Городское и сельское население
Большая часть населения проживает в городах. Их насчитывается более 140. Уровень урбанизации составляет 74 %. Центральным городом издавна считают Екатеринбург. Другие крупные города: Пермь, Уфа, Челябинск, Ижевск, Оренбург, Магнитогорск и другие. В городах развита многоотраслевая экономика.
Рис. 2. Екатеринбург.
Города имеют давнюю историю. Они возникали как заводские посёлки, в которых развивалась металлургия. Таковыми являются Екатеринбург и Пермь. Ижевск и Уфа — столицы автономных республик в составе Урала. В настоящее время являются крупными промышленными центрами.
Многие города с развитой металлургией и химической промышленностью выбрасывают в окружающую среду много вредных отходов. Для Урала характерны экологические проблемы. Это повлияло на отток населения из района.
Скоро сказка сказывается…
Нет народа без сказок и легенд. Вот и у башкир их очень много: от масштабного стихотворного эпоса «Урал-батыр» до коротких басен о чудесах и смекалке. Рассказывают легенды и о том, откуда появились сами башкиры. «В давние времена наши предки кочевали из одной местности в другую. Однажды наткнулись они на волчью стаю. Волчий вожак отделился о стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Еще долго следовали наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверьем. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили: «Нам не найти земли, прекраснее этой. Подобной нет на всем белом свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем». И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот. С тех пор наши предки стали называться «башкорттар», т.е. людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали «корт». Баш корт — значит «головной волк». Вот откуда произошло слово «башкорт» — «башкир».
Башкир у своего дома (Яхъя). Фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год
Скачут по башкирским сказкам резвые волшебные кони, удалые батыры шутя сокрушают горы и стрелами достают солнце, хитрые бедняки побеждают жадных баев. Откуда взялись Уральские горы и почему так много вокруг них озёр — всё знали древние сказочники. Однако до сих пор едва ли половина башкирских преданий переведена на русский язык.
Уральская семья народов.
14 Май 2012
admin
На Северном Урале, на восточной стороне живет один из коренных уральских народов манси. В далекие времена их земли простирались далеко на запад от Урала. Об этом нам говорят названия, например рек: Каква, Косьва, Сылва, Сосьва, Лозьва, Москва. Да, да, и Москва — это древняя мансийская река! И другие места в середине Европейской России имеют мансийские корни. Моск — «корова», ва — «река», «вода». Названия рек, озер, гор, селений, очень консервативны и имеют весьма похвальную привычку отражать в себе следы тех народов, что жили здесь ранее, а потом по каким-либо причинам ушедших в другие места.
Уральская семья народов включает 20 национальностей:
ненцы, финны, карелы, мордва, саамы, марийцы, удмурты, венгры, коми, манси, ханты, нганасан, энцы, селькупы, саяно-самодийцы, ижорцы, эстонцы (вопрос спорный), вепсы, ливсы, води, ижорцы, чувашы – кукмарийцы. Некоторые сейчас имеют свое государство (Финляндия, Эстония, Венгрия) или автономию в составе РФ, а некоторые угасают и исчезают с лица земли. Например, нганасанов сейчас насчитывается меньше тысячи человек. Но историками доказано, что к началу нашей эры почти все эти народы плотно заселяли Урал и обширные регионы, прилегающие к нему с запада и с востока и были достаточно многочисленны.
Эти народы, очевидно, занимались скотоводством. Например названия лошади, седла, узды, кнута, стремени практически идентичны в говорах ханты, манси и венгров. И задолго до нашей эры уральские народы освоили земледелие. У них слова со значениями: молоть, корова, пахать, пшеница, полоть, прясть, ступа… Очевидно, что эти слова живут во всех этих говорах еще с времен, когда они принадлежали единому неразделившемуся пранароду. Венгерский ученый Петер Хайд даже считает, что так было еще за полтора тысячелетия до Рождества Христова!
Историк Жеребцов утверждает в пракоми языке широко употреблялись слова «кан» — царь, «оксы» — князь, «тун» — жрец, «айка» — старейшина. Это говорит о сложной социальной организации уральского народа. Слова же золото, платить и все земледельческие термины прауральцы позаимствовали у ираноязычных соседей с юга, т.е у ариев. Очевидно они тесно общались еще в I и II тысячелетиях до н.э. Таким образом уральские народы в те времена не были примитивными, занятыми подбором того, что Бог пошлет — охотой и рыболовством, а производили сами что им нужно то есть пахали землю и занимались скотоводством. А это уже предполагает сложную социальную организацию. Так вот лингвинистический анализ может послужить аргументом такой точки зрения.
Фото Встреча с манси. Мы в походе п.Дятлова, Мань-Пупу-нер-Торре-порре-Из-Печора Я слева в красной куртке
Но кроме того есть еще историческая память народа. Это народные сказания, эпос в котором из поколения в поколение передается опыт жизни. Правда там много причудливых фантазий, но все-таки есть и зерно исторической правды.
P.S. Немного про эстонцев. Они всегда считали себя родственниками финнов, но в наше время есть такая точная наука генетика, она все расставляет по своим местам. Определен генетический код всех ныне существующих народов и когда например археологи находят древние захоронения, то можно по-научному точно определить чьи они родственники. Так например древние гунны, найденные на севере Китая идентичны по коду современным жителям Рязани. А вот эстонцы по словам Тыну Эско «Самый низкий индекс отличия наблюдается у эстонцев с северо-западными русскими, латышами, литовцами и поляками. Генетически наиболее удалены от эстонцев итальянцы, французы, испанцы и северные финны из региона Куусамо. При этом, согласно данным исследования, южные финны также дальше от эстонцев, чем шведы, венгры и северные немцы.» Эстонцы — это генетически по большей части русские, по меньшей остатки племен балтов.
Слайд 4Коми-пермякиКоми-пермяки — коренное население Пермского края. Их предками являлись племена ломоватовской и
родановской культур, расселявшиеся по верхней Каме в VII-XV вв.По переписи 2010 г., численность коми-пермяков в Пермском крае составила 81,08 тыс. человек, в том числе в Коми-Пермяцком округе 57,3 тыс. человек.В состав Русского государства входят в 1472 г. В 1925 г. образован Коми-Пермяцкий национальный (с 1977 по 2005 г. автономный) округ—первый национальный округ в России. В настоящее время этническая территория коми-пермяков сохраняет статус округа в составе Пермского края.Коми-пермяки издавна называли себя пермяками, пермичами, пермянами. Эти самоназвания происходят от слова пермь — которое в письменной форме живет уже более тысячи лет. Ученые выводят происхождение слова пермь из языка вепсов — финноязычного народа Заонежья. Оттуда его принесли на Урал новгородцы. На языке вепсов оно звучало как перема — далекая земля. На верхней Каме древние предки коми-пермяков истолковали его как перемь, а затем придали ему ту форму, которая стала официально употребляемой — пермь. Высказано предположение, что от слова пермь происходит имя эпического коми-пермяцкого богатыря Перы.Коми-пермяки родственны по происхождению и языку народам коми (зырянам) и удмуртам. В языковой классификации народов мира язык трех народов назван пермским. Он образует подгруппу финно-угорской группы уральской языковой семьи.Судя по археологическим памятникам и топонимическому материалу, этническая территория коми-пермяков распространялась на весь Пермский край. Она стала сокращаться в связи с тем, что в местах расселения, предков коми-пермяков с конца XV в. начали селиться русские.Коми-пермяки имеют свой миф о сотворении Мира. «Eн как создатель солнца, звезд, птиц людей поселился на небе, а Куль — создатель нижнего мира и злых духов — в воде, средний, земной мир был дарован человеку.»Самыми любимыми героями легенд и преданий коми-пермяком являются Кудым-Ош и Пера-богатырь. Как гласит эпос, они оба сделали много полезного для своего народа. Кудым-Ош научил земляков плавить железо и делать из него орудия, из дальних мест привозил семена хлебных культур и красивые товары. Пера победил лешего, водяного и змея, чтобы народу жилось спокойно.На земле коми-пермяков на протяжении полутора тысяч лет развивалось искусство медно-бронзового литья, получившее название «пермский звериный стиль». Его содержание и художественную специфику составляют зооморфные (медведь, лось, бобр-ящер, конь, лебедь, утка, змея) и зооантропоморфные (человек-лось, человек-птица) образы, тесно связанные с общественным строем племен, хозяйственной деятельностью, религиозными представлениями, знаниями об окружающей среде.В коми-пермяцком крае получила распространение храмовая деревянная скульптура — также одно из ярких художественных явлений Пермского края. К числу наиболее интересных произведений относятся те, которые происходят из сел Большая Коча, Ёгва, Коса, Юксеево.Основным занятием коми-пермяков издавна было: земледелие. Выращивали рожь, ячмень, овес, а в южных районах — пшеницу и просо. Животноводство представлено разведением лошадей, коров, овец, свиней, кур. Коми-Пермяки были искусными рыболовами и охотниками.До нашего времени сохраняется значение собирательства. Все коми-пермяки занимались промыслами и ремеслами: натуральный характер хозяйства диктовал необходимость овладения навыками обработки природных материалов.Современные коми-пермяцкие мастера не только сохраняют традиционные виды промыслов и ремесел, но и развивают новые.
Древние арии
В 1987 году на территории Челябинской области участники Урало-Казахстанской археологической экспедиции обнаружили укрепленное поселение, построенное в конце III – начале II тысячелетия до нашей эры. Данный исторический памятник называется Аркаим. По мнению ученых, когда-то это был город древних ариев, которые впоследствии мигрировали с земель Южного Урала на территории современных Ирана и Индии.
Археологи обнаружили несколько памятников аркаимского типа в Челябинской области, на юго-востоке Башкортостана, в Оренбуржье и на севере Казахстана. Все эти поселения были построены около 4 тысяч лет назад, в бронзовом веке. Их относят к так называемой культуре Синташты, возникшей в ходе индоевропейской миграции ариев.
Аркаим был хорошо укрепленным городом-крепостью, его защищали сразу две круговые стены. Жители древнего поселения, по данным антропологов, принадлежали к европеоидной расе. Они занимались земледелием и животноводством. В городе работали гончарные мастерские, местные мастера изготавливали различные изделия из металлов.
Некоторые этнографы считают жителей Аркаима предками славян.
Национальные наряды
Народные традиции Урала и уральского народа воплотились в одежде. Южноуральские, башкирские и татарские костюмы имеют одно происхождение. Они напоминают стандартные одежды кочевников из Сибири и Центральной Азии. На платьях присутствовала вышивка, а под них надевали безрукавку. На голову женщины надевали кашмау — головной убор наподобие колпачка. Сверху кашмау оборачивали белым покрывалом. У женщин колпачок был однородным, а у незамужних девушек — украшен бисером и монетами.
В некоторых областях женским нарядом был сарафан, под которой носили длинную рубаху с рукавами. Грудь украшал самый яркий элемент национального костюма — нагрудник. На него нашивали монеты, кораллы, кусочки стёкол или самоцветов, звенья и т.д. Этот элемент костюма очень тяжёлый, но он считался самым важным, и не только из-за красоты: по нему определяли, насколько богата семья девушки и хорошее ли приданное дадут за невесту. У мужчин национальный костюм был ярким. Он состоял из штанов и рубахи, а сверху в праздники надевали кафтан. Самой распространённой обувью были лапти, а в холодное время года – сапоги.
Нагайбаки
Много споров ведётся и вокруг представителей этого народа. По одной из версий, их предками были тюрки, но принявшие христианство. В истории России особенно знамениты нагайбакские казаки, принимавшие самое деятельное участие в боевых действиях XVIII века. Проживают на территории Челябинской области.
Являются населением, относительно которого ведётся много споров, так как очень мало достоверных сведений о них. Большинство выводов сделаны на уровне предположений, гипотез. Ряд историков считают это население пришлым, особенно много пришло их с началом завоевательных походов золотоордынских ханов. Хотя, патриотично настроенные историки, видят в этом заселении лишь вторую волну. Предполагают, что татары упоминались как населявшие Урал ещё в XI веке. Об этом свидетельствуют персидские источники. Занимают второе место по численности, уступив лишь русским. Самое большое их количество проживают на территории Башкирии (около миллиона человек). Во многих районах Урала встречаются полностью татарские населённые пункты. Большинство татар придерживаются исламского вероисповедания и традиций.
Традиции народов Урала интересовали меня давно. Знаете, о чем я вдруг подумала? Весь Интернет наводнен блогами, постами и отчетами о путешествиях и исследованиях традиций европейских стран и народов. А если и не европейских, то все равно каких-нибудь модных, экзотических. В последнее время масса блогеров повадились просвещать нас о жизни в Таиланде, например.
Меня и саму манят суперпопулярные, невиданной красоты места (ах, моя любимая Венеция !). Но ведь народы заселяли любые уголки нашей планеты, иногда даже вроде и не совсем пригодные для жилья. И всюду обживались, обзаводились своими собственными ритуалами, праздниками, традициями. И ведь наверно эта культура каких-нибудь малых народов ничуть не менее интересна? В общем, я решила вдобавок к своим давним объектам интереса потихоньку добавлять новые, неизученные мною традиции. И сегодня возьму-ка я для рассмотрения… ну вот хотя бы это: Урал, граница между Европой и Азией.
Народные умельцы
Весь мир знает уральские самоцветы. Но дело не только в том, что в этом регионе хранились несметные природные богатства. Ещё здесь жили талантливые декораторы и мастера по обработке драгоценных камней. Лучшие образцы ювелирного искусства изготовлены именно тут, и они заслуженно обрели международную славу.
Это мастерство начало развиваться ещё с тех пор, как Пётр I основал гранильную промышленность. С тех времён огранка и обработка самоцветов стали делом, которое часто передавалось из поколения в поколение. Именитые мастера нередко набирали учеников со стороны, проводя жёсткий отбор. Заниматься ювелирным делом было очень престижно, так как профессия давала отличный доход.
В искусных изделиях воплощались культурные художественные традиции Урала, по которым можно отследить изменения в тенденциях оформительского мастерства. Фантазия и отличный вкус — основные характеристики уральских мастеров.
Коренные народы Урала
Урал населяют самые разные народы – башкиры, татары, марийцы и т. д. Однако и до их прихода уральская земля была заселена людьми. Ученые считают, что один из коренных народов Урала – это манси, которых до революции называли вогулами.
Рисунок 1. Коренные народы Урала. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вогулы вели кочевой и оседлый образ жизни. Летом они жили в чумах, а зимой в шалашах или в юртах с оборудованным очагом. Оседлые вогулы строили бревенчатые хижины с земляным полом и плоской крышей. Занимались они в основном охотой, а с приходом русских переняли их порядки и обычаи. Численность этого народа сегодня сокращается, а молодежь порой даже не знает родного языка.
В таежной зоне Северного Приуралья селились коми или зыряне, которые тоже относятся к угро-финской языковой группе. Как и вогулы, они занимались охотой, земледелием и скотоводством.
В пределах современного Пермского края, а раньше Пермской области проживают коми-пермяки, которые появились на Урале к концу первого тысячелетия. Численность коми-пермяков в то время составляла не менее 4,5 тыс. человек, а территория расселения народа совпадала с границами Перми Великой. В ходе колонизации они переселились на берега рек Косы и Иньвы, где и сегодня сохраняется основное ядро этого народа.
Небольшой по численности коренной народ Пермского края – коми-язьвинцы, проживают на своей исторической родине – на верхней Язьве в Красновишерском районе.
Готовые работы на аналогичную тему
Башкиры упоминаются в летописях, начиная с X века. Их предки проживали в степях Приаралья, а затем мигрировали в степи и лесостепи Южного Урала.
Коренной народ Урала – марийцы, которых прежде называли черемисы или мари, тоже относятся к финно-угорским народам. Сегодня они проживают в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. В Свердловской области так же есть марийские деревни.
При смешении финно-пермских и угорских народов в IX веке нашей эры сформировались древние удмурты. Формирование народа проходило в междуречье Волги и Камы. Численность удмуртов в XVI веке не превышала 4000 человек.
В Челябинской области в Нагайбакском районе живут потомки крещеных татар-казаков, которых называли нагайбаки. Их считают потомками ногайских татар, и сегодня они имеют статус коренного малочисленного народа.
Вторым по численности народом Урала после русских являются татары. Значительная их часть проживает в Башкирии. Есть на Урале и полностью татарские деревни.
Скифы
Ираноязычные племена кочевников-скотоводов, зародившиеся на Алтае, не раз завоевывали территорию Урала в ходе своих миграций. Вернувшись из похода на Ближний Восток, воинственные скифы обосновались в этом регионе в VII веке до нашей эры. Они оказали огромное влияние на развитие местной культуры, практически все – от животноводческого инвентаря и до одежды – жители приуральских степей заимствовали от скифов.
Оружие и конская упряжь, первые бронзовые зеркала, лепные сосуды и многие другие предметы быта, относящиеся к скифской культуре, находят ученые в археологических раскопках на Урале. Вплоть до IV века нашей эры представители этого древнего народа жили в данном регионе, затем они перекочевали на юг Восточной Европы.
Народы Урала и их традиции
Урал — многонациональный регион. Кроме основных коренных народов (коми, удмурты, ненцы, башкиры, татары), его населяют и русские, чуваши, украинцы, мордва. И это еще неполный список. Разумеется, я буду начинать свое исследование с некой общей культуры народов Урала, не подразделяя ее на национальные фрагменты.
Для жителей Европы этот регион в былые времена был малодоступным. Морской путь к Уралу мог пролегать только лишь по северным, чрезвычайно суровым и опасным морям. Да и по суше нелегко было добраться — препятствовали дремучие леса и раздробленность территорий Урала между различными народами, которые нередко находились в не слишком добрососедских отношениях.
Поэтому культурные традиции народов Урала довольно долго развивались в атмосфере самобытности. Представьте себе: пока Урал не вошел в состав Русского государства, большинство местных народов не имело собственной письменности. Зато позже, с переплетением национальных языков с русским, многие представители коренного населения превратились в полиглотов, знающих два-три языка.
Устные же предания народов Урала, передающиеся из поколения в поколение, насыщены цветистыми и таинственными сюжетами. В основном они связаны с культом гор и пещер. Ведь Урал — это, прежде всего горы. И горы не обычные, а представляющие собой – увы, в прошлом! – сокровищницу различных полезных ископаемых и самоцветов. Как сказал когда-то уральский шахтер:
Среди народов Урала существовало поверье, по которому требовалась особая аккуратность и уважение в отношении к этим несметным сокровищам. Люди верили, что пещеры и подземные кладовые охраняют магические силы, которые могут одарить, а могут и погубить.
Уральские самоцветы
Петр Первый, основав на Урале гранильную и камнерезную промышленность, положил начало небывалому буму на уральские минералы. Архитектурные сооружения, декорированные натуральным камнем, украшения в лучших традициях ювелирного искусства завоевали не только российскую, но и международную славу и любовь.
Однако не стоит думать, что ремесла Урала получили известность только благодаря такой редкой удаче с природными ископаемыми. Народы Урала и их традиции — это в первую очередь рассказ о великолепном мастерстве и фантазии народных умельцев. Этот регион славится традицией резьбы по дереву и по кости. Интересно выглядят деревянные крыши, уложенные без использования гвоздей и украшенные вырезанными «коньками» и «курицами». А народ коми еще и на отдельных шестах возле дома устанавливал такие деревянные скульптуры птиц.
Раньше мне доводилось читать, да и писать о скифском «зверином стиле». Оказывается, есть такое понятие и «пермский звериный стиль». Его убедительно демонстрируют древние бронзовые фигурки мифических крылатых существ, найденные археологами на Урале.
Но особенно мне интересно рассказать вам о таком традиционном уральском ремесле, как каслинское литье. И знаете почему? Потому, что я не только уже знала раньше об этой традиции, я даже имею собственные экземпляры промысла! Каслинские мастера отливали поразительные по изяществу творения из такого, казалось бы, неблагодарного материала, как чугун. Они выполняли не только канделябры и статуэтки, но даже и ювелирные украшения, которые прежде изготавливались только из благородных металлов. Об авторитете этих изделий на мировом рынке говорит такой факт: в Париже литой чугунный каслинский портсигар имел ту же цену, что и равный ему по массе серебряный.
Каслинское литье из моей коллекции
Я не могу не сказать об известных деятелях культуры Урала:
Павел Бажов. Не знаю, читают ли нынешним детям сказки Бажова, а мое поколение в детстве трепетало от этих увлекательных, захватывающих дух сказаний, которые как будто переливались всеми красками уральских самоцветов.
Владимир Иванович Даль. Он уроженец Оренбурга, а на счет его вклада в русскую словесность, литературу, историю, традиции народов Урала — думаю, объяснять ничего не надо.
Но вот про следующую фамилию — хочется подробней. Строгановы — род русских сначала купцов и промышленников, а с 18 века — баронов и графов Российской империи. Еще в 16 веке царь Иван Грозный пожаловал Григорию Строганову огромные владения земли на Урале. С тех пор несколько поколений этого рода развивали не только промышленность края, но и его культурные традиции. Многие Строгановы интересовались литературой и искусством, собирали бесценные коллекции картин и библиотеки
И даже — внимание! — в традиционные блюда Южного Урала фамилия оставила свой заметный след. Ибо всем известное блюдо «бефстроганов» является изобретением графа Александра Григорьевича Строганова.
Удмурты народ
Первоначально входили в состав Волжской Булгарии, после завоевания монголо-татарами включены в Золотую Орду. После её распада часть Казанского ханства. В составе России со времён Ивана Грозного, захватившего Казань. В XVII- XVIII веках удмурты активно участвовали в восстаниях Степана Разина и Емельяна Пугачёва. Город Ижевск столица современной Удмуртии основан во второй половине XVIII в. графом Шуваловым при железоделательном заводе.
Большинство народов Урала проживают здесь всего несколько столетий, являясь пришлым населением. А что же до них? Уральская земля была облюбована людьми очень давно. Истинно коренным народом принято считать , ранее имеющим название вогулы. В местной топонимике и сейчас встречаются названия, связанные с этим именем, например, речка Вогуловка и одноимённый населённый пункт.
Манси принадлежат к финно-угорской языковой семье. Они являются родственниками с хантами и венграми. В глубокой древности заселяли земли, севернее Яика(Урала), но были согнаны с обжитых территорий пришедшими кочевниками. Летописец Нестор называет их «югрой» в древнейшей летописи «Повесть временных лет».
Манси малочисленный народ, состоящий из 5 самостоятельных и изолированных друг от друга групп. Их различают по месту проживания: верхотурская, чердынская, кунгурская, красноуфимская, ирбитская.
С началом российской колонизации, заимствовали многие традиции и культурно-бытовые особенности. Охотно вступали в семейно-брачные отношения с русскими. Но смогли сохранить самобытность.
В настоящее время народ относится к малочисленным. Исконные обычаи забыты, угасает язык. Стремясь получить образование и найти хорошо оплачиваемую работу, молодое поколение уезжает в Ханты-Мансийский округ. Поэтому, представителей древних традиции насчитывается порядка двух десятков человек.
Список литературы
- В.А. Иванов, А.И. Кортунов, В.И. Косянов, С.М. Чугунов. Оренбургское и Уральское казачьи войска : история и культура: учебное пособие. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009 – С. 180.
- С. Я. Зданович, Т. В. Любчанская. Народы Южного Урала: история и культура : учебное пособие. Челябинск: ЧГУ, 2006. С – 305.
- История казачества азиатской России : В 3 т. /Т. 2: Вторая половина XIX-начало XX века / ; Редкол.: В. Ф. Мамонов (отв. ред.) и др. – Екатеринбург: НИСО УрО РАН, 1995. С – 252.
- А.В. Сопов. Проблема этнического происхождения казачества и ее современное прочтение. // Вестник московского университета, серия 8, история, 2008, № 4. С – 66-85.
- С.В. Голикова. Похоронные обряды русских Урала середины XIX – начала XX в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2012. № 4 (19). С – 118-122.
- Н.А. Халиков. Традиционное хозяйство татар-казаков Южного Урала (вторая половина XIX-начала XX вв.). // Средневековые тюрко-татарские государства. 2021. № 8. С – 264-271.
- В.А. Кузнецов. Образ жизни как фактор формирования патриотического сознания военно-служилого сословия // Вестник Челябинского университета. Сер. 1, История. 2002. № 2. С – 36-55.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.
Авары
В VI веке на Урал из Азии вторглись авары. Этот народ представлял собой союз нескольких племен, основная часть которых была тюркоязычными. Хотя некоторые исследователи причисляют аваров, скорее, к монголам. Однако в их составе были и так называемые нирунские роды, чьи представители относились к европеоидной расе.
В сохранившихся летописях Древней Руси представители этого народа названы обрами. Авары были кочевниками-скотоводами. Они ненадолго задержались в приуральских степях, перебравшись в Европу. Между Карпатами и Дунаем был создан Аварский каганат, откуда совершались многочисленные набеги на земли славян, германцев, Болгарию и Византию.
В конце VIII века франки в результате двадцатилетней войны разгромили аваров, впоследствии представителей этого народа ассимилировали венгры и болгары.
Национальность башкиры
Башкиры, как и многие другие народы, впервые появляются в источниках только с X века. Образ жизни и занятия традиционны для этого региона: охота, рыболовство, кочевое скотоводство. В это же время были завоёваны Волжской Булгарией. Вместе с завоеванием вынуждены были принять ислам. В XIX в. по их территориям правительство России решило проложить железнодорожные пути, связывающие русский центр и район Урала. Благодаря этой дороге, земли были включены в активную экономическую жизнь, ускорилось развитие народов. Особенно быстро стал развиваться район с открытием в недрах земли нефти. В XX в. республика Башкирия стала крупнейшим центром нефтяной промышленности. Важную роль сыграл район в годы Великой Отечественной войны. На территорию края эвакуировались промышленные предприятия из районов, которым угрожала фашистская оккупация. Было перевезено около 100 промышленных объектов. Многие из них стали основой для дальнейшего использования. Столицей Башкирии является город Уфа.
Проживают во многих районах современного Урала. Существует много версий перевода имени черемисы. Одна из них говорит о татарском происхождении. Согласно ней, слово значит – «препятствие». До октябрьской революции использовалось именно это название народа, но позже его признали унизительным и заменили. В настоящее время, особенно в научных кругах, начинает использоваться заново.