Археопарк «святилище савин». древняя обсерватория в курганской области

Давыдовское, село Давыдовской/Чернавской волости Курганского уезда

Село Давыдовское Давыдовской/Чернавской волости на берегу реки Верхне-Черной (Черной), на проселочной дороге. Ежегодно с 7 по 10 октября в селении проходила Филиппьевская ярмарка. Первоначально входила в приход Прокопьевской церкви села Чернавского.

Церковь во имя Иконы Казанской Божьей Матери

В 1848 году крестьяне-старожилы деревни Давыдовки и переселенцы из Орловской, Курской, Псковской губерний, проживающие в деревнях: Патракова, Осиновка, Петровка, Казанская, обратились в Тобольскую духовную консисторию с просьбой о строительстве нового храма «по дальности расстояния от ближайших церквей».

23 августа
1849 г. выдана храмозданная грамота на строительство деревянной церкви во имя Иконы Казанской Божьей Матери с образованием самостоятельного прихода. Для возведения нового храма куплена старая деревянная церковь села Падеринского. 14 мая
1850 г. благочинным церквей Курганского округа, священником Прокопьевской церкви села Чернавского Дмитрием Доброхотовым состоялась торжественная закладка Давыдовской церкви. Подрядчиком строительства избран крестьянин Введенской волости Илларион Меньщиков.

22 февраля 1853 года из Тобольска прислан антиминс. 9 июня этого же года Богородице-Казанская церковь села Давыдовского освящена благочинным церквей Курганского округа, священником Никитой Розановым.

В конце
XIX
века прихожане Давыдовского прихода по причине маловместительности деревянного храма решили построить трехпрестольную каменную церковь: главный престол – по-прежнему в честь Иконы Казанской Божьей Матери, придельные – в честь Святителя и Чудотворца Николая и в честь Преподобного Отца Иоанна Рыльского, «имя которого носит великий молитвенник и чудотворец в русском царстве о. Иоанн Кронштадский» (в 1905 г. престол переименован в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова). В январе
1897 г. из Тобольска последовало разрешение на строительство нового храма. Доброе начинание давыдовских прихожан поддержал о. Иоанн Сергиев (Кронштадский), прислав денежное пожертвование, серебряный крест, атласное покрывало на престол и икону Святого Феодора. Подряд на устройства иконостаса отдан фабриканту иконостасных работ купцу первой гильдии г. Ельца Орловской губернии Рафаилу Трубицину.

18 октября
1912 г. состоялось освящение центрального престола церкви.

В
1913 г. старый деревянный храм продан в поселок Павловский Новопокровской волости Петропавловского уезда Акмолинской области. 27 и 28 декабря
1913 г. благочинным 3-го благочиния Курганского уезда, священником Николаем Сахаровым совершено освящение придельных престолов.

В
1913 г. приход Богородице-Казанской церкви села Давыдовского состоял из деревень: Осиновка, Патракова, Александровка.

В
1930 г. на Троицу и Духов день (8-9 июня) в селе Давыдовском с разрешения Административной части (милиции) Глядянского района проводился крестный ход по полям с иконами, в котором участвовала около 3000 человек. В
1933 г. Богородице-Казанская церковь перестала функционировать.

Церковь в селе Давыдовском. Фото Шевцова В.В. 2008 год.

Усадьба Устиновых в Грабово, 1890-е годы

  • Что сейчас: психоневрологический интернат
  • Расположение: село Грабово (8000 человек)

Род дворян Устиновых — один из немногих, который не прервался, и его представители до сих пор живут во Франции и США. Имение их предков — выдающийся архитектурный комплекс, который отражает процесс возрождения усадебного строительства в России в конце 19 — начале 20 веков. Роскошную барскую усадьбу с оранжереей по проекту петербургского архитектора Виктора Шрётера начали строить в 1890-е годы. Он спроектировал десяток зданий в Санкт-Петербурге и был официальным архитектором Императорских театров России.

Грабовский дом-дворец вызывает ассоциации с европейскими резиденциями. Двухэтажное здание (с жилым подвалом) сгруппировано из разных по высоте объемов вокруг монументальной центральной части с портиком и балконами. Оба фасада украшены эркерами, круглыми башнями со сферическими куполами и окнами разнообразных форм и размеров. Одновременно со строительством дворца заложили парк с фонтаном, цветниками и двумя прудами. Часть территории занимал фруктовый сад, ограниченный еловыми посадками.

В 1916 году владельцем Грабово стал Николай Устинов, покинувший усадьбу через три года. Советская власть национализировала имение и разместила на его территории машинно-тракторную станцию, затем детский дом, после — дом инвалидов и психоневрологический интернат. В 2000 году усадьбу восстановили, и ее заняла администрация Грабовского психоневрологического интерната.

То, что здание никогда не было заброшено, позволило сохранить его в состоянии, приближенном к дореволюционному.

Это одна из немногих усадеб, в которой сохранилось внутреннее убранство — изящная лепнина, изысканно отделанные камины и резная дубовая лестница. Если вы хотите посетить комплекс, то надо заранее предупредить администрацию интерната. Они разрешают осмотреть здание не только снаружи, но и изнутри.

Усадьба Ладыженских, конец 19 века

  • Что сейчас: библиотека и конеферма
  • Расположение: село Завиваловка (500 человек)

Предположительно, Дмитрий Воейков построил господский деревянный дом и, по примеру своего брата Василия, основавшего в 1810-х годах знаменитый конный завод в селе Лаврово Тамбовской губернии, тоже основал конезавод в Завиваловке в 1827–1830 годах.

Фёдор Ладыженский, внук Дмитрия по дочери, стал последним владельцем имения. Именно он занимался его масштабным усовершенствованием. В адрес-календаре «Вся Россия» за 1902 год Завиваловка указана среди «выдающихся хозяйств России». Ладыженский открыл единственную в губернии низшую сельскохозяйственную школу первого разряда, с частичным государственным финансированием. В 1902 году в ней учился 301 ученик.

В 1908–1913 годах построили новую усадьбу капиталистического типа. Комплекс состоял из конного завода и дома, отделенных от села рекой Юнгой. К востоку от усадьбы расположены конюшни и два жилых дома, к западу — склады и паровая мельница. Перед главным домом находился парк, спускавшийся по небольшому склону к запруженной реке. В парке сохранились две очень старые липовые аллеи, спускающиеся к пруду.

После 1917 года Фёдор с семьей эмигрировали. В 1925–1928 годах в усадьбе размещался совхоз-техникум, с 1929 года организовали конесовхоз по выращиванию орловских рысаков и транспортных лошадей. В этот период строятся новые и перестраиваются старые, сохранившиеся от Ладыженского хозяйственные постройки. В главном доме располагалась контора конезавода. До 2002 года в школе наездников размещалась сельская средняя школа. Всего от бывшей усадьбы сохранилось 11 зданий, многие из которых заброшены. В одном из них сохранилась библиотека, где обустроен небольшой музей. Конеферма медленно, но все же возрождается. Парк, к сожалению, застраивается частными домами.

Дубровское, село Дубровской/Сычевской волости Курганского уезда

Село ДубровскоеДубровской/Сычевской волости на берегу озера Пимшина, на проселочной дороге.

Церковь во имя Вознесения Господня

В
1857 г. жители деревень Дубровной, Копайской, прихода Димитриевской церкви села Сычева, и Дубровиной, Ераниной, Медвежьей, прихода ??? церкви села Моревского, ходатайствуют о строительстве новой церкви с образованием самостоятельного прихода. 6 мая
1858 г. Тобольской духовной консисторией выдана храмозданная грамота на строительство деревянной церкви во имя Вознесения Господня в деревне Дубровной. 21 сентября этого же года при большом стечении народа благочинным Курганских уездных церквей, священником Никитой Розановым совершена закладка нового храма. Договор на строительство заключен с помещичьим крестьянином Нижегородской губернии Василием Малышевым. В
1863 г. состоялось освящение Вознесенской церкви села Дубровского.

В началу ХХ в. деревянный храм обветшал. В
1904 г. губернским архитектором Богоданом Цинке составлен проект каменной церкви в селе Дубровном. В августе
1906 г. выдана храмозданная грамота на постройку нового храма. Подрядчиком на строительство выбран екатеринбургский мещанин Константин Трапезников, который решил изготовить цоколь и крыльцо здания из гранита. Этот материал доставлен по железной дороге из Екатеринбурга до станции Варгаши. Иконстас заказан московскому товариществу «П.И. Оловянишникова сыновья». 21 сентября
1912 г. благочинным 2-го благочиния Курганского уезда, священником Иоанном Редькиным в сослужении со священниками Спорновской, Сычевской, Саламатовской и Дубровской церквей состоялось освящение Вознесенской церкви села Дубровского.

В
1913 г. приход Вознесенской церкви села Дубровского состоял из деревень: Еранина, Гагарья, Медвежья, Корнилова, участок Морковский.

В
1916 г. старая деревянная церковь продана жителям деревень 1-й и 2-й Марковых.

Храмы

Архиерейское подворье храма Рождества Христова, д. Надкопанье

Каменная пятипрестольная церковь (1822-1828 гг.) с Никольским, Благовещенским, Ильинским и Иоановским приделами. Построена вместо двух прежних церквей: каменной Христорождественской с Ильинским приделом и деревянной Благовещенской с Никольским приделом. В 1930-х закрыта, вновь возвращена верующим в конце 1990-х. По преданию здесь располагался Христорождественский женский монастырь.

По преданию, здесь прежде был женский монастырь, во имя Рождества Христова, разоренный шведами. До нынешнего храма было здесь 2 церкви: каменная, во имя Рождества Христова и Пророка Илии и деревянная, во имя Благовещения и св. Николая. Первая разобрана в 1814 г., а вторая в 1823 году. Каменная церковь едва ли не существовала еще в 16 веке и, была вероятно не монастырскою, а приходскою. В 1828 году построен нынешний каменный храм на церковную сумму, с помощью двух займов из духовно-учебного капитала. В первый раз взято было 20 тыс. р. асс. без процентов, во второй — 4,000 р. с., с процентамн по 5%. Постройка стоила 16 тыс. р. с.

Храм пятипрестольный: главный престол во имя Рождества Христова; приделы: Благовещения, Пророка Илии и Святителей Николая и Иоанна архиепископа Новгородского. Антиминсы на престолах освящены еписк. Никанором, Викарием петербургским и подписаны митр. Серафимом. По надписям на крестах под престолом, видно, что храм освящен в 1828 и 1829 гг., новоладожским протоиереем Михаилом Грузинским. Храм строил новоторжский ямщик Прокопий Иванов.

В храме достопримечательны: 1) Запрестольная икона Благовещения, приношение помещика Мордвинова в 1828 г.; 2) Икона Спасителя, благословляющего хлеб, пожертв. неизвестным в 1840 году; 3) Местные иконы Рождества Христова и Богородицы, с надписью: «приношение Иосифа Ефремова 1839 года»; 4) Икона Тихвинской Божией Матери, в сребропозлащенной, с каменьями, ризе, работы Бородулина; приношение Мордвинова в 1851 году; 5) Древняя икона св. Александра Свирского, дар Евфросинии Ивановской; 6) Древняя икона Рождества Христова, перенесенная из старой каменной церкви; 7) Старинные деревянные венцы; 8) Старинные священные книги, как-то: евангелия 1735 г. и 1745 г., библия 1762 г.

В церкви погребен артиллерии генерал-лейтенант Феодор Ив. Апрелев, умерший апреля 13, 1764 г.

Причт сперва составляли: два священника, диаконы и четыре причетника; с 1843 г. осталось два причетника. Из прежних священников известны: Дометий Иванов, уволенный в 1765 г., по старости лет; сын его Иван Дометьгев, упоминаемый в 1774 году; Кондрат Михайлов (+ 1790 г.); Феодор Иванов (+1809 г.); Федор Александров (+1811 г.); Иоанн Стефанов Златницкий (+ 1812 г.); Иоанн Алексеев Знаменский (+ 1822 г.): Никита Васильев (+ 1831 г.); Антоний Васильев Щеглов (+ 1856 г.); в последнее время служили: Лев Быстреевский и Петр Студйский.

До штатов причт содержался доходами за требы и за славленье в Рождество и в Пасху и обычными сборами. Петровшина состояла из масла, яиц, сушенницы (сушеной плотвы); осеньшина — из говядины и льна; крестовики — хлеб, в фунт весу, давались на крестопоклоннной неделе Великого поста. С 1843 г. причту положено жалованье. Впрочем сохранились: доходы за славленье и плата за заказные обедни, молебны и пр. Таких доходов собирается в год до 600 р.

Земли при церкви, по планам, считается 227 дес. 2,081 кв. саж. Из них пахатной — 28 дес. 607 кв. саж., сенокоснои — 150 дес., лесу — 50 дес. 2,081 кв. саж. Из этого количества священникам достается по 93 дес., диакону59 дес, и причетникам по 30 дес. Кроме того причт владеет 80 десятинами леса и сенокоса на Свирском острове. Церковная земля находится частию у церкви, частию в 5 и 10 верстах.

В декабре 2016 года зарегистрировано Архиерейское подворье.

187468, Россия, Ленинградская область, Волховский район, д. Надкопанье, д. 30

Усадьба Тюрина, начало 19 века

  • Что сейчас: Музей народного творчества
  • Расположение: Пенза (516 000 человек)

В начале 19 века деревянный особняк принадлежал надворной советнице Варваре Загоскиной, двоюродной тете известного русского писателя Михаила Загоскина и родной тете Лаврентия Загоскина — знаменитого исследователя Аляски, Алеутских островов и Калифорнии. Вокруг здания сохранилась часть старого усадебного парка, который недавно получил статус памятника природы — теперь его будут тщательнее охранять.

В течение короткого периода в конце 19 века усадьбой владел барон Отто фон Эйнем, брат известного в то время московского кондитера Фердинанда Теодора фон Эйнема. В советский период предприятие, созданное «шоколадным королем» фон Эйнемом, стало известной на весь мир кондитерской фабрикой «Красный Октябрь».

Реклама продукции «Эйнемъ»

Отто фон Эйнем занимался благотворительностью и развитием ремесленного труда в губернии. При нем в кабинете особняка установили камин, облицованный разноцветными майоликовыми изразцами немецкой работы, украшенными растительным и геометрическим орнаментом. Над каминной полкой размещен керамический рельеф с жанровой сценкой из средневековой городской жизни. После смерти фон Эйнема усадьбу купил пензенский лесопромышленник Степан Тюрин.

Дом до наших дней сохранил свой особенный исторический колорит благодаря качественной реставрации.

Сейчас в здании особняка находится Музей народного творчества. Один из центральных залов экспозиции — кабинет самого Тюрина, который отреставрировали в 1974 году. Портрет, висящий на стене, нарисован по единственной сохранившейся литографии Тюрина.

Литография Тюрина Степана Лаврентьевича (1846-1911), лесопромышленника, купца 1 гильдии.

6. Усадьба Охотникова, 1860-е годы

  • Что сейчас: средняя школа
  • Расположение: село Черкасское (1200 человек)

Имение попало к династии Охотниковых в 1797 году. С четырьмя поколениями этого богатейшего рода связан расцвет усадьбы. Замысел дома-замка принадлежит Владимиру Охотникову. Возможно, это одна из первых усадебных построек известного архитектора модерна Петра Бойцова. Он автор усадьбы Мейендорф (сейчас — резиденция президента России в Барвихе), усадьбы Рукавишниковых и ярмарочных построек в Нижнем Новгороде и разных домов-замков в Московской и Владимирской областях, в Москве и Киеве.

Усадьба тогда и сейчас.

Достраивал дворец купец Василий Андронов: при нем завершили богатую внутреннюю отделку комнат, каминного зала, провели телефон, электричество и водопровод. Сын купца Василий Васильевич владел усадьбой до 1917 года. На юго-восточной границе усадебного парка сохранились сиреневые аллеи. С восточной стороны когда-то располагались оранжереи, теплицы и водоем с фигурой чугунного медведя, из пасти которого бил фонтан.

В 1922 году во дворце, частично перепланированном внутри, открыли школу, которая действует здесь до сих пор. Из дореволюционных интерьеров сохранились каминный зал и некоторые элементы отделки комнат. С 2000 года в школе действует краеведческий музей. Чтобы попасть внутрь дворца и осмотреть музей, надо договариваться с администрацией школы.

По усадьбам самостоятельно: где спать, когда и на чем ехать

Дороги. Многие усадьбы находятся на окраинах городов, а какие-то — прямо в центре поселка. Дороги в целом хорошие и асфальтированные, грунтовок почти нет. Но и по ним проедет любая легковушка даже зимой.

Когда ехать. Зимой будет сложно попасть в заброшенные усадьбы — все подъезды и подходы засыпает снег. Лучшее время для поездки — апрель-май и октябрь-ноябрь. Осенью и весной, когда нет листвы, не так живописно, но зато можно досконально изучить архитектуру усадеб. Но летом зато можно прогуляться по тенистым аллеям усадебных парков 19 века.

Транспорт. Удобнее всего посещать усадьбы на машине, потому что общественного транспорта между населенными пунктами чаще всего нет, и придется ездить автостопом. В некоторые имения можно съездить одним днем из Пензы: на автобусе или электричке. Но проложить полноценный маршрут на общественном транспорте не получится.

Аренда машины. В Пензе не работают международные сервисы проката машин. Но есть несколько российских сетевых — Mars, «Мой автопрокат» и локальные — например, «Альбатрос». Цены везде примерно одинаковые — бюджетные иномарки, типа Киа «Рио» или Хёндэ «Солярис», стоят 2200–2400 рублей за сутки, Лада «Веста» или «Икс-рэй» — около 2000. Некоторые компании предлагают забрать машину сразу в аэропорту — не придется тратить время и заезжать в город.

Ночлег. Необычных глэмпингов или отелей в старинных имениях на маршруте нет. И в целом проще всего остановиться в Пензе — здесь есть хоть какой-то выбор. Ночь в сетевом «Азимуте» (8.5 на «Букинге») стоит 2000 рублей, а цены в хостеле начинаются от 500. Но если вам нравится романтика провинциальных отелей, то в каждом городе на маршруте есть гостиницы. В Никольске это «Центральная» (Ленина, 135). В Каменке есть одноименный отель в центре (Суворова, 22) и два мотеля на окраине, на трассе — «Кувака» (8.6/10) в честь располагающегося неподалеку минерального источника и «Колесо» (9.3/10).

Дубровное (Дубровское) Могилевской/Утечьей волости Курганского уезда

Село Село Дубровное Могилевской/Утечьей волости на берегу озер Губино и Разгубино, на земском тракте. Ежегодно 6 августа в день престольного праздника проводился первоначально торжок, позднее ярмарка (с 1 по 6 августа). Селение значилось в приходе Сретенской церкви села Моршихинского.

Часовня

В
1848 г. жители деревень Дубровной и Бычаговой обратились в Тобольскую духовную консисторию с просьбой об устройстве новой церкви взамен ветхой часовни в деревне Дубровной.

Церковь во имя Преображения Господня

16 июня
1849 г. выдана храмозданная грамота на строительство деревянной церкви на каменной фундаменте во имя Преображения Господня. 6 августа этого же года благочинным, священником Знаменской церкви села Мостовского состоялась закладка нового храма. Иконостас выполнен тобольским мещанином Петром Бельковым. 23 мая
1859 г. благочинным, священником Сретенской церкви села Моршихинского Михаилом Иваницким соборне совершено освящение церкви Преображения Господня.

К началу ХХ в. деревянный Дубровинский храм обветшал. Прихожане Преображенской церкви села Дубровного приняли решении о постройке каменного храма. Подрядчиком нового строительства избран крестьянин деревне Плетневой Омутинской волости Ялуторовского уезда Егор Макаров. 30 июля
1905 г. каменная Преображенская церковь освящена.

В
1913 г. в приход Преображенской церкви села Дубровного входили деревни: Бочагова, Черная, Кабакова, Полой.

Димитриевское, село Мостовской волости Курганского уезда

Село Димитриевское Мостовской волости на берегу реки Суери, на проселочной дороге.

Церковь во имя Святого Димитрия Митрополита Ростовского

В
1863 г. жители деревень Димитриевской, Баженовой и Богдановой,прихода Знаменской церкви села Мостовского, обратились в Тобольскую духовную консисторию с ходатайством о постройке деревянной на каменном фундаменте церкви в деревне Димитриевской во имя Святого Димитрия Митрополита Ростовского с образованием самостоятельного прихода. В марте
1864 г. выдана храмозданная грамота. Закладка нового храма состоялась 8 июля этого же года. В
1864 г. к новому приходу строящейся Димитриевской церкви отошла деревня Старая Першина, ранее находящаяся в приходе Знаменской церкви села Мостовского.

Подрядчиком строительства выступил крестьянин села Утечьего Василий Лебедев. Иконостас выполнил курганский мещанин Степан Крутов. 24 марта
1870 г. исправляющим обязанности благочинного, священником села Мокроусовского Михаилом Першуковым состоялось освящение Димитриевской церкви.

В
1913 г. в приход Димитриевской церкви села Димитриевского состоял из деревень: Баженова, Богданова, Старо-Першино.

Храм закрыт в
1938 г. на основании постановления Челябинского облисполкома. В помещении церкви разместили клуб.

Здание церкви в д. Дмитриевке. Фото Шевцова В.В. 2007 год.

Дундино, село Саломатовской волости Курганского уезда

Деревня 1-я Дундина на берегу одноименного озера, на проселочном тракте, в 5 верстах от села Саломатовского. Деревня 2-я Дундина (Паршина) при озере Паршином, на проселочной дороге. Селения относились к приходу ??? церкви села Саломатовского.

Молитвенный дом во имя Святого Сергия Радонежского

В
1912 г. крестьяне этих населенных пунктов ходатайствуют о постройке храма во имя Святого Сергия Радонежского в деревне 2-й Дундиной (впоследствии село Дундино). В декабре
1917 г. из Тобольской духовной консистории последовало соответствующее разрешение.

В феврале
1919 г. состоялось освящение престола для временного молитвенного домав селе Дундино. В этом жесовершена закладка новой церкви. По причине военного времени (гражданской войны) и последующей антирелигиозной политики советской власти храм не был построен.

Долговское, село Долговской/Утчанской волости Ишимского уезда

Село Долговское(Долгое, Долги) Долговской/Утчанской волости при озерах Большом и Малом Долгом, на земском тракте из Кургана в Ишим. Ежегодно в селении устраивались торжки: 19-24 декабря (Рождественский), 19-24 марта (Благовещенский), 13-14 ноября (Ивановский) и еженедельный – по пятницам. Первоначально входила в приход Христорождественской церкви села Частоозерского.

Церковь во имя Святого Иоанна Златоуста

В 1895-1903 гг. в селе на средства прихожан и пожертвование коллежского секретаря Николая Ворожцова построена каменная церковь во имя Святого Иоанна Златоуста. В
1913 г. в приход Иоанно-Златоустовской церкви села Долговского входили деревни: Пьянкова, Песьяна, Сумки, Волчья.

В
1935 г. Президиум Челябинского облисполкома принял решение о снятии колоколов с церкви села Долговского, как совершенно не функционирующей в течение трех лет. Колокола переданы областной конторе «Металлом» «для снятия, разделки и отгрузки по назначению». В помещении храма разместили колхозный клуб.

Усадьба Пушкиных

Кратко: музей-заповедник с родовой усадьбой Александра Пушкина, где он создал десятки произведенийГде находится: в селе Большое Болдино, в 203 км от Нижнего НовгородаСтоимость: вход — бесплатно, билеты в музеи — от 50 РДоступность: с 09:00 до 17:00 со вторника по воскресеньеВремя на осмотр: 3—4 часаПодробности: на сайте

Как добраться. Дорога из Нижнего Новгорода на машине займет чуть больше трех часов. Можно доехать на автобусе № 661 «Нижний Новгород — Большое Болдино» с автовокзала «Щербинки». Билет стоит 530 Р.

Немного истории. Пушкин был в Болдине трижды. Однажды он задержался почти на три месяца из-за карантина во время холеры. За этот период он написал много известных произведений, например «Станционный смотритель», «Пир во время чумы», «Барышня-крестьянка», «Моцарт и Сальери», завершил работу над «Евгением Онегиным». В литературной истории это время назвали «Болдинская осень». Еще Пушкин написал там «Медного всадника», «Пиковую даму», «Сказку о рыбаке и рыбке» и другие произведения.

Что посмотреть. Советую выделить на посещение отдельный день: в усадьбе есть несколько музеев, а рядом расположен парк, в котором хочется задержаться и спокойно погулять.

На территории усадьбы находится главный дом, баня, хозяйственные постройки, каменная церковь Успения. Почти все это — новоделы. Одни строения разрушило время, другие уничтожил пожар. В подлинном виде сохранился только главный дом. Остальные постройки реконструировали по старым чертежам и архивным документам.

В главном доме можно увидеть комнату и кабинет поэта, фотографии его семьи. Интерьеры воссоздали из того, что удалось сохранить. На мой взгляд, дух старины утерян: я не почувствовала здесь особой атмосферы. Ощущение, что находишься в музее с экспонатами на полках. Впрочем, так оно и есть. Самым интересным было увидеть записки и рисунки Пушкина. Хотелось задержаться и прочитать их все, но нам надо было уезжать.

Песочные часы в углу символизируют сожженную главу «Евгения Онегина». В верхней колбе — осенние листья, в нижней — фрагмент сожженной рукописи. Сомневаюсь, что подлинный На столах под стеклом лежат записки поэта, рисунки, письма к родным

Песочные часы в углу символизируют сожженную главу «Евгения Онегина». В верхней колбе — осенние листья, в нижней — фрагмент сожженной рукописи. Сомневаюсь, что подлинный На столах под стеклом лежат записки поэта, рисунки, письма к родным

Усадьба понравилась нам своей скромностью. Здесь нет вычурности и пафоса, зато тихо, спокойно и как-то по-домашнему душевно. Атмосфера настолько умиротворяющая, что начинаешь понимать, почему Пушкин так любил это место. Если будет возможность, обязательно еще раз заеду в Болдино.

Если хотите познакомиться с пушкинскими местами получше, возьмите экскурсию. Сотрудники музея проведут по всей территории, расскажут о каждой постройке, о жизни членов семьи поэта. Если пойдете без экскурсовода — не беда. В каждом доме-музее есть смотрители, которые охотно отвечают на вопросы.

Это вид из окна главного дома родовой усадьбы Александра Пушкина Произведения Пушкина, которые он написал в Болдине

Это вид из окна главного дома родовой усадьбы Александра Пушкина Произведения Пушкина, которые он написал в Болдине

Билеты и экскурсии. Вход в приусадебный парк бесплатный со вторника по воскресенье с 09:00 до 16:30. Вход в господский дом стоит 200 Р для взрослых и 150 Р для школьников, студентов и пенсионеров. Осмотр усадьбы с посещением вотчинной конторы, бани, людской и конюшни стоит 150 Р для взрослых и 100 Р для школьников, пенсионеров и студентов. Билет в музей пушкинских сказок стоит 50 Р.

Можно взять единый билет с экскурсионным обслуживанием. Он включает в себя посещение всех объектов с экскурсоводом и стоит 400 Р для взрослых, 300 Р для школьников, студентов и пенсионеров. На сайте пишут, что экскурсии проводят каждые 10 минут, но лучше позвонить перед поездкой по телефонам +7 831 382-33-77, +7 991 451-64-01 и уточнить режим работы.

Есть индивидуальные экскурсии за 2000—4000 Р для группы до 10 человек. Цена зависит от маршрута, времени и количества объектов. Их тоже заказывают по телефону.

Еще на территории усадьбы есть прокат костюмов за 150 Р. Но лучше уточнить перед посещением, работает ли он. Когда мы были в усадьбе, прокат был закрыт.

В понедельник музей не работает. В этот день можно попасть в усадьбу, только если купите часовую прогулку по парку за 150 Р.

Интересный факт. Из всех имений пушкинской семьи только болдинскую усадьбу не разрушили во время революций и войн.

Горбатый мостик через верхний пруд — популярное место для фотосессий. Позади меня находится господский дом

Усадьба Бицкого, середина 19 века

  • Что сейчас: заброшено
  • Расположение: село Степановка (1100 человек)

Еще в конце 17 века эти земли были пожалованы служивым людям Степановым. В 1710 году уже построили два господских дома, а в 1795 — три. В середине 19 века помещица Варвара Кугушева, мать революционера-народника Порфирия Войноральского, построила на территории усадьбы дом со службами и разбила парк. Впоследствии усадьба принадлежала доверенному лицу княгини А. В. Бицкому.

Главный дом представляет собой одноэтажное кирпичное здание с мезонином, в котором сочетаются элементы позднего классицизма и стилизованные формы древнерусского зодчества. В усадебном парке сохранились липовые аллеи, кусты сирени и несколько яблонь.

О продаже имения Бицкого есть упоминание в газете «Пензенские губернские ведомости» от 10 мая 1910 года:

Усадебный участок из имения, быв. Бицких, при с. Степановке, Ишимской волости, Городищенского уезда, и заключающий в себе всего 77 десятин 2006 саженей, в том числе: под усадьбой 3 д. 558 с., под садом 1 д. 1217 с., под лесом и кустарником 4 д. 1564 с., пахотной земли 44 д. 1464 с., сенокоса 19 д. 887 с. и неудобной 4 д. 1116 с.

Участок оценен Отделением Банка в 24 000 рублей. Расстояние от уездного города — 20 верст, волостного правления и почтовой станции — 7, железнодорожной станции — 15.

При участке продаются следующие постройки:

Дом каменный с мезонином, крытый железом.
Конюшня деревянная с двумя сараями, крытая тесом.
Конюшня деревянная, крытая тесом.
Подвал, обложенный дубом.
Флигель деревянный, крытый железом.
Сарай деревянный, крытый тесом.

В советское время в усадьбе находилась контора совхоза «Степановский», от которой осталась куча сельскохозяйственной литературы, журналов учета и прочей макулатуры. Долгое время дом находился в хорошем состоянии, хоть и был заброшен. Летом 2016 года в здании произошел пожар: выгорели все деревянные конструкции и обвалилась крыша. После этого все окна усадьбы заколотили.

Дворцы, деревня Шатровской волости Ялуторовского уезда

Деревня Дворцы (Пахорукова, Верхне-Мостовская)Шатровской волости при речках Северной и Мостовке, на земском тракте. Православное население принадлежало к приходу Модестовской церкви села Шатровского, отстоящей от деревни в 5 верстах, а единоверческое -к приходу Богородице-Казанской единоверческой церкви села Кодского, находящегося в 27 верстах. Значительную часть жителей составляли старообрядцы.

Молитвенный дом, старообрядческий

Во второй половине
XIX
в. в селении действовала моленная старообрядцев-беспоповцев. Ежегодно 5 января в этом молитвенном доме при многолюдном стечении народа, приезжавшего даже из соседней Пермской губернии, совершались моления, во время которых происходило освящение Богоявленской воды, которой и причащались богомольцы. Наставником старообрядческой общины деревни Дворцы в 1880-е гг. являлся крестьянин Козьма Тарасович.

Доможирова, деревня Белозерской волости Курганского уезда

Деревня Доможирова Белозерской волости на берегу реки Крутихи, на тюменской земском тракте, в 12 верстах от села Белозерского. Ежегодно 20 июля в селении устраивали торжок.

Часовня в честь Святого Пророка Илии

По свидетельству архивных источников
1863 г., в селении «с давних времен с позволения прежних священников на случай приноса церковных икон при молебствиях существует деревянная часовня в честь Святого Пророка Илии». Богослужения в ней совершались только в местный часовенный праздник. Часовня деревни Доможирова числилась в приходе Алексеевской церкви села Белозерского, продолжала функционировать и в начале ХХ в.

Дубровная, деревня Саламатовской волости Курганского уезда

Деревня Дубровная Саламатовской волости при одноименном озере, на проселочном тракте, в 8 верстах от села Спорновского.

Ежегодно 9 мая в селении установлен съездной праздник в день перенесения мощей Святителя Николая. Входила в приход Иоанно-Богословской церкви села Спорновского.

Часовня, старообрядческая

По сведениям
1889 г., в деревне Дубровной в доме старообрядческого попа Андрея Константинова имелась часовня. Этот дом делился на две части. В одной половине обитал настоятель старообрядческой общины с семьей, а другой устроен молитвенный дом с иконостасом и древними иконами, перед которыми стояли подсвечники собственного изготовления. «В середине иконостаса вделана верхняя доска от Евангелия, осыпанная дорогими камнями и имеющая на себе отливные изображения четырех евангелистов. Перед ней висела лампада, и горел огонь. На столе лежала груда старопечатных и рукописных книг».

Усадьба Бахметевых-Оболенских, 1860-е годы

  • Что сейчас: бизнес-инкубатор
  • Расположение: город Никольск (20 000 человек)

Пять поколений Бахметевых и родственных им Оболенских 250 лет владели усадьбой, причем ее не делили между наследниками. К середине 19 века это было одно из крупнейших имений губернии: более трех тысяч крепостных душ и около 20 000 десятин земли (218 км² — ⅔ площади современной Пензы), из них 90 % — лес.

В 1780-е годы Алексей Бахметев выстроил деревянный господский дом и Никольскую церковь, которые не сохранились, а также хрустальный завод — здание сейчас заброшено. В 1790-е годы его вдова и сын Николай построили Воскресенскую церковь (не сохранилась), каменное заводоуправление и барский дом, которые восстановили несколько лет назад.

Внук основателя, Алексей Николаевич, уйдя в отставку, поселился в Николо-Пестровке (село, где находилась усадьба) и начал изучать стекольное производство. После его смерти усадьбой и заводом владела его жена, а с 1884 года имение перешло к князю Александру Оболенскому, ставшему его последним владельцем.

Получилось, что на заводах стекла и хрусталя работали несколько поколений жителей села. Помещики широко занимались благотворительностью и культурно-просветительской деятельностью. Уже до Первой мировой войны в дома рабочих провели электричество. Владельцы усадьбы постоянно жили в Санкт-Петербурге, но любили Николо-Пестровку, приезжали сюда на Рождество, Пасху и летом. В усадьбе гостили писатель Лев Толстой, музыкант и композитор Василий Андреев.

Двухэтажный барский дом в стиле классицизма одной стороной выходит к площади и заводоуправлению, другой — к парку и пруду. Трехэтажное здание заводоуправления составляет единый ансамбль с главным домом. В центральной части здания размещался театральный зал на 400 мест, где проходили елки для рабочих и ставились спектакли.

После революции 1917 года в доме Оболенских размещались различные образовательные и административные организации. С 1990-х годов дом был бесхозным и постепенно разрушался. В 2010 году усадьбу купило правительство Пензенской области, реконструировало и открыло областной бизнес-инкубатор. Внутри сохранился парадный зал, куда можно попасть, если приехать в рабочее время инкубатора.

1 of 2

Больше 200 лет хозяева усадьбы собирали хрустальные предметы. Советская власть их национализировала и позже на основе этой коллекции создала Музей хрусталя и продолжала пополнять его новыми экспонатами.Из Пензы в Никольск ходит десяток автобусов в день, в пути около 2,5 часов, билет стоит 300 рублей.

Как добраться до археологического памятника «Савин-1»?

Археологический парк «Святилище Савин» находится на правобережье реки Тобол в 40 километрах от Кургана. В километре на северо-восток от города находится деревня Бузан.

Древнее святилище в Курганской области «Савин-1». Фото: Андрей Вагин

Само Святилище «Савин-1» находится на возвышенности, окруженное водой. Это объясняет происхождение названия древнего артефакта, что в переводе с языка угорских народов означает «город на водной глади».

  • Дорога из Кургана до деревни Бузан лежит через Котоусово, Падеринское и Лихачи по грунтовой дороге. Расстояние – около 40 км, время в пути – час.
  • Расстояние по трассе из Екатеринбурга – 400 км, время в пути – 6 часов.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: