Село колчеданское: острог, крепость, слобода. xvii-xix вв

Администрация муниципального образования «каменский городской округ» - официальный сайт - администрация муниципального образования «каменский городской округ» - официальный сайт

Магические свойства камня

Человек с самых древних времен видел в камнях нечто большее, чем просто земную твердь. Так, например, пирит всегда считался «мужским» минералом. Древнегреческие воины брали его с собой в походы и битвы. Считалось, что в бою этот камешек способен предотвратить наглую гибель солдата.

Современное магическое значение пирита практически не изменилось. Его нередко используют в качестве амулета-оберега или защитного талисмана. Камень способен улучшать настроение человека, укреплять его сон и изгонять депрессию. Правда, для исправного выполнения своих магических «обязанностей» минерал должен быть идеален – без сколов и трещин.

Серный колчедан – огненный камень. Поэтому он более всего подходит соответствующим знакам зодиака – Овнам, Львам и Стрельцам. А вот Раков пирит не очень любит. Камень плохо уживается в соседстве с другими минералами. Исключением может быть лишь гематит и змеевик – с этими камешками пирит подружится.

Спор колчеданских и катайских жителей за земли по реке Синаре

На период переписи, в 1695 году  крестьянским старостой Колчеданского острога  был Васька Чернослив. Он  предъявил переписчикам три указные Грамоты из Тобольска.

Рассмотрим их поочередно.

В первой Грамоте от 23.03.1675 г. говорится о том, что в связи с постройкой Колчеданского острога, необходимо драгунскому капитану Герасиму Черкасову, он в то время был старостой острога, провести межевание между Колчеданским и Катайским острогами – по устью реки Синары и речки Абызовки, составить межевые книги и отослать их в Тобольск. Черкасов межевание провел, границы установил, но Катайского острога жители были не согласны и подписей своих в межевых книгах не поставили. Отныне между ними и колчеданцами завязался  спор за земли по р. Синаре. В Тобольск полетели челобитные от тех и других за право пользоваться спорными  землями.

Вторая Грамота из Тобольска от 24 июля 1682 г. вновь повелела тогдашнему старосте Тимофею Жицкому провести вторичное межевание земель между Катайским и Колчеданским острогами. Что и было сделано 16 августа 1682 года совместно с драгунами: И.Елизаровым, Г.Дмитриевым, О.Прокопьевым, Ф.Единым и крестьянами: Я.Лушниковым, О.Нифантовым, М.Анисимовым, Л.Андреевым из Колчедана и драгунами и крестьянами из Катайска: Г.Прокофьевым, А.Яковлевым, Ф.Ивановым, Г.Ивановым, Л.Ивановым. Но опять представители из Катайска подписывать межевые книги не стали, так как были не согласны с подобным разделением. Раньше, еще до появления Колчеданского острога, земли по реке Синаре и Абызовке принадлежали им, и они желали владеть ими и впредь.

Приведем  описание не только межевой границы между Колчеданским и Катайским острогами,  но и всей территории, принадлежавшей Колчеданскому острогу: «по устью реки Синары, а та река Синара пала в Исеть реку на низ едучи с правой стороны, а вверх по Синаре речке до  россох, а россоха пала справую сторону, а в  россохах  камень, а на верх камени стоит сосна, а на сосне грань вырублена – крест. А от  россох вверх по Багаряку до осыпного яру, до ключика, а с ключика до озерка, а подле озерко на  березе вырублен крест. А от той березы прямо на  Куяныш озеро, а с Куяныш на Юлашь озеро, а с Юлашу на Карасье озеро, а с Карасья озера вниз по истоку до Исети реки. И  через Исеть реку на север до Пышминского бору. А подле тот бор на восток до большого болота, а от того болота на  полдень, а сверху речки Абызовки до устья той речки, а та речка Абызовка пала с левую  сторону в Курью, а Курья пала в Ысеть реку. А те реки Синара и Абызовка меж Катайским и Колчеданским острогами половина».

Если посмотреть на карту, то это большая часть  современного Каменского района. И всеми этими землями владели теперь колчеданцы, и селиться на них можно было только с разрешения колчеданских властей.

К тому же, из Тобольска приходит третья указная Грамота от 20.10.1682 г., в которой утверждается граница между Колчеданским и Катайским острогами и вся отмежеванная территория  отныне принадлежит  Колчеданскому острогу. И жители Катайского острога уже не могли и не имели права более оспаривать межевую границу.

Пока колчеданские жители делили спорные земли с катайскими, у них появился более опасный противник и претендент  на их территорию.

Достопримечательности и культура

В 1897 году в Колчедане появилась сельская библиотека. На сегодняшний день, она является одной из самых старейших на Урале, в 2012 году в библиотеке отметили 115-летний юбилей). Начиная с 1996 года библиотека носит имя И. Я. Стяжкина который в 1909 году подарил ей 750 книг. По данным 2010 года у библиотеки было 1113 читателей. В библиотеке работают досуговые клубы для детей «Домовёнок», для молодёжи «Ровесники», а также клуб семейного чтения «Доброе слово» и клуб общения для женщин «Гармония».

В 1908−1910 годах известный фотограф Сергей Прокудин-Горский, путешествуя по Уралу, сделал цветную фотографию села. На снимке видны довольно ухоженные дома с никелированным отблеском крыш, расположившиеся в «треугольнике» между речкой Колчеданкой и долиной реки Исеть. На главной улице расположено большое религиозное сооружение с двумя куполами с разновеликими шпилями. Вблизи него располагалась ещё одна церковь, очевидно, принадлежавшая женскому монастырю, расположенному в Колчедане на месте бывшего острога. В советское время эти сооружения, кроме некоторых, были полностью убраны. Одно из двух-этажных сооружений использовалось в советское время как школа для 1 — 4 классов. На бывшей территории монастыря в советское время располагалась Школа-интернат для детей сирот. В 1914 году напротив монастырских построек был поставлен представительный одноэтажный дворец из красного кирпича. В советское время использовался как дом культуры и кинотеатр на 200 мест.

В книге геолога Евгения Барбот де Марни указано, что в окрестностях села на левом берегу Исети найдено единственное на Урале месторождение янтаря.

Памятники

На территории села имеется монумент, посвящённый бойцам Красной армии времен Гражданской войны 1918−1921 г. В братской могиле захоронены Дмитрий Липин, Степан Морозов, Николай Пермяков и трое неизвестных красноармейцев, погибших под селом в июле 1918 года в боевых действиях против белой Сибирской армии, развивавшей тогда наступление на Екатеринбург.

В парковом комплексе в центре села установлен памятник (с вечным огнём) с высеченными на нём именами односельчан, героически погибших во время Великой Отечественной войны в 1941—1945 годах.

Образование

 Еще в 1855 года в усадьбе Титовой было зарегистрировано училище, состоящее в ведении Министерства государственных имуществ.  29 июня 1856 года Т.Титову утвердили Наставницей училища.

За многие годы существования этого училища в нем служили учительницами, к примеру: Наталья  Яковлевна Бобкова,  Екатерина Дмитриевна Кузовникова,  Елизавета Михайловна Павлинова (помощница), учительницей с 1893 года была крестьянская дочь Агрипина  Филипповна Яковлева.

Колчеданское мужское приходское училище Министерства государственных имуществ было основано в 1860 году.  Желающих  учиться было немало. К примеру, в 1875-76 учебном году обучалось 102 мальчика, из них 101 – сельского сословия, 1 – духовного. Учитель Павел Павлинов, сын священника, окончил Пермскую духовную семинарию. Помощник учителя – Максим Богомолов, сын священника, окончил Далматовское духовное училище.

Попечителем  училища  в эти годы был Андрей Петров.  Основное финансирование поступало  от земства, в год — 667 рублей. И небольшая часть денег поступала  от сельского общества – 42 рубля.

В 1878-79 учебном году учитель Александр Иваницкий отправил рапорт, в котором говорится, что в училище обучалось 63 мальчика, из них  5 человек окончили курс, остальные продолжат обучение. Помощником учителя служил Максим Богомолов. Попечителем  училища состоял Степан Михайлович Бревенников, крестьянин  деревни Черноскутовой. Законоучителем продолжительное время служил Федор Иванович Оранский, местный священник.

В училище обучались дети не только из Колчедана, но и из окрестных деревень. В 1881 году 5 мальчиков окончили училище со льготой по воинской повинности (освобождение от обязательной службы в армии),  в 1882 – 8 человек, хотя испытание (экзамен) держали 12. К этому времени училище находилось в ведении Камышловского земства.

В 1883 году обучалось 110 мальчиков. Законоучитель и учитель – те же. Новая учительница Бобылева Наталья окончила Ирбитскую женскую прогимназию. Помощником учителя – Анна Рышкова окончила Камышловскую женскую прогимназию.

 В 1884 году работал учитель Евгений Тарасович Албычев из крестьян. Окончил Екатеринбургское реальное училище, работал с 27 сентября 1882 года. Первым помощником учителя была Феоктиста Александровна Федорова, дочь священника, окончила Камышловскую прогимназию. Начала работать в училище еще в 1873 году, потом был перерыв, а  в 1883 году она вернулась в училище.  Помощником учителя  с 1882 года стала трудиться Анна Ивановна Рыжкова, дочь чиновника, окончила Камышловскую прогимназию.

В 1884-85 учебном году в училище было 104 ученика. Учителем служил Михаил Михайлович Салтыков, окончивший Камышловское уездное училище. К этому времени его стаж педагогической деятельности составлял 5 лет. Новым  помощник учителя  была принята Анна Ивановна Дьячкова, имевшая  пятилетний стаж работы.  В 1885 году вместо  Ф.А.Федоровой приняли Ольгу Салтыкову, окончившую Камышловскую прогимназию. В этом же году в училище был назначен Александр Бирюков, бывший воспитанник Пермской духовной семинарии.

 Продолжительное время училище не имело собственного здания, используя наемное помещение.  Сельское общество не могло собрать денег на постройку здания. И только в 1898 году колчеданцы получили собственное школьное здание.  В 1906 году училище приобрело саженцы для собственного сада благодаря  учителю И.Я.Стяжкину, трудившемуся  здесь  с 1902 года.  Иван Яковлевич вел уроки естествознания, занимался с учениками земледелием на опытном училищном поле, а в школьном саду растили яблони, груши, смородину и другие виды фруктовых деревьев и ягодных кустарников. И.Я.Стяжкин организовал в школе небольшой музей, куда входили поначалу те экспонаты, которые он использовал на уроках как вспомогательный материал.

В Колчедане имя Стяжкина на слуху, ведь библиотека, которую он основал здесь, носит имя Ивана Яковлевича.

Физические и химические свойства минерала

Медный колчедан относится к одному из самых древних и распространенных медных соединений. Однако все его свойства неизвестны до сих пор. К физическим свойствам халькопирита можно отнести:

  1. Непрозрачность минерала.
  2. Его окрас может быть от зеленого до желтовато-латунного (на фото). При этом побежалость часто бывает пестроватой или ярко-синей.
  3. Плотность медного колчедана равна 4,3 г/см3.
  4. По шкале твердости он имеет 3,5–4, поэтому его легко можно поцарапать с помощью острого ножа.
  5. Халькопирит отличается металлическим блеском и может иметь примеси дорогостоящих металлов (золота, серебра и других).
  6. Минерал обладает высокой электропроводностью.
  7. Довольно часто встречаются камни с прожилками, вкрапленностями и зернистыми агрегантами.

Сульфид железа и меди, которым является халькопирит, при взаимодействии с углем становится черно-серым магнитным корольком. В соляной кислоте он не растворим, а при взаимодействии с азотной кислотой растворяется.

Температура плавления медного колчедана составляет тысячу градусов Цельсия. При длительном взаимодействии с воздухом камень постепенно начинает превращаться в малахит. Однако процесс этот занимает сотни лет.

Халькопирит только на треть состоит из меди, но из-за своей доступности широко используется для получения цветного металла.

definition — Колчедан (село)

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

География

Колчедан располагается в месте впадения небольшой речки Колчеданки в реку Исеть (приток Тобола). Село находится вблизи границы Свердловской и Курганских областей в 15 — 20 км от города Каменск-Уральский. Назван в честь соответствующих семейств минералов «Колчеданы» (железный колчедан или пирит) которые добывались 200 — 300 лет назад в окрестностях реки Колчеданки для производства серы.

Транспорт

По центру села проходит асфальтированная трасса межобластного значения Екатеринбург — Курган с курсирующими по ней автобусами и маршрутками. По этой трассе расположены в порядке перечисления: Екатеринбург — Каменск-Уральский — Колчедан — Катайск — Далматово — Шадринск — Курган. Вблизи Колчедана (2 км) имеется оживленная железнодорожная двухпутная магистраль: Москва — Екатеринбург — Курган — Омск — Владивосток с одноименной ж/д станцией «Колчедан».

История

Колчедан основан более 330 лет тому назад. Тогда же построен острог для защиты русских переселенцев от набегов башкир.

Экономика

Ныне село, практически, является поселком городского типа. В поселке имеется сельское предприятие (в советские времена был Колчеданский совхоз) и крупный завод по производству железобетонных плит по технологии «предварительно напряжённого железобетона». Первым директором совхоза был рабочий 25 тысячник — Хандурин. Немного южнее села (1 — 1.5 км) находится выработанное Соколовское месторождение бокситов. Во время Великой Отечественной войны местрождение на 50 — 70 % обеспечивало производство алюминия для военных самолетов СССР на базе Уральского алюминиевого завода в соседнем городе Каменск-Уральский. На месте карьера (диаметр внешнего контура 1 — 1.5 км) образовался глубокий водоем с прозрачной водой, который теперь называется озеро Хасан.

Образование

В селе имеется Колчеданская средняя школа с обучением детей до 11 класса по стандартному набору курсов (довольно просторное двухэтажное кирпичное здание советской постройки). Вблизи села имеется также сельское профессионально-техническое училище (СПТУ).

Фотография С. М. Прокудина-Горского 1910 года

Достопримечательности и культура

В 1908 −1910 годах известный фотограф Прокудин-Горский, путешествуя по Уралу, сделал цветную фотографию села.

На снимке видны довольно ухоженные дома с никелированным отблеском крыш, расположившиеся в «треугольнике» между р. Колчеданкой и долиной р. Исеть. На главной улице расположен большое религиозное сооружение с двумя куполами с разновеликими шпилями. Вблизи него располагалась ещё одна церковь, очевидно, принадлежавшая женскому монастырю, расположенному в Колчедане на месте бывшего острога. В советское время эти сооружения, кроме некоторых, были полностью убраны. Одно из двух-этажных сооружений использовалось в советское время как школа для 1 — 4 классов. На бывшей территории монастыря в советское время располагалась Школа-интернат для детей сирот. В году напротив монастырских построек был поставлен представительный одноэтажный дворец из красного кирпича. В советское время использовался как дом культуры и кинотеатр на 200 мест.

На территории села имеется монумент, посвященный бойцам Красной армии времен Гражданской войны 1918 −1921 г., а также памятник (с вечным огнем) с высеченными на нем именами героически погибших во время Великой Отечественной войны 1941 −1945 г.

Село Колчедан в энциклопедии населенных пунктов Селения.ру

Медный колчедан в природе — фото

Месторождения минерала встречаются практически на всех континентах. Имея свойства срастаться с хризолитовыми и кварцевыми друзами, в виде чистого кристалла халькопирит встречается редко:

  1. Месторождения на Урале отличаются медным колчеданом с красивым зеленоватым оттенком.
  2. Россыпь маленьких кристалликов можно увидеть возле кальцитных натеков.
  3. В виде пирамид образуются кристаллы медного колчедана в Японии.
  4. В Норильском месторождении минерал невыгодно добывать из-за присутствия большого количества примесей.
  5. Высокую стоимость имеют французские халькопириты, поскольку обладают золотистым оттенком.
  6. Большие залежи медного колчедана имеются в Южной Америке. Там они смешиваются со сфалеритом и образуют большие сращивания.

Религия

Сретенская церковь

В 1825 году была заложена каменная, трёхпрестольная церковь, главный храм которой был освящён в честь Сретения Господня в 1848 году, правый придел был освящён во имя святого Николая, архиепископа Мирликийского в 1879 году, левый придел — во имя апостолов Петра и Павла в 1882 году. Церковь была закрыта в 1930-е годы, а после снесена.

Покровский женский монастырь

Монастырь был основан крестьянкой Татьяной Титовой в 1850 году. В 1877 году была построена каменная, трёхпрестольная церковь, которая была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы 18 декабря 1877 года, правый придел был освящён во имя апостола Иоанна Богослова 2 октября 1893 года, левый придел был освящён во имя прав. Симеона Верхотурского 23 ноября 1895 года. Монастырь был закрыт в 1920-е годы, а церковь снесена.

Население

Численность населения
1869 1904 1926 2002 2010
605 1081 1460 2463 2318
Структура населения
Год 1869 1904 1926 2002 2010
Мужчин 308 (50.9 %) 528 (48.8 %) 705 (48.3 %) 1112 (45.44 %) 1078 (46.5 %)
Женщин 297 (49.1 %) 553 (51.2 %) 755 (51.7 %) 1335 (54.56 %) 1240 (53.5 %)
дворы 75 178 305

В переписи 1904 года отдельно отмечались принадлежность жителей Колчедана к сословиям. Отмечено, что из числа всех жителей в Колчедане земледелием не занималось 73 человека. В числе них 31 человек мужского и 42 женского пола. Причём, явно указано, что речь идет о разночинцах, которые не были приписаны к сельскому обществу Колчедана. Эти люди проживали на 15 дворах. Из 163 колчеданских дворов, приписанных к сельской общине, только в 2 дворах не занимались земледелием.

В советской переписи 1926 года отмечалась национальная принадлежность жителей, 100 % жителей села были русскими. Но, на ж/д ст. Колчедан жили 28 русских и 8 белорусов. Подобное явление встречалось и на других соседних ж/д станциях с вариацией национальной принадлежности жителей (украинцев, немцев и зырян). Отмечено, кроме того, расстояние в километрах до благ цивилизации от центра села Колчедан. Так до ближайшей школы I ступени было 0 км, до больницы 21 км, до фельдшерского и ветеринарного пунктов 0 км, до телефонной станции 21 км, до телеграфа 3 и до почты 21 км.

География

Колчедан располагается в месте впадения небольшой речки Колчеданки в реку Исеть (приток Тобола). Село находится вблизи границы Свердловской и Курганских областей в 15 — 20 км от города Каменск-Уральский. Назван в честь соответствующих семейств минералов «Колчеданы» (железный колчедан или пирит) которые добывались 200 — 300 лет назад в окрестностях реки Колчеданки для производства серы.

Транспорт

По центру села проходит асфальтированная трасса межобластного значения Екатеринбург — Курган с курсирующими по ней автобусами и маршрутками. По этой трассе расположены в порядке перечисления: Екатеринбург — Каменск-Уральский — Колчедан — Катайск — Далматово — Шадринск — Курган. Вблизи Колчедана (2 км) имеется оживленная железнодорожная двухпутная магистраль: Москва — Екатеринбург — Курган — Омск — Владивосток с одноименной ж/д станцией «Колчедан».

Магические свойства

Медный колчедан не является драгоценным камнем, поэтому приверженцы магических сил ему уделяют мало внимания. Однако некоторые магические свойства минерала все же известны:

  1. В некоторых европейских странах считается, что у женщины, обладающей минералом, улучшается внешний вид, она становится более молодой и податливой. Камень обладает магической силой, которая помогает обрести женщине семью.
  2. Если положить по небольшому обработанному халькопириту на каждый подоконник справа, то он будет беречь дом от нападений, краж, наводнений, стихийных бедствий.
  3. Приколотая слева брошь с камнем поможет избавить ее владельца от приставаний и посягательств со стороны недоброжелателей.
  4. Сделанный из медного колчедана амулет будет удерживать владельца от принятия необдуманных решений.
  5. Один или два раза в месяц минералом можно пользоваться для привлечения мужского внимания. При этом не стоит рассчитывать на конкретного человека.
  6. Большое магическое влияние халькопирит имеет для людей, занимающихся коммерческой деятельностью. Если носить браслет или брошь с камнем на левой руке или слева на груди, то он принесет удачу в коммерческих делах. Сетевому торговцу или менеджеру будет сопутствовать выгода и успех.

Медный колчедан широко распространен, но до конца до сих пор не изучен. Так, астрологи до сих пор не знают, какому знаку зодиака он покровительствует. Ясно одно, что минерал никому не принесет негатива. Однако его свойствами злоупотреблять не стоит. Если нужно заключить выгодный контракт или привлечь удачу в коммерции, амулет из халькопирита стоит брать на важную встречу не более одного раза в месяц.

Современные литотерапевты верят, что медный колчедан дарит жизненные силы и продлевает молодость. Носить его полезно абсолютно всем. Тем более что серебряные украшения со вставками из халькопирита очень привлекательны.

Камень халькопирит или колчедан

Колчеданские бега

Колчеданцы  умели веселиться,  и были весьма азартны.

О необычном сельском празднике:  массовом гулянии и спортивном соревновании  в селе Колчедан рассказывает газета «Екатеринбургская неделя» (18.08.1882.). Ежегодно  1 августа (по старому стилю) колчеданцы праздновали так называемый «первый Спас». Нарядные мужчины, все на конях, женщины в красивых одеждах  и дети,  за исключением младенцев, больных и немощных отправлялись в поле «в бегу бежать», т.е. на бега. Предварительно все спускались к реке, где местный священник освящал, окроплял  водою и наездников и лошадей, а затем все дружно шли в поле. Впереди мужчины на конях, затем старые и почтенные мужчины в высоких шляпах на головах и палкой в руках степенно шли строем, а за ними женщины с детьми. Этот «крестный ход» выглядевший торжественно, ярко и празднично, приходил на большую поляну, и там начинались состязания мужчин в беге на лошадях. Колчеданцы делали ставки, у каждого, вероятно, был свой фаворит. Тот, кто выигрывал, получал денежное вознаграждение, а вот получали ли деньги те, кто ставил на него, об этом в газетной статье умалчивается.

Л.В.Зенкова, ст. научный сотрудник Краеведческого музея Каменска-Уральского.

Декабрь 2022.

Примечания:

 1. П.С. Паллас. «Путешествие по разным местам Российского государства». Часть вторая. Книга первая. Санкт – Петербург. 1786 г. 
2. Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1897 год, № 21.
3. Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1902 год, № 1,2,
4. Журнал Камышловского  уездного  земского собрания.  Выпуск 1908 год
5. РГАДА Ф.214 кн.1447
6. ГАСО. Ф.27. Оп.1. д.269.

Свойства[ | ]

Крупные кристаллы редки и имеют искажённый тетраэдрический облик. Грани, как правило, покрыты глубокой грубой штриховкой. Характерно двойникование, обычны двойники прорастания. Образует сплошные зернистые агрегаты, вкрапленность, прожилки в карбонатах и других сульфидах. Цвет золотисто-жёлтый, по оттенку в отличие от латунно-жёлтого пирита напоминающий червонное золото, из-за этого получивший название «золотая обманка». Блеск металлический. На поверхности кристаллов и сколов характерна яркая пёстрая побежалость. Твёрдость по Моосу 3,5—4. Спайность несовершенная. Хрупкий. Под паяльной трубкой на угле сплавляется в серо-чёрный магнитный королёк. В HNO3 растворяется с выделением серы. Использовался как детектор в первых радиоприёмниках до появления электронных ламп. Является проводником.

Основание Колчеданского острога

Впервые о Колчеданском остроге мы узнаем из Переписи Льва Поскочина, составленной в 1680-1683 гг. Что же там говорится о Колчедане.

Описание  острога, как он выглядел, какие размеры имел, когда был построен, мы не находим, зато в документе поименно  перечислены все жители на тот период. Драгун, например, было 39 человек, 30 из них были семейные. Служили за хлебное жалованье с пашни, т.е. имея два пашенных участка, с одного они кормились сами, не платя налог, а со второго отдавали в казну государеву налог хлебом или денежный.

В числе первых строителей и жителей Колчеданского острога были драгуны:

Борис Ветошкин,  Иван Метелев, Андрей Кырчиков, Никита  и Василий Новокрещеновы, Кузьма Тепляков, Иван Жданов, Григорий Колотилов, Панкрат Гурьев, Юда Сакисов, Ларион Соболев, Оска Бердников, Степан  и два брата Бетевых, Лука Кисельников, Никита Баландин, Сергей Яргин, Федор Вятка, Ганка Зырянов, Федот Стегачев, Иван Одношевин, Исак Мурзин, Василий Голубцов, Илья  Камышев.

Крестьяне в Колчедане и окрестных деревнях Горбунова и Камышева стали селиться позднее драгун. На 1682 год  было 27 семейств.  У некоторых крестьян имелись мельницы, с которых они платили налог: у Якова Малинина на реке Караульной, оброк платил  3 алтына, 2 деньги в год. У Василия Лукина на реке Колчеданке, оброк- 3 алтына 10 денег. У Андрея Кырчикова мельница была на речке Грязнухе, оброк наложили 6 алтын, 4 деньги, у Бориса Ветошкина мельница стояла на Ключе, оброком обложили таким же. Первым кузнецом в Колчедане был драгун Василий Голубцов, он имел кузницу и платил с нее налог – 6 алтын, 4 деньги.

Колчеданскому острогу административно подчинялись две деревни, существовавшие на момент переписи 1682 г.:  деревни Камышева – 7 дворов и Горбунова – 15 дворов. 

Вторая перепись Колчеданского острога была составлена в 1695 году.  Она  дает нам большое количество информации не только о Колчеданском остроге.  Опишем все по порядку:

Первое. Колчеданский острог к этому времени расширил свои владения, были основаны  еще 3 деревни с разрешения старост или приказчиков острога и административно подчинявшиеся острогу:  Соколова (Гусельникова), Батуркина и Красногорская (сейчас Монастырка). Точных дат основания деревень  перепись не указывает. 

Второе. Перепись дает нам точную дату постройки  Колчеданского острога .  «В прошлом, в 181 (1672) году, ноября в 23 день писали в Тобольск к боярину и воеводам, ко князю Ивану Борисовичу Репнину с товарищи  из Шадринской слободы драгунского строю полуполковник Петр Аншутин. Подле де Исеть речку и Колчеданку речку новой Колчеданской острог построил драгунами разных слобод».  Вот его описание:  «… острог мерою сто дватцать семь сажень, караульная изба и ворота и приступные бои с третей стороны выведены были.… Построена была церковь…  И то строенье стало во сто рублев». Но, к сожалению, это первое строение сгорело полностью.

После пожара по прошествии определенного времени  был построен новый «острог рубленой, мерою в длину сорок две сажени без полуаршина, поперек тритцать пять сажень. Башня с проезжими вороты. С острогу выход-тайник для осадного сиден(ь)я. Около острогу ров, надолобы, рогатки. В остроге для государского богомол(е)н(ь)я церковь во имя Сретенья Господня. В церкви святые иконы, и  книги, и ризы, и сосуды, и всяка церковная утварь. На башне три колокола медных. В остроге судная изба и зелейной погреб. А около острогу жилецкие дворы, а около дворов отводные надолобы. И то все строение стало четыреста тритцать рублев».  В переводе на современные измерительные  меры  длина стен острога составляла примерно 90 х 74,5 метра и имела форму прямоугольника. Зелейной погреб в данном случае означает – пороховой. Надолобы – преграды, вбитые колья. Рогатки – так же разновидность преграды, продольные брусья с вдолбленными накрест полисадинами.

 Колчеданский острог. Визуализация Д. Черепенина

Борьба колчеданцев с монахами Далматовского монастыря за земли по реке Каменке

Немного предистории.

 В 60 км от Колчеданского острога ниже по течению Исети стоял Успенский монастырь, основан был в 1644 году иноком Далматом. Монахи,  каким — то образом узнали, что берега реки Каменки изобилуют залежами железной руды и написали челобитную (прошение) тобольскому воеводе князю А.А.Голицыну о пожаловании монастырю земель по берегам реки Железенки, так они назвали Каменку за ее богатые «железом» берега. Тобольский воевода А.А.Голицын челобитную монахов перенаправил в Москву.

И  3 февраля 1682 года (13 по новому стилю) монахи Успенского Далматовского монастыря получили жалованную грамоту царя Федора Алексеевича Романова на земельные  владения по реке Железенке  (Каменке): на месторождения железной руды, на  окрестные леса и другие угодья. Святые отцы  постарались быстрее провести межевание,  и обозначить  границы своей территории.  Для выполнения этой задачи: «осмотру и  переписи угодий» по реке Каменке    20 июня 1682 года  по приказу тобольского воеводы Алексея Андреевича Галицына    из Тобольска был послан Федор Рукин, служилый человек, «сын боярский» (так называли людей, состоящих на службе у государственного чиновника). Ему нужно было описать  и «сметить» залежи руды, лесные и чистые места по обе стороны реки, «учинить межи и грани».

28 июня Ф.Рукин,  колчеданский мирской староста  О.Аврамов,  пять драгун и четверо крестьян поехали на Каменку и приступили к делу. По окончании был составлен документ, т.н. отводная грамота, в которой  подробно описывается территория, отведенная Далматовскому монастырю. В итоге монастырь забрал у колчеданцев  довольно большую часть земель: в переводе на современные меры исчисления — более 1100 га.

Когда земля монахам была отведена, беломестные казаки и крестьяне Колчеданского острога стали писать  жалобы тобольскому воеводе о том, что игумен Исаак в их владениях на реке Каменке построил деревню и «пришлых крестьян многих поселил» и речку назвал Железенкой… и чинитца им, беломестным казакам и крестьянам теснота в пашнях и во всяких угодьях умаление».  Таким образом, вскрылся факт переименования монахами Каменки в Железенку. По утверждению колчеданцев, в деревне на  Каменке было поставлено 40 крестьянских дворов, принадлежащих монастырю.

Борьба  колчеданцев с монахами за спорные земли по Каменке длилась до 1699 года и стала известна царю Петру Алексеевичу (Петр I). Царь распорядился допросить в Москве приезжих сибиряков о речке Железенке. Они ответили, что такой не знают, а вот Каменка известна с давних времен.

В результате 28 сентября 1699 года выходит царский указ о запрете Далматовскому Успенскому монастырю владеть каменскими землями, «железным заводом» и крестьянами.  «Слободу Далматовского монастыря на речке Каменке со всем железным заводом описать и сделать тот завод на одну домну. И быть той слободе за великим государем»!» 

Таким образом, земли по Каменке не достались ни колчеданцам,  ни монахам, а перешли государству. Колчеданцы смирились с царским указом, а монастырю все затраты на строительство деревни и «железного заводика» были компенсированы. Каменский завод в течение определенного времени отправлял  монастырю изделия из чугуна и железо «безвозмездно» (бесплатно).

Халькопирит и литотерапия

Народные целители считают, что медный колчедан обладает целебными свойствами и способен избавить от многих недугов. Литотерапевты растирают камень в порошок, смешивают с мазью и используют наружно как бактерицидное и противовоспалительное средство. Мази с порошком из халькопирита используют для лечения экзем и дерматитов.

Принимают растолченный минерал и внутрь, предварительно разбавив его сахарной пудрой и мелом. Народные целители уверяют, что такая смесь поможет повысить аппетит, восстановить истощенную нервную систему, избавить от бессонницы. При этом следует помнить, что самостоятельно применять такие средства нельзя. Обязательно необходимо проконсультироваться со специалистом. Объясняется это тем, что беспорядочное и чрезмерное употребление меди, серы и железа может вызвать аллергические реакции.

Свойства цельного минерала использовали еще в древней Руси для облегчения родов. Чтобы зубы были здоровыми и белыми, халькопирит специально подолгу держали во рту.

Колчеданская крепость и ее защитники

Неспокойные времена в округе Колчеданского острога наступили в 1709 году. Это время башкирских восстаний и разорений русских деревень и сел. Сам Колчеданский острог не подвергся набегам башкирских воинских людей и не пострадал. В остроге на вооружении находились пушки и снаряды, а у колчеданских драгун было не только холодное, но и огнестрельное оружие, это первое. А второе то, что острог к этому времени был перестроен и стал хорошо укрепленной крепостью с двойными стенами – клетками, бащнями – бастионами.

23 сентября 1709 г. башкирский отряд, в  котором было более 50 человек,  попытался угнать скот у  крестьян окрестных деревень.  Но  подоспевшие  драгуны во главе с сержантом Колчеданской роты Феоктистом Юдиным отбили скот и дали  нападавшим бой. А потом почти 10 вёрст  гнали противника, пока те не ушли за реку Синару. Случаев угона скота у русского населения башкирами было много, поэтому потери были. Так за 1709 год из деревень Колчеданского острога было угнано 130 лошадей.

Но лихие времена прошли,  наступило межнациональное затишье.

Очередные волнения башкир были  в 1755 году, но территорий современного Каменского района, в том числе Колчеданской крепости они не коснулись. Правда указы об укреплении острогов, крепостей и создании отрядов для охраны населенных пунктов были изданы.

 Так, для охраны от неприятеля в Колчеданской крепости был сформирован отряд из 10 человек. Кто входил в этот отряд, узнаем из  рапорта старосты Ивана Кырчикова: Черноскутов Ефим   с винтовкой, Одношевин Епифан с винтовкой, Тушков Андрей   с винтовкой, Трусов Никифор  с    копьем, Трапезников Михайло  с копьем, Черноскутов Роман   с  винтовкой, Черноскутов Степан  с копьем, Прокопьев Иван   с копьем, Шляпников Микула  с копьем,  Чемякин Кирил   с   винтовкой.

Кстати, староста указал, что для ружья «пороху и свинца нет». Вот так.

Рапорт вместо старосты подписал отставной подканцелярист Федор Черноскутов.

Как  выглядела Колчеданская крепость в 1755 году, нам расскажет архивный документ:

«Рублена в клетки из соснового лесу, крыта драньем, ветхая».  Восточная стена была в длину 40 сажень, южная — – 37 ½, северная —   31 сажень. Сажень – 2 м 13 см, примерно. Западная  стена  во многих местах от гнилости просела, поэтому была  подперта «упоринами». По углам  крепости было 4 бастиона под «ветхими крышками». Мост, ведущий на бастионы, также сильно погнил.

«Около крепости рогатины с трех сторон, укреплены надолбами деревянными, по углам тоже надолбы. А с западной стороны рогаток не было, так как эта стена находится на самом гористом и осыпном месте. Внутри  крепости пороховой погреб с выходом наверх, на нем крышки деревянные».

В крепости на случай защиты имелось 6 пушек   3 фунтовых, они стояли на лафетах, на каждом бастионе. К пушкам было 300 ядер, 2 пуда пороха пушечного и 1 пуд пороха фузейного   и дроби 2 пуда.                      

Когда улеглись башкирские волнения, Колчеданская деревянная крепость потихоньку стала разрушаться, стены и башни ее обветшали, пришли в негодность и, вероятно,  были разобраны на дрова в последние десятилетия XVIII в. И только, деревянная церковь продолжала стоять на высоком левом берегу Колчеданки, напоминая о былом времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: