Самые известные урочища россии: обзор с фотографиями и легендами

Что такое урочище?

Истоки слова «урочище» уходят в стародавние времена, поэтому о его происхождении и изначальном толковании сложно судить однозначно. Вероятнее всего оно образовалось от родственных слов «урок» или «урочный». Уроком называли как нечистый сглаз, проклятие, так и условие либо некую сделку. Глагол «урочить» означал сглазить, испортить либо нарекать, а слово «урочный» — условленный или заранее установленный. Урочищем же называли:

  • Определённое место, о котором говорилось в неком уговоре. Первоначально урочища могли быть связаны с человеческой деятельностью, например, вырубкой леса.
  • Также урочищем называли характерную природную особенность, служившую естественной границей — межой — например, овраг, отделяющий луг от леса. Кстати, землемеров называли «урочниками».

Названия самих урочищ также в основном связаны с какими-либо природными или историческими отличиями, характерными для местности. Со временем они менялись, забывались либо приобретали новое толкование. Те урочища, которые обозначают заброшенные древние поселения или скопления причудливых камней — то ли естественного, то ли рукотворного происхождения, часто овеяны легендами и так или иначе связаны с местными преданиями. Подобные места не без оснований притягивают историков, археологов, геологов, кладоискателей, эзотериков и просто туристов.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы (1862- 1864гг.)

Селение образовалось на месте древнего Ялтинского острога, построенного русскими казаками на левом берегу р. Илги и середине XVII пека. Точная дата основания острога неизвестна, но первые документы о нем относятся к 1664 году. Острог был прямоугольным со сторонами 30 и 22 саженей. В стенах его располагались 3 амбара, колокольня и проезжая башня. О церковном здании и остроге впервые упоминается и передаточной описи 1706 года «Илгинской острожек з башнею, а в нем церковь Божия».

Из благословенной грамоты Тобольского митрополита Антония ясно, что церковь эта была деревянная, именовалась Знаменской и имела придел Николая Чудотворца. В 1730 она сгорела, и вместо нее была построена новая того же наименования. В 1731 в ведение Иркутской епархии были переданы церкви бывшего Илимского заказа, и в числе прочих названа другая церковь Илгинского острога — во имя Богоявления. А в описи острога, относящейся к 1744 году, упомянуты уже две церкви: “В нем церковь Знамения Пресвятые Богородицы, деревянная. За острогом церковь Богоявления Господня”. Предполагается, что Знаменская церковь, находящаяся в стенах острога, была построена еще в XVII веке, раньше Богоявленской, и дала одноименное название поселению.

Народное предание, записанное в XIX веке, повествует, что здесь последовательно возвели четыре Знаменские церкви. Первая церковь и сменившая ее вторая стояли на одном и том же месте на горе. Вероятно, именно здесь размещался острог. Впоследствии на этом месте была сооружена часовня, не дошедшая до наших дней.

Третья по времени построения Знаменская церковь располагалась уже рядом с существовавшей тогда Богоявленской церковью, колокольней и богадельней. Все постройки были огорожены общей оградой из балясин. Этот редкий для Сибири храмовый комплекс запечатлён на плане, составленном в первой трети XIX века И. Кожевиным, коллежским регистратором Императорской Академии. Знаменская церковь размещалась с восточной стороны. Чертёж довольно подробно передает планировку церкви, построенной в традициях XVIII века – с трапезной шире храма, и галереей, огибающей церковь с запада и севера. Кроме того, на плане хорошо виден двухчастный алтарь – архаичный приём культового зодчества.

Последняя четвёртая Знаменская церковь была возведена в 1862-1864 на средства прихожан. Значительные пожертвования внёс крестьянин А. Стрелов, за что получил особое благословение Синода. Кроме того, верхоленский купец 2-ой гильдии М.И. Серебренников устроил на свои средства иконостас. Проект церкви был составлен неким Жаровым на основе образцовых проектов. Заложили её 24 мая 1862, а 9 и 10 ноября 1864 освятили два престола: один – во имя Знамения Пресвятой Богородицы, второй – во имя Николая Чудотворца. В 1910-е годы приход церкви насчитывал 3028 человек.

Церковь была одноэтажная и одноглавая. Высокий кубический храм дополнялся более низкими прямоугольными выступами алтаря и притвора под двухскатным кровлям по фронтонам. Храм завершала четырёхскатная кровля, в которую врезались небольшие щипцовые фронтоны по всем фасадам. Венчала постройку небольшая главка на восьмигранной шейке.

В скромных симметричных фасадах прослеживалось влияние классицизма. Стены были обшиты досками с последующей окраской, углы их были акцентированы лопатками. Рамочные наличники с двухстворчатыми ставнями завершались горизонтальными сандриками.

Недалеко от церкви стояла высокая колокольня, построенная ещё в 1731 году. Её массивный восьмигранный сруб покоился на четвериковом основании. Венчал её купол со шпилем.

В годы советской власти церковь закрыли и устроили в ней среднюю школу. В настоящее время здание перенесли, при этом его значительно перестроили для спортивной школы.

Значение слова «урочище» на картах

В современном толковании «урочище» имеет несколько значений. Как и в прошлом, сейчас урочищами именуются участки, отделяющие одну местность от другой, отличительные ориентиры, а также выделяющиеся географические объекты — места с характерными особенностями, контрастирующие с окружающей местностью. Это могут быть:

  • небольшая гора или болотце посреди леса;
  • приметная роща или бор посреди лугов;
  • скальный массив необычной формы в степи;
  • каменные мегалиты контрастирующие с обычным для данной местности рельефом;
  • отдельно расположенное поселение (хотя в случае с населёнными пунктами урочищами чаще считают только покинутые места);
  • И др.

Характер урочища часто можно понять по самому названию. Скажем, Зеленый Мхи, почти наверняка, относятся к ландшафтному ориентиру, а условное урочище Филимоново скорее будет связано с деятельностью человека.

На картах, изданных в России или в странах бывшего СССР, урочищами названы некоторые территории с устойчивыми названиями у местных жителей, что также укладывается в общее определение — раз им дано название, значит, они чем-то примечательны.

Специальных карт или полного списка урочищ России не существует, но, как уже было упомянуто, они часто отмечаются на топографических картах

Пересчитать или подробно рассмотреть все урочища едва ли возможно, поэтому в рамках статьи уделим внимание лишь нескольким, наиболее интересным.

Урочища Алтая

Алтайские горы — уникальный регион нашей страны, климат и фауна которого практически не изменились со времён последнего ледникового периода. Первозданная величественная природа, многочисленные следы древнейших человеческих стоянок и удивительные археологические артефакты, этническое многообразие и удивительный сплав разных культур неизменно привлекают сюда исследователей и туристов.

Аккурум

Самые примечательные объекты урочища называются каменными грибами — это столбы высотой от 2 до 20 метров, увенчанные характерными каменными шляпками. Считается, что такая форма рельефа возникает естественным путем под воздействием сил природы — более «мягкая» порода ножки выветривается быстрее, чем более твердая порода «шляпки», что и создает в результате грибообразный силуэт. В геологии такой процесс называется денудацией — неоднородным вымыванием горных пород. Интересно, что «ножка» гриба шероховатая с выступающими мелкими камешками, а вот поверхность шляпки — гладкая. Впрочем, что ни говори, а глядя на эти каменные исполины, глазам трудно поверить в то, что их действительно выточил ветер.

Положение и количество каменных грибов со временем изменяется: старые грибы разрушаются, в том числе в результате землетрясений, так в 2003 году после серии землетрясений стразу несколько каменных великанов лишились своих шляп.

Рядом с урочищем протекает река Чулышман, впадающая в расположенное неподалёку Телецкое озеро. С алтайского языка название «Аккурум» переводится как «Белая осыпь».

Церковь Богоявления Господня (1731г.)

Вторая церковь в селе Знаменка, построенная рядом с Илгинским острогом, называлась Богоявленская. Она была сооружена старанием прихожан в 1731 году и сохранялась до XX века. Возвели ее вместо одноименной и сгоревшей церкви, построенной, вероятно, в начале XVIII века. Богоявленская церковь была деревянная летняя (холодная) и имела два престола: главный южный — в честь Богоявления Господня и придельный северный — в честь Рождества Предтечи и Крестителя Иоанна.

Сохранился любопытный документ, в котором передано трепетное отношение прихожан к своему храму. В 1822 году во время всенощной службы от удара молнии он загорелся. Пожар тут же начали заливать водой, но, несмотря на неимоверные усилия людей, огонь не утихал тогда вместо но ды принесли квас и молоко и, залили ими весь храм, погасили пламя. При ремонте в середине XIX века облик постройки несколько изменился, но сохранился рисунок храма, запечатлевший первоначальный облик.

Богоявленская церковь была одной из самых известных в Иркутской епархии. Ее выдающиеся архитектурные достоинства были отмечены еще в начале XX века исследователями русской архитектуры И.Э. Грабарем и В.В.Сусловым; “церковь по своим размерам, стройным пропорциям, силуэту и характерным формам представляет собой один из интереснейших памятников русского деревянного зодчества вообще”. В 1915 году храм посетил и затем очень подробно описал известный иркутский исследователь и любитель старины И.И. Серебренников.

В 1925 году постановлением Иркутского губисполкома Богоявленская церковь была рекомендована к взятию под государственную охрану как памятник архитектуры. Но по приказу невежественных местных руководителей церковь разобрали в 1932 году. Часть ее удивительно крепких бревен использовали при строительстве Жигаловского райисполкома, остальной материал пошел на дрова.

В основе композиции — вертикаль храма с крупным двухсветным четве¬риком на подклете, завершенным широким восьмериком с высоким крупным шатром. На углах четверика располагались четыре небольших купола с маленькими главками (позже форма их была изменена). С востока две соединенные пятигранные апсиды. Каждая была перекрыта бочкой с главкой, в торцах бочек иконы. С западной стороны — по высоте равная алтарю трапезная с папертью, устроенной на выпусках бревен, и крыльцом с живописным бочечным покрытием. Под всей церковью был сделан хозяйственный подклет, освещенный небольшими окнами, — в нем хранилась старая церковная утварь. Вдоль южной стены храма была открытая галерея, огороженная балясником, утраченная во время последующих ремонтов. С западной и северной сторон церковь огибала широкая крытая галерея, также впоследствии разобранная.

Церковь имела небольшие оконные проемы в два света (судя по рисунку — со слюдяными оконницами). Перемычки окон в храме и алтаре были луч¬ковыми, что совсем не характерно для того времени. Стены, рубленные из бревен с остатком, впоследствии были обшиты.

Судя по старинному чертежу, четверик храма был сложен из сорока венцов бревен, то есть имел около 12-14 метров в высоту. Археологическая комиссия в начале XX века подтвердила крупные размеры постройки, значительно превосходившей все известные деревянные церкви Иркутской епархии — высота ее достигала 18 саженей (более 38 метров). При этом необходимо отметить, что ко времени замеров церковь значительно просела и вход в подклет был затруднен. Таким образом, первоначальная высота храма, вероятно, достигала 40 метров.

Уникальны были архаичные интерьеры церкви. В трапезной два ряда фигурных столбов поддерживали плоское перекрытие. Вдоль столбов размещались широкие лавки. В храме был установлен пятиярусный иконостас с иконами на расписных тяблах, в нижнем ярусе резной. Стены внутри храма были покрыты священными изображениями, написанными на полотне, вероятно, в начале XIX века. С западной стороны на середине высоты храма были устроены хоры, на которые вела крутая лестница.

В архитектуре Богоявленской церкви соединились особенности, выработанные храмовым зодчеством XVII—XVIII веков, и вместе с тем это был уникальный памятник, обладавший рядом своеобразных элементов. В целом это был один из наиболее ярких памятников деревянной народной архитектуры Сибири.

 

 

Путешествие по заброшенным церквям

Команда «Нашего Урала» посетила 8 заброшенных церквей в 8 населенных пунктах.

Село Галкинское: Боголюбская церковь

Первой в списке посещения стала Боголюбская церковь в селе Галкинское.

Церковь была заложена в 1842 году и является главным храмом в честь Боголюбской иконы Божией матери, написанной в память явления Божией Матери Святому Благоверному, Великому князю Андрею Боголюбскому в 1157 году.

Закрыли храм в 1938 году. С тех пор он так и стоит пустой, медленно обрастая дикой растительностью и пряча под своей крышей гнезда сорок.

Двери церкви заколочены, поэтому забраться туда можно лишь через окно. Также через лаз в стене можно забраться на крышу. Однако никаких лестниц и прочего там нет, поэтому в одиночку сделать это будет затруднительно.

Вся крыша давно поросла различными кустами и травой.

Зато отсюда можно более детально рассмотреть купола церкви и звонницу (точнее то, что от них осталось).

Свердловская область, история Урала, православие, заброшенные церкви, большевики
Свердловская область, история Урала, православие, заброшенные церкви, большевики

Село Куровское: церковь Николая Чудотворца

Вторая церковь в списке – церковь Николая Чудотворца в селе Куровское.

Изнутри она скорее напоминает некий старый склад или заводское помещение.

Однако кое-где проступающие еще фрески и иконы напоминают о том, что когда-то здесь собиралась вся деревня.

Село Анохинское: церковь Иоана Предтечи

В селе Анохинское расположился третий пункт путешествия – церковь Иоана Предтечи. Выполнена она в традиционном, даже классическом, для того времени стиле.

Внутри церкви ни осталось ничего, местами даже отсутствует потолок. Некогда православные фрески покрывает слой граффити и непристойных выражений.

Свердловская область, история Урала, православие, заброшенные церкви, большевики
Свердловская область, история Урала, православие, заброшенные церкви, большевики

Теперь уже вряд ли у кого-то повернется язык назвать это место священным.

Село Стриганское: церковь Троицы Живоначальной

Однако больше всех не повезло церкви Троицы Живоначальной в селе Стриганское.

В отличии от остальных церквей, здесь исчезли не только колокол и внутреннее убранство, но и части стен и целые куски здания.

В 20-30 годы, церковь лишилась задней части стены: коммунисты вырвали ее с помощью тракторов.

Из-за этого церковь имеет сквозное строение и выглядит совсем опустошенной. Кроме того от крыши у нее остались лишь балки.

Деревня Першина: церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В деревне Першина находится небольшая часовенка – церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Ее двери и окна заколочены, поэтому попасть внутрь невозможно.

Тех, кого прельстила дыра в двери, хочу сразу предупредить: пол в церквушке отсутствует, а до земли несколько метров.

Село Крутихинское: церковь Михаила Архангела

Наиболее красивым местом оказалось церковь Михаила Архангела в Крутихинском.

Да, ее архитектура и стиль практически не имеют отличий от всех предыдущих церквей, ее стены также обшарпаны, а убранство разграблено. Однако, вы об этом даже не задумаетесь зайдя внутрь.

Здесь так причудливо переплетается некогда могучая сила человека и сила природы, берущая верх над постройкой.

Кроме растительности, здесь нашли себе пристанище и огромные стаи птиц, чьи крики можно услышать еще на подходе к церкви. Все эти факторы вместе создают незабываемую атмосферу.

Село Чернорицкое: церковь Николая Чудотворца

Предпоследняя церковь в нашем списке, церковь Николая Чудотворца в селе Чернорицкое, преподнесла непредвиденные осложнения.

Оказалось, что с одной стороны ее окружают частные дома, а с другой охраняемое производство. Поэтому осмотреть ее можно только издали.

Свердловская область, история Урала, православие, заброшенные церкви, большевики
Свердловская область, история Урала, православие, заброшенные церкви, большевики

Село Шогринское: Свято-Никольская церковь

Завершила наше путешествие Свято-Никольская церковь в селе Шогринское.

Свою историю церковь начала в 1830 году попала под антирелигиозную пропаганду в 20-30-е годы.

Однако в 90-е годы власти взялись за реставрацию православной обители: из всего списка этой чести удостоилась лишь она.

Однако далеко дело не продвинулось: реставрации подверглись лишь купола церкви.

Судя по состоянию балок, ремонт церкви закончился уже в конце 90-х начале 2000-х годов.

Как можно догадаться, точных адресов у церквей уже не существует. Однако большинство из них можно увидеть сразу при заезде в населенный пункт: как правило церкви являются наиболее высокими постройками.

Фильм расскажет о детстве Героя Советского Союза, её юности и подвиге.

Фото: архив центра «Земля героев»

На родине Зои Космодемьянской, в гавриловском селе Осино-Гай, прошли съёмки фильма к 100-летию со дня рождения партизанки. В фильме будет рассказано о детстве Зои, юности и подвиге во время Великой Отечественной войны.

Над фильмом работают сотрудники Музейного комплекса памяти Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, посвящённого контрнаступлению советских войск в битве под Москвой (6+), из села Петрищево Рузского городского округа Московской области.

В Осино-Гае они провели один день. Пообщались с директором местного центра «Земля героев» (6+) Галиной Судоргиной, запечатлели на видеоплёнку уникальные экспонаты — личные вещи Зои Космодемьянской, которыми она пользовалась в детстве.

Галина Судоргина и методист Лариса Чубарова в интервью рассказали на камеру об истории села, детстве Зои до 1939 года: после переезда семьи в Москву каждое лето она приезжала в село на каникулы к бабушке.

Фото: архив центра «Земля героев»

Съёмочную группу интересовала также история создания и открытия бюста героини около осино-гайской школы и мемориала в центре села. Авторы побывали в Знаменской церкви, где служил настоятелем Пётр Космодемьянский, дед Зои, на его могиле, которая находится у храма.

Фильм будет документальным. Помимо историй из Осино-Гая, посвящённых детству комсомолки, в него войдут кадры из 201-й школы Москвы, где училась Космодемьянская. Отдельную часть кинокартины посвятят нахождению Зои в разведывательном отряде и трагической гибели от рук фашистов.

Существует несколько вариантов названия фильма, их пока не разглашают. Завершить работу над картиной планируют в конце лета.

Премьерный показ пройдёт в музее в Петрищево, затем фильм предоставят центру «Земля героев» для показа школьникам и всем землякам партизанки к 100-летию со дня её рождения, которое будет отмечаться 13 сентября этого года.

— С нетерпением будем ждать конечный результат. Надеемся, что фильм найдёт достойный отклик в сердцах зрителей, особенно молодого поколения,
сказала Галина Судоргина

В подарок музею «Земля героев» коллеги из Рузы преподнесли переизданную книгу Любови Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре» (12+), фоторамку с видами Петрищева, памятные сувениры.

Фото: архив центра «Земля героев»

Экспозиция Музейного комплекса памяти Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, посвящённого контрнаступлению советских войск в битве под Москвой (6+), посвящена героям и событиям Московской битвы 1941-1942 годов и подвигу Зои Космодемьянской.

Имя девушки, как отметили сотрудники гавриловского и московского музеев, стало символом героизма, мужества и патриотизма советского народа в годы Великой Отечественной войны против фашизма.

Урочища Крыма

Географическое положение, природа, климат и история сделали Крым одним из самых популярных мест для туризма. Особый интерес представляют и урочища Крыма, среди которым много поистине уникальных объектов.

Артек

Известный на весь мир детский лагерь получил своё название от одноимённого урочища, расположенного у подножия горы Аю-Даг.

Артек богат на археологические находки. Советские учёные обнаружили здесь остатки поселения, существовавшего около двух тысяч лет назад. Ещё раньше на территории урочища обитал народ тавров, оставивший после себя многочисленные дольмены — Таврские каменные ящики. На протяжении всей истории эти места то разорялись, то заселялись вновь — так, в VIII поселения Артека были разорены хазарами, после чего уже в 1475 году эти земли были завоеваны турками. Во времена Российской империи здесь расположились частные дома, после чего место стало курортом, а в XX веке — превратилось в один из крупнейших детских лагерей отдыха в мире.

Как и рядом со многими другими старыми урочищами, здесь часто наблюдают НЛО и фиксируют различные аномальные явления.

Версии происхождения слова «артек»:

  • «άρκτος« — «арктос» (греч.) — медведь. Кстати, расположенная рядом гора Аю-Даг означает ровно то же самое — «Медведь-гора» (тюркск.).
  • «oρτύκια« — «ортека» (греч.) — перепёлка. Во время перелётов здесь действительно останавливаются большие стаи этих птиц.
  • «άρτος» (греч.) — хлеб.
  • «артык» — слово тюркского происхождения, означающее «буйвол».

Демерджи

Главной частью урочища является «Долина привидений», наполненная каменными валунами причудливых форм. Фигуры напоминают статуи людей, животных, вымышленных существ и загадочных предметов. Примечательно, что само название «демерджи» с крымско-татарского переводится как «кузнец», так что долина, возможно, издревле считалась результатом трудов некого искусного кузнеца, хотя ученые, конечно, не признают никакие иные версии, кроме природного происхождения каменных исполинов вследствие выветривания (кстати, сам факт имевшего место выветривания скальных пород не отменяет того, что древние люди могли заметить сходство некоторых валунов с людьми и животными и намеренно его усилить — такая «частичная» обработка мегалитических камней встречается в мире повсеместно). 

Местные же легенды гласят, что застывшие фигуры — это окаменевшие воины. Особенно эффектно каменные фигуры выглядят в тумане, который здесь встречается очень часто — при этом, в зависимости от формы и плотности тумана, освещения и времени суток они каждый раз выглядят совершенно по-разному.

Урочище Демерджи — единственное в Крыму место, где можно наблюдать редкое оптическое явление, называемое горным или Брокенским призраком. Это интересный эффект, когда тень от смотрящего может проявиться на облаках или в тумане в противоположном от солнца направлении. Такая тень часто бывает невероятно большого размера и может быть окружена радужным кольцом — глорией.

Конечно, это лишь малая часть урочищ, разбросанных по территории нашей страны и далеко не все из них исследованы

Обратите внимание на урочища, которые отмечены на картах вашей местности, поищите местные легенды, которые могут объяснять их названия и особенности — и обязательно напишите в комментариях о самых интересных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: