Где хранятся поезда-пенсионеры?
Более 70 тысяч различных объектов в настоящее время хранятся в запасниках, но самые интересные и важные — паровозы, локомотивы и подвижной состав — являются частью экспозиции филиала музея на станции Лебяжье. Именно здесь находится фондовая площадка с необычным именем «Пионерский парк».
Изначально на этом месте располагалась база запасных поездов в Зеленогорске. Сюда со всей страны привозили списанные паровозы или пришедшие в аварийное состояние. Большинство из них уже тогда были в ужасном состоянии и нуждались в капремонте и реставрации. База была закрыта для посещения, и локомотивы хранились (вернее, разрушались) под открытым небом, спрятанные от всех.
Через некоторое время базу переместили на станцию Лебяжье, а после передачи Росжелдору она стала называться фондовой площадкой «Пионерский парк».
Города Пермского края
Соликамск и Усолье
В 200 км от Перми находится Соликамск, основанный в 1430 г., благодаря добыче соли. Подробнее об этом промысле можно узнать в Музее истории соли в бывшем заводе. Гуляя по городу, вы сможете насладиться архитектурным ансамблем XVII—XVIII вв. с резными украшениями фасадов. На месте древней крепости возведены: Спасская церковь конца XVII в. и одноглавая Архангельская церковь начала XVIII в. Пройдите к заброшенному Крестовоздвиженскому собору (1698—1709 гг.) с декоративным орнаментом и осмотрите слегка наклоненную Соборную колокольню начала XVIII в. Одной из ключевых достопримечательностей города является нарядно декорированный Троицкий собор, построенный в конце XVII в. при помощи пожертвований царей. Осмотрите Воеводский дом XVII в. с внутристенными ходами, он признан на Урале старейшей постройкой гражданского назначения из кирпича. Неподалеку — Богоявленская церковь XVII в. со старинным иконостасом. Внутри многих исторических зданий размещаются экспозиции Краеведческого музея. На улице Набережной можно осмотреть старинные дома, Вознесенский (Троицкий) монастырь, в советское время бывший лагерем.
В 35 км от Соликамска — город Усолье, основанный в 1606 году знаменитой династией Строгановых. Он стал новым центром солеварения после Соликамска. Здесь можно осмотреть постройки в стиле барокко XVIII в. К этому времени относятся Спасо-Преображенский собор, наклоненная Соборная колокольня, палаты Строгановых. В XIX в. были возведены: контора сользаводов, ныне полуразрушенный особняк Лазаревых, господский дом Строгановых и много других старинных интересных зданий. Вы также увидите заброшенные заводские строения.
Чердынь и Ныроб
Из Чердыни стоит доехать до Ныроба (45 км). Этот поселок известен как место ссылки Михаила Романова в 1601 г. Дядю будущего первого царя Романова сюда отправил Борис Годунов. Туристам стоит посмотреть на яму, где держали родственника Романова, построенную в память о его смерти Никольскую церковь 1704 г. и Богоявленскую церковь 1736 г. постройки. Под Ныробом находится Узкая улочка на Искорском городище — считается, что поднявшийся по ней очищается от грехов. Неподалеку от Ныроба — Дивья пещера. Дальше Ныроба дорог нет, впереди — только зоны с заключенными и тайга.
Кунгур и Суксун
В 50 км от Кунгура — город Суксун, неподалеку от границы со Свердловской областью. Его символ — самовар, производство которого началось в середине XVIII в. на местном заводе. С тех пор поселок считается родиной самовара, опережая в этом деле Тулу на несколько лет. Экспозицию самоваров можно рассмотреть в краеведческом музее. В городе стоит осмотреть церковь Петра и Павла XVIII в., дом художника К. М. Собакина, развалины дома Каменских, Верхний и Нижний парки. Прогуляться можно возле Суксунского пруда с живописной плотиной. В 10 км от Суксуна находится водопад Плакун высотой 7 м.
Чем заняться
Разумеется, самым любимым занятием детей и взрослых на кладбище паровозов являлось изучение внутренней части локомотивов. Возможность заглянуть в кабины кочегаров, а также увидеть будки машинистов с различными кранами, пультами управления, клапанами и приборами привлекает многих путешественников по всей стране. Удобная система лестниц позволяла взобраться и на крыши паровозов, с которых можно было разглядеть линии составов сверху. Однако не вся техника находилась в хорошем состоянии — в некоторых местах металл обветшал и поржавел.
Из-за особой мистической атмосферы кладбище паровозов пользовалось огромной популярностью среди любителей квестов и фотосессий, в том числе стилизованных и профессиональных. Чаще всего, конечно, в духе советского времени либо военной тематики, хотя место настолько уникальное и живописное, что предполагало безграничный простор для фантазии.
Кроме того, если ехать на кладбище паровозов из Перми, по пути можно было заглянуть в исторический городок Кунгур, в котором есть ледяная пещера и множество памятников архитектуры. Примечательно то, что Кунгур — последний город Европы перед границей с Азией, а в конце июня здесь проводится Международный фестиваль воздухоплавания.
Валерий Исаев
Как проехать к кладбищу паровозов, координаты GPS
GPS координаты кладбища паровозов: N 52º20,532´; E 57º21,854’
К кладбищу паровозов можно проехать с помощью обычного дорожного навигатора двумя способами:
Со стороны поселка Спасо — Барда: проезжаем поселок (при движении со стороны поселка Гарино или Усть — Кишерть) и сразу за мостом через реку Сылва ищем поворот направо, в сторону кладбища паровозов. В этом случае ехать придется прямо по железнодорожным путям, никуда не сворачивая. Поезда по ним не ходят, но места для разъезда со встречными машинами также нет: с одной стороны дороги высокая стена леса, с другой — заросший лесом обрыв.
Далее необходимо проехать или пройти через ворота, и двигаться вдоль кромки леса в сторону поля, на котором увидите стоящие составы.
Расстояние от дороги до места около 4 километров. Проехать можно на любом автомобиле.
Со стороны поселка Киселево: проезжаем поселок (при движении со стороны поселка Суксун) и сразу за последним домом поселка ищем поворот направо. Переезжаем мост через речку Лёк, уходим по полевой дороге налево, и далее движемся в сторону кладбища паровозов вдоль кромки леса. Река Лёк при этом тянется по левую руку.
В этом случае движемся по лесной (полевой) дороге, которая выведет прямо на поляну, на которой стоят паровозы. С этой стороны проехать можно на автомобиле повышенной проходимости практически до первого состава.
При желании машину можно оставить на окраине поселка Киселево, и пройтись пешком. Расстояние от поселка 2,8 километра.
Мы заезжали со стороны поселка Киселево:
На обратном пути, в сезон, в прилегающем лесу можно собрать неплохой урожай грибов. В основном, Маслята и Моховики, немного Сыроежек.
Общее описание проезда к кладбищу паровозов
Из г. Екатеринбург выезжаем по Московскому тракту. Проезжаем г. Ревда, пос. Ачит, пос. Шахарово. Далее, в зависимости от того, с какой стороны планируете заезжать к кладбищу паровозов (со стороны пос. Спасо — Барда или со стороны пос. Киселево).
1) Если со стороны пос. Спасо — Барда: после поселка Шахарово проезжаем стороной пос. Суксун, за пос. Голдыревский по указателям уходим на пос. Усть — Кишерть. В пос. Усть — Кишерть не заезжаем, движемся на пос. Спасо — Барда. Далее проезжаем пос. Спасо — Барда, и сразу за мостом через реку Сылва уходим направо (см. описание выше).
Расстояние от г. Екатеринбург в этом случае примерно 295 км.
2) Если со стороны пос. Киселево: после поселка Шахарово движемся в сторону пос. Суксун. В пос. Суксун на первом перекрестке после заправки у въезда в поселок уходим направо в сторону пос. Пеганово. Далее движемся в сторону пос. Меча — пос. Медведево. Не доезжая до пос. Медведево уходим налево в сторону пос. Киселево. Проехав пос. Киселево, сразу за последним домом, уходим направо (см. описание выше).
Расстояние от г. Екатеринбург в этом случае около 235 км.
Из г. Пермь выезжаем в сторону г. Кунгур. В г. Кунгур не заезжаем, двигаясь далее по трассе в сторону пос. Семсовхоз. Далее, в зависимости от того, с какой стороны планируете заезжать к кладбищу паровозов (со стороны пос. Спасо — Барда или со стороны пос. Киселево).
1) Если со стороны пос. Спасо — Барда: после поселка Семсовхоз по указателям уходим на пос. Усть — Кишерть. В пос. Усть — Кишерть не заезжаем, движемся на пос. Спасо — Барда. Далее проезжаем пос. Спасо — Барда, и сразу за мостом через реку Сылва уходим направо (см. описание выше).
Расстояние от г. Пермь в этом случае примерно 130 км.
2) Если со стороны пос. Киселево: после поселка Семсовхоз движемся в сторону пос. Суксун. Проезжаем пос. Суксун, и практически на выезде из поселка, не доезжая до заправки, уходим налево в сторону пос. Пеганово. Далее движемся в сторону пос. Меча — пос. Медведево.
Полезная информация для автотуристов:
Что нужно взять с собой в поход с палатками, списокКакие продукты взять на природуПоходная аптечка туриста
Примечание к GPS треку: в целях избежания стояния в огромных пробках, вызванных ремонтами дорог на нескольких участках между г. Екатеринбург и г. Ревда, объезжали через г. Первоуральск.
Как добраться
Рядом с тупиком много гуляющих, так как место очень атмосферное, а добраться до него несложно даже на общественном транспорте. Необходимо сесть на электричку Пермь-Шаля и проехать до остановки «Школьная» — это село Спасо-Барда, Кишертский район. Далее пешком.
Для путешествующих на машине есть два способа:
- Со стороны Спасо-Барда. Поворот направо у моста за селом. Двигайтесь прямо по путям, проезжайте ворота и держитесь кромки леса. От дороги отделяет расстояние не более 4-х километров, и проехать его можно на любом автомобиле.
- Со стороны деревни Киселёво. Проехав её, поворачивайте направо. Переезжайте мост и двигайтесь по краю леса. Река должна течь слева. На машине для поездок в труднодоступных местах можно добраться до первого состава.
Также от Киселёво можно пройтись пешком. До поля с составами отделяет всего 3 километра.
Кладбище паровозов в Шумково Пермского края – уникальный объект. Это база, на который хранятся списанные поезда, вагоны и техника. Помимо современных моделей здесь есть уникальные экземпляры середины XX века.
Старинные паровозы сейчас представлены только типом Л. Численность объектов постоянно сокращается, а вот количество путешественников, мечтающих увидеть заброшенные поезда, стоящие посреди поля, только увеличивается.
Паровозы
Пройдете еще метров двести-триста и попадете в 30-50 годы XX века без машины времени. На запасных путях застыли железные монстры — паровозы. Отслуживших свой век и устаревших ветеранов свозили на базу неслучайно, а в соответствии со стратегическим планом на случай глобальной катастрофы – ядерной войны, потому что в случае ядерной войны их можно было бы использовать для ж/д перевозок и при отсутствии электричества. Поэтому до перестройки за паровозами ухаживали, их смазывали и т.д. В советское время это был секретный объект. Сейчас уже, конечно, не понять логику «холодной войны», но и в США по всей стране разбросаны бетонные бункеры, как спасение от ядерной войны.
Кстати, по пути к паровозам, вы увидите старинную железнодорожную стрелку (ручное устройство для переключения путей), которая и сегодня находится в рабочем состоянии.
Паровоз Л (Лебедянка, Лебедь)
Сейчас на кладбище паровозов остались лишь паровозы одного типа: «Паровоз Л (Л — в честь Л. С. Лебедянского; до 1947 года он обозначался как — П32 — «Победа») — советский магистральный грузовой паровоз, разработанный в конце Великой Отечественной войны совместно Коломенским заводом и ВНИИЖТ под руководством конструктора Л.С. Лебедянского и академика С.П. Сыромятникова, и выпускавшийся с 1945 по 1955 год».
В свое время это был лучший и самый массовый (выпущено свыше 4000 экземпляров) советских паровозов, который трудился на всех железных дорогах СССР. За разработку его конструкции авторы были награждены Сталинской премией. Железнодорожники ласково называли эти паровозы «Лебедянка» и «Лебедь».
В конце войны перед железной дорогой стала особенно остро задача транспортировки грузов на далекие расстояние. Созданный паровоз Победа оказался настолько успешным детищем конструктора Лебедянского, что Постановлением Совета Министров СССР от 14 января 1947 года паровозу было присвоено обозначение серии Л по фамилии главного конструктора Л.С. Лебедянского, при этом выпущенные ранее паровозы серии П (№ 0001—0078 и № 1001) также получили обозначение Л.
Интересно, что вместо простой красной звезды (кое-где они остались на паровозах) на фронтоне «Лебедянки» располагалась красная звезда с барельефами В.И. Ленина и И.В. Сталина. После 1953 года, XX съезда КПСС, в связи с борьбой с культом личности, этот вариант был демонтирован практически со всех паровозов. На территории России только на двух исторических паровозах сохранился барельеф со Сталиным и Лениным: на паровозе Л-0186 в депо Барнаула и на паровозе-памятнике Л-0154 в Камне-на-Оби.
Паровозы ФД
По воспоминаниям старожилов, на базе были и паровозы серии ФД (Феликс Дзержинский). Говорят, что они были проданы в Китай, надеюсь, не на металлолом, а как памятники, ведь там «красный туризм» очень популярен, а вместе с ним и «Железный Феликс», хотя бы в виде паровоза. Впрочем, любители могут посмотреть паровоз этой марки в Музее железнодорожной техники под Екатеринбургом.
Паровоз ЭР
У самого старого паровоза с этой стоянки (паровоз ЭР 716-66 венгерского производства фирмы «MAVAG», год производства – 1936) оказалась счастливая судьба. Паровоз выкупили музейщики и он продолжает служить людям в качестве экспоната в прекрасном музее УГМК «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме.
Хотя территория охраняется, но охранники свои функции не особенно выполняют. При организации массовой экскурсии или какого-либо флеш-моба лучше получить разрешение на посещение в руководстве РЖД.
Как уничтожают вагоны
Когда принимается решение о том, что вагон свое отслужил (по нормативному сроку или по выявленным дефектам), он оправляется на разделку. Она проводится или на специальных площадках, или на территории ВРЗ (Вагоно-ремонтный завод) — только там есть специальное оборудование.
Разделка вагона выглядит очень красочно.
Весь вагон по частям после разделки отправляется на склад. Часть деталей — как запчасти, а часть — как лом. При этом на дефектные детали наносятся специальные повреждения, вроде пропилов, чтобы никто не мог использовать их повторно. По крайней мере, так должно быть по правилам.
Боковая рама — больше, чем просто железка, и храниться должна правильно.
Какие-то части вагона снимаются с него легко, чуть ли не на защелках, а какие-то приходится распиливать автогеном или отрезать большими гидравлическими ножницами. В частности поэтому такие работы и производятся на специальных площадках.
Такими ножницами режут некоторые из тех частей вагона, которые нельзя использовать повторно.
Когда вагон разделан, достаточно просто убрать его номер и номера всех списанных номерных деталей из базы данных ГВЦ (Главный Вычислительный Центр РЖД) и отправить все на хранение так, как это оговорено в нормативах. Например, колесные пары должны стоять на путях, а литые детали тележек не должны храниться навалом.
Музей паровозов и железных дорог
В часе езды от Санкт-Петербурга расположен один из самых старинных технических музеев России, подконтрольных государству, — Центральный Музей Железнодорожного Транспорта (ЦМЖТ). Он был основан в 1813 г., им руководило Министерство Путей Сообщения. В 2004 г. шефство над ним передели материнской компании РЖД Росжелдору. Шаг достаточно логичный: в музее представлены экспонаты, по которым можно проследить двухсотлетнюю историю развития железных дорог в нашей стране. Основная экспозиция находится в центре Петербурга: макеты мостов, техническое и стационарное оборудование, модели подвижного парка и много других интересных вещей. Некоторые экспонаты представлены полномасштабно, некоторые – в миниатюре.
Чем заняться?
На Кладбище паровозов можно подняться на многие машины, побывать в кабине машиниста. Последние от входа составы и кабины машинистов порадовали сохранившимися деталями: переключателями, ручками, вентилями, табличками… Но да, грязновато.
Место исключительное, немножечко мистичное, пользуется огромной популярностью. Здесь можно устраивать квесты, крутые фотосессии. От «Анны Карениной на рельсах» (хотя с исторической правдой в этом варианте не ахти, все-таки паровозы не из эпохи Льва Толстого, до современного «фэнтези», реконструкции событий Второй мировой, исторические и технические уроки для школьников.
Я была там часа полтора, и это была не очень теплая осень, но народу встретилось человек 30, самого разного состава группы, с детишками и их бабушками в том числе.
Правда, паровозов с каждым годом становится все меньше (сейчас их около 15, а в советское время, говорят, было больше 140, вот была картинка, представляете?), они ржавеют, становятся памятниками, да и любители «сувениров» отвинчивают и воруют запчасти…
Я бы на месте РЖД, если уж стихийно сложился Парк приключений, привела бы место в порядок, добавила экземпляров, чуть-чуть облагородила стихийно сложившийся туристический объект, и он бы радовал людей еще десятилетия.
Как добраться до кладбища паровозов в Пермском крае
Место столь привлекательное для туристов находилось в 150 км от Перми и в 280 км от Екатеринбурга.
Точные координаты его расположения на карте — 57.343494, 57.363362.
Если вы планируете поездку из Перми на автомобиле, то следует отправиться в путь по Пермскому тракту и, не доезжая до Кунгура, повернуть в сторону села Усть-Кишерть. Затем необходимо двигаться прямо по трассе: ни в само село, ни в соседнюю деревню Спасо-Барда совершать поворот не нужно. По дороге вы встретите автомобильный мост, проложенный через реку Сылва, прямо за которым находится железнодорожный переезд. Направо, прямо по рельсам, находится кладбище паровозов
Важно отметить, что следующие несколько сотен метров проехать на машине можно только по старым железнодорожным путям, затем дорога сходит с рельс и представляет собой грунтовку
Добраться до места можно также на общественном транспорте, однако нужно быть готовым к долгому пешему пути — около 5 км. На Железнодорожном вокзале Пермь-2 следует сесть на электричку пригородного сообщения «Пермь-2 — Шаля» и доехать до станции «Школьная».
Расписание электричек Пермь-2 — о.п. «Школьная»
Будьте внимательны, перрон станции рассчитан только под 1-ый и 2-ой вагон. Затем необходимо по дороге в сторону Спасо-Барды дойти до упомянутого выше автомобильного моста через Сылву, а затем повернуть направо и следовать по рельсам.
Кладбище паровозов на панораме Google-карт
Кладбище паровозов в Кишертском районе на видео
Кладбище поездов в Ростове-на-Дону
Кладбище поездов Ростов-на-Дону представляет собой сегодня жалкое зрелище.
Музей Северокавказской железной дороги является владельцем этого самого кладбища поездов. На охраняемой площадке находятся старые списанные вагоны, тепловозы и паровозы, которые в своё время трудились на Северокавказской железной дороге. Когда все эти технические единицы занимали своё место на ростовском кладбище поездов, то намерения были благие: обязательно произвести реконструкцию списанной техники. Но прошли десятилетия лет, благим намерениям не суждено было сбыться. Сегодняшняя кладбищенская картина, пожалуй, может заинтересовать только кинематограф, который специализируются на съёмках фильмов ужасов. Правда, представители нашей свободной молодёжи тоже часто посещают данное кладбище, где делают свои фотопробы и снимают «селфи». В числе частых гостей мелькают любители цветных металлов и обычные мародёры.
Присутствие дедушки-охранника, больших собак и табличек с предупреждающими текстами, гостей не останавливает. То ли язык общий находят, то ли интересы их совпадают, но, что характерно, цветные детали с паровозов и со старых вагонов выносятся регулярно.
В какой-то степени показательна судьба одной из «Стрел», серии «ТЭП10-209Э». Указанная техника была создана Харьковском заводе транспортного машиностроения в 1966 году, а спустя 26 лет, упомянутая «Стрела» отправляется прямым ходом на кладбище поездов. После списания прошло почти столько же лет, сколько времени тепловоз эксплуатировался, но никакой реконструкции не случилось, а начинка моторного отсека исчезла, так что модернизировать уже и нечего.
Сейчас на ростовском кладбище поездов находятся два паровика, выпущенные ещё в 1946 году. Состояние хорошее, может, кого-то сможет заинтересовать интерьер купейного вагона, созданного ещё в довоенное время. Увиденные следы ржавчины сразу бросаются в глаза. Вагоны различных годов выпуска, включая и поездные составы электричек, теперь прорастают плющом, принимая форму причудливых и фантастических видов, которые вполне смогут заинтересовать любителей индустриальной фотографии.
Один из видов собственности Юго-Восточной железной дороги – это воронежское кладбище поездов, представляющее собой современную площадку, где похозяйничали вурдалаки. Паровозы и тепловозы здесь отсутствуют. Для развлечений остались только два разбитых вагона с выбитыми окнами. Вагонные корпуса, и их внутренние помещения полностью измалёваны современными картинками из области «граффти». В этом месте периодически собираются свободные художники, паркуристы и простые любители фотографии и урбанистки.
Кладбище паровозов (Ростов-на-Дону) на карте:
Из чего состоит вагон
Кроме локомотивов, на железной дороге есть еще и вагоны. Вопреки расхожему мнению, они служат долго. При этом не стоит ориентироваться на внешний вид. Часто мятый ржавый вагон может быть произведен не более 10 лет назад, а чистый и свежий — в средине восьмидесятых годов прошлого века. Все зависит от того, какой ремонт он прошел.
Вагоны в ходе своей эксплуатации постоянно проходят проверки и некоторые виды ремонта. Проверки проводятся перед погрузкой и на станциях отправления-прибытий. Если есть незначительные замечания, они отправляются в ТОР (текущий отцепочный ремонт). Раз в несколько лет в зависимости от типа вагон направляется в ДР (деповской ремонт), а чуть реже в КП (капитальный ремонт). Все сроки регламентируются соответствующими документами профильных ведомств, но среднее время между ремонтами составляет: для деповского — 3-5 лет, а для капитального — 5-7 лет.
Так выглядит тележка, выкаченная из-под вагона.
Во время ремонта принимается решение о целесообразности ремонта вагона в целом или его частей. Например, если есть трещины на раме, то эксплуатация такого вагона не допускается. Так же строго проверяются и детали тележек, в частности колесные пары, боковые рамы и надрессорные балки. Они могут ремонтироваться или переставляться под другие вагоны без ремонта, но если на них есть трещины, они переводятся в соответствующие категории металлолома и приходуются на склад по категориям лома. Позже лом продается. А крупные детали тележки измеряются сотнями килограмм. Например, боковая рама и надрессорная балка весят около 400 килограмм, а колесная пара в сборе — от 1150 до 1450 килограмм в зависимости от остаточной толщины обода (при производстве ее толщина составляет более 70 мм, а перед расформированием — менее 29 мм)
Кладбище паровозов в Шумково.
Хотя накануне поездки я знал про эту особенность, но повернуть прямо на пути не позволяли какие-то предохранители в голове, да и высоты нашего клиренса вряд ли бы хватило для такого трюка. Поэтому, припрятав автомобиль в кустах, мы пошли до места пешком.
Станция Шумково — база запаса ж/д локомотивов и вагонов. Тут на закрытой территории находится как отслужившая свое техника, так и совершенно новая, а чуть поодаль, уже в общем доступе, совсем древняя.
Основную массу паровозов, находящихся на хранении, составляют локомотивы серии Л., но присутствовали и паровозы ФД (Феликс Дзержинский), а так же локомотивы серии ЛВ, один из самых совершенных советских паровозов.
14 января 1947 года впервые в истории отечественного локомотивостроения серия паровоза была переименована в честь главного конструктора. Новые коломенские локомотивы получили серию «Л» (Лебедянский). Локомотивы оказались простыми и быстроходными машинами. Железнодорожники прозвали их «лебедянками». Несколько уступая по мощности паровозам серии ФД, «лебедянки» или «лебеди» оказались почти на 20% экономичнее. Эти машины работали практически везде в СССР. За годы производства было построено свыше 4000 таких паровозов. Как отмечают машинисты: «управление в «Лебедянке» было довольно удобным, в отличии от паровозов предыдущих поколений, где постоянно надо было что-то подкручивать и регулировать». В 1954 году паровоз был модернизирован, принят к серийному производству и получил серию ЛВ, что означало: паровоз Лебедянского, реконструированный на ворошиловградском заводе.В 1955 году их производство было остановлено в связи с переводом советских железных дорог на тепловозную и электровозную тягу.
Это первые паровозы в жизни, которые удалось увидеть так близко. Не просто увидеть, а потрогать, побывать внутри, изучить устройство. Это были не «напомаженные» музейные экспонаты, а дошедшие до нас кусочки истории ровно в том виде в каком они попали сюда около шестидесяти лет назад. В них было старо все, начиная от консервационной смазки, толстым черным слоем укрывающей технику, заканчивая углем в трюмах этих исполинов, тем самым углем, которым их топили в последний раз. Кладбище растягивается на многие сотни метров, даже несмотря на то, что изрядное количество паровозов уже распилено на метал и вывезено. Я шел вдоль стоявших друг за другом локомотивов и замечал, что оказывается они отличаются. Разные модели, разные годы выпуска.
Позже я прочел, что в этих местах много клещей и змей. В тот момент мы никого не встретили, но будьте внимательны посещая эти места.
Как я уже говорил, в эту поездку погода нас не баловала. А сегодня, несмотря на утреннюю хмарь, распогодилось, было удивительно тепло и к полудню поднялся настоящий зной, который не хотелось пропустить сидя в машине. Да еще случилось так, что мы находились недалеко от очень чистой и живописной речки Сылвы. Поэтому без особых рассуждений решили пропустить оставшуюся половину ходового дня и заночевать прямо тут.
Шла самая середина путешествия на Урал. Впереди были Александровск, Пермь, Глубокие карьеры с бирюзовой водой и скальные Уральские предгорья. Впереди еще были встречи с колоритным Костяном из Спасо-Борды, с плохо-знающей город и край таксисткой Аней и многими другими. Но сейчас мы просто нежились на солнце наслаждаясь сегодняшним приключением. Подписывайтесь на нашу группу в ВК и будьте в курсе самых свежих новостей блога. Путешествуйте с нами или самостоятельно, пишите о своих приключениях, делитесь своими впечатлениями! Продолжение следует…
Экскурсия: как попасть
В наше время в музей может попасть каждый, но только в составе экскурсионной группы и с экскурсоводом. Все внимательно рассмотреть и побродить самому по музею нельзя, это режимный объект РЖД.
На экскурсию можно попасть в период с мая по октябрь: час посетителям рассказывают о принципах работы и устройстве локомотивов, охотно отвечают на вопросы о каждом паровозе и его истории. Входной билет для взрослых — 400 рублей, 200р придется заплатить за фото и видеосъемку.
Однако этого времени явно недостаточно, чтобы по достоинству оценить и рассмотреть все экспонаты. В течение экскурсии многие локомотивы осматривают лишь мельком, а ведь здесь действительно много интересного!
В музее можно даже увидеть дореволюционный паровоз серии Э – 918, выпущенный в 1913 г. Это самый старый объект на выставке. В музее представлен даже американский тепловоз Да20-031 1944 года выпуска, который привезли в СССР по программе ленд-лиза. Именно на нем в 1945 г. Сталин прибыл на Потсдамскую конференцию. Основной путь он проделал на пару, а Потсдам прибыл на тепловозной тяге, что спровоцировало в дальнейшем замену паровозов на тепловозы. В музее можно увидеть советский тепловоз М62-1829: их использовали для транспортировки «ядерных» поездов РВСН по всей территории Союза, в обиходе называли «ракетовозами». Их характерными чертами были черные номера и квадратные фары. Здесь есть и обычные «машки», у которых красные номера, а фары – круглые. В музее стоит и производившийся в СССР в 1948-1955 гг. тепловоз серии ТЭ2. Недалеко расположился дизель-поезд Д720-3. Долгое время его использовали в качестве личного поезда начальника Октябрьской железной дороги
Отдельное внимание следует уделить электровозам. В музее представлен ВЛ-22 и давно неиспользуемые ЧС-2 и ЧС-3
Из известных и интересных паровозов здесь можно увидеть серию Су206-56 (1935 г.), СОм17-515 (1937 г.) и даже пассажирский советский паровоз-«генерал» П36-249 (1956 г.). А серии О, так называемых «овечек», в музее нет.
Почему паровозы хранят, а не утилизируют
Хранение железнодорожной техники занятие сомнительное. Если она не нужна, она будет занимать пути, которые можно использовать более рационально. А еще вагоны и паровозы состоят из металла. Металл стоит денег, а учитывая, что в конструкции одного вагона его десятки тонн, переплавка и разделка на запчасти выглядит куда более перспективной затеей. Но почему тогда паровозы стоят на кладбище?
В свое время (еще в СССР) этот объект был засекречен и на его путях хранилась техника на случай войны. Если повредить электропитание, то электровозы не смогут проехать и нужна будет автономная техника. Именно поэтому за паровозами ухаживали и даже регулярно смазывали. Потом пришло осознание, что лучше пользоваться тепловозами, а парк паровозов так и остался стоять. Возможно, на самый резервный случай, ведь несмотря на малый КПД парового двигателя, он мог ездить почти на всем, что горит. То есть с топливом было куда проще. Не надо было искать отборную солярку, как для тепловозов. Поэтому в советские времена количество паровозов на этих путях достигало полутора сотен.
Некоторые паровозы находятся в плохом состоянии.
Если вы соберетесь посетить это место, имейте в виду, что оно охраняется, но те, кто там побывал, говорят, что охрана не будет вас трогать, если вы просто будете ходить и смотреть, а не пытаться залезть на крыши или оторвать что-то на память. Впрочем, другие утверждают, что охране на глаза лучше не попадаться. Может это как раз те, кто отламывал фары от паровозов и бил у них стекла?
Если все же желание попасть на кладбище паровозов у вас будет, в этой статье подробно описано, как до него можно добраться.