Откуда смотреть
С набережных
На развод мостов можно любоваться во время прогулки по набережной. Открыточный вид с разведенным Дворцовым мостом расстилается перед глазами, если встать на Английской набережной, около Адмиралтейства. Увидеть зрелище можно и с Дворцовой набережной, ближе к Эрмитажу. Но это самые распространенные способы — вы окажетесь в большой толпе людей, которые занимают места чуть ли не с 11 часов вечера.
Другой способ — стать ближе к Троицкому. В этом случае вы сначала увидите с километрового расстояния развод Дворцового, а затем вплотную — Троицкого моста.
Увидеть разводку Дворцового моста можно и с Васильевского острова, у Кунсткамеры. Здесь обычно не так многолюдно.
С Петроградской стороны можно насладиться видом на развод Троицкого и Литейного мостов. Лучшей точкой обзора будет Петровская набережная.
С воды
Отличный вариант полюбоваться разводными переправами — записаться на водную экскурсию. Это прогулки по Неве на катере или теплоходе в зависимости от количества участников.
С воды всё выглядит совсем по-другому. Зрелище завораживает своей красотой и наполняет незабываемыми эмоциями.
По стандартной программе участники тура смотрят развод Дворцового моста и проплывают под ним к Троицкому. При этом им не приходится стоять в толпе на набережной и делать фото с чужими головами в кадре.
Экскурсионные прогулки включают в себя и осмотр других достопримечательностей Петербурга. А если заказать индивидуальный тур, можно подстроить маршрут под себя.
С крыш
Необычный и удобный вариант — смотреть с крыши. Не придется перебегать с одного места до другого. С одной точки можно будет увидеть, как разводят несколько мостов. Посетить крыши безопаснее и комфортнее всего с официальной экскурсией. Это легально: подниматься будете по парадной лестнице, а не через разбитое окно чердака. Во время прогулки вас будет сопровождать гид.
Смотреть на разводное шоу с крыши в центре — двойное удовольствие. Вы увидите не только величественное зрелище, но и сможете полюбоваться городом с высоты. Перед вами будут как на ладони все ключевые достопримечательности Санкт-Петербурга. Особенно запоминается такая экскурсия, если она проходит в сезон белых ночей.
Какие мосты разводят в Санкт-Петербурге?
Всего в Санкт-Петербурге сейчас разводят 12 мостов, немного информации про каждый из них:
Дворцовый мост – это мост-визитная карточка Санкт-Петербурга. У данного моста разводятся сразу два пролета, что выглядит очень эффектно. Раньше данный мост объединял представителей власти города и крупных бизнесменов, которые находились на противоположной стороне и был плашкоутным (плашкоуты – это грузовые лодки на якорях, поверх которых настилалось деревянное покрытие). Постоянный мост начали строить лишь в 1912 году, а открыли в 1916 году.
Троицкий мост – это самый длинный мост через реку Неву, разводится только один пролет. Строили данный мост французы. На открытии моста в 1903 году присутствовал царь Николай II и французский президент.
Литейный мост – данный мост знаменит тем, что на нем впервые в России поставили фонари с электричеством (это была первая постоянная переправа в мире, освещенная электричеством). Строился данный мост достаточно долго и сопровождался большими человеческими жертвами. На данном мосту разводится только один пролет, который открывается всего за пять минут.
Большеохтинский мост – данный мост входит в список самых красивых мостов мира. Назван в честь протекающей рядом реки Большая Охта.
Благовещенский мост – это первый постоянный мост через Неву (год постройки 1850 г.) и самый длинный мост в Европе в то время. Сначала мост назывался Невским, потом, когда достроили Благовещенскую церковь мост назвали Благовещенским. После Октябрьской революции мост назвали в честь П.П. Шмидта, в 1905 году возглавившего восстание против царя на крейсере Очаков. Недавно мосту вернули прежнее название — Благовещенский.
Мост Александра Невского — самый длинный из разводных мостов через реку Неву (почти километр вместе с пандусами).
Володарский мост – назван в честь революционера В. Володарского. Петербуржцы придумали данному мосту еще одно название — «последняя надежда», так как он позже всего разводится.
Тучков мост – получил название в честь инженера А.В. Тучкова или в честь купца Авраам Тучкова (до сих пор неизвестно), но зато никогда не переименовывался, даже во времена советской власти.
Биржевой мост – во времена советской власти назывался Строительным. Данный мост можно увидеть в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России».
Сампсониевский мост – назван по Большому Сампсониевскому проспекту. Разводка моста только по заявкам.
Гренадерский мост – называется в честь казарм Гренадерского полка. Данный полк принимал участие в войне 1812 года, а 14 декабря 1825 года часть полка примкнула к восставшим на Сенатской площади. Разводка моста только по заявкам.
Кантемировский мост — мост назван по Кантемировской улице в честь героических событий Второй мировой войны, а именно — освобождения железнодорожной станции Кантемировка в Воронежской области от немцев. Разводка моста только по заявкам.
Где лучше смотреть Развод мостов в Санкт-Петербурге
Обычно смотрят развод мостов в центре города. Самый «популярный» мост – Дворцовый. Как два крыла поднимаются части его центрального пролета. Именно этот мост чаще всего изображен на многочисленных плакатах (обычно между его пролетами – силуэт Петропавловского собора или башня Кунсткамеры). Также очень красиво выглядят расположенные в центре Санкт-Петербурга Благовещенский мост (Лейтенанта Шмидта) и Троицкий мост (Кировский).
Благовещенский мост был открыт после реконструкции 15 августа 2007 года. В советское время мост носил имя Лейтенанта Шмидта. В 2006-2007 годах на время реконструкции на несколько метров выше по течению был открыт временный мост, который в народе прозвали «сыном Лейтенанта Шмидта». У моста Лейтенанта Шмидта разводятся два «крыла» центрального пролета, так же, как и у Дворцового. Временный мост представлял несомненный интерес для инженеров, но в художественном плане – совершенно безобразное сооружение.
Троицкий мост отличается тем, что у него разводится боковой пролет, который ближе всего Дворцовой набережной. Асфальтовое покрытие пролета превращается в стену на несколько часов. Впечатляющее и своеобразное зрелище. Аналогичным образом разводится следующий невский мост – Литейный.
Мосты на Неве разводятся последовательно, с незначительным интервалом, чтобы максимально «подогнать» под движение судов. Сначала, в 1:10 разводится Дворцовый мост, в 1:20 – Троицкий, в 1:40 Литейный и так далее. Поэтому Вы вряд ли сможете увидеть разводку нескольких мостов за одну ночь. Эту возможность обещают бабушки, рекламирующие автобусные туры, но это далеко не всегда удается, ибо пробки, да и туристических автобусов очень много.
Если вы решите совершить самостоятельную прогулку по ночному Санкт-Петербургу, то рекомендую приехать в центр на одном из последних поездов метро
Если Вы не собираетесь гулять всю ночь по центру, то обратите внимание на какой стороне Невы Вы останетесь после развода мостов. Обратите внимание, что мосты Малой Невы также разводятся, поэтому Васильевский остров на какое-то время остается полностью отрезанным от города. Если Ваша гостиница находится на левом берегу Невы, то ближайшее метро к Дворцовому мосту – «Адмиралтейская»
Если Ваша гостиница на Петроградской стороне, то ближайшая станция метро — «Спортивная» или «Горьковская»
Если Ваша гостиница находится на левом берегу Невы, то ближайшее метро к Дворцовому мосту – «Адмиралтейская». Если Ваша гостиница на Петроградской стороне, то ближайшая станция метро — «Спортивная» или «Горьковская».
Лучшие места для наблюдения развода моста
Дворцовый мост красив и днём, и ночью. Разведение петербургских мостов – популярное туристическое зрелище, особенно в условиях ночной подсветки. Наибольший наплыв туристов отмечается в период белых ночей. Откуда же смотреть на Дворцовый мост?
Лучшим местом наблюдения считается палуба экскурсионных теплоходов или катеров. В неё, как правило, входит приближение и к другим разводящимся мостам: Благовещенский, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, Александра Невского.
В момент разводки в непосредственной близости к мосту находятся десятки туристических судов. Сейчас после разведения катера береговой охраны прогоняют их с места события, чтобы освободить путь большим сухогрузным судам, для чего, собственно, и разводится мост. По просьбе туристических организаций, с 2017 г. разводка Дворцового и Троицкого мостов начинается раньше на 15 минут. Таким образом, туристы получили дополнительное время для фотосессий.
Сухопутные наблюдатели выстраиваются вдоль Дворцовой, Адмиралтейской и Университетской набережных. Для занятия места с хорошим обзором рекомендуется приходить хотя-бы за полчаса до начала разведения. Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская», закрывается на выход в 00:40, что довольно удобно. Прибывшие на собственной машине могут припарковать ее на Миллионной улице или набережной Мойки, а также на Синем мосту или возле Исаакиевского сквера.
При наблюдении с Дворцовой площади разведённый мост открывает вид на Кунсткамеру. Для лучшего обзора рекомендуется встать на высокое крыльцо главного здания Эрмитажа. Для одновременного наблюдения развода и Троицкого моста, опытные люди советуют устроиться у здания №26 на Дворцовой набережной.
С Адмиралтейской набережной обозревается колокольня Петропавловского собора. Часть туристов наблюдают за разводом с соседнего Троицкого моста, который разводится через несколько минут после Дворцового.
Особенно эффектны виды Зимнего дворца или Адмиралтейского шпиля между разведёнными пролётами моста.
Биржевой мост
Набережная Васильевского острова когда-то не разделяла Большую Неву и Большую Неву. Там были торговые точки с пристани, портом, зданием Биржи. Здесь было здание порта. На маяке встретились корабли купцов.
Позже порт перенесен на остров Гутуев, и появилась необходимость строительства дополнительных магистралей. Спроектировал мост инженер Н. М. Мазуров, но проект уже год назад был выполнен.
Изначально, мост был деревянным, длиной- 328 метров и шириной- 22 метров. Одно время хотелось переименовать его, посвящая Петру I, однако власти сочли его не таким броским, так что присвоили им название Биржевого.
В СССР он назывался иначе — мост Строителей (1918-1989 гг.). Позже, его переименовали в Биржевой, по названию бывшей биржи, стоявшей на Васильевском острове. Длина- 240 м., ширина 27,7 м. Из них 21 метр занимает дорожное устройство для транспорта. В 80-х годах была ключевой магистралью Санкт-Петербурга. Здесь проходили трамвайные пути.
С конца 80-х гг. является важным транспортным магистралем в Санкт-Петербурге. Ранее там были трамвайные дороги, но в 1996-1997 гг. они были демонтированы, но всё равно по нему проходят множество автобусных и автомобильных маршрутов.
Содержит пять стальных пролетов разной длины: 43, 44, 37, 53 и 37 метров. Центральный пролет обладает двумя крыльями, которые и разводят. Опоры моста облицованы гранитом, как украшение выбрали чугунные решетки с трезубцем- знак Нептуна, бога моря. В ночное время Биржевый мост разводят. Если в час пик выезжать на мост, то вероятность попадания в пробку есть.
В фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» также можно увидеть достопримечательность.
До местной достопримечательности можно добраться на метро «Спортивная» и «Василеостровская», либо наземным транспортом: троллейбусы №7, автобусов №191 и 10. Для наблюдения за разводом моста рекомендуется делать это с Заячьего острова со стороны Петропавловской крепости или с Макаровской набережной.
Адрес: ул. Макарова, 2.
Любуйтесь красотой правильно!
Чтобы наилучшим образом разглядеть процесс разведения мостов, стоит прислушаться к некоторым советам приведенным ниже.
Любоваться разведенными мостами можно прогуливаясь, но лучше проезжая по набережным: первые четыре моста через Неву разводятся в интервале 15–20 минут. Удачное место для наблюдения — Стрелка Васильевского острова. С этой перспективы вы сможете наблюдать развод Дворцового и Троицкого мостов. Кроме наблюдения за процессом, вы сможете послушать музыкальный фонтан. Все большую популярность набирают Дворцовая, Адмиралтейская и Университетская набережные. Там собирается наибольшая зрительская аудитория.
Можно выбрать автобусную экскурсию, во время которой вас провезут вдоль Невы. Обычно на таких экскурсиях делаются остановки, и вы можете подойти ближе к пролетам моста. Ещё один вариант – поехать на водную экскурсию или заказать индивидуальную прогулку на катере. В момент разведения мостов в акватории Невы их собирается великое множество.
История Литейного моста
Задолго до основания Санкт-Петербурга, когда данная территория принадлежала шведам, в районе существующего моста была оборудована переправа. Она являлась частью пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, на другом начиналась дорога на Выборг, бывший тогда шведским городом.
Первый деревянный плашкоутный (наплавной) мост — Воскресенский — был построен в этой части города в 1786 году в створе Воскресенского проспекта (с 1923 года — проспект Чернышевского). После упразднения и сноса Литейного двора в Санкт-Петербурге появилась новая сплошная магистраль, связывающая главный проспект города — Невский с набережной Невы и Выборгской стороной. В связи с этим Воскресенский мост был перенесён на трассу нового проспекта и получил название Литейный. Наплавной Литейный мост наводился до 1875 года, когда было принято решение о постройке в створе Литейного проспекта постоянного моста.
Мост был заложен 30 августа 1975 года. Ни одно строительство в Петербурге не сопровождалось такими трагическими событиями, как возведение Литейного моста. С самого начала строители столкнулись с большими трудностями в осуществлении своих замыслов. Место возведения моста оказалось максимально глубоководным — в этом месте глубина Невы достигает 24 метра. Грунты на дне реки оказались илистыми, мягкими и обладающими плохой несущей способностью. Подводные работы были сопряжены с большими трудностям также и потому, что на дне реки были обнаружены огромные валуны.
Технологии, которые применялись при строительстве моста были самыми передовыми на тот момент. Именно на строительстве Литейного моста в России впервые был применен кессон — специальная конструкция для сооружения под водой глубоких массивных фундаментов. Кессон представляет собой огромный металлический ящик, перевернутый вверх днищем и опущенный на дно реки. Внутрь кессона нагнетается воздух, который вымещает воду и позволяет разрабатывать подводный грунт для размещения на нем опор моста.
Работа земелекопов была не только тяжела, но и опасна. 16 сентября 1876 года из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон, при этом погибли 5 рабочих. Через год, 9 сентября 1877 года, в одном из кессонов произошел взрыв, погибли 9 человек. Строительные работы были возобновлены на этом месте только через год.
Открытие моста состоялось 30 сентября 1879 года. Мост был построен шестипролетным, один из пролетов был разводным, он находился у левого берега и представлял собой однорукавную симметричную поворотную систему. Разводка моста происходила вручную: восемь рабочих вращали ручной ворот. Со временем ворот был заменен водяной турбиной мощностью 36 л.с., которая была подключена к городскому водопроводу. Подъем пролета моста для прохождения судов занимал у рабочих около 20 минут.
Перила на мосту были двух типов. Чугунные в неразводной части моста были изготовлены по проекту архитектора К. К. Рахау. В центре секции перил был изображен картуш (щит с гербом города) — перекрещенные скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых вплетены в растительный орнамент. На разводном пролёте были установлены металлические кованые перила упрощенного рисунка.
В годы Великой Отечественной войны в один из пролетов попала авиабомба, однако она не взорвалась, а лишь пробила его.
В 1964 году, в связи с расширением Волго-Балтийского пути и изменением условий судоходства по Неве, было принято решение о глобальной реконструкции Литейного моста. Авторами проекта стали инженер Л. А. Вильдгрубе и архитектор Ю. И. Синица. Руководил работами инженер Ю. Р. Кожуховский.
В результате работ, завершившихся в 1967 году, были заменены металлические конструкции строения моста, пролетное строение оборудовано гидроприводом, поворотное крыло заменено на постоянный пролет, изменился и его внешний облик.
- Ширина мостового полотна увеличилась на 10 м, благодаря этому стало возможно трехрядное движение транспорта по мосту;
- На подъездах к мосту были построены двухуровневые транспортные развязки, сооружены гранитные спуски к реке и обустроены пешеходные дорожки;
- Историческая решетка неразводной секции моста была сохранена, а для разводного отсека были отлиты ее копии из легкого сплава. Сегодня решетка Литейного моста является объектом культурного наследия регионального значения;
- Разводной теперь стала центральная часть моста: она поднимается под углом 67 градусов и со стороны Литейного проспекта выглядит практически как вертикальная стена, что очень впечатляет очевидцев.
Большеохтинский мост
Большеохтинский мост
Большеохтинский мост находится между Тульской улицей и Красногвардейской площадью. Постройка этого моста обсуждалась долго, по меньшей мере с 1863 года, и с самого начала будущий мост именовали именно так — Большеохтенский или же Охтенский (слово «Охтенский» до 1956 года писалось через «е»). Однако когда мост был наконец открыт, 27 ноября 1908 года, ему было присвоено другое название — мост Императора Петра Великого. Название не привилось — мост по-прежнему именовался Большим Охтенским, а после Октябрьской революции об имени Петра и вовсе забыли. 28 июля 1923 года, вскоре после убийства в Лозанне советского дипломата В.В. Воровского, переправу попытались переименовать в мост имени Воровского, но в итоге его именем назвали соседний мост через Охту в створе Новочеркасского проспекта (разобран в 1960 году). С 1957 года за мостом вновь закрепилось как основное наименование Большеохтинский; название Охтинский до сих пор можно встретить в литературе. С начала 1990-х годов предпринимаются упорные попытки восстановить в обиходе и даже в официальном употреблении имя мост Петра Великого, но к успеху они не приводят.
Большеохтинский мост
Расположение мостов и ближайшие станции метро
Многие разводные мосты сосредоточены в центральной части города. Таблица расположения мостов и ближайших станций метро (от Василеостровского, через Петроградский к Невскому району):
Мост | Расположение | Ближайшая станция метро |
Благовещенский (Большая Нева) | Соединяет Адмиралтейский и Василеостровский районы: Английскую набережную (2-й Адмиралтейский остров) с Университетской набережной | Адмиралтейская |
Дворцовый (Большая Нева) | Соединяет центральную часть города: Дворцовую площадь (Адмиралтейский остров) с Ростральной колонной (стрелка Васильевского острова) | Адмиралтейская |
Биржевой (Малая Нева) | Соединяет Васильевский остров с Петроградской стороной | Спортивная |
Тучков (Малая Нева) | Соединяет Петроградский и Василеостровский районы: створ Большого проспекта с Первой/Кадетской линией | Спортивная |
Троицкий (Река Нева) | Соединяет Петроградский и Центральный районы: Троицкую площадь (Петроградская сторона) с Марсовым полем (1-й Адмиралтейский остров) | Горьковская |
Литейный (Река Нева) | Соединяет Центральный район и Выборгскую сторону (Выборгский и Калининский районы): с Литейного проспекта на улицу Академика Лебедева | Чернышевская, Площадь Ленина |
Сампсониевский (Большая Невка) | Соединяет Петроградский и Выборгский районы: улицу Куйбышева с Финляндским проспектом | Площадь Ленина, Горьковская |
Гренадерский (Большая Невка) | Соединяет Петроградский и Выборгский районы: Аптекарский остров с Выборгской стороной | Выборгская |
Кантемировский (Большая Невка) | Соединяет Выборгский и Петроградский районы: Кантемировскую и Выборгскую набережые с проспектом Медиков и Аптекарской набережной | Лесная |
Большеохтинский (Река Нева) | Соединяет Центральный и Красногвардейский районы: Синопскую набережную (по трассе Тульской улицы) с Большой Охтой | Новочеркасская |
Александра Невского (Река Нева) | Соединяет Центральный и Красногвардейский районы: площадь Александра Невского (центральная часть города) с Заневским проспектом (правый берег Невы) | Площадь Александра Невского |
Володарский (Река Нева) | Соединяет южную и правобережную части города (Невский район): Ивановскую улицу с Октябрьской набережной (Народная улица) | Ломоносовская |
Разводкой мостов можно любоваться, прогуливаясь или проезжая по набережным. Вы можете заказать экскурсию на автобусе или приобрести водную поездку на катере. Но будьте внимательны. Мосты могут не разводиться по погодным условиям. Это может быть ветер 15 метров в секунду или температура воздуха более 25 градусов. Отследить событие в реальном времени можно на официальном сайте СПб ГБУ «Мостотрест».
ТОП-5 фактов о петербургских мостах
Рекордсмен по части мостов
Синий мост, 2012 год. artemis-spb.ru
Точное количество мостов в Санкт-Петербурге до сих пор неизвестно, но наш город — признанный мировой рекордсмен по количеству переправ. Всего их более 800 (в два раза больше чем в Венеции), из них исключительно пешеходных – 218.
Не всегда точно удается вести реестр утраченных и вновь построенных мостов, так как часть городской территории находится в труднодоступных промышленных зонах или на территории закрытых режимных предприятий. Достоверно известно, что разводных мостов 21, из них в период навигации используется только 13.
Петербург единственный город в мире, который использует открыточные виды разводных мостов в качестве своего символа, а из рутинной повседневной разводки-сводки мостов в период навигации и белых ночей Петербург умудрился сделать оригинальное шоу, съезжаться на которое готовы туристы со всего мира.
История мостов
Дворцовый мост и Адмиралтейская набережная. Санкт-Петербург. 1890-е
Во времена основания и строительства Петербурга мостов не было вообще, были переправы. Запретом на строительство мостов Петр I намеревался приучить горожан к морскому делу. В первые десятилетия XVIII века сообщение между берегами Невы поддерживалось только на лодках, а зимой — по льду.
Строительство мостов было сопряжено с большими техническими трудностями – тогдашние инженеры не располагали необходимыми знаниями и технологиями, который бы позволили им возвести постоянные переправы. Кроме того, и сам Петр I полагал, что мосты будут мешать судоходству.
Однако по мере роста города необходимость их постройки через Неву стала ощущаться все более остро. Наконец, в 1727 году, уже после смерти Петра, соорудили первый наплавной деревянный мост на плашкоутах, соединивший берега Невы напротив Исаакиевской площади.
Первые разводные мосты
Первые три постоянно действующих разводных моста и по сей день остаются инженерной гордостью отечественного мостостроения. Благовещенский мост постройки 1850 года, Литейный мост, построенный к 1879 году, и Троицкий мост, открытие которого было приурочено к празднованию двухсотлетия Петербурга.
16 мая 1903 года мост был открыт в торжественной обстановке в присутствии Николая II и членов императорской фамилии. Это единственный мост, с середины которого видно шесть других разводных мостов через Неву. Если стать лицом к Васильевскому острову, то откроется вид на Дворцовый, Благовещенский, Биржевой и Тучков мосты.
Повернувшись на другую сторону, можно увидеть Литейный и Сампсониевский мосты. Истории строительства каждого из этих мостов посвящены десятки книг и научных монографий, а сооружались они силами не только отечественных, но и зарубежных специалистов с применением самых передовых на то время технологий.
Современные мосты
Современные мостостроители продолжили лучшие традиции своих предшественников. Последний по времени сооружения мост через Неву – Большой Обуховский также во многих отношениях является уникальным. Это первый мост через судоходную Неву, который не разводится.
Особенным его можно назвать потому, что это навесной мост, предназначенный для постоянного автомобильного сообщения. Это один из самых длинных мостов России. Фактически — это два одинаковых моста с противоположным направлением движения по ним, один — для езды в восточном направлении, второй — для передвижения в западном направлении.
Полная длина мостового перехода составляет 2824 метра, включая судоходный пролет в 382 метра и съезды с моста. Высота пролетной части над поверхностью воды (подмостовой габарит) равна 30 метрам, что дает крупным судам свободно проходить под мостом. Петербург остро нуждается в строительстве новых переправ через Неву, но реализация программы постоянно откладывается. Достоверно неизвестно, когда в ближайшее время будет завершено строительство новых мостов.
Сохранение мостов
К сожалению, на сегодняшний день не существует целевой программы сохранения мостов как исторического наследия Петербурга. Множество мостов охраняется государством как исторические памятники.
График разводки мостов Санкт-Петербурга
Ежегодно, с апреля по ноябрь, разводные мосты обеспечивают навигацию по реке Неве, создавая необходимые условия для судоходства. Разводка мостов Санкт-Петербурга и их наведение в соответствии с графиком — приоритетное направление работы СПб ГБУ «Мостотрест».
В Санкт-Петербурге насчитывается 18 разводных мостов — тех, у которых сохранились в рабочем состоянии разводные механизмы. Из них в период навигации регулярно разводятся 12 переправ:
- Троицкий, Литейный, Большеохтинский, мост Александра Невского и Володарский — через реку Неву;
- Благовещенский и Дворцовый мосты — через Большую Неву, соединяющие Центральную часть города и Васильевский остров;;
- Биржевой и Тучков мосты — через Малую Неву, которые соединяют Петроградскую сторону с Васильевским островом;
- Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский мосты — через Большую Невку.
Развод мостов через Большую Неву, Малую Неву и Неву производится в соответствии с утвержденным графиком. В том числе Благовещенский, Дворцовый, Биржевой, Тучков и Володарский мосты обычно разводятся и наводятся дважды за ночь.
Три моста через Большую Невку разводят по предварительным заявкам, которые необходимо подавать за двое суток.
Разводные мосты Петербурга различаются по конструкциям — у каждой переправы есть свои особенности.
Разводные пролеты невских переправ могут быть однокрылыми, как у Троицкого, Литейного, Володарского, Гренадерского и Кантемировского мостов, или двукрылыми — как у остальных. Но все они относятся к раскрывающейся системе: в разведенном положении крылья подняты вверх.
Однако так было не всегда — еще полвека назад Литейный и Кировский (ныне Троицкий) мосты имели поворотную систему разводных пролетов: пропуская суда, крылья раздвигались в горизонтальной плоскости. Это значительно ограничивало судоходные габариты, поэтому в 1965–1967 годах переправы были реконструированы.
Уникальная откатно-раскрывающаяся система разводного пролета — у Биржевого моста. В начале разводки мост раскрывается на 15 сантиметров, крылья откатываются друг от друга, центр тяжести крыла изменяется, и это значительно облегчает разводку. Такая конструкция не имеет аналогов в мире. Есть своя особенность и у Гренадерского моста: он разводится в три этапа с короткими остановками.
Большинство мостов Петербурга разводятся посредством новейших гидравлических систем. Исключение составляют Биржевой и Сампсониевский мосты, чья разводка осуществляется с помощью электромеханического привода. На некоторых мостах — например, на Дворцовом или Сампсониевском — сохранилась также уникальная возможность ручной разводки.
Современная гидравлика позволяет полностью развести мост за 2–5 минут, за такое же время мост наводится.
Во время навигации под крыльями невских мостов за ночь могут проходить до 50 судов. Разводку мостов Петербурга и их наведение обеспечивают высококвалифицированные бригады механиков СПб ГБУ «Мостотрест». Зимой, между навигациями, специалисты «Мостотреста» выполняют плановый ремонт и отладку всех механизмов и систем, что позволяет быть уверенными в надежной и бесперебойной работе разводных мостов через Неву и ее рукава.
Развод мостов осуществляется точно по расписанию. А вот навести переправу могут и раньше графика, когда пройдут все суда. В ряде случаев может быть отменена и вторая разводка.
Для удобства наземного транспорта и пешеходов СПб ГБУ «Мостотрест» разработало уникальную онлайн-систему оповещения, которая позволяет узнать в режиме реального времени, открыт мост или закрыт прямо сейчас, чтобы построить оптимальный маршрут по городу. Эта информация, как и самый точный график разводки мостов на текущий сезон навигации, доступны на сайте СПБ ГБУ «Мостотрест» и в мобильном приложении «Мосты Петербурга».
Миссия моста — соединять, даже когда он разведен!
Троицкий мост
Троицкий мост
Троицкий мост соединяет Суворовскую и Троицкую площади. Первое его название — Петербургский, присвоенное 24 мая 1804 года, было связано с тем, что мост вел на Петербургскую сторону. Современное имя известно с 1820 года. В октябре 1918 года его переименовали в мост Равенства в честь одной из ценностей, провозглашенных Французской революцией: «Свобода. Равенство. Братство». Мостом Свободы стал Сампсониевский мост, а улицей Братства — Малый Сампсониевский проспект. 15 декабря 1934 года мост Равенства переименовали в Кировский одновременно с переименованием в честь С.М. Кирова улицы Красных Зорь (ныне Каменноостровский проспект). 4 октября 1991 года и мосту, и проспекту вернули историческое название.