Улица контрастов
Этой улицей в конце XVIII века заканчивался Саратов. Вообще, Радищева – это одна из тех немногих улиц города, где соседствуют вековые домишки и современные многоэтажки, а шикарные офисные здания перемежаются ветхими хибарками. Здесь есть уголки, где можно воочию увидеть город XIX, а то и XVIII веков.
Как выглядела усадьба богатого купца старого Саратова? О, великолепно. Двухэтажная, на высоком цоколе с угловым эркером замечательная усадьба Петра Петровича Шмидта, она и сейчас украшение улицы Радищева. А какой вид на волжские просторы открывался с ее балкона! Около дома огромный сад…
Городская беднота в Саратове традиционно селилась на взвозах по берегу Волги, обитала у подножия Соколовой горы и на территории Глебучева оврага. Если места взвозов заняла нарядная Набережная, то овраг все еще продолжает существовать.
Он по-прежнему неблагоустроен, в нем такая же скученная застройка частных домишек, разве только воды вонючей речки Тайбалык спрятаны в бетонный коллектор. Идешь мимо по Радищева, поворот головы — и в овраге лицезришь XVIII век.
Сама же улица Радищева в районе оврага – малоэтажные застройки конца XIX века, так похожие на классические мещанские улицы. А ведь и верно – здесь жили мастеровые! Как раз здесь располагались гармонные мастерские знаменитых Д.Жаркова, А.Емельянова, Г.Гвоздева и «Страдивари гармоники» — Н.Корелина.
Ну вот, на сегодня все. Улица Радищева Саратов… Закончилась наша прогулка, познакомившая с некоторыми архитектурными достопримечательностям города. Спасибо вам за интерес! Чем вы планируете заняться дальше, друзья? А пока подписывайтесь на обновления блога, у меня для вас приготовлено еще много занимательного!
Были использованы фотографии с сайтов:http://djhooligantk.livejournal.comhttp://oldsaratov.ruhttps://fotki.yandex.ru/users/den-sosed/
Рубрика: Россия
Человек-явление Александр Радищев
За время своего существования улица сменила несколько имен – Губернаторская, Соборная, Никольская, Радищева. Под этим названием она благополучно существует с далекого 1927 года.
В какой-то момент своей жизни я осознала, что это не только пароход, но и человек. То есть ее название не только звуки, идентифицирующие конкретное место на земле, но существовал некогда индивидуум с такой фамилией. Кто он? Ага, тут мне стало уже интересно…
И вот — Радищев… Это тот, который «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Отважный обличитель крепостничества. Сам невероятно прогрессивный. Друг тоже очень-очень прогрессивного Новикова. И еще дополнительно — так, мелкий, но приятный бонус — оказывается, он родился и шесть первых лет своей жизни провел в нашей Саратовской губернии!
А когда пришли новые времена и с ними новые взгляды, я почти не удивилась, увидев публикацию про — далее идет цитата! — «эту сволочь из наших учебников — Новикова, Радищева. Тоже мне, узники царизма, освободители крепостных!». Фигура писателя из когорты достойных восхищения перешла в разряд личностей спорных.
То ли плохо, то ли слишком рано мы читаем произведение Радищева — все его философские идеи проходят мимо нас. Ведь вряд ли помнит кто-нибудь, что там говорилось в его книге о праве на самосуд? А говорят, что именно за этот фактический призыв к анархии вместо соблюдения законов и отправился Александр Николаевич отбывать срок ссылки. Правда и то, что провел он эти годы в безбедных и весьма комфортных условиях.
Но тень упала, и поблек для меня светлый образ несгибаемого и невинного идеалиста, страдальца за вольнодумство и просвещение. И я подумала, что, пожалуй, лучше бы уж улица оставалась Никольской…
Дом биржевого общества и карандашное дерево
Около часовни в 1890 году появилось приметное здание биржи.
На старинных открытках города по большей части изображен либо Радищевский музей, либо стоящее напротив пассажа Лаптева двухэтажное здание красного кирпича. Сейчас оно принадлежит Поволжской Академии Госслужбы, а в начале XX века это была товарная биржа. Здесь обговаривались цены и заключались контракты на поставки товаров. Через некоторое время к бирже была сделана пристройка для операций с ценными бумагами.
По лестнице в лоджии с витиеватыми чугунными решетками и фонарями, торжественно поднимались в свой биржевой храм саратовские купцы, фабриканты и предприниматели…
А для меня эта рельефно украшенная купеческая биржа связана с одним ботаническим открытием.
В примыкающем к зданию скверике росло непонятное приземистое деревце и каждый день я пробегала мимо него. Весной оно долго цвело пышными соцветиями, а к середине лета на нем висели длинные зеленые макаронины.
И я каждый раз гадала – что это за неведомое диво. Оказалось, это удавшийся эксперимент: в Саратове попробовали посадить южное растение под названием катальпа или карандашное дерево и оно принялось. Теперь их крупные листья можно увидеть на многих городских улицах.
Что угодно для души – торговая улица Радищева
Как только человечество начало торговать, так сразу родилась реклама. Я смотрю на старинные рекламные предложения. Они — словно послания с какой-нибудь Альфы Центавра: немыслимо далекие, невероятно любопытные, со своим неповторимым шармом старинных букв и выражений.
- «Гардинный тюль и матерiалы для формъ учебныхъ заведенiй, чиновъ военнаго
- и гражданскаго ведомства и полицiи»
- «Сарпинскiй кашемир и бумазея»
- «Громадный выборъ различных меховъ и шкурок».
- «Лучшiя фруктовыя и ягодныя воды из высшаго рафинада и соковъ».
- «Семейный ресторанъ «Прага». Дешево. Тихо. Вежлiвая прислуга».
Некоторые до сих пор не утратили своего соблазнительного великолепия. Представляю, что чувствовали те, к кому была реклама обращена! Вот предложение товаров первой необходимости для уважающей себя молодой модницы:
- Корсет (разумеется, только из венской корсетной!).
- Товар, заслуживающий особого внимания – чулки (поставки известного и лучшего чулочного заведения г-на Андреса!).
- Шляпки — элегантно и дешево, только в шляпном магазине «Модный мир».
- Белье от магазина Худошкина — цены правильные.
Дореволюционные маркетологи все рассчитали точно: объявление кружило хорошенькие головки, красавицы чувствовали то же, что и мышка, около носика которой материализовался кусочек свежего сыра, и теряли благоразумие. Продажи товаров росли.И все бесчисленные магазины, лавки, лабазы, прочие торговые точки предлагали саратовским обывателям ходовые и качественные товары…
Торговая – такой была главная ипостась бывшей улицы Радищева. Здесь в добротных каменных зданиях находились лучшие и самые большие магазины от знаменитейших купцов города. Заглянем в парочку из них?
Пассаж Лаптева
Он находился как раз перекресте улиц Радищева и Московской, мы приостановились перед ним, вспоминая автомобиль лихача графа Нессельроде.
Французским слово «пассаж» назывался тип крытого торгового здания, в котором ряды магазинов шли вдоль просторного прохода-галереи. Мы видели подобные торговые галереи в Стокгольме, в Европе такой вид построек широко распространен, есть целые пешеходные улицы в кварталах. Для России пассаж был нетипичен, а уж в Саратове он сразу стал настоящей достопримечательностью.
И совершенной новинкой – с паровым отоплением, отделкой зеркалами, лепниной, деревом, чугунными лестницами и колоннами… На двух этажах шла бойкая торговля тканями, обувью, книгами, канцелярскими товарами, игрушками, бельем, мехами, одеждой. Сюда, в модный магазине мадам Сервье, заходил знаменитый романист Дюма, чтобы познакомиться с живущими в Саратове соотечественниками.
Лестницы и сегодня на месте, но отвалилась лепнина, утрачены зеркала, стеклянный потолок. Светлый коридор стал расщелиной хозяйственного двора, а та часть здания, что не видна за парадным фасадом в состоянии просто бедственном. Подробно о пассаже можно прочитать в статье замечательного саратовского краеведа Дениса Жабкина.
Архиерейское подворье
В XIX веке оно занимало целый квартал Никольской от Первомайской до улицы Волжской. После революции его несколько обкорнали, и сейчас оно начинается на Радищева с бело-желтого здания, на торцевой стене которой нет окон, но зато есть белые колонны. Это бывшая Духовная консистория, сейчас — духовное училище, за ним следуют красного кирпича архиерейские торговые ряды, силуэтом и деталями напоминающие древнерусские терема. Их епархия сдавала в аренду купцам под магазины.
В глубине двора, по Волжской, прячется – двухэтажный архиерейский дом. Между ним и архиерейскими рядами стоит дивный храм «Утоли моя печали».
Храм возведен по благословению священномученика Гермогена епископа Саратовского и Царицынского. Знатокам истории этим именем уже все сказано, да и остальные его тоже слышали. Например, по авторским телепередачам талантливого артиста и рассказчика Эдварда Радзинского о загадочном феномене Григория Распутина.
Кстати, любил старец Григорий приезжать в наш город и бывал здесь неоднократно. Широко известна фотография из саратовского краеведческого музея, на которой сначала друзья, а потом враги — неистовый Илиодор, колоритный Гермоген и неоднозначный старец собственной персоной.
Ну разве вот еще можно добавить: в архиерейском доме в 1965 году Владыка Пимен обвенчал пару — Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую.
Банковские здания
Для деловой деятельности нужны банки. На Радищева их находятся целых три. Новое здание филиала Россельхозбанка в Саратове – словно сошло с потускневшей фотографии. Оно было выстроено в традициях старого купеческого города и так замечательно в него вписалось – слово всегда тут стояло.
Но это учреждение совсем новое, а вот комплекс зданий, в которых располагается саратовское отделение Госбанка, существует с начала XIX века, правда, возводили их тогда в качестве жилого дома. Но с лета 1864 года они функционируют как Государственный банк. Здания выглядят, словно конфетка снаружи, а внутри – богатая лепнина, плитки, венецианские зеркала, витиеватая лестница…
Строгое здание Экономбанка смотрит прямо на Театральную площадь. Напротив многоэтажного гиганта на самом краю площади скромно стоит маленькая каменная часовня. Возвели ее саратовцы, собрав по подписке деньги, в память счастливого спасения государя Александра II в 1866 году от пули террориста Дмитрия Каракозова – уроженца саратовской губернии и бывшего ученика местной 1-й мужской гимназии.
Улица Радищева как городская транспортная артерия
На российских огромных территориях с древних времен использовался водный транспорт, а главной водной магистралью для перевозки грузов и людей всегда была Волга. На протяжении четырех верст перед Саратовом тянулся лес мачт, количество судов у пристани исчислялось сотнями. По теперешней Радищева от волжского берега нескончаемым потоком ломовые извозчики везли грузы к лавкам и базарам в центральную часть города.
До того момента, как в Саратов провели железную дорогу, большинство приезжих добиралось сюда во воде и по этой же улице въезжало в город. По Никольской проходил самый короткий путь не только к торговым центрам, но к зданиям администрации и к гостиницам.
И сейчас — улица Радищева Саратов — это оживленная городская магистраль, связывающая разные районы города. Изменился только участок ее наиболее интенсивного движения. Мелькают машины, автобусы, а мы с вами стоим у перекрестка Радищева с Кутякова – отсюда когда-то начинался пестрый и живописный Верхний базар. Но сейчас мы просто остановимся на асфальтовом тротуаре и секунду поразмышляем о прогрессе.
И мы, этот прогресс, видим перед собой воочию — вот они, машины. На фото их мало, но часто поток автомобилей занимает всю площадь. А ведь прогресс это не только автотехника, но и благоустроенные (пусть даже в меньшей степени, чем нам бы хотелось!) — дороги и тротуары. Видели бы вы их в XIX веке! Уж тогда бы наши современники, эти капризные горожане, оценили сегодняшнее положение вещей в должной мере.
В XIX веке улицы города были тихи, по обочинам зарастали травой и крапивой, после дождей раскисали в непролазную грязь. Она и была обычным уличным «покрытием». Пешеходы оставляли в ней завязшую обувь, лошади вязли по брюхо. Летом над улицами висели тучи пыли. Беда была и с тротуарами. Губернатор Панчулидзев думал решить эту проблему с помощью деревянного покрытия, но оно постоянно гнило и проваливалось.
И только в конце XIX века дороги стали мостить брусками привозного камня — местный был недостаточно прочным. Асфальт появился еще позже – в первые годы XX века. Начинали, как водится с улиц центральных – Никольской, Немецкой, Московской, а дальше — как хватало финансирования…
Вот еще одно бойкое место на пересечении Радищева с Московской – днем здесь не протолкнуться среди потока машин.
Именно на этом углу и произошла первая в Саратове автомобильная авария. Тут же у потерпевшего авто, который превысив скорость, врезался в дерево, собралась толпа – зрелище было невиданное.
Хозяином чудо-техники оказался богатый и образованный граф Анатолий Нессельроде, приходящийся внуком известному российскому канцлеру К.В. Нессельроде. Увидев машину на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, граф тут же обзавелся ею и привез в Саратов.
Архитектурная жемчужина Саратова
Театральная площадь – является центром современного Саратова. Все городские праздники и торжества проходят на ней. Возникла она в начале XIX века по плану генеральной застройки 1811 года. Изначально вся она застроена была торговыми рядами, но в 1815 в южной ее части строится небольшой деревянный театр, который даст новое имя площади.
В 1885 году на противоположной стороны площади будет построено по проекту архитектора из Петербурга И.В. Штрома здание – настоящая архитектурная жемчужина, котором разместится общедоступный музей им. Радищева. Его изображение появится на открытках всех дореволюционных издателей.
Основой музейного собрания стал бескорыстный дар городу парижского профессора живописи и художника Алексея Боголюбова, приходящегося внуком тому самому Радищеву.
Начнем издалека
Улица Радищева берет свое начало от Волги, но сегодня с нее выхода к реке нет – путь перегорожен разными постройками. А прежде на этом месте был крутой спуск к воде, который назывался Николаевским взвозом.
Когда в 1871 году в Саратове ожидали визита царя Александра II, то на этом месте установили Триумфальную арку. Но до нашего времени величественная красавица не сохранилась, ее снесли в 1926 году. Но место так и осталось началом улицы. А далее она продолжается до самого центра, проходит по нему, дотягивается до Глебучева оврага, пересекает его, а заканчивается у подножия Соколовой горы.
Король-Солнце местного разлива
Алексей Давидович Панчулидзев… Слышал ли кто-нибудь из вас, друзья, это имя? Нет? И не удивительно, ведь даже в Саратове оно мало кому известно. Между тем это один из тех губернаторов, которых краеведы выделяют из общего числа лиц, возглавлявших губернию. Столыпин, Косич, Галкин-Враской и Панчулидзев… Время, разделяющее нас, позволяет сделать объективные оценки их деятельности. Тогда как современники не всегда могут быть объективными.
Легендарный Алексей Панчулидзев был человеком сложным и противоречивым: он мог быть то богатым и щедрым меценатом, то мздоимцем, предстать своей светлой ипостасью бескорыстного благодетеля или повернуться стороной противоположной — ловкого дельца, злоупотребляющим своим положением. Любитель женщин, роскоши, всевозможных увеселений, со склонностью к чревоугодию — его за глаза называли Людовиком XIV. Но он немало сделал на благо развития и процветания саратовской губернии за время своего длинного губернаторства с 1808 по 1826 год.
Вот здесь, на Соборной площади стоял самый красивый в городе кафедральный собор Александра Невского, в честь саратовских ополченцев, павших в войне 1812 года. Его возведение – заслуга Алексея Давыдовича. Жаль, но собор разрушили в 30-е годы прошлого столетия, сейчас на его месте находится стадион «Динамо».
К началу XIX века в Саратове кончили вырубать остатки лесов. А уже в 1880 году для спасения от ужасающей и вездесущей пыли начнут проводить на городских улицах плановые посадки деревьев. Парк «Липки» – оазис летней прохлады, напоенный сладким ароматом тысячи цветущих лип, был разбит в 1824 году возле Александро-Невского собора тоже благодаря губернатору Панчулидзеву.
Теперь в «Липках» растут не только мемориальные липы, но и 16 разновидностей кустарников и 34 вида деревьев. Сидят на скамеечках воркующие парочки, радостно вопят малыши на детской площадке среди горок и качелей, думают над шахматами пенсионеры… Липки – любимое место отдыха горожан.
Топиарное искусство — умение художественно обрезать кроны кустарников или деревьев, придавая им необычные и причудливые формы. Вот фотография более чем полувековой давности, сделанная в «Липках». Теперь уже такой фигурной стрижки кустарников в парке нет, максимум, что можно увидеть – простенький цветник с парой видов однолетников. А какие здесь были умопомрачительной красоты цветочные композиции!
Торговый дом «Андрей Бендер и сыновья»
Удивительный человек был Андрей Иванович Бендер! И действительно было в нем что-то от великого комбинатора!
А вот послушайте историю: служил в середине XIX века в некой управе Саратовской губернии один чиновник. И однажды начальство дало ему ответственное задание — отвезти в губернский город весьма крупную сумму денег. Вот отправился исполнительный службист в дорогу и… пропал. Объявился только через неделю и без денег.
Что и как он говорил, о каких непреодолимых препятствиях повествовал — неизвестно, но сумел как-то извернуться: и сумму списали, и самого под суд не отдали. Да, конечно, этим чиновником был совсем еще молодой Андрей Иванович. А вскоре начал он свое торговое дело. Разбогател, стал купцом первой гильдии, ворочал миллионами. Называл себя королем сарпинки.
Сарпинка – легкая и недорогая хлопчатобумажная ткань, что шла на изготовление платьев и белья, была очень популярна в России до революции. Свое дело Андрей Бендер начинало со скупки сарпинки по губернии, а к началу XX века имел ткацкие фабрики и торговые дома сарпинки с ассортиментом на все вкусы и нужды – сарпинка шелковая, полушелковая, батистовая, чесучовая… Предлагал четыреста ее разновидностей…
Купленное под торговый дом, невыразительное прежде, здание он преобразил по своему вкусу. Над карнизом крыши в арке декоративной стены поместился царь зверей лев. Он прочно утвердился на земном шаре, обернутом сарпинкой. Фасад украсила богатая и красивая лепнина — венки и маскароны. Над входом устроилась скульптурная группа, в центре которой примостился нарушающий своими крылышками все мыслимые законы аэродинамики пухлый мальчуган-путти с образцом сарпинки в руках…
Теперь здание эффектно заиграло. Еще бы, ведь работу над фасадом выполняли известные саратовские скульптор и архитектор Николай Волконский и Владимир Карпенко. Мимо бывшего торгового дома и сейчас не пройдешь равнодушно – обязательно остановишься посмотреть.
В настоящее время в нем размещается администрация города.
А после революции фортуна от ловкого Андрея Ивановича отвернулась. Потеряв все, он эмигрировал в Германию, а там дальнейшие следы его для истории затерялись. Зато заезжий журналист Илья Ильф запомнил эту фамилию, и наделил ею своего героя – несравненного Остапа Сулеймана Берту Марию Бендер-Бея сына турецкоподданного.
Соборная площадь и скульптурное эхо
Архиерейский дом смотрит на живописную Соборную площадь: маленькая, словно игрушечная, копия собора Василия Блаженного, новый корпус сельскохозяйственной академии, фонтан, романтичный замок Консерватории с пятью воющими псами на фасаде, в виде которых архитектор изобразил свих недоброжелателей.
Но большую часть площади занимает парк «Липки», перед входом в который стоит памятник Чернышевскому.
А до 1918 года на этом месте высился другой памятник – императору Александру II. Пьедестал памятника был окружен четырьмя бронзовыми символическими фигурами, олицетворявшими реформы царя-освободителя. Учительница с книгой, обучающая ребенка – символ развития народного образования, крестьянин-сеятель — отмену крепостничества, богиня правосудия – реформы судебной системы, женщина-болгарка — освобождение балканских славян.
Новая власть демонтировала монумент. Часть постамента Александра II использовали как основание памятника Дзержинскому. Так и стоит железный Феликс на чужом постаменте, а за спиной его таится надпись «Императоръ Александръ». Учительница с девочкой трансформировалась в самостоятельный памятник, который называют сейчас памятником первой учительницы и в День знаний к нему возлагают цветы. Остальные фигуры, без затей, отправили на переплавку.
В квартале отсюда — на той же улице Радищева — перед городской администрацией стоит памятник Столыпину. Он почти один в один похож на памятник Александру Второму. Окружают его тоже четыре аллегории: фигуры крестьянина, православного священника, воина и кузнеца. Правда, что сии аллегории означают, сможет растолковать не каждый саратовец. Я вот не знаю.