«Гром-камень»
Изначально Фальконе задумал поставить громадный монумент на скалу, естественную и цельную. Притом скала должна была быть в виде волны, символизирующей великую морскую державу, которую создал Петр Первый.
Найти такой камень оказалось непросто. Можно сказать, что искали камень всем миром. И вот обычный крестьянин Семен Григорьевич Вишняков подходящий монолит нашел в деревне Лахта. В народе у этого монолита было прозвище «Гром-камень» из-за давней истории. Старожилы утверждали, что в камень как-то попала молния и расколола его надвое. По приблизительным расчетам, камень весил около 2000 тонн. Это очень много. После изъятия камня на его месте образовался водоем, названный Петровским прудом.
Возникла дилемма, как доставить скалу в Петербург (около восьми километров). Екатерина объявила конкурс, и нашелся человек, который придумал метод. С помощью рычагов и домкратов камень загрузили на заранее приготовленную платформу. От места, где находился камень, прорыли канал, укрепили его и отправили груз по воде.
«Гром-камень» оказался из чрезвычайно плотного и качественного гранита с прожилками кристаллизации. Около года его везли в город, за это время ему придавали нужную форму и очертания 48 мастеров.
Когда гранитная глыба для памятника «Медный всадник» была доставлена в город, местные жители отламывали от нее кусочки, чтобы сделать наконечники для своих тростей.
Длина камня была 13,5 м, ширина — 6,5 м, высота — 8 м. Однако когда громаду очистили от мха и обтесали, оказалось, что его длины недостаточно. В итоге монолит нарастили спереди и сзади из отколовшихся кусков.
Над перевозкой огромного камня ежедневно трудилось около тысячи человек.
Санкт-Петербург. Памятник Петру I (на Сенатской площади)
Фото 19.07.2011:
Фото 15.05.2015:
Памятник российскому императору Петру I Великому «Медный всадник» был открыт в городе Санкт-Петербурге в 1782 году. Расположен в центре Сенатской площади. Автором памятника является скульптор Э.М. Фальконе.
Знаменитый памятник Петру I — «Медный всадник» (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):
7 августа 1782 года под гром оркестра и пушечную пальбу, при огромном стечении народа состоялось торжественное открытие памятника Петру I на Сенатской площади. Когда упали полотняные щиты окружавшей его ширмы, взорам открылся «бронзовый кумир», вознесшийся на коне на пьедестал-скалу. Голова императора, увенчанная венком из лавра, застыла в энергичном повороте. Сдвинутые брови придают облику реформатора некоторую суровость, пристальный взгляд как будто устремлён в будущее. Копыта царского скакуна попирают змею — побеждённого неприятеля. С двух сторон на пьедестале — лаконичная надпись: «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782».
Идея возведения памятника принадлежала императрице Екатерине II. Создавался громадный монумент в течение 16 лет. Для его исполнения в 1766 году в Россию приехал известный французский скульптор Этьен Фальконе. Ваятель задумал создать образ не столько самодержавного властителя, сколько преобразователя, способствовавшего своими деяниями процветанию великой страны.
Фальконе изобразил восседающего на коне Петра в просторной рубахе, ниспадающем с плеч плаще. Это позволило эффектно передать движение, мощную энергию и силу всадника, остановившего на скаку разгоряченного коня.
Трудно давалась одна из основных частей скульптуры — голова Петра. Фальконе отверг несколько собственных вариантов, и тогда голову скульптуры вылепила его ученица Мари Анн Колло, прибывшая в Россию вместе с ваятелем. Используя гипсовый слепок лица первого российского императора, Колло добилась не только портретного сходства, но и сумела выразить высокий разум, целеустремленность, волю Петра.
Фальконе глубоко проработал и скульптурное изображение царского скакуна.
Пьедестал памятника создавался по проекту архитектора Ю.М. Фельтена из гигантского монолита. В двенадцати верстах от Петербурга у деревни Лахты нашли гранитный валун, называвшийся Гром-камень. По преданию, в него попала молния и он дал трещину. Современник писал: «Взирание на оной камень возбуждало удивление, а мысль перевезти его на другое место приводила в ужас». Действительно, передвинуть монолит размерами 12,8 м в длину, 8,2 м в ширину и 6,4 м в высоту казалось невозможным. Однако в сентябре 1768 года начались работы по подготовке скалы к транспортировке. Способ её предложил военный инженер Ласкари. Землекопы отрыли котлованы вокруг углубившегося на 5 м в грунт камня и обнажили его нижнюю часть. В лесу прорубили просеку, ведущую на берег Финского залива. Двенадцатью 30-метровыми рычагами Гром-камень подняли и установили на деревянную раму. Под раму с камнем подложили обитые медью деревянные желоба с бронзовыми шарами, на которых она и перемещалась. Тянули глыбу весом 1600 тонн с помощью канатов и двух вофотов, которые приводили в движение 32 человека. Во время движения на камне находились люди: два барабанщика дробным боем подавали сигналы работникам на воротах, 40 каменотёсов продолжали обрабатывать скалу, несколько кузнецов исправляли и затачивали инструменты, пользуясь установленным здесь же небольшим горном. Расстояние от Лахты до Финского залива (8 вёрст) преодолели за 4 месяца. 27 марта 1770 года камень доставили к пристани. Здесь его погрузили на специально построенную баржу и отбуксировали её в Петербург. Камень выгрузили на берег Невы у Сенатской площади и передвинули к месту, указанному Фальконе.
Решение небывалой по сложности задачи по доставке Гром-камня в столицу, смекалка, трудолюбие и изобретательность людей, осуществивших её, вызвали восторг современников. В честь перевозки камня выбили памятную медаль с надписью «Дерзновению подобно».
После обработки монолита приступили к установке скульптуры. Совершенный и мастерски исполненный памятник Петру I является одним из высших достижений монументальной скульптуры XVIII века. Фальконе удалось создать его своеобразным, не повторяющим образцы античности и Возрождения. Воспетый А. Пушкиным «Медный всадник» сыграл чрезвычайно важную роль в формировании ансамбля Сенатской площади.
Медный всадник памятник интересные факты. Любопытные факты о «Медном всаднике»
В августе 1782 года в Петербурге был торжественно открыт памятник Петру Великому, ныне более известный как «Медный всадник». Надпись на постаменте гласит: «Петру I — Екатерина II, лето 1772» с одной стороны, и «Petro primo Catharina secunda» (лат.) — с другой, подчеркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследования между деяниями Петра и собственной деятельностью…
1. Вопреки своему названию, «Медный всадник» в своем составе не имеет ни грамма меди. Памятник Петру Великому был отлит из бронзы, как изначально и задумывалось. Объяснение у этой странности самое простое — в XVIII–XIX веках в русском языке слово «медь» допускалось к употреблению и в отношении бронзы.
2. Официально автором памятника считается французский скульптор Этьен Фальконе, который был рекомендован императрице Екатерине Великой философом Дени Дидро.
Однако над созданием «Медного всадника» работал целый коллектив авторов: голову статуи лепила ученица Фальконе Мари Анн Колло, змею создавал русский скульптор Федор Гордеев, отливкой статуи занимался литейный мастер Федор Гордеев.
Монолит, из которого создан постамент, весит около 1600 т. «Гром-камень» был найден в 12-ти верстах от Петербурга, в поселке Лахта.
3. «Медный всадник» сегодня немыслим без своего величественного основания — Гром-камня. Свое название глыба получила от местных жителей за широкую трещину, образовавшуюся будто от удара молнии. В свое время за сообщение о нем казенный крестьянин Семен Вишняков получил премию в размере 100 рублей — очень крупная сумма для России XVIII века.
В своём первоначальном виде камень весил около 2000 тонн, имея размеры порядка 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в ширину. Для перевозки гигантского мегалита в Петербург архитектор Юрий Фельтен разработал уникальную машину, которая позволила успешно решить необычную задачу.
Действие машины для перевозки «Гром-камня». Гравюра по чертежам Юрия Фельтена. 1770 г.
4. Этьен Фальконе до «Медного всадника» не занимался лично отливкой памятника из бронзы. Приглашенный французский мастер литья, однако, оказался не в состоянии выполнить требования скульптора. С этого момента все подготовительные работы к отливке осуществлял сам Фальконе.
В 1778 году он покинул Россию, так и не доведя проект до конца. Завершать строительство памятника пришлось Юрию Фельтену. Самого же Фальконе даже не пригласили на открытие памятника.
Юрий Матвеевич (Георг Фридрих) Фельтен
5. «Медный всадник» — классический пример русской неторопливости при строительстве чего-либо. От разработки первых эскизов до открытия памятника прошло 16 лет.
Императрица Екатерина II, выдвинув идею памятника Петру Великому, смогла получить желаемое лишь к 20-летию своего царствования. Зато появилась возможность приурочить открытие памятника к 100-летию восшествия Петра I на престол.
Открытие монумента Петру Великому. Гравюра А. К. Мельникова, 1782
6. Первые полвека своего существования монумент Петру Великому в Петербурге не имел какого-то особого названия. Все изменила поэма Александра Пушкина «Медный всадник», написанная в 1833 году, и опубликованная впервые в 1837 году. Название оказалось чрезвычайно удачным, и теперь конную статую Петра Великого иначе и не называют.
7. За свою историю «Медный всадник» пережил несколько реставраций. Во время первой из них, в 1909 году, был вскрыт люк в крупе коня, после чего было удалено 150 ведер воды, проникшей внутрь через многочисленные трещины.
Во время масштабной реставрации 1976 года, к которой были привлечены лучшие советские специалисты, большинство трещин, угрожавших памятнику, были заделаны.
8. Согласно легенде, Петербург не падет и не будет разрушен, пока «Медный всадник» занимает свое место. Во время блокады Ленинграда в период Великой Отечественной войны монумент Петру I был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей. Сам памятник избежал попаданий гитлеровских бомб и снарядов, а город не был взят немцами.
Первое явление
В том же году произошла и другая связанная с Петром история.
В 1782 году нелюбимый сын Екатерины Второй и будущий император Павел путешествовал по Европе. В Брюсселе за ужином, на котором он присутствовал, зашли разговоры о сверхъестественном. Павел рассказал историю о том, как однажды он шёл по ночной столице через Сенатскую площадь с князем Куракиным и повстречал странного прохожего. Человек, закутавшийся в плащ, подошёл к наследнику и прошептал: «Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие». Прохожий указал на середину площади. «Прощай, Павел, ты снова увидишь меня здесь», — сказал неизвестный и поднял шляпу, перед тем как раствориться в темноте. В этом прохожем Павел с ужасом узнал Петра.
Этот рассказ звучит как типичная городская легенда, однако его проанализировали историки Юрий Нежинский и Алексей Пашков в своей монографии «Мистический Петербург». По их мнению, история является подлинной — во всяком случае с большой степенью вероятности можно утверждать, что её действительно рассказывал сам Павел Первый. Первоисточник рассказа — известные своей достоверностью мемуары Генриетты фон Оберкирх, которая присутствовала на том ужине.
Но в самих мемуарах у этой истории есть более жуткое продолжение. Через полтора месяца после того, как Павел рассказал об этой встрече, он на глазах фон Оберкирх распечатал и прочитал письмо, полученное из Петербурга. Во время чтения наследник побледнел: в письме речь шла как раз об установке памятника на том самом месте, где ему привиделся Пётр.
Впрочем, пусть это и одна из немногих задокументированных историй такого рода, не стоит забывать, что сам Павел был склонен к мистицизму, да и вряд ли ему не было известно о запланированной установке монумента.
Памятник Петру I скульптора Этьена Фальконе «Медный всадник»
Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, внес изменения в образ, стремясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.
Отливка памятника состоялась в конце августа 1774 года. Но выполнить ее за один раз, как рассчитывал Фальконе, не удалось. Во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар.
Самоотверженность и находчивость литейного мастера Емельяна Хайлова позволили погасить пламя, но вся верхняя часть отливки от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить. За время между первой и второй отливкой мастера заделали и зачеканили отверстия, оставшиеся в отлитой части монумента от труб (литников), по которым в форму подавался жидкий металл, и отшлифовали бронзу. Верхняя часть статуи была отлита летом 1777 года.
Затем началось соединение двух частей скульптуры и заделка шва между ними, чеканка, шлифовка и патинировка бронзы. Летом 1778 года отделка монумента была в основном завершена. В память об этом Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778». В августе того же года скульптор покинул Россию, не дождавшись открытия монумента.
Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда французского скульптора из России вел архитектор Юрий Фельтен.
Опорой памятнику служит попранная конем змея работы скульптора Федора Гордеева, символизирующая зависть, косность и злобу.
Подножие скульптуры — гигантская гранитная глыба, так называемый гром-камень, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива, близ деревни Конная Лахта. Доставка колоссального монолита массой около 1,6 тысячи тонн к месту сооружения памятника была закончена в 1770 году. Сначала его везли по суше на платформе с желобчатыми полозьями, которые через 32 бронзовых шара опирались на переносные рельсы, уложенные на подготовленную поверхность, а затем на специально построенной барже. По рисунку архитектора Юрия Фельтена камню была придана форма скалы, в результате обработки его размеры значительно уменьшились. На постаменте на русском и латинском языках смонтирована надпись: «Петру Первому Екатерина Вторая». Установкой памятника руководил скульптор Гордеев.
Высота скульптуры Петра I составляет 5,35 метра, высота постамента — 5,1 метра, длина постамента — 8,5 метра.
В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.
Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, символизирует рост могущества России.
Место расположения памятника Петру I на Сенатской площади выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры Этьен Фальконе поступил по-своему, установив памятник ближе к Неве.
Сенатская площадь после открытия памятника получила название Петровская, в 1925-2008 годах называлась площадь Декабристов. В 2008 году ей вернули прежнее название — Сенатская.
Благодаря Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра с 1833 года стали называть «Медный всадник».
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) монумент был укрыт мешками с песком, поверх которых был сооружен деревянный футляр.
«Медный всадник» неоднократно реставрировался. В частности, в 1909 году была спущена накопившаяся внутри памятника вода и заделаны трещины, в 1912 году в скульптуре были просверлены отверстия для стока воды, в 1935 году устранены все вновь образовавшиеся дефекты. Комплекс реставрационных работ был осуществлен в 1976 году.
Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города.
В День города в Санкт-Петербурге официальные праздничные мероприятия традиционно начинаются с возложения цветов к «Медному всаднику» на Сенатской площади. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Современная «битва» за Петра Первого
По информации, опубликованной в печатном издании «Известия», на выставке «Арх Москва», которая проходит ежегодно, появился проект, согласно которому, монумент Петр 1 (памятник в Москве) должен быть заключен в «упаковку» из стекла. Причем такого, чтобі шедевра сквозь него не было видно.
Это было в 2007 г. Автор проекта, Борис Бернаскони, предлагал встроить монумент Петру первому в небоскреб. В результате памятник был бы спрятан от людских глаз. Даже бы Церетели остался доволен. Небоскреб стал бы музеем для шедевра Церетели, а москвичи и гости города могли наслаждаться новой смотровой площадкой, сделав из нее место для культурного отдыха.
В 2010 г. дошло до того, что памятник Петру 1 предлагалось снести вовсе. Это произошло после отставки Лужкова с должности столичного мэра. Памятник Петру1 в Москве, где находится? Он установлен над водами Москвы-реки, на Крымской набережной, 10. Рядом — станции метро «Парк Культуры» и «Октябрьская».
В 2010 г., после предложения сноса «Петра», исполняющий обязанности мэра, Владимир Ресин, всерьез задумался о переносе монумента с этого места в другой район. Из комиссии Мосгордумы пришли сведения, что такой «переезд» памятника может обойтись казне в 1 миллиард рублей.
Марат Гельман, который и предлагал уничтожить монумент, даже собирался найти спонсоров для осуществления такого переноса. Оказалось, памятник не так уж плох, так как его с удовольствием желали забрать к себе многие (и не только российские) города: Архангельск, Тирасполь, Бердянск и т.д.
Бурные споры закончились в 2011 году, когда префект Москвы С. Байдаков «поставил точку» прямо на пресс-конференции. Он объявил, что монумент останется там, где стоит на данный момент. По его мнению, все, созданное предками, достойно уважения. В результате Петр 1 (памятник в Москве) остался на прежнем месте и до сих пор возвышается на Крымской набережной.
Нашли Гром-камень
Когда Фальконе начал работать над созданием памятника, возникла проблема. Он думал, где можно найти подходящий камень для постамента. Скульптору было поручено изобразить Петра всадником, и чтобы монумент стоял на скале, напоминающей по форме морскую волну. А это стало бы символом завоеваний Петра Первого, который сделал выход России к морю.
По проекту Фальконе, статуя должна была состоять из отдельных гранитных блоков, поскольку найти цельную глыбу нужного размера было нереально. Но все-таки дали в газетах объявление. На него откликнулся поставщик строительного камня для нужд Петербурга — Семен Вишняков. Ему подсказал юродивый. Недалеко от Лахты в незапамятные времена была гранитная скала, которую расколола молния. Из-за этого местные крестьяне прозвали ее Гром-камнем. Также они говорили, что во время Северной войны Петр Первый не раз поднимался на вершину этого утеса для того, чтобы обозревать окрестности.
Без Лизетты не обошлось
Согласно еще одному преданию, в скульптурной композиции “Медного всадника” Петр I восседает на своем любимом жеребце по имени Лизетта. Этого коня царь купил у повстречавшихся купцов, когда возвращался из Великого посольства. За него он переплатил “100 голландских червонцев”. Петру Первому очень понравилась эта лошадь бурого окраса. И сразу же он назвал ее Лизеттой, что, кажется, необычно для коня. Петр Первый, якобы, назвал ее в честь девушки, которая служила при дворе Саксонского короля. И поговаривали, что у царя была с этой девушкой связь. Лизетта была “лошадью одного хозяина”, Петра слушалась беспрекословно, но конюхи с ней мучились. Конь прослужил хозяину около 10 лет, а когда умер, Петр приказал сделать чучело. Оно до сих пор хранится в Зоологическом музее.
Краткий обзор
Анализ первой части «Медного всадника» показывает, как резко противопоставлена она бодрым и красочным описаниям белых ночей и весны Петербурга во вступлении. Унылые пейзажи осени (ветер дует, «печально воя») создают ощущение неизбежного. Символика этой части поэмы пронизана предчувствием беды. Природа словно предупреждает жителей о надвигающейся катастрофе. Петербург из озаренной светом столицы превращается в город-сумрак («было поздно и темно»). Меняется и облик реки. Нева уже не плещется широко и не течет державно. И уже в первой части поэмы ей становится тесно в оковах берегового гранита: река стремится на волю.
Описание наводнения
Образ стихии — своенравной Невы — и его символическое звучание усиливают драматизм неизбежного в поэме «Медный всадник». Река не хочет уже мириться с каменными набережными, ограничивающими ее течение:
- сначала мечется в сковавшей ее «стройной ограде»;
- затем гневается, бурлит, «клокоча »;
- и бросается на старого врага — «Петра творенье», чтобы утопить в своих водах.
Потоп срывает с Петербурга весь его столичный лоск, выворачивает наизнанку, достает наружу все, что было спрятано от посторонних глаз. Наводнением вымыло «обломки хижин», кровлю и даже гробы. Устоял лишь гордый всадник, наблюдая за общим хаосом: устрашающая характеристика наводнения только подчеркивает общий трагизм фабулы поэмы.
Иллюстрация наводнение к поэме «Медный всадник»
Способы изображения событий
Не свойственные общему стилю поэмы литературные приемы, такие, как развёрнутые сравнения и метафоры, используются именно для описания наводнения, чтобы подчеркнуть главный конфликт произведения, показать непредсказуемость и стихийность происходящего:
- Сравнения. Характеристика масштабов бедствия особенно красноречива в сравнении наводнения с набегом шайки разбойников. Потоп здесь показан необузданной, безликой и разрушающей силой. Анализ поэмы раскрывает противоречивый и многоликий образ Невы, который создают многочисленные и образные сравнения реки: с грабителем-злодеем, разъяренным зверем, кинувшимся на город.
- Повторы. Иррациональность стихии автор произведения подчеркивает тройным повтором слова «вдруг», нагнетая при этом дополнительные средства выразительности.
- Метафоры. Анализ произведения показывает: в яростной стихии для поэта заключена особая мощь и поэзия, которая так же притягательна, как и стройные громады воздвигнутой Петром Первым цивилизации. Это подчеркивают метафоры и другие выразительные средства: «…злые волны//Как воры…» Анализ стиля поэмы поражает читателя обилием метафор в изображении стихии.
Описание наводнения завершается в поэме «Медный всадник» насыщением Невы, которая отступает, любуясь «своим … возмущением». Однако река лишь затаилась, готовая каждое мгновенье показать свою разрушительную силу.
А.С. Пушкин «Медный всадник» — образ стихии.
Стихия для поэта
Литературные приемы, которые Пушкин использует для изображения наводнения, указывают на то, какую «непостижимую уму» мощь, способную одновременно и созидать, и разрушать, видел в ней поэт. Только при соприкосновении или при противостоянии ей может родиться действительно нечто великое и значимое. В поэме незримо присутствует демоническая сила, таившаяся в «дикой» природе стихии. Однако сам автор, в отличие от своего героя царя Петра, убежден, что природу до конца покорить нельзя. И чтобы показать всю мощь и беспощадность этого стихийного бунта, поэт применяет так обильно разнообразные средства выразительности.