Раз горшок, два горшок или посещение гончарной мастерской в нижних таволгах

Ярмарка без покупателей

Согласно федеральному закону народный промысел — это деятельность творческая, локализованная географически в так называемых местах традиционного бытования. Экономисты и историки указывают еще одну, возможно, ключевую характеристику — это «источник добывания средств существования». А с этим как раз непросто. Так, если зрителей на фестивале было много, то покупателей — единицы.

Восхищаются, но не покупают, — сетует кружевница Елена Епифанова. — В понимании публики наши изделия — это недорогая и малогабаритная «сувенирка». Но, например, вот эта накидка — полтора месяца моей работы, и получить за нее хотелось бы соответственно.

Продукция народных промыслов зачастую неконкурентоспособна, поскольку малая эффективность господдержки и высокая доля ручного труда делают эти изделия слишком дорогими, — считает президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин. — И мы просто обязаны помочь мастерам наладить продвижение их продукции в современном формате.

Проведение фестиваля — один из пунктов стратегии развития народных промыслов России, разработанной Минпромторгом РФ. По замыслу авторов, ремесла выйдут на новый уровень развития, если открыть для них рынки сбыта за счет организации подобных масштабных мероприятий.

В этот раз в Екатеринбурге мастера продемонстрировали удивительные вещи — меховую мозаику, одежду из крапивы, кукол из утиных клювов… Наиболее эффектно «выступили» ямальцы, поставившие чум в выставочном зале. Внутри восьмилетняя рукодельница Лиза показывает, как плетут бисер и режут кость. Занимается этим сызмальства по примеру родителей, которые работают в окружном Доме ремесел — «эпицентре» развития традиционных народных промыслов на Ямале.

Деревянные промыслы

Ремесленники-деревянщики создавали разные бытовые и сельскохозяйственные предметы. Работы местных умельцев имели большой успех не только в Курском крае, но и в Симферопольской, Екатеринославской, Харьковской и Херсонской губерниях, а также в Землях Войска Донского.

Обоянский, Суджанский и Тимский уезды славились своими телегами, санями, ободьями, полозьями и вожжами. Лодки делали в присеймских селеньях, ульи – в селах Ярыгино и Затолкино, а прялки – в селах Обуховской, Орликовской, Стрелецкой, Нижне-Реутской и Краснополянской волостей. Также были очень популярны местные кадки, бочки, бочонки и ушаты. Бондарным ремеслом занимались мастера в 15 уездах.

Особенности

Керамика перед росписью

Таволожская керамика имеет свой особый исторически сформировавшийся стиль. В настоящем мастера и художники предприятия «Таволожская керамика» продолжают местные традиции изготовления керамики: кроме чернолощёной керамики, была восстановлена технология XIX-го века, которая используется в Таволгах для выпуска зелёной («под малахит») керамики. В этой методике применяются легкоплавкие эмали, наносимые по высокотемпературным глазурям с окислами меди, что предаёт изделию неповторимую малахитовую окраску. Также широко используется другая традиционная для данного региона техника — ручная роспись ангобами методом фляндровки.

Ангобирование по традиционной таволожской методике проводится по сырому черепку цветными ангобами при помощи резиновых груш, проходит на вращающемся столике (турнетке). Второй традиционный способ ангобирования осуществляется методом погружения в разноцветные ангобы при вращении изделия. После сушки изделия поступают на обжиг, который происходит при температуре 1000 градусов C. Обожжённую керамику покрывают бесцветной глазурью. Затем следует второй этап обжига. После обработки изделия приобретают традиционную узнаваемую раскраску.

При изготовлении изделий применяются традиционные методы формования и литья в гипсовых формах, точение на гончарном круге, и древнейший способ обработки — лощение.

Традиционной Таволжской керамикой считается:

  • чернолощёная керамика (XVIII—XIX века);
  • керамика с изумрудной глазуровкой (XIX век);
  • керамика с ангобной росписью методом фляндровки (XX век).

Серийно выпускаются следующие керамические изделия: цветочные горшки, кактусники, кашпо, вазы, сувениры и столовая посуда.

Гончарный промысел

Гончарное ремесло – одно из старейших в Курском крае. Мастера лепили изделия вручную или с помощью гончарного круга, давали им высохнуть и на 8–10 часов помещали в большую печь – горн. Важными навыками гончара были умение чувствовать качество материала и придавать ему форму, правильно расставлять изделия в горне и регулировать температуру в печи. Эти знания берегли и передавали из поколения в поколение на протяжении веков.

Вначале гончары делали в основном посуду, утварь и емкости для хранения продуктов. Но со временем стали на досуге лепить из остатков материала различные обрядовые фигурки, игрушки, свистульки и украшения.

Как добраться до Невьянска?

Город Невьянск расположен в Свердловской области, в 92 километрах к северу от Екатеринбурга. Сюда можно доехать по трассе Екатеринбург – Нижний Тагил, а также на автобусах, поездах или электричках (Екатеринбург – Нижний Тагил). До Бынег, Верхних и Нижних Таволог из центра Невьянска ходят автобусы.

Павел Распопов

UraloVed.ru

P.S. «Ураловед» благодарит Центр развития туризма Свердловской области и «ТурЭкспоСервис» за информационно-рекламный тур в Невьянск и Таволги.

Страшный пожар 1890 года в Невьянском заводе

Поездка в Невьянск и Быньги (08.11.2014)

Дом кузнеца Кириллова в Кунаре

Литература

  • Долганова С. Императрица глиняного мира. Вернисаж выставки «Кружева моей памяти» и открытый мастер-класс художника-керамиста Ольги Криг-Хиловой прошли в краеведческом музее // Культура Урала. — 2014. — № 5 (май). — С. 46—47.
  • Красота, сотворенная из глины // Родина. — 2002. — N 1. — С. 111.
  • Лесунова А. Ю. Развитие гончарного промысла в Каменском районе Свердловской области // Традиционная культура Урала. — Екатеринбург, 2003. — Вып. III. — С. 44—52.
  • Максяшин А. С. Декоративно-прикладное искусство и народное художественное творчество. Керамика и фарфор // Очерки истории искусства Урала: учеб. пособие. — Екатеринбург, 2003. — С. 152—160
  • Максяшин А. С. Уральская бытовая и художественная керамика: история и современность // Первые Невьянские Демидовские чтения. — Екатеринбург, 2000. — С. 44—55.
  • Максяшин А. С. Художественные производства, ремесла и промыслы Урала. Гончарные промыслы и керамические производства. [XVIII-XX — Екатеринбург // Очерки истории искусства Урала: учеб. пособие. — Екатеринбург, 2003. — С. 91—98.
  • Шабалина Н. М. Традиционные центры народного гончарства и изразцового производства на южном Урале // Вестн. Южн.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Социально-гуманитарные науки. — 2010. — № 28 (204). — С. 114—121.
  • Шубина Т. И. Таволжская керамика в фондах Невьянского музея // Третьи Невьянские исторические чтения : материалы науч.-практ. конф. — Невьянск, 2009. — С. 164—172.

Спасо – Преображенский собор

Закладка храма состоялась в 1824 году. Строительство проводилось на личные средства семьи Яковлевых – местных владельцев нескольких заводов. Каменная церковь имеет 5 престолов, которые освящались постепенно, по мере их постройки, начиная с 1827 года. В 1912 году святыне присвоили статус собора. В 30 – е годы прошлого столетия храм был сильно изувечен, а колокольня и купола были снесены. В советское время здесь размещались заводские склады, а во время Второй Мировой войны производили бомбы. Вновь собор был открыт и полностью отреставрирован в 2003 году.

Местоположение: Сквер Демидовых — 1.

История

Верхние и Нижние Таволги — небольшие посёлки с богатой историей. Таволги находятся в долине реки Нейвы, где гончарный промысел издавна был любимым занятием, приносящим не только пользу хозяйству, но и доход мастеру. Залежи глины превосходного качества и не слишком щедрый к землепашцу климат этому способствовали.

В XVIII веке добыча глины осуществлялась в промышленных масштабах. Из неё делали кирпич, который использовали в строительстве металлургических печей и купеческих домов. В XIX веке местный завод пришёл в упадок, зато роль гончарного промысла возросла. Жители заводских посёлков искали новые источники дохода, мастерили крынки и плошки на гончарном круге, покрывали глазурью и продавали на ярмарках. Так зародилась знаменитая на весь Урал Таволожская керамика.

Гончарное дело существует в Таволгах больше 150 лет. На рубеже XIX и XX веков в Верхних и Нижних Таволгах гончарным ремеслом занимались десятки семей. Изготовляли в основном посуду, которую покупали односельчане и жители соседних посёлков, заводчане с Невьянского и Тагильского заводов. Часть продукции отправлялась в Пермь и Екатеринбург.

Нестабильная финансовая обстановка послереволюционной России ХХ века только упрочила положение мастеров. В конце 1920-х годов около 50 гончарных мастерских объединились в артель. Организатором артели был Е. Заворохин. Его фамилия прочно вписана в историю таволожской керамики. Сообщество просуществовало недолго, но мастера продолжили работать. Их изделия пользовались спросом у местного населения.

В 1950-е годы в Таволгах начал работу цех керамики, который активно развивал А. Е. Заворохин. Он мечтал производить не просто посуду, а красивую керамику, предметы с высокой художественной ценностью. Дело продолжил его сын Т. А. Заворохин. Он наладил отношения с Московским научно-исследовательским институтом художественной промышленности. Таволожские расписные кувшины, чашки и тарелки стали производить в 1955 году в отдельном художественном цехе. В это время впервые получены образцы керамических изделий с восстановительной глазурью.

В это же время в Нижних Таволгах вновь создана артель мастеров художественной керамики. Творческая группа керамистов начала активную работу по созданию нового художественного образа уже известного бренда. Первые значительные успехи относятся к 1958 году, когда изделия артели «Керамик» были представлены на Международной Брюссельской выставке. В 1960 уровень производства повысился, был открыт Невьянский завод художественной керамики.

Завод выпускал разнообразную майоликовую посуду, изготовляемую как методом литья, так и на гончарном станке. Продукция завода декорировалась цветными глазурями и ангобной росписью.

Завод проработал до середины 1990-х годов и был ликвидирован из-за нерентабельности. Но гончарное дело в Таволгах не исчезло. Несколько мастеров продолжали производить продукцию в своих мастерских. Среди них был Сергей Масликов, который открыл мастерскую в Верхних Таволгах.

В 2001 году в Таволгах образовалось ООО “Таволожская керамика”. Предприятие объединило наследие развалившегося завода и традиции гончарных мастерских в Нижних Таволгах.

Иконопись

Курская иконописная школа насчитывает более двух веков. Иконы курских умельцев отправляли в Киев, Харьков, Одессу, Ростов-на-Дону и на Кавказ, а также в Сербию и Болгарию. Центром производства была слобода Борисовка Грайворонского уезда, которая сегодня относится к Белгородской области.

Иконописью на курянщине занималось малороссийское население. Появление этого промысла тесно связано с основанием в начале XVIII века Борисовского женского монастыря. Построив два храма – в честь Тихвинской Божьей Матери и во имя Преображения Господнего, граф Шереметев пригласил из Петербурга мастера Игнатенко, чтобы он расписал церкви и научил своему ремеслу борисовцев.

Изготовление икон соединяло в себе сразу несколько промыслов: иконопись, изготовление киотов и обряжение икон – украшение с использованием стекла, фольги, цветной бумаги, гумми и стекляруса.

Местные мастера писали иконы в строгановском и византийском стилях, а также в соответствии с киевской, новгородской и московской школами. Самыми популярными были Спаситель, Козельщанская Божия Матерь, Тихвинская Божия Матерь, Николай Чудотворец, святые Харлампий и Власий. Краски делали сами из естественных материалов: охры, сиены, умбры, гематита, лазурита, киновари, малахита, графита и сажи, а также яичного желтка и растительных масел.

Поддержать падающего

На Среднем Урале осталось всего два промышленных производства изделий народных промыслов. Первое — фарфоровый завод в Сысерти. Два года назад область приняла на баланс половину акций предприятия, находящегося в предбанкротном состоянии, погасила долги по зарплате и, как заявляют чиновники, возможно, даже выступит инвестором. На днях депутаты Заксобрания региона предложили продать завод, содержать который довольно накладно для бюджета. Однако для оздоровления и «предпродажной подготовки» этого актива, по данным областного мингосимущества, требуется 152 миллиона рублей. Для сравнения: по словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, в 2017 году госфинансирование всей сферы народных промыслов составит 450 миллионов рублей.

Второе предприятие — керамический завод в Таволгах — в лучшем положении. Однако, как признается его директор Александр Назаров, без федерального субсидирования примерно двух третей стоимости электроэнергии производство глиняной посуды закрылось бы. Объем выпуска — 200-300 тысяч рублей в месяц. В структуре цены глазурованного горшка электричество составляет половину, еще 40 процентов — зарплата, оставшиеся десять процентов — сырье и материалы. Глины на Урале хватает, со сбытом тоже проблем нет: четверть продукции реализуют в собственном магазине в Екатеринбурге, 40 процентов продают оптом, остальное раскупают туристы, которых на предприятии принимают до 20 тысяч ежегодно.

Не вижу я никакой региональной поддержки, — говорит Назаров. — Скажем, туризм — большое для нас подспорье, но как туристам добираться по нашим кочкам?

Таволги в стороне от больших дорог. По словам керамиста, он не раз просил областных чиновников выделить деньги и построить десять километров асфальта — выход на Алапаевский тракт. Это как минимум повысило бы туристическую привлекательность объекта.

Куда сходить и на что посмотреть в Невьянске

• Историко-архитектурный музей – большой музейный комплекс, работающий в городе со средины 20 столетия. Здесь можно ознакомиться с историей развития города.

• Музей Невьянской иконы распахнул свои двери для посетителей в 2003 году. Здесь находится множество икон, изготовленных местными мастерами. Невьянск широко славился своими иконописными школами, которые сейчас пытаются возродить. Уникальные иконы из бересты и металла, расписанные серебром и золотом, поражают своей красотой.

Некоторые экземпляры можно приобрести для себя, на память!

• Частная мастерская Масликовых расположена в окрестности Невьянска, в 15 км от города. Здесь можно увидеть множество произведений из глины, сделанные одной семьей. Которая хранит традиции ремесла, на протяжении 7ми поколений.

• Невьянский пруд – искусственно созданный водоем, который находится в центре города, на реке Нейва.

Купание в нем запрещено, однако можно отдохнуть на берегу пруда и порыбачить. В водоеме водиться много видов рыбы, поэтому улов не заставит себя ждать.

Село Быньги

В 7 километрах от Невьянска расположено старообрядческое село Быньги. В 1718 году здесь был основан железоделательный завод — спутник Невьянского. Сейчас от него не осталось и следа. В 1873 году завод остановили, пруд спустили, а в его ложе стали мыть золото, которого здесь обнаружилось немало. Кстати, с прудом связан интересный факт. В начале 1870-х годов на его дне были обнаружены «две кости, клык и зуб мамонта и 10 костей», которые передали создававшемуся в то время в Екатеринбурге музею Уральского Общества Любителей Естествознания (УОЛЕ).

Название села произошло от речки Быньга, название которой произошло от мансийского Елбынгь-я – «Святая река». Это означает, что данные места почитались среди вогул. Кстати, недалеко отсюда была найдена самая древняя на нашей планете деревянная скульптура – Шигирский идол.

Главная достопримечательность села, притягивающая туристов, — храм во имя святителя Николая Чудотворца. Храм – один из старейших на Среднем Урале. Он был заложен в 1789 году, а освящен 30 сентября 1796 года.

По легенде после смерти заводовладельца Саввы Яковлева среди его сыновей начались споры по поводу наследства. Один из сыновей — Петр Саввич — поклялся, что если к нему перейдут Невьянские заводы, то он построит невиданный доселе храм. Когда желание Петра Яковлева сбылось, он сдержал клятву и отдал приказ своему управляющему: «Если можно, отлей в Быньгах церковь чугунную во имя Святителя Христова Николая: если этого нельзя сделать, то построй там храм на славу, ничего не жалей, которому стали бы дивиться и которому не было бы веку…»

Храм необычен обилием чугуна. Узорчатыми чугунными плитами покрыт весь пол и ступени, а стены укреплены металлическими связями. Необычен храм и наличием на колокольне старинных курантов. Кстати, это куранты местного, невьянского производства. Увы, сейчас куранты не работают.

В самом храме — старинные иконы XVIII-XIX веков, относящиеся к знаменитой невьянской школе иконописи. Очень интересны и нанесенные на стены фрески.

Храм довольно хорошо сохранился, поскольку в советское время не разорялся. В настоящее время он реставрируется силами фонда «Город без наркотиков». Никольский храм Бынег – памятник истории и культуры федерального значения.

Далее стоит еще одно культовое сооружение Бынег – единоверческая церковь Казанской Божьей Матери.

Также Быньги интересны старинными домами с резьбой — прекрасными образцами деревянного зодчества второй половины XIX — начала XX веков. Один из наиболее ярких примеров расположен близ Свято-Николаевского храма.

Его, а также храм и другие виды Бынег можно увидеть в первом советском многосерийном фильме «Угрюм-река» (1968 г.). Кстати, для съемок этого фильма на улице и у церкви даже выкапывали электрические столбы, чтобы те не попали в кадр.

История промысла

В цеху предприятия Таволожская Керамика

Гончарное производство в селе Нижние Таволги и деревне Верхние Таволги появилось в конце XVII века, когда в этих местах были обнаружены залежи красной глины. В обоих поселениях селились потомственные гончары. Таволжское гончарное производство было широко известно на Урале и славилось своим качеством. С начала XVIII века, когда на Уральской земле начали массово строиться большие заводские посёлки, гончарное дело пользовалось огромным спросом.

По свидетельствам исторических данных в 1887 году в селе Нижних Таволгах было 59 мастерских, в которых работали 108 человек; в 1912 году в селе работало всего 27 мастерских, а в начале 1920-х годов, в расцвет НЭПа их было около ста. В 1929 году в Нижних Таволгах возникла первая артель «Гончар», просуществовавшая три сезона. В 1934 году действовала другая артель — «Новый путь», в 1940-м была организована ещё одна кооперативная промыслово-производственная артель «Керамик», а спустя 15 лет обе артели объединились в «Невьянский завод художественной керамики». Именно в тот период местные мастера превосходно освоили массовый выпуск художественных изделий, в том числе секретами майолики, восстановительных глазурей и ангобирования.

В 1990-е годы после распада СССР предприятие прекратило работу. Сейчас гончарное ремесло возрождается. В настоящее время в селе Нижние Таволги работают предприятия ООО «Таволожская керамика» и мастерская ИП Масликова; в селе Верхние Таволги работает Музей Таволжской керамики с небольшой мастерской.

В июне 2011 года в Верхних Таволгах впервые прошёл ежегодный фестиваль гончарного искусства «Таволлжская свистулька».

Невьянская наклонная башня

Главная достопримечательность города – Невьянская наклонная башня. Увидеть это овеянное тайнами и легендами архитектурное сооружение ежегодно приезжают более 100 тысяч человек со всего Урала, из России и зарубежья. Благодаря башне Невьянск превратился в один из крупнейших туристических центров в Свердловской области.

Загадок у башни — тьма. Начиная с того, что не известно даже кто и когда ее построил (лишь принято считать, что, скорее всего, это был 1725 год), заканчивая слуховой комнатой и легендами о подземельях, в которых якобы тайно плавили серебро и золото.

Башня – наклонная (но при этом не падающая). По легендам она покосилась из-за демидовских грехов. Однако все куда прозаичней. Наклон появился еще во время первой стадии строительства из-за движения грунта. Это следует из того, что нижняя часть наклонена сильнее, а чем выше, тем угол наклона меньше, поскольку ее пытались выровнять.

На шпиле башни впервые в мире был применен громоотвод, за несколько лет до его официального открытия.

На Невьянской башне исправно работают куранты английского производства. На колоколах курантов сохранилась надпись: Richard Phelpsi Lonpini Fecit 1730», что в переводе с латинского означает: «Ричард Фельпс, в Лондоне сделано, 1730». Ричард Фельпс был мастером литейного цеха в Лондоне, и колокола его работы установлены на курантах собора Святого Павла. Обстоятельства приобретения курантов Демидовыми неизвестны.

В советское время куранты не работали, пока не были восстановлены в 1970-х годах местным умельцем Александром Саканцевым.

Во время экскурсии по башне туристы видят театрализованное представление. Акинфий Демидов предлагает гостям самим изготовить памятную монету.

Кроме того, в одном из помещений башни воспроизведена сцена проверки Демидовым работающих в подвале рабочих.

Экскурсантам показывают и тайную внутристенную лестницу, приводящую в пробирную — «лабораторию».

Наибольшим интересом среди туристов пользуется так называемая слуховая комната. С виду это обычное помещение, но если два человека встанут в противоположные углы комнаты лицом к стене и кто-то из них будет еле слышным шепотом произносить слова, то другой не только их услышит, но почувствует, что звук буквально обрушивается на него. Этот эффект объясняется сводчатым потолком. Звук как бы стелется, скользит по своду узкой полосой, практически не отражаясь и не поглощаясь на своем пути.

Попасть в башню можно только с экскурсией, группой. Записываться стоит заранее, особенно если едете в выходные.

Невьянская башня – самая известная архитектурная достопримечательность Свердловской области. Она является памятником истории и культуры федерального значения.

По соседству с башней, в краснокирпичном восстановленном здании электростанции XIX века, размещается Невьянский историко-архитектурный музей. В современно оформленном музее представлены экспонаты из истории Невьянского завода.

Координаты Невьянского историко-архитектурного музея:

Невьянск, площадь Революции, д. 2. Телефон: (34356) 2-25-01, 2-27-13, 2-20-56. Сайт: museum-nev.ru.

Единый архитектурный ансамбль с башней и музеем-электростанцией образует стоящий здесь же Спасо-Преображенский собор.

Храм был заложен в 1824 году, а освящен – в 1830-м. Построен на средства заводчиков Яковлевых. В советское время разделил судьбу большинства церквей и был закрыт, отойдя Невьянскому механическому заводу. После советского погрома восстановлен в 2003 году.

Спасо-Преображенский собор по праву считается один из самых красивых и величественных храмов Урала. Колокольня храма достигает в высоту 64 метров и является одной из самых высоких на Среднем Урале.

В сотне метрах от этого архитектурного ансамбля – Невьянский пруд. Это первый заводской пруд Среднего Урала. В прошлом золотосодержащее дно пруда перелопатила драга. Сейчас пруд имеет статус гидрологического памятника природы.

В Невьянске сохранилось много старинных, купеческих домов

Памятников истории и архитектуры здесь порядка 60, правда состояние большинства из них неважное

Состояние

На сегодняшний день в Невьянском районе производством художественной керамики занимается предприятие «Таволожская керамика» и гончарная мастерская Масликовых. На ООО “Таволожская керамика” не только выпускают традиционные изделия народных художественных промыслов, но и проводят тематические экскурсии, мастер-классы (работа на гончарном круге, отливка керамических изделий в гипсовых формах и роспись, изготовление знаменитой таволожской свистульки, освоение ангобной росписи). Также оно входит в реестр производств народных художественных промыслов, пользующихся федеральной поддержкой.

Мастерская Сергея Масликова “Гончар из Таволог” также продолжает свою работу. Сергей Масликов стал признанным мастером народных художественных промыслов и проводит экскурсии и мастер-классы для всех желающих.

Музей «Дом Невьянской иконы»

В XVIII-XIX века Невьянский завод был оплотом старообрядчества. Преследуемых властью и церковью старообрядцев охотно принимали в Невьянске. Многим Невьянск обязан именно им. В те же века Невьянск прославился великолепной невьянской старообрядческой иконой. От традиционной иконы она отличается яркостью, изяществом и красотой. Невьянская иконопись представляет собой уникальное явление русской художественной культуры, получившее распространение и за пределами Урала. Невьянские иконы были у заводчиков Демидовых, Яковлевых, у купца Харитонова и других.

В настоящее время в городе создана светская иконописная мастерская, при ней работает частный музей «Дом Невьянской иконы».

Иконы мастерской можно увидеть в Храме-на-Крови в Екатеринбурге, в других городах России. Есть иконы невьянской мастерской и за пределами нашей страны. Например, у королевы Великобритании Екатерины II в Букингемском дворце.

Здесь представлена коллекция из более чем 300 образцов невьянской иконописи. В музее можно увидеть как экспонаты, которым несколько столетий, так и красочные современные иконы. Расположен музей всего лишь в нескольких минутах ходьбы от Невьянской башни.

Адрес музея: г. Невьянск, ул. Красноармейская, 2. Тел.: +7 (34356) 2-40-05. Сайт: www.new-ikona.ru.

Из старенького

«Вдали клочок озера и верхушки башен. Масса домов по сторонам. Озеро раздвигается, башни растут и растут. Одна оказалась соборной колокольней, а другая выстроена в 1725 году, по образу московских кремлевских, только значительно их выше. Она покосилась на одну сторону, как знаменитые кампанеллы Пизы и Болоньи…

Уже стемнело, когда мы проезжали по широким улицам этого завода, который по величине своей побольше иного города. Вон яркое пламя блеснуло нам навстречу. Оказалось, что его выбрасывала домна, выбрасывала вверх, выбрасывала в круглые окна, выбрасывала вверх, выбрасывала в круглые окна, выбрасывала еще в открытое устье печурки, откуда лилось в это время поспевшее чугунное молоко…

С Невьянскою наклонною башнею связано много преданий. В ее подземельях и народ топили, в ее закоулках людей замуравливали, в ее черных казематах и застенках держали вредных и опасных супротивников. Правда ли это или нет – стены не расскажут никому; на каменных полах не проступает кровь, когда-то пролитая. Царство призраков стало уделом сказок; видения уже не являются любопытному туристу с сказаниями о тайнах и ужасах, когда-то совершавшихся под этими мрачными, тяжелыми сводами. Легенды осталось в народной памяти, и народ упорно связывает их с этой старой башней; народ говорит о ней то, что не скажут выходцы с того света, народу каждое пятно на этих онемевших стенах кажется следами убийств, каждый загадочный шум в стене – стонами когда-то замученных в каменных мешках жертв; вой в верхних галереях – воплями их: «в подвалы-то уже лучше не ходите! Там страхи». Расспросите какие страхи, — оказывается, что белое мелькает в воздухе, чудятся скелеты, цепляющиеся по стенам, как цеплялись они, когда вода заливала эти подземелья; слышится стук костей по углам и традиционное бряцанье цепей…»

В.И. Немирович-Данченко, фрагмент из книги «Кама и Урал» (1890 год)

Регионы бытования

Коллегам из других уральских регионов остается только позавидовать ямальцам, где региональная система поддержки промыслов действительно развита. В округе регулярно проводятся фестивали-выставки — до 50 мероприятий организует только салехардский Дом ремесел, а в автономии таких три, и в каждом есть мастерские, галерея и салон для продажи изделий. Из наиболее выдающихся образцов формируется художественный фонд Ямала, насчитывавший на начало года 1944 предмета. Всего в прошлом году на адресную подпрограмму сохранения промыслов окружной бюджет выделил 439 миллионов рублей. Производителям, помимо налоговых льгот, маркетинговых и методических услуг, предоставляются гранты. Например, в этом году по 200 тысяч рублей получили четыре ремесленника, по 700 тысяч — пять промысловых предприятий, а определенный по конкурсу «мастер года» поощрен 80 тысячами.

К сожалению, в Свердловской области масштаб иной: звание мастера и хранителя ремесел оценивается более скромно — 50 тысячами рублей премируют четыре-пять человек в год. Профильной госпрограммы не существует, она только разрабатывается. Хотя разговоры о необходимости ее принятия ведутся уже много лет.

По данным областного экспертного совета, на Среднем Урале в 11 местах бытования народных промыслов работают 300 мастеров и около 50 мелких организаций. В региональном минпромнауки подсчитали, что в 2016 году они произвели продукции на 77,8 миллиона рублей — на пять процентов меньше, чем годом ранее.

За десять лет в небытие канули туринская игрушка, богдановичский фарфор, буткинские ковры, режевская расписная деревянная посуда…

10 лет назад на Среднем Урале было более 60 таких предприятий. За это время вместе с фабриками в небытие канули туринская игрушка, богдановичский фарфор, буткинские ковры, режевская расписная деревянная посуда, камнерезные и ювелирные изделия, изготовленные в поселке Малышева… Список можно продолжить.

Никто не забыт

Как и во многих городах нашей страны, в Невьянске есть мемориал, посвященный героям, павшим в годы Отечественной войны. Он находится на площади Революции. Открыли его сравнительно недавно, в 1985 году. Он представляет собой гранитный постамент, на котором выбиты имена погибших. В центре горит Вечный огонь и установлена золотая звезда.

Не забывают в Невьянске и о тружениках тыла, которые также приближали победу и помогали фронту. В их честь в сквере на площади Революции установлен мемориал. Это белая колонна, которая стоит на белых квадратных плитах. Здесь же закреплена табличка, на которой написаны слова благодарности. Помнят и о подвигах отдельных жителей города. Здесь же в центральном сквере находится бюст Виктора Гомзина. Свои награды, в числе которых звание героя Советского Союза, он получил посмертно. Погиб Гомзин в марте 1945 года. Земляки не забыли его и ежегодно приходят почтить память.

Вот такие они – невьянские достопримечательности, отзывы о которых не могут быть плохими. Прогуливаясь по старинным улочкам и читая надписи на табличках, интересно представлять себе людей, которые жили здесь в давние времена. Каждый найдет для себя в этом городе что-то интересное. Главное, что в этом месте сохраняют историю нашей родины.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: