достигнув совершеннолетия, по крайней мере, мог жить по-царски».
Читать еще: Русский музей–цена билета и режим работы в 2021 году
Сам император Павел I так и не увидел резиденцию своего сына, так как был убит, когда Михаилу Павловичу было всего 3 года. Указ о строительстве дворца для него издал первый сын императора – Александр I, возведение резиденции началось, когда младшему сыну Павла I исполнился 21 год.
Проект дворца разрабатывался с 1817 года, несколько раз менялось место для строительства: сначала возведение планировалось на месте дворца Воронцова, позже – дома Чернышева. В 1819 году была создана специальная комиссия, курировавшая дворец великого князя. И в этом же году начались работы по сносу оранжерей в садах Михайловского замка.
Строительство началось в середине апреля, и было завершено в 1823 году. Александр I выпустил указ, согласно которому дворец был передан его младшему брату «в вечное и потомственное владение». Еще 2 года велись отделочные работы, освятили дворец только в сентябре 1825 года. Принимал работы лично император, и в благодарность за построенную княжескую резиденцию вручил архитектору Карлу Росси перстень с бриллиантом и орден Святого Владимира. Итоговая стоимость возведения дворца составила 7 875 000 рублей. Сразу же после завершения всех работ князь Михаил вместе со своей супругой поселились во дворце.
Михайловский дворец, 1913г.
Михаил Павлович не только жил во дворце, это было место его службы. Поэтому интерьеры перестраивались несколько раз, чтобы сделать их более функциональными для служебных нужд. Первая перестройка была уже в 1830-х годах. А в 40х и 50х годах XIX века изменялись жилые комнаты. В итоге, первоначальный вид во дворце сохранила только Парадная лестница и Белый зал. В некоторых залах можно увидеть оригинальную роспись и лепку.
Князь Михаил Павлович скончался в 1849 году, его супруга, Елена Павловна, часто после его смерти устраивала во дворце салоны, чтобы сберечь память о князе. Их посещали именитые деятельности того времени – писатели и художники, политики и члены императорской семьи. После смерти жены князя в 1873 года, во дворце жила княжна Екатерина Михайловна – единственная из дочерей супружеской пары, пережившая родителей.
В конце XIX века внуки Михаила Павловича продали княжескую резиденцию в государственную казну. В апреле 1895 года действующий император Николай II подписал указ об основании в честь своего отца «Русского музея императора Александра III». Сразу же после этого началась перестройка помещений под музейные экспозиции.
Михайловский дворец в годы Великой Отечественной войны
Перед фасадом Михайловского дворца. 1944-1945г.
К началу 1940-х годов коллекция Русского музея состояла из 300 тысяч экспонатов. Их эвакуация началась сразу же, как только стало известно о начале войны – близость к линии фронта грозила наследию истории и культуры гибелью.
Предметы искусства вывозились вглубь страны. Чтобы организовать эвакуацию, работники музея разделили экспонаты на категории. Те, что попадали в первую – вывозились в первую очередь, как можно скорее. Их снимали с экспозиции, упаковывали, или, если это было возможно, накатывали на валы, и отправляли в уральский город Молотов, который сейчас носит имя Пермь.
Вывезти удалось далеко не все экспонаты, в скором времени Ленинград был окружен захватчиками и заблокирован. То, что не успели эвакуировать, укрывали в подвалах. К каждому экспонату подходили с особой заботой, иногда даже рискуя собственными жизнями, ради их спасения. Например, для скульптуры «Анна Иоанновна с арапчонком» в саду дворца вырыли глубокий котлован. 10-тонный памятник спустили по парадной лестнице, и опустили в землю. Закопав ее, на месте хранения разбили клумбу, чтобы его замаскировать.
Таким же образом удалось сохранить монумент «Александр III», а холм над ним засыпали овсом, чтобы он превратился в неприметный зеленый курган. Все эти работы спасли скульптуры от многочисленных бомб.
Сразу после окончания войны была начата реконструкция дворца, восстановление залов и интерьеров, возвращение экспонатов. Уже осенью 1945 года были привезены первые экспонаты их Перми. А к первой годовщине Победы была подготовлена выставка «Русское реалистическое искусство XIX века».
История создания
Идея воплощения принадлежала самому Павлу Петровичу. Вдохновившись всевозможной архитектурой, увиденной во время путешествий за границей, он лично изготовил первоначальные эскизы предстоящей планировки. На протяжении 12 лет разработки и создания проекта здания он привлекал к работе знаменитых зодчих А.-Ф.-Г. Виолье, В.Ф. Бренну, В.И. Баженова. Первоначально дворец планировали строить в Гатчине.
По чертежам В.И. Баженова заложили фундамент. Строительством Михайловского замка руководил В.Ф. Бренна — придворный архитектор Павла I. Он доработал первоначальный проект и продумал художественное оформление помещений.
Фундамент дворца по форме образует квадрат с закругленными углами, в него добавлен внутренний парадный двор в виде восьмиугольника. Все фасады соединены гранитным подножием, совместной междуэтажной перекладиной и декоративными деталями, позволяющими рассматривать дворец как единое строение. Каждый фасад имеет свою особенность. Это позволяет при определенных ракурсах получать разноплановое представление о здании.
Величавость главному фасаду придают два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. Барельеф на фронтоне работы братьев Стаджи гласит: «История заносит на свои скрижали славу России».
Северный фасад, обращенный к Летнему саду, имеет парковую принадлежность. Он состоит из широкой пологой лестницы, колоннады и балкона.
Восточный фасад отличается срединным выступом с куполом и башней с флагштоком. В оформлении западного арьергарда Бренна использовал роскошные элементы декора с церковной символикой.
Отделка внутренних помещений вызывала у современников неподдельное чувство восхищения. Ряды галерей и залов по периметру внутреннего двора были заполнены лучшими творениями искусства из коллекции императора Павла I. Большинство деталей интерьерного оформления создавались по эскизам Винченцо Бренны и его юного подмастерья Карло Росси. Залы декорировали выдающиеся художники А.М. Иванов, И.А. Акимов, монументалисты Я. Меттенляйтер, П. К. и Дж. Скотти, скульпторы И.П. Прокофьев, К. Альбани и другие.
Как было принято во дворцах XVIII века, строение выступало в качестве парадной резиденции и одновременно являлось музеем собрания выдающейся живописи. Ансамбль Михайловского замка считается уникальным дворцовым строением в России, созданным в стиле русского классицизма. В его архитектуре сочетаются противоречивые мотивы и неординарная стилистика. Название «Михайловский» закрепилось благодаря тому, что освящение дворца состоялось в день св. Архангела Михаила, который считался небесным защитником рода Романовых.
Два павильона Кордегардии, построенные В.Ф. Бренной по проекту В.И. Баженова, представляют крестообразные в плане трехэтажные строения. Они обладают полуциркульными южным и северным фасадами, связывающими два верхних этажа ионическими колоннами. На нижнем этаже — высокие окна с закругленными окончаниями, над ними — скульптурные барельефы. Название «Кордегардия» в переводе с французского — помещение для военного караула. Раньше здания служили местом размещения дежурного караула. Находясь перед площадью, по бокам от главного въезда в Михайловский дворец, они играли роль пропилеев. Арьергарды строений сохранились в первоначальном виде.
После убийства императора дворец утратил свое предназначение и был отдан Министерству императорского двора. Со временем здание обветшало. Спустя более 20 лет в его стенах расположилось Николаевское инженерное училище, благодаря которому замок приобрел название «Инженерный».
В документах XVIII века говорится, что дворец располагался на острове, который реки Фонтанка и Мойка омывали с востока и севера. На западе и востоке остров ограничивали вырытые каналы — Воскресенский и Церковный. В систему оборонительных сооружений входили подъемные мосты, пушки, каналы и полубастионы. Они опоясывали Михайловский замок и находящуюся перед ним площадь Коннетабля.
Архитектура и внутреннее убранство дворца
Архитектором дворца был Карл Росси, который возвел его на месте парников и оранжерей садов Михайловского замка. Параллельно с проектом княжеской резиденции Росси работал над Марсовым полем, Адмиралтейской набережной, Сенатской площадью и другими ныне знаменитыми объектами. Уникальность этого дворца заключалась в сочетании городской закрытой усадьбы с роскошным дворцовым ансамблем.
Центральный вход
Несмотря на масштаб постройки, фасад который раскинулся на 105 метров, дворцовая композиция получилась достаточно консервативной. Стиль Михайловского дворца соответствует палладианству, французской схеме с трехчастной структурой и парадным двором, а также русскому усадебному зодчеству.
Центральный фасад, располагающийся на юге, включает в себя главный корпус, украшенный восьмиколонным портиком коринфского ордера, роскошной лестницей и фигурами львов по бокам. Оформление боковых корпусов состоит из трёхчетвертных коринфских колонн и фризов, которые включают в себя 44 барельефа. От улицы дворец отделяют парадный двор и чугунная ограда, которая придает ансамблю ампирный шарм.
Парадный вестибюль
Северная сторона выходит в Михайловский сад. Она украшена по аналогии с главной, однако, имеет менее выдающиеся ризалиты, а вместо портиков – просторная лоджия и колонны коринфского ордера.
Парадная лестница дворца – не просто часть интерьера, а выдающееся произведение искусства и архитектуры. Ее можно увидеть на главном входе, в проеме большой полуциркульной арки. На втором этаже она украшена коринфской колоннадой, а на уровне капителей колонн можно увидеть скульптурные панно и росписи.
Белый (Белоколонный) зал чудом сохранил оригинальную отделку. Помещение выполнено в стиле русского ампира, в котором белоснежные колонны из искусственного мрамора сочетаются с позолотой плафонов и люстр, а также живописным фризом на золотом фоне.
Белый (Белоколонный) зал
В зале можно увидеть уникальную резную мебель, отделанную белым лаком и позолотой, украшенную обивкой из синего шелка.
Пушкинский музей в Москве
Полное название музея – Государственный музей изобразительных искусств, имени Пушкина, хотя в народе его чаще называют Пушкинский Музей. Он находится в центре Москвы рядом с Храмом Христа Спасителя. В музее собрана одна из крупнейших российских коллекций мирового искусства.
Вид на Пушкинский музей с колоннады Собора Христа Спасителя в Москве
Картина Ван Гога «Красные виноградники в Арле» в Пушкинском музее Москвы
Наибольший интерес представляет очень интересная коллекция французских импрессионистов: Ренуара, К.Моне, Дега, Сезанна, а также постимпрессионистов: Ван Гога, Пикассо и Матисса. Кроме осмотра этих картин обязательно нужно посетить залы, где выставлена коллекция из Клада Царя Приама, найденная Генрихом Шлиманом, во время раскопок на месте античной Трои.