Биография
Родился в Ярославле 10 (22) декабря 1844 года, в семье инженер-полковника Павла Николаевича Сабанеева. Брат А. П. Сабанеева.
Детство провёл в родовом имении Заветное (село Высокое Ярославской губернии); ещё ребёнком собирал растения, разводил певчих птиц, занимался ужением рыбы. Учёбу начал в Ярославском кадетском корпусе, затем учился во 2-м Кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, откуда вскоре перешёл в ярославский Демидовский лицей. «Своею склонностью к естественным наукам <…> был обязан, главным образом, А. С. Петровскому, преподавателю естественной истории в ярославской гимназии, а потом и в лицее», который давал ему уроки на дому.
По окончании лицея поступил вольным слушателем на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, которое окончил со степенью кандидата (1869). Ученик профессора С. А. Усова. С первых курсов занимался научной деятельностью; собирал коллекции по флоре и фауне Ярославской губернии, передавая их в местный краеведческий музей (позже его коллекции пополняли фонды Зоологического музея Московского университета и Екатеринбургского краеведческого музея. Сразу после окончания университета, по поручению Общества испытателей природы, он отправился на Урал, где провёл около года, занимаясь охотой и изучением местной фауны. Через некоторое время он вновь в течение года находился на Урале. Это дало материал для ряда статей («Зауральские озёра», «Княспинское озеро» и др.)) и общего обзора позвоночных среднего Урала.
В 1868 году, будучи студентом 4-го курса, он был избран в действительные члены МОИП; в 1871 году избран секретарём МОИП.
С 1873 года Сабанеев приступил к изданию научно-популярного, естественно-исторического сборника «Природа», пригласив к участию профессора С. А. Усова. Издание осуществлял на собственные средства с привлечением капитала от владельца железоделательных заводов Н. П. Пастухова. В ближайшем сотрудничестве с А. Н. Петунниковым и Д. Н. Анучиным он начал выпускать роскошные книги сборника «Природы» (по четыре книжки в год); выпущено было 17 томов «Природы». Не встретив поддержки читателей, издание убыточного сборника было фактически прекращено; в 1878 году Сабанеев соединил его с «Журналом Императорского общества охоты», который также сам редактировал — новый журнал «Природа и охота» имел большой успех в России. В 1887 году при журнале он стал издавать «Охотничью газету».
Любитель охотничьих собак, кинолог, устроитель первых выставок охотничьих собак Императорского общества охоты в Москве, первой выставки в Санкт-Петербурге (1872). Ведущий эксперт на выставках 1879—1891 гг. Инициатор создания Русского охотничьего клуба, Общества любителей естествознания в Екатеринбурге, Общества любителей рыболовства. Был членом Московского общества испытателей природы, Московского общества любителей аквариума и комнатных растений.
Состоял в личной переписке с Дарвином и принцем Монакским Альбертом I, основателем Океанографического института в Париже, дружил с И. С. Тургеневым.
Капитальным сочинением Л. П. Сабанеева стал двухтомник «Рыбы России. Жизнь и ловля (уженье) наших пресноводных рыб».
От первого брака имел 3 детей, но семейная жизнь не сложилась. Вторая жена — Юлия Павловна, урожденная Дельсаль-Ахшарумова, окончившая Московский Николаевский сиротский институт. У них было два сына: Борис (1880—1917) — профессор органа в Московской консерватории, и Леонид (1881—1968) — музыковед и композитор.
Умер в Ялте 25 марта (6 апреля) 1898 года.
Был похоронен в Ялте на Ауткинском кладбище, где были также похоронены, в частности, жена Достоевского и мать Чехова. В 70-е годы XX века советские власти кладбище ликвидировали, превратив его в сквер имени советского историка Батурина. Могилы сравняли с землёй, надгробия разбили, камни от надгробий были использованы для постройки лестниц и подпорных стенок сквера, где теперь можно прочесть фрагменты надгробных надписей. Среди этих камней и камни от надгробия Л. П. Сабанеева.
От запрета – к отстрелу
Судьбу учёных медведей после 1867 года можно проследить на примере Сергачского уезда Нижегородской губернии. С давних времён он считался всероссийским центром дрессировки медведей. На гербе Сергача с 1781 года изображался медведь, а в других регионах название «сергацкий барин» стало синонимом медведя-«артиста». Возможно, что зарождение сергачского промысла относится к XVII веку, когда на Волге укрылись от царского гнева беглые скоморохи. Считалось, что здешние леса особенно изобиловали медведями. Максим Горький в рассказе «Знахарка» вывел мордвинку Ивахину, которая била медведей в «лесах Сергача» с помощью ножа и секиры. Пойманных медвежат отдавали на обучение дрессировщикам сергачской «медвежьей академии». Этим делом занимались жители около 30 деревень.
Царский указ стал для вожаков и дрессировщиков громом среди ясного неба
Внимание на это обратил писатель Павел Мельников-Печерский. В 1874 году он свидетельствовал, что запрет промысла обернулось истреблением животных: «В тридцати деревнях не одну сотню учёных медведей мужики перелобанили, а сами по миру пошли; всё-таки – отхожий промысел»
Писатель Борис Маковкин оценивает количество уничтоженных медведей в 4500-5000 голов по Центральной России, причём автор утверждает, что отстреливали их не крестьяне, а власти. И хотя эта цифра сомнительна, масштабы истребления медведей были и впрямь велики. В лес учёных медведей не отпустили, так как искалеченные звери не выжили бы на воле.
Вопреки воле царя промысел всё же сохранился в России. Ещё в 1887 году, по некоторым данным, в отдельных сёлах оставалось по 50, 120, а то и 150 медведей. Обычай водить медведей дожил до начала XX века, когда вожаки приходили в города на праздники. Как пишет искусствовед Анна Некрылова, последние свидетельства о вождении медведей относятся к эпохе НЭПа. Крестьяне с косолапыми заходили даже в Москву, где разыгрывали обычные сценки «медвежьей комедии». Как и многие другие традиционные формы русской сельской жизни, медвежий промысел окончательно уничтожила советская коллективизация и события 1930-х годов.
« Какая птица, залетевшая в дом, считается предвестником смерти
Личная жизнь
Леонид Павлович Сабанеев дважды состоял в браке. От первого брака у него было трое детей. Во второй раз он женился на Юлии Павловне Дельсаль-Ахшарумовой, выпускнице Николаевского сиротского института. У супругов родилось двое сыновей Борис (1880-1917 гг.) – преподаватель по классу органа в Московской консерватории, профессор и Леонид (1881-1968 гг.)– композитор и музыковед.
Л.П. Сабанеев дружил с выдающимся писателем и поэтом И.С. Тургеневым, переписывался с принцем Монако Альбертом I и Чарльзом Дарвином. Во время учебы в Санкт-Петербурге подружился с наследником российского престола Александром Александровичем. Став императором, Александр III много раз посещал дом Л.П. Сабанеева во время визитов в Москву.
Друзья и современники Леонида Павловича отзывались о нем как о честном человеке с проницательным умом и чуткой, отзывчивой душой. Леонид Павлович внимательно относился к людям, всегда готов был выслушать и при необходимости помочь. Он пользовался огромным уважением в среде охотников и рыболовов. Людей привлекали его неутомимая энергия, русские черты лица и сияющие глаза. Он был крепким, могучим человеком богатырского телосложения, зимой носил пальто из драпа с открытой грудью. В редакции и на заседаниях различных обществ в Москве Леонид Павлович был серьезен и неразговорчив, но, попадая на природу,преображался в весельчака и шутника. Природа, животные, птицы и рыбы, занятия охотой и рыбалкой были самой главной страстью в его жизни.
Вождение медведей
Обычай водить медведей по улицам зародился на Руси в седой древности. Первыми дрессировщиками косолапых, возможно, были языческие волхвы, считавшие медведя священным зверем бога Велеса. На смену им пришли потешники-скоморохи, а от них искусство обучения медведей переняли крестьяне-«медведники», зарабатывавшие этим промыслом себе на хлеб.
Вожаки с дрессированными мишками ходили по разным городам и сёлам. Заслышав барабан или бубен медведника, посмотреть на зверя сбегался весь окрестный люд – от мала до велика. И дело было не только в скуке или любви к животным. Популярность зрелища поддерживалась суевериями, восходившими к древнему тотемическому культу медведя. Могучий зверь воспринимался как средоточие жизненной силы, здоровья и плодовитости. Поэтому крестьяне стремились дотронуться до медведя больным местом. Вожаков с их питомцами многие хозяева приглашали обойти вокруг дома или поплясать у порога – это считалось защитой от напастей.
Однако главным элементом события всё-таки было выступление на площади. Животных обучали показывать «пантомимы», пародируя разные социальные типы – барина, священника, чиновника, врача, цыгана. Медведь мог, как написано в «Мёртвых душах» Гоголя, показать «как бабы парятся» и «как малые дети горох крадут». Подаяний от зрителей хватало и на прокорм медведю, и на жизнь поводырю, а также прочим участникам представления.
А зоозащита против
Православное духовенство приравнивало вождение медведей к таким греховным занятиям, как «мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми». В 1648 году царь Алексей Михайлович запретил в стране скоморошьи игрища, а медведчиков в ту пору секли батогами и ссылали на каторгу.
В 1860-х годах власть ополчилась на медвежий промысел уже по иным причинам. Против вождения медведей выступило созданное в Санкт-Петербурге в 1865 году Общество покровительства животным. Предшественникам нынешних зоозащитников было чем возмущаться. Чтобы медведь не причинил вреда людям, ему подпиливали или выбивали зубы, удаляли когти. В верхнюю и нижнюю челюсть хищника вставляли кольцо, причинявшее ему боль. Особенно «дурашливым» и непредсказуемым медведям даже выкалывали глаза и подсекали сухожилия. А чтобы во время представления Топтыгин вёл себя спокойней, его поили брагой.
Как пишет историк охраны природы Владимир Борейко, инициатива запрета принадлежала члену Общества покровительства животным Шестакову. Он считал, что «обучение медведей для пpомысла составляет не только жестокое мучение для животного, но и дает возможность вожаку, т. е. лицу, водящему таких медведей, пpивыкать к жестокосеpдию, безнравственности и бродяжничеству». Правление Общества подало прошение в Кабинет министров, требуя запретить «грубую забаву», приводящую к несчастным случаям.
Министр внутренних дел Пётр Валуев, поддержавший зоозащитников, писал в записке, что дрессировка медведей сопровождается «мучениями и истязаниями» — животных бьют дубиной и дёргают за цепь. Либеральный император Александр II согласился с приведёнными доводами, несмотря на то, что это наносило удар по целой отрасли народного хозяйства.
По одним данным, решение было принято царём 30 декабря 1866 года. По другим, соответствующее положение Комитета министров было утверждено указом Сената 11 января 1867 года под названием «О воспрещении промысла водить медведей для забавы народа». Документ отводил на полную ликвидацию промысла пять лет.