Полезно знать
Рекомендую воспользоваться для экскурсии легкой и удобной обувью без каблука, поскольку вы будете ступать по плитке, насчитывающей более 300 лет.
Обращаю Ваше внимание на то, что осуществление фотосъемки со вспышкой в помещениях дворца не допускается. И будьте осторожные с продавцами сувениров
Одна нас чуть не покусала вот за снимок чуть выше.
И неприменимо отведайте кофе в кафе, расположенном прямо во дворце. Очень оригинальное помещение с вполне приемлемыми ценами на горячие напитки. Десерты идут от 200 рублей, так что тут уже на свое усмотрение.
И не забудьте подготовиться к визиту в Петербург основательно. Для этого обязательно проглядите другие мои статьи и почерпните нужную информацию:
- Петропавловская крепость
- Русский музей
- Топ-10 музеев Санкт Петербурга
Говорят, Меншиковский дворец ненастоящий. Знаете, каким он был изначально в Петербурге?
Дворец Меншикова, или Меншиковский дворец, на Васильевском острове возвели для сподвижника императора Петра I, первого губернатора Санкт-Петербурга — Александра Даниловича Меншикова. Здание было выполнено в стиле петровского барокко.
Первый интересный факт состоит в том, что это первое каменное жилое сооружение в молодом городе Санкт-Петербурге. Авторы проекта — приглашённые зодчие Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель.
Внешний вид Меншиковского дворца
Главный фасад дворца, увенчанный аттиком, эффектно подчёркивают пилястры с каменными капителями. Боковые ризалиты декорированы вычурными фронтонами с позолоченными княжескими коронами и вензелями. Наверху находится Мансарда с так называемым «изломом».
Парадная имеет портик, выполненный из деревянных колонн, которые искусно имитируют камень или мрамор. Над портиком расположена лоджия для оркестра. Именно отсюда из года в год звучала музыка, приветствующая гостей, которые добирались до дворца на торжества по Неве.
Свадьбы во дворце Меншикова
Пётр I величал дворец своего приближённого Посольским домом. Император проводил в нём практически все торжественные пиры и званые обеды. Здесь сыграли свадьбу царевичу Алексею, когда он женился на немецкой принцессе Шарлотте Софии. В православии она обрела имя — Наталия Алексеевна и родила будущего императора Петра II.
Тут выдал замуж Пётр I свою племянницу — будущую российскую императрицу Анну Иоанновну за герцога Курляндского. В то время дворец украшали «асфальтовые» стены и «лимонные» капители, а также «белоснежные» наличники…
Открытия учёных во время реставрации
Об уникальных фактах, связанных с историей Санкт-Петербурга, написано огромное множество научных статей. Было проведено немало исследований и сделано монографий. Несмотря на это, с каждым годом обнаруживается ещё что-то невероятное, что всё больше и больше удивляет учёных и горожан.
Так, уникальным открытием для историков стал настоящий, первоначальный вид дворца Меншикова на Университетской набережной Васильевского острова. В Кадетском корпусе проводятся реставрационные работы, в ходе которых исследователи постоянно находят что-то интересное.
Родной вид дворца Меншикова
Когда дворец был построен в 1710—1720 годы, он выглядел абсолютно не так, как сегодня. Архитекторы выяснили, как же с самого начала смотрелся Меншиковский дворец в городе на Неве. Эксперты обнаружили, что внешний вид этого знаменитого сооружения, каким он был сразу после возведения и современный, имеет большую разницу. И что примечательно, первый или родной вид был гораздо дерзким и изысканным.
Вот, что рассказала главный архитектор проекта реставрации Наталья Широкова:
Когда специалисты открыли участок внутри здания, на нём оказались остатки штукатурки петровского времени. Выяснилось, конечно, после тщательного исследования, что на одном из ранних этапов дворец был тёмно-серого, почти асфальтового цвета.
Как доказывают архитекторы, именно такой была родная или изначальная внешняя отделка Меншиковского дворца. Кому-то покажется она несколько мрачноватой. Но специалисты уверяют, что в сочетании с другими элементами декора, выполненных в иных красках, а также со свинцово-серыми водами Невы, данное историческое цветовое решение было строгим и лаконичным. Всё вместе придавало строению утончённость и величие.
