Что происходит в кирхе в настоящее время
Все чаще люди начали сюда приходить исключительно для фотосессий. Еще бы, внутреннее убранство в Анненкирхе приобрело зловещую атмосферу из преисподней. Ощущение, будто здесь побывал сам дьявол и сжег все до тла.
Именно благодаря ажиотажу интерьеры церкви решили пока не реставрировать, а просто укрепить осыпающуюся штукатурку, сохранив оригинальность помещений.
Несмотря на то, что церковь святой Анны Анненкирхе в Санкт-Петербурге не была полностью отреставрирована, сегодня в ее стенах до сих пор проходят богослужения, пасторы проводят мессы на русском и английском языках. А также здесь проводятся выставки, фестивали, лекции и концерты. Прихожанам лютеранского вероисповедания открыт доступ в церковь.
Рядом с лестницей, ведущей на второй этаж находится вход в подвальное помещение, в котором расположилась интересная выставка «Будь верен», посвященная истории кирхи, жизни пасторов и прихода. Перед спуском пригните голову, косяк очень низкий.
Сам подвал довольно атмосферный, и напоминает катакомбы с тесными стенами и низким потолком. Вдоль прохода висят заметки и фотографии. Высота потолка около 170 сантиметров. Длинный коридор заканчивается узким проходом в соседнее помещение, который будет испытанием для полных людей.
Здесь же находится молельная комната квадратной формы с расписанными стенами. Вдоль двух стен стоят лавочки (не вошли в кадр), на которые можно присесть и помолиться прочитав молитву «Отче наш» в углу комнаты.
В холле на втором этаже расположена кофейня с небогатым ассортиментом меню, в основном здесь подают горячие, холодные напитки и закуски.
Зато за столиком можно провести время с пользой, поиграв в развивающие настольные игры.
Мебель на втором этаже идеально вписывается в сгоревший интерьер. Однако на диване редко, кто отдыхает. Может думают, что он грязный, хотя это не так. Зато с позволения персонала можно поиграть на пианино.
Слева от барной стойки находится небольшая, но уютная часовня с алтарем, вмещающая около 30-ти человек. Там же стоит полка с религиозной литературой, доступной для ознакомления.
Во времена СССР с колокольни исчез колокол, который до сих пор не вернули на обратно. Вместо этого слева от входа в часовню повесили небольшой колокольчик, звон которого означает начало богослужения.
Через первый и второй этажи можно пройти в большой зал, в котором проходят концерты и лекции.
Церковь Святой Марии
Участок на Большой Конюшенной улице община получила в дар от Анны Иоанновны в 1734 году. Почти сразу на этом месте появились деревянная кирха. Освятили её в честь императрицы.
В 1767 году церковь перешла во владение финской общины, а в 1801 году была освящена в честь Святой Марии – тезоимённой святой вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.
В своё время здесь был приют для детей, школа и касса взаимопомощи. Верующие собирались каждое воскресенье (кстати, не только приверженцы лютеранства, но и других христианских конфессий).
Закрылась кирха в 1938 году. Причина – передача исторического здания Эрмитажу. Через два года здесь открыли общежитие, а с 1970 года в здании церкви находился «Дом природы». В 1990 году приход был возрождён, а в 1994 году начался сбор средств на реставрацию.
В настоящее время в церкви работает воскресная школа и проводятся молитвенные служения, а каждую субботу, например, проходят органные концерты. Чтобы попасть на мероприятие, на входе прихожане оставляют пожертвования от 300 рублей.
Где: Большая Конюшенная, 8А
Анненкирхе
Осень 1996 года встречает вернувшегося с Чеченской войны молодого человека хмурыми, блеклыми красками, дождем и песнями группы «Наутилус Помпилиус». Приезжая к брату в Санкт-Петербург, герой этой истории случайно оказывается в небольшом дворике, где, если об этом не знать, совершенно не угадывается церковь. Но она там есть.
Это лютеранская церковь Святой Анны, или на немецкий манер Анненкирхе, — одна из самых известных и красивых церквей Санкт-Петербурга. Выше описывается, конечно, завязка культового фильма Алексея Балабанова «Брат». Анненкирхе его времени — это рок-клуб, перестроенный из кинотеатра. Здесь ничего не взрывали, а просто играли музыку.
Фрагмент фильма «Брат», на заднем плане, за решеткой — Анненкирхе. ИсточникИсточник
Церковь Святой Анны построили в Петербурге в 1779 году. Тогда и до самой революции лютеране оставались второй по численности религиозной общиной страны. К 1917-му Анненкирхе посещали 12 тысяч прихожан. В разное время туда ходили Карл Фаберже, Петр Лесгафт, Карл Брюллов, Павел Пестель. Когда советская власть начала гонения на православных, на лютеран некоторое время смотрели сквозь пальцы, хотя они и понимали, что снисхождение временное. В 1920-х на базе Анненкирхе даже разрешили открыть что-то вроде семинарии, хотя это слово, конечно, не использовалось, название было завуалированным — «евангелистическо-лютеранские библейские курсы». Но уже в 1934-м религиозную деятельность в этом месте насильственно свернули. Храмы в то время часто изымались из собственности церкви и адаптировались под нужды нового государства. Так и Анненкирхе к 1939-му превратилась в кинотеатр «Спартак». Это был единственный в стране так называемый кинотеатр последнего показа: там можно было смотреть кино, которое уже нигде не показывали, или ретроспективу. В прокате были даже зарубежные, «капиталистические» картины — не более одного-двух сеансов в день.
«Я в 1985 г. проходила в кинотеатре производственную практику. Здесь мы впервые смотрели диснеевские мультфильмы о Бемби, Белоснежке, картины с участием Вивьен Ли, фильмы Микеланджело Антониони, знакомились с итальянскими, американскими, немецкими картинами. Фильмы шли с субтитрами, помню „Серенаду солнечной долины“ с участием оркестра Гленна Миллера — это было потрясающе! Раз в месяц в огромных банках приходило по 20–30 фильмов, сразу вывешивались афиши. Понятно, что билеты раскупались тут же на все сеансы. Я с трудом доставала билеты для друзей», — рассказывает звукооператор Анастасия Иванова.
ИсточникИнтерьеры кинотеатра «Спартак». Источник
Но Данила Багров приходит сюда не кино смотреть. В первой части картины «Брат» он знакомится здесь, во дворе Анненкирхе, с Кэт («Здесь меня всегда найдешь», — говорит девушка). Конкретная локация — у решетки полуподвального музыкального магазина «Рок-остров», где и сегодня продают пластинки. Анненкирхе их времени — уже не кинотеатр, а клуб. В 1990-е кинотеатр «Спартак» меняют на рок-клуб «Спартак», между прочим, легендарный. Там выступают «Аквариум», «Гражданская оборона», «Король и шут», «Ночные снайперы». Последний концерт состоялся в 2002 году: на сцену вышла группа «Ленинград».
История храма
За 500 лет до того, как Петр I основал Петербург, в шведском городе Ниен была построена лютеранская церковь. Северная война разрушила город, и многие шведы стали переселяться в новое поселение. С 1703 году собрания для лютеранской общины начал проводить пастор Якоб Майделин. Люди собирались в обычном жилом доме.
Через 30 лет количество желающих послушать проповеди превысило 1 500 человек. Императрица Анна Иоанновна подарила общине участок на Большой Конюшенной улице. Там был построен первый деревянный храм, который освятили 19 мая 1734 года в честь Святой Анны. Здание было небольшим, а убранство скромным. Долгое время он был единственным финским храмом.
12 декабря 1805 года церковь освятили в честь Богородицы. Началась новая, местами трагичная, история.
На попечительстве прихода Святой Марии находились:
- дома сирот
- приют для бедных
- касса взаимопомощи
- общеобразовательные школы
- часовня на Митрофаньевском кладбище
- молитвенный дом Святой Марии в Лахте
В 1918 году на церковь начались гонения. Власти отобрали все социальные сооружения и за здание храма назначили арендную плату. В 1938 году пастор Церкви Святой Марии был расстрелян, здание закрыли и передали Эрмитажу. Но прихожане продолжали собираться тайно и сохранили традиции.
С 1970 года в здании находился «Дом природы». Здесь проводились выставки животных, насекомых и мероприятия по природоохранной деятельности.
В 1990 году, благодаря усилиям пастора Арво Сурво, появилась возможность снова проводить богослужения. Сначала они проходили на ступенях храма, а потом в маленькой комнате на верхнем этаже здания.
К середине 90-х годов Приход Святой Марии вернули прихожанам. Центр зарубежной помощи Финляндии и Музейное ведомство Санкт-Петербурга начали проводить масштабную реставрацию церкви. Лютеране из Финляндии собрали почти 7 млн. рублей пожертвований.
В 2010 году в церкви установили барочный духовой орган, который сопровождает все службы.
Сейчас в Церкви Святой Марии проводятся богослужения, мессы и проповеди на двух языках: русском и финском.
