Религия
Со времени образования поселение входило в состав Пермской, а затем наследовавшей ей Вологодской епархии. В 1657 году Соликамск отошёл ко вновь учреждённой Вятской кафедре.
С 1799 года город был в составе возрожденной Пермской епархии. С 1838 года в Соликамске действовало духовное училище.
В 1916 году было учреждено Соликамское викариатство Пермской кафедры, которое действовало до 1933 года. С 1957 по 2014 год город был вторым кафедральным центром Пермской епархии. В 2014 году была образована самостоятельная Соликамская епархия с центром в городе.
Святые
- Сщмч. Феофан (Ильменский) (+ 1918) — еп. Соликамский
- Сщмч. Александр Шкляев, прот. (+ 1918) — служил в городе
- Сщмч. Григорий Гаряев, свящ. (+ 1918) — служил в городе
- Сщмч. Николай Рождественский, свящ. (+ 1918) — служил в городе
- Сщмч. Александр Ипатов, диакон (+ 1918) — служил в городе
- Сщмч. Василий Воскресенский, диакон (+ 1918) — учился, служил и принял мученичество в городе
- Сщмч. Димитрий Овечкин, прот. (+ 1937) — отбывал срок на соляных шахтах города
- Сщмч. Александр Тетюев, свящ. (+ 1937) — учился в городе
- Сщмч. Александр Ильенков, свящ. (+ 1942) — скончался узником Усольлага
- Присп. Рафаил (Шейченко), иером. (+ 1957) — узник Усольлага
Храмы
- Богоявления Господня
- Введения во храм Пресвятой Богородицы
- Воздвижения Креста Господня, собор
- Воскресения Христова
- Жен-Мироносиц
- Михаила Архангела
- Нерукотворного Образа Спаса
- Петра и Павла, часовня
- Преображения Господня, кафедральный собор
- Рождества Пресвятой Богородицы, в Усть-Боровой, (утрачена)
- Рождества Пресвятой Богородицы
- Симеона Верхотурского
- Троицы Живоначальной, б. кафедральный собор(недейств., обращён в музей)
- Феофана Соликамского
СОЛИКАМСК
Поселение было основано в 1430 году, когда новгородские купцы Калинниковы перенесли свои соляные промыслы с реки Боровая на Усолку. В летописи 1506 года он назывался Усолье-на-Камском, позже — Усолье Камское. С середины XVI века, благодаря интенсивному развитию рыболовства и торговли, город стал крупнейшим рыболовным центром России и одним из ведущих поселений Перми Великой. В 1573 году город получил статус города в составе Соликамского уезда, который находился под управлением воеводы Чердыни. В то время строительство Кремля было начато воеводой Юрием Соловцовым. В 1597 году из города в Верхотурье была открыта так называемая Бабиновская дорога, соединившая центральную Россию с Сибирью.
С 17 века город назывался Соль Камская, позже Соликамск. В начале этого века он был важным транзитным центром на торговом пути в Сибирь, таможенным, военным и административным, а также религиозным центром. В 1636 году резиденция воеводы была перенесена из Шардена в Соликамск. В то же время в городе и его окрестностях начало развиваться медеплавильное производство: Возле деревни Григорово были созданы шахты, а в 1634 году был построен медеплавильный завод (в 1635 году он был перенесен в Пыскор). С установлением торговых отношений с Китаем в конце XVII века Солжикамск стал транзитным торговым центром между Москвой и Пекином. В городе было большое каменное здание. В то время Соликамск был важнейшим торговым и промышленным городом Прикамья. Более половины соли, производимой в России, производится в Соликамске.
С 1708 года он был городом Сибирской губернии, с 1719 года — центром провинции в составе Сибирской губернии, а с 1727 года входил в состав Казанской губернии. В начале XVIII века производство местной соли резко сократилось, и город потерял свое первенство в провинции. В 1737 году центр провинции был перенесен в Кунгур, а Соликамск остался областным городом Кунгурской (Пермской) провинции. Таким образом, медеплавильное производство продолжало развиваться: в 1731 году С. Турчанинов построил второй медеплавильный завод в 2 км от Соликамска, а в 1742 году рядом с ним был построен завод медных изделий. В Соликамске также было развито производство плитки и эмали. В 1731 году С.Г. Демидов основал один из первых частных ботанических садов в России в селе Красное (ныне в черте Соликамска), а в конце 1760-х годов А. Турчанинов открыл второй ботанический сад в своем имении.
С 1781 года Соликамск был провинциальным городом Пермского уезда, а с 1797 года вошел в состав Пермской губернии. В конце XVIII. века, с открытием Великой Сибири, город стал терять свои торговые функции, а к середине XIX века в Соликамске начался новый экономический бум, связанный со строительством новых соляных промыслов. В начале XX века в городе были мужская и женская гимназии, четыре колледжа, лесная школа, три публичные библиотеки и кинотеатр.
В 1925 году недалеко от Соликамска было открыто Верхнекамское месторождение калийных солей. В городе велось интенсивное строительство, но старый план города был сохранен — с гаванью, рыночной площадью и Кремлем на набережной реки. Боровск был отделен от города, в 1933 году получил статус муниципалитета, в 1949 году — города, а в 1959 году был вновь включен в состав Соликамска. В то же время в первой половине советской эпохи Солимск стал центром разветвленной системы принудительного труда заключенных; с 1938 по 1955 год город был центром трудового лагеря Усольской исправительно-трудовой колонии (Усольлага). В 1971 году в Солимске окончательно отменили соль. Вместо исторической промышленности город превратился в важный центр химической и нефтехимической промышленности.
Другие интересные памятники Соликамска
В Соликамске много необычных памятников, отмечающих важные места в городе или просто служащих украшением улиц.
Памятник соли
Без такого памятника город, обязанный своим существованием добыче соли, не смог бы выжить. Памятник представляет собой отлитую из бронзы фигуру, которая словно парит в воздухе на свисающем шесте. Над бифштексом находится солонка. Все это свидетельствует о старом русском обычае встречать гостей хлебом-солью. Композиция находится под аркой из белого камня высотой 4 метра.
Памятник очень популярен среди туристов, потому что его очень интересно фотографировать. Во-первых, подкладывание ладоней под буханку хлеба создает впечатление, что человек действительно держит в руках буханку хлеба. Во-вторых, живописный вид на Свято-Троицкий собор и прилегающую площадь также способствуют созданию хорошего снимка.
Людмилинская соляная скважина
Бурение происходило в начале 20-го века. Он был назван в честь жены владельца Троицкого солеваренного завода. Сразу после бурения скважины выяснилось, что рассол из скважины не подходит для использования в качестве поваренной соли, так как он заметно горчит.
Лабораторные анализы показали, что в нем содержится большое количество железа и хлорида калия. Это открытие привело к обнаружению крупнейшего в Советском Союзе месторождения калийных солей в Соликамске.
Сегодня Людмилинская скважина является охраняемым памятником. Он выглядит как деревянная труба, проложенная под землей. Соленая вода вытекает из него и соединяется с пресной водой из реки Усолка. Среди туристов широко распространено мнение, что умывание из колодца полезно для здоровья. Теория не доказана, но соленая вода не вредна.
Верстовой столб начала дороги в Сибирь
В девятнадцатом веке из Соликамска через лес вела прямая дорога, соединявшая его с Верхотурьем, Тюменью и Тобольском. Дорога была длиной 260 верст и носила имя Государева.
Более двухсот лет она была единственной связью между центральной Россией и Сибирью, но в 1783 году был построен Кунгурский тракт, и необходимость в дороге отпала.
Сегодня дорога полностью исчезла, и о ее существовании напоминает только знак на том месте, где раньше начиналась дорога в Сибирь.
Соликамск ласково называют «Русским солеваренным заводом», и это название вполне оправдано, ведь нигде больше соль так не почитают. Все в этом городе говорит о его уникальности, неповторимости и, прежде всего, о его гостеприимстве, ведь гостей здесь встречают буквально с радушием.