Новая экспозиция
Также специалистами было обнаружено множество исторических редкостей: сургучных печатей, игральных карт, деревянных ложек, а также писем, рапортов, ведомостей, увольнительных и др. Из найденных артефактов планируют создать экспозицию, которую представят жителям и гостям Северной столице ко дню рождения СПбГУ.
Справки
о работе музея «Большой Меншиковский дворец» и экскурсионном обслуживании в этом музее по телефону +7 (812) 422-80-16
Большой Меншиковский дворец — старейшая и крупнейшая постройка дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум. Свое название получил в честь светлейшего князя А. Д. Меншикова. Дворец был возведен в стиле Петровского барокко в 1711-1727 годах. В свое время к его строительству были причастны такие архитекторы, как Д. М. Фонтана, И. Ф. Браунштейн, И. Г. Шедель.
Кстати, до сих пор окончательно не ясно происхождение названия местности Ораниенбаум. Одни склоняются к варианту, что это дословный перевод с немецкого — апельсиновое дерево. Другие же считают, что название связано с именем Вильгельма Оранского — правителя Нидерландов, которого очень уважал Петр I.
Как добраться
Как и в прошлый раз, мы поехали в Ломоносов со станции метро «Автово» на маршрутке. Стоимость проезда — 80 рублей с человека. А обратно, чтобы не попасть в вечернюю пробку, мы отправились уже на электричке. Со станции «Ораниенбаум-1» можно уехать как на скоростной «Ласточке», так и на привычном электропоезде.
Стоимость взрослого входного билета во дворец вместе с экскурсией — 350 рублей. Расплатиться можно банковской картой.
Немного истории
На момент постройки интерьеры дворца отличались небывалым великолепием, современники отмечали, что они превосходили даже Петергоф. К сожалению, Меншиков недолго наслаждался своей резиденцией, в 1727 году он попадает в опалу, а все имущество реквизируют в казну.
В 1743 году Елизавета Петровна жалует Ораниенбаум Петру Федоровичу (Петр III) и его супруге Екатерине Алексеевне. Согласно легендам, отречение Петра III от престола в пользу Екатерины II произошло или в Японском павильоне, или в Белом зале Меншиковского дворца. Таким образом завершилось его правление, длившееся 186 дней.
XIX век оказался временем расцвета для Ораниенбаума в целом и Меншиковского дворца в частности. Все благодаря великой княгине Елене Павловне. Ей удалось придать резиденции оригинальность, сохранив при этом ее исконную красоту.
После 1918 года дворец был национализирован, с этого момента он использовался различными организациями, от госпиталя до училища. Примечательно, что Ораниенбаум — это единственный дворцово-парковый комплекс в окрестностях Петербурга, уцелевший в Великую Отечественную войну. И тем печальнее, что музеем он стал лишь в 1995 году, а открылся для посетителей в 2011.
Экскурсия
Сам парк Ораниенбаум мы посетили еще летом, а вот дворец отложили на зиму. Наконец, пришло его время. Первое, что поражает еще при входе – это размеры. Он действительно очень большой, а взгляд сразу же останавливается на княжеской короне, венчающей главный корпус. Заходим внутрь и ждем экскурсовода.
Удивительно, но экскурсия началась без экскурсовода. Для начала нас провели через несколько интерактивных залов, в которых с помощью проекторов и движущихся макетов мы узнали много интересного об истории дворца. Весь интерактив озвучивает В. В. Познер.
Дальше нас ждала классическая программа, уже с реальным экскурсоводом. Осмотр начинается с парадной лестницы. Ее украшают деревянные балясины, каждая из которых выполнена по индивидуальному эскизу. Поражает также потолок: вся лепнина сделана вручную, без отлива форм.
Проходим через небольшую буфетную и попадаем в столовую. Взгляд останавливается на люстрах и мебели. Люстры сделаны из фарфора, мастерство исполнения просто поражает. На изготовление только одной могло уйти до 1 года. А мебель удивила наличием колесиков, в целях экономии ее лишь фанеровали элитными сортами древесины, что значительно ее утяжеляло и не позволяло просто передвигать.
Проходим еще несколько залов, интерьеры поражают обилием декора и мелких деталей. Все напоминает об аристократическом происхождении бывших владельцев. Большой кабинет сразу же настраивает на рабочую атмосферу. А вот опочивальня и уборная оформлены с использованием цветочных орнаментов, что сразу говорит о принадлежности помещений особам женского пола. Кстати, уборная очень большая, ведь раньше платья были настолько громоздкими, что их невозможно было снять и надеть в одиночку.
Спускаемся на первый этаж, здесь расположено несколько выставочных залов и кабинет последних владельцев дворца, герцогов Мекленбург-Стрелицких.
На этом наша экскурсия подошла к концу. Кстати, в летний период в Ораниенбауме будет открыт ещё один архитектурный шедевр, на этот раз уже архитектора Антонио Ринальди — Китайский дворец.
Если кратко, в целом:
- великолепные интерьеры; интерактивный исторический экскурс; немного тайн дворцовых переворотов.
Как добраться до дворца Меншикова
Меншиковский дворец находится по адресу: Санкт-Петербург, Университетская набережная, 15. Уникальный архитектурный комплекс расположен недалеко от станции метро «Василеостровская». Выйдя из метро, следует повернуть направо и двигаться по Среднему проспекту до перекрёстка с Кадетской линией, от него идти прямо. Напротив дворца находится автобусная остановка «Университетская набережная».
От этой остановки нужно лишь перейти улицу на светофоре. Если планируется самостоятельная поездка на автомобиле, стоит учесть, что стоянка транспорта в пределах всего периметра дворца запрещается, при этом ближайшая парковка расположена возле Академии художеств, расстояние до неё составляет около 2 км. В таких случаях гораздо удобнее воспользоваться услугами местных такси.
Залы и интерьеры Меншиковского дворца
Пётр Великий, отличавшийся скромностью в быту, восторгался княжескими палатами своего фаворита. Шикарный особняк Меньшикова украшали гобеленовые обои, позолоченные хрустальные люстры, огромные венецианские зеркала, мебель, украшенная фамильными гербами, столы с позолоченными ножками. Дворцовые стены были украшены великолепными картинами и скульптурами, были отделаны мрамором и бархатом.
Внутренние помещения расположились в виде длинной анфилады, декорированы они по западному стилю ажурной лепниной, стены в каждом зале отделаны шёлком, в них расположены большие окна с мелким стеклом. Поражает воображение множество светильников и огромные хрустальные люстры. А вот внутренние ставни на них, печи из кирпича, деревянная резьба стали русскими элементами в общем интерьере.
Парадный вестибюль дворца удивлял гостей своей торжественностью и богатым, нарядным обликом. Первый этаж был целиком отдан под служебные помещения. На втором этаже располагались покои княжеской семьи, парадные комнаты и огромные залы. Двусветный зал использовался для приёмов, здесь устраивали торжественные встречи иностранных дипломатов, пировали и веселились, празднуя победы в Северной войне.
Стены зала украшает позолоченная лепнина, в его торце расположились уникальные часы-орган, выполненные из красного дерева, создателем которых был английский мастер Уильям Уинроу. Во время празднеств играл оркестр и пел хор крепостных. Здесь проводились Петровские ассамблеи, во время которых гости танцевали и общались. Существовал своеобразный дресс-код: гости одевались по-европейски, мужчины были гладко выбриты.
В Большом зале находились 14 позолоченных напольных подсвечников, украшенных фигурами купидонов, на полотке располагались хрустальные люстры от австрийских мастеров. Здесь проходили заседания Военной коллегии. Столовая декорирована китайскими обоями из шёлка, помещёнными в дубовые рамы. Снизу стены отделаны плиткой, в центре расположился шкаф-горка, покрытый красным лаком и расписанный в китайском стиле.
Ореховая комната украшена уникальным панно, сделанным из персидского ореха и декорированным позолоченным орнаментом. Здесь же стоят массивные напольные часы в корпусе из ореха от английских мастеров. Великолепный декоративный плафон был расписан известным художником из Франции Ф. Пильманом. В комнате принимали императорскую семью, здесь проходили секретные переговоры с дипломатами.
Большая палата служила для торжественных приёмов именитых гостей. Стены зала отделаны шпалерой XVIII века, на которой изображены эпизоды из жизни царя Македонии Персея. Возле дальней стены огромного зала расположилась статуя Аполлона. В самом центре зала на богато украшенной персидской скатерти стоит уникальная серебряная лохань, которая предназначалась для льда.
Правила посещения музея
На период действия ограничительных мер с целью нераспространения новой коронавирусной инфекции на территории России в ГМЗ «Петергоф» действуют временные правила посещения музеев согласно рекомендациям Министерства культуры РФ, Роспотребнадзора от 10.06.2020 и Стандарта деятельности ГМЗ «Петергоф» № 1131/73-20 от 19.06.2020:
1. Посещение музея возможно только в составе экскурсионной группы. В целях соблюдения социальной дистанции в 1,5 метра количество человек в группе ограничено.
2. Все посетители музея обязаны носить средства индивидуальной защиты (маски).
3. Посетители могут воспользоваться антисептиками, установленными на территории музея, а также приобрести маски в вендинговых аппаратах.
4. Экскурсионное обслуживание входит в стоимость полного и льготного билета. Стоимость экскурсии для лиц, имеющих право на бесплатное посещение музея, — 150 рублей.
Наружное убранство и интерьеры Меншиковского дворца в Санкт-Петербурге
Дворец построен в четком и парадном стиле раннего петровского барокко. Это было первое каменное здание такого размера в Северной столице.
Главным входом в Меншиковский дворец служили Большие сени, где хранились приобретённые князем античные статуи, многие из которых позже были установлены в Летнем саду.
К Большим сеням с восточной стороны примыкает Кордегардия. Это помещение служило для почётной охраны, ожидания приёма высокими военными гостями.
Кордегардия для почётной губернаторской охраны
С западной стороны к сеням примыкал зал, называемый Большими палатами. До окончания строительства здесь проводились большие приемы. Зал был пышно украшен шпалерами итальянской работы XVII века и коврами. В нем стояла мебель из ценных материалов.
Большая палата — зал для парадных приёмов
По дубовой лестнице можно подняться в княжеские покои.
В Ассамблейном — Большом зале, проходили знаменитые ассамблеи Петра I, отмечались знаменательные даты, праздновались военные победы.
Большой Бальный зал
Восточная анфилада представлена конторкой для дежурных секретарей и обер-секретарей, где писались деловые бумаги. Далее расположены комнаты с изразцовой отделкой. Здесь мы видим уникальные интерьеры, не имеющие аналогов в Европе — белая голландская плитка покрывает стены и потолки нескольких комнат.
Голландская расписная плитка в кабинете Меншикова
Потолок в кабинете также выложен диковиной для тех времен плиткой
В то время в самой Голландии такой плиткой покрывались только вставки и панели. Главное место в восточной анфиладе принадлежит прихожей. Для Меншикова она была приёмной, столовой и кабинетом.
Морской кабинет А. Меншикова
Здесь мы видим часы и овальный стол, а также портрет Меншикова, один из немногих сохранившихся портретов князя.
Напольные часы Английского производства 18 века в те времена считались диковиной
Портреты Александра Даниловича Меншикова и супруги и Дарьи Михайловны
В кабинете — живописный плафон с военными сюжетами. Образ воина-победителя напоминает нам Петра I.
Плафон с изображением бога войны Марса с лицом Петра Великого
В центральном вестибюле — фигура бога солнца Аполлона римской работы II века нашей эры, привезенной, скорее всего, из Греции, и другие античные статуи.
Большая палата — статуя Аполлона II века н.э.
Можно увидеть редкие предметы прикладного искусства и образцы оружия, астрономические инструменты и коллекцию живописи. Привлекателен так называемый Ореховый кабинет, отделанный редкими сортами дерева и аппликацией из бронзы и черепахового панциря. Он служил парадным кабинетом для приема особо важных гостей. Князь любил играть в шахматы и здесь находится уникальный шахматный столик с янтарными фигурами. Петр I любил сидеть в кресле и играть в шахматы.
К реликвиям музея относятся и портрет императора, а также зеркало в янтарной рамке, подаренное Петру королем Пруссии в 1709 году.
Коллекция китайского фарфора
В наши дни Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге является филиалом Государственного Эрмитажа и представляет нам историю русской культуры первой трети восемнадцатого столетия, атмосферу петровского времени.
Стоимость билетов в Меншиковский дворец в 2021 году
- Для взрослых — 600 рублей
- С 2021 года льготные билеты называются «по специальному предложению». Данными билетами могут воспользоваться: дети от 7 до 18 лет, студенты (любого гражданства), пенсионеры России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Стоимость билета по специальному предложению 300 рублей. Купить такой билет можно на официальном сайте, при оформлении необходимо ввести данные документа дающего право на льготу (пенсионного удостоверения, студенческого билета и т.д.)
Строительство дворца
«Родовое гнездышко» Светлейший князь начал строить в 1710 году, в разгар Северной войны. В 1709 Россия разгромила шведов под Полтавой. В знак благодарности за заслуги в этой баталии Петр I пожаловал Меншикову крупнейший Васильевский остров площадью 11 квадратных километров.
Петербург в тот период только-только возник как город. А поодаль развернулось грандиозное строительство, в короткий срок князь построил богатейший дом в Санкт-Петербурге.
Каковы же заслуги Меншикова перед царем, если государь, считавший каждый положенный камень в болотистое основание новой столицы, предпочел не заметить сверхрасточительства князя! Летом 1714 года князь с семьей вселился во дворец, самое высокое здание Петербурга. Внутренняя отделка покоев продолжалась до 1727 года.
Особенности строительства
Строительством руководили архитекторы Джованни Фонтана и Иоганн Шедель. На подаренной царем территории Меншиков построил усадьбу с цветниками и садом, протянувшуюся через весь Васильевский остров. Одновременно строили комплекс зданий: церковь Воскресения, деревянный Посольский дворец и каменные палаты, дворец Меншикова.
Фасад Посольского дворца украшала балюстрада на крыше. Двухэтажное здание с высоким крыльцом в центре дома с башенками, ведущее сразу на второй этаж. Со стороны Невы, возле крыльца – деревянная пристань, раскрашенная под кирпич, к которой причаливали лодки и гондолы с гостями. По центру здания проходила деревянная галерея, с которой музыканты встречали подъезжающих гостей «живой» музыкой.
Возведение каменных палат
Место для строительства дворца на Васильевском острове выбрано не случайно. Здесь, на острове, Петр I задумывал создать центр будущей столицы. Зная о желании государя видеть в столице каменные здания, Меншиков построил дворец, который одновременно стал и административным зданием. Здесь первый помощник царя Александр Данилович устраивал дипломатические приемы и заседания.
В строительстве дворца для князя участвовали все зодчие и строители Петербурга того времени. Каменщики и керамисты, художники и крестьяне, солдаты, даже каторжники трудились здесь, создавая дворец. На фронтоне здания красуется цифра «1710» – дата основания дворца светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова.
Описание и история создания
Санкт-Петербург недаром считают культурным центром России, поскольку именно здесь находятся великолепные памятники, известнейшие музеи, грандиозные сооружения. Среди них стоит выделить Меньшиковский дворец в Санкт Петербурге.
Местом расположения здания выступает Васильевский остров, подаренный императором Петром I одному из своих ближайших приближенных Александру Меньшикову, который к тому же являлся генерал-фельдмаршалом и первым губернатором Петербурга.
В строительстве дворца, пришедшемся на 1710-1714 годы, и его проектировке принимали участие такие знаменитые зарубежные архитекторы, как Г. Фонтан, Г. И. Шедель. Уникальным было использование здания в качестве и служебного, и жилого помещения.
Так как Меньшиков любил роскошь, он не скупился на его благоустройство, благодаря чему дворец поражал своим богатым внутренним убранством и максимальным комфортом. Именно здесь проходило осуществление пышных приемов и основных праздников. Дворец полностью отвечал замыслу императора по созданию на острове зданий, соответствующих современному европейскому стилю «на голландский манер».
Однако в 1727 году Меньшиков был снят с должности и отправлен в Сибирь по обвинению в казнокрадстве и измене государству. Все имущество при этом поступило в казну династии Романовых. В дальнейшем здание неоднократно подвергалось реставрационным работам, однако сумело избежать кардинальных изменений и сохранилось до настоящего времени.
Сейчас оно составляет часть Государственного Эрмитажа и открыто для посещений.
Экскурсия по достопримечательности
От главного входа (Больших сеней) во дворец Вы можете пройти в Большие палаты, примыкающие к нему с запада. Это помещение выступало местом проведения больших приемов. Шпалеры и ковры, изготовленные итальянскими мастерами еще в XVII веке, украшают этот зал.
Поварня
Одно из хозяйственных помещений, расположенных на первом этаже, — Поварня. Она являлась местом приготовления блюд для праздников, довольно часто устраиваемых во дворце. Здесь Вы можете полюбоваться подлинной медной и оловянной посудой, оригинальными часами, работающими и издающими бой.
Токарня
Известно, что Петр I был большим мастером в различных областях. Именно в Токарне Вы увидите станок, за которым трудился сам император. Также в этом помещении находится коллекция резаков для токарных станков, тарелок, изготовленных лично правителем и других не менее интересных предметов.
Залы дворца
К наиболее примечательным залам дворца также относятся:
- Варварин покой. Оригинальный интерьер, изразцы и гобелены с изображением сюжетных сценок, роскошная кровать – все это предстанет Вашим глазам.
- В Ореховом кабинете находится богатая деревянная мебель, расписной плафон на потолке, где изображен воин-победитель. Декор стен здесь осуществлен путем использования орехового дерева.
- Коллекция навигационных приборов хранится в Морском кабинете.
- В Красном кабинете, обшитом тканью красного цвета с узорами, проходит экспонирование картин и статуй.
Кроме того, Меньшиковский дворец радует своих посетителей наличием уютной столовой с оригинальным интерьером.
Чем уникальна архитектура
Выстроенный в стиле петровского барокко, четырехэтажный дворец под высокой, с переломом, кровлей поражал высотой – таких зданий еще не было в Санкт- Петербурге. Дворец превратился в замкнутый четырехугольник, когда пристроили двухэтажные боковые флигели и здания со стороны сада.
На главном здании красуются пилястры, придавая зданию презентабельный вид вертикальными выступами. По бокам, в верхней части здания, на фронтонах сияют позолоченные княжеские короны и вензеля.
Парадный фасад дворца, украшенный скульптурами римских богов, выходит на берег Невы.
Пышный сад со скульптурами и прудами, гротами и оранжереями оттенял великолепие каменных палат.
О владельце Александре Меншикове
Генерал-фельдмаршал, первый помощник и любимец царя-реформатора, богатейший человек, Меншиков помогал царю утверждать новый уклад жизни в России. С юных лет «Алексашка» (так называл его царь) служил императору.
Денщик Петра I, бомбардир Преображенского полка, участник Азовских походов, сотоварищ Петра, усмиритель «стрелецкого бунта». Александр Данилович Меншиков – тайный советник, светлейший князь Российской империи и герцог Ижорской, князь Священной Римской Империи, президент военной коллегии.
Талантливый военачальник, мужественный, преданный, Меншиков пользовался безграничным доверием Петра. Головокружительная карьера при покровительстве царя помогла ему получить титул графа, став генералиссимусом, занять пост генерал-губернатора Петербурга. Властолюбивый и алчный, князь владел несколькими городами и десятками тысяч крепостных крестьян.
После смерти Петра I, Меншиков, опираясь на гвардию, возвел на престол жену царя Екатерину I и сам стал править страной. Дочь Меншикова, Мария, стала невестой наследника престола Петра II. Однако недальновидное поведение князя принесло неприятности.
В сентябре 1727 года обвиненный в государственной измене князь Меншиков с семьей оказался в ссылке. По пути в Тобольскую губернию к месту ссылки скончалась княгиня Дарья Михайловна. В городке Березове сосланный Меншиков лично срубил избу и поселился с семейством. В сентябре 1729 года на 56 году жизни Меншиков умер от апоплексического удара и похоронен близ алтаря построенной им же церкви.
Интересные факты
Меньшиков всерьез интересовался инженерией, что нашло отражение в планировке здания. Первый вариант не предполагал крыльца с «землей», и всех встречали только у речной пристани, возле которой для оркестра возвели специальную лоджию. После смерти императора он был перестроен в приточное сооружение, ставшее первым понтонным мостом в Санкт-Петербурге. Сейчас на его месте проезжая часть Университетской набережной.
Дворцовые сады охранял отдельный гвардейский полк, живший на первом этаже. У них была своя оружейная, кухня и туалеты. После размещения кадетского корпуса гауптвахту упразднили, полностью уничтожив первоначальный завод. Восстановить его до первоначального вида не удалось, но сегодня часть атриума отведена под выставку арсенала того времени: сабли, стальные кирасы и мушкеты.
В одном из служебных помещений стоит настоящий токарный станок на пружинном механизме. Согласно официальной эрмитажной легенде, Петр сам любил у него работать, отдыхая от государственных дел: он вырезал мелкие детали корабельной оснастки, так как когда-то проходил обучение в Голландии. Миф не имеет материальных подтверждений, но эту версию не стоит подвергать сомнению — она так популярна у посетителей музеев.
Сохранившиеся колонны двора не мраморные: они деревянные внутри и расписаны только под камень. Это было сделано для того, чтобы хоть как-то сэкономить на колоссальных затратах на строительство. На парадном крыльце колоннаду венчали скульптуры древнегреческих муз и богов — они были снесены в 19 веке, но теперь масштабные фигуры выставлены в одном из первых залов, рядом с макетом первоначального здания.
Гостиные и офисы по-прежнему остаются старинными сокровищами. Затем в имиджевом зале висит единственный портрет Петра Великого в образе бога войны Ареса. Рядом, на комоде, стоят скромные органные часы, сделанные лондонским часовщиком в 18 веке. Сюда приехала уникальная выставка, которую хранит Таврический дворец; Считается, что музыкальный хронометр был подарен князю Потемкину одним из британских послов.
Некоторые залы дворца используются для временных и передвижных выставок. Например, периодически здесь проходит выставка старинных печей — с 17 по начало 20 века. Среди необычных предметов, не подходящих под музейный формат, можно отметить старинный пресс для монет и штампов, выставленный в сувенирной лавке.
Режим работы и экспозиции Меншиковского дворца
Огромная работа, которая была проведена в период последней реставрации, дала возможность открыть для посетителей уникальные экспозиции русской художественной культуры XVIII века. Постоянные выставки музея демонстрируют предметы богатого убранства, царское имущество и вещи богатых семей России. К ним относятся редчайшие коллекции живописи, разнообразные старинные приборы и образцы оружия того времени.
Обзорные экскурсии по территории Меншиковского дворца проводятся постоянно, групповые экскурсии организуются лишь по предварительной заявке. Перед началом можно оставить верхнюю одежду в гардеробе, воспользоваться защитной обувью, осмотреть богатый и изысканный внутренний интерьер. Экскурсия знакомит посетителей с залами и кабинетами дворца, открытыми для всеобщего просмотра.
Для желающих перекусить в Меншиковском дворце работает ресторан. Зал его оформлен соответственно общему стилю XVIII века, здесь царит атмосфера настоящего аристократического общества. Посетителям предлагаются блюда современной европейской и традиционной русской кухни. В тёплое время года можно пообедать на небольшой уютной террасе, которую окружают старинные скульптуры и богатая зелень.
Уникальный дворец-музей работает каждый день с 12.00 до 19.00. Выходным днём является понедельник. Бесплатно посетить музей могут несовершеннолетние дети, студенты и люди пенсионного возраста. Правила посещения дворца одинаковы для всех музеев: запрещено проносить крупные вещи, трогать руками экспонаты, приходить с домашними животными. Нельзя посещать музей в состоянии алкогольного опьянения.