«Титаник»
На момент своей постройки перед Первой мировой войной это был крупнейший лайнер на планете. Но «непотопляемый» корабль не смог завершить даже свой первый рейс, столкнувшись в 1912 году с айсбергом и затонув в 370 милях юго-западнее Ньюфаундленда. «Непотопляемость» «Титаника» не смогла ничего противопоставить мощи природы, а его размеры были смехотворными в сравнении с размерами повстречавшейся ледяной глыбы, что и предопределило катастрофу, в которой на дно морское отправились 1517 пассажиров всех классов и возрастов.
Столкновение с айсбергом явилось следствием халатности или некомпетентности управлявших махиной моряков, которые слишком рано уверовали в непотопляемость «Титаника». Поскольку затонул корабль на большой глубине, то его обломки обнаружили лишь в 1985 году в результате долгих поисков. Сейчас это место охраняется ЮНЕСКО. Условия среды быстро разрушают останки корабля. От утонувших пассажиров осталась разве что обувь, а морские обитатели идеально обглодали их кости. Что касается самого судна, то над его разрушением непрерывно на протяжении уже больше столетия трудятся солёная вода и бактерии.
«Лузитания»
Ещё одно нашумевшее в мире кораблекрушение пассажирского судна. Красивый лайнер «Лузитанию» за скорость называли «морской борзой», но и это не спасло её от страшной катастрофы, произошедшей в 1915 году. 7 мая это судно повстречалось с торпедой, посланной немецкой подводной лодкой. «Лузитания» скрылась под водой менее чем за полчаса, прихватив с собой 1198 человек.
Среди историков есть мнение, что именно торпедирование «Лузитании» дало повод США объявить Германии войну и присоединиться к Антанте. В 1935 году было обнаружено место крушения судна. Там и обнаружилась новая загадка – откуда в корпусе возникла вторая пробоина, что, возможно, и послужило причиной быстрого погружения судна.
Особенности дайвинга в Анапе
Анапа — удивительный город на побережье Черного моря. Скалистая местность, бескрайние песчаные пляжи, затонувшие корабли и якоря возрастом более 200 лет, многообразие подводного животного и растительного мира делает этот регион особенно привлекательным для любителей погружений.
На территории Анапы и Витязево вы не найдете кораллов и красочных экзотических рыб. Но именно благодаря этому корабли, затонувшие самолеты и прочие объекты под толщей воды остались практически нетронутыми. Некоторые из них представляют историческую ценность. В ясную погоду можно рассмотреть их в деталях.
Погружение осуществляется с берега либо с катера. Группу всегда сопровождает инструктор. Перед погружением все участники проходят инструктаж и проверку снаряжения. Многие клубы предлагают оборудование для дайвинга в аренду. При желании можно пройти обучение в одном из центров и получить сертификат международного образца.
В мирное время торговали, в военное — сражались
Одна из плановых научно-исследовательских тем Черноморского центра подводных исследований — поиск и изучение объектов, принадлежащих Русскому обществу пароходства и торговли. Его основали в 1856 году для развития торговли на Чёрном море. Была и другая негласная цель — в военное время корабли были обязаны принять участие в морских сражениях. В акватории Крыма найдено уже порядка пяти кораблей этого общества.
Один из самых известных кораблей этого общества — пароход «Веста». Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. это торговое судно переоборудовали под военный корабль. «Веста» сразилась с турецким броненосцем «Фехти-Булендом» и одержала победу в этом непростой битве. Спустя, примерно, десять лет «Веста» затонула. Нашли «героя русско-турецкой войны» в 2016 году. Известный маринист Иван Васильевич Айвазовский отразил на своей картине события сражения нашего парохода с турецким броненосцем.
Полезные достопримечательности Витязево
«Сален»
4-й Черноморский пер., 2.
В Витязево достопримечательности и развлечения представлены также вариантами лечебно-оздоровительного характера. В тихом и отдаленном от шумных точек районе устроен оздоровительный центр «Сален». Передовые технологии и методики, высококвалифицированные специалисты, высококлассное оборудование, доброжелательное отношение позволят отдохнуть в обстановке расслабленности и покоя. Комплекс включает гостиницу, кафе, современные косметологический и массажный кабинеты, баню и сауну. Пока родители на процедурах, дети смогут развлекаться на оборудованной площадке, в летнем кинотеатре, здесь же довольно-таки часто проводятся различные анимационные шоу.
Клуб «Витязь»
просп. Южный, 20.
Лечебно-оздоровительный клуб – это современный комплекс, занимающий достаточно большую площадь в 9 га и расположенный экологически чистом уголке Черноморского побережья Краснодарского края. В течение всего года здесь несложно пройти курс лечения от многих заболеваний. В качестве дополнительных услуг работают крытые бассейны, анимационные программы для детворы, спа-процедуры, ресторан и возможность заниматься йогой, аэробикой и теннисом. Имеется выход на собственный песчаный пляж с шезлонгами, шатрами и кабинами для переодевания.
Не пропустите — Храм Георгия Победоносца в Витязево
Затонувшие корабли Черного моря
Уже более тысячи лет назад Черное море было оживленным торговым путем, из за трудностей с навигацией, древние греки прозвали его «Негостеприимным», многочисленные античные галеры, груженые ценными товарами, амфорами с маслом и вином, тонули, застигнутые штормом, не успев укрыться от непогоды в спасительных бухтах. Морские сражения во все времена оставляли после себя горящие остовы кораблей, навсегда уходящие под воду. Сколько их? Не знает никто.
Еще совсем недавно, побывать на затонувшем корабле, могли позволить себе только соответствующие водолазные организации, это было технически сложно. Сегодня, подводное снаряжение можно купить в любых спортивных магазинах, а пройти необходимую для погружений подготовку и сертификат дайвера можно за относительно небольшой срок.
3d панорамы затонувшего корабля в р-не Анапы
Не все погибшие суда лежат глубоко, известные затонувшие корабли Черного моря покоятся на глубинах от 10 до 45 метров. Эта глубина вполне доступна для подготовленного подводного пловца.
Черное море бережно хранит свои трофеи, затонувшие объекты довольно неплохо сохраняются. Например, на сбитом в годы войны и пролежавшем на дне около 70 лет фронтовом бомбардировщике до сих пор свободно вращается на турели крупнокалиберный пулемет, открываются и закрываются створки технического отсека, а номер на корпус как будто нанесен совсем недавно. Найденные и представляющие интерес для осмотра затонувшие объекты на Черном море, это в основном корабли и самолеты времен Великой Отечественной войны. Только на участке Черного моря, от Керченского пролива до Новороссийска, потоплена не одна сотня кораблей, и сбито множество самолетов с обеих воюющих сторон. Действия наших войск на суше поставило Германию в полную зависимость от морских перевозок. Вдоль побережья к Новороссийску постоянно шли немецкие конвои из траспортных судов и десантных барж (БДБ), в сопровождении боевых кораблей, прикрываемые с воздуха «фоккерами» и «Мессерами», везли боеприпасы и живую силу. Их встречали яростным огнем наши деды. Неся потери, советские штурмовики «Ил-2» топили конвой за конвоем. Они так и остались, там, море уровняло всех, приняв под свой саван.
А сколько кораблей, подводных лодок и самолетов пропало без вести! Многие из обнаруженных на сегодняшний день судов нанесены на навигационные карты под названиями, которые им не принадлежат. Все основывается на сопоставлении примерных совпадений, дат, никем не подтвержденных координатах. Представьте, что может стать с судном после попадания в него авиабомбы или обстрела из крупнокалиберных береговых орудий, да еще если оно везло боеприпасы. От корабля остается только набор днища и разбросанные на большой площади дна куски корпуса.
На фото: В районе Анапы, останки затонувшего деревянного парусного судна, длиной около 23 м, шириной по миделю 6,5 м.
На фото: В районе Анапы, затонувший корабль «Гродипия».
Лента новостей
Москва поддержит ФК «Севастополь» новыми местами для болельщиков
Развлекательный центр в парке Победы остался загадкой для Севастополя
Севастопольские виноделы упросили поднять цены на импортные вина
СВО: фронтов и тревоги меньше не становится
Кто заставит Штаты ответить за удар кассетными бомбами по России?
Более сотни любителей лесной романтики оштрафовали в крымских заповедниках
Средний класс оказался в Севастополе редчайшим видом
ОБСЕ и «рашизм»: как РФ проиграла битву за положительный образ
СВО: что дальше
Сроки восстановления Крымского моста передвинули на 31 декабря
Въезд в Севастополь по трассе «Таврида» закроют на две ночи
Куда лезет Польша, и что её ждёт?
Цифровой рубль введён — чем он отличается от налички, крипты и безнала?
В Крыму люди реже стали тонуть в море
Конкурс по транспортной карте Севастополя остановлен из-за жалобы московской «Тройки»
Поднятая со дна моря часть парома поможет узнать причину гибели сотен людей
Несухие цифры. Сколько объектов находится на дне Чёрного моря?
Летом 2015 года на глубине 80 метров у берегов Балаклавы в Крыму подводные археологи обнаружили остатки деревянного корабля, который относится к периоду средневековья. На корабле хорошо сохранился груз амфор. Таких находок вдоль крымского побережья — сотни. Многие суда ещё ждут своего часа, поскольку подводная археология — наука достаточно молодая.
— По нашим предварительным подсчётам, — говорит заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев, — у побережья Крыма затонуло чуть больше 2000 объектов. С древнейших времён до конца Великой Отечественной войны. Большая их часть — в XX веке: это корабли, суда и самолёты периода Первой мировой войны, Гражданской войны в России и Великой Отечественной. По ним более-менее статистика понятна, потому что есть архивные данные. А все кораблекрушения ранее XVIII века в источниках нам неизвестны. Но при этом ежегодно учёные и страстные дайверы совершают всё новые и новые открытия. К примеру, в последние годы в акватории Крыма на больших глубинах найдено несколько объектов кораблекрушений Византийского периода, средневековых. Из тех, что найдены, у нас осмотрено чуть больше сотни, археологически изучено чуть больше десятка, — резюмирует учёный.
Затонувшая «Месть королевы Анны»
В 1710 году, в английском городе Бристоль, был построен корабль под названием «Конкорд». В 1713 году судно перешло в руки Испании, а потом начало использоваться для перевозки грузов французами. Во время одного из плаваний в 1717 году, корабль был атакован командой пиратов под руководством капитана Эдварда Тича (Edward Teach), также известного как «Черная борода». Вопреки стереотипам о жестокости пиратов, он был мудрым предводителем, избегал применения силы и после его нападений на кораблях не оставалось следов пыток и убийств. Именно он является прообразом многих персонажей в произведениях про пиратов.
Именно таким Эдварда Тича изображают в литературе
После захвата «Конкорда», он увеличил количество пушек с 14 до 49 штук, изменил интерьер и переименовал его в «Месть королевы Анны». Если верить историческим данным, он сел на мель в 1718 году и затонул. Однако, местонахождения останков корабля долгое время не удавалось найти. Это произошло только в 1996 году, благодаря трудам исследовательской компании Intersal. Доказательства того, что ученые имеют дело именно с кораблем Эдварда Тича, появились только к 2011 году. Об этом свидетельствовали такие находки поблизости останков корабля, как бронзовая монета 1700-х годов? останки посуды, сделанных в честь правителей тех времен и шприц, который использовался для лечения венерических болезней.
«Месть королевы Анны» в представлении художника
Как оказалось, корабль не ушел в глубины морей и океанов, потому что его останки были найдены всего лишь на 7-метровой глубине. Помимо вышеупомянутых предметов, исследователям удалось найти 21 пушку, которые были произведены в разных странах. Обилие мушкетных пуль, ядер и прочего стрелкового оружия говорит о том, что команда пиратов из более 400 человек была хорошо вооружена.
Останки «Мести королевы Анны»
Изучение места затопления «Мести королевы Анны» ведется и по сей день. Подробнее о нем и пирате Эдварде Тиче можно узнать из фильма «Пираты Карибского моря: Черная борода». В нем как раз хорошо рушится стереотип о том, что пираты были кровожадными разбойниками. В фильме они представлены как обыкновенные люди, которые хотели хоть чего-то достичь. Опять же, рекомендую!
Самое большое кладбище кораблей
Может показаться, что лежащие на дне 23 корабля — это очень много. Однако, нет. Однажды исследовательская группа Black Sea Maritime Archaeology Project, которая состоит из британских и болгарских ученых, обнаружили кладбище с 40 кораблями. Все они лежат на дне Черного моря и, в большей мере, принадлежат Византийской и Османской империям. Исследователи нашли это место совершенно случайно, когда хотели нарисовать карту морского дна на глубине 1800 метров. А сделать это было необходимо, чтобы выяснить, как затопление прибрежных районов после Ледникового периода повлияло на древних людей.
Один из кораблей, обнаруженный на дне Черного моря
Судно исследователей прошло около 1250 километров вдоль береговой линии Болгарии. Именно тогда ученые и заметили, что на дне что-то есть. В конечном итоге им удалось обнаружить пять сотен кораблей, которые тоже были построены в совершенно разное время и оказались на дне по совершенно разным причинам. Многие виды кораблей были известны науке только по описаниям из исторических документов. Так что, благодаря находке, им удалось в прямом смысле прикоснуться к таинственным объектам древности. Благодаря тому, что останки кораблей находились в области с минимальной концентрацией кислорода, они отлично сохранились.
На тему затонувших кораблей советую прочитать еще один материал на Hi-News.ru. Благо, у нас их предостаточно. Например, в 2019 году я рассказывал о том, что ученым удалось найти один из кораблей Христофора Колумба. Эта находка считается уникальной, потому что многие другие суда были разъедены так называемыми «Корабельными червями». Внутри статьи вы еще найдете видео, в котором показано, как именно выглядит затонувший корабль под водой.
MS World Discoverer
Где искать: Соломоновы Острова
Когда затонул: 2000-й год
Технически этот круизный лайнер можно назвать наполовину затонувшим, поскольку другая его половина находится над водой. Корабль построила немецкая компания Schichau Unterweser в 1974 год. 25 лет MS World Discoverer успешно перевозил туристов.
В 2000-м году корабль столкнулся с подводной скалой или коралловым рифом (точно неизвестно), в результате чего сел на мель и наклонился на один борт, но полностью не затонул.
Во время гражданской войны на Соломоновых Островах, судно разграбили, поэтому никто не хочет буксировать его на разборку.
Затонувшие и ненайденные объекты в Чёрном море
«Чёрный принц»
В 1854 году британский парусно-винтовой корабль «HMS Prince» шёл в Крым, чтобы доставить английской армии, осадившей Севастополь во время Крымской войны, медикаменты, зимнее обмундирование, а также жалованье солдатам и офицерам. Сумма составляла 500 тысяч фунтов стерлингов золотом и серебром.
Корабль до берега не дошёл — затонул во время шторма в Балаклавской бухте. С тех пор сотни искателей сокровищ прочёсывают морское дно. На поиски золота были снаряжены экспедиции из Франции, США, Норвегии, Германии и Испании. Лишь сами британцы в поисках не участвовали.
Некоторые учёные считают, что золото и серебро выгрузили в Стамбуле, где был интендантский штаб. В 2010 году появилась информация, что обломки судна обнаружили украинские дайверы и даже подняли со дна осколки капитанского сервиза с названием судна. Однако подводные искатели с упорством, достойным лучшего применения, продолжают прочёсывать дно в Балаклавской бухте.
Д-4 «Революционер» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка, построенная в 1927–1930 годах, четвёртый корабль серии I, проекта Д — «Декабрист».
За годы Великой Отечественной войны Д-4 совершила 16 боевых походов, в том числе 6 транспортных рейсов в осаждённый Севастополь. Потопила немецкий транспорт «Boy Federsen» (бывший советский «Харьков»), болгарский транспорт «Варна» и, вероятно, германский транспорт «Santa-Fe». Все — близ мыса Тарханкут.
11 ноября 1943 года лодка вышла в боевой поход. В последний раз Д-4 видели 1 декабря с подводной лодки Щ-209. В качестве места гибели некоторые источники называют Калиматский залив. Здесь, юго-западнее мыса Урет, после неудачной атаки десантной баржи № 566 Д-4 потопили противолодочные корабли Uj-103 и Uj-102.
Лидер эсминцев «Харьков» (проект 1), эсминцы «Беспощадный» и «Способный» (проект 7-У)
Суда погибли 6 октября 1943 года при проведении набеговой операции на побережье Крымского полуострова, занятого немецкими войсками. Из 903 человек, находившихся на борту трёх погибших кораблей, катера и гидросамолёты спасли 187. Суда могут располагаться на глубине порядка 1800 метров и удалении 160 км от морского порта Новороссийск.
«Лэрисс»
Начинающие дайверы у мыса Тарханкут часто ищут корабль «Лэрисс», который зимой 1944 года будто бы вывозил в Румынию ценности, награбленные вермахтом из музеев Крыма, Ставропольского края и Ростовской области: картины, старинную керамику, золото, серебро, дворцовую утварь.
На самом деле судно «Larissa», действительно, было в составе германского торгового флота, только затонуло оно 1 мая 1941 года в заливе Волос (Греция) в результате подрыва на британской мине.
Так что в Чёрном море искать это судно не просто трудно, но ещё и бессмысленно.
Главную угрозу несет в себе коррозия
Ее развитие, безусловно, зависит от большого количества факторов, включая глубину залегания судна, температуру и соленость воды, силу подводных течений и т.д. Другими словами, корпусная часть любого корабля по-разному подвергается процессу коррозии. Но все дело в том, что он необратим. Так или иначе, но любая сталь становится за 10 лет тоньше на 0.5-2 мм. Кому-то может показаться, что это немного. Но только не тем, кто знаком со структурой металлов. Если стальные плиты уже потеряли до 10 мм своей первоначальной толщины, то материал становится максимально нестабильным. Даже незначительное давление может многократно ускорить процессы разрушения. Таким образом, подавляющее количество кораблей, которые лежат на дне со времен II-й мировой войны, в настоящий момент находятся уже в критической фазе своего состояния. Дальше начнутся полные разрушения обшивки и протекания топливных хранилищ.
Точно так, как это произошло в период с лета 2014 по осень 2016 года, когда сразу три случая напомнили всем о нависшей над окружающей средой угрозе:
- 2014 год – вытекло горючее из танкера «Hutton», который затонул в 1942 году неподалеку от американской Северной Каролины;
- 2015 год – произошла утечка топлива из миноносца американских ВМС «USS Murphy», покоящегося в Атлантике;
- 2016 год – на 1.5 километра раскинулось маслянистое пятно, которое вытекло из подбитого боевой торпедой танкерного судна «Coimbra».
Поднимать затонувшие корабли на поверхность слишком дорого
В водах целого ряда стран, включая Соединенные Штаты, Великобританию, Канаду, Норвегию, Швецию, Польшу были обнаружены следы топливных и смазочных нефтяных продуктов. Конечно, современная техника вполне позволяет как поднять суда с максимально больших глубин, так и выкачать из них горючее. Однако это требует огромных финансовых затрат. К примеру, если посмотреть на аварию круизного пассажирского корабля «Costa Concordia», которая случилась 5 лет назад, то ликвидация последствий этого крушения потребовала 1.5 миллиарда евро. Таким образом, все это достаточно дорого. Даже развитые страны, чьи корабли лежат на дне морей или океанов, не спешат вкладывать сотни миллионов долларов в их обезвреживание.
Польша в зоне риска
На польском побережье Балтийского моря ежегодно отдыхает не менее 2 миллионов человек. Здесь действительно хорошие песчаные пляжи и пока еще чистый воздух. Вместе с этим, наверное, не все отдыхающие знают о том, что именно в этой местности осенью 1943 года, после авиаударов бомбардировщиков США затонуло немецкое судно «Штутгарт». В настоящий момент в результате разлива нефти 1000 тонн тяжелых нефтяных фракций уже попало в песок балтийского дна. Подверженная отраве площадь составляет примерно 50 полей для игры в футбол. Для приведения территории в порядок потребуются сотни миллионов долларов. Польские власти предпочитают пока не афишировать эту проблему. Американцы и немцы тем более.
Как загрязнение морей влияет на человека
А теперь давайте представим то, какое влияние оказывает на человека его непосредственное попадание в масляное пятно? Или, к примеру, пропитанная нефтяными продуктами рыба, которую он употребляет в пищу? В случаях прямого взаимодействия человека или других живых организмов с подобными зонами отравление наступает быстро. Но в иных вариантах это может быть незаметнее и медленнее. Если человек питается рыбой, которая выросла в загрязненной зоне, то сразу можно и не заметить что-то неладное. К сожалению, сейчас это чаще всего так и происходит. Однако в будущем подобные вещи не пройдут без последствий. Раковые заболевания, нездоровое потомство, генетические заболевания — все это звучит очень печально. Но именно к таким последствиям приводит игнорирование проблемы обезвреживания затонувших кораблей. Поэтому об этом нельзя молчать. Политикам и властям тех стран, чьи корабли лежат на дне морей, нельзя игнорировать наличие этой проблемы и нужно срочно начинать действовать! В противном случае, это может привести к действительно глобальной экологической катастрофе.
Лучшие места для погружений
Начать исследование дна Черного моря лучше всего с Музея местных подводных объектов. Глубина погружения совсем небольшая, как в бассейне. Рельеф дна образуют песчаные поля, чередующиеся со скальными породами. В месте погружения встречаются разнообразные рыбы, моллюски и крабы. Для некоторых из них отведены специальные места кормления. Подводная экспозиция представлена якорями древних периодов и деталями военной техники.
Помимо морской флоры и фауны, туристы могут исследовать затонувший американский бомбардировщик. Несмотря на то, что боевой самолет был сбит вражескими силами еще в воздухе, он чудом сохранился практически полностью. Любители военной техники также оценят и советский штурмовик ИЛ-2, которым здесь можно полюбоваться с непривычного ракурса.
Представляют интерес и затонувшие суда, особенно большой советский пароход «Кола», некогда подорвавшийся на мине. Хорошо сохранилось машинное отделение и многие другие детали, которые можно исследовать как снаружи, так и изнутри. Кроме парохода, любителям затонувших кораблей понравится самоходная шаланда «Гордилия» и корабль «Одесский горсовет».
В районе Бугазской косы можно найти обломки древнегреческих галер, между которых плавают стайки рыб и медузы. А крупные камни Малой бухты образуют таинственные подводные пещеры.
Не упустите возможность полюбоваться подводным ландшафтом на обзорной экскурсии. Крупные мидии, крабы и рапаны — лишь немногие обитатели моря, с которыми вы сможете встретиться. Каменные гряды, гроты и каньон, якоря затонувших кораблей, обросшие водорослями. Чтобы увидеть всю эту захватывающую красоту, не потребуется погружаться достаточно глубоко. Большинство популярных мест погружения расположены на глубине 6-12 метров. Дайвинг в Анапе и Витязево лучше делать в компании друзей, ведь после таких погружений обязательно захочется поделиться впечатлениями.
История
Об истории «Одесского Горсовета» известно очень мало. В основном все сведения были получены дайверами, которые часто посещают остов судна и от местных жителей: в частности, известное дайверам современное название судна произошло от надписи на одном из его спасательных кругов — если верить воспоминаниям очевидцев трагедии, то судно называлось «Горсовет», порт приписки — Одесса.
По одному из наиболее «популярных» описаний судьбы сухогруза «Одесский Горсовет» был построен в начале 1930-х годов и являлся обычным «рядовым» судном. С началом Великой Отечественной войны небольшие (по грузоподъёмности и своим линейным размерам) плавсредства превратились в грузовые корабли, которым отводилась роль «снабженцев» фронта (доставка оружия, провизии, снаряжения) и тыла (здесь ключевую позицию занимал вопрос продовольствия).
Экипажу «Одесского Горсовета» предстояло выполнить не менее ответственное задание, которое заключалось в перевозке мешков муки голодающим жителям Анапы. Неизвестно, сколько успешных рейсов удалось сделать команде этого сравнительно небольшого рабочего судна. Неизвестны и многие другие подробности, например, дата и время гибели (историки ограничиваются формулировкой «зима 1941—1942 гг.»), причина затопления (существуют две основных версии: авианалёт и торпедная атака). Часть экипажа судна после повреждения его врагом пересидела непогоду на борту, а часть поплыла к берегу на шлюпках и подручных средствах, при этом многие из них утонули в бурном прибое. Со слов старожилов посёлка Витязево, тела моряков были захоронены в братской могиле на пляже, поверх которой из камней была воздвигнута пирамида, на ней был закреплён спасательный круг судна. Сохранилась ли эта могила, неизвестно.
«Андреа Дориа»
Этот красивый лайнер был построен в 1951 году. Судно было роскошным, для каждого из 1241 пассажиров здесь были созданы отличные условия. Плавать бы ему, да плавать, но вот только в июле 1956 года судно попало в густой туман. Видимости практически не было, и экипаж вёл корабль вслепую. Также приходилось делать и шведскому грузовому кораблю «Стокгольм», в результате чего они и встретились в одной точке. Оба судна в результате столкновения получили сильные повреждения, но шведский «грузовик» оказался крепче и остался на плаву, а вот «Андреа Дориа» начала тонуть. Делала она это намного дольше «Лузитании» (11 часов), поэтому всех пассажиров, за исключением погибших во время инцидента, удалось спасти.
132-метровый «Фудзикава Мару»
Кладбище кораблей у берегов Микронезии возле острова Трук образовалось в годы второй мировой войны. В ходе военной операции «Хилтон» в 1944 году американским истребителям удалось разгромить японский морской и воздушный флот. На протяжении многих десятилетий погребенная на морском дне военная техника почти никого не привлекало, пока в 70-е годы научная экспедиция Жака Кусто не занялась ее исследованием. С той поры дайверы со всех уголков планеты спешат увидеть затонувшие субмарины, самолеты, корабли и танки Японии времен второй мировой.
Лагуна Трук, на дне которой находится кладбище японской военной техники, со всех сторон окружена кораллами, предохраняющими технику от океанических течений. Поэтому погребенные субмарины, морские судна и самолеты хорошо сохранились. Кроме того, некоторые корабли встретили свою гибель на отмели. К таким можно отнести 132-метровый «Фудзикава Мару», к которому на 9-метровую глубину сможет опуститься любой дайвер. Кроме затонувшей грандиозной военной техники любителей подводного плавания могут заинтересовать прочно обосновавшиеся здесь изумительные кораллы и яркие тропические рыбки, среди которых могут встречаться и рифовые акулы.
Лайнер Андреа Дориа
Затонувший на пути к Нью-Йорку на глубине 75 м лайнер Андреа Дориа был первым пассажирским кораблем международного класса, построенным после Второй мировой войны. Недалеко от американского побережья при нулевой видимости в борт «Дории» врезалось шведское судно, направлявшееся в Европу. Капитан тонущего лайнера сделал все возможное для спасения пассажиров и экипажа. На помощь «Дории» пришли четыре находящихся поблизости корабля. Невзирая на то, что на борту судна находилось 1134 пассажира и 572 членов команды, почти всех удалось спасти. Погибли только 43 пассажира во время столкновения судов. «Андреа Дориа» считается самой недоступной для дайверов из-за отдаленности от берега, низкой температуры воды и большой глубины.