Бабиновская дорога (бабиновский тракт)

Бабиновский тракт принимал множество известных личностей

В свое время Бабиновский тракт повидал немалое количество людей, которые на сегодняшний день известны не только в России, но и за рубежом как выдающиеся деятели культуры, искусства, географии, политики и т.д. Так, в 1731 году по тракту не только прошел, но и оставил свой след Григорий Демидов, создав в окрестностях Соликамска один из первых в России ботанических садов. А в 1733 году по Бабиновскрой дороге проследовала научная экспедиция во главе с Витусом Берингом. В ее состав входили астроном Людовик Кройтер, натуралист Иоганн Гмелин, историк Герард Миллер и пять студентов, в числе которых — Степан Крашенинников, будущий исследователь Камчатки.

Также в разное время на Бабиновском тракте бывали протопоп Аввакум, князь Меньшиков, родственник А.С. Пушкина – Ганнибал и другие.

Бабинов, Артемий Сафронович

посадский человек из села Верх-Усолка, открывший Бабиновскую дорогу, которая соединяла Соликамск и Верхотурье и сыграла важную роль в освоении Сибири

Артемий Сафронович Бабинов — посадский человек из села Верх-Усолка, открывший Бабиновскую дорогу, которая соединяла Соликамск и Верхотурье и сыграла важную роль в освоении Сибири. Новая дорога была в 8 раз короче прежней. В книге «Лучшие путешествия по Среднему Уралу» приводится предание, по которому Бабинов выведал о новом пути у вогулов, причем с помощью хитрости. Однажды набрел он возле Чаньвинской пещеры на аборигенов, справляющих свои языческие обряды. Затем украдкой проследовал за ними по потаенной тропе, которая вела через дремучие леса к верховьям реки Туры. Чтобы не потерять тропы, Артемий заламывал ветки деревьев.

За открытие и устройство дороги царь Фёдор Иоаннович наградил Бабинова землями в верхнем течении реки Яйвы и освободил от уплаты податей. Поступив на государственную службу, Бабинов до конца жизни следил за содержанием дороги. В официальных документах того времени он назывался «вождём сибирской дороги» Похоронен на старом кладбище в селе Верх-Яйва.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Тест на тему «Как осваивали и изучали территорию России»(8 класс)

Тема : Как осваивали и изучали территорию России.

Цели и задачи : Познакомить учащихся с историей освоения и изучения территории России. Рассказать о русских путешественниках и ученых, внесших большой вклад в изучении нашей Родины. Учить работать с картами.

Оборудование : Физическая карта России, портреты путешественников, картины, справочники.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Тест по теме «Время»

1. Россия расположена:

а) в 11-и часовых поясах;

б) в 10-и часовых поясах;

в) в 12-и часовых поясах;

г) в 24-х часовых поясах.

2. Линия перемены дат проходят в проливе:

а) Беринговом;

б) Кунаширском;

в) Карские Ворота.

3. Какого числа жителю Чукотки надо вылететь на Аляску, чтобы оказаться там 8-го июня?

а) 9-го июня;

б) 8-го июня;

в) 7-го июня.

4. Если переехать из 3-го часового пояса в 10-й часовой пояс, то надо часы перевести на:

а) на 7 часов назад;

б) на 7 часов вперед;

в) на 13 часов вперед.

5. Где начинаются новые сутки:

а) на 0º меридиане;

б) на северном полярном круге;

в) на 180º меридиане;

г) на экваторе.

6. Время данного меридиана называют:

а) местным;

б) поясным;

в) декретным;

г) летним.

Ответы: 1 — б; 2 — а; 3 — а; 4 — б; 5 — в; 6 — а

III. Изучение новой темы ( работа в группах).

Класс делится на 3 групп. У каждой группы своё задание

На выполнение заданий отводится 10 – 12 минут.

Группы отчитываются по итогам своей работы, записывают в тетрадях в виде таблицы краткие сведения о путешественниках и их открытиях.

IV. Закрепление.

Географический диктант (устно).

— Побережье какого моря освоили Новгородцы – поморы? (Баренцево).

— Ради чего плавали поморы в Мангазею? (за пушниной).

— Кто разведал путь в Сибирь? (Ермак).

— Кто открыл озеро Байкал ? (К.Иванов)

— К какому морю вышел Иван Москвитин? (Охотское море).

— В чем заслуга С. Дежнева? (открытие прохода из Ледовитого океана в Тихий).

— Он в 1696 г. совершил поход на Камчатку (В. Атласов).

— В честь каких братьев названо море? (Лаптевых).

— Он изучал Уссурийский край (Пржевальский).

— Моряк родом из Дании, ставший известным путешественником в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте России (Беринг).

— Русский полярный мореплаватель участник Великой Северной экспедиции, достигший северной точки Азии (Челюскин).

Первый режевлянин Артемий Бабинов и его дорога

Материал представляет турфирма «Малыш и Карлсон»

В самом конце 1618 года либо в 1619 году Артемий Бабинов «на усть Реши (Режа) речки, поставил деревню», основав первое на реке Реж русское поселение. Таким образом нам известно имя русского первопоселенца на берегах реки Реж. Чуть раньше он сыграл исключительно важную роль в освоении русскими Зауралья и Сибири.

После покорения Сибири Ермаком для безопасного сообщения с зауральскими землями правительство использовало очень протяженный северный Лозьвинский путь. Понимая, что массовое проникновение в Сибирь и торговое сообщение с нею по Лозьвинскому пути будет очень затруднено, правительство объявляет своеобразный конкурс среди желающих найти более короткую дорогу из Соликамска на Тобольск. Повезло крестьянину Соликамского уезда Артемию Бабинову, который от Соликамска предложил путь на верхнюю Туру и далее по Туре в Сибирь. Новая дорога была в 8 раз короче прежней. Существует предание, что выведал о новом пути Бабинов у вогулов, причем с помощью хитрости. Однажды набрел он возле Чаньвинской пещеры на аборигенов, справляющих свои языческие обряды. Затем украдкой проследовал за ними по потаенной тропе, которая вела через дремучие леса к верховьям Туры. Чтобы не потерять тропы, Артемий заламывал ветки деревьев. Так было положено начало одной из величайших в мировой истории дорог, с нее пошло освоение Сибири.

Летом 1597 года по указу царя началась укладка новой дороги: нужно было рубить просеку, мостить мосты, засыпать канавы. В помощь Бабинову на строительство были направлены 2 чиновника и 40 крестьян из Чердыни. Говорят, работы они вели без всякой охоты, спустя рукава, а Бабинова на чем свет бранили, насылая на его голову разные напасти. А все из-за того, что для жителей Чердыни новая дорога означала конец экономическому благополучию, так как от Соликамска вела не на северную Чердынь, как прежде, а сразу на восток.

Осенью 1597 года строители вышли к верховьям Туры и подошли к старинному уже заброшенному в то время вогульскому городу Нером-Кару. На этом месте на Государевой дороге и решено было поставить новую крепость, ворота из России в Сибирь – Верхотурье. Дорогу ту еще долгое время называли Бабиновской, а самого Бабинова – «вождем Сибирской дороги». За свое открытие Артемий Бабинов получил земли и освобождение от всяких налогов. Но, говорят, местные чиновники часто об этих привилегиях забывали, потому приходилось «проведывателю» новой дороги не раз обращаться за защитой своих интересов в Москву.

Государева дорога прослужила России более 150 лет, все эти годы являясь практически единственным мостом, по которому осуществлялась связь России с Сибирью. Одними из первых по бабиновке прошли дяди первого русского царя из рода Романовых, Василий и Иван Никитичи. Причем большую часть дороги прошли пешком, закованные в кандалы: царь Борис Годунов преследовал представителей этой фамилии. За многие годы по бабиновке проследовали десятки замечательных людей: протопоп Аввакум, князь Меньшиков, всесильный в 1730-е годы Бирон, фельдмаршал Миних, предок А. С. Пушкина – Ганнибал, многие ученые, мореплаватели Витус Беринг и Семен Дежнев.

Артемий Бабинов и сорок помощников

Построил эту дорогу Артемий Бабинов, посадский человек из села Верх-Усолка, и его сорок верных помощников. Кажется, как так, сорок человек, а отгрохали дорогу федерального значения? Да и ещё с заметной «изюминкой» — весь государев тракт проходит по высшим точкам местных увалов с высотой в 200 метров, обходя многочисленные болота. Но Артемий Сафронович мужик был хитрый, не зря царь Фёдор Иоаннович наградил землями в верховьях Яйвы, именно он смекнул протянуть дорогу по древним тропам мансийцев.

Недавно мне представился случай воочию убедиться в грандиозности проекта Артемия Бабинова. Однажды на просторах всемирной паутины я наткнулся на объявление: «Ищу попутчиков, для регонсцинировки (разведки) Бабиновского тракта». «Ага, — подумал я, — рядом с моим городом, а я даже ничего не знаю про этот тракт». Позвонил Федору, он мне объяснил подробнее суть предстоящей вылазки, озвучил цену вопроса — 100 рублей, я аж подпрыгнул. А потом мы вообще в 70 рублей уложились — таких бюджетных приключений у меня еще не было.

Таинственная деревня у Бабиновского тракта

фото: Лёха Бездорогофф

Бабиновский тракт проходил еще через один населенный пункт – Свердловский поселок Растесс, имеющий дурную славу у жителей Урала. Легенда гласит, что это была простая деревенька, с обычными деревенскими жителями, которые в один день просто исчезли.

Однажды люди из соседского поселения поняли, что давно не видели жителей Растесса и отправили местных мужичков, проверить все ли там в порядке. Назад мужички вернулись перепуганные и бледные. «В деревне не осталось ни одного жителя, — говорили они. — При этом все вещи лежат на своих местах. Мебель и иконы нетронуты, на столах – посуда, а на одном крыльце и вовсе лежала книга, раскрытая так, словно ее хозяин отошел и вот-вот вернется». На следующий день стало известно, что сельское кладбище также опустело – все могилы били вырыты.

Читать далее

Забытый гений

Усилия миссионеров-просветителей в Пермском крае вполне оправданы — эта земля была и остается кладовой ресурсов страны. Медь, серебро, алмазы, соль — это лишь цветочки. Главные сокровища региона, в материальном плане, были открыты лишь в начале прошлого века.

Невероятно, но несметные богатства, частично формирующие по сей день бюджет страны — заслуга одного мечтателя. Имя профессора Павла Преображенского, вытесненное литературно-киношным однофамильцем из массового сознания, дорого каждому образованному пермяку и узкому кругу специалистов.

Одаренный геолог-новатор занимает пост министра просвещения при правительстве Колчака, работает над законопроектом о единой для всех школе, народных университетах… Потом власть меняется, ученого арестовывают. Жизнь ему спасает заступничество светил науки того времени и участие Максима Горького. «Ходатайствую о смягчении участи Преображенского, крупного геолога, нужного стране», — обращается писатель к Ленину. И вождь пролетариата прислушивается.

В 1925 году под Соликамском геологи под руководством Преображенского находят крупнейшее в мире калийно-магниевое месторождение.

«Калийные удобрения в то время импортировались многими странами из одного-единственного месторождения в Германии. А эти удобрения давали в два, в три раза больше урожая. Только представьте, как это помогло тогда стране», — рассказывает Нечаев.

Но самым главным, выстраданным открытием Преображенского стала находка Верхнечусовского месторождения нефти. Вслед за ним скважины по добыче черного золота стали появляться в Пермском крае как грибы после дождя.

«Ему никто не верил, даже коллеги-геологи, что здесь найдут нефть. Но это был упрямый человек. Он оказался прав, он разработал новые методики поисков месторождений. Но сам не любил писать, поэтому научных трудов после себя оставил немного. Стыдно сказать, но памятник поставить этому человеку в стране только планируют», — рассказал Нечаев.

1 / 9

Соликамск. Встреча гостей Музея истории соли

Фото: Олег Воробьев

2 / 9

Соликамск. Богоявленская церковь

Фото: Олег Воробьев

3 / 9

Соликамск. Крестовоздвиженский (зимний) собор

Фото: Олег Воробьев

4 / 9

Соликамск. Усть-Боровский солеваренный завод (Музей истории соли). Цырен — огромный противень, на котором выпаривали соль из поднятого на поверхность земли раствора

Фото: Олег Воробьев

5 / 9

Экспозиция в Доме воеводы (Соликамский краеведческий музей)

Фото: Олег Воробьев

6 / 9

Экспозиция в Доме воеводы (Соликамский краеведческий музей), рассказывающая о соледобыче

Фото: Олег Воробьев

7 / 9

Соликамск. Музей истории соли. Ларь — герметичный резервуар, куда поступал и где отстаивался добытый из скважины рассол перед отправкой в варницу

Фото: Олег Воробьев

8 / 9

Соликамск. Мемориальный ботанический сад Григория Демидова

Фото: Олег Воробьев

9 / 9

Усолье. Вид на Никольскую церковь. Построена в память павших во время Отечественной войны 1812 года. Считается, что ее архитектором был Андрей Воронихин — автор Казанского собора в Петербурге

Фото: Олег Воробьев

Соликамск, город (Пермский край)

Основание Соликамска относится к первой четверти XV века как поселения соледобытчиков. В то время купцы из Вологды Калинниковы организовали солеварение на берегу реки Боровица, где были построены первые 5 рассолопроводов. Но в 1430 году, из-за нехватки рассола, они перебрались на реку Усолку, где были более богатые источники соли. Здесь было основано поселение, названное Камская Соль, а позже Соликамск. После присоединения Большой Перми к Москве в 1472 году началось широкое экономическое развитие региона. Соликамск процветал, особенно в XVII веке, и превратился в важный торговый, административный и промышленный центр Русского государства. Соликамск является ключевым пунктом знаменитой Верхнетурской (Бабиновской) дороги, которая была построена в 1597 году и соединила Россию с Сибирью и Востоком. Соликамск имел свою таможню и был административным центром обширного региона. В 1636 году канцелярия Чердынского воеводы была перенесена в Соликамск, и управление регионом было централизовано. Соликамск превратился в центр ремесел и стал крупнейшим центром производства соли в России (здесь производится 70% российской соли). Соликамск установил торговые и культурные связи не только с центральными регионами страны, но и с Сибирью и далее с Китаем.

В конце XVII — начале XVIII века Соликамск переживал бурный расцвет. Соликамск пережил величайший расцвет и стал «соляной столицей» Российской империи и крупнейшим городом на Урале. Здесь был построен первый в стране Троицкий медеплавильный завод (поселок Карналлитовый), выпускавший высококачественную продукцию. Достопримечательностью города является первый в России ботанический сад оранжерея, основанный в 1731 г. Демидовым, назывался Демидовским садом, школа криптографии, открытая в 1723 г. В этот период началось каменное строительство и был создан архитектурный ансамбль города, который до сих пор характеризует его облик. В первой половине XVIII века экономическая активность региона сместилась к югу от города, и уровень экономического развития начал снижаться. Вторым «рождением» Солныкамска можно считать открытие в 1925 году вблизи города крупнейшего в мире месторождения калийно-магниевых солей. На базе этого месторождения в 1927 году было начато строительство первого в СССР калийного комбината. В это же время была построена железнодорожная ветка Солимск — Пермь, которая сегодня является крупнейшим предприятием ОАО «Сильвинит». В 1933 году началось строительство магниевого завода в Соликамске. В 1936 году завод поставил первый в стране магний. Чтобы полностью использовать огромные запасы леса в водосборных бассейнах рек Камы и Вишеры, в 1937 году по решению правительства в Соликамске началось строительство целлюлозно-бумажного комбината, который был введен в эксплуатацию в 1941 году. Когда в 1941 году началась Великая Отечественная война, завод был эвакуирован из Днепропетровской области в Соликамск и уже в 1942 году поставлял военную продукцию на фронт. Затем были построены предприятия деревообрабатывающего комплекса и т.д.

В городе есть краеведческий музей, открытый в 1929 году, в котором собраны богатые коллекции по этнографии, археологии и изобразительному искусству. Есть также два частных и 7 школьных и сервисных музеев. Имеется центральная библиотечная сеть с многочисленными филиалами, художественная школа, музыкальная школа и школа изобразительного искусства. Образовательная сеть охватывает все уровни, от дошкольного до высшего образования. Государственный педагогический институт был открыт в 1990 году. В городе 5 средних специальных учебных заведений, старейшие из которых — педагогический колледж и медицинский колледж. Есть три учреждения альтернативного образования: две средние школы и одна старшая школа. В городе издается шесть газет, из которых «Соликамские новости» — самая главная.

Впечатления

В 100 км от Верхотурья, расположен старинный посёлок Павда, побывавший за свои четыре века и «стражем» при Государевой дороге, и золотодобывающим, и горнозаводским, и лесозаготовительным посёлком. В 2023 году ему грядёт уже 425-летний юбилей. Грандиозная картина Уральских гор потрясает всякого сюда приехавшего. Павдинский Камень, в 15 км от Павды, Алешин, Лялинский и Колпак Камень, Знак Европа-Азия – на них можно побывать, договорившись с местным проводником или обратившись с этой же просьбой на базу активного отдыха «Таежная Рось». В доме культуры открыт Музей истории Павды, а в церковном доме организован Визит-центр с обширным материалом по исследованию Бабиновской дороги, путей её воссоздания и современного использования. Пытливые путешественники могут добраться до Растёса, «серединной» точки на Бабиновской дороге, условной границы Руси и Сибири.

Соликамские мемориалы войны

В Соликамске не велись боевые действия, но все же он внес свою лепту в спасение страны от фашистов: воспитывал бойцов, принимал раненых в госпитали. В память о событиях Великой Отечественной войны в городе установлено множество монументов, у подножия которых не увядают красные гвоздики.

Памятник Уральскому добровольческому танковому корпусу

Адрес: Соликамское шоссе.

В 1943 году в Соликамске было сформировано танковое училище, призванное обеспечить фронт техниками-лейтенантами и командирами танковых экипажей. Подобные добровольческие корпусы были созданы во многих уральских городах.

Памятник в их честь был установлен вблизи Соликамского шоссе. Он представляет собой подлинный танк Т-34, помещенный на каменный постамент. Торжественное открытие было приурочено к празднованию 40-летия Великой Победы.

Мемориал умершим от ран в годы ВОВ в госпиталях Соликамска

Адрес: Соликамское шоссе.

Монумент расположен рядом с памятником-танком. Это гранитная плита со скульптурным портретом воина и мемориальной доской, на которой выгравированы имена солдат, умерших от ранений в госпиталях Соликамска.

В годы Великой Отечественной войны в городе действовало пять военных госпиталей, работники которых спасли более 26 тысяч жизней. Мемориал же посвящен тем 160 бойцам, чьи раны оказались смертельными.

Памятник Николаю Латкину

Адрес: проспект Строителей.

Николай Латкин родился в деревне Усть-Боровая, что находится недалеко от Соликамска. В возрасте 18 лет он был призван на фронт, а в 21 год получил звание младшего сержанта и принял командование орудием гвардейского артиллерийского полка.

7 февраля 1945 года во время боя в Восточной Пруссии расчет Латкина нанес противнику сокрушительный удар, но и сам потерял практически всех солдат. Оставшись один, Николай продолжал биться, пока не был убит. Тело похоронили в братской могиле под Багратиновском, а по окончанию войны юноше присвоили звание Героя Советского Союза.

Памятник Николаю Латкину установлен в Соликамске на площади Ленинского Комсомола. Юный солдат изображен со снарядом в руках, а рядом с ним стоит артиллерийская пушка.

Строительство Бабиновской дороги.

В 1595 году царь Федор Иоаннович издал указ по которому предписывалось всем желающим прокладывать дорогу в Сибирь. По этому указу Артемий Бабинов получил казенные деньги и мансийскую тропу расширил до величины дороги.

В подчинение Артемию Бабинову выделялось 40 крестьян и два целовальника, в обязанность которых входили расчистка и обустройство дороги, строительство мостов через имевшиеся на пути реки.

В 1595 году началось строительство. Официально Бабиновский тракт начинался от Соборной колокольни города Соликамск, где тогда находилась городская управа. В 1597 году Бабиновская дорога была готова до мансийского селения Нером-Кар, расположенного в верховье реки Туры, где годом позже началось строительство города Верхотурье.

Это редчайший в истории России случай, когда всего за пару лет 40 человек построили целую дорогу, соорудив 9 мостов через реки и проложив несколько десятков гатей и настилов. Общая протяженность дороги составляла около 270 верст (300 км), но это было гораздо короче любого другого пути в Сибирь.

Для охраны дороги выстроены: Растеский караул, Павдинский, Лялинский, Кошайский караулы и таможня в крепости Верхотурье.

В 1598 году Бабиновская дорога приобрела статус правительственного тракта как «Новая Сибирская-Верхотурская дорога». В следующие годы дорога была продолжена до Тюмени и Тобольска.

Изначально Бабиновская дорога из Соликамска была только до Верхотурья, использовалась зимой после промерзания болот и рек. Чуть позже ее более благоустроили.

Продолжение Бабиновской дороги до Тюмени.

Дальше Верхотурья на восток дорога заканчивалась. Торговые люди прибывали в Верхотурье по весне, ожидали ледохода, строили барки и спускались по реке Туре до Тюмени и Тобольска. Из Сибири возвращались глубокой осенью тоже по Туре. В Верхотурье с барок перегружали товар в амбары, дожидались санного пути и на санях везли сибирские богатства по всей России.

Естественно, такой режим торговли не устраивал купцов и в начале 1600 годов Артемий Бабинов берется за продление своей дороги до Тюмени по суше. В 1620-е годы дорога проложена от Верхотурья через р.Тагил к нынешнему Махнёво. Дальше вдоль Тагила и Туры на Туринскую слободу и далее до Тюмени.

Пешком в Сибирь…

Встретились с Фёдором, познакомились. Потом отъехали недалеко от Березников и приготовились идти пешком, словно Ломоносов их Архангельска до Питера. Идем, значит так, никуда не спешим, слышим сзади грохот КамАЗа. Подвёз он нас до нужного отворота и помчался по своим делам. А у нас впереди много неизведанного.

Нашим верным другом в походе стал GPS-навигатор, места хоть и глухие, но лесовозники наделали везде своих дорог, из-за которых мы постоянно сбивались с курса. Задача номер один для нас — отыскать сам тракт, ведь это при царях тут дорога была облагороженной, а потом вся бурьяном поросла. Почти час блуждали мы по лесу, устали, опечалились, и вот что-то появилось, сверяем координаты — то, что нужно.

Идем, периодически снимая с себя клещей, коих здесь как снега зимой. Местами отчетливо видно, что этой дорогой частенько пользовались лесопромышленники, навсегда убив целые участки тракта своей тяжеленной техникой. Некоторые участки непроходимыми сделала уже природа. А бывают отрезки, когда дорога вся из себя такая ровная-ровная, что на многие километры пронзает своим острием дремучую тайгу. Но самое главное здесь, это какой-то особый колорит, атмосфера дух. Да-да, тот самый, про который еще Александр Сергеевич писал с любовью в сердце.

Окрестности[править]

Дорог из Соликамска немного — либо на юг, либо на север. В 90 км к северу находится сонный и очень колоритный городок Чердынь, где в краеведческом музее показывают замечательные археологические находки — памятники пермского звериного стиля, созданные задолго до основания современных Чердыни, Перми и Соликамска. При наличии машины стоит отвести день на поездки по окрестностям Чердыни, посетив посёлок Ныроб с выдающимся храмом в стиле узорочья, село со старейшей в Прикамье церковью и город Красновишерск, рядом с которым находятся самые доступные в Прикамье скалы: здесь уже чувствуется дыхание Урала, а в хорошую погоду виден и сам Уральский хребет. В Чердынь, Красновишерск и Ныроб нетрудно съездить из Соликамска на автобусе, всё остальное потребует собственного транспорта.

На юг дорога ведёт в Березники, откуда вы, по всей видимости, в Соликамск и приехали. При желании Усолье, куда в любом случае попадают через Березники, можно посетить за несколько часов по дороге из Перми в Соликамск или обратно, хотя можно и задержаться там на целый день, поскольку вокруг Усолья тоже есть свои интересности.

В окрестностях Соликамска около десятка старых церквей (см. список). Примерно половина из них построена в XVIII веке, а церковь в Верх-Боровой — даже раньше и считается старейшим каменным храмом Прикамья. При всём очевидном и ожидаемом стилистическом единстве с храмами Соликамска сельские церкви в окрестностях города выделяются формами своих колоколен, которые перекликаются с архитектурой Усолья, но больше всего напоминают соборный комплекс в далёком Лальске. К сожалению, почти все эти церкви стоят в заброшенных деревнях и труднодоступны.

Колокольня Знаменской церкви в Городище

К читателям

В столь приятной и давно полюбившейся серии книг »Дороги к прекрасному» нам представилась возможность рассказать об интереснейшем уголке Урала — пермской земле. Речь пойдет о городах Соликамске, Чердыни и их округе, где много прекрасного и для заинтересованных историей, архитектурой, искусством и для любителей природы. Места эти до сих пор овеяны преданиями и легендами.

Учитывая богатство памятников этой земли и своеобразие ее историко-культурного развития, мы не только раскроем читателю уникальные и известные страницы прошлого, но и расскажем об открытых нами сельских постройках, о прикладном народном творчестве, вспомним забытые имена мастеров. Но прежде чем отправиться в путь, совершим небольшой экскурс в историю.

Музей истории соли

Основные экспозиции музея расположены в бывшей двухэтажной конторе сользавода, построенной в 1884 году. Она же являлась загородной усадьбой Рязанцевых. Заводоуправление располагалось на первом этаже, а жилые апартаменты Рязанцевых – на втором. Дом украшен деревянной резьбой.

Экспозиции музея рассказывают о самой соли и ее особенностях, об истории соляных промыслов, о солепромышленниках Рязанцевых и т.д. Работают здесь и временные выставки.

В музее вы узнаете, что в прошлом соль ценилась куда больше, чем в настоящее время. Кое-где она даже служила заменой денег. В истории известны случаи соляных бунтов при повышении налогов на соль. Да и слово солдат неспроста имеет сочетание «сол»…

Музей не раз страдал от пожаров. Зимой 1996 года огонь повредил три комнаты на втором этаже конторы. В 2003 году сгорело три амбара. 23 февраля 2005 года новая напасть — в здании конторы произошел сильный пожар. Сгорел почти весь второй этаж, после чего музей долго восстанавливали. Пока открыли только первый этаж (это случилось в 2014 году).

На территории Музея истории соли сохранилось 10 объектов культурного наследия – памятников федерального значения деревянной промышленной архитектуры XIX века: две рассолоподъемные башни, два ларя, три варницы, амбар, изба и контора. Завод не имеет аналогов в России.

Добыча соли начиналась с сооружения рассолоподъемных башен. Всего на территории завода было пробурено 14 скважин глубиной от 170 до 215 метров. У каждой из них было свое имя. В скважины устанавливались изготовленные из толстого ствола дерева матичные трубы диаметром до 62 сантиметров, с толщиной стенок 9-11 сантиметров. Проходка скважин занимала от 3 до 5 лет. Рассолоподъемная труба была самым дорогим элементом солеваренного производства.

Сначала рассол поднимали с помощью насоса на конной тяге, затем стали использоваться паровые машины.

Над скважинами строились рассолоподъемные башни. По внешнему виду они очень напоминали крепостные башни. Представляли собой квадратный сруб 9х9 метров, высотой 16 метров. В центре крыши было отверстие для выхода штанги насоса.

Из рассолоподъемной башни по специальному желобу (а позже по трубам) рассол шел в соляной ларь – прямоугольный чан для хранения рассола. Там рассол отстаивался перед поступлением в соляную варницу. Стенки ларей были укреплены деревянными брусками, в противном случае их просто могло разорвать под напором рассола. Одна рассолоподъемная башня могла питать несколько ларей. Длина ларя составляла более 10 метров, ширина — 5,6 метра, высота — 2,4 метра.

Отстоявшийся концентрированный соляной рассол шел по трубам или желобам на чрены варниц. Они выглядят, как большие квадратные сковороды, которые собирались из чренных полиц (листов толщиной до 14 мм) с помощью заклепок. Сверху чрены закрывались колпаками из дерева, по бокам которых имелись отверстия для выемки соли, а вверху отходили пароотводные трубки.

В варнице под действием температуры вода испарялась и из кипящего рассола образовывались твердые кристаллы соли. Выварка одной партии соли продолжалась около суток

Важно было поддерживать равномерную температуру. До 1952 года использовались дрова, лишь потом перешли на каменный уголь

За процессом следил повар. На Усть-Боровском заводе действовало до 12 варниц.

Но соль все равно оставалась влажной. Специальными лопатами ее перекидывали на деревянные полати, где она окончательно подсыхала.

Готовую к продаже соль насыпали в мешки и относили в амбары, стоящие на берегу реки Камы. Носили мешки на своих плечах и мужчины, и женщины. Из-за этого соль оседала на ушах, отчего возникла поговорка «Пермяк – соленые уши». Лишь в 1907 году для доставки соли в амбары построили солекатные дорожки.

Амбары были самыми большими постройками на территории солеваренного завода. Их длина достигала 52 метров, ширина – 19 метров, а высота – 15 метров. В один амбар входило около 100 тысяч пудов соли. Стены амбаров укреплялись деревянными стойками. Соль в амбары засыпали сверху. Каждый амбар состоял из пяти изолированных друг от друга отсеков. К весне каждый из них был полон.

Из амбаров соль загружали на баржи и отправляли по Каме в крупные города. Весной, во время половодья баржи подходили вплотную к амбарам. Когда-то соль-пермянку ценила вся страна.

Усть-Боровской завод — единственный в России солеваренный завод-музей под открытым небом.  На территории сользавода проходят и событийные мероприятия. Самое крупное из них – фестиваль кузнечного мастерства «Огни Гефеста». Музей истории соли стоит посетить во время знакомства с достопримечательностями города Соликамска.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: