Как добраться[править]
Основной путь к Весёлым горам — дорога из Нижнего Тагила на Черноисточинск, Висим и Висимо-Уткинск с асфальтом на всём протяжении. Если вы едете из Екатеринбурга, в Тагил можно не заезжать: достаточно проехать по объездной (Серовскому тракту) и вскоре свернуть с неё на юго-запад. От Екатеринбурга до черноисточинского поворота 130 км, сама дорога тянется дальше на 75 км до села Усть-Утка на Чусовой, где и заканчивается.
К Висимскому заповеднику и южной части массива Весёлых гор ездят через Кировград и дальше на Лёвиху или Карпушиху, от которых начинаются лесные дороги в сторону основного хребта. По состоянию на 2018 год в Карпушихе поставлен шлагбаум Висимского заповедника. Через него пропускают, но с напутствием о том, что дорога очень плохая, и лучше по ней не ездить.
Общественный транспорт сводится к пригородным автобусам из Нижнего Тагила. На Черноисточинск они ходят каждые 15-20 мин, на Висим — каждые 1.5 ч, а вот дальше на Висимо-Уткинск и Усть-Утку — всего несколько раз в день. Бывают автобусы из Кировграда на Лёвиху и Карпушиху, но тоже редко. Никакого местного транспорта в посёлках Весёлых гор нет, как нет и такси, так что в отсутствие рейсового транспорта перемещаться можно только на попутках.
Чем заняться[править]
Лодка на Черноисточинском пруду
Весёлые горы дают море возможностей для прогулок и небольших вылазок в лес
Если вас интересуют короткие и простые маршруты, обратите внимание на холмы в окрестностях Черноисточинска, а тем, кто готов отправиться в поход на пару дней, подойдут главные «пики» Весёлых гор в районе Старика-камня и Висимского заповедника. В плане восхождений все маршруты простые и не требуют ни снаряжения, ни специальной подготовки
Места для скалолазания тоже найдутся, хотя за этим в Весёлые горы обычно не ездят, благо в окрестностях Екатеринбурга хватает своих скал.
В прудах можно ловить рыбу, а летом и купаться. Черноисточинский же пруд достаточно велик для того, чтобы ходить по нему на лодках, что некоторые и делают.
Организованной инфраструктуры для отдыха в Весёлых горах нет, если не считать , где горнолыжный центр предлагает широкий круг летних и даже круглогодичных развлечений, включая бассейн, картинг и пейнтбол.
Меры предосторожности[править]
Веселые Горы были и остаются наиболее диким и малоосвоенным уголком живой природы. Здесь вполне реально встретить диких животных — медведя, кабана, лося, волка, рысь в естественной среде обитания. Как минимум, подготовьтесь и выясните, как нужно себя вести при встрече с этими животными (а в случае медведя — как этой встречи избежать). Близко расположен Висимский заповедник, дикие животные из которого не знают границ и часто заходят за территорию. Нередки ядовитые змеи. Не рекомендуется путешествовать одному, ибо одинокий путник рискует никогда никуда не прийти. В жаркие дни следует избегать перегрева и теплового удара. Иногда бывает обилие кровососущих насекомых, возможны аллергические реакции на укусы. Весенне-летний период сопровождается активностью иксодовых клещей — переносчиков энцефалита и других заболеваний. Можно встретить ядовитые растения и грибы. Скалистые вершины гор всегда привлекают людей, но часто таят в себе опасность для неопытных скалолазов без снаряжения, были случаи травм, падений и гибели людей на скалах. Сотовая связь работает в основном на возвышенных горных участках.
Понять[править]
Весёлые горы | |
Заснеженный лес на вершине горы Белой | |
Полезная информация | |
Ближайшие города | Нижний Тагил, Кировград |
Ландшафт | горы, леса, скалы |
На фоне почти плоского Среднего Урала массив Весёлых гор к юго-западу от Нижнего Тагила выделяется своим рельефом. Если вокруг Екатеринбурга Уральский хребет больше напоминает холмы со скальными выходами и отметками менее 500 м над уровнем моря, то в Весёлых горах пики становятся на пару сотен метров выше, достигая 755 м (). Леса здесь ещё не сменяются каменистой тундрой, как на Северном или Южном Урале, но ощущение гор, тем не менее, возникает — сказывается и пустынность здешней местности, где почти нет ни людей, ни жилья. В природном плане Весёлые горы мало отличаются от остального Среднего Урала: густые смешанные леса и торчащие среди них скалы с редкими видовыми точками на вершинах. Иногда обзор полностью закрывает лес, и поход или поездка по Весёлым горам — это обычно путь сквозь чащу, уральскую тайгу. В стороне от редких населённых пунктов здесь легко можно встретить диких зверей вплоть до волков и медведей.
Название Весёлые горы иногда связывают с тем, что в здешнюю глушь бежали «весёлые» люди, скрывавшиеся по тем или иным причинам от государства. Были среди них обычные преступники, но немалую долю составляли старообрядцы. Долгое время Весёлые горы оставались вотчиной Демидовых, хозяев нижнетагильского металлургического производства. Уже в первой половине XVIII века Демидовы строят в Весёлых горах вспомогательные железоделательные заводы. Нижнетагильские фабрики исправно выплавляли чугун, а вот на его переработку в железо имевшейся водной энергии уже не хватало — приходилось строить отдельные плотины и новые заводы. Выбор места для этих заводов неслучаен, поскольку Весёлые горы лежали на главном маршруте сбыта уральского металла: лесными дорогами до реки Чусовой и дальше по воде в Центральную Россию.
До конца XIX века заводы развивались успешно, в 1895 году была даже запущена Висимо-Уткинская железная дорога, связавшая посёлки Весёлых гор с Нижним Тагилом, но радость оказалась недолгой. После революции всё производство закрыли как технически устаревшее, и некогда заводские посёлки превратились в живописные сёла, уютно расположенные среди гор. Развитие туризма началось в Весёлых горах ещё в советские годы, в 1963 году на возник горнолыжный центр, а в 1971-м был организован . Сейчас в Весёлых горах есть все возможности и для дикого пешего, и для более организованного автомобильного туризма. С машиной можно посмотреть старые сёла, особенно Черноисточинск и Висим, после чего подняться на гору Белая, где действует круглогодичный подъёмник, ну а пешком — исследовать многочисленные вершины, пока не тронутые цивилизацией. Начал развивать туризм и Висимский заповедник, обустроивший экотропу с хорошей смотровой площадкой.
Для беглого знакомства с Весёлыми горами и подъёма на Белую достаточно нескольких часов, хотя лучше приехать сюда на весь день — вам будет, чем заняться, а патриархальные ландшафты устроят глазу отличную передышку между осмотром Нижнего Тагила, Невьянска и других промышленных городов вдоль Серовского тракта. С машиной можно легко съездить в Весёлые горы из Екатеринбурга на один день.
История карьера Старая линза
Разработка талькового карьера, первого из карьеров Шабровского месторождения, впоследствии получившего название — карьер Старая линза, была начата еще в начале 19 века, — в 1927 году. Благодаря форме залежей талька Шабровского карьера, — линзовидной, произошло и сегодняшнее наименование карьера – карьер Старая линза: «старая» – потому что разработка началась в прошлом веке, «линза» — линзовидная форма залежей талька.
В связи с открытием Шабровского талькового месторождения, прекратилась добыча талька в Сысертском месторождении (карьер Тальков Камень).
Добыча талька на Шабровском месторождении изначально велась кустарным способом: проводились вскрышные работы (взрывался грунт), порода, содержащая тальк, собиралась и поднималась на поверхность. Но уже в 1931 году началась активная разработка карьера, с применением современной, в тот период времени, техники.
В 1974 году карьер, в силу устаревания способа добычи талька, был законсервирован, часть горной техники была вывезена, оставшаяся, как водится, брошена на дне карьера, став впоследствии «экспонатами музея карьерного оборудования».
Глубина карьера на момент консервации составила 100 метров, ширина – 250 метров, длина – 400 метров.
В наше время карьер Старая линза активно посещается, превратившись в музей под открытым небом, в котором можно увидеть не только достаточно интересные внутренности карьера, но и останки горного оборудования.
В карьере можно увидеть и зависшую над головой на многие годы вагонетку, экскаватор, огромную пилу от баровой машины, резавшей каменные ступени карьера, башни и тросы подвесной канатной дороги, разнообразные рельсы с вагонетками…
Карьер находится в стадии консервации, что подразумевает постоянное откачивание грунтовых вод. Когда — то, во времена разработки месторождения, был задет водоносный слой на одной из сторон карьера. В результате образовался очень даже симпатичный водопад, благодаря которому на дне карьера образовалось и небольшое озеро.
Для посещения карьера не нужно специальное оборудование, достаточны будут удобная обувь и одежда. Спуск в карьер оборудован крепкими лесенками, вдоль дорожек сделаны защитные поручни. Есть и небольшая скамейка, на которой можно отдохнуть.
Карьер постепенно зарастает лесом и травой…