Как проехать до города Соликамск:
Маршрут рассчитан на стандартные легковые автомобили. Расстояние от г. Екатеринбург — около 570 км., от г. Пермь — около 210 км. Из г. Екатеринбург до г. Соликамск можно проехать двумя способами:
1) Из г. Екатеринбург выезжаем в сторону г. Нижний Тагил. Н.Тагил проезжаем по объездной — стороной проехав г. Верхняя Тура, по указателям уходим в сторону г. Чусовой Пермского края, ориентируясь на поселок Промысла. Далее проезжаем Промысла — г. Гремячинск — пос. Усьва — г. Соликамск.
2) Из г. Екатеринбург выезжаем в сторону г. Пермь — далее уходим на г. Соликамск.
Расстояние в обоих случаях примерно одинаково, около 570 км..
Какие храмы в Соликамске стоит посмотреть
Главным достоянием древнего русского города являются православные храмы, возведенные столетия назад. Храмы Соликамска служат не только местами поклонения, но и памятниками истории и архитектуры.
Спасская церковь
Адрес: ул. 1 Мая, 45.
Спасская церковь была построена в конце XVII века на месте, где в давние времена стоял городской кремль с комплексом деревянных церквей. Древние строения уничтожены сильным пожаром 1672 года. В то время Соликамск находился на пике процветания, поэтому сразу после трагедии стартовало масштабное строительство белокаменных и кирпичных церквей на освободившимся участке земли.
Спасскую церковь возвели в форме пятиглавого четверика и увенчали массивными куполами. Такая планировка придала храму тяжеловесный вид, но цветовая гамма (белый с кремовым) и наличники с воздушными узорами сглаживали этот эффект.
В сентябре 1918 года священник Г. Гаряев и диакон А. Ипатов, служащие при церкви, были расстреляны, после чего храм оказался закрыт. В 1930-х годах в его помещениях разместился комитет ДОСААФ.
Возвращение здания РПЦ прихожанам пришлось ждать до 2000 года. Тогда храм полностью отреставрировали, а расстрелянных священнослужителей прославили как святых мучеников. Сейчас в Спасской церкви регулярно проходят богослужения и отмечаются православные празднества.
Архангельская церковь
Адрес: ул. 1 Мая, 43.
Архангельская церковь — еще одна постройка, возведенная на пепелище древнего кремля. Здание датируется началом XVIII века. Это небольшой белокаменный храм с крытой галереей и полукруглым флигелем. Основное помещение выполнено в форме куба, над ним возвышается шестигранный барабан, увенчанный массивным куполом изумрудного цвета.
В начале XX столетия Архангельская церковь была закрыта и возобновила богослужебную деятельность только после распада Советского союза. Первоначальная архитектура православной достопримечательности была несколько изменена во время реконструкции.
Воскресенско-Рождественская церковь
Адрес: Набережная, 94.
Воскресенско-Рождественская церковь соседствует с Троицким собором. Она была возведена во второй половине XVIII века. Белокаменное здание в стиле сибирского барокко поражало воображение своей красотой. Двухцветный пятиглавый храм украшали полукружья с окнами, пальметты и тонкие колонки, оканчивающиеся фигурными консолями. В 1788 году внутренние помещения церкви были расписаны ярославскими мастерами.
К сожалению, от былой красоты не осталось и следа. В советские годы церковь закрыли, а ее верхнюю часть, включая купола и барабаны, полностью разрушили. Богослужебные залы были разграблены, внутренние убранства уничтожили. Сегодня храм возобновил свою деятельность, но восстановить его прежний облик так и не удалось. От старинного архитектурного ансамбля остались лишь четверик со сводами, святилище и оконное обрамление.
Храм Иоанна Предтечи
Адрес: Набережная, 182.
Храм был построен в 1728 году на средства состоятельного промышленника Ивана Суровцева и купца Алексея Турчаникова. Здание, возведенное в стиле русского барокко, получило звание «церковь-корабль» из-за своей необычной архитектуры.
Проектант храма старался сделать акцент на его высоту и всеми возможными средствами устремлял его вверх. Его старания оказались не напрасны: белоснежная церковь, кажется, плывет в небесном океане и цепляет облака колокольнями-мачтами.
Как и любое сооружение в стиле барокко, Иоанно-Предтеченский храм изобилует лепниной, стройными полуколоннами и узорчатыми завитками, которые придают ему еще более воздушный вид. Единственный купол церкви возвышается на двухъярусном барабане, параллельно которому поднимается высокая колокольня.
В XIX веке в храме обосновалась женская обитель, которая просуществовала почти сто лет. В 1930-х годах монастырь был закрыт, как и сам приход. Богослужения в нем возобновились лишь полвека спустя. Сегодня Церковь Иоанна Предтечи и относящийся к ней монастырь активно функционируют.
От поваренной соли – к калийной
На старинной фотографии, выставленной в музее, рядом с соленосами запечатлён весовщик – Павел Степанович Рязанцев – отец первооткрывателя соликамского калия Николая Павловича Рязанцева. Отец и сын работали вместе. Но затем Николай закончил Кунгурское техническое училище и устроился на Троицкий солеваренный завод техником. В 1906 году руководство дало ему задание – пробурить новую скважину и определить, как залегают соляные пласты. Промышленники искали более дешёвый способ добычи соли. При бурении Николай Рязанцев наткнулся на пласт калийной соли. Это открытие стало настоящей промышленной революцией в стране. Сейчас в музее истории соли хранятся керны каменной соли, сильвинита и карналлита времён начала строительства Соликамского калийного комбината.
Рассказывая о музее истории соли, нельзя не упомянуть о его создателях. Первым директором, когда экспозиции, связанные с местным солеварением, были ещё в составе городского краеведческого музея, был Эвальд Везнер. Тогда на территории музея находилось только несколько объектов, оставшихся от бывшего Усть-Боровского завода. Остальные остались за забором. Их разрушало время, непогода, часть из них разобрали вандалы. Беспокоясь о сохранности исторических ценностей, Эвальд Губертович поднял эту тему в 1986 г. на Всесоюзной конференции «Соль и освоение края», проходившей на бывшем сользаводе. Тогда и приняли решение о создании музея истории соли. Эвальду Везнеру удалось организовать местных школьников и студентов на субботники по благоустройству территории, уходу за объектами. Будущий музей создавали всем миром. Но в 90-е эти работы остановили. Затем последовала череда пожаров, в которых многие деревянные здания пострадали. Более 10 лет музей находился в забвении.
В 2013 г. к руководству музеем пришла Юлия Сырчикова, которая руководит им и по сей день. Ей удалось создать команду единомышленников, которая не жалеет сил и времени для развития культурного объекта. В 2015 г. Юлия Александровна выиграла первый грант от фонда Владимира Потанина. Благодаря этому у музея появился сайт. Всего с 2013 г. она написала, выиграла и с помощью команды реализовала 22 гранта – городских, краевых и российских. Благодаря её инициативе и усилиям всего коллектива о музее истории соли в Соликамске знают не только в Пермском крае, но и далеко за его пределами.
Музеи Соликамска, которые стоит посмотреть
Экскурсионный туризм — самый популярный вид отдыха в Соликамске, его неотъемлемой частью является посещение увлекательных музейных экспозиций.
Краеведческий музей
Адрес: Набережная ул., 90.
Заведение было открыто в 1929 году в здании Троицкого собора. За годы своего существования оно несколько раз меняло тематику и успело побывать антирелигиозным, историко-революционным, музеем калийной промышленности, а в 1947 году стало краеведческим, каким и является по сей день.
Экспозиция музея делится на несколько залов, посвященных истории города, крестьянскому и дворянскому быту, соляному производству и природе Пермского края. В застекленных витринах представлены старинные предметы, принадлежащие предкам современных соликамцев, письма, антикварные книги и фотографии.
Музей древнерусского искусства
Адрес: Набережная ул., 93А.
Экспозиция музея древнерусского искусства расположилась в одном из помещений Богоявленской церкви. Основную часть коллекции составляют древние иконы и церковная утварь. Среди экспонатов присутствуют образы, написанные маслом и темперой, вырезанные в дереве и отлитые в драгоценных металлах.
Можно увидеть богато украшенные кресты, представляющие собой шедевры ювелирного искусства, и полотна с библейскими сюжетами, вышитыми жемчужными бусинами. За стеклом представлены одеяния священников, украшенные золотой вышивкой. Коллекцию можно смело назвать богатой, и дело не только в количестве экспонатов, но и в их драгоценности.
«Липовые святые»
Широкие скулы, чуть раскосые к уголкам глаза и тут же тебе русые волосы — не это ли характерные для миллионов наших сограждан черты внешности? Накладываем на это несочетаемые вариации цветовых оттенков глаз. Добавляем к портрету такие качества, как выносливость, терпение, сноровку и, увы, тягу к спиртному, — это ли не классический образ русского человека?
Но едва ли славянских генов в этом коктейле конституционное большинство. И здесь, в Перми, сохранилась масса свидетельств того, как «разбавлялась» европейская натура в уграх, манси, татарах и других народностях Севера.
Музей, проливающий свет на тактику христианского миссионерства, расположен в здании бывшего Спасо-Преображенского кафедрального собора. Главное сокровище Пермской государственной художественной галереи — даже не подлинники Шишкина, Айвазовского, Верещагина, а «пермские деревянные боги». Под таким названием в мир искусства вошла православная христианская скульптура. Как рассказал нам заведующий отделом новейших течений галереи Владимир Береснев, это явление стало следствием компромисса во время обращения в христианство народностей края, исповедовавших язычество.
«Икону они не воспринимали. Тем не менее представители этих народностей лояльно относились к христианству, рассуждали так: одним богом больше, одним меньше». — рассказывает Береснев.
Шли миссионеры и на хитрости. Обували деревянных святых, а ночью придавали башмакам поношенный вид.
«Приходят вновь обращенные прихожане к обедне, глядь, а святой-то всю ночь по их делам хлопотать ходил — обувка в пыли, стоптанная», — объясняет культуролог.
Естественно, ни один уважающий себя мастер-классик иконописи не брался за роспись «деревянных святых». Если кто и расписывал, то анонимно. Со временем религиозная скульптура приобрела налет европейского стиля и стала выглядеть благороднее.
В лицах деревянных ангелов на экспозиции галереи угадывается… Петр Великий.
«Где было скульпторам-самоучкам взять изображение лика святого? Естественно, с образа правителя, который ближе других смертных к небу», — объясняет искусствовед.
Удивительно, но скульптуры берегли больше икон в Пермском крае. «Случалось извлекать иконы даже из заборов», — с сожалением констатирует Владимир.
История города
«Соликамск — маленький город — уголок Москвы». Эта меткая пословица относится к нашему старому городу, который назывался Усолье Камское или Соль Камская.
Эта старая пословица свидетельствует о том, что наш город не сильно уступал столице по внешнему виду (кресла и полицерковь), живости и богатству. Если Москва является объединяющим центром государства, то Соломск — один из немногих центров того времени, который укреплял мощь государства.
Основание Соликамска относится к первой четверти XV века, когда Калиниковы, переселенцы из Володьки, перенесли свои солончаки с верховьев реки Боровая на реку Ушолка. В 1430 году здесь было основано поселение, которое называлось Камская Соль, Усолье Камское, а позднее Соликамск. Добыча соли была основной отраслью промышленности города на протяжении нескольких столетий. Город сразу же был заселен по обоим берегам реки Усолки, в пяти километрах от места ее впадения в Каму. Жилые дома и общественные здания, церкви, располагались рядом с солончаками. Центр города окончательно сформировался на более высоком левом берегу.
Широкое экономическое развитие региона началось после объединения Перми с Москвой в 1472 г. С открытием знаменитой Верхотурской («Бабиновской») дороги, построенной в 1597 г. и соединившей Россию с Сибирью и Востоком, Соликамск стал одним из главных транзитных дорожных городов. «Летом 1613 года государевы воеводы государева великого княжества отвечали за Соликамск. Соликамск стал центром вновь созданного Соликамского воеводства. Соликамское воеводство охватывало огромные территории: от Печеры на севере до Сильвы на юге, от верховьев Камы до Уральских гор. В 1636 году Чердынское воеводство было распущено. Таким образом, почти на два столетия (до 1781 года) Соломск стал промышленным, административным, культурным и религиозным центром обширного региона.
Воеводы представляли власть царя в регионе и отвечали почти за все сферы местного управления. Они отвечали за проведение судов и исполнение приговоров, контролировали сбор налогов и пошлин, а также обеспечивали безопасность государственной казны. Воеводы отвечали за набор в армию, распределение хлеба и денег и распределение «солдат». Они должны были арестовывать воров и грабителей, преследовать беглецов, принимать меры против пожаров, заразных болезней, запрещенных игр, заманчивых зрелищ и контрабанды, а также следить за исполнением священниками своих служебных обязанностей и посещением прихожанами церквей. Специально для воеводы в Соликамске на берегу реки Ушолка был построен большой воеводский дом. Первоначальная деревянная провинциальная изба в 1673 году после сильного пожара была заменена каменной, которая служила центром всех административных дел. Окончательное строительство дома чиновников датируется 1688 годом. Он сохранился до наших дней и известен как Дом воеводы. История Соломской губернии и история дел губернаторов, слуг правителя, — это, по сути, история самой России, история ее становления как мощной и огромной державы.
В начале своего основания наш город занимал важное стратегическое положение и имел быстро растущую экономику. Согласно первой известной переписи, проведенной Иваном Яходовым, в 1579 году в Соликамске насчитывалось 190 дворов, 16 солеварен, 27 базарных лавок, несколько церквей, 23 села, 11 кирпичных деревень и 3 бензоколонки в окрестностях города
Согласно первой известной переписи, проведенной Иваном Яходовым, в 1579 году в Соликамске насчитывалось 190 дворов, 16 солеварен, 27 базарных лавок, несколько церквей, 23 села, 11 кирпичных деревень и 3 бензоколонки в окрестностях города.
Соль имеет большую ценность. Самым древним полезным минералом, открытым и использованным человеком, был АЛМИРО. Поваренная соль — незаменимый продукт питания. С древних времен люди знали о целебных свойствах соли. В наших северных лесах, например, охотники засыпали раны хлебными крошками, которые они разжевывали с солью. В соли наш город был освоен в начале 15 века, соль живет и сегодня крупнейшее промышленное предприятие в Соликамске — ОАО «Сильвинит» предприятие по добыче и переработке калийных, магниевых солей, каменной соли.
Музей истории соли
Основные экспозиции музея расположены в бывшей двухэтажной конторе сользавода, построенной в 1884 году. Она же являлась загородной усадьбой Рязанцевых. Заводоуправление располагалось на первом этаже, а жилые апартаменты Рязанцевых – на втором. Дом украшен деревянной резьбой.
Экспозиции музея рассказывают о самой соли и ее особенностях, об истории соляных промыслов, о солепромышленниках Рязанцевых и т.д. Работают здесь и временные выставки.
В музее вы узнаете, что в прошлом соль ценилась куда больше, чем в настоящее время. Кое-где она даже служила заменой денег. В истории известны случаи соляных бунтов при повышении налогов на соль. Да и слово солдат неспроста имеет сочетание «сол»…
Музей не раз страдал от пожаров. Зимой 1996 года огонь повредил три комнаты на втором этаже конторы. В 2003 году сгорело три амбара. 23 февраля 2005 года новая напасть — в здании конторы произошел сильный пожар. Сгорел почти весь второй этаж, после чего музей долго восстанавливали. Пока открыли только первый этаж (это случилось в 2014 году).
На территории Музея истории соли сохранилось 10 объектов культурного наследия – памятников федерального значения деревянной промышленной архитектуры XIX века: две рассолоподъемные башни, два ларя, три варницы, амбар, изба и контора. Завод не имеет аналогов в России.
Добыча соли начиналась с сооружения рассолоподъемных башен. Всего на территории завода было пробурено 14 скважин глубиной от 170 до 215 метров. У каждой из них было свое имя. В скважины устанавливались изготовленные из толстого ствола дерева матичные трубы диаметром до 62 сантиметров, с толщиной стенок 9-11 сантиметров. Проходка скважин занимала от 3 до 5 лет. Рассолоподъемная труба была самым дорогим элементом солеваренного производства.
Сначала рассол поднимали с помощью насоса на конной тяге, затем стали использоваться паровые машины.
Над скважинами строились рассолоподъемные башни. По внешнему виду они очень напоминали крепостные башни. Представляли собой квадратный сруб 9х9 метров, высотой 16 метров. В центре крыши было отверстие для выхода штанги насоса.
Из рассолоподъемной башни по специальному желобу (а позже по трубам) рассол шел в соляной ларь – прямоугольный чан для хранения рассола. Там рассол отстаивался перед поступлением в соляную варницу. Стенки ларей были укреплены деревянными брусками, в противном случае их просто могло разорвать под напором рассола. Одна рассолоподъемная башня могла питать несколько ларей. Длина ларя составляла более 10 метров, ширина — 5,6 метра, высота — 2,4 метра.
Отстоявшийся концентрированный соляной рассол шел по трубам или желобам на чрены варниц. Они выглядят, как большие квадратные сковороды, которые собирались из чренных полиц (листов толщиной до 14 мм) с помощью заклепок. Сверху чрены закрывались колпаками из дерева, по бокам которых имелись отверстия для выемки соли, а вверху отходили пароотводные трубки.
В варнице под действием температуры вода испарялась и из кипящего рассола образовывались твердые кристаллы соли. Выварка одной партии соли продолжалась около суток
Важно было поддерживать равномерную температуру. До 1952 года использовались дрова, лишь потом перешли на каменный уголь
За процессом следил повар. На Усть-Боровском заводе действовало до 12 варниц.
Но соль все равно оставалась влажной. Специальными лопатами ее перекидывали на деревянные полати, где она окончательно подсыхала.
Готовую к продаже соль насыпали в мешки и относили в амбары, стоящие на берегу реки Камы. Носили мешки на своих плечах и мужчины, и женщины. Из-за этого соль оседала на ушах, отчего возникла поговорка «Пермяк – соленые уши». Лишь в 1907 году для доставки соли в амбары построили солекатные дорожки.
Амбары были самыми большими постройками на территории солеваренного завода. Их длина достигала 52 метров, ширина – 19 метров, а высота – 15 метров. В один амбар входило около 100 тысяч пудов соли. Стены амбаров укреплялись деревянными стойками. Соль в амбары засыпали сверху. Каждый амбар состоял из пяти изолированных друг от друга отсеков. К весне каждый из них был полон.
Из амбаров соль загружали на баржи и отправляли по Каме в крупные города. Весной, во время половодья баржи подходили вплотную к амбарам. Когда-то соль-пермянку ценила вся страна.
Усть-Боровской завод — единственный в России солеваренный завод-музей под открытым небом. На территории сользавода проходят и событийные мероприятия. Самое крупное из них – фестиваль кузнечного мастерства «Огни Гефеста». Музей истории соли стоит посетить во время знакомства с достопримечательностями города Соликамска.
Достопримечательности Соликамска – храмы, дома, музеи
Сказка из белого камня: гармоничные композиции с перекликающимися лейтмотивами пар зданий, тонкие узоры, словно художественная вышивка на белых полотнах — храмы, достойные столицы — соляной столицы России. Великолепные виды невольно переносят вас на много веков назад, в XVII-XVIII века, в эпоху расцвета Соликамска. Но ненадолго, потому что 20 век значительно изменил облик города: отдаленная рыбацкая деревушка превратилась в многоэтажный промышленный центр. Достопримечательности Соликамска привлекают туристов со всей страны.
Русский православный город, который помнит свои процветающие времена и копирует их в более современных зданиях, много церквей, в том числе много литургических, много формализаций того же узнаваемого стиля, деревянные пригороды с классическими хижинами. А вокруг — поселения и святилища Родоп, некогда знаменитые на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.
Вольный город, никогда не подчинявшийся боярам и дворянам и соперничающий по богатству со Строгановыми. Здесь состояния создавались из ничего, здесь не было крепостных, здесь владельцы фабрик создавали ботанические сады и популярные театры. И в то же время это был город тюрем и узников, где содержались фавориты царя, легендарные священники, политические заключенные и самые опасные преступники нашего времени.
Удивительно, но Соликамск — такой конфетно-цветной на открытках — на самом деле является городом резких контрастов.
История города Соликамск
Соликамск — город на левом берегу реки Кама с населением около 100 000 человек и крупный промышленный центр. Он расположен в районе уникального Верхнекамского месторождения калийных солей.
Его история уходит корнями в глубокую древность. Официально год основания города указан как 1430, но в этой датировке есть серьезные сомнения; в любом случае, археологические находки русской цивилизации относятся к концу XIV в. Первое поселение на территории города датируется 12-8 тыс. лет назад (мезолит); к этому же историческому периоду относятся первые соляные копи в этом районе. До XIV века в черте города и в его окрестностях существовало несколько крупных крепостей родановской культуры.
Новой вехой в истории города стал 1597 год, когда А. Бабинов построил короткую дорогу через Урал в Сибирь. С тех пор вся торговля с Сибирью велась через Соломск, пока не были проложены новые пути на юг. Он стал экономической базой для сказочного города из белого камня — все храмы были построены примерно в одно и то же время в течение нескольких десятилетий.
В конце XVIII и в первой половине XIX века город утратил свое значение и былое богатство, а перед самой революцией началось некоторое возрождение. В 1920-х годах советское правительство высоко оценило открытие месторождения калия, что принесло городу новую жизнь, связанную с добычей полезных ископаемых.
Соломск построен в северных русских традициях и вытянут вдоль реки Ушолка, фасады зданий обращены к реке. Солончаки строились как можно ближе к воде, а за ними располагались солончаковые пригороды, которые были разделены не улицами, как это принято сегодня, а площадями. Организованное строительство по плану с прямыми улицами началось в 1781 году после очередного пожара.
Перспективы Соликамска связаны с залеганием калийных солей и туризмом, особенно познавательным. Идея создания санатория для астматиков в соляных шахтах все еще витает в воздухе. Паломнический и событийный туризм не рассматриваются. Достопримечательности Соликамска не оставляют равнодушным даже самого взыскательного туриста.
Примерить на себя
У работников завода смена длилась от 8 до 12 часов. Дети начинали трудиться на солеваренном промысле с 11–12 лет и раньше. «Оповещалами», например, нанимали даже 8-летних детей, которые бегали по дворам и пели под окнами работников сользавода молитвы – созывали их на смену. Ребята постарше (12–17 лет) служили ездоками на лошадях. Они беспрерывно гоняли лошадей по кругу, чем приводили в движение конный ворот для стабильной подачи рассола. Такая смена длилась шесть часов. Рассказы о детском труде, да ещё возможность попробовать мешки соли «на вес» обычно производят на подростков больше впечатление.
Особенно внимательно слушают школьники рассказ об ярыжках (подсобных рабочих). Им приходилось смазывать огромную сковороду-цырен, на которой выпаривали соль, ржаным тестом. Площадь такой сковороды – около 400 кв. м. Она состояла из нескольких частей, соединённых между собой клёпками. Чтобы рассол не протёк через щели, нагревающийся цырен очень быстро нужно было промазать ржаным тестом, смешанным со слюной, а не с водой. Благодаря соединению со слюной в тесте образуется крахмал, который помогает законопатить щели. Ярыжки в лаптях заскакивали на сковороду и, пританцовывая от нестерпимого жара, промазывали сковороду тестом.
Людмилинская скважина
Ещё одна достопримечательность, связанная с соляным промыслом. Один из символов уральского города можно осмотреть на ул. Набережной.
На берегу реки Усолки, недалеко от центра города в 1907 году была пробурена соляная скважина. Глубина её достигала 100 м.
Высокое содержания калия в воде не позволяло использовать выпаренную соль для приготовления пищи. Но, труды геологов не пропали даром. В городе началось производство калийных удобрений.
Скважина действует до сих пор. Туристы увидят, как из-под земли выступает солёная вода. Вокруг скважины оборудована пешеходная зона для осмотра этой необычной достопримечательности.
Продолжите знакомство с городом в историческом центре. Главное богатство Соликамска, кроме месторождений «белого золота» – старинные храмы и монастыри. Многие культовые сооружения построены в XVI–XVII веках.
Старый Соликамск, как часто называют исторический центр города, имеет форму подковы. Туристов заинтересует дом воеводы, Троицкий собор, Богоявленская и Воскресенская церкви, Крестовоздвиженский собор с колокольней. Рядом находятся деревянные корпуса Усть-Боровского соляного завода.