Новоиерусалимский или воскресенский монастырь

История Давидовой пустыни

Датой основания святого места считается 1515 год, когда преподобный Давид Серпуховский в сопровождении четырёх человек пришёл на берег реки Лопасня. Обратившись с молитвой к иконе Божьей Матери «Знамение», братья начали возведение первых построек.

Давид Серпуховский

Преподобный Давид являлся представителем древнего рода Вяземских. В двадцатилетнем возрасте он отправился в Боровской монастырь. Его настоятель — преподобный Пафнутий — видя искреннее желание молодого человека посвятить жизнь служению Богу, уже через год постриг Даниила Вяземского в монахи. Приняв постриг, юноша получил имя Давид.

Духовным наставником монаха стал игумен Иосиф, занявший это место после смерти старца Пафнутия. В истории религии он известен как преподобный Иосиф Волоцкий — великий православный святой.

В результате конфликта с монашеской братией игумен Иосиф в сопровождении шести монахов покинул Боровской монастырь чтобы основать другую обитель. Давид остался и 40 лет прожил отшельником в монастырской келье.

Икона преподобного Давида Серпуховского чудотворца

Основание монастыря

В 60 лет монах Давид уходит из Боровска в сопровождении четверых сподвижников. В излучине реки Лопасня они основывают новую обитель, построив два храма — церкви Вознесения Господня и святителя Николая — и кельи для монахов. Основатели монастыря получили личное благословение преподобного Иосифа Волоцкого, приходившего незадолго до кончины в обитель друга.

Пятнадцать лет руководил обителью её основатель. Известный своими способностями к исцелению, Давид Серпуховской и после смерти помогал страждущим, являясь к ним во снах. С 1602 года в церковных записях его стали называть преподобным, а с 1657 года чудотворцем.

Интересно! На монастырской территории сохранились следы липовой аллеи, которая, по преданию, была высажена основателем монастыря корнями вверх. Учёные отмечают, что это дерево не приживается на каменистой почве, содержащей большое количество мела. Но сила веры настоятеля и Божья помощь позволили саженцам прижиться в святом месте и вырасти.

Пустынь в царское время

Святая обитель за время существования переживала периоды подъёма и упадка. В 1619 году её разграбили и сожгли отряды гетмана Петра Сагайдачного. В царствование Михаила Фёдоровича Романова святое место возрождается к жизни, но доход, получаемый с небольших владений, не даёт монастырю обрести самостоятельность. В разное время он входил в состав Воскресенского, Новоиерусалимского, Чудова и Златоустовского монастырей.

Колокольня. Вознесенская Давидова пустынь

В монастырское подворье, располагавшееся в Москве, входили:

  • часовня у Арбатских ворот (с 1689 года),
  • владения на Ордынской улице (с 1664 года),
  • часовня Христа Спасителя у Москворецкого моста (с 1767 года).

В конце восемнадцатого столетия Свято-Вознесенская Давидова пустынь вступает в период расцвета: ремонтируются храмы и кельи, обновляются иконы, постоянно проводятся службы. На протяжении XIX века монастырь участвует в делах епархии и жертвует средства на благие дела в ней.

Советское время

После большевистской революции пустынь приходит в упадок. Монахи подвергаются гонениям и репрессиям. Церковные ценности распродаются, иконы сжигаются, а постройки переходят в ведение светской власти. В них размещаются сельскохозяйственный техникум, администрация посёлка и клуб, склады и гаражи. Советская власть, стараясь уничтожить характерные особенности культовых построек, разрушила купола храмов, уничтожила погост и сломала монастырскую ограду.

Возрождение обители в новое время

В 1992 году началось возрождение святого места. В посёлке Новый быт образовалась православная община, совершавшая коллективные молитвы в храме Всемилостивого Спаса. Официально пустынь возродилась в 1995 году. По решению Святейшего Синода настоятелем обители стал иеромонах Герман.

Интерьер собора во имя Всемилостивого Спаса в Давидовой пустыне

Монахи при помощи простых мирян и меценатов восстановили Свято-Вознесенскую Давидову пустынь. Сегодня в ней постоянно живут 12 монахов. Настоятелем является игумен Сергий.

В храмах монастыря постоянно проводятся литургии. А также проводятся экскурсии для групп паломников.

История создания храма

Собор также принято называть Новым Иерусалимом. Патриарх Никон решил воссоздать в Подмосковье палестинские святыни, что бы это свою очередь дало русскому народу узреть священные места Христова Воскресенья.

В 1685 г. была окончена постройка храма Константина и Елена, а также Воскресного собора, а вот создание надвратного храма Входа Всевышнего и крепостной стены были окончены в 1697 г., но уже при Петре I.

Однако на этом этапе строительные работы не окончились, так как, не простояв и 30 лет шатер из камня храма Воскресения рухнул. Работы по его восстановлению длились аж до 1761 г., в период завершения правления императрицы Елизаветы.

Для людей и бога

Когда решался вопрос о создании Саткинской кафедры, то расположить резиденцию викарного епископа предполагалось в Воскресенском монастыре. Был даже заложен патриарший дом, но его так и не достроили, хотя некоторые источники указывают, что церковь при нем освятили. Впоследствии, во времена дома инвалидов, там располагались квартиры сотрудников. Было еще несколько старых маленьких келий первых насельников. В них жили одинокие старики из ближних единоверческих приходов: монастырь занимался благотворительностью, и монахи ухаживали за ними.

В годы Первой мировой войны насельники помогали, чем могли, семьям фронтовиков. Сами жили очень уплотненно, отдав одно из помещений под организованный по инициативе монастыря лазарет для раненых. На месте верхней паперти Покровской церкви была надстроена каменная трапезная (в последующем использовалась как палата для больных).

При монастыре воспитывали и обучали сирот. В нем была собрана большая библиотека и хранились по читаемые древние реликвии: иконы Нерукотворного образа Спасителя и благоверной княгини Анны Кашинской с частичками мощей. Имелось Евангелие 1637г. издания, Служебник 1603г. и многие другие книги (в архивах указывается 543). Имелся также антиминс (четырехугольный плат из льняной или шелковой материи со вшитыми частицами мощей святых), освященный еще в 1632г. На нем совершалось таинство евхаристии (причащение верующих). Еще до закрытия монастыря в 1919г. этих богатств уже не было. Нынешняя судьба их неизвестна.

Святыни и монастырский некрополь

  1. Главная святыня – Гроб Господень находится в кувуклии, небольшой купольной часовне.
  2. Голгофа с крестом, то место, где распяли Иисуса. Внутри – кипарисовый крест, который патриарх Никон заказал в Палестине.
  3. Икона «Господь Вседержитель».
  4. Фрагмент омофора Никона – одеяние для епископа с изображением Иисуса Христа, благословляющего верующих.Сделан из атласа, расшитого золотом. серебром и шелковыми нитями.
  5. Разборная модель иерусалимского храма, сделанная из слоновой кости и кипариса и доставленная в Москву в 1649 году из Иерусалима патриархом иерусалимским Паисием.
  6. Антиминс XVII века – небольшой льняной плат с вшитой в него частицей мощей с изображением погребения Христа. Плат священ Никоном для свершения Божественной Литургии.
  7. Дарохранительница святой Марии Магдалины – святой сосуд из золоченого серебра для хранения Крови и Тела Иисуса.
  8. Чудотворная икона Божьей Матери «Троеручница», присланная патриарху Никону из Афона в 1663 году.
  9. Икона Господа Вседержителя с припавшими к Нему митрополитом Московским Филиппом и патриархом Никоном.

Рядом с церковью Константина и Елены – монастырский некрополь. Здесь погребен прах патриарха Никона, дьякона Н.Никитина, Ивана Шушарина, биографа патриарха Никона. Также здесь погребены члены семей, владевшие окрестными землями возле монастыря, – Бестужевы, Самарины, Нащокины, Оленины, Загряжские, Сухово-Кобылины, жена и сын А.В. Суворова.

История Новоиерусалимского монастыря в Истре

История монастыря тесно связана с жизнью Патриарха Никона, который основал собор в 1656 году.

Знаете ли вы? Личность великого Патриарха оставила противоречивые следы в истории, начав раскол Православной церкви. До сих пор среди церковных служителей встречаются ярые поклонники и противники его действий, а однозначное мнение о жизни церковного деятеля составить достаточно сложно.

Как бы там ни было, основание многих монастырей, среди которых «любимчиком» Патриарха стал именно Новоиерусалимский – важная заслуга Никона. По разным причинам строительство монастыря длилось довольно долго, несколько раз приостанавливалось. Главный его собор был освященв 1685 году. В XVIII веке монастырь несколько раз был частично разрушен при пожарах, но его успешно восстанавливали с помощью русских правителей.С XIX по начало XX века монастырь стал одним из самых популярных мест для паломничества в России. С приходом Советской власти монастырь закрывают, но даже тогда его признают ценным Историко-архитектурным объектом Всероссийского значения и продолжают заботу об этом месте, создав здесь Краеведческий музей. Сильно пострадал монастырь в годы ВОВ, многие его храмы были почти полностью разрушены. Уже с 50-х гг. прошлого века началось медленное восстановление монастыря. В 1994 году монастырь был снова возвращен Русской Православной Церкви, реставрационные работы начались с удвоенной силой, а в его храмах вновь зазвучали Божественные песнопения. Реставрация монастыря все еще продолжается. Нынешние русские правители продолжают традиции своих предков и выделяют немало средств на помощь Новоиерусалимскому монастырю.

Расцвет воскресенского монастыря

Первые годы монастырь жил довольно бедно, иноки и послушники скудно ели, мало спали, всё необходимое для жизни делали своими руками, косили траву, рубили лес и строились, пахали и засевали землю, ловили рыбу и каждодневно долго молились. Постепенно монастырь стал богатеть. Монахи занимались скотоводством, земледелием и пчеловодством, изготавливали кирпичи и лыковые веревки. Территория монастыря была обнесена деревянным забором с тремя железными воротами на полукруглых кирпичных арках. Внутри была большая трапезная для гостей, гостевой дом, келья настоятеля, два келейных корпуса для монахов и воспитанников. При входе в обитель располагался конный двор и помещения богаделен. С южной стороны храма Покрова был небольшой погост. Могилы монахов накрывали толстыми каменными плитами. С восточной стороны — поминальная часовня и могила архимандрита с плитой под массивным, вырубленным из камня крестом. Впоследствии часовня и могилы были разрушены, а каменные плиты растащены. В полукилометре от монастыря по дороге в поселок Единовер стояла прощальная часовня. До нее настоятель пешком провожал гостей монастыря, там совершал молитву на дорогу и прощался с ними.

Хозяйственные строения размещались на удалении 500 – 1000 м от монастыря и не нарушали своим присутствием прекрасного вида местности вокруг обители, об обихоженности которой ходили легенды. Этих строений было немного. В их числе запруда на речке Иструть и мельница, построенные при настоятеле Иоанне (Нестерове), лесопилка с приводом от водяного колеса. Основные работы по их строительству финансировал зажиточный крестьянин Векшин из соседней деревни Александровки (ныне не существует). Но эта мельница и еще три (в Леузах, Озерках и Сикиязе) были записаны не на него, а на монастырь, чтобы уменьшить налоги. Для монастыря от этого был только плюс: часть прибыли от помола шла на его нужды. Монахи получали также доходы из других источников. Так, в Петров пост устраивали по близлежащим селам петровский сбор денег, яиц и масла, а осенью — льна и шерсти. Летом проводился крестный ход вокруг монастыря с посещением часовен и святого родника рядом с оборудованным сливом (бучилом), где находилась келья монаха-схимника (отшельника).

Работниками на мельницах, лесопилке и смотрителями плотины была семья Макушевых. Их дом находился на левом берегу пруда, на взгорке у плотины. Других строений там не было, и большая территория, сосны с которой пошли на распил, заросла кустарником. Вверх по правому берегу Иструти располагался скотный двор и два больших дома, в которых жили крестьяне, занимавшиеся полеводческими работами, в основном выращиванием овощей. А на левом берегу, у речки, на возвышении находилась келья сестры Александры (до пострига — Акулины Гордеевой, жены основателя монастыря).

Гонимый «спасителем»

По возвращении из командировки Поляков подал себя в рапорте «спасителем братии от нужды, в которую загнал всех настоятель». Жалобы на игумена Поляков зафиксировал в протоколе: «…не давал хорошей соли, обижал, всё дела управлял сам, ни с кем не советовался. Про вещи в кладовой, в которых остро нуждались, не знали, что они существуют, а настоятель вещи гноит в сырости. Игумен скуп и жаден, плохо относился к насельникам монастыря, просили не возвращать его в обитель». Несколько строк Поляков уделил описанию монастырской округи: «…есть мельница (почему-то не учтенная, владелец наживается), для пахоты нанимали рабочих. Превосходный климат. Леса много. О самом монастыре: штат — 26 человек. Проживают 30. В праздники идут паломники, народу становится больше, живут по 2–3 недели. На всех 25 коров, 13 лошадей. Дополнительная информация, полученная в ходе пребывания в монастыре: в окрестностях есть бандиты — до сих пор не вышедшие из леса братья Стахеевы, Пономарев, Багаев. Вооружены, предупреждаемы жителями, поэтому неуловимы». На рапорте Полякова стоит резолюция начальника: «…передать опытному агенту». Самого «спасителя» монахи уличили, в свою очередь, в изъятии бутыли денатурата и возврате пустой тары. При вторичном обыске игумен всё же указал место, где закопано сокрытое. Самым ценным оказался мед и личное имущество отца Антония, пояснившего укрытие вещей тем, что «…места глухие, иногда бывают грабители».

Варяжская пещера

Помню, как, будучи еще школьником, я попал впервые в лаврские катакомбы. Тогда я был буквально потрясен увиденным, но особенно запомнился рассказ экскурсовода о древнейшей части Дальних подземелий Варяжской пещере. Припоминаете, «пещерка малая, двусаженная»? И вот, много лет спустя, я стою перед этой дверью, и в руке моей волшебный, хотя и несколько ржавый ключ. С большим трудом поворачиваю его в старом замке, дверь долго не поддается, но потом, как бы нехотя, уступая моему напору, со скрипом никогда не смазывавшихся петель, открывается. Из черноты дохнуло такой сыростью, что все предыдущие впечатления о катакомбах мгновенно померкли…

В Варяжской пещере все осталось как прежде, никакой побелки, никакой крепи потолков. Земляные своды густо покрыты плесенью и грибком, сталактитов, правда, нет. Своды кое-где закопчены огнем факелов и свечей, на стенах надписи, сделанные старославянской вязью. Да, древность этой пещеры, а точнее пещер, не вызывает сомнений.

Варяжская пещера ближе всех остальных подземелий подходит к Днепру, и в прошлом имела свой собственный вход со стороны реки, о чем свидетельствуют карты XVII века. Нельзя исключать возможность продолжения пещеры под дном седого Славутича. Не так давно некто предложил провести спелеологов в эти таинственные подземелья. Человек детально описал подземный ход, в котором он якобы бывал неоднократно. По его словам, лаврский туннель достаточно хорошо сохранился, своды его за века не обрушились под бешеным давлением земной толщи и днепровской воды. Очевидец утверждал, что в подземной галерее очень большая влажность, с потолка беспрестанно капает вода и есть несколько достаточно крутых уступов, которые без лестницы не преодолеть. Окрыленные надеждой, мы заготовили все необходимое снаряжение лестницы, шахтерские фонари, каски, водонепроницаемые костюмы. Но… В назначенный день добровольный проводник не явился. Тайна так и осталась тайной.

Сейчас днепровский вход закрыли подальше от доморощенных кладоискателей.

Ново-Иерусалимский храм – живая икона

Место для строительства монастыря выбрал Патриарх всея Руси Никон, который задумал построить под Москвой «копию Святой Земли» – икону на местности с глубоким символическим смыслом. По замыслу Никона, монастырь должен стать центром православного мира для славянских народов.

Об основании храма

Молодой царь Алексей Михайлович, будущий отец Петра I, безгранично доверял патриарху и поддержал грандиозный замысел. Свое любимое детище патриарх основал в Подмосковье в 1656 году – резиденция Патриархов должна расположиться недалеко от царской столицы, но чуть в стороне. Это символизировало отношение светской и церковной власти.

Сам никогда не бывавший в Иерусалиме, патриарх Никон все силы употребил для воплощения в жизнь замысла – создать точное подобие Иерусалимского храма Воскресенья Господня, чтобы русский народ созерцал места страстей и Воскресенья Христова. Он заботился о тех, кто не мог побывать на Святой Земле. Модель храма Гроба Господня, сделанную из слоновой кости, Никону прислал в дар иерусалимский патриарх Паисий.

Особенности создания обители

Возводя монастырь в излучине реки Истры на высоком холме, патриарх Никон принялся воссоздавать своеобразный город-храм с точной копией окрестностей Иерусалима, подобие святых мест Палестины. Географические наименования изменили: окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским и Фаворским, сёла – Преображенское, Назарет, Капернаум.

Быстрая извилистая река Истра получила название Иордан. Ручей, обтекающий монастырский холм – Кедронский поток. Город Истра до 1930 года именовался Воскресенском. Перепланировали и окрестности будущей обители: лес на берегу Истры вырубили, чтобы достичь сходства с пейзажем на Святой Земле, укрепили и насыпали холм, на котором возвели монастырь.

Личность патриарха Никона

Пользуясь доверием царя, патриарх Никон фактически управлял страной. Энергичный и властный патриарх проводил церковные реформы по европейскому образцу. Встречая недовольство бояр, противостоял ему решительно, даже жестко. Противников реформ преследовали и казнили. Действия Никона привели к страшному церковному расколу.

В 1658 году патриарх утратил доверие царя и удалился в монастырь, где лично руководил строительством Нового Иерусалима, как он называл свое детище. Патриарх хотел объединить здесь людей, чтобы они вместе молились, ценили жизнь и друг друга.

В 1666 году Никона лишили сана и отправили в отдаленный Ферапонтов монастырь простым монахом, вменив в вину иерусалимское переименование местности. Строящийся монастырь, чье строительство из-за опалы Никона прервалось на 14 лет, стали называть просто Воскресенским.

Исследование пещеры

Внутри ход расширяется до 1,5 метров, при этом его высота уменьшается до 40 сантиметров. Вглубь пещеры Алексею Плотникову удалось протиснуться на 5 метров, затем ход разделяется на два и заканчивается непроходимой узостью. Непосредственно у входа справа идёт непроходимая щель высотой менее 15 сантиметров, которая, скорее всего, выходит к другому входу в 5 метрах от этого. После Алексея в пещеру полез Андрей, чтобы отснять фотоматериал.

Татьяна в это время снимала на видеокамеру. Алексею удалось залезть ещё в два входа на два метра в каждом. Все они заканчиваются непроходимыми узостями, но явно соединены с другими входами. Потоки воздуха в пещере асинхронны с порывами ветра на поверхности, т.е. после порыва ветра в момент затишья из пещеры начинает дуть.

Изначальная версия о том, что это был пещерный монастырь, никак себя не проявила. Тем более, что лесник при упоминании о монастыре указал на другого лесника; мало того, рассказал, что из монастырских подземелий соорудили погреб под картошку. А эта пещера, по предварительным оценкам, является природным феноменом, и образовалась за счёт дрейфа пустоты вверх, когда грунтовые воды подмыли нижележащие слои горной породы, это песчаник.

Закончив , вежливо отказавшись от чая, решили проехать к другому леснику и попытаться разобраться с тамошними подземельями. Между собой лесники общаются редко, но дорогу по заливным лугам вполне можно было разобрать, и без каких-либо проблем, используя в качестве ориентира линию электропередач, подъехали к очередному леснику

Ещё на подъезде к его усадьбе обратили внимание на странную аллею из сосен явно не местного происхождения

Потом возле дороги наткнулись на остатки кругового фундамента, возможно, здесь была часовня.

Нашли ухоженный родник, но вкус воды был болотистый, и мы не рискнули пополнить запасы, хотя жара давала о себе знать.

Святыни Новоиерусалимского монастыря

Поскольку монастырь в какой-то степени повторяет главный христианский храм, есть тут все «атрибуты», повествующие о жизни Спасителя. Здесь вы можете увидеть Голгофу, Иордан, Гроб Господень и многое другое. К главным святыням монастыря относят:

  • Разборную модель Храма Гроба Господня, которая была выполнена в XVII веке в Иерусалиме из кипариса, слоновой кости и перламутра и использовалась как модель для строительства Воскресенского собора;
  • Фрагмент омофора Патриарха Никона, который был изготовлен на Кипре в 1597 году;
  • Дарохранительницу из придела св. Марии Магдалины – священный сосуд, предназначенный для хранения Тела и Крови Христовой, выполнена из серебра с золочением в конце XVIII – начале XIX века;
  • Антиминс, датируемый XVII веком, с подписью Патриарха Никона, освятившего его.

Новоиерусалимский монастырь славится также и своими иконами. Самой ценной и почитаемой из них является икона «Господь Вседержитель со св. Филиппом и Патриархом Никоном», написанная в 1657 году в честь перенесения в Москву мощей свт. Филиппа. Сейчас икона находится в экспозиции музея «Новый Иерусалим».

Знаете ли вы? В окрестностях Истры также было обнаружено несколько святых источников с целебной водой.

Как добраться до Новоиерусалимского монастыря

Есть несколько способов доехать до монастыря, каждый из которых имеет свои преимущества.

  • На электропоезде вы можете добраться из Москвы до Истры где-то за час. Вам нужно сесть на электричку Рижского направления и ехать до ст. «Ново-Иерусалимская» (отсюда будет немного быстрее) либо «Истра». Потом садитесь на автобус и едете до ост. «Монастырь». От ж/д станции «Ново-Иерусалимская» до монастыря можно дойти и пешком, это займет минут 20.
  • От Москвы вы также можете добраться до монастыря на автобусе №372, который отъезжает от м. «Тушинская». Вам необходимо ехать до ост. «Почта», а потом пересесть на автобус до ост. «Монастырь».
  • На собственном автомобиле вы можете доехать до г. Истра из Москвы по Новорижскому либо Волоколамскому шоссе. Дорога длится около 45 км.

Палаты «Нового Иерусалима»

Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г. Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.

Больничные палаты

Палаты с названием «Больничные», стоящие неподалеку от церкви Трёх Святителей, смотрятся довольно скромно и по размеру, и по декору. С севера к ним примыкают Настоятельские покои. Несмотря на кажущуюся простоту, эти палаты не теряются на фоне остальных построек Новоиерусалимской обители – они лишь выгодно подчеркивают Трапезные палаты, намекая на их главенствующее положение.

Церковь при Больничных палатах освящалась в 1698 г. В результате пожара, охватившего монастырское подворье в XVIII веке, она сгорела, но восстановительным работам не подвергалась. Помещение этой святыни просто перенесли на второй этаж Царских покоев – результат труда архитектора Казакова, возведшего их над больничными покоями в конце того же века. Лестница, ведущая в Царские покои, отделана изящной аркадой. Как декорирующая деталь она органично дополнила композицию восточного фасада.

Внутренний двор монастыря

Архитектурный ансамбль

На небольшом участке земли, который занимает обитель, разместилось множество построек, составляющих единый ансамбль. Архитектура монастыря не похожа на аналогичные постройки в других обителях. Здания обители окрашены в тёплые насыщенные цвета, которые органично сочетаются с окружающим пейзажем и вселяют ощущение покоя и умиротворения.

Основным входом на территорию являются Святые ворота с расположенной над ними надвратной колокольней. Пройдя под ликом преподобного Давида, расположенным над входом, прихожане попадают во внутреннюю территорию монастыря, который огорожен стеной с четырьмя башнями.

В центре Свято-Вознесенской Давидовой пустыни расположены следующие строения:

  • Вознесенский собор,
  • Спасский собор,
  • Знаменская церковь,
  • Никольская церковь,
  • Успенская церковь,
  • Церковь Всех Святых.

Кроме культовых строений, на территории пустыни расположены братские корпуса и воскресная школа. Выделяется насыщенным жёлтым окрасом здание корпуса настоятеля. На кладбище захоронены монахи, представители дворянских родов, люди, участвовавшие в восстановление обители.

Интересные факты про собор

Во время Второй мировой войны внешнее и внутреннее убранство комплекса сильно пострадало. На состоявшемся вскоре после ее окончания Международном судебном процессе факт разрушения монастыря войсками нацистской Германии был признан тяжким преступлением против человечества.

Коллекция святынь храма значительно пополнилась в июне 2015 года, когда российский бизнесмен Феликс Комаров, потрясенный величием монастыря и объемом выполненных реставрационных работ, передал ему в безвозмездный дар пять ценных икон возрастом не менее 100 лет.

Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря и прилегающие к нему постройки иногда называют царскими палатами Татьяны Михайловны, так как многие архитектурные элементы были построены благодаря ее пожертвованиям и с учетом ее пожеланий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: