Церковные приходы

Больше не у границ

Крепость была важнейшим приграничным пунктом до того момента, пока в состав Российской империи не вошло Великое княжество Финляндское. После последней русско-шведской войны Кексгольм стал всего лишь небольшим провинциальным городком на берегу Ладожского озера. Старую крепость использовали как тюрьму для политических преступников, а сам город оживал обычно только в летний сезон, когда через него паломники направились на знаменитый остров Валаам.
Единственное, что происходило в Кексгольме, — это строительство новых храмов. В 19 веке их появилось сразу два: собор Рождества Пресвятой Богородицы и кладбищенская церковь Всех Святых. Рядом, на соседнем острове, также открылся небольшой курорт с лечебными грязями. Город жил своей спокойной глубоко провинциальной жизнью до 1917 года. После революции Кексгольм, бывший частью финского княжества в составе Выборгской губернии, отошел Финляндии.


Кексгольм, 1946 год. (terijoki.spb.ru)

Финны развернули было в Кякисалми — это уже финское название города — бурную деятельность, соединив город железной дорогой с окрестностями и построив там несколько заводов, но их старания прервала начавшаяся Зимняя война, в ходе которой эту территорию заняли советские войска. Своё нынешнее название — Приозерск — город получил уже после Великой Отечественной, в 1948 году. По сути его пришлось отстраивать заново, поскольку за годы войны почти все здания разрушились или выгорели.

Верх-Суерская, слобода Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда

Слобода Верх-Суерская при речке Суери, на земском
тракте. Не позднее 1750 года в слободе Верх-Суерской построена деревянная
церковь во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца.

Церковь во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

В 1796 году на средства прихожан построена новая
деревянная церковь с двумя престолами: в главном холодном храме — во имя
Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, в теплом приделе – во имя
Святого Великомученика Георгия Победоносца. После освящения в 1881 г. первого престола
нового каменного храма старая церковь продана в деревню Чебаки. На месте
престолов старого храма установлены деревянные памятники, существовавшие еще в
начале ХХ века.

В 1867
г. прихожане вместо обветшавшей деревянной церкви решили
построить каменную. 18 октября 1867
г. выдана храмозданная грамота. Основание нового храма
заложено исправляющим должность благочинного 4-го благочиния Ялуторовских
уездный церквей, священником Михаилом Першуковым, 23 апреля 1868 года.

20
сентября 1875 г.
во время строительства один из куполов обрушился и повредил северную
капитальную стену. В связи с этим храм был окончен деревянной стройкой по
проекту губернского архитектора Калинина. В 1878 г. из трапезы нового
храма устроена теплая церковь с престолом во имя Святого Великомученика Георгия
Победоносца с переносом иконостаса, находившегося в теплом приделе старой
церкви. Освящена 7 января 1881
г. благочинным Ялуторовских и частию Курганских окружных
церквей, священником села Мокроусова Михаилом Першуковым, в сослужении с
соседними священниками.

В 1890
г. в летнем храме устроен новый иконостас работы
курганского мещанина из ссыльных Михаила Левандовского. 22 апреля 1895 г. благочинным
Ялуторовских уездных церквей, священником слободы Кизакской Александром
Лавровым при участии священников слободы Верх-Суерской и села Мостовского,
освящен главный холодный храм во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна
Богослова.

В июне 1903 г. Верх-Суерскую церковь посетил
Преосвященнейший Антоний Епископ Тобольский и Сибирский, который нашел храм не
удобным и в убогом состоянии. В 1904
г. прихожане покрасили и позолотили иконостас теплой
церкви, исправили крышу, вызолотили кресты, сделали новые главы из белого
железа, в теплой церкви побелели стены. Во время ремонта престол во имя Святого
Великомученика Георгия Победоносца из средней части зимнего храма перенесен к
северной стене.

24 сентября 1906 г. священником Верх-Суерской церкви
Григорием Наумовым освящен отремонтированный придел во имя Святого
Великомученика Георгия Победоносца.

В 1913
г. к приходу Иоанно-Богословской церкви слободы
Верх-Суерской относились деревни: Терпугова, Просекова, Белова, Шестакова,
Шоршина, Сосновка, Усть-Карагайская, Середкина, Дуракова. При церкви числились
часовни: на приходском кладбище, построенная в 1864 г., и в деревнях
Терпугова, Просекова и Белова.

Часовня в честь Всех Святых

В 1864
г. на собственные средства крестьянина слободы
Верх-Суерской Ермила Гольцова на приходском кладбище построена новая часовня в
честь Всех Святых. В 1905 г.
часовня перестроена.

Ливонская война и Смутное время

Когда Новгород пал, карельский форпост только усилил свои позиции, но уже в составе Московского царства. Торговать теперь можно было и с другими городами, такими как Ивангород или Псков. Относительно мирная жизнь продолжалась вплоть до начала Ливонской войны: Корела, оказавшаяся ближайшей крепостью к шведам, приняла на себя удары противника. При этом шведский командир Герман Флеминг, подошедший со своим войском к укреплениям, назвал Корелу «самым прекрасным из всего, что ему приходилось когда-либо видеть».


План осады Кексгольма в 1710 году. (ristikivi.spb.ru)

В 1580 году шведам все-таки удалось захватить город — у немногочисленного гарнизона просто не осталось сил для того, чтобы сопротивляться. У новых хозяев Кексгольма, как тогда стал называться город, сразу же возникли противоречия с местным населением, которое с опаской смотрело на чужеземцев. Русские несколько раз пытались отбить город, однако шведы уже успели восстановить укрепления — взять такую крепость было совсем непросто. На долгих семнадцать лет город остался под властью шведского короля: иностранцы, кстати, успели за это время многое сделать — до наших дней даже сохранилась Круглая башня Ларса Торстенссона и Старый арсенал.
Вернуть город русским удалось только в самом конце 16 века, поскольку шведам пришлось отдать все захваченные территории. Впрочем, они ушли из Северного Приладожья ненадолго: во время смуты шведы вновь заняли эти земли, теперь уже чуть ли не на целый век. С 1611 года начинается продолжительный период шведской истории города, продлившийся вплоть до Северной войны, в ходе которой Пётр I снова занял крепость.

Два с половиной века под властью Новгорода

Со временем карельское население города постепенно смешивалось с русским, перенимая разные культурные особенности. Так, в Кореле, например, появились свои мастера, которые создавали непревзойденные металлические украшения. Из русских земель перекочевало сюда гончарное ремесло и прядение. Проникали друг в друга языки: на территории Карельского перешейка стали появляться русские названия, а местное население приноровилось общаться с новгородцами, запоминая непривычные слова. Корела все разрасталась: по оценкам историков, плотность населения там была выше, чем в любом другом городе Северной Руси — на один гектар городской площади приходилось более 300 человек.


Современный вид крепости Корела. (zemvopros.ru)

Ладожский форпост новгородцев обрастал все новыми каменными постройками, посад Корелы распространился уже и на соседние острова, которые постепенно обживали. Люди стали уже селиться и на оба берега реки Вуокса. Сохранилось даже описание города, которое составили новгородские писцы в 15 веке. Согласно этому документу, город в то время был разделен на четыре части: уже существовал, например, детинец, где жил новгородский наместник, неподалеку — рынок с расположенными поблизости домами купцов и наиболее знатных горожан, а также Юрьев монастырь. Корела в то время, как считается, была вторым городом после Новгорода в тех землях и имела абсолютно русский облик.

Васильевка, деревня Башкирской/Половинской волости Курганского уезда

Деревня Васильевка Башкирской/Половинской волости на
берегу безымянного болота в стороне от тракта, в 12 верстах от села
Половинского.

Церковь во имя Казанской Иконы Божьей Матери

В 1902 году жители селения «по преимуществу
малороссы» ходатайствовали о строительстве церкви-школы, «чтобы дать своим
детям начальное образование в духе религиозности, дать возможность тем жителям,
которые по бедности и старости не могут посещать своего приходского храма».

В 1906
г. выдана храмозданная грамота и начато
строительстводеревянной церкви во имя
Казанской Иконы Божьей Матери. Проект храма составлен архитектором Н.А.
Юшковым. Иконостас выполнен в 1910
г. И.А. Хлопотовым.

2 июня 1911 г. церковь во имя Казанской Иконы Божьей
Матери, приписанная к Свято-Троицкой церкви села Половинского, освящена
благочинным 3-го благочиния Курганского уезда, священником Виктором Ягодинским.

Новгородское владение

Определить наверняка, когда в распоряжении новгородцев оказалась крепость Корела, невозможно. Проблема в том, что в письменных документах она упоминается уже как готовое, законченное укрепление. Самая распространенная версия гласит, что поселение рядом с двумя озерами — Вуоксой и Ладожским — появилось ещё в 13 веке. Финские племена — в том числе и корела, самое сильное из них — подчинились Новгороду и платили дань, но при этом жить могли достаточно вольготно: исследователи отмечают, что новгородцы, по большому счету, не пытались насаждать на завоеванных землях свои порядки.


Племена в 10 веке. (wikipedia.org)

Новгородской Руси пришлось встрепенуться ближе к концу 13 века, когда стало понятно, что на их карельские земли засматривается северный сосед. Шведы основали Выборг и вплотную подобрались к русской территории. Тогда стало окончательно понятно, что без основательной крепости местные племена настика врага, который славился своей военной подготовкой, попросту не сдержат. По оценкам историков, около 1300 года рядом с побережьем Ладожского озера развернулось масштабное строительство: новгородцы намеревались соорудить настоящую твердыню, которая служила бы для защиты северной границы.
Из Новгорода сюда приехали специальные мастера-градодельцы, которые разработали план укрепленного форпоста. Привлекали к стройке, судя по всему, и местное население: иначе серьезную крепость в такие небольшие сроки возвести бы не успели. Наконец, чтобы закрепить успех, новгородцы в 1311 году ещё и предприняли дерзкий поход вглубь Финляндии для того, чтобы отодвинуть границу от «Корельского города», как теперь стало называться это место.

Заноза для рыцарей

С тех пор, как в Северном Приладожье появилась новгородская крепость, она, конечно же, не давала покоя шведским рыцарям. Раз за разом они вторгались на Карельский перешеек с одной лишь целью — разрушить Корелу и занять эти земли. Однажды, в 1314 году, это даже удалось им: шведы заняли город, однако довольно быстро там началось восстание. В то же время к крепости подошло новгородское войско, которое выбило врага и смогло вернуть себе Корелу.
Карельский перешеек в то время разделился на две части: западной, с центром в Выборге, владели шведы, а восточная его часть принадлежала новгородцам. Каждая из сторон постоянно претендовала на то, чтобы полностью подчинить себе эти важнейшие земли, которые открывали выход в Финский залив и огромное Ладожское озеро. Местные жители практически никогда не могли почувствовать себя в безопасности, поскольку вражеские передовые рубежи всегда находились в непосредственной близости.


Шведские рыцари. (topwar.ru)

В 1337 году Корелу все-таки заняли, но не военной силой, а с помощью хитрости. Шведы смогли договориться с карельским воеводой Валитом, который без боя передал им город. Впрочем, ему пришлось резко поменять свою позицию, когда к Кореле подошли отряды новгородцев. Валит совершил уже второе предательство и открыл ворота в город, снова перекинувшись на сторону русских. Следующего удара пришлось ждать недолго: буквально через десять лет шведы атаковали под предводительством короля Магнуса. Новгородской знати пришлось бросить все силы на то, чтобы предотвратить вторжение: около тысячи воинов — по тем временам это очень серьезное войско — смогли разбить рыцарей у Ладожского озера, Корела вновь осталась в составе русских владений.

Введенское (Черновское), село Введенской волости Курганского уезда

Село Введенское (Черновское, Чертищево) при речке
Черной, на почтовом (коммерческом) тракте Курган – Челябинск. В середине XVIII
века село относилось к Царекурганской слободе Ялуторовского дистрикта, а с
учреждением в 1782 г.
волостей стало центром Введенской волости. В концеXIX века Введенское становится
селом подгородным, многие жители которого «хлебопашеством не занимаются, а
занимаются ремеслами, как-то: пимокатством, продажей углей и деланием коробов и
лопат, вывозкою в г. Курган и на заводы дров и других местных материалов из
ближайшей казенной дачи, а немалая их часть проживают на заводах курганских
купцов, получая помесячную плату». Кроме Введенской ярмарки (21 ноября) в селе
ежегодно устраивался торжок в девятую пятницу по Пасхе, когда по случаю
чествования явленной иконы св. мученицы Параскевы бывало громадное стечение
богомольцев.

Церковь во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы

Время постройки первого храма в селе неизвестно, но
в ведомости о составе приходов Тобольской губернии 1781 года указана Введенская
церковь села Черновского. В 1827 году вместо нее построена новая деревянная
однопрестольная церковь во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы. В 40-е
годыXIX века крестьянин села
Боровлянского Тебенякской волости Иван Тихомиров и живописец Чернышев устроили
новый иконостас Введенского храма, после чего старый иконостас был перенесен в
трапезную.

К концуXIX века
церковь эта стала ветхой и малопоместительной для возросшего числа прихожан и
богомольцев, желающих поклонится чудотворной иконе Параскевы Пятницы. Поэтому
прихожане ходатайствовали о постройке нового более вместительного храма.27 марта 1891 г. выдана храмозданная
грамота на строительство каменной одноэтажной трехпрестольной церкви, которая и
была заложена 20 апреля 1894
г. по проекту тобольского епархиального архитектора
Богдана Цинке. Благодаря усилиям доверенного от общества прихожан Введенской
церкви курганского купца Александра Балакшина строительство шло быстрыми
темпами. Каменные работы и отделка были закончены подрядчиком Малышевым в три
года. В 1897 г.
в северный придел во имя св. Параскевы Пятницы был установлен иконостас из
прежней деревянной церкви и 16 сентября того же года благочинным Курганских
городских и окружных церквей, протоиереем Дмитрием Кузнецовым в сослужении семи
священников совершено его освящение. С этого времени начались службы в новом
храме.

30 января 1898 г. священник Дмитрий Кузнецов в сослужении
шести священников освятилглавный
престол церкви – во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы, а 5 октября того
же года был освящен третий престол– во имя Святого Праведного Симеона
Верхотурского.

В 1902
г. старый деревянный храм с находившимся в трапезной
иконостасомперевезен в деревню Сычева
Введенского прихода.

В
1897 г.
приход Введенской церкви состоял из деревень: Сычева, Зайкова, Силкина,
Старо-Сидорова, Ново-Сидорова, Островная и выселок Замарайский; в1913 г. приход сократился до деревень:
Старо-Сидорова (Логовушка), Ново-Сидорова, Зайкова, Силкина, Островная.

В 1956
г. Введенский храм находился в бесхозном состоянии и
разрушался, поэтому по решению Кетовского райисполкома помещения церкви были
переданы Курганскому райпотребсоюзу для оборудования чайной и промтоварного
магазина.

Церковь в селе Введенском. Фото
Шевцова В.В. 2007 год.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: