Юсуповский дворец
В политическую историю вошёл и Юсуповский дворец (Набережная реки Мойки, 94, м. Гостиный двор, Невский проспект). Здесь владельцем замка был убит Григорий Распутин, который стал опасно близок царской семье.
Поначалу дворец был простым особняком, однако архитектор Вален-Деламот расширил здание, превратив его в настоящий роскошный дворец, вполне соответствовавший положению семьи Юсуповых. После Великой Отечественной войны началось восстановление дворца, сильно пострадавшего во время бомбёжек. В легендарный подвал, где и произошло убийство, теперь водят экскурсии туристов, многие из которых, кстати, останавливаются в уютных квартирах посуточно в Петербурге. Особо впечатлительным особам даже становится нехорошо в помещении подвала, однако это только усиливает мистический флёр. Об остальных легендах и призраках Питера читайте в статье «Петербургские призраки».
Залы и интерьеры Юсуповского дворца
Посещение удивительного дворца Юсуповых предполагает осмотр жилых комнат, гостиных, библиотек, личных апартаментов всех членов семьи. Для туристов разработана целая схема расположения комнат. Посетить можно Зимний сад, домовую церковь, Танцевальный зал, домашний театр. Доступны прогулки по территории Юсуповского сада. Экскурсии возможны в составе группы и индивидуально с аудиогидом.
Все помещения дворца пребывают в дореволюционном виде. Большинство предметов роскошных интерьеров передано на хранение в Русский музей и Эрмитаж. В поместье Юсуповых остались венецианские зеркала, французские гобелены, портреты и фотографии членов княжеской семьи. Красотой и величием поражает интерьерное оформление. Все поверхности, от пола до потолка, отделаны инкрустациями, резьбой, лепниной.
На первом этаже особняка располагались личные комнаты влиятельного семейства и помещения для приёмов и деловых встреч. Осмотреть во дворце можно библиотеку, кабинеты, бильярдную, несколько удивительных гостиных в разных стилях. Потолок парадной прихожей отделан барочной лепниной. Посетителей встречают статуи в нишах стен, скульптуры сфинксов. На толстой цепи под потолком находится хрустальная люстра на 500 свечей.
Из парадного вестибюля гости попадали в Большую или Музыкальную гостиную. За комната для камерных выступлений расположены покои в стиле Генриха II. Её оформлял Ипполит Монигетти в стиле эпохи Возрождения. В кабинете присутствует мебельный гарнитур из редких пород грушевых деревьев. Обивка выполнена из единственной в усадьбе подлинной шерстяной ткани XIX века.
Из кабинета через секретную комнату вёл путь в бильярдную. Турецкие апартаменты предназначались не только для игры, но и для организации вокальных концертов. Акустические характеристики помещения были специально улучшены пустыми глиняными сосудами. Полые ёмкости были встроены в стены специальным образом, чтоб увеличить отдачу потока воздуха голосниками.
Самая удивительная комната дворца — восточная Мавританская гостиная. Оформлением занимался архитектор Монигетти, в дальнейшем её усовершенствовал А. Степанов. Все стены помещения отделаны теснённой кожей. Золотые орнаменты выполнены по типу арабской вязи. Полы выложены мрамором. В центре зала расположена аркадная колоннада в восточном стиле, камин облицован резным ониксом.
Скульптурные изображения по углам и потолочный декор Мавританской гостиной подчёркивают восточные корни Юсуповых. В центре комнаты расположен удивительный бассейн с фонтаном. Он был сделан из цельного куска мрамора каррарского происхождения с нанесением восточного декора. В 2007 году из-за незначительной подвижки грунтов на мраморных стенах, полах и плафоне образовались трещины. Усиление фундамента в 2012 году стабилизировало состояние.
Второй этаж дворца предназначен для проведения различных мероприятий, приёма гостей. В парадных залах устраивали балы, светские приёмы. Комнаты олицетворяли роскошь и богемный блеск. Просторные помещения с праздничным оформлением имели соответствующие тематике названия — Римский, Античный, Синий, Зелёный, Танцевальный, Банкетный. Тут же была организованна знаменитая картинная галерея.
Вдоль Помпейского коридора открываются двери в личные покои княгини Ольги, помещение Большой Ротонды, в Синюю, Красную, Зелёную гостиные. Далее можно добраться до Танцевального и самого большого во дворце — Банкетного — залов. Высота охватывает 2 этажа. Особым статусом его наделяют 24 белые колонны, мраморная скульптура бога виноделия Диониса. Следующий зал — Николаевский. Он же — картинная галерея.
Александрийский театр
Нужно выйти на Невский проспект и следовать по нему, мимо Гостиного двора на площадь Островского до Александрийского театра — одного из старейших драматических театров России, сохранившихся до нашего времени.
Первый постоянный публичный театр в России был основан по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 августа (10 сентября) 1756 года, первоначальное название — «Русский театр для представлений трагедий и комедий». Труппу возглавил «отец русского театра»Фёдор Волков, директором театра стал драматург А. П. Сумароков. С 1759 года театр получил статус придворного.
На месте современного здания в 1801 году был построен деревянный театр для итальянской труппы Казасси. Через некоторое время эта труппа была распущена, а здание было выкуплено в казну и стало называться Малым театром.
31 августа (12 сентября) 1832 года, через 76 лет после организации труппы, театр получил здание, созданное зодчим Карлом Росси, обращённое главным фасадом к Невскому проспекту. Здание является одним из выдающихся архитектурных памятников Петербурга, выполнено в стиле ампир.
Загородные дворцы
Их больше, чем может в деталях рассмотреть турист, находящийся в городе даже и с недельным визитом. И потому знакомство обычно затягивается. В рамках нашего материала упомянем главные, те, что на слуху:
Петергоф
Все обычно стремятся увидеть знаменитые петергофские фонтаны. Забывая что в «Русском Версале» существуют ряд иных интереснейших достопримечательностей.
Всемирно известный государственный музей-заповедник манит комплексом Большого Петергофского дворца, Монплезиром, Марли, Екатерининским корпусом. А также Коттеджем в парке Александрия, уютной семейной даче семьи Николая I.
Цены на билеты, впрочем, вызывают некоторую оторопь. Ведь только за вход в Нижний парк в 2020 году нужно было заплатить 450 рублей. И еще столько же придется выложить за осмотр залов. Только в одном здании!
Отличная фото-экспозиция «Петербургские дачники» демонстрируется в залах Фермерского дворца, летней резиденции Александра II. Восстановлены садовые павильоны в Колонистском парке, любимом месте проведения пышных летних праздников в первой половине XIX века.
Доехать до Петергофа самостоятельно непросто. Если вы, конечно, не разоритесь на «Метеор», стартующий из центра города. Или не приобретете билет в экскурсионный автобус.
Стрельна
По соседству с Петергофом располагается и Стрельна с полностью отреставрированным Константиновским дворцом. Он открыт для посетителей, когда внутри не проводятся государственные приемы. То есть почти всегда.
В парки великокняжеских усадеб Сергиевка и Знаменка вход свободный. Но внутрь зданий попасть не удастся — можно только посмотреть извне. Прогулка со сведущим человеком — вариант! Позволяющий компенсировать нехватку информации об этом кусочке петербургской истории.
Пушкин и Павловск
Носящее ныне имя великого поэта Царское Село с Большим Екатерининским и Александровским дворцами идет вторым номером в списке популярных загородных направлений Санкт-Петербурга. Хотя с точки зрения великолепия интерьеров могло бы быть и первым…
Цены выглядят не слишком вменяемыми: 700 RUB для граждан России, Беларуси, стран ЕАЭС. И уже 1 000 — для всех остальных. В Екатерининский парк в сезон можно войти только за денежку: 150 RUB с человека.
Павловский дворец с парком в городке Павловск не столь любим туристами. А зря! Решен в классическом стиле, восстановлены почти все интерьеры. Отличающиеся — это редкость для Санкт-Петербурга — удивительным стилевым единством.
Обзорная экскурсия по резиденции с отправлением из Санкт-Петербурга — разумное решение. Да и стоит она не запредельно — если включена в составной маршрут — po-sledam-imperatorov-tsarskoe-selo-pavlovsk-i-gatchina.
2 750 отдаст взрослый за себя и 1 600 — за ребенка. Входные билеты, правда, не включены в стоимость! А это 100 рублей — парк и 500 — дворец.
Гатчина
Большой Гатчинский дворец интересен, как образец охотничьего императорского имения. В царствование Николая I основательно расширенного, а при Александра III даже превращенного в главную царскую резиденцию. Ведь после убийства Александра II императорская семья вынужденно перебралась за город из соображений безопасности. И, кстати, мать императора Николая II, Мария Федоровна, жила в Гатчине до самой революции.
Интерьеры понемногу восстанавливаются, вновь открылось для посетителей межэтаж Арсенального каре с комнатами семьи Александра III. По крупицам восстановлены и помещения на 1 этаже, которые занимал Николай I. Посещение замка обойдется минимум в 450 RUB взрослым, и в 200 — учащимся.
Ломоносов
Большой Меншиковский дворец в Ломоносове (Ораниенбауме) — загородная резиденция известного светлейшего князя и правой руки царя Петра I. Редкий даже для Питера образец петровского барокко.
В ухоженном парке расположился небольшой Китайский дворец, особенно любимый Екатериной II. Там же находится Каменное зало и павильон Катальная горка, с которого — правильно — придворные катались. Только не на санях — на специальных колясочках! Сами горки на колоннадах, увы, не уцелели — дерево недолговечно!
Зато сохранилось главное строение Потешной крепости, камерная резиденция Петра III. Недавно она восстановлена в былом блеске, парадные комнаты второго этажа можно осмотреть в весенне-осенний период.
Архитектура и интерьер
Строительство современного здания Юсуповского дворца началось в 1770-х годах по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота для графа Андрея Петровича Шувалова. После того, как дворец был возведён, его внешний вид значительно отличался от современного.
В боковых ризалитах здания было всего лишь по 2 этажа; с реки Мойки располагалась въездная арка, ведущая во двор; главный вход во дворец находился со стороны двора. С того времени сохранились триумфальные ворота, причём, в не изменённом виде, — арка со стороны улицы Декабристов, а также ограда семиметровой высоты с классической колоннадой.
Архитектурный стиль дворца характеризуется как «неоклассицизм». Это направление определяется обращением к античности, которое он приобрёл в эпоху классицизма. Особенностью русского классицизма в архитектуре являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов.
В раннем русском классицизме ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома.
Особенностью неоклассицизма является отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма. Отличительные черты неоклассицизма — изящность, лёгкость и прямолинейность. Также он служит – антитезой модерну, который был перенасыщен декоративными элементами.
Дворец снаружи: фото
В 1830—1838 годах Юсуповский дворец подвергся существенной перестройке по проекту архитектора А. А. Михайлов 2. Боковые ризалиты стали трёхэтажными; новый корпус с Белоколонным (Банкетным) залом построили с восточной стороны; флигеля на усадьбе были соединены, в них устроили картинные галереи и домашний театр в стиле барокко.
Также в это время построили новые оранжереи и садовый павильон; был разбит сад. Появилась Парадная лестница со стороны Мойки, были созданы Танцевальный зал, Зелёная, Императорская и Синяя гостиные. Над интерьерами работали итальянские мастера, в том числе А. Виги и Б. Медичи.
Также в 1832—1834 годах архитектор Михайлов расширил дворец пристройкой вдоль восточной стороны ещё одного корпуса, вместившего пять залов и театр. В 1881 году архитектор А. Д. Шиллинг построил при дворце Покровскую церковь, которая, к сожалению, не сохранилась.
Дворец внутри: фото
В 1890—1916 годах в Юсуповском дворце была произведена внутренняя и большая реставрация здания под руководством архитектора А. А. Степанова. В начале 1890-х здесь провели электричество, были созданы канализация и водопровод, центральное водное отопление.
Тогда же перестроили театр и была создана Мавританская гостиная. В 1914 году появились Большая гостиная, Большой зал и Столовая.
Театр во дворце
Домашний театр в Юсуповском дворце всегда был центром великосветской жизни Санкт-Петербурга. Музыкальные салоны и театральные постановки Юсуповых собирали знаменитых и высокопоставленных гостей. Театр часто посещали и члены Императорской семьи.
Созданная в XIX веке и дошедшая до нас в первозданном виде уникальная сцена театра всегда привлекала ярчайших представителей своего времени. На ней выступали Полина Виардо, Ференц Лист, Фёдор Шаляпин, Анна Павлова.
Со сцены звучали оркестры под управлением М. Глинки, Ю. Темирканова, блистали солисты Мариинского и Михайловского театров. Из мемуаров Феликса Юсупова. До изгнания (1887–1919):
В наши дни театр – действующий, его репертуар — обширен и постоянно обновляется. Сегодня зрителей ждут постановки классических опер и искрометных оперетт, фрагменты русских балетов и театральные представления для детей.
Ознакомиться с афишей представлений и узнать всё о спектаклях можно на официальном сайте Юсуповского дворца. Тут же в разделе «Купить билеты» можно их приобрести. Можно обращаться в билетный стол по телефонам. Ещё билеты продаются в кассах дворца и в театральных кассах города.
Смольный собор
Воскресенский Смольный собор расположен на площади Растрелли, 1. Как завершавшая точка нашего маршрута она несколько удалена от предыдущей. Но после этого будете отдыхать до следующего 2-го дня нашего путешествия.
Чтобы добраться до Смольного собора, нужно от Кунсткамеры пройти на остановку «Университет», она находится в 3-х минутах ходьбы = 250 м. Придётся сесть на троллейбус № 11 и проехать 11 остановок до Тульской улицы. Оттуда до Воскресенского Смольного собора идти около 10-11 минут
Зато вы покатаетесь на петербургском транспорте и прогуляетесь по улицам, набережным, площадям, мостам города по полной, что тоже нужно и важно
Этот замечательный храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной. Воскресенский Смольный собор — это действующий православный храм и выдающийся памятник архитектуры XVIII века.
Его называют Смольный Воскресенский собор, Смольный собор, Воскресения Христова Смольный собор. Воскресенский Смольный собор исторически является храмом учебных заведений Санкт-Петербурга, храмом учащихся, поэтому приоритетным направлением деятельности клира и мирян храма является дело духовно-нравственного просвещения юношества.
В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Смольный собор был построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый. Высота собора — 93,7 метра.
Лайфхаки: из практического опыта
Если вы решите прийти пораньше, чтобы точно купить билеты, то скоротать время до открытия окошка кассы можно в кафе. Есть «Лаор» — вегетарианское, с наивкуснейшим и интересным меню, расположенное на улице Прачечной.
Как добраться туда, вам могут подсказать карты, навигатор и интернет — не потеряетесь. Работает кафе с 9:00 — что ценно, потому что в этом районе мало кафешек, а те, которые есть, открываются в 10:00 или позже.
Кстати, во дворце работает гардероб, где в холодное время года можно спокойно сдать одежду, не обременяя себя её ношением в руках во время экскурсии. Информация для тех, кто заскучает в процессе экскурсии — внутри есть wi-fi!!!
Стрелка Васильевского острова
От крейсера «Аврора» до Стрелки В. О. лучше проехаться на метро. Нужно сесть на станции метро: «Горьковская» и вернуться на станции метро: «Адмиралтейская». От неё пройти по Дворцовому мосту на Стрелку Васильевского острова, пешком — 15 минут.
Стрелка В. О. — восточная оконечность Васильевского острова в Санкт-Петербурге, один из символов города и один из самых его известных архитектурных ансамблей; образец гармонии архитектуры города с пейзажем берегов Невы.
Находящаяся у самых берегов Невы, Стрелка Васильевского острова всегда привлекала как жителей Санкт-Петербурга, так и его гостей. Именно отсюда открывается самый живописный вид на город. С каменного берега можно полюбоваться Петропавловской крепостью, Эрмитажем и Адмиралтейством.
История острова начинается с 20-х годов XVIII века. Именно тогда Пётр I задумал организовать здесь деловой центр города. По проекту Доменико Трезини были построены Здание Двенадцати коллегий и Биржа. Также в плане главного архитектора были обозначены Гостиный двор и Собор.
Тут можно полюбоваться на знаменитые Ростральные колонны, получившие своё название в связи с древнегреческой традицией украшать сооружения такого рода военным трофеем. Этот символ олицетворял могущество и силу страны.
Юсуповы
Белая гостиная
В течение почти 90 лет знаменитый дворец на Мойке принадлежал Юсуповым. Первыми носителями фамилии Юсуповых стали сыновья человека, не имевшего никакого отношения к Руси – одного из главарей Ногайской Орды Юсуф-мирзы. Юсуф-мирза не был союзником Москвы, более того, воевал с ней и погиб во время одного из сражений. Сыновья его перешли на службу к Ивану Грозному и стали Юсуповыми.
Династия Юсуповых являлась одной из самых влиятельных в России, по богатству не уступающая императорской семье Романовых. Ювелирная коллекция Юсуповых занимала второе место после собрания драгоценностей Российского императорского дома. Она была дополнена коллекцией бриллиантов, собранной князем Борисом Николаевичем Юсуповым (1794—1849).
Однако, в отличие от своих предков, Борис Николаевич не смог обзавестись потомком мужского рода, чтобы передать свой род. Его единственной наследницей была дочь Зинаида. Чтобы не прервалась династия, по разрешению Императора, муж Зинаиды — Феликс Сумароков-Эльстон, принял фамилию и титул своего тестя, и именовался князем Юсуповым.
В браке родились два сына — Николай, который погиб на дуэли и Феликс, ставший одним из участников убийства Распутина. Возможно, на его решение повлияло отношение к Распутину матери — Зинаиды Юсуповой, которая испытывала ненависть к старцу, из-за чего у нее произошел разрыв с императрицей. Убийство Распутина, по мнению Зинаиды Юсуповой, избавило Россию от монстра, который мог принести гибель стране.
Феликс и Ирина Юсуповы
Феликс Юсупов женился на внучке Александра III великой княжне Ирине Романовой, у них родилась дочь. Юсуповы считались самой красивой парой не только у себя на родине, но и в Европе, хотя князь, по мнению многих, придерживался нетрадиционной сексуальной ориентации. Несмотря ни на что, брак оказался счастливым, Юсуповы прожили всю жизнь вместе.
Дочка Юсуповых Ирина вышла замуж за графа Шереметева, на чем династия Юсуповых прервалась.
Помимо дворца на Мойке, у Юсуповых было еще множество резиденций. Самые известные из них:
- Дворец на Садовой в Санкт-Петербурге;
- Литейный дом княгини Юсуповой в Санкт-Петербурге;
- Дача Зинаиды Юсуповой в Пушкине;
- Дворец в Москве;
- Подмосковная усадьба Архангельское;
- Крымский дворец в Мисхоре;
- Французский замок Керьоле и другие.
Юсуповский дворец на Мойке с 30-х годов 18 века
Род Юсуповых в России известен с 1563 года, когда в Москву прибыли сыновья султана Ногайской орды Юсуфа. Правнук Юсуфа Абдул-Мурза принял христианство и сменил свое имя на Дмитрия. Его сын — генерал Григорий Юсупов был сподвижником Петра I, а внук Николай Борисович Юсупов имел все российские ордена (в том числе орден Андрея Первозванного от Павла I), а также специально придуманную для него награду — жемчужный эполет. Н.Б. Юсупов был одним из богатейших людей России того времени. В России семья Юсуповых имела свыше пятидесяти дворцов, в том числе четыре дворца — в Петербурге.
Особняк для Н.Б. Юсупова перестраивался с 1830 по 1838 годы по проекту Андрея Алексеевича Михайлова (Михайлов 2-й). Боковые ризалиты были достроены до трёх этажей. С восточной стороны был пристроен новый трёхэтажный корпус, где разместился самый большой Белоколонный (Банкетный) зал, оформленный 24 колоннами. В объединенных флигелях были расположены картинные галереи и домашний театр, рассчитанный на 180 человек. Он был оформлен в стиле барокко золоченой лепкой. Здесь впервые было исполнено первое действие знаменитой оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Также были построены оранжереи и садовый павильон, разбит сад.
По проекту Михайлова вместо въездной арки со стороны Мойки была построена Парадная лестница, ведущая в парадные залы дворца. Кроме того, в особняке появились Танцевальный зал, Зелёная, Императорская и Синяя гостиные. Интерьеры Юсуповского дворца создавались итальянскими мастерами А. Виги, Б. Медичи и другими, а также русскими мастерами.
Большой вклад в обустройство особняка внес архитектор Александр Степанов. В начале 1890-х по его проекту проводятся электричество, канализация и водопровод, а также водяное отопление. Под его руководством перестроен домашний театр и создана Мавританская гостиная. В 1914 году группой архитекторов создаются Большая гостиная и Большой зал, Столовая и другие помещения.
До 1917 года особняк принадлежал представителям семьи Юсуповых.
В ночь на 17 декабря 1916 года на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова был убит Григорий Распутин — сибирский крестьянин, ставший духовным наставником и другом семьи императора Николая II.
С 1919 по 1925 гг. в здании был расположен музей. Затем в нем находился Дом работников просвещения (Дом учителя), который стал центром профессионального и творческого общения педагогов. Благодаря этому здание не пострадало так, как другие памятники истории. Его залы и парадные сохранились до наших дней. Здесь размещается Дворец культуры работников просвещения. По сути он представляет собой историко-культурный центр, занимающийся музейной, театрально-концертной и культурно-просветительской деятельностью.
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в здании был госпиталь. Особняк сильно пострадал от обстрелов и прямых попаданий авиабомб. В первый же год по окончанию войны началась реставрация здания. В 1959–1978 гг. особняк восстанавливался после пожара 1958 года. С 1987 года здесь открыт Камерный музыкальный театр. Работают экспозиции по истории дворца, такие как «Убийство Григория Распутина» и «История рода Юсуповых. Век Х — век ХХI».
В настоящее время в музее выполняется театрально-зрелищная работа. Здесь проводятся ежегодный Новогодний бал Маэстро Ю.Темирканова, празднование Рождества, Масленицы, Пасхи, а также Балы и Маскарады.
Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге — один из немногих особняков города, где сохранились парадные апартаменты и картинная галерея, домашний театр и роскошные жилые покои семьи Юсуповых. Благодаря труду и таланту петербургских реставраторов прекрасные интерьеры открыты для российских и зарубежных любителей истории, искусства, музыки и театра.
XX–XXI века: Академия и музей
Дворец, ставший символом роскоши и величия, был унаследован Зинаидой Юсуповой – последним представителем известного рода и наследницей огромного состояния. В поисках своего счастья она вышла замуж за графа Феликса Сумарокова-Эльстона, который, чтобы сохранить именитую династию, получил по указу императора княжеский титул, герб и фамилию своей супруги. Однако после революции 1917 года семье Юсуповых-Сумароковых-Эльстонов пришлось покинуть свой родной дворец и уехать в Европу.
Здание национализировали — оно перешло в государственную собственность. В течение нескольких лет в нем размещался музей дворянского быта, который привлекал множество посетителей со всего мира. Позже палаты были переданы Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина, где расположилось правление академии. Здесь работал известный селекционер и ученый-генетик Николай Вавилов, который внес значительный вклад в развитие сельского хозяйства России. В 1960-е годы зданию был присвоен охранный статус «объект культурного наследия» и оно было переименовано в «Палаты бояр Волковых (дворец Юсуповых)».
В 2000-х здание выкупила частная организация, которая начала его реставрировать. Но вскоре палаты вновь вернулись сельскохозяйственной академии. После окончания ремонта и реставрации здесь был открыт Музей-дворец Волковых-Юсуповых, который стал популярным местом для посещения и изучения истории России.
С середины 2010-х помещения дворца остаются пустыми и подвергаются разрушению, а росписи на стенах страдают от влажности и времени. В настоящее время этот величественный памятник архитектуры находится в государственной собственности и передан в управление музею-усадьбе «Архангельское».
Дворец Юсуповых находится по адресу: Большой Харитоньевский переулок, дом 21, строение 4.
Здание имеет статус объекта культурного наследия федерального значения и носит официальное название «Палаты бояр Волковых (дворец Юсуповых)».
Ближайшие к дворцу станции метро: Красные Ворота и Чистые пруды.
Крейсер «Аврора»
Вдоль Петроградской набережной расположен один из популярных символов города — крейсер «Аврора». Этот уникальный корабль служил долгое время во благо родины и участвовал во многих исторических событиях.
Крейсер «Аврора» был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи «Новое Адмиралтейство» 23 мая 1897 г. Корабль спустили на воду 11 мая 1900 г. В состав флота легендарный крейсер вошёл в 1903 году 16 июля.
«Аврора» — крейсер 1-го ранга Балтийского флота типа «Диана». Корабль был назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.
Во время русско-японской войны крейсер «Аврора» участвовал в походе Второй Тихоокеанской эскадры, закончившемся Цусимским сражением. Крейсер принимал участие также в Первой мировой войне. Холостой выстрел с «Авроры» явился сигналом к началу штурма Зимнего дворца; крейсер стал одним из главных символов Октябрьской революции.
С 1948 года на стоянке у Петроградской набережной у истока Большой Невки. В 1956 году на «Авроре» был открыт Корабельный музей в качестве филиала Центрального Военно-морского музея. Крейсер несколько раз перемещался для проведения ремонтов, последний раз вернулся на стоянку 16 июля 2016 года. Крейсер «Аврора» является объектом культурного наследия Российской Федерации.
Начало экскурсии: комната коронаций
Со стороны реки участников экскурсии встречает Венецианский коридорчик. Помещение размещает 12 живописных панно мастера Падованино. «Коронационным» коридорчик назван в память о высокой Юсуповвской миссии: Николай Борисович проводил коронации трех императоров – Павла I, Александра I и Николая I. Ранее помещение размещало изображения процесса коронации, гарнитур мягкой мебели и занавески красного цвета. Проходным помещениям в 19 веке стремились придать ощущение законченности и изолированности.
Вход во дворец продолжается мраморной лестницей, созданная по проекту Александра Михайлова и перестроенной Ипполитом Монигетти.
Люстра в 180 свечей освещает ажурную лепнину. Аллегорические фигуры, изображающие части света, символизируют гостеприимство. Удивляющие великолепием залы Юсуповского дворца выполнены во вкусе различных эпох. Отдельные комнаты обладают уникальной цветовой гаммой, подчеркивающей назначение и архитектурный стиль.
Официальный сайт и другая информация
К настоящему моменту территория бывшей усадьбы князей Юсуповых восстановлена в её исторических границах и объединяет в себе не только Юсуповский дворец с его уникальными интерьерами, но и Конюшенный флигель – современный многофункциональный комплекс в стиле лофт, а также обширную парковую зону, открытую для проведения уличных фестивалей и концертов.
Адрес, как доехать
- Адрес Юсуповского дворца: Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, 94.
- Ближайшие станции метро: «Адмиралтейская», «Невский проспект»
- Автобусы: 3, 22, 27 (остановка «Театральная Площадь»)
- Троллейбусы: 5, 22 (остановка «Дворец Труда»)
- Маршрутное такси от ст. метро: «Садовая», «Сенная площадь», «Спасская» — К124, К186, К350 (угол ул. Глинки и наб. реки Мойки).
- Для индивидуальных посетителей и малых групп вход с ул. Декабристов, 21.
- Для посетителей организованных групп и гостей Домашнего театра вход с набережной реки Мойки, 94.
Режим работы
- Юсуповский дворец открыт для гостей в понедельник, вторник, среду, пятница, субботу и воскресенье с 10:00 до 21:00.
- Режим работы кассы: понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье с 9:30 до 19:00.
- Последний сеанс в 19:00
- Вход для посетителей осуществляется исключительно со стороны Декабристов 21.
- Перед посещением желательно ознакомиться с правилами.
Цены на билеты онлайн
- Самостоятельный осмотр: «Парадные залы дворца и жилые покои князя» — с мобильным приложением или аудиогидом, парадные залы II этажа, гостиные I этажа: взрослый — 700 рублей.
- Экспозиция «Убийство Г. Распутина» и приватная часть «половина молодых»: взрослый — 500 рублей.
- Групповая, заказная экскурсия: Парадные залы и экспозиция «Убийство Г. Распутина» — 5300 рублей за группу.
- Групповая, заказная экскурсия: Парадные залы, жилые покои князя, половина молодых князей, экспозиция «Убийство Г. Распутина» — 6600 рублей за группу.
- Предварительный заказ и оплата не позднее, чем за 2 дня до даты проведения экскурсии. Стоимость экскурсии постоянна и не зависит от количества человек в группе.
Бесплатное посещение
Билеты с правом бесплатного посещения предусмотрены для детей до семи лет, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.
Эти билеты можно приобрести при предъявлении подтверждающего документа только в кассе Юсуповского дворца по адресу: ул. Декабристов 21.