История республики

Эстонцы

Третья по величине семейная группа. народов. Всего в мире 1,1 миллиона человек являются представителями этой группы. Менее 200 000 эстонцев живут за границей, в основном в Финляндии, США, Канаде, Швеции и России. Антропологические исследования показали, что комизурийцы, карелы и финны являются их ближайшими родственниками. Первые доказательства о народе относятся в I веке нашей эры, и формирование нации происходило в тесном контакте с другими этническими группами.

Сегодня в Эстонии широко распространены православие, лютеранство и католицизм, хотя опросы показывают, что страна является наименее религиозной в мире.

Статистика и политический статус

К финно-уграм можно отнести 24 народа. Их политическая судьба и статус очень разнятся. Коренные жители своих территорий, в большинстве они никогда не имели своей государственности. Лишь около 15 млн. венгров, 5 млн. финнов и 1 млн. эстонцев имеют свои независимые государства. Саамы живут на территориях четырех стран. Западным саамам в Норвегии, Швеции и Финляндии удается не только сохранять, но и развивать свою культуру и самосознание. Живущие в Норвегии квены, говорящие на финском языке, считаются национальным меньшинством. В Румынии же чанго, говорящие на венгерском, официально никак не признаны. А в Латвии ливы конституционно признаны как коренной народ.

Из 24 финно-угорских народов 17 живут в России, из них три – как в России, так и за ее границами. Согласно российской переписи населения 2002 г., численность финно-угров резко сократилась со времен предыдущей переписи (1989 г.) – с 3,3 до 2,7 миллионов. Самые крупные финно-угорские народы имеют свои т.н. республики (карелы, мордвины, марийцы и удмурты) или автономные области (ханты, манси и ненцы), где все они являются национальными меньшинствами. У вепсов в Карелии есть своя т.н. национальная волость, а ингерманландские финны, ижорцы и селькупы не имеют территориальной автономии ни в каком виде.

О некоторых финно-угорских народах России – таких, как водь, ижорцы и энцы (енисейские самоеды) – уже нельзя сказать, что им угрожает ассимиляция. По сути, они уже ассимилированы доминирующей русской культурой и языком настолько, что родным языком владеют лишь пожилые люди.

Число жителей России, фактически владеющих финно-угорскими языками, ныне сократилось, составив уже меньше 2 миллионов, и этот спад продолжается. Есть много факторов, тормозящих рост самосознания финно-угорских народов. Главные из них – это урбанизация, современные демографические изменения и миграционные тенденции, смешанные браки и отношение со стороны окружающего населения. Всё это препятствует созданию самими финно-угорскими народами подходящего для них образа жизни, отвечающего их самобытным традициям и культурным предпочтениям. Другой немаловажный фактор – сокращение образования на родном языке. Если финно-угорские народы России и имеют возможности сохранять свои языки и культуры, то возможности эти очень ограничены, хотя, разумеется, ситуация отличается от региона к региону.

Недавно в России возникли новые угрозы сохранению языков и культур финно-угорских народов. Одна из них вызвана изменением в Законе о языке Российской Федерации, устанавливающим, что официальная письменность в России должна строиться только на графической основе кириллицы. Закон отказывает языкам с латинским алфавитом в статусе государственных. Другая угроза – намечаемое объединение субъектов Федерации, ведущее к упразднению национальных автономных образований. Это, вероятнее всего, усилит социальное давление на коренные финно-угорские народы, способствуя их ассимиляции. Уже состоялось объединение Коми-Пермяцкого автономного округа с Пермской областью.

Фольклор и народное искусство

Культурная близость коми к русским особенно бросается в глаза в области фольклора. Он у коми довольно богат; в нем есть и сказания о древнем, вымершем «чудском» народе, жившем в землянках; и сказания (у коми-пермяков) о богатырях Пере, Пеле и других, видимо, исторических личностях. Но особенно богат и разнообразен сказочный фольклор, — и как раз сюжеты сказок очень близки к русским. Больше всего сказок о животных; много волшебных сказок — о колдунах, о леших, водяных и пр., о бабе-яге (йома); много и бытовых сказок-новелл, где высмеиваются и осуждаются богачи, цари, попы. Однако даже сюжеты и мотивы, явно заимствованные от русских, по-своему творчески переработаны.

В изобразительном искусстве коми обращают на себя внимание традиции старинной деревянной резьбы и пластики. Они отразились в своеобразном стиле церковной скульптуры Пермского края, где видны следы совсем не христианского искусства

Об этой скульптуре писал А. В. ЛуначарскийА. В. Луначарский. Пермские боги, «Искусство», № 5, 1928. . Интересно отметить, что крупнейший русский архитектор А. Н. Воронихин (1760—1814 гг.), строитель Казанского собора в Ленинграде, был родом из Пермского края и по матери пермяк. Своеобразно также узорное тканье с орнаментом геометрического стиля.

Пионером нового развития коми-пермяцкого искусства — уже, в советскую эпоху — был национальный художник-искусствовед П. И. Субботин-Пермяк (1886—1923). Он много сделал для возрождения и развития народного изобразительного искусства.

Давнее общение с русским дало народу коми своеобразную письменность. Стефан Пермский составил для зырян особый алфавит, который долгое время — до XVII в. — был в употреблении; интересно, что этой «пермской» письменностью пользовались иногда и в Москве. На старинных иконах встречаются надписи этим алфавитом. Теперь коми пользуются русской графикой. При Советской власти у них развивается своя литература.

Культурное развитие народа коми вообще сделало огромные успехи. В Республике Коми работают два института, 13 техникумов и 678 школ. Создан филиал Академии наук СССР (с 1949 г.), где многие из научных сотрудников принадлежат к местному национальному населению.

Warning: Undefined array key «show_age» in /var/www/u2165507/data/www/arheologija.ru/wp-content/plugins/this-day-in-history/tdih-widget.php on line 22

В этот день:

Дни рождения
1930 Родился Глеб Алексеевич Максименков — старший научный сотрудник ЛОИА АН СССР, доктор исторических наук, крупнейший специалист в области первобытной археологии Южной Сибири.
Открытия
1951 В Новгороде экспедиция под руководством А. В. Арциховского нашла первую берестяную грамоту.
1951 В Новгороде обнаружена первая берестяная грамота.

Рубрики

  • Археология Ближнего Востока
  • Археология Дальнего Востока
  • Археология Европы
  • Археология Кавказа
  • Археология Северного Причерноморья
  • Археология Сибири
  • Археология Средней Азии
  • Археология Урала
  • Без рубрики
  • Древнерусская археология
  • Методика
  • Новости
  • Памятники
  • Первобытное искусство
  • Смежные науки
  • Теоретическая археология

Свежие записи

  • Тункина И.В. Русская наука о классических древностях юга России (XVIII — середина XIX вв.)
  • Археология СССР. Палеолит СССР
  • Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири
  • Столяр А.Д. Памяти Павла Иосифовича Борисковского
  • Основы работы с настольной ГИС ARCGIS 9

Пермяки

Что касается коми-пермяков (это их официальное название), то большая часть этого народа проживает в Пермском крае. Это ещё более малочисленные народ, чем зыряне. Пермяков — всего около 95 тысяч человек. У них тоже разные самоназвания: коми пермякезз, коми отир, коми морт. В своё время русские звали их пермяками, пермичами и пермянами. Предполагается, что это слово они услышали от вепсов, которые так называли местность, где издавна жил этот народ — «пера маа», то есть «земля, которая лежит за рубежом». Но это лишь гипотеза.

Кстати, в настоящее время просто пермяками нужно называть только жителей города Пермь. А народ — только коми-пермяками.

***

Коми-зыряне и коми-пермяки говорят на финно-угорских языках, точнее на их финно-пермской подветви. В эту же подветвь входит удмуртский язык. Естественно, надо понимать, что коми-зырянский и коми-пермяцкий языки, хоть и схожи, но являются самостоятельными в пределах это самой подветви.

Слово «коми», которое эти народы используют по отношению к себе, обычно переводят как «человек» или «мужчина». Что очень характерно вообще для самоназваний северных народов.

Но есть и другая гипотеза: слово «коми» произошло от названия реки Камы. То есть тот, кто живёт на этой реке. Но мне, если честно, первая гипотеза кажется правдоподобнее.

Коми-пермяки на старом фото

***

Исторически так сложилось, что зыряне стали государственными крестьянами. В то время, как пермяков приписали как «частников» — к промышленникам Строгановым.

Любопытно, как по-разному описаны эти два народа в словаре Брокгауза и Ефрона, который издавался в конце 19-начале 20 в.в

Вот коми-зыряне:

Зыряне роста среднего (кроме удорцев, отличающихся высоким ростом); телосложения крепкого и правильного; следы финского типа на лицах едва заметны; цвет волос большей частью чёрный, при серых и тёмно-карих глазах; реже встречаются русые волосы и голубые глаза.

А вот коми-пермяки:

«Коми-пермяки ростом ниже среднего, имеют сложение более слабое, чем у коренных русских; волосы по преимуществу белокурые, русые или рыжеватые, глаза серые, нос часто вздёрнутый, лицо широкое, борода небольшая, хотя встречаются особи и с тёмно-русыми волосами, карими глазами, смуглой кожей, более продолговатым лицом и тонким носом».

Кроме того, исследования 80-х годов 20 века показали, что для коми-зырян более характерным является особый европеоидный краниологический тип, более близкий к краниотипу карел, а не коми-пермяков.

Справедливо ли это для сегодняшнего времени? Хороший вопрос. Свежих исследований на эту тему я не нашёл.

1.

Неизвестная Россия

Предки зырян, пермяков, а также удмуртов некогда являлись одной культурно-исторической общностью – пермянами. Культура сформировалась в IX веке до н.э. и просуществовала до Раннего Средневековья. Пермяне занимали территорию Приуралья, строили неукрепленные поселения и городища, промышляли скотоводством, рыболовством и охотой.

Жизнь изменилась с появлением Волжской Булгарии. Под давлением булгар часть пермян откочевала на Нижнию Каму и Вятку. Их потомки стали именоваться удмуртами. Другие ушли на Верхнюю Каму и в будущем сложили этнос коми.

В IX веке жители Верхней Камы образовали два крупных политических центра: княжество Пермь Великая (родановская культура) и княжество Пермь Вычегодская. Историки часто путаются в их конкретном расположении, поскольку термином «Пермь» обозначали не географию района, а место проживания народа. А местные жители под напором булгар и русских легко могли откочевать и переместиться.

Этногенез и этническая история коми

Этнологи и археологи выделяют цепь археологических культур, которые сменяя друг друга ведут к культуре коми-зырян:

  • волосовская культура (неолит);
  • приказанская культура (бронзовый век, XVI-IX вв. до н. э.);
  • ананьинская культура (здесь и далее железный век, VIII-III вв. до н. э.);
  • гляденовская культура (III в. до н. э.- IV в.);
  • ванвиздинская культура (VI-XI вв.);
  • вымская культура (XI-XII вв.).

Предки коми впервые обнаруживаются учеными во II тысячелетии до н. э. в районах впадения в Волгу Камы и Оки. Позднее древние пермяне распространяются на север, в Прикамье.

В I тысячелетии до н. э. предки зырян проникают на территорию сегодняшней Республики Коми. В IV-VIII веках н. э. в северо-восточной части Европейской России (районы расселения современного народа коми) известна ванвиздинская культура, представители которой говорили предположительно на финно-пермских языках. В первой половине I тысячелетия н. э. древнепермская этнолингвистическая общность разделилась на предков удмуртов и коми. Центром обитания коми стало Прикамье. В конце I тысячелетия н. э. произошел распад общности. Часть мигрировала в бассейн реки Вычегды, где смешалась с представителями ванвиздинской культуры. На нижней Вычегде и Выми главным этническим элементом стали ванвиздинцы, а на верхней Вычегде и Сысоле доминировали переселенцы из Прикамья. В ходе взаимодействия складывалась вымская культура (IX-XIV вв.), которая соотносится с Пермью Вычегодской.

В результате развития племен прото-коми формировалась вымская культура, имевшая связь с родановской культурой. У прото-коми были устойчивые культурные и торговые связи с прибалтийскими финно-уграми, Древнерусским государством, волжскими булгарами и степными иранскими племенами. На последнем этапе существования вымской культуры значительное влияние на нее оказывали именно южные соседи. Затем происходит мощнейшее воздействие восточных славян.

С ростом древнерусского влияния с начала XII века Пермь попадает под власть Новгородской республики. В это время появляются смешанные русско-коми семьи. В XIII веке начинается славянская (новгородская и суздальская) колонизация Перми, имевшая, несмотря на обложение местного населения данью, положительное значение. Об этом говорит археология —в это время курганный способ захоронений заменяется христианским погребением, господствующее до сих пор многобожие соседствует с православием, а в зырянском быту появляются новации.

В XV-XVI веках под воздействием славяно-русской колонизации этнический массив зырян сдвигается на восток. Комяцкое население исчезает на Пинеге, в низовьях Вашки, нижней Вычегде, Яренге, Виледи, нижней Лузе. Именно зыряне являются первым финно-угорским народом, попавшим под власть Москвы, причем этнограф и историк коми Г. Лыткин задается по этому поводу вопросом: «в недоумении предлагаешь вопрос: когда совершился переход зырянской страны из-под власти Новгорода под власть Москвы».

С этого времени происходило расширение этнической территории. В XVI-XVII веках коми заселяют верхнюю Вычегду, в XVIII-XIX веках — Ижму и Печору.

В процессе взаимодействия с соседними этносами в состав коми входили ассимилированные группы русских, вепсов, манси и ненцев. Это нашло отражение в антропологическом облике и компонентах культуры коми, привело к формированию в составе коми этнолокальных групп. В XVI-XVII веках на территории коми известны административные образования — волости и земли: Глотова слобода, Удорская волость, Сысольская земля, Вымская земля, Ужгинская волость и другие. В XVII веке коми сосредоточивались в Яренском, Сольвычегодском и Пустозерском уездах.

К XVII-XVIII векам относится завершение формирования народа коми-зырян. В XVII-XIX веках значительные группы коми переселяются на Урал и в Сибирь.

По данным 1865 года, опубликованным в «Алфавитноми списке народов, обитающих в Российской Империи», зыряне численностью 120 тысяч человек проживали в Мезенском уезде Архангельской губернии, Усть-Сысольском и Яренском уездах Вологодской губернии, а также были разбросаны среди сельского населения в Сольвычегодском уезде.

22 августа 1921 года в составе РСФСР была образована автономная область Коми с центром в Усть-Сысольске, что положило начало государственности коми. По данным переписи 1926 года в стране проживало 226 тысяч зырян. В 1929 году АО Коми (Зырян) включена в состав Северного края, а в 1936 году АО преобразована в Коми АССР. В 1959 году по данным переписи численность коми-зырян составляла 287 тысяч человек. В 1990 году Коми АССР преобразована в Коми ССР, а в 1992 году — в Республику Коми.

«Этот народ распространён гораздо шире…»

Самое большое число зырян (около 85.000 чел.) проживает сейчас на западной стороне Урала… На самом деле этот народ распространён гораздо шире, чем показано на этнографических картах. Они давно углубились в регионы, заселённые русскими, самоедами, остяками и вогулами, совершая дальние путешествия для охотничьего промысла и торговли и образуя маленькие колонии. Ныне их можно встретить на Урале и на Оби и вдоль берега моря до самого Архангельска.

По Оби – от Берёзова до устья реки – то там, то здесь можно найти обособленные семьи и небольшие поселения зырян, которые, несмотря на восприятие их властями как чужаков, живут здесь постоянно… Ежегодно зимой обские берега посещаются значительным числом зырян, в руках которых сосредоточена большая часть местной торговли и торговли через Урал между долинами Печоры и Оби. Зыряне… говорили мне, что около 1.000 чел. их сородичей проживает на Оби, а зимой из-за Урала приезжает ещё 3.000 чел., если не больше; и что в некоторые годы их численность доходила до 150.000 чел… Этому они обязаны более успешной акклиматизацией и привычке к образу жизни кочевых народов, благодаря чему они находятся с этими народами в гораздо более тесном контакте. Русский же, ещё более убеждённый в своём превосходстве над туземцами, не привык к кочевому образу жизни. Он не следует за самоедом и остяком в тундру, он не способен держать стада оленей, а поэтому довольствуется обогащением за счёт туземца только там, где встречает его – на речных стойбищах во время торговли рыбой и пушниной.

…Зыряне говорили мне, что они часто официально вступают в брак и с русскими, и с самоедами, но очень редко с остяками, к которым питают крайнее неуважение, называя их «грязными» и «язычниками». В смешанных зыряно-русских семьях, как меня убеждали, говорят на зырянском языке… Однако, все зыряне, кроме родного языка, знают ещё и русский.

Если верить русским, зыряне – упрямые и мстительные, а самая выдающаяся черта их характера – хитрость. В отношениях с ними я нашёл их гостеприимными и умными, но я смог также убедиться, что они вполне заслуживают славы хитрецов и упрямцев. Другие путешественники – Кастрен, Гофман, Алквист – также говорят, что это народ умный, активный, экономный, когда нужно, но не совестливый, когда пользуется своим превосходством над остяками и самоедами. Последние обвиняют зырян во многих несправедливостях и даже в том, что те крадут дары, которые остяки оставляют в лесах для своих богов, и обворовывают жилища и нарты со скарбом, которые на период летнего переселения хозяев остаются без присмотра. Такое никогда не наблюдается среди кочевников, обладающих похвальной честностью. Шренк во время своего путешествия по тундре Севера России жил среди зырян и самоедов. Он описывает последних как терпеливых страдальцев, покорившихся насилию, несправедливостям и преднамеренным преступлениям авантюристов зырян – жадных, скупых и лживых. В то же время Кастрен, посетивший те же места что и Шренк и подтвердив факт присвоения зырянами оленьих стад самоедов, обвиняет всё же своего предшественника в пристрастии к более слабому народу, с жаром защищает зырян и оправдывает большую часть преступлений, в которых их обвиняют… Однако при чтении авторских похвал в адрес характера и моральных качеств зырян и восхвалений всей финской расы возникает подозрение увидеть здесь некоторое пристрастие этого приятного финского автора к народу, к которому он испытывал родственные чувства. По мнению Кастрена, зыряне доброжелательны и любезны ко всем, кто выказывает им свою дружбу и верность. Характерными качествами этого народа служат чувство справедливости и умение держать данное слово… Тот же Кастрен, однако, допускает, что они хитры, недоверчивы и завистливы.

  

Слайд 6УдмуртыНарод Удмуртии преимущественно проживает в Удмуртской республике. Это коренное население Предуралья,

формировавшееся под влиянием русских поселенцев. Немалую роль в их жизни сыграли тюркские племена. Сейчас удмурты успешно развивают хозяйство и живут насыщенной жизнью.Существует несколько гипотез происхождения. Одной из наиболее распространенных является гипотеза возникновения от иранского «-мурт». Слово «мурт» буквально означает «человек», а вот «уд» пока что остается загадкой. Раньше русские удмуртов называли вотяками.В Республике Удмуртия их проживает около 500 тысяч человек. Другие же представители народа расселились по иным регионам и странам.Удмуртский язык входит в уральскую семью, к которой принадлежат эстонцы, финны, венгры. Можно с точностью сказать, что удмурты принадлежат к финно-угорскому народу, а их ближайшие языковые родственники — коми. Существует несколько диалектов удмуртского, а также говоры срединного типа.Археологи полагают, что первые люди на удмуртской земле появились примерно 10 тысяч лет назад. Тогда Удмуртия входила в зону тундры, что обусловило земледельческий образ жизни. Население охотилось и занималось рыболовством. Земля здесь была богатая, поэтому можно было ловить мамонтов, заготавливать шерсть для одежды впрок

Ряд историков выдвигает предположение, согласно которому родовые племена чтили матриархат. Постепенно климат изменялся в сторону более теплого, территория становилась еще более благоприятной для жизни, что привело к строительству городов и привлекло внимание соседних племен.Постепенно окрепшее Казанское ханство решило взять территорию Удмуртии под контроль, что ему с успехом удалось сделать. Позднее сюда пришли татаро-монголы, но с течением времени началось объединение земель с русским населением, которое вытеснило монголов и Казанское ханство, присоединив Удмуртию. Удмурты смогли получить много пользы от русских людей: наладить земледелие за счет новых орудий труда, внедрить схему многопольного земледелия, научиться выводить новые породы скота и выращивать новые культуры

Впервые у населения появилась русская печь в домах, развилось ткачество. Согласно мнению многих историков, именно благодаря русским удмуртский народ создал свой алфавит и письменность.Развитие промышленности в Удмуртии началось в 18 веке. Здесь стали производить железо, выпускать огнестрельное оружие. В последующие два столетия Удмуртии пришлось пройти через сложные времена, в том числе неустанный труд вследствие начала Второй мировой войны. Сейчас Удмуртия имеет статус президентской республики.Долгие годы Удмуртия была автономным краем, поэтому ее жители чувствовали себя независимыми. Основное хозяйство всегда было связано с лесом, что, по мнению самих удмуртов, повлияло на их характер. Многим удмурты представляются спокойными, даже немного флегматичными людьми. Многие беспокоятся о мнении других, но никогда не вступают в ссоры. С древних времен удмурты считают затевание вражды тяжким грехом. Часто люди предстают замкнутыми, стеснительными и сдержанными. По отношению друг к другу они, напротив, открыты, общительны, эмоциональны.Основной религией Удмуртии является православие. Часть жителей республики сохраняет приверженность язычеству. Одним из главных богов у удмуртских язычников является Инмар, олицетворяющий небо. С древности удмурты были склонны обожествлять погоду и плодородие, ведь все это играло важную роль в их жизни. Помимо богов, удмуртская мифология включает множество верований, связанных с духами. Язычники считают, что духи есть практически у всего: у леса, бора, ветра, хлева, поля. Сохраняется вера в домовых.

Коми или зыряне?

Павел Лимеров

Но главной темой нашего разговора с Павлом стал другой вопрос.

Недавнее разделение епархии в Коми неожиданно вызвало своего рода филологические споры. Дело в том, что вместо слова «Воркутинский» в титуловании архиепископа Питирима появилось «Коми-зырянский».

Прежде чем продолжить беседу с Павлом, поясню историю вопроса.

В XIX веке несколько весьма известных представителей коми интеллигенции ополчились на слово «зырянский». Исследователь культуры коми Константин Попов договорился до того, что слово «зыряне» произошло от русского глагола «зыря, зырить, вызырить» – «много, чрезмерно пить». Потом появились ещё две версии в том же духе. Первая: «зыряне» от глагола «зырны» – «вытеснять», то есть буквально «зыряне – это вытесненный, кем-то сильно обиженный народ». Другая гипотеза: будто название произошло от слова «сур» («пиво»), то есть это «народ, опивающийся своим национальным напитком». Антицерковной публике это пришлось по душе. Они даже не пытались из трёх версий выбрать одну – приняли их разом.

Но обратимся к истории. В «Жалованной грамоте великого князя Ивана III жителям Перми Вычегодской», написанной в 1485 году, перечислены семь групп древних коми-зырян: вычегодские пермяне, вымичи, удорены, сысолены, крещёные сиряне ужговские, а также лузская и вилегодская пермца. Сиряне, то есть зыряне, по мнению историков, жили на Верхней Сысоле и в верховьях Камы, на территории нынешнего Коми-Пермяцкого округа. После этого долгое время коми называли «пермянами», а в восемнадцатом веке вдруг начали называть «зырянами» – по имени одного из племён.

По мнению коми лингвиста и этнографа Адольфа Туркина, основа слова «зырянин» восходит к общепермскому sara, что в свою очередь является индоиранским заимствованием слова «мужчина». Туркин исходил из первых летописных упоминаний зырян как саран, суран, зыран, зырян. Он придерживался мнения, что название одного из коми племён и попало в летописи, после чего на его основе стали называть уже всех «коми».

Что интересно, «зырянами» коми называли не только русские. Удмурты, жившие рядом с сирянами, или серянами, называли всех пермяков «сара-кум», то есть «человек племени» («кум» – «племя»), мансийцы именовали коми «саран», так же звали их ненцы. Впрочем, Туркин не настаивал на том, что «зырянин» значит «мужчина, человек». Была ещё версия, что основой стало слово syrja, что значит «край, граница». Из всех гипотез предположения Туркина выглядят самыми убедительными.

* * *

Вернёмся к беседе с Павлом. Вопрос:

– Откуда, по твоему мнению, взялось это название – «зыряне»?

– Широко распространено мнение, что «зырянами» коми начали называть финны, «сурья» у них значит «житель окраины», своего рода «украинец». Между прочим, и слово «пермь» правильно произносится как «пере маа», и это означает «дальняя земля». «Сурья» и «пере маа» – синонимы. С конца XVII века камских коми, живущих в Пермском крае, начали называть «пермяками», а вычегодских, удорских – «зырянами». В средневековой Руси всех коми называли «пермянами», от имени их земли – Пермь. Внутри коми различались ижемцы, вычегодцы, удорцы и так далее, но при этом они считали себя единым народом. У Епифания Премудрого мы читаем о Перми как о единой земле.

– А как ты относишься к тому, что зыряне произошло от слова «зырить»?

– Названия и самоназвания не всегда совпадают. Удмурты – это вотяки, манси – вогулы, ханты – остяки. Откуда что взялось, Бог весть. Думаю, что на территории нашего края происхождения слова «зыряне» не понимали.  И были попытки найти объяснение. Где-то к этому названию относились лучше, например на Вычегде, а скажем, ижемцы не воспринимали и тогда, как и теперь. Зато в Сибири все коми называли себя «зырянами». Там масса названий городов, посёлков, рек – это Зырянка, Зыряново и тому подобное. Я однажды в Чите побывал в родительскую субботу на кладбище, там половина могил принадлежала Зыряновым. Коми были первопроходцами, и русские в Сибири с большим уважением к ним относились и относятся – как к легендарному народу, который шёл впереди, осваивая дикие края.

– С зырянами понятно, что много непонятного. А откуда взялось само название коми?

– Здесь тоже разные теории. Некоторые полагают, что оно произошло от названия реки Кама, другие – что от слова «ком», то есть «человек».

– Насколько правильно наименование епархии «Коми-зырянская», на твой взгляд?

– Оно имеет право на существование. Ведь так сложилось исторически, что у нас различают коми-зырян и коми-пермяков. Эти названия закрепились за двумя группами народа, и если его отменить, то возникнет путаница.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →Оглавление выпуска

Расовые, религиозные и культурные различия финно-угорских народов

Западные финно-угры принадлежат к европеидной расе. Но, например, самые близкие венграм народы – ханты и манси в Сибири, а также самодийские народы, их соседи, – относятся к уральской подрасе, имеющей как европеоидные, так и монголоидные черты.

Культура волжско-финских, пермских и мелких балтийско-финских народов – чисто аграрная: по ряду исторических, политических и культурных причин у них не сложилосьпредпосылок для развития собственной городской культуры. Столетиями культура хантов, манси и самодийских народов, основанная на охоте, рыболовстве и оленеводстве, адаптировалась к нелегким условиям Сибири. И, к сожалению, оказалась крайне уязвимой к отрицательным влияниям современной индустриальной культуры.

Что касается религии, то большинство финно-угров – христиане. Эстонцы, финны и западные саамы – лютеране, венгры – большей частью католики, хотя среди них есть также кальвинисты и лютеране. В европейской части России финно-угры исповедуют главным образом православие. Однако удмуртам и марийцам удалось сохранить и свою древнюю анимистическую религию, а сибирские финно-угорские и самодийские народы сохранили шаманизм.

Этническая история зырян

Как уже упоминалось, в наше время сохранилось мало источников, которые могли бы дать развернутый ответ на ряд вопросов. Кто такие зыряне на самом деле, как они появились, чем отличалось этническое образование на разных этапах истории — теперь можно только догадываться, ссылаясь на короткие отрывки в различных письменных исторических источниках.

известно, что первые зыряне заселили берега Волги (при впадении реки в Оку и Каму) во II в. До н. Э. Вскоре после этого началось расселение народа на севере, а уже в IV в. -8 века н. NS населяли территории, на которых проживают их современные потомки. Позже зыряне первыми перешли от власти Великого Новгорода к власти Москвы.

В 18 веке этап становления этнической формации завершился. Начало национальному государству положено при образовании СССР: в 1926 году была образована Коми (Зырянская) автономная область. В то время в СССР проживало немногим более 200 тысяч представителей зырянского народа. Республика Зырян претерпела еще несколько формальных преобразований в период с 1926 по 1992 год. В настоящее время этот регион входит в состав Российской Федерации под названием Республика Коми.

Березники

Это второй по величине (после Перми) город края со статусом городского округа краевого значения. Здесь проживает 146 626 человек. Естественный прирост в этом городе с отрицательным значением. Убывает население. Березники (Пермский край) — город, который в начале девяностых годов потерял целых три процента своих жителей. Мужчин здесь проживает больше, чем женщин, — 56,9 %. Женщины почти все здесь состарились — 74 % пожилых. В 2010 году проводилась перепись, и она показала, что русских в Березниках 92,6 %. Остальные национальности тоже присутствуют, но в очень малом количестве.

Этническая карта Прикамья значительно усложнилась в последние десятилетия за счёт трёх факторов. Первый — естественное движение населения, второй — миграция после распада СССР, третий — процесс, идущий уже много веков, и это смена этнического самосознания (смешанные браки, слияние культур). Всего в Прикамье поселились более ста двадцати народностей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: