ВВЕДЕНИЕ
Тема нашей работы «Заселение татарами территории Пировского района». Эта тема
нам интересна, так как мы тесно общаемся с татарским населением в период
каникул, особенно летних, проживая в их семьях. Пировский район представляет
собой место компактного проживания татарского населения, и там расположено много
татарских деревень. Кроме того, татарское население в Лесосибирске тоже
представляет достаточно многочисленную часть.
Целью работы мы поставили: выделить основные периоды заселения татарами
территории Пировского района.
Соответственно, были намечены задачи:
1) Изучить литературу и другие источники по теме.
2) Провести беседы с жителями деревень Пировского района.
3) Сделать анализ полученных материалов и выводы.
4) Оформить работу.
Объектом изучения стало заселение татарами территории Красноярского края,
предметом – заселение татарами Пировского района.
В работе над темой были использованы такие практические методы как беседа,
интервью и теоретические — анализ, сравнение и обобщение.
Мы предположили, что основные периоды заселения татарами территории
Пировского района и Красноярского края совпадают.
При написании работы были использованы такие источники, как учебные пособия
по краеведению, научно-популярная литература, материалы Комаровской школы,
Икшурминского, Солоухинского и Долговского сельских архивов, Интернет-источники.
В учебном пособии «Красноярье: пять веков истории» (часть 1) дается
географическая характеристика Красноярского края и его древнейшая история,
которая повествует о периоде, начиная с эпохи палеолита и до XVI века. Дается
характеристика этого периода с описанием основных народностей, населяющих
Приенисейскую Сибирь.
В главе «Приенисейский край в XVII веке» рассказывается о присоединении
Приенисейского края к России и формировании социальных, экономических и
культурных отношений населения. В последующих главах характеризуется
экономическое, социальное и политическое развитие Енисейской губернии до начала
XX века.
В хрестоматии «Красноярский край в истории Отечества» (книга первая, 1890 –
1917) подобраны документальные источники по истории указанного периода. Это
самые разнообразные документы: отчеты должностных лиц, переписка, справки,
донесения, протоколы дознаний, следственные бумаги, прошения, обращения,
листовки, таблицы и т. д.
В книге первого губернатора Енисейской губернии А. П. Степанова содержатся
разнообразные материалы по географии, статистике, истории, этнографии,
археологии, промышленном развитии и об администрации Енисейского края. Степанову
с помощью сотрудников аппарата управления губернии удалось собрать большой и
ценный материал о Енисейской губернии XIX века.
В брошюре Р. К. Яруллиной «Сибирская Икшурма – несомненный успех Столыпинской
аграрной реформы» дается описание основных мер, проводимых в её рамках. Также
рассказывается о возникновении икшурминского поселения, образованного выходцами
из центральной части России в Енисейском уезде в начале XX века. Автор
повествует также и о культуре, быте и обычаях переселенцев, обосновавшихся на
территории Пировского района. В брошюре имеются воспоминания, фотографии,
генеалогические древа некоторых татарских семей.
В материалах Комаровской школы, Икшурминского, Солоухинского и Долговского
сельских архивов имеются сведения о том, когда образовались эти села и кто были
их первые поселенцы. Есть краткая история развития этих поселений.
Просматривая Интернет-источники, мы основное внимание уделяли вопросам
поселения татар в Сибири до присоединения её к России и после присоединения. В
этих источниках имеются сведения о предках сибирских татар, о формировании
татарской народности на территории Сибири, а также о том, как и в связи с чем на
протяжении нескольких веков осуществлялись переселенческие процессы татарского
населения из центральных районов России в Сибирь
Иранское серебро и старинные монеты
Роскошные серебряные блюда и чеканные монеты Сасанидской Персии, Византии и Волжской Булгарии вы можете увидеть в краеведческом музее имени Пушкина. Древнее сасанидское серебро археологи нашли здесь еще в позапрошлом веке и увезли в Эрмитаж. Для местного музея сделали копии в технике гальванопластики.
Одно из иранских блюд: сцена охоты
Фото: Чердынский краеведческий музей
По предположению историков, серебро попало сюда в обмен на пушнину, которую продавали в Европе и на восток. Чердынь вела активную торговлю с волжскими булгарами, Ираном, Великим Новгородом и северной Югрой. Серебро, которое привозили сюда, отдавали новгородцам, а они оплачивали им часть дани Золотой Орде.
Тогда Чердынь была лакомым куском — она располагалась на перекрёстке водно-волоковых путей, через нее шел путь в Сибирь и к Ледовитому океану. Новгород и Москва боролись за экономическое господство над Пермским краем. Князья из этих городов добирались сюда по притокам Северной Двины, попадая с Вычегды волоком на Колву.
Новые города
В Среднем Поволжье появляются новые русские города и селения. Возникают они преимущественно по берегам рек, на больших переправах, дорогах с целью охраны присоединенных земель от возможных нападений извне. В 1552 году на р. Суре возник город-крепость Алатырь. В 1556 году был построен г. Чебоксары, который так же, как и Казань, имел кремль, укрепленный деревянными башнями с бойницами, и был окружен стеной с крепкими воротами. Рядом с крепостью быстро вырос посад ремесленников и торговцев. В 1557 году на Каме в месте переправы кочевников, систематически нападавших на русские земли, построили г. Лаишев. Построение Лаишева несколько обезопасило прикамские правобережные районы и дало, возможность селиться здесь русским людям. Население укрепленного Лаишевского острога в XVI веке состояло из служилых людей и из полоняников (главным образом из нерусских народов).
В 1578 году на Волге, на месте ранее существовавшего татарского селения, возник г. Тетюши. В этом же году в центре марийских селений, среди дремучих лесов, на небольшой речке Кокшаги, был построен г. Царевококшайск (ныне Йошкар- Ола), представлявший собой крепость с деревянными стенами, башнями, окруженный земляным валом. В первые же годы после присоединения Казанского ханства при впадении в Волгу реки Кокшаги возник г. Кокшайск. Город был укреплен. В нем было построено 4 церкви, жил московский воевода, стрельцы, рейтары и другие служилые люди. Постепенно значение г. Кокшайска, расположенного в стороне от основных сухопутных путей, сошло на нет, и в настоящее время это лишь большое село Звениговского района Марийской АССР (ред. — ныне республика Марий Эл). Такая судьба постигла и другой крупный город того времени — Свияжск, построенный за год до присоединения края. Из писцовых книг, описывающих г. Свияжск через 18 лет после его основания (т. е. в 1569 году), видно, что большую часть населения города составляли стрельцы: из 736 дворов 380 принадлежало рядовым стрельцам. Кроме того, было много домов «пушкарских» и других военных людей. По происхождению — это московские люди и жители других, преимущественно верховых городов. Одна из улиц города, например, носила название «Ярославская», что явно указывает на прежнее местожительство ее обитателей.
Ракушки на Иоанно-Богословском монастыре
В прошлые века в Чердыни находилось настолько большое количество храмов, что со стороны казалось, что город состоит только из них. В годы советской власти многие из них уничтожили, снесли главы и расположили в них учреждения. Одна из сохранившихся церквей — храм Иоанна Богослова.
Иоанно-Богословский храм аскетичен
На его месте с 1462 года существовал деревянный Иоанно-Богословский мужской монастырь. В XVI веке царь Иоанн Грозный даровал обители грамоту на самостоятельное ведение хозяйственных и духовных дел. Существует даже легенда, что он сам посещал монастырь, но подтверждения этого факта в рукописях и географических названиях не сохранились.
Если обойдете церковь вокруг, то увидите старые могилы священников. На кованых памятниках — лики толстощеких херувимов, напоминающие лики ангелов из собрания Пермской деревянной скульптуры. Также от храма открывается еще круговая панорама на таежные просторы и Полюд.
Барочный иконостас в храме
В давние времена в Чердыни было два монастыря — мужской Иоанно-Богословский и девичий Успенский. Существует легенда, что между ними некогда был подземный ход, монахи и монахини ходили друг к другу в гости. Спустя месяцы после таких визитов из-за стен женского монастыря доносились детские крики — сказывались плоды гостеприимных визитов. Но это всего лишь легенда.
Роль монастырей
В деле колонизации Среднего Поволжья огромную роль сыграли монастыри. В 1555 году в Казанском крае учреждается епархия. В ее состав вошла территория бывшего Казанского ханства, Вятская земля и Васильсурск. Назначенный во главе епархии архиепископ Гурий и многочисленный штат духовенства развернули большую миссионерскую деятельность по обращению нерусских народностей в православие. Христианизация проводилась неуклонно в течение второй половины XVI века и на всем протяжении XVII и XVIII веков. Царское правительство и церковь для этого применяли разные меры, начиная от уговоров, различных подачек и кончая жестокими притеснениями. Вначале Иван IV в специальном правительственном наказе рекомендовал: «Татар к себе приучати и приводити их любовию на крещение, а страхом их ко крещению никак не приводити». Однако в большинстве случаев применялись угрозы, а то и прямое насилие, что вызывало резкое сопротивление населения, его бегство в глухие окраинные районы Казанского края. Все же в результате миссионерской деятельности крещеными оказалось абсолютное большинство чувашей, мордвы и марийцев и небольшая часть татар. Достаточно сказать, что только за 12 лет (1741—1753) в Казанской и Нижнегородской губерниях было крещено около 210 тысяч чувашей.
Христианизация в некоторой степени способствовала смешению русских с местными народами. Это смешение осуществлялось посредством браков. Единоверие устраняло основную причину, препятствующую заключению браков русских с татарами, чувашами, мордвой.
Следы нерусского населения
В деревне Бишево, лежащей по тракту Казань — Ульяновск, до сих пор одна из улиц носит название «Татарский конец». Концы русских деревень — Зеленовки и Высоковки носят чувашские названия — «Шигирданы» и «Лай-Касы». Одна из улиц деревни Васильевка называется «Мордовской». Подобных примеров много. Рядом с дервеней Бимери, как отметил И. А. Износков, существовало татарское кладбище куда татары еще в конце прошлого столетия приезжали на моления. Старинное татарское кладбище имеется рядом с деревней Сидорова Пустошь. Это место тоже почиталось татарами. У деревни Рындино имеется лог, где раньше чуваши не только из соседних сел, но и дальних мест собирались на мольбища. Известный историк края прошлого века Шпнлевский писал, что рядом с деревней Собакино (ныне деревня Калинина) находится несколько десятков древних татарских могил, которые татары почитают священными. «Проезжающие через деревню татары останавливаются перед этими могилами для молений и обмываются водой из одного из вышеупомянутых ручьев, который также почитают священным». Известно, что монастыри Райфа и Седмиозерная пустынь основаны на месте марийских мольбищ.
Целый ряд урочищ вокруг русских деревень до сих пор сохранил татарские названия. Так, одно из полей, принадлежавших в прошлом столетии деревне Хохлово, носило название «Мазары», в районе села Рождественское есть озеро Ахманово. В «Ведомости о наместничестве Казанском» упоминается деревня Красновидово при истоке речки Илгаче (по-русски «речушка»). В селе Столбище имеется озеро Кирби (недалеко от татарской деревни Хаерби), в окрестностях деревни Свиногорье одна из балок носит название «Татарский лог». Подобных примеров также очень много.
Появилась в крае и новые русские поселения с русскими названиями.
Селения вокруг Свияжска и земли для участников взятия Казани
Города-крепости строились в восточных и южных районах Поволжья. Так, в 1586 году «…на Уфе на Белой Воложке государь велел город поставить, что беглой из Сибири Кучюм царь, пришед в государеву отчину — в Казанский уезд — с башкиры, учел кочевать и ясак со государевых людей с башкирцев почел бы имати. И ныне государь на Уфе велел город поставити и людей своих в нем устроитн для оберегания Казанского уезда от башкирцев». В этом же году на Волге, при впадении в нее реки Самары, возникла крепость Самара. Военные люди, поселенные в городе, должны были охранять суда, проходившие по Волге в районе Самарской луки и защищать окраинные земли от вторжения степных кочевников.
В конце XVI века на самых южных окраинах Среднего Поволжья строятся еще два крупных города — Саратов (1590 г.) и Царицын (1589 г.). Они заселялись служилыми людьми, переведенными с семьями из Казани и других верховых городов. В Саратове, например, расположенном в то время на левом берегу Волги, был размещен гарнизон стрельцов в количестве 500—600 человек.
Кроме городов, возникали многочисленные починки, займища, сельца, деревни. Наиболее интенсивно заселяется северная часть Среднего Поволжья. Русские поселения появляются вокруг городов Свияжска, Казани, Чебоксар и других. После присоединения Казани земли в Свияжском уезде раздают стрельцам, казакам, боярским детям, в основном тем, кто принимал участие в боевых операциях. Население д. Утяково, например, хранит память о том, что первые поселенцы, давшие основание деревне, были те, кто принимал непосредственное участие во взятии Казани.
Писцовая книга второй половины XVI века говорит о многих русских селениях, расположенных вокруг Свияжска: «сельцо Исаково на горе», деревня Налетово, Комбарово, Медведево, Савино, Тихое плесо и другие ныне существующие селения.
Чайковский
Город энергетиков основан в 1955 году. За последующие полсотни лет его население разрослось до 84000 человек. Рождение населенного пункта связано с сооружением на реке Каме крупной Воткинской ГЭС. Кстати, на месте Чайковского находился Осинский Преображенский монастырь, основанный в начале XVII века, и деревня Сайгатка.
Август — самое время продолжить летние путешествия. Многие предпочли в этом году заменить дальние туры поездками по Пермскому краю. И это отличный выбор, в Прикамье есть на что посмотреть. Одно из путешествий вы можете совершить в Чердынь — самый древний город Прикамья.
Не удивляйтесь, если вам покажется, что вы попали на 150 лет назад: старые храмы, колокольные звоны, купеческие дома с засовами и ставнями, козы и коровы, беспечно пьющие из центрального фонтана. Рассказываем, что там посмотреть и куда сходить.
Березники — один из главных промышленных центров
Березники — второй по площади и численности населения город Пермского края. Однако по сравнению со столицей его показатели гораздо более скромные: размер 387 км² и число жителей 145 115. Поселения в этой местности существовали с 16 века и не раз меняли названия.
Однако настоящая история города начинается в 1883 году, когда неподалеку от близлежащих деревень строят завод по производству соды. Уже в советский период были проведены исследования, показавшие что здешние месторождения являются одними из крупнейших в мире по запасам калиево-магниевой соли. В связи с этим поселение вокруг завода, а также несколько соседних деревень и сел были объединены в одну административную единицу, получившую название Березники. Уже в первые десятилетия советской власти взамен технологически устаревшего дореволюционного завода был построен один из крупнейших в СССР химический комбинат, а после и фабрика по добыче и обработке калийной соли. В семидесятых годах недра пермской земли подарили людям и другие богатства. Обнаруженные залежи нефти спровоцировали еще более серьезное изучение и освоение региона, что привело к масштабной индустриализации и увеличению числа жителей до 1 000 000 человек.
Однако масштабная добывающая промышленность и истощение недр привели к настоящей экологической катастрофе. С начала двухтысячных годов по всему городу и в его окрестностях стали появляться провалы. Над местами прежних шахт и выработок стала проваливаться земля, а сами территории стали затапливаться. В связи с развитием города бывшие окраины с шахтами и рудниками переместились в современный центр Березников, поэтому в зоне поражения оказались жилые кварталы и инфраструктурные объекты, в том числе железнодорожный вокзал.
Новый Кремль и два стрелковых полка
После присоединения Казанского, а несколько позднее (в 1556 г.) и Астраханского ханства Поволжье стало интенсивно заселяться русскими. Освободилась от ига татарских ханов и западная часть территории, населенной башкирами. Население подчинилось Москве и приняло русское подданство. В первые годы Среднее Поволжье оставалось окраи¬ной Русского государства. Здесь часто вспыхивали восстания: их провоцировали казанские феодалы и духовенство, иногда привлекавшие на свою сторону трудящиеся массы татар, мари и других, используя их недовольство русификаторской политикой правительства и непомерными поборами царских чиновников. Край был насыщен вооруженными силами, различными методами проводилась христианизация, татарам было запрещено жить вблизи городов, по берегам крупных рек, на основных трактовых путях; ясачное население часто ставилось в непосредственную зависимость от помещиков и монастырей. Все это вызывало законное недовольство местного населения и приводило к многочисленным восстаниям.
В южных степных пространствах Поволжья безраздельно господствовали ногайцы. В первые годы после присоединения края они совершали набеги даже на территории, расположенные к северу от Камы.
Необходимо было укрепить охрану края, построить новые города и дороги. Это стало первоочередной задачей Русского государства в Среднем Поволжье. Начинается работа по превращению Казани в мощный оборонительный центр. Вместо существовавших деревянных кремлевских стен и башен строятся каменные сооружения. Вокруг города возникает глубокий ров. Рядом с кремлем раскинулся посад с деревянными домами посадских людей, где жили ремесленники, торговцы. Был построен гостиный двор с лавками и амбарами. Под руководством замечательного архитектора того времени Постника Яковлева (строителя собора Василия Блаженного в Москве) в Казанском кремле воздвигается Благовещенский собор. Казань становится одним из крупных центров русского государства. В городе поселились служилые люди. По данным Н. А. Спасского, в Казани было размещено два стрелковых полка. Они охраняли кремль, куда доступ людям других национальностей не разрешался. Кроме ратных людей, население Казани составляли «пришельцы» и «переведенцы» из разных концов Руси. По данным писцовых книг здесь жили русские, пришедшие из 41 русского города: Москвы, Пскова, Вологды, Владимира, Ярославля, Галича, Нижнего Новгорода и других.
ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ
1. Воспоминания жителей деревень Пировского района.
2. Красноярский край в истории Отечества: Книга первая. 1890 – 1917.
Хрестоматия. – Красноярск: Кн. изд-во, 1996.
3. Красноярье: пять веков истории: учеб. пособие по краеведению. Ч. 1 / рук.
Н.И. Дроздов. – Красноярск: Платина, 2005.
4. Материалы Комаровской школы, Икшурминского, Солоухинского и Долговского
сельских архивов.
5. Сибирская Икшурма – несомненный успех Столыпинской аграрной реформы / Под
ред. Р. К. Яруллиной – Икшурма: МУК «Центр ремесел «Домострой», 2010.
6. Степанов А. П. Енисейская губерния / А. П. Степанов. – Красноярск: Горница,
1997.
7. HTTPS://www.krskstate.ru/society/nations/etnokart
8. HTTPS://sibforum.sfu-kras.ru
9. HTTPS://ru.wikipedia.org
10. HTTPS://www.tatar.ru
11. HTTPS://tatar-congress.org
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рис. 1. Сибирские татары
Рис. 2. Карта Тюмени 16 века
Рис. 3. Сибирь (Искер, Кашлык) – столица Сибирского ханства
Рис. 4. В. Суриков. Покорение Сибири Ермаком
Рис. 5. Тобольск – столица сибирских татар
Рис. 6. Карта Красноярского края
Рис. 7. Строительство Транссибирской железной дороги
Рис. 8. Голод в Поволжье
Рис. 9. Крымские татары
Рис. 10. Татарская деревня
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рис.1. Деревня Икшурма Пировского района
Рис.2. Деревня Комаровка Пировского района
Рис.3. Ивановы Александр Герасимович и Александра Александровна
Рис.4. Тараканов Фёдор Петрович
Рис.5. Михайлов Александр Алексеевич (справа)
Рис.6. Мальцева Евдокия Григорьевна (справа)
Рис.7. Дом Мальцевой Е.Г. в деревне Волоковое Пировского района, построен в
начале ХХ века (фотография 50-х гг.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рис.1. Брошюра Яруллиной Р.К. «Сибирская Икшурма – несомненный успех
Столыпинской аграрной реформы»
Рис.2. Яруллина Р.К. – автор брошюры, директор Центра ремёсел «Домосторой» с.
Икшурма
Рис.3. В Комаровской школе
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Таблица . Основные периоды заселения татарами Красноярского края
Периоды | Хронологические рамки периода | Содержание периода |
Первый | XIII – XIV вв. | Формирование этнической группы тюркоязычных татар Западной Сибири, которых называют сибирскими татарами. |
Второй | XV – XVI вв. | Проживание татар на территории Сибирского ханства. |
Третий | XVII – XVIII вв. | Продвижение татар на территорию Красноярского края не наблюдается |
Четвертый | Вторая половина XIX века | Переселение татарского населения из европейской части России после реформы об отмене крепостного права. |
Пятый | Начало XX века | Продвижение в край в связи со строительством Транссиба и Столыпинской аграрной реформой. |
Шестой | 1920-е годы | Миграции в связи с голодом в Поволжье и раскулачиванием. |
Седьмой | 1930 – 1940 годы | Прибытие крымских татар и татар Поволжья в связи со сталинскими репрессиями. |
Восьмой | 1960 – 1970 годы | Миграции в край в связи с подъемом народного хозяйства |
Девятый | 1990-е – начало 2000-х годов | Уменьшение татарского населения в связи с распадом Советского Союза и последующими явлениями в обществе. |
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории.
Россия XX век»
Описание байкальского посёлка
Фото: https://booking.com Сам по себе Гремячинск представляет собой небольшую рыбацкую деревню, центральная улица которой и есть трасса, ведущая дальше на восток Байкала. Несомненным плюсом для тех, кто хочет побыстрее оказаться на лоне байкальской природы, является относительная близость от города Улан-Удэ. А также не сильно «оккупированный» туристами сельский пляж и хорошая автодорога! Кстати, к сведению путников, путешествующих на своём авто! Преобладающая часть дорожного полотна после ремонта, проведённого несколько лет назад имеет идеальное покрытие, чем часто пользуются лихачи, несясь по ней с очень высокой скоростью, подвергая других участников дорожного движения опасности!
Дюртюли, Кульсеитово…
Много полоняников жило в Казанском уезде, земли которого отошли к духовным и светским феодалам, например, «сельцо Средний Клык на речке Нокса, а живут в нем крестьяне и полоняники», «сельцо Куюк на р. Куюковке, а живут в нем крестьяне и новокрещены и полоняники и чуваша. Крестьян и полоняников 15 дворов».
Правительственная и монастырская колонизация и связанное с этим укрепление вновь присоединенного края сделали территорию менее опасной для заселения, открыв тем самым дорогу вольной колонизации, широкой волной полившейся изо всех уголков страны.
Русские селились возле городов, по берегам рек, по большим дорогам, оттесняя коренное население (в особенности татарское) в глухие лесные районы. Опустевшие нерусские поселения заселялись русскими, сохраняя при этом во многих случаях свои прежние названия.
Так возникли ныне русские деревни Дюртюли (Четыре двора), Кульсеитово (Куль-озеро), Каймары (от марйиского слова «кай» — поди, уйди), Кулаево (по-татарски «кул» — раб, полоняник), Бишево (Пятое) и пр. То, что указанные селения основаны татарами, чувашами, марийцами и другими нерусскими народами, подтверждается и нерусскими названиями отдельных частей селения, названиями урочищ, наличием старых татарских кладбищ, мест чувашских и марийских языческих мольбищ и т. п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проводя своё исследование, мы выполнили поставленные задачи и достигли цели –
выделили основные периоды заселения татарами территории Пировского района.
Предположение о совпадении этих периодов с соответствующими периодами заселения
татарами Красноярского края подтвердилось, хотя в край наблюдается миграций
больше.
В дальнейшем мы планируем изучить и другие аспекты, связанные с проживанием
татарского населения в Пировском районе. Это вопросы материальной и духовной
культуры татар — занятия населения, праздники, семейные традиции, особенности
национальной одежды, кухни, свадебная обрядность и т. д.
Материалы нашей работы можно использовать для проведения краеведческих
мероприятий и другой внеклассной работы.