В храме проходят:
- библейский час для прихожан
- воскресная школа для детей
- собрания для молодежи
- концерты духовной музыки для всех желающих
https://youtube.com/watch?v=mbYvrCqkOBs
Чесменская церковь
Чесменская церковь
Адрес: ул. Ленсовета, 12
Метро: Московская, Парк Победы
Сайт: chesma.spb.ru
Полное название объекта, сооруженного в интересном стиле псевдоготика, — Церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи. Это архитектурная достопримечательность федерального уровня, внешний вид которой необычайно интересный и запоминающийся. Стройное, возвышенное здание окрашено в белые и красные полосы, что придает ему несколько игрушечный вид.
Пророк,Предтеча и Креститель господень Иоанн
Церковь заложили в 1770 году по случаю невероятной победы русского флота над в 2 раза большим турецким в Чесменской бухте. Русские потопили 73 корабля турок, погибло 10000 человек с вражеской стороны. А потери русского флота составили 11 человек. В 1924-ом храм закрыли, в 1930-ом организовали столярную мастерскую. В 1977 году в здании был открыт музей, посвященный победе над турками. К богослужениям с Чесменской церкви Санкт-Петербурга вернулись в 1991 году.
Церковь Святой Анны сегодня
Сейчас церковь выглядит удручающе, нет настила на полу, отсутствуют некоторые коммуникации. При этом действующий пастор утверждает, что людям нравится такой облик храма. Стены частично отреставрировали, оставшиеся фрески сохранили в первозданном виде, который своеобразно дополнен следами пожара. Укреплённая штукатурка на стенах не повлияла на внутреннее убранство.
В помещении кирхи часто проводят выставки и творческие светские мероприятия. Благодаря хорошей акустике внутри продолжают проводить концерты, но теперь музыка в церкви стала более духовной, чем в 1990 годы. Большинство артистов выступают в благотворительном формате, жертвуя деньги на восстановление храма. Довольно часто в здании Анненкирхе можно посетить выставки картин — средства также идут на благотворительность.
Городские легенды о церкви Святой Анны
К сожалению, большинство реликвий и ценных предметов Анненкирхе было утеряно в период советской власти, когда церковь было недействующей. Интерес представляет само здание, при этом внутренняя обгоревшая часть притягивает любителей мистики. Визуально интерьер внушает определённый страх — обугленные стены и атмосфера создают определённое настроение у посетителей.
На одной из внутренних стен храма сохранилась фреска с изображением Святой Анны, в честь которой она получила своё название. Её облик закопчён пожаром, и в вечернем свете создаётся впечатление окружающей его необычной ауры
Подобный эффект привлекает внимание посетителей и прихожан. Существует необычное поверье: пристальный взгляд в глаза Святой Анны позволяет понять и увидеть собственную душу
Троице-Измайловский собор
Троице-Измайловский собор (собор Святой Живоначальной Троицы) является одним из самых величественных в Петербурге.
Собор был построен в 1828-1835 годах на месте летнего деревянного походного храма лейб-гвардии Измайловского полка. На время освящения собор являлся крупнейшим в России.
В этом соборе 27 февраля 1867 года состоялось венчание писателя и философа Фёдора Достоевского с Анной Сниткиной, а 18 ноября 1894 года — отпевание композитора и дирижера Антона Рубинштейна.
Собор имеет стиль ампир; он белоснежный с синим пятиглавием. Высота собора доходит до 80 метров. Фасады имеют шестиколонные портики коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах находятся бронзовые фигуры ангелов.
Внутренний интерьер собора имеет роспись, коринфские колоны и полукруглый иконостас. Собор имеет подземной этаж-зал под названием «Славянский», который расписан, а его смысловым центром высутпает мозаичный образ Господа Вседержителя.
В соборе находится самая старинная икона, которая есть в петербургских православных храмах — икона Святой Живоначальной Троицы, образу которой уже более 600 лет и он был написан в 1406 году. У иконы интересная история: после революции она была изъята из монастыря советскими властями и помещена в Третьяковскую галерею, затем была продана зарубеж, в частную американскую коллекцию, а в начале 2000-х годов была выкуплена на аукционе и в юбилейный год 300-летия Санкт-Петербурга принесена в дар собору президентом России Владимиром Путиным.
Адрес собора: Измайловский проспект, 7а.
Возле собора высится «Колонна Воинской славы», созданная в память Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Колонна состоит из 140 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Венчает колонну фигура Славы. В 1929 году памятник был уничтожен, но затем воссоздан с копиями пушек.
Напротив собора находится часовня Святого Александра Невского, построенная в ампирном стиле в 1894-1895 на пожертвования офицеров Измайловского полка и именитых прихожан в память о двух чудесных избавлений от смерти: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии.
История церкви св. Петра
Первая лютеранская церковь в Санкт-Петербурге была открыта в 1704 г. на территории Петропавловской крепости. Эта церковь была призвана духовно окормлять всех военных евангелическо-лютеранского вероисповедания. Одновременно, на другом, левом берегу Невы, возникла группа евангелических христиан, которые собирались в доме российского флота. Эта община была многонациональной, однако, большинство имело немецкое происхождение и лютеранское вероисповедание. Вице-адмирал подарил этой общине деревянную капеллу, находившуюся прямо в его собственном дворе. С тех пор и существует отдельная община, которая позднее стала называться общиной св. Петра.27 декабря 1727 г. Петр II издал указ, по которому община получала земельный участок на «Невской першпективе» (современном Невском проспекте), на нем должны были построить церковь, церковную школу и пасторский дом. Строительный проект был разработан покровителем общины графом Мюннихом. Первый камень новой церкви был заложен 29 июня 1728 г., в день святых апостолов Петра и Павла. В честь них 14 июня 1730 г. пастор Нацциус освятил церковь. К началу 19 века здание сильно разрушилось, к тому же, оно уже не вмещало растущую общину. В 1833 г. старая церковь 18 века была снесена. В мае 1833 г. на одном из заседаний церковного совета был принят проект Александра Брюллова, победителя конкурса, а 21 августа 1833 г. был заложен первый камень новой церкви св. Петра. Строительные работы длились 5 лет.В День Реформации, 31 октября 1838 г., было освящено здание церкви, и по сей день стоящей на Невском проспекте 22-24. Шедевр Александра Брюллова, в котором гармонично соединились черты романской базилики и русского классицизма, является крупнейшей лютеранской церковью в России. Среди многих произведений искусства, когда-то украшавших Петрикирхе, особенно ценными были две алтарные картины: полотно Гольбейна «Иисус с Фомой Неверующим и учениками», подаренное в 1707 г. придворным художником Й.Ф.Гротом, а также огромный холст «Христос на кресте» знаменитого русского художника Карла Брюллова.С 1895 по 1897 г.г. внутреннее помещение церкви было реставрировано под руководством архитектора Максимилиана Месмахера. В 19 веке община не прекратила свой рост. В 1862 г. число прихожан составляло 17600 человек, а в 1912 — 21000.Трагическим переломом в истории церкви св. Петра стала революция 1917 г. Многие прихожане покинули Россию. Здание церкви и вся ее недвижимость были национализированы. В 20-е г.г. богослужения еще проводились, однако, репрессии против христиан всех вероисповеданий все возрастали. Начались преследования и аресты.Когда в рождественский Сочельник 1937 г. прихожане собрались на богослужение, они не смогли войти, потому что дверь церкви была закрыта. Пасторы Петрикирхе Пауль Райхерт и Бруно Райхерт были арестованы и позднее, в 1938 г., расстреляны. После того, как церковь закрыли, дорогое убранство и прекрасные произведения искусства были разграблены. Алтарную картину Гольбейна отдали в Эрмитаж, а «Христа на кресте» Брюллова – в Русский музей. Судьба замечательного органа фирмы Валькер так и осталась неизвестной. В 40-е и 50-е г.г. в здании церкви находились самые разные склады. Затем здесь построили бассейн, который открыли в 1962 г. Здание церкви св. Петра было возвращено Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и Других Государствах в июне 1993 г., а сама Петрикирхе стала кафедральным собором.В настоящее время здесь на богослужения собирается евангелическо-лютеранская община свв. Анны и Петра.
Протестантские
Карта приходов Церкви Ингрии (1930-е годы)
Карта приходов лютеранской церкви на бывш. терр. Финляндии
Кирха в Севастьяново
Кирха в Каннельярви до Зимней войны
Лютеранские
Финские
- Кирха в Токсово
- Церковь Святого Николая (Гатчина)
- Лютеранская церковь Святого Петра (Гатчина) — в Колпанах
- Кирха Святого Иоанна Крестителя в Губаницах
- Кирха в Мельниково
- Кирха Святой Марии в Шпаньково — руинирована
- Кирха в Молосковицах — Каменная кирха на 400 мест была построена в 1632 году, самая старая в Западной Ингерманландии. Здание было построено из белого известняка, поэтому в народе она называлась «Белая кирха» (фин. Valkeakirkko). В 1902 году на средства и по чертежