Провидец
Вскоре после открытия выставки Дягилев покинул столицу и на короткое время приехал в Москву, где 24 марта 1905 года 25 известных деятелей культуры почтили его обедом в ресторане «Метрополь». На обеде были художники Архипов, Борисов-Мусатов, Константин Коровин, Серов, Юон; коллекционеры и любители искусств Мамонтов, Морозов, Щукин, а также поэт Брюсов и архитектор Шехтель. Цвет русской интеллигенции чествовал Дягилева — это был акт высочайшего признания его заслуг.
По традиции во время обеда произносились речи. Ответ Дягилева был «печальный, лирический и очень художественный»16. Объездив сотню дворянских гнезд, он имел мужество трезво взглянуть в глаза грядущему: «Наступила пора итогов. Это я наблюдал не только в блестящих образах предков, так явно далеких от нас, но главным образом в доживающих свой век потомках. Конец быта здесь налицо. Глухие заколоченные майораты, страшные своим умершим великолепием дворцы, странно обитаемы сегодняшними милыми, средними, не выносящими тяжести прежних парадов людьми. Здесь доживают не люди, а доживает быт. И вот, когда я совершенно убедился, что мы живем в страшную пору перелома, мы осуждены умереть, чтобы дать воскреснуть новой культуре, которая возьмет от нас то, что останется от нашей усталой мудрости»17.
Афиши Русских балетных сезонов в Париже
После этой выставки Дягилев уже не работал в России, посвятив себя организации Русских балетных сезонов в Париже.
Поиск связующей нити между Россией и Западом
Сергей Дягилев был классическим представителем дворянства – части российского общества, впоследствии почти полностью выкошенной революцией и другими катаклизмами XX века. Детство его прошло частично в Петербурге, а частично в родовом поместье неподалеку от Перми, где он жил вместе с двумя другими детьми своих отца и мачехи, а также несколькими слугами. В семье было принято музицировать и петь оперные арии – будущему знаменитому импресарио с юных лет прививали вкус как к национальному, так и к европейскому искусству. Он отлично знал иностранные языки, разбирался в литературе и театре.
Всю жизнь Дягилев выступал поборником сотрудничества и единения российской и европейской культур, сражаясь и с европейскими снобами, считавшими Россию отсталой страной, и с националистами, проповедовавшими, что русским не стоит иметь ничего общего с Западом. Полемизируя с одним из них, Дягилев горячо заявлял: « может иметь серьезное и постоянное значение в истории европейского творчества! Надо верить фанатично в силу и особенность русского таланта, верить в необходимость русского дарованья для жизни современной западной культуры». Биография Шенга Схейена предлагает хороший пример того, как можно любить свою родину и при этом мыслить глобально и строить прочные мосты, соединяющие разные культуры.
«Русские сезоны» стали высшим воплощением идей Дягилева. Вместе с выдающимися представителями российского искусства – композиторами Игорем Стравинским и Сергеем Прокофьевым, танцорами и хореографами Вацлавом Нижинским, Брониславой Нижинской, Леонидом Мясиным, художниками Александром Бенуа и Львом Бакстом и так далее – Дягилев в разные годы работал с такими европейскими звездами, как Клод Дебюсси, Пабло Пикассо, Коко Шанель и многими другими. Все они появляются на страницах книги. Но балеты, рожденные в результате слаженной работы всех этих людей, патриот Дягилев считал безусловно русскими. «Забудь, что ты когда-то не была русской», – говорил он английской балерине, присоединившейся к его труппе.
Рассказ о счастливом человеке
Сергей Дягилев прожил жизнь, полную тяжелой работы, разочарований, неудач (далеко не все его проекты снискали успех) и одиночества. И все-таки, когда перелистываешь последнюю страницу написанной Шенгом Схейеном биографии Дягилева, невозможно избавиться от ощущения, что этот мощный и противоречивый человек мог гордиться тем, как ее прожил — потому что посвятил все свои силы и время делу, которое любил всем сердцем.
По-другому он жить и не умел. «Для Дягилева человек, не отдающий себя целиком своей страсти, делящий жизнь на две части, одна из которых заботится о пропитании, а другая дает простор разуму и душе, – не целое существо, а трагическая половинка», – утверждает Схейен. Дягилев разорялся в пух и прах, скитался по свету, терпел неудачи, но никогда не позволял им сломать себя и не шел на компромиссы с миром вокруг себя. Он до последнего служил искусству и даже на смертном одре планировал следующий «русский сезон». Увы, новых сезонов уже не состоялось – после смерти импресарио труппа навсегда распалась.
Как бы ни обижал Дягилев своих коллег и друзей при жизни, его неизменно прощали – и смерть его вызвала по всей Европе искреннюю скорбь. Одни из самых проникновенных слов, сказанных в те дни, принадлежали его давнему другу, пианисту Вальтеру Нувелю: «Смерть его была прекрасна. Он умер в любви и красоте, под ласковой улыбкой тех Богов, которым он всю жизнь и со всей страстью служил и поклонялся. И я думаю, таких не может не любить Христос».
Тулымский камень
Тулымский камень — самая высокая точка Северного Урала и Пермского края, высота вершины составляет 1496 м. Место находится на территории Вишерского заповедника, поэтому его посещение ограничено. Путь до точки достаточно тернист: Тулымский камень имеет довольно крутые склоны, достигающие 45°, а подходы к горе покрыты курумником, что усложняет восхождение. Для тех, кто хотел бы испытать себя на прочность и выносливость, это подходящий вариант маршрута. Увиденное во время путешествия вряд ли оставит кого-то равнодушным: красота уральской природы, походная романтика, вид, открывающийся в вершины.
Как добраться: на автотранспорте из Перми до 71-го квартала Вишерского заповедника, затем на лодке по реке Вишере и пешком. Путь туда и обратно займёт минимум пять дней.
Что стоит помнить: такой поход подойдёт опытному путешественнику со специальной подготовкой, дорога до точки долгая, а восхождение не лишено трудностей. Отправляться в путь необходимо с опытным проводником и подбирать хорошую погоду.
Использованная литература:
Пермь. Пермский край. Путеводитель 2016–2017 годы под ред. О. Б. Андрияшкина. Пермь: Агентство «Стиль-МГ», 2016.
Информационный портал фонда развития краеведения и туристической информатизации «Наш Урал» www.nashural.ru
Информационный портал Павла Распопова об Урале www.uraloved.ru
Подпишитесь на наш Telegram-канал
и будьте в курсе главных новостей.
Площадка для бёрдвотчинга
В пандемию популярным развлечением стал бёрдвотчинг. Если вы уже изучили всех окрестных пернатых, обошли в Перми Черняевский парк, набережную и базу «Динамо» и есть желание идти дальше по пути изучения птиц и наблюдения за ними, то вам нужно съездить в Осу. На берегу Воткинского водохранилища рядом с Осинским краеведческим музеем открылась площадка для бёрдвотчинга. Это настоящая находка для орнитологов-любителей: в окрестностях визит-центра обитает более 45 видов птиц, для наблюдения за ними можно арендовать бинокли, у посетителей есть возможность получить много новой информации о местной экосистеме и местах гнездования птиц. Бёрдвотчинг обладает эффектом терапии и поможет забыть о стрессе и рутине. Этот вид времяпрепровождения требует тишины и концентрации, но в то же время помогает расслабиться.
Как добраться: здание музея, где расположена площадка для бёрдвотчинга, располагается по адресу г. Оса, ул. Свердлова, 2. До него можно добраться на рейсовом автобусе из Перми или на автомобиле через посёлок Юго-Камский или Кукуштан.
О чем стоит помнить: бёрдвотчинг — это специфическое времяпрепровождение на одного или нескольких человек. Шумных или ищущих адреналина друзей лучше оставить дома. С собой можно взять бинокль и любимую книгу про птиц. Подходит и опытным, и начинающим любителям птиц.
Величие русского искусства
Начало двадцатого века ознаменовалось в европейских столицах огромным интересом к искусству родом из России – в первую очередь к балету. Именно тогда балет превратился в один из символов России — и это во многом заслуга именно Сергея Дягилева. С 1909 года его труппа в рамках «Русских сезонов» ставила по всей Европе выдающиеся балеты, многие из которых – «Весна священная», «Жар-птица», «Шехеразада» – до сих пор считаются вершинами жанра.
За каждым успехом «Русских сезонов» стоял Дягилев — на нем как на антрепренере лежала задача объединять усилия хореографов, композиторов, художников, чтобы создавать не сравнимые ни с чем виденным раньше произведения, которые впечатлили бы искушенную публику Парижа, Монте-Карло или Берлина. И получалось это у него отлично. «Эти женщины и эти мужчины, кажется, явились из другого, более возвышенного и прекрасного мира, они словно ожившие юные боги и богини… Здесь в самом деле рождается новое искусство», – цитирует Шенг Схейен британского графа Гарри Кесслера.
При этом интересы Сергея Дягилева не ограничивались балетом. Еще в 1890-х годах он вместе с Александром Бенуа и Дмитрием Философовым основал в России объединение «Мир искусства», издававшее одноименный журнал. Мирискусники выступали за чистое и свободное творчество, не ограниченное никакими политическими суждениями или соображениями духовного толка. «Во всем нашем отношении к искусству мы прежде всего требовали самостоятельности и свободы… Мы отвергли всякий намек на несамостоятельность искусства и поставили за исходный пункт самого человека, как единственно свободное существо», – говорилось в первом номере журнала. Эти слова стали жизненным кредо и самого Дягилева
Не важно, в России или за рубежом он работал, организовывал ли выставки живописи (в которой превосходно разбирался), ставил балеты или оперы, – Дягилев преклонялся перед красотой и игнорировал любые попытки загнать искусство в какие-либо рамки. Книга Схейена хорошо показывает, насколько велик был вклад этого человека в русскую культуру и ее продвижение по всему миру.
История диктатора-труженика
Несмотря на подлинно огромный масштаб его личности, столь же противоречивую натуру, как Сергей Дягилев, сложно найти даже в такой богатый на интересных людей период, как начало XX века. Шенг Схейен оценивает своего героя беспристрастно, приводя слова обожавших и ненавидевших Дягилева современников.
С одной стороны, Дягилев был трудоголиком и бескорыстным фанатом своей работы. При необходимости он ставил сцену вместе с рабочими, не жалел сил, чтобы найти деньги на новый сезон (доход «Русские сезоны» приносили далеко не всегда, часто приходилось жить едва ли не впроголодь), терпеливо уговаривал своенравных художников, композиторов и хореографов. Он мог очаровать любого, им восхищались, его были готовы носить на руках.
С другой стороны, в творчестве он был тираном, своенравным и непреклонным. Зинаида Гиппиус писала: «Дягилев был прирожденный диктатор, фюрер, вождь». Незаменимых для Дягилева не было, и, когда того требовали его представления о прекрасном, он без колебаний прекращал сотрудничество даже с самыми близкими друзьями. Вацлав Нижинский, Лев Бакст, Александр Бенуа и многие другие – все они расходились с Дягилевым со страшными скандалами. Ненавидели его не меньше, чем обожали
«Он был похож на слона в посудной лавке – своим невниманием к отдельным личностям. За ним тянулся длинный след растоптанных амбиций и уязвленных самолюбий, но он этого не замечал», – характеризует Схейен своего героя.
Это противоречие накладывалось на бескрайнее одиночество Дягилева. Общительный и постоянно окруженный людьми, в душу к себе он не пускал почти никого, старался не показывать другим свою уязвимость, хоть иногда она все же и прорывалась. «В Дягилеве странным образом сочеталась жестокость и ранимость. Он мог довести других людей до слез, но и сам часто плакал», – вспоминала его знакомая.
Одну из самых ярких характеристик Дягилева, великолепного и противоречивого, дал художник Анри Матисс: «Дягилев – это Людовик XIV. Невозможно понять, что представляет собой этот человек, он способен как очаровать вас, так и довести до бешенства».
Жигаланские водопады
На реке Жигалан расположена одноимённая система водопадов. Нижняя из ступеней водопадов — 15 м, река течёт в скалистом каньоне, с шумом и брызгами разбивается о каменные уступы. Путь к водопадам лежит через хребет Кваркуш, на этом горном массиве собраны все характерные зоны растительности Северного и Западного Урала. Хребет Кваркуш с коми-пермяцкого означает «голый Урал», это огромное горное плато с небольшими горками, вытянувшееся с севера на юг на 60 км. Считается, что именно этому хребту посвятил один из своих рассказов «Марьины коренья» писатель Виктор Астафьев.
Как добраться: из Перми нужно ехать до Красновишерска, затем до посёлка Золотанка и далее в южном направлении в сторону Кваркуша. Чтобы попасть на Жигаланские водопады со стороны Пермского края, необходимо пройти пешком хребет и спуститься на его восточный склон.
Что стоит помнить: путь по хребту Кваркуш к Жигаланским водопадам достаточно сложный, проходит по местам, населённым дикими животными. Отправляться на этот маршрут нужно, уже имея за плечами опыт пеших турпоходов и в сопровождении знающих местность проводников. Поход займет от трёх суток.
Библиофил
Библиотека Дягилева-Лифаря. Каталог аукциона Sotheby’s. 28 ноября — 1 декабря 1975.
К концу 1920-х Дягилев начал уставать от кочевой жизни. Его интерес к делам «Русского балета» становится тем меньше, чем успешнее восстанавливаются финансовые дела труппы. Жизнь наполняется новой страстью: коллекционированием книг, как сформулировал этот период Лифарь, все деньги Дягилев оставлял теперь у букинистов.
Он оживлялся, скорее когда говорил о книгах, а о театральных постановках явно общался едва ли не сквозь силу. Он задумался о покупке большой квартиры в Париже или даже дома, который мог бы превратить в литературный музей. Одновременно он раздумывает о новой структуре балетной труппы, создании небольшого стационарного театра в Венеции на 12 танцовщиков, то есть об отказе от классического театра гастрольного типа, какими фактически были «Русские балеты». Впрочем, привычная труппа бы не исчезла: оставшись в Монте-Карло, идейно бы она питалась за счет театра-студии, а материально, напротив, ее бы кормила, а заодно и книгохранилище; важным источником доходов предполагались гастроли в Америке.
Пушкинисты ценили дягилевскую коллекцию, в первую очередь благодаря письмам, в 1930-е за ними охотились советские пушкиноведы. Потомок Пушкина, жена великого князя Михаила княгиня Торби завещала Дягилеву одно из хранившихся у нее писем поэта. После смерти жены великий князь переслал Дягилеву и десять других писем Пушкина, «что сделало его на время счастливейшим человеком в мире». Было у Дягилева и много других автографов, например Лермонтова.
Библиотека Дягилева после его смерти насчитывала 900 томов, а также портреты и рукописи. Немного? Но здесь хранились полные экземпляры «Часослова» и «Псалтиря», причем в безукоризненном состоянии, в лучшем, чем тогда в Публичной библиотеке в Ленинграде. Были «Триодь Постная» (Венеция, 1584), и «Евхологион» Петра Могилы (Киев, 1648), и два экземпляра сожженного первого издания «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева (судьба их оказалась неизвестна).
После смерти Дягилева библиотеку оценили в 3–4 миллиона франков; занимавшиеся ею букинисты были готовы продать ее целиком в Советскую Россию до торгов за 300 тысяч. Интереса их предложение у Москвы не вызвало, сделка не состоялась. Такая же судьба постигла после войны и часть коллекции, доставшейся Борису Кохно. По рассказу парижского книготорговца Михаила Каплана, после того, как Кохно решил в 1953 или 1954 году продать принадлежавший ему «Букварь» Ивана Федорова, ситуация развивалась так: Каплан связался с советским полпредством в Париже: «Работники полпредства, вероятно, не знали всей ценности этой редкости, ее значения для нашей культуры, поэтому переговоры о приобретении очень затянулись. А в это время представитель США прибыл специально для покупки “Букваря” и купил у беспринципного Кохно “Букварь” всего за 2000 долларов». Таким образом редчайшая книга оказалась в библиотеке Гарвардского университета. К счастью, бывают наследия, где не все можно монетизировать. Визионеры оставляют после себя нематериальное.
Связной времен
Константин Сергеевич Станиславский, намеревавшийся поставить на сцене МХТ «Горе от ума», написал в апреле 1905 года:
«Самое интересное теперь в Петербурге — это выставка портретов. В огромном Таврическом дворце собраны со всей России портреты наших прапрабабушек и дедушек, и каких только там нет! Это очень мне на руку, особенно теперь, когда мы хотим ставить «Горе от ума» <…> Буду ездить туда каждый день и всё рисовать»12
Сам Дягилев прекрасно понимал огромную ценность собранных в одном месте и в одно время портретов. Пройдет назначенное для выставки время, и портреты нужно будет вернуть их владельцам, они вновь разойдутся по отдаленным и запущенным имениям и уже не будут доступны для исследователей. И тогда Сергей Павлович со свойственной ему энергией и настойчивостью предпринял титанические усилия, чтобы запечатлеть эти портреты на фотоснимках. К этой работе были привлечены крупнейшие петербургские мастера светописи — И.Н. Александров, Ф. Николаевский, К.К. Булла, К.А. Фишер. Некоторые экспонаты выставки погибли во время революции 1905 года, другие портреты пропали во время бурных событий Гражданской войны и двух мировых войн. До сих пор неизвестна судьба восемнадцати произведений Левицкого, которые в числе других его работ экспонировались на выставке13.
Но фотографии и негативы не погибли, благополучно сохранились до наших дней, рассредоточены по нескольким хранилищам, и их целостное изучение еще ждет своего часа14.
Организовав выставку в Таврическом дворце (она работала с 6 марта по 26 сентября 1905 года), Дягилев добился того, что еще недавно казалось невозможным: он соединил разорванную цепь времен. Посетители Историко-художественной выставки русских портретов убедились, что у России есть иная история, отличная от истории города Глупова. Былое не умерло, минувшее незримой цепью связано с настоящим, а прошлое пытливо вглядывается в настоящее и, кажется, хочет его о чем-то предупредить.
На открытие выставки, на этот «парад истории» прибыл Николай II, он около двух часов осматривал портреты и не произнес ни слова. Прошли годы, и уже в эмиграции Александр Николаевич Бенуа довольно точно объяснил причину не очень понятного молчания государя: «ему могло показаться, что все эти «предки» таят какие-то горькие упреки или грозные предостережения. И ему, неповинному в том, что таким создала его природа, стало от всех этих упреков и угроз невыносимо тяжело»15. Уже началась Первая русская революция — так называемая генеральная репетиция грядущей великой смуты. От царя ждали каких-то слов и подведения каких-то итогов, но так и не дождались.
Вместо него исторический итог Петербургскому периоду России подвел Дягилев.
А. Бобров. Внутренний вид комнаты. 1873 год
Трагедия русского XX века
Парадоксально, но один из самых гениальных деятелей искусства, создавший шедевры, прославившие Россию на весь мир, в итоге своей стране оказался не нужен. Попытка Дягилева работать в Дирекции императорских театров в 1899–1901 годах закончилась скандалом и увольнением, и когда антрепренер перебрался во Францию, российские бюрократы от искусства восприняли это с облегчением. «Дягилева вынудили уехать за границу, так как у него уже не оставалось возможностей продолжать карьеру в России… тот же Дягилев, но не у себя на родине, а где-то далеко, всех устраивал», – пишет Схейен.
Если в дореволюционной России на Дягилева, гомосексуала и своенравного поборника свободы в искусстве, смотрели просто с опаской, то после 1917 года путь в Россию для него был окончательно заказан – для большевиков он был слишком буржуазен. В последний раз патриот русского искусства был в родной стране в 1914 году. О его возвращении хлопотал Владимир Маяковский, познакомившийся с Дягилевым в Париже, – но советская власть осталась непреклонна, и Дягилев вынужден был с бессильной тревогой следить за судьбой оставшихся в России родственников из-за рубежа. Его родной брат оказался в Соловецком лагере и был расстрелян вскоре после смерти в Венеции самого Сергея. Последние пятнадцать лет своей жизни он провел, скитаясь по Европе, окруженный славой, но лишенный дома.
Ядерное озеро
Озеро Ядерное появилось на карте после трёх подземных ядерных взрывов, произведённых в 1972 году. Созданный взрывами кратер затянуло болотной водой, а образовавшееся на этом месте озеро получило народное название Ядерное. Туристы в этом труднодоступном месте Пермского края могут до сих пор наблюдать «мёртвый лес» после взрывов и остатки ядерного советского проекта — ржавые металлические конструкции и широкие просеки, ведущие к озеру
Считается, что радиационный фон в этом районе в норме и рядом с кратером можно находиться, соблюдая разумные меры предосторожности.
В 4 км расположено Чусовское озеро, это проточный водоём природного происхождения. С севера в него впадает река Берёзовка, а с юга вытекает река Вишерка. Средняя глубина озера — 1,5–2 м, вокруг много болот. Его особенность — более высокая степень минерализации (до 34г/л), чем у обычных водоёмов. Ежегодно река Вишерка выносит более 100 тыс. т соли в растворе. В этом озере водятся щука, судак, лещ, окунь, язь, плотва, налим и карась.
Как добраться: на автомобиле или автобусе до посёлка Ныроб, летом — поднявшись на лодке по реке Колве, затем — по Вишерке до Чусовского озера. После этого ещё 10 км по реке Берёзовке до деревни Васюково. Оттуда до озера ещё два километра пешком. Зимой маршрут можно проехать на снегоходе.
О чем стоит помнить: место подходит только опытным туристам, способным выдержать долгий и нелёгкий путь. Необходимо иметь специальную подготовку, опыт, нужное снаряжение, чтобы добраться до локации. Отправляться в путь стоит с опытными людьми, знающими местность и её специфику. Поход займёт от трёх суток.
Погода в селе Бикбарда
Сейчас 16:07
+23.7Переменная облачностьОщущается: +22.9 °CОсадки: 0 ммДавление: 744 ммВлажность: 59%Ветер: 3.6 м/с, ЗЮЗ
17:00
+23.8МалооблачноОщущается: +22.9 °CОсадки: 0 ммДавление: 744 ммВлажность: 59%Ветер: 3.8 м/с, ЗЮЗ
18:00
+23.7МалооблачноОщущается: +23.2 °CОсадки: 0 ммДавление: 744 ммВлажность: 59%Ветер: 3.2 м/с, З
19:00
+23.3МалооблачноОщущается: +22.8 °CОсадки: 0 ммДавление: 744 ммВлажность: 60%Ветер: 3.2 м/с, З
- 3 дня
- 7 дней
- 10 дней
- Почасовая
Почасовой прогноз погоды в селе Бикбарда
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
16:00 | +23.7 | Переменная облачность | +22.9 | 3 | 744 | 59 | 3.6 ЗЮЗ | |
17:00 | +23.8 | Малооблачно | +22.9 | 2 | 744 | 59 | 3.8 ЗЮЗ | |
18:00 | +23.7 | Малооблачно | +23.2 | 1 | 744 | 59 | 3.2 З | |
19:00 | +23.3 | Малооблачно | +22.8 | 1 | 744 | 60 | 3.2 З | |
20:00 | +22.4 | Малооблачно | +23.3 | 744 | 69 | 1.8 ЗЮЗ | ||
21:00 | +20.5 | Малооблачно | +21.9 | 744 | 82 | 1.8 З | ||
22:00 | +19.0 | Ясно | +19.6 | 744 | 84 | 2.2 ЗЮЗ | ||
23:00 | +17.8 | Ясно | +18.5 | 744 | 89 | 1.9 ЮЗ |
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
00:00 | +16.9 | Ясно | +17.2 | 744 | 92 | 2.3 ЮЗ | |||
01:00 | +16.7 | Ясно | +16.9 | 744 | 91 | 2.2 ЮЗ | |||
02:00 | +16.2 | Малооблачно | +16.2 | 745 | 93 | 2.4 ЮЗ | |||
03:00 | +16.4 | Ясно | +16.3 | 745 | 91 | 2.5 ЮЮЗ | |||
04:00 | +15.6 | Малооблачно | +15.4 | 745 | 93 | 2.4 ЮЮЗ | |||
05:00 | +15.1 | Малооблачно | +14.8 | 745 | 95 | 2.4 ЮЮЗ | |||
06:00 | +16.1 | Переменная облачность | +16.4 | 745 | 94 | 2.0 ЮЮЗ | |||
07:00 | +17.9 | Переменная облачность | +18.4 | 745 | 89 | 2.2 Ю | |||
08:00 | +19.7 | Переменная облачность | +20.8 | 1 | 745 | 85 | 2.1 Ю | ||
09:00 | +21.4 | Переменная облачность | +22.5 | 2 | 744 | 80 | 2.5 Ю | ||
10:00 | +23.3 | Переменная облачность | +24.3 | 3 | 744 | 74 | 3.0 Ю | ||
11:00 | +25.1 | Ясно | +25.3 | 5 | 744 | 65 | 3.9 ЮЮЗ | ||
12:00 | +26.4 | Ясно | +25.6 | 6 | 744 | 57 | 4.7 ЮЮЗ | ||
13:00 | +27.3 | Переменная облачность | +25.8 | 6 | 744 | 51 | 5.3 ЮЗ | ||
14:00 | +27.8 | Переменная облачность | +25.9 | 6 | 744 | 48 | 5.6 ЮЗ | ||
15:00 | +28.1 | Переменная облачность | +26.1 | 5 | 743 | 47 | 5.6 ЮЗ | ||
16:00 | +28.4 | Переменная облачность | +26.6 | 3 | 743 | 48 | 5.8 ЮЗ | ||
17:00 | +28.1 | Изморось | +26.9 | 2 | 0.1 | 743 | 51 | 5.3 ЮЗ | |
18:00 | +26.6 | Переменная облачность | +25.0 | 1 | 743 | 58 | 6.2 ЮЗ | ||
19:00 | +26.1 | Малооблачно | +25.3 | 1 | 742 | 61 | 5.3 ЮЗ | ||
20:00 | +25.3 | Облачно | +25.0 | 742 | 67 | 5.0 ЮЗ | |||
21:00 | +24.0 | Переменная облачность | +24.1 | 743 | 74 | 4.8 ЗЮЗ | |||
22:00 | +22.8 | Малооблачно | +23.7 | 743 | 80 | 3.7 ЗЮЗ | |||
23:00 | +22.1 | Ясно | +22.9 | 743 | 84 | 3.9 ЗЮЗ |
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
00:00 | +21.6 | Ясно | +22.6 | 742 | 87 | 3.6 ЗЮЗ | ||
01:00 | +21.0 | Ясно | +22.1 | 742 | 91 | 3.5 ЗЮЗ | ||
02:00 | +20.8 | Ясно | +21.8 | 742 | 92 | 3.8 ЗЮЗ | ||
03:00 | +20.3 | Ясно | +21.2 | 743 | 93 | 3.6 З | ||
04:00 | +19.9 | Ясно | +20.8 | 743 | 94 | 3.4 З | ||
05:00 | +19.4 | Ясно | +20.1 | 743 | 94 | 3.4 З | ||
06:00 | +19.2 | Ясно | +20.0 | 744 | 94 | 3.2 З | ||
07:00 | +20.1 | Малооблачно | +20.7 | 744 | 91 | 3.7 З | ||
08:00 | +21.4 | Облачно | +21.3 | 1 | 744 | 85 | 4.7 ЗСЗ | |
09:00 | +22.3 | Малооблачно | +22.4 | 2 | 745 | 80 | 4.5 ЗСЗ | |
10:00 | +23.4 | Малооблачно | +23.6 | 3 | 745 | 74 | 4.2 ЗСЗ | |
11:00 | +24.7 | Малооблачно | +24.9 | 5 | 745 | 68 | 4.2 ЗСЗ | |
12:00 | +25.6 | Ясно | +25.4 | 6 | 745 | 63 | 4.5 ЗСЗ | |
13:00 | +26.3 | Ясно | +26.2 | 6 | 745 | 58 | 4.0 ЗСЗ | |
14:00 | +26.9 | Ясно | +26.4 | 6 | 745 | 52 | 3.8 ЗСЗ | |
15:00 | +27.3 | Ясно | +26.5 | 5 | 745 | 50 | 4.0 ЗСЗ | |
16:00 | +27.6 | Малооблачно | +26.7 | 4 | 745 | 48 | 4.0 ЗСЗ | |
17:00 | +27.5 | Ясно | +26.8 | 3 | 745 | 49 | 3.8 ЗСЗ | |
18:00 | +27.3 | Ясно | +26.7 | 2 | 745 | 50 | 3.7 ЗСЗ | |
19:00 | +26.8 | Ясно | +26.7 | 1 | 745 | 52 | 3.1 ЗСЗ | |
20:00 | +25.6 | Ясно | +26.6 | 745 | 60 | 2.3 ЗСЗ | ||
21:00 | +23.4 | Ясно | +24.3 | 745 | 67 | 2.3 ЗСЗ | ||
22:00 | +21.7 | Ясно | +22.3 | 746 | 73 | 2.4 СЗ | ||
23:00 | +20.4 | Ясно | +20.9 | 746 | 77 | 2.4 С |
Температура, °C | Атмосферные явления | Ощущается | УФ-индекс | Осадки, мм | Давл., мм | Влаж., % | Ветер, м/с | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
00:00 | +19.6 | Ясно | +19.9 | 745 | 76 | 2.1 ССВ | ||
01:00 | +19.0 | Ясно | +18.9 | 745 | 75 | 2.2 ССВ | ||
02:00 | +17.9 | Ясно | +17.9 | 746 | 80 | 2.0 С | ||
03:00 | +17.7 | Ясно | +17.5 | 746 | 80 | 2.2 С |
- 3 дня
- 7 дней
- 10 дней
- Почасовая
Пермский край, Россия
- Пермь
- Березники
- Чайковский
- Соликамск
- Лысьва
- Чусовой
- Краснокамск
- Кунгур
- Добрянка
- Губаха
- Чернушка
- Александровск
- Кудымкар
- Кизел
- Верещагино
- Оса
- Нытва
- Красновишерск
- Очер
- Гремячинск
О прогнозе
На нашем сайте Вы всегда сможете найти точный прогноз погоды в селе Бикбарда на 3 дня, долгосрочный прогноз на 10 дней, а так же подробный почасовой прогноз погоды. Точность прогноза погоды на 3 дня составляет 80-90%. Данные предоставлены компаниями NOAA, ECMWF, OpenWeatherMap. Любое использование данных с этого сайта означает полное принятие Вами условий пользовательского соглашения.
Еранина деревня
На берегу реки Усьвы в Горнозаводском районе Пермского края находится ещё один каменный город — Еранина деревня, или Еранина гора. Вершина напоминает улицу с домами-скалами. Считается, что «гребень» из скал на вершине образован благодаря эрозии: скалы состоят из более твёрдых кварцитов, а вот более мягкие породы вокруг них унёс ветер.
Но есть и красивая легенда, что укрывшиеся от Ермака манси «обратились» в камень и «встали гребнем» вдоль горы. Со скал открывается красивый вид на реку Усьву и гору Северный Басег. На саму Еранину гору можно пройти пешком, а вот скалы гребня доступны только для туристов с альпинистским снаряжением.
Как добраться: лучше всего посетить эти скалы во время сплава по реке Усьве. На берегу у подножия горы есть поляна для стоянки. Красивые виды горы открываются в 1,5–2 км ниже поляны. От поляны до скальной гряды примерно 800 м по узкой, петляющей среди деревьев тропинке. Ещё один вариант маршрута — на автомобиле от посёлка Средняя Усьва до места под названием «грузинский мост». Затем нужно пройти пешком 2,2 км до подножия Ераниной деревни.
Что стоит помнить: дорога к скалам непростая и ведёт через лес. Туристу необходимо быть готовым к встрече с дикой природой и животными, а также к различным погодным условиям. Путь займёт минимум один день.
Великий импресарио
Именно благодаря Сергею Павловичу Дягилеву (1872-1929), одному из инициаторов и организаторов творческого содружества «Мир искусства» и одноименного журнала, в истории российского изобразительного искусства стали видеть не объект для обличения, а предмет для изучения. На смену так называемой идейности всей русской культуры был выдвинут принцип «искусство для искусства». Искусство самодостаточно: им следует заниматься не ради какой-то идеи, а ради него самого.
Это был мировоззренческий разрыв со всей предшествующей демократической традицией русской культуры. Вот почему мирискусников прозвали «декадентами», то есть «упадочниками».
Выставка русских портретов, организованная Дягилевым, стала грандиозным событием в культурной истории Российской империи. 1905 год.
Сергей Павлович был главной пружиной нового направления в искусстве. Его неуемная энергия, умение заставить артиста или художника отдаться задуманному делу без оглядки, его редкая практическая хватка и способность находить деньги для реализации своих художественных проектов, обширные знания и безукоризненное художественное чутье — всё это сделало Дягилева непререкаемым лидером мирискусников. Александр Бенуа вспоминал о дягилевском стиле руководства:
«Он был великим мастером создавать атмосферу заразительной работы, и всякая работа под его главенством обладала прелестью известной фантастики и авантюры»2.
Он знал, как «расшевелить» того или иного сотрудника, виртуозно умея любого из них «встряхивать». «Он охотно прибегал, в случае упадка сил во время работы, к упрекам и понуканиям, но наряду с этим и к воздействию на совесть и даже к возбуждению какой-то жалости к себе. Вдруг становилось стыдно за своё равнодушие и тогда забывались (иногда и весьма основательные) обиды, переход от положения «скрестя руки» к самой активной помощи происходил внезапно и решительно»3.
Сам Дягилев говорил о себе: «Я — художник без картин, писатель — без полного собрания, музыкант — без композиций»4. Он был великий импресарио. В конце XIX — начале XX века этот титул требовал и объяснений, и оправданий. В головах даже очень образованных людей с трудом укладывалась мысль, что выдающимся организатором творческого процесса и главой нового художественного направления может быть человек, который не рисует декораций, не пишет картин и не сочиняет музыку.
В Дягилеве не было ни капли обломовщины.
Выставка русских портретов: зал Павла I.