Священные места башкирии: от мавзолея хусейн-бека до иремели и горы нарыстау

Как добраться

Ехать следует из Уфы. Трасса М5 ведет на Москву. Вот по ней удобнее всего и добираться. На ней будет указатель на поселок Чишмы. От него до мавзолея Турахана около 12 км. Двигаться на автомобиле надо в юго-западном направлении. От поселка можно добраться и пешком. Потребуется всего около 20 минут.

В Чишмы из Уфы можно добраться на электричке, да и большинство железнодорожных поездов делает там остановку. Ходят туда и рейсовые пригородные автобусы.

На карте

Проще всего ориентироваться по двум деревням Нижние Термы и Верхние. Мавзолей стоит где-то посредине между ними.

Дорога удобная, асфальтированная. Мимо не проедешь, так как мавзолей находится на пригорке в 100 м от дороги. Виден издалека.

История[]

Файл:Ignateva cave entry.jpg

Река Сим и вход в Игнатьевскую пещеру

Файл:Мавзолей Хусейн-бека в посёлке Чишмы.JPG

Мавзолей Хусейн-бека. XIV век.

Файл:Мечеть.4.jpg

Первая соборная мечеть Уфы, построенная в 1830 году

Зарождение архитектуры в Башкирии связано с созданием в каменном веке простейших укрытий и жилищ. В качестве естественных укрытий и храмов святилищ первобытные люди на территории Башкирии использовали карстовые пещеры (Игнатьевское святилище, Шульган-Таш). Первые жилища устраивались в расщелинах скал (Урта-Тубе) или вырубались в скале и перекрывались бревнами (Суртандинские стоянки).

В неолите здесь строили прямоугольные удлиненные дома, соединенные друг с другом переходами. В бронзовом веке (абашевская культура) строили постройки с деревянными или обмазанными глиной стенами, которые для оборонительных целей располагались по периметру поселения (Тюбяк). Для срубной культуры была типична линейная планировка домов-землянок или полуземлянок (Юмаковские поселения). Также данная планировка поселений была и в андроновской культурно-исторической общности с жилищами наземного типа и сложными пристенными сооружениями.

Среди памятников древней архитектуры Зауралья выделяются городища замкнутого типа Страны городов (Аркаим, Берсуат, Синташта и другие).

В эпоху железного века появляются укрепленные городища ананьинской, пьяноборьской и кара-абызской культур. Поселения укреплялись валами, стенами и другими сооружениями. К числу погребальных памятников, относятся курганные могильники (Баишевские курганы, Синташта, Филипповские курганы и другие). Традиционным жилищем кочевых народов Южного Урала (башкир, булгар, кипчаков и др.) была юрта — основной тип жилищ временных кочёвок. Характер использования подобных временных жилищ был продиктован сезонными кочев­ками. У башкир были также распространены землянки, каркасные, саманные и срубные жилищные строения.

К ранним формам каменного зодчества относятся менгиры — каменные столбы, которые играли роль первых монументов, ориентиров, связанных с кочевым укладом родоплеменных общин. Менгиры сохранились близ д. Табулды Стерлибашевского района.

Файл:Земская Управа Стерлитамак.jpg

Здание Земской управы в г. Стерлитамаке

Файл:Гостиный двор Уфа.JPG

Гостиный двор

Файл:UfaArcheoMuseum.jpg

Дом Поносовой-Молло

В 10-15 веках на территории РБ происходил постепенный переход людей к оседлости и примитивному земледелию, что создало условия для развития деревянного зодчества из доступных материалов, происходит формирование сложных типов жилищ. Первые деревни были спланированы на криволинейных и лучевых схемах. Распространенными типами деревянных жилых домов были четырёхстенки (дурт мейэшле ей) и дома со связью — два отдельных четырёхстенных сруба, соединенных бревенчатыми сенями (кара-каршы ей). В 19-20 веках появляются пятистенки. В 30-е годы 20 века в БАССР распространение получили дома с прирубом — четырёхстенок, имеющий пристройку. Эти дома в процессе их использования подвергались изменениям внутренней части в соответствии с особенностями социального уклада жизни башкир.

В XIV веке возникают первые каменные постройки мемориального и культового назначения — кэшэнэ (кэшэнэ Бэндэбикэ, мавзолей Хусейн-бека, мавзолей Тура-хана, Мавзолей Кесене и другие).

С XVI века возрастает число мечетей, которые строятся из дерева в виде жилищ. Первоначально мечети ставились на подклет и имели 8-гранный или круглый молитвенный зал.
Самая ранняя постройка этого типа — Тошкуровская мечеть в Балтачевском районе (конец XVI — начало XVII века). Дальнейшее развитие архитектуры связано с присоединением Башкирии к России.

В городах республики — начале XVII века возводится самая ранняя христианская постройка на территории кремля в Уфе — Смоленская церковь. Возводятся монастыри — Успенский и Христо-Рождественский.

К памятникам XVIII века относятся Казанская Церковь (1758; ныне Казанско-Богородиикая Церковь, Троицкая церковь (1758) в селе Верхнетроицкое Туимазинского района и Христорождественская церковь в селе Березовка Уфимского района первоначально содержавшие элементы русского барокко.

В XVIII веке зарождается промышленная архитектура. Наиболее ранние комплексы, включающие постройки различного назначения — Воскресенский завод, Верхоторский завод и другие построены в стиле русского барокко.

Всплеск во время хана Узбека и его сына Джанибека

В конце XIII–XIV вв. в странах мусульманского Востока (в основном – в Иране и Средней Азии) и в южной части Восточной Европы (в пределах Улуса Джучи) происходит массовый «всплеск» строительства монументальных усыпальниц – мавзолеев (мазар, кэшэнэ, текие, гумбад, дюрбе). Данное явление стимулировалось процессом постепенной тюркизации и исламизации монгольских завоевателей. В Золотой Орде эти события были связаны с реформаторской деятельностью хана Узбека и его сына Джанибека в первой половине XIV в., положивших начало идеологическим новациям в стране. «С Узбеком связано огромное строительство. По его приказанию возводились в Сарае Берке мечети, медресе, мавзолеи, дворцы… Узбек-хан строил не только в Поволжье, но и в Крыму…».

Мавзолей Джучи-хана. Источник фото: ru.wikipedia.org

Строительство монументальных надмогильных сооружений в Золотой Орде (Ак-Орде) началось еще до официального принятия мусульманской религии властями великой державы. С началом целенаправленной политики исламизации языческого населения Улуса Джучи мавзолеи широко использовались ханской администрацией в деле монументальной пропаганды на просторах открытой степи, где усыпальницы были основным видом мусульманских культовых построек. В качестве примера рассмотрим строительные особенности золотоордынского города Шехр ал-Джедид (Старый Орхей, Оргеевский р-н Молдовы) на р. Реут. Авторы раскопок отмечают: «Интересен …тот факт, что из всех монументальных сооружений Шехр ал-Джедида лишь усыпальницы-мазары были построены из красного плоского кирпича, а остальные же сооружения – из местного известнякового камня. Использование при строительстве мавзолеев только кирпичной кладки подтверждают и материалы раскопок двух мазаров XIV в., открытых в 25 км севернее Шехр ал-Джедида у с. Бравичены Оргеевского р-на». По нашему мнению, здесь мы видим пример того, что по приказу ханской администрации рассылались специальные бригады строителей мавзолеев в разные концы империи. 

«Степная аристократия еще не полностью придерживалась норм шариата»

Как видим, к моменту строительства степная аристократия еще не полностью придерживалась норм шариата, а сами мавзолеи воспринимались кочевниками скорее в качестве элитных семейных усыпальниц, нежели как культовые объекты. Аналогии поливным изразцам, а также надежные датировки вещей (серьги «знак вопроса», зеркала, бокки, серебряные чашечки) указывают на ХIII–ХIV вв. (точнее – ХIV в.) как на время возведения кирпичных мавзолеев. Прекращение строительства связано с политическим кризисом в Улусе Джучи, поскольку после смерти хана Бердибека (т.е. в 60–70-е годы ХIV в.) здесь вспыхнула кровавая гражданская война («великая замятня»). 
Отметим, что две названные школы культового мемориального зодчества в Ак-Орде объединяют (помимо назначения) общие архитектурные принципы, главными из которых были геометрические основы построения конструкций. По словам специалистов, «все основные объемно-пространственные формы архитектуры этой эпохи восходили к простейшим геометрическим фигурам, взятым совокупно в виде целостной системы возможных вариантов. Это означает, что купольноцентрические сооружения разнообразились не по прихоти отдельных зодчих…». Даже простейшие усыпальницы Золотой Орды имели квадратные объемы стен, надстроенные цилиндрическими (гранеными) барабанами, увенчанными пирамидальными (конусовидными) куполами. Важнейшей деталью фасадов в XIII– XIV вв. становятся вертикальные порталы (от лат. porta – вход, ворота) – высокие прямоугольные пештаки, прорезанные арочной нишей с входом. 

Как добраться[править]

Из Уфы электрички на Раевку или Кандры, 8 раз в день, в пути чуть больше часа. Также в Чишмах останавливаются почти все дальние поезда, идущие из Уфы на запад. Маршрутки ходят с интервалом 15-20 мин, в пути около часа. В Уфе они отправляются от остановки «Хрусталь» (ул. Ленина, 59) или от Южного автовокзала. Проходящих маршрутов в Чишмах мало, только на Давлеканово и Раевский. Остальные идут по трассе М5, не заезжая в Чишмы.

На машине можно поехать по М5 и свернуть на Чишмы, либо же выехать из Уфы по оренбургскому тракту и свернуть направо, не доезжая до поворота на аэропорт. По расстоянию эти маршруты почти равнозначны (50 км).

Мавзолей Тура-хана

На стене сооружения с советских времен сохранилась табличка с отметкой, что памятник архитектуры XII века охраняется государством. Тогда это одно из самых древних строений на территории Башкирии. Специалисты считают правильным датировать строительство XIV– XV веками.

Мавзолей иначе называют кэшэнэ. Это тюркское слово, означающее «дом мертвых». Обычно такие строения возводились в исламизированных регионах в месте захоронения почитаемых людей. Он представляет собой квадратное сооружение, заканчивающееся сводчатым куполом. Чтобы пройти внутрь, надо миновать арочный портал.

Фундамент мавзолея имеет почти правильную квадратную форму с размерами 6,6х6,59 м. На высоте 3,2 м стены из квадратных превращаются в восьмигранные. Это стало возможным за счет тромпов — вогнутых частей конусообразного купола. Восьмигранный купол начинается на высоте 3,7 м.

Для строительства кэшэнэ использовали местный известняк. Его лишь слегка подгоняли между собой. Камни соединяли между собой с помощью известкового раствора. Для купола использовали вулканический туф. Он более легкий и его было легче поднять на высоту.

Стены толщиной от 1,07 м до 1,12 м с западной и южной стороны дополнили оконными проемами, заканчивающиеся сверху арками. Внутри погребальной камеры сооружен еще один внутренний сферический купол.

История и легенды

Сохранились народные башкирские предания, в которых есть информация, что на реке Белой располагалась ставка Тура-хана. Документов, проливающих свет, кем он был на самом деле, нет. Но существует легенда, что он был потомком самого Чингисхана. С горы Туратау он контролировал все происходившее вокруг, принимал дань и планировал завоевательные походы. У него был соперник, ногайский мурза Алтакар. Вместе с ним погиб и брат Басман. Что это было? Месть или смена власти — неизвестно.

Во всяком случае во время археологических раскопок было обнаружено две могилы. В одной могиле человек был положен в деревянный гроб, расположенный с запада на восток. Он был одет в длинную рубаху, вышитую орнаментом в виде окружностей. По всем признакам захоронение следует классифицировать как раннемусульманский памятник булгарского типа.

По еще одной версии Тура-хан стал первым башкирским правителем, принявшим мусульманскую веру. Но точно это подтвердить также невозможно.

При проведении археологических работ пытались отыскать хоть какие-то свидетельства атрибутики личности захороненного, но ничего не обнаружили.

Во время поисков с западной стороны был обнаружен еще один мавзолей, но он оказался недостроенным. Сохранившиеся камни позволяют сказать, что это было большое здание, скорее всего каменная мечеть.

Булгарская школы

Не будем забывать о том, что в арабских районах мавзолеи не получили такого широкого распространения, как в областях расселения тюрок (и в Иране, где тюрки и монголы когда-то правили), а вахабиты в Саудовской Аравии до сих пор не признают эти постройки каноническими

Популярность монументальных усыпальниц в тюрко-монгольской среде зиждилась на развитом культе предков у выходцев с просторов Великого пояса степей Евразии и стимулировалась популярностью суфизма в областях, где больше всего уделяли внимание строительству мавзолеев. Неслучайно также появление в этих странах массивных куполов (полусферических, шатровых, и др.), декорированных ультрамариновыми изразцами, символизировавшими тюрко-монгольское Вечное Синее Небо. 
Таким образом, усыпальницы стран Востока стали отражением синтеза творческих идей разных народов, сумевших совместно создать и воплотить в жизнь единые эстетические каноны рассматриваемого вида мусульманской архитектуры

Однако когда мы говорим о творческом взаимодействии и взаимовлиянии различных культовых архитектурно-строительных школ Золотой Орды, как и о том, что власти Улуса Джучи использовали все доступные им возможности в деле монументальной пропаганды мусульманской религии (когда к этой работе привлекались и среднеазиатские, и булгарские мастера), не будем все же забывать о причинах более широкого распространения кирпичных построек на огромных территориях беспредельной степи. Анализ архитектурных особенностей показывает, что кирпичное строительство усыпальниц все же больше влияло на каменное. Причины здесь понятны: а) на Среднем Востоке строительство из кирпича имеет древние многовековые традиции и отрабатывалось оно задолго до мусульманизации этих регионов; б) кирпич – более пластичный материал, нежели камень. Тяжеловесность кирпичных усыпальниц меньше, чем каменных, так как в них лучше распределялись усилия давления купола и барабана на массив стен. А это позволяло строить из кирпича здания выше, сложнее и вычурнее, нежели из камня. При несомненном восприятии булгарскими зодчими основ и умений каменного строительства, такого мастерства, какое имели строители в Армении, они все же достичь не успели; в) ислам в Иране и Средней Азии утвердился ранее, чем в Поволжье. К моменту расцвета булгарского каменного строительства именно Средняя Азия и Иран уже активно генерировали культурные импульсы архитектурных и строительных особенностей, ставших каноническими в мире ислама. Здесь зарождались центрические-купольные и портально-купольные формы, шатровые купола, гофры, принципы соразмерности квадратного кирпича, монументальные фасады (пештаки), декоративные герихи, парусные, ячеистые и другие виды тромпов, склепы, изразцовые покрытия, надгробия типа мастаба (араб. «каменная скамья») и др.; г) немаловажным фактором была меньшая трудозатратность и стоимость кирпичного строительства; д) еще одной причиной экономического порядка стало активное функционирование волжского торгового пути (из Хорезма на Среднюю Волгу и далее), по которому циркулировали не только товары и капиталы, но и инновационные идеи (культурные и мировоззренческие); е) большая мобильность специалистов работы с глиной общеизвестна. Пластичные глины встречаются несравнимо чаще месторождений необходимого строительного камня. 

Мусульманская надмогильная плита, датируемая 1442–1447 гг., найдена местным краеведом Г.К. Воробьевым
неподалеку от дер. Старо-Калмаш Чекмагушевского р-на Республики БашкортостанИсточник фото: админ.татаровед.рф

Чишмы, Агзиратово кладбище. Там, где Тамерлан преклонял колени.: varandej

Чишмы — крупный (24 тысячи жителей) ПГТ в 40 километрах от Уфы. Туда ходят электрички и маршрутки от улицы Ленина, в пути 40 минут. С виду ничем не приметный поселок, Чишмы известны уникальным памятником: мавзолеем Хусейнбека, что построил в конце 14 века Тамерлан на Агзиратовом кладбище.

В самих Чишмах смотреть откровенно нечего. Довольно-таки типовая станция с двумя водонапорками — пожалуй, все.

Хотя нельзя не заметить характерную для Башкирии опрятность и ухоженность типовых зданий — которых в Чишмах немного: преобладает тут частный сектор.

Если вы едете из Уфы на маршрутке, попросите остановить на нефтебазе — это примерно 300 метров не доезжая железнодорожной станции

Переходите через пути (только осторожно — товарняки тут носятся как поезда в московском метро), обойдите нефтебазу, а дальше — прямиком через поле. Идти около километра, любуясь пейзажами Речной Башкирии

Наконец, вы достигнете кладбищенской ограды, за которой множество необычайно плото стоящих могил уже нашей эпохи, за которыми просматривается заросший травой купол средневекового мавзолея.

Это кэшэнэ (так башкиры называют мавзолеи) Хусейнбека — одна из главных мусульманских святынь России. Где-то в начале 14 века в Башкирию из Средней Азии пришёл Хусейн-бек, сын Азмир-бека, ученик самого Ахмета Ясави, чей мавзолей в городе Туркестан (Ясы) ныне главная святыне Казахстана. Пришел не просто так, а по приглашению — башкирский хан Барыч решил обратить свой народ, тогда еще исповедовавший тенгрианство, в ислам, для чего ему нужен был проповедник. Хусейн-бек проповедовал в Башкирии несколько десятилетий, и умер здесь же в 1341 году 80-летним старцем. Его могила сразу стала главной святыней Башкирии, а спустя несколько десятилетий через эти земли проходит Тамерлан. Башкиры, издавна враждовавшие с Золотой Ордой, встречали завоевателя как почётного гостя. «Железный хромец» решил поклониться и могиле святого, после чего повелел выстроить над ней мавзолей.

Кэшэнэ по-прежнему чтим. Осматривая его и его окрестности, я видел, как то и дело сюда приходили люди, вставали у окон, читали какие-то молитвы и уходили. Входы в кэшэнэ закрыты решетками, а внутри — надгробие самого Хусейнбека.

А рядом с мавзолеем из травы выглядывают еще несколько старых, источенных водой и ветром надгробий:

Их покрывает не арабская вязь, а то ли монгольские письмена, то ли башкирские тамги (родовые знаки), то ли тюркские руны. Часть надгробий явно моложе:

Часть — явно значительно старше:

Сколько этим камням веков? И кто под ними покоится?

Считается, что на Агзиратовом кладбище похоронены умершие в походе соратники Тамерлана. А может быть — знать средневековой Башкирии.

На некоторых надгробиях не разобрать ни одной надписи:

Некоторые уже почти целиком ушли в землю:

На самом кладбище большинство захоронений — второй половины ХХ века, и все-таки и там можно найти каменную стелу 18-19 веков:

А на некоторых могилах растет вот это вот странное растение, называемое «петров крест»:

Современная архитектура[]

Файл:Конгресс-холл.jpg

Здание Конгресс-холла в Уфе

Файл:Уфа-арена 11.11.07.JPG

Многофункциональный спортивно-концертный комплекс Уфа-Арена

Файл:Железнодорожный вокзал Уфы.jpg

Уфимский железнодорожный вокзал

Файл:Ипподром Акбузат.jpg

Ипподром «Акбузат»

Файл:СКК Салават.jpg

Спортивно-концертный комплекс в Салавате

Современные тенденции в архитектуре нашли отражения в зданиях банков в Уфе — Сбербанк, Банк Уралсиб, Башпромбанк, Национальный банк, театров, учебных заведений, спортивных комплексов, железнодорожных и автовокзалов (Уфа).

В настоящее время ведущими проектными организациями по разработке генеральных планов городских и сельских поселений Республики Башкрия являются ЗАО «Башкиргражданпроект» и «Башагропромпроект».

Новые тенденции в области строительства жилья проявились в таких объектах, как жилые комплексы в микрорайонах Сипайлово, Инорс, Караидельском, на улицах Дорофеева, Кирова, на проспекте Октября в Уфе, жилые дома в городах Салавате, Сибае, Белорецке, Нефтекамске, Октябрьском, Бирске, в селе Новобелокатай Белокатайского района.

Подготовка архитектурных кадров для республики осуществляется на кафедре «Архитектура», созданной в 1971 году на базе Уфимского нефтяного института, Башкирском архитектурно-строительном колледже.

Памятники археологии[править]

Нет фото Кара-Якуповская стоянкаАдрес: Кара-Якупово , 1 км северо-западнееНомер объекта: 0301068000  /      Ссылки:  галереяОписание: Эпоха неолита. Памятник археологии федерального значения.
Нет фото Кара-Якуповское городище («Хан-Кала»)Адрес: Кара-Якупово , в 900 м к юго-востоку от селаНомер объекта: 0301069000  /      Ссылки:  галереяОписание: XIV-XV вв. Памятник археологии федерального значения.
Нет фото Старо-Ябалаклинский курганный могильникАдрес: Старые Ябалаклы, 1.5 км южнее селаНомер объекта: 0301071000  /      Ссылки:  галерея, паспорт объектаОписание: Памятник археологии федерального значения.

Окрестности

Если ехать из Уфы в Чишму по исторической Старочишминской дороге (она шла в направлении Самары), то можно завернуть в еще одно интересное место. Для этого нужно ехать по трассе в сторону аэропорта, повернуть в направлении Зубово, а вскоре – на Березовку. Здесь сохранилась одна из старейших церквей Башкортостана. Церковь Рождества Христова была построена помещиком Федором Третьяковым в 1780 году.

Если поехать дальше Чишмов, то в 22 км в селе Дурасово на берегу реки Демы можно найти водяную мельницу братьев Бушмариных. Дурасово было основано в конце XVIII века, получило название по фамилии владельцев. Впоследствии перешло к дворянам Блударёвым. До революции сюда приезжали на лечение кумысом.

В Уфе у Бушмариных были лавки и дома. Мельница находится между рекой Демой и деревней, от которой ее отделяет озеро-старица. Это деревянное трехэтажное строение в готическом стиле. Сейчас здание заброшено и постепенно разрушается.

Реферат Чишмы

Реферат на тему:

План:

  • Введение
  • 1 История
  • 2 Население
  • 3 Достопримечательности
  • 4 Экономика
  • 5 Средства массовой информации Источники
  • 7 Географическое положение Примечания

Введение

Это статья о районном центре Чишминского района.

Чишмы́ (башк. Шишмә) — посёлок городского типа, центр Чишминского района Башкортостана.

Крупная узловая железнодорожная станция Куйбышевской железной дороги (линии на Уфу, Самару и Ульяновск) в 37 км к юго-западу от Уфы.

1. История

Населённый пункт основан в 1650 году. Статус посёлка городского типа — с 1946 года. Территория Чишминского района имеет богатое историческое прошлое. Оно корнями уходит в средневековье, когда в 13-15 веках самое сильное и сплоченное племя башкир «Мин» разместилось в этих краях вдоль Демы. Позднее на эти земли пришли татары-мишары, бежавшие из покоренного русскими Казанского ханства, мордва — с Пензинской губернии, русские, украинцы – после присоединения башкирских земель к Руси. Сегодня в нашем районе проживают башкиры, татары, русские, мордва, украинцы, чуваши и представители многих других национальностей.

3. Достопримечательности

В посёлке Чишмы много достопримечательностей. Самые знаменитые из них — мавзолей Хусейн-бека и дворец Тура-хана, монумент памяти ВОВ, статуя Чапаева.Чишмы славятся также родниками и православной церквью. Ежегодно в Чишминском районе совместно с Центральным Духовным Управлением мусульман России проводится мероприятие, посвященное памяти первого имама земли Башкортостана Хаджи Хусейн-бека, конкурс чтецов Корана и основ Ислама. В Чишминском районе действует 22 мечети, 4 из которых распахнули свои двери в 2009 году. Положительным моментом здесь является то, что построены они на пожертвования предприятий, предпринимателей и граждан, выходцев из Чишминского района. Двери нового православного Успенского храма в р.п. Чишмы всегда открыты для верующих. Чишминский район – это родина многих известных людей. Здесь родились поэты, писатели и ученые, именитые представители великого башкирского народа. Это народный поэт, Заслуженный деятель искусств РСФСР Мустай Карим, знаменитые писатели Сайфи Кудаш, Муса Гали, Габдулла Байбурин, народная артистка, соловей башкирской эстрады Фарида Кудашева, народная артистка СССР Зайтуна Бикбулатова, звезды театральной сцены Гумер Абдульманов, Вазих Сайфуллин, Талига Бикташева, Ахат Уразметов, ученые Раиль и Рустем Кузеевы, селекционер, впервые в мире создавший короткостебельный неполегающий сорт озимой ржи «Чулпан» Сабирзян Кунакбаев и многие — многие другие.

4. Экономика

Основу экономики района составляют крупные перерабатывающие предприятия. Это ОАО «Чишминский сахарный завод», способный перерабатывать до 4 тыс. тонн корнеплодов в сутки и ОАО «Чишминское», производящее подсолнечное масло. Значительным событием 2009 года для экономики района стал ввод в эксплуатацию в ОАО «Чишминское» цеха экстракции. Он позволил увеличить суточный объем переработки подсолнечника на 150 тонн, и переработка теперь составляет более 500 тонн в сутки. В районе находятся завод железобетонных изделий, частные строительные организации, в т.ч. ООО «Башмодульстрой», известный профнастилом и металлочерепицей, функционируют жилищно-коммунальные предприятия, ООО «Аргон», Чишминский ДРСУ ГУП «Башкиравтодор». Чишминский район — район сельскохозяйственный, и многое у нас зависит от состояния сельскохозяйственного производства. На сегодняшний день аграрный сектор представлен 3 СПК, 18 ООО, 167 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, ЗАО «Чишминский свинокомплекс», ЗАО Агрофирма «Удряк», МУСП «Чишминский плодопитомнический совхоз».

5. Средства массовой информации

Экономическую, социальную и политическую жизнь Чишминского района освещают местные средства массовой информации. Среди них Чишминское Телевидение, которое ведет трансляции передач о жизни района. Печатные издания района своевременно рассказывают о событиях в Чишминском районе, среди них: газеты «Родник», «Чишмэ», «Дим Буйы», «Толпар».

Источники

  • terrus.ru — база данных России
  • Почтовые индексы Башкортостана
  • ОКАТО
  • Первая справочная Чишминского района
  • Первый Чишминский портал

Расстояние до:

ближайшей ж/д станции (Чишмы): 1 км

Примечания

  1. Административно-территориальное устройство Республики Башкортостан: Справочник / Сост. Р. Ф. Хабиров. — Уфа: Белая Река, 2007. — 416 с. — 10000 экз. — ISBN 978-5-87691-038-7

Что есть рядом?

Близ поселка сохранилось еще одно кэшэнэ — мавзолей Хусейн-бека. Он находится ближе к Уфе и построен на священном мусульманском кладбище. Это одна из самых ранних построек сооружений такого типа.

Считается, что Хусейн-бек стал основателем мусульманства в Башкирии. Его по просьбе башкирского хана Борака прислал туркестанский правитель Ахмед Ясави. В деле миссионерства Хусейн-бек не был одинок. Рядом с ними находились посланцы и бухарского хана. Хусейн добился определенных успехов и отправился в хадж в Мекку. После этого он с полным правом мог носить титул имама — верховного мусульманского лидера Башкирии. Всю оставшуюся жизнь он провел на башкирской земле и был похоронен на священном кладбище Ак-зиярат.

Со временем этот мавзолей разрушался. В начале XX его реконструировали.

Окрестности

Сам поселок Чишмы возник ввиду строительства Самаро-Златоустовской железной дороги. Его основали в конце XIX века. И в наше время это крупный железнодорожный узел. В нем до сих пор проживает больше 22 000 человек, обслуживающих железную дорогу.

Главной местной достопримечательностью следует признать мавзолеи. Но стоит посетить и краеведческий музей, а также побывать у памятника красному командиру В.Чапаеву.

Возле деревни Березовка сохранилась Церковь Рождества Христова. Она была возведена на средства помещика Федора Третьякова в конце XVIII века. Освятили церковь в 1780 году. Эта православная церковь считается одной из старейших на территории Башкирии.

Можно обнаружить в Чешменском районе и водяную мельницу. Она построена на берегу реки Демы. Произошло это в момент основания села Дурасово в конце XVIII века. Наименование связано с фамилией первых владельцев. Позднее село купили дворяне Блударевы.

Мельницей же владели братья Бушмарины. Так за мельницей и осталась их фамилия. Она представляла собой трехэтажное деревянное готическое здание. Существует ив настоящее время, но без ухода разрушается.

Мавзолеи кирпичные

В степной полосе Южного Урала известно несколько подобных усыпальниц, а на основе архивных материалов мы можем говорить о более трех десятках средневековых культовых построек в регионе. Свои формы сохранили до наших дней Варнинский (Челябинская обл.) и Абат-Байтакский (Казахстан) мавзолеи, еще несколько разрушенных памятников раскопано археологами в Башкортостане (Бэндэбикэ), на западе Казахстана (Жангыз-Агаш, Жаман-Каргала – Актюбинская обл. и Кара-Яр, Домолакер, Болгасын – Тургайская обл.), в Оренбуржье (Изобильнинский, Мустаевский и три «Тоцких») и Челябинской (Троцкий) области России. Эти постройки не связаны с какими-либо поселенческими объектами, они одиноко возвышались в открытой степи, либо образовывали группы из 2–3 мавзолеев. Они имели схожие архитектурные очертания, возведены из саманного и обожженного плоского квадратного кирпича (размером около 25х25х5 см с вариациями в ту или иную сторону) на илистом или глиняном растворе. Мавзолей Бэндэбикэ расположен возле дер. Максютово (Кугарчинский р-н РБ), раскапывался в 1968–69 гг. Н.А. Мажитовым. Основание сооружения прямоугольное (8,7х7 м), толщина стен 1,1 м. Стены выложены кирпичами двух цветов, образующими елочно-пирамидальный узор, декорирующий фасадные плоскости. Четверик стен посредством парусных или ячеистых тромпов переходит в барабан, увенчанный шатровым (пирамидальным или коническим) куполом. Входной проем размещен с южной стороны и был оформлен портальной аркой. Лицевая поверхность пештака (портала) имела П-образное бордюрное обрамление. Пол погребальной камеры вымощен плинфой. В центре помещения в каменном склепе была захоронена женщина, без вещей, с западной ориентировкой головы. Кирпичные мавзолеи Оренбуржья и Казахстана оформлялись по упрощенным среднеазиатским канонам. Купола у них были пирамидально-конического типа. Все постройки имели портально-купольную (Троицкий, Тоцкие, Абат-Байтак, Атчергат, Болгасын), либо центрическую форму (Изобильнинский). Погребальная камера обычно квадратная, но за счет выделенного из массива стен портала (со стрельчатоарочным проемом) постройки приобретали прямоугольные планы. Для украшения стен применялись разноцветные изразцы и поливные бирюзовые кирпичи на куполах. Портально-купольные усыпальницы строились двух видов – а) однокамерные (основная масса выявленных сооружений); б) двухкамерные (гур-хана и зиарат-хана) – Тоцкий мавзолей №2. Могилы в камерах отмечались кирпичными надгробиями (мастаба), могли иметь кирпичные сводчатые склепы. Погребения совершались по мусульманскому обряду, головой на запад, лицом на кыблу (к югу, на г. Мекку). В некоторых захоронениях встречались обрывки парчи и шелка, кожаная обувь, золотые украшения, трубочки-бокки, серебряные зеркала, железное оружие и стремена. 

Мавзолей Абат-Байтак после реставрации в Западном Казахстане
Источник фото: ru.wikipedia.org

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: