Бабиновская дорога

Бабиновская  дорога - достопримечательность свердловской области

Бабиновский тракт принимал множество известных личностей

В свое время Бабиновский тракт повидал немалое количество людей, которые на сегодняшний день известны не только в России, но и за рубежом как выдающиеся деятели культуры, искусства, географии, политики и т.д. Так, в 1731 году по тракту не только прошел, но и оставил свой след Григорий Демидов, создав в окрестностях Соликамска один из первых в России ботанических садов. А в 1733 году по Бабиновскрой дороге проследовала научная экспедиция во главе с Витусом Берингом. В ее состав входили астроном Людовик Кройтер, натуралист Иоганн Гмелин, историк Герард Миллер и пять студентов, в числе которых — Степан Крашенинников, будущий исследователь Камчатки.

Также в разное время на Бабиновском тракте бывали протопоп Аввакум, князь Меньшиков, родственник А.С. Пушкина – Ганнибал и другие.

Состояние

Современная Бабиновская дорога от Верхотурья до Павды и от Соликамска до Молчана доступна легковому автотранспорту. В центральной части, от Павды до Молчана, посильна только для полноприводных автомобилей с лебедками.

Бабиновская дорога, обладая статусом первородства среди отечественных исторических дорог, как-то: Московско-Сибирского тракта, Старой Смоленской дороги, Чуйского тракта, внесенная в «Стратегию достопримечательных мест и историко-культурных заповедников РФ», ныне пребывает в упадке. Деревни-караулы, превратившиеся в урочища. Обветшалая Церковь в деревне Верх-Усолка, родине Артемия Бабинова. Часовенка на кладбище и раскопанная могила детей А. Сибирякова в Растесе. Израненные колёсами лесовозов, заболоченные участки исторической дороги с «вкраплениями» небольшого количества сохранившихся – вот ныне реальная картина легендарной дороги, Укоризной и щемящей болью отзывается в сердцах такого рода картина,

Памятный (обетный) крест был воздвигнутом в урочище Растёс на Государевой дороге («Бабиновской») в канун Рождества Пресвятой Богородицы в 2016 году.

Значение Бабиновской дороги

Будучи гораздо короче использовавшейся ранее дороги, проходившей через Чердынь, она сыграла важную роль в освоении Сибири. В течение двух столетий Бабиновская дорога была единственным маршрутом, соединявшим Европейскую часть России с Азией. По этой дороге доставляли царские указы, денежные средства, почту, по ней ехали посольские делегации и научные экспедиции. По ней русские крестьяне, населявшие Прикамье, отправлялись на поиски свободных земель.

21 апреля (2 мая)  года от Москвы до Тобольска была учреждена почта. В 1736 году В. Н. Татищев подал Сенату доношение о качестве работы сибирской почты, где среди прочего предложил проложить почтовый тракт по иному маршруту: Москва — Казань — Сарапул — Кунгур — Екатеринбург — Тобольск (Сибирско-Московский тракт), мотивируя тем, что предлагаемый путь более короткий и равнинный. Фактически идея Татищева реализовалась только в 1754 году, когда по предложению Берг-коллегии Сенат указал Ямской канцелярии учредить почтовый тракт от Москвы до Тобольска через Казань, Кунгур и Екатеринбург, при этом отправлять посылки и курьеров предписывалось по прежней дороге через Верхотурье. Но в дальнейшем Бабиновская дорога утратила своё значение, в 1763 году Верхотурская таможня была закрыта и тракт официально упразднён.

Продолжение Бабиновской дороги до Тюмени.

Дальше Верхотурья на восток дорога заканчивалась. Торговые люди прибывали в Верхотурье по весне, ожидали ледохода, строили барки и спускались по реке Туре до Тюмени и Тобольска. Из Сибири возвращались глубокой осенью тоже по Туре. В Верхотурье с барок перегружали товар в амбары, дожидались санного пути и на санях везли сибирские богатства по всей России.

Естественно, такой режим торговли не устраивал купцов и в начале 1600 годов Артемий Бабинов берется за продление своей дороги до Тюмени по суше. В 1620-е годы дорога проложена от Верхотурья через р.Тагил к нынешнему Махнёво. Дальше вдоль Тагила и Туры на Туринскую слободу и далее до Тюмени.

Бабиновская дорога и ее значение для России.

Бабиновская дорога не была первой и единственной из ценральной России в Сибирь, но она исполнила важную историческую роль в судьбе России. По ней доставлялись царские указы, казна, проезжали почтовые кареты, разного рода делегации и экспедиции, по ней же гнали и каторжан. Собственно по ней происходило освоение Сибири и Дальнего Востока и отчасти «Русской Америки» – Аляски. Предоставленное ей властью право быть монополистом на торговом пути между западной Россией и Сибирью Бабиновская дорога, выражаясь современным языком, стала примером рационального использования функции управления людскими и товарными потоками на протяжении более 170 лет.

Впечатления

В 100 км от Верхотурья, расположен старинный посёлок Павда, побывавший за свои четыре века и «стражем» при Государевой дороге, и золотодобывающим, и горнозаводским, и лесозаготовительным посёлком. В 2023 году ему грядёт уже 425-летний юбилей. Грандиозная картина Уральских гор потрясает всякого сюда приехавшего. Павдинский Камень, в 15 км от Павды, Алешин, Лялинский и Колпак Камень, Знак Европа-Азия – на них можно побывать, договорившись с местным проводником или обратившись с этой же просьбой на базу активного отдыха «Таежная Рось». В доме культуры открыт Музей истории Павды, а в церковном доме организован Визит-центр с обширным материалом по исследованию Бабиновской дороги, путей её воссоздания и современного использования. Пытливые путешественники могут добраться до Растёса, «серединной» точки на Бабиновской дороге, условной границы Руси и Сибири.

А что Артемий Бабинов?

За открытие и устройство прямой дороги в Сибирь царь Федор Иоаннович пожаловал Артемия Бабинова земельными угодьями по верхнему течению р. Яйвы и освободил от уплаты податей. До конца жизни Бабинов находился на государственной службе, следил за содержанием дороги. Царские грамоты называли его «вождем сибирской дороги». Похоронен на старом кладбище в селе Верх-Яйва.

 Использованы материалы и фото с сайтов:

http://wikimapia.org/16448053/ru/Бывший-Бабиновский-тракт

http://www.urbibl.ru/Stat/Dostoprimechatelnosti/pervaya_suhopu

http://northural.ru/article/babinovskaya_doroga

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бабиновская_дорога

http://gosudarevadoroga.ru

https://uraloved.ru

Строительство Бабиновской дороги.

В 1595 году царь Федор Иоаннович издал указ по которому предписывалось всем желающим прокладывать дорогу в Сибирь. По этому указу Артемий Бабинов получил казенные деньги и мансийскую тропу расширил до величины дороги.

В подчинение Артемию Бабинову выделялось 40 крестьян и два целовальника, в обязанность которых входили расчистка и обустройство дороги, строительство мостов через имевшиеся на пути реки.

В 1595 году началось строительство. Официально Бабиновский тракт начинался от Соборной колокольни города Соликамск, где тогда находилась городская управа. В 1597 году Бабиновская дорога была готова до мансийского селения Нером-Кар, расположенного в верховье реки Туры, где годом позже началось строительство города Верхотурье.

Это редчайший в истории России случай, когда всего за пару лет 40 человек построили целую дорогу, соорудив 9 мостов через реки и проложив несколько десятков гатей и настилов. Общая протяженность дороги составляла около 270 верст (300 км), но это было гораздо короче любого другого пути в Сибирь.

Для охраны дороги выстроены: Растеский караул, Павдинский, Лялинский, Кошайский караулы и таможня в крепости Верхотурье.

В 1598 году Бабиновская дорога приобрела статус правительственного тракта как «Новая Сибирская-Верхотурская дорога». В следующие годы дорога была продолжена до Тюмени и Тобольска.

Изначально Бабиновская дорога из Соликамска была только до Верхотурья, использовалась зимой после промерзания болот и рек. Чуть позже ее более благоустроили.

Литература

  • Бабиновская дорога // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. 2А.
  • Бабиновская дорога // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия, 1962. — Т. 2 : Баал — Вашингтон. — Стб. 1445.
  • Бабиновская дорога / Копылов А. Н. // Ангола — Барзас. — М. : Советская энциклопедия, 1970. — С. 501. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 2).
  • Бординских Г. А., Шилов В. В. Бабиновская дорога — путь длиною в 400 лет. Березники, 1998.
  • Грачёв А. Д. и др. Слободы и Слободчики Урала. — Екатеринбург, 2014. — С. 22-24. — 81 с. — ISBN 978-5-91256-186-3.
  • Чагин Г. Н. Бабиновская дорога и её роль в экономическом и культурном развитии Урала и Западной Сибири в конце XVI — первой половине XVIII века //Культурное наследие Азиатской России: материалы I Сибиро-Уральского исторического конгресса. (г. Тобольск, 25-27 ноября 1997 г.). Тобольск, 1997. С. 115—116.
  • Чирков Ю. Позвала Бабиновская дорога: Путевой очерк. Соликамск, 1997. 98 с.

Таинственная деревня у Бабиновского тракта

фото: Лёха Бездорогофф

Бабиновский тракт проходил еще через один населенный пункт – Свердловский поселок Растесс, имеющий дурную славу у жителей Урала. Легенда гласит, что это была простая деревенька, с обычными деревенскими жителями, которые в один день просто исчезли.

Однажды люди из соседского поселения поняли, что давно не видели жителей Растесса и отправили местных мужичков, проверить все ли там в порядке. Назад мужички вернулись перепуганные и бледные. «В деревне не осталось ни одного жителя, — говорили они. — При этом все вещи лежат на своих местах. Мебель и иконы нетронуты, на столах – посуда, а на одном крыльце и вовсе лежала книга, раскрытая так, словно ее хозяин отошел и вот-вот вернется». На следующий день стало известно, что сельское кладбище также опустело – все могилы били вырыты.

Читать далее

«Охочий человек» Артемий Бабинов

В середине 90-х годов XVI века царем Федором Ивановичем был издан указ, согласно которому «охочие люди» должны разведать наиболее прямой и удобный путь в Сибирь. Одним из «охочих» оказался Артемий Софронович Бабинов. О личности и прошлой жизни этого человека известно мало – родился он то ли в 1560-х, то ли в 1570-х годах, проживал в деревне Верх-Услока, а по «профессии» был крестьянином. Считается, что отыскать место для строительства дороги ему помогла случайная встреча с манси около Чаньвинской пещеры. Манси шли из пещеры после проведения языческих обрядов, когда их заметил Бабинов: стараясь не привлекать к себе их внимания, он проследовал за манси по тайной тропе, приведшей его к верховью реки Туры. Чтобы обозначить траекторию пути, по дороге он заламывал ветки деревьев. Изучив местность, Бабинов сообщил в Москву, что сможет провести грунтовую дорогу, которая в разы сократит путь между Солью-Камской и Тобольском. Спустя некоторое время было получено согласие царя на строительство.

История

Через Камень из Европейской Руси-Московии в Азиатскую Югру-Сибирь с ХII по ХVI в.в. пролегало несколько «чрезкаменных» путей. По волокам и рекам новгородцы ходили тремя вариантами Печерского (Новгородского) пути: Елецким, Щугорским, Илычским. В Мангазею морским путём добирались поморы. Южнее шли транс-уральские пути: старинная Казанская конная дорога и степная Яицкая. В 1581 г и 1591 г. появились: «сибирский волок» Ермака и Лозьвинский путь как продолжение средневековой Чердынской (Вишерской) дороги. Все они были сопряжены с большими затратами сил и времени.

В 1595 году царь Федор, сын Ивана IV, издает указ «о розыске» прямого пути из Европейской Руси в Зауралье. Его исполняет Артемий Бабинов с ватагой крестьян, обустраивая полностью сухопутный «чрезкаменный» путь, названный народом «Бабиновской» дорогой, хотя в документах он значится как «Государев Соликамско-Верхотурский тракт».

11 января 1598 г. в Верхотурье прибывает передовой обоз, прошедший от Соликамска через реки Яйву, Косьву, Кырью, Лобву, мимо Косьвинского и Павдинского камня к Туре. Вскоре на новом тракте появляются деревни: Сурмог, Верх-Яйва, Чикман, Молчан, Верх-Косьва, Растес, Павда, Караул. Не позднее 1600 года в Лялинском Карауле, Павде и Растесе выставляются заставы-караулы, подчинённые Верхотурской таможне. «Городок невелик, да славен» – такая идёт молва в те времена о городе-форпосте, «нервном узле» государства российского на границе Европы и Азии – Верхотурье.

Благодаря Бабиновской дороге, Святая Русь «устремляется» на Восток. В народе «возжигаются» мощнейшие силы «проведывания новых землиц». Рождается движение первопроходцев ХVI-ХVII веков «Встречь Солнца» в Сибирь, Арктику, Дальний Восток, Китай, Индию и Америку. Вскоре народная инициатива получает государственную поддержку, преобразуется в геополитический проект, обеспечивающий суверенитет и развитие одной из самых могущественных мировых держав того времени – многонациональной и поликонфессиональной Российской Империи.

Легендарная дорога исправно функционировала до 1763 г. – даты закрытия Верхотурской таможни, в связи с учреждением нового пути Кунгур-Екатеринбург-Тюмень. Ямская же «гоньба», по Бабиновской дороге, продлилась еще на полвека, увеличив период её активного служения до двухсот лет. Трудилась она после падения Империи во времена Гражданской войны и в Отечественную. На её территории располагались структуры ГУЛАГа и УФСИНа. В 60-х годах прошлого века жизнь в большинстве поселений прервалась.

Благодаря Бабиновскому тракту город Соликамск был описан в романе «Робинзон Крузо»

По словам краеведа Геннадия Бординских, Бабиновский тракт сыграл огромную роль для города, оказавшегося начальной точкой проложенной дороги – Соликамска. Рост города не остался без внимания иностранных исследователей, путешественников  и писателей – отрывок, описывающий город можно найти у известнейшего писателя Даниэля Дэфо в его романе «Робинзон Крузо».

«Наконец,  переправившись  через  Каму,  которая  в  тех  местах  служит границей между Европой и Азией,  мы  вступили  в  Европу;  первый  город  на европейском берегу Камы называется  Соликамском.  Мы  думали  увидеть  здесь другой народ, другие обычаи, другую одежду, другую религию, другие  занятия, но ошиблись; нам предстояло пройти еще  одну  обширную  пустыню,  тянувшуюся двести, а в иных  местах  семьсот  миль.  Эта  мрачная  местность  мало  чем отличалась  от  монголо-татарских  областей;   население,   большей   частью языческое, стояло немногим выше американских дикарей:  их  дома,  их  города полны идолов, образ жизни самый  варварский;  исключение  составляют  только города и  близлежащие  селения,  жители  которых  являются  христианами  или мнимыми христианами греческой церкви, но религия их перемешана со  столькими суевериями, что в некоторых местах едва отличается от простого шаманства». (Д. Дэфо, «Робинзон Крузо»)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: