Монастырь в покрове на острове как добраться?

История возникновения и развития

В конце XVI века на острове живописного Введенского озера (тогда — Вятского) обосновались два монаха — Сергий и Тимофей. И соорудили для себя деревянную церквушку и келью. Так появилось первое маленькое святое поселение из двух человек на острове. Но недолго монахи оставались в одиночестве. Слухи об их скромном житие поползли по окрестностям. И потянулись к ним люди, просились поселиться рядом с иноками. А те и не отказывали приходящим. Так, поселение становилось все больше, а жившие здесь верующие задумали построить храм, на что и стали просить благословения православной Церкви. В 1708 году митрополит Стефан благословляет строительство новой святыни.

Деревянный храм построили монахи уже через год, а первопоселенец Сергий становится первым наставником монастыря, названного Введенской островной пустынью. В 1713 году Сергий умирает, а новым настоятелем становится монах Нектарий. Хоть его наставничество и было недолгим, но за это время он успевает продать новый храм и колокол в соседние села. Цена сделок была смехотворной — 17 рублей за храм и 11 рублей за колокол. А нищий монастырь потерял независимость и был приписан к Иоанно-Богословскому монастырю Московского уезда. Лишь В 1729 году независимость была возвращена святому дому монахов.

История обители

Основателем и духовным руководителем монастыря стал архимандрит Амвросий (Юрасов). В 1990 году его назначили настоятелем возвращенного верующим Введенского храма. А годом позже приход этой церкви по указу патриарха обратили в женский монастырь.

Вид на Лестничную башню и Келейный корпус

Несколько лет членам приходской общины и добровольным помощникам пришлось восстанавливать Введенский храм, возводить новые кельи и обустраивать монастырскую территорию. Они разбирали перекрытия, сделанные в церкви в годы существования архива, выносили из зданий старые стеллажи и мусор, и устанавливали кресты на куполах. Много времени заняло создание двух новых резных иконостасов и написание для них икон.

Сегодня Введенскую обитель отличает активная миссионерская деятельность. Для малоимущих горожан в монастыре организуют благотворительные обеды. Монастырь активно занимается издательской деятельностью — здесь выпускают газету «Слово утешения», издают православные книги и буклеты. Кроме того, все желающие могут получить необходимый совет, позвонив на созданный в обители телефон доверия.

Вид на купола Введенской церкви

История Введенской церкви

В 1900 году прошел сход крестьян Ушаково и Яма, и они приняли решение построить в посадской части города новый храм. Участок под церковь был выделен по распоряжению графа Сергея Дмитриевича Шереметьева, а средства для нее решено было собирать при помощи частных пожертвований. За сбор денег взялись строительная комиссия из крестьян, управляющий вотчинной конторой Шереметьевых К.Ф. Кнорре, а также Павел Никанорович Дербенев — городской голова тогдашнего Иваново-Вознесенска.

Свято-Веденский монастырь в городской застройке

Дербенев принадлежал к богатому роду владельцев текстильной промышленности, и его дед – Тимофей Васильевич организовал первую ткацкую мастерскую еще в 30-е годы XIX века. Стараниями семьи Дербеневых к началу XX века их мануфактурное производство в Иваново-Вознесенске сильно выросло, и на текстильных фабриках работали почти 6,5 тыс. человек.

Кроме городского головы, честь спонсирования строительства принадлежит местным фабрикантам И.К. Маракушеву, Н.Г. и Н.Х. Бурылиным, И.А. Соколову, М.Н. Гарелину и П.И. Витовой. Деньги для храма давали также городские служащие, работники мануфактур и анонимные жертвователи.

Общий вид Свято-Веденского монастыря

Проект новой церкви выполнил Петр Густавович Беген — губернский архитектор, который построил много зданий в Владимирской губернии и в самом Иваново-Вознесенске. Наконец, в 1901 году прошла торжественная закладка храма, и начались строительные работы, непосредственное руководство которыми поручили архитектору Алексею Федоровичу Снурилову.

Спустя шесть лет храм освятили. На деньги, пожертвованные промышленниками Бурылиными, в художественной мастерской А.И. Шорохова для новой церкви вырезали красивый трехярусный иконостас. А с юга-запада от основного здания поставили деревянную колокольню.

Вид Свято-Веденского монастыря с Шереметевского проспекта

В церкви обустроили три придела. Центральный посвятили Введению во Храм Божией Матери, а боковые – Святителю Николаю и великомученику Феодору Тирону. Новый храм получился очень красивым, и особенно впечатлял его пол, который покрывала разноцветная метлахская плитка. Из церковной летописи известно, что первым священником храма стал Михаил Степанович Кохомский.

Введенская церковь стояла на небогатой, рабочей окраине города, и у его приходской общины постоянно возникали проблемы со средствами. Из-за недостатка финансов храм не стали расписывать, а богослужебную утварь и необходимые стройматериалы прихожане приобретали в кредит.

Вид Свято-Веденского монастыря с улицы Спартака

В 1914 году община получила разрешение церковных властей и стала искать средства, чтобы построить каменную колокольню. Спустя два года штатный архитектор епархии Л.М. Шерер создал ее проект. Однако, власти сочли, что место выбрано неудачно, и колокольню так и не построили.

В 1918 году во Введенской церкви побывал патриарх Тихон (Беллавин) и провел здесь службу. К середине 30-х годов прошлого века власти передали отделениям обновленческой церкви сначала один из пределов, а потом и весь храм целиком. Но в 1938 году церковь закрыли, а ее внутреннее убранство и иконы были разграблены.

Вид на монастырскую колокольню на фоне церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы

В середине Великой Отечественной войны по инициативе горожан предпринимались попытки возобновить богослужения, но это так и не было сделано. Более 50 лет храм, как культовое здание, бездействовал и использовался для областного государственного архива. Церковные службы стали проводится здесь только с 1990 года.

История

Возникновение Введенской обители связано с упразднением в начале XVIII в. Антониевой пустыни, как небольшого монастыря, вокруг которого уже сформировалось поселение Покров. Иноки Антониевой пустыни Сергий и Тимофей удалились на остров Вятского озера и построили там деревянные часовню и келью. Так в 1708 г. был основан Свято-Введенский островной монастырь. Слух о новой пустыни прошел по всей округе, привлекая желающих стать ее насельниками. Очень скоро островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить Петра I о разрешении на постройку на острове собственного храма. В 1710 г. была возведена красивая деревянная церковь из срубленного здесь же на острове леса, освященная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Первоначально построенную Сергием и Тимофеем часовню с острова перенесли на Владимирский тракт и использовали для сбора пожертвований на содержание монастыря. Часовня приносила небольшой доход, неоднократно разграблялась и в начале 1740-х годов была разобрана. Во второй половине XVIII в. была восстановлена уже каменная часовня, которую в 1880-е годы перенесли вслед за сместившимся Владимирским трактом. Около нее построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Вплоть до 1918 г. в Ильин день от пустыни к часовне монахи совершали крестный ход.

На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов богатых и именитых москвичей. Именно при Клеопе в монастыре были выстроены каменные храмы – Введенский и Никольский. Кроме того, старец Клеопа распорядился построить на берегу озера просторный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем для приезжающих богомольцев, которые на лодке переправлялись монахами на остров.

Введенскую островную пустынь часто посещали живущие по соседству дворяне Прозоровские, Несвицкие и другие. Многие представители этих дворянских семейств были похоронены в соборном храме монастыря.

После смерти старца Клеопы в 1778 г. место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений. Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни.

Архитектурные памятники на территории обители

Современный монастырский ансамбль отличает цельность архитектурного решения. Он построен в русском стиле, но имеет отдельные элементы эклектики. Лицевая кладка всех его зданий сделана из красного кирпича, что и определило неофициальное название обители – Красная церковь.

Архитектурной доминантой всего комплекса является бесстолпный пятиглавый Введенский храм, который стоит прямо по центру огороженной монастырской территории. Он является памятником архитектуры начала XX века. Основной объем этой церкви — двухсветный куб с полукруглыми алтарными абсидами. Внутреннее пространство храма представляет собой прекрасно освещенный просторный зал.

Вход в Введенский храм

Церковную кровлю венчают пять массивных, чуть сплющенных луковичных глав. Ее входы декорированы арочными проемами. Окна на фасадах также украшены арками. Кроме того, храм богато декорирован самыми разными по размерам и формам колонками, ширинками, кокошниками, декоративными зубчатыми поясками и многоступенчатыми карнизами, в которых использованы мотивы византийского зодчества.

Помимо храма, в монастыре стоит дом притча, который был выстроен в восточной части участка в 1909 году. Этот дом выглядит очень оригинально. Он представляет собой здание в два этажа, поставленное углом, и отдаленно напоминает боярские палаты XVII века. К скругленному угловому выступу пристроена круглая башня, с живописным завершением в виде шатра, и внутри нее есть лестница. Прямоугольные окна дома притча отделаны наличниками и другими элементами, повторяющими декор Введенского храма.

Настенная роспись в Введенского храма

Монастырскую ограду построили в 1912 году. Она состояла их кирпичных столбов и металлических кованных решеток между ними. Интересно, что решетки в разных частях ограды имели различный рисунок. С трех сторон в ограждении были установлены богато декорированные ворота, а на двух углах – башенки, которые по убранству гармонировали с башней здания притча.

Когда в 1990-е годы приступили к созданию нового монастыря, опорные столбы ограды встроили в стены новых монашеских корпусов, а решетки сняли. В это же время над западными воротами появилась невысокая колокольня со звонницей, которую соорудили по проекту архитектора И.К. Русакомского.

Часовня Амвросия Медиоланского

Что посмотреть

На острове расположены два храма — Никольская церковь, полностью отреставрированная несколько лет назад, и Введенский храм, интерьеры которого еще предстоит восстановить. Монастырь славится своими фресками и редкими иконами, в их числе изумительная фреска святого Александра Невского, поднявшего очи горе. Другая святыня обители — мощи старца Клеопы, местного святого, похороненного здесь же.

При монастыре открыт приют для беспризорных детей «Ковчег», в котором сейчас живут и учатся 12 девочек.

Обитель известна отменным гостеприимством — монахини с удовольствием общаются с гостями, делятся историями из жизни монастыря и проводят небольшие экскурсии по территории. Большинство посетителей остаются отобедать в трапезной для паломников, где подают простую и вкусную еду, приготовленную из местных продуктов. В монастыре можно купить свежую или копченую рыбу, выловленную тут же у берегов острова, — все вырученные средства идут на благотворительность. Летом многие паломники спускаются к воде, чтобы искупаться и полюбоваться умиротворяющими пейзажами Введенского озера.

Церковь Введения во храм Божией Матери


Село Введенское Одинцовского района.

Введенский погост на великокняжеской земле вблизи Звенигорода известен с 1504 г. В Смутное время деревянный храм был уничтожен, и в 1624 г. в переписных книгах записано: «Пустошь, то был погост на царя и великого князя земле… а в нём место церковное Введение Пресвятой Богородицы». Близ погоста была пустошь Першина, в 1-й половине XVII в. входившая в большое земельное владение князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освободителя Москвы от поляков в 1612 г.

В 1655 г. ею владел боярин Иван Андреевич Милославский, потом (с 1661 г.) Фёдор Кузьмич Елизаров-дьяк Поместного приказа в 1644 г., в 1650 г. пожалован в думные дворяне, с 1655 г. окольничий, ведал Поместным приказом до своей смерти в 1664 г. Владельцем стал его племянник Андрей Прокофьевич Елизаров, он поселил здесь крестьян.

В 1678 г. сельцо Першино принадлежало окольничему Михаилу Петровичу Головину, женатому на Улите Прокофьевне Елизаровой.

В 1694 г. он восстановил Введенский храм, и сельцо стало называться селом Введенским.

В 1695 г. боярин Михаил Петрович Головин отдал Введенское сыну Автамону Михайловичу (1667-1720), заслужившему в Азовских походах звание боярина (1695) и полковника Преображенского полка.

В конце XVIII в. император Павел I подарил Введенское Екатерине Николаевне Лопухиной (1763-1839), второй жене князя П.В. Попухина. Она была дочерью генерал-поручика Николая Лаврентьевича Шетнева. Её мать, Екатерина Николаевна Матюшкина, вышла за Шетнева без согласия родителей, и отец лишил её наследства, отдав свое имение в 3000 душ своему другу, графу П.И. Панину.

После смерти Павла, Лопухины возвратились в Москву. В коронацию Николая I, 26 Августа 1826 г., Лопухина получила орден св. Екатерины I класса.

При Александре I П.В. Лопухин министр юстиции, потом председатель Департамента гражданских и духовных дел, с 1816 г. и до кончины — председатель Государственного со-вета и Комитета министров. Он председательствовал в суде над декабристами.

Пётр Васильевич пригласил для строительства усадьбы во Введенском Николая Александровича Львова (1751-1804), выдающегося архитектора (хотя он не имел специального архитектурного образования), учёного и поэта, тайного советника, собирателя фольклора.

Уже после смерти архитектора по его же проекту была построена каменная, ныне существующая церковь Введения во храм Божией Матери.

3 августа 1935 г. в Президиум Мособлисполкома было направлено отношение (орфография подлинника сохранена): «Президиум Звенигородского райисполкома просит разрешить использовать находящуюся при станции Звенигород Введенскую церковь. Последнюю совершен но почти никто не посещает, к тому же, церковь находится в хаотическом состоянии, загрязнена, не производится соответствующего ремонта. Изъятие её можно произвести, как за варварское отношение государственного имущества. Просим дать соответствующее согласие».

4 авуста 1935 г. зав. продчастью Московского облисполкома (МОИК) т. Ерещенко, на основании постановления президиума РИК от 19.06 сего года «о закрытии Введенской церкви» просит комиссию по вопросам культа ускорить дело по передаче церкви под хозяйственные нужды. В предстоящую хлебозаготовительную компанию по Звенигороду недостает помещения под зерно на 200 тонн…»

Конец ознакомительного фрагмента.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2В эпоху раннего железного века (середина — вторая половина I

тысячелетия до н.э.) на территории вдоль течения рек Тобол и

Исеть обитали полукочевые племена, относящиеся к гороховской культуре.

пришли на территорию Притоболья в IV-III веке до н.э. из

Прииртышья. Эти племена были очень похожи как по традициям погребального обряда, так и по хозяйственному укладу и образу жизни

н.э. — III в. н.э.)

Слайд 5Село Чертищево (название села происходило от слова «черта, граница») основано

в 1681 году. Главное значение этой черты в 17 веке

было быть Пограничной крепостью Российского государства. В исторических документах говорится: «Черта (граница) общей мерой 640 сажень (примерно 1 км 400 м) проходила от Зайковского моста, между улицами Вотина и Томина, через озерко возле школы №1, далее по улицам Полевой и Ленина, до озера (Конского). Северная часть села была защищена крутыми берегами речки Черная, а за ней начинался густой лес».

Слайд 6Крепость Чертищево состояла из вертикальных бревен, пригнанных друг к другу,

высотой пять метров. Центр ее был всего 630 метров. Также

имелись несколько башен для стрельбы из пушек. Сам же гарнизон состоял из пушкарей, драгун и стрельцов. У 14 крестьян имелось огнестрельное оружие. Федор Осипов, Тимофей Корюков, Иван Кокин, Анкудин Тетерин, Василий Пономарев, Конон Кетов, Никита Половинкин и многие другие имели мушкеты, самопалы, пистолеты, был даже карабин. Линия военной обороны, напомним, была чуть меньше полутора километров.

Слайд 7После расширения государства на юг и строительства новых пограничных линий

в 1749 году военный гарнизон покинул село. В это время

появляется название Черновское по названию реки Чёрной. Впоследствии село поменяло своё название на Введенское в честь храма во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенного не позднее 1758 года.

волости Курганского уезда Тобольской губернии.

Слайд 9В конце XIX в. село Введенское стало ещё и ремесленным

центром и в нём проходила «Введенская ярмаркя» — 4 декабря

(21 ноября по старому стилю) в престольный праздник православных христиан Введение во храм Пресвятой Богородицы. В то время в селе работали: паточный завод купца Бакина с годовым оборотом в 6000 рублей; 3 водяные, 2 ветряные мельницы и круподерка; артельный маслодельный завод; 4 бакалейно-мелочные лавки, пивная и кабаки. Были второклассная церковно-приходская женская школа и при ней — образцовая смешанная церковно-приходская

Слайд 10В 1919 году образован Введенский сельсовет. С 1920 года село

Введенское входит в состав Чаусовского района Курганского округа Уральской области.

С 1926 года – село составная часть Курганского района. С 1934 года Курганский район стал составной частью Челябинской области. После образования Курганской области (6 февраля 1943 года) село входило в состав Курганского района Курганской области. Решением Курганского облисполкома от 2 апреля 1949 года центр Курганского района перенесён из г. Кургана в с. Введенское. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 ноября 1959 года центр Курганского района перенесён в с. Кетово. В годы Советской власти жители села работали в колхозе имени Ленина

Свято-Введенский храм в селе Тюлюк

29 Январь 2013
admin

Свято-Введенский храм в селе Тюлюк, расположенном в красивейшем месте   Южного Урала, был построен в конце  XIX века. Это настоящий памятник архитектуры, в здании которого в советские времена находился склад. Хорошо хоть не снесли и не сожгли. Это один из немногих деревянных храмов на Урале.

Настоятель Тюлюкского Свято-Введенского храма иерей отец Петр Назаров — знаток истории села. Батюшка рассказывает (уральский говор!) : «Владыка Дионисий, управляющий Уфимской епархией того времени (конца XIX века) обеспокоен был тем, что села отдаленные от Юрюзанского завода, священники крайне редко приезжали сюда, раскольники своей деятельностью занимались именовали себя старообрядцами, но на деле то были то кто?

И когда Владыка принял решение приехать в В 1893 году в ноябре месяце, здесь видимо провели организационно собрание что храм все-таки нужно здесь строить и выделить Александровку и Тюлюк отдельным приходом.

То что Александровка была гнездом раскольников.   Что там были старообрядцы, но разны толки были. Вот были кельи у Сухого и на Моргане были что и говорило о том что не одно вероисповеданье было, а разные  течения были. И вот Владыка предпринимат решение построить храм. И Владыка освящат место под часовню, назначат священника сюда. Было подано ходатайство в Священный Синод, что приход не сможет содержать священника и государство выделят жалование ему и псаломщику. Сначала была часовня, вот где сейчас находится двухэтажно здание, где был магазин «Лесной», а рядом дом стоит — это было административно здание церковно-приходское. И начались богослужения с 1893 года. А в 1895 году место под храм уже освящат благочинный отец Николай Разумов из Катав-Ивановска. Закладка храма, строительство. За год с небольшим храм был построен, благоукрашен. Была докладная записка Владыке, Владыка уже сменился. Владыка Дионисий ушел ко Господу, а Владыка Иусим уже управлял епархией. Вот он дает благословение, назначатся время, храм освящатся. Освящали священники вот как бы с ближайшей округи здесь. Построили, освятили и с этого начинатся история села, хотя село то жило раньше, перепись населения есть 1850 года, тогда было уже больше 500 человек. Углежоги жили. Скотоводством занимались. Вот основное занятие и было чо. Достроили Юрюзанский завод. Вся горно-заводская зона. Села заселялись вместе со строительством завода. Наших предков закупили крестьян в Самарской губернии, перевезли сюда и вот как бы начинали обживать эти места.»

Если отправиться вверх по Юрюзани, то недалеко старинная деревня Александровка. С одной стороны гора Поперечная на хребте Зигальга, с другой зубчатые отроги хребта Бакты. Здесь раньше жили раскольники — староверы, о которых упоминал отец Петр. Деревня несколько лет назад совсем умирала, но сейчас сюда пришли новые люди. Отец Петр считает, что сектанты. Сами они себя называют анастасийцами. Может быть это связано как то с книгой В.Мегре «Анастасия»? Религиозность какую либо отрицают, а места где они селятся называют эко-поселениями или родовыми поместьями. Староста — совершенно адекватный, заметно  что образованный городской человек, говорит: «Мы просто живем так, как хотели бы жить на природе. Никакой религии. Мы были активными людьми в городе в социуме, в общественной жизни, в профессиональной жизни. Мы самодостаточные люди, решили познать себя здесь.»

Современное состояние

При возрождённой обители действует православный пансионат «Ковчег» для оставшихся без попечения несовершеннолетних детей. 1 сентября 2009 года в нем начался первый учебный год для двенадцати девочек. С детьми занимаются педагоги по программе начальной общеобразовательной школы, а также хормейстер, балетмейстер, преподаватель игры на фортепиано. Монахини обучают воспитанниц вышивке. Дети участвуют в богослужениях, старшие девочки поют в монастырском хоре.

Монахини содержат золотошвейную мастерскую, изготавливают церковную утварь и реставрируют старые иконы. Паломники и экскурсанты приглашаются в монастырскую трапезную, расположенную на террасе над водами озера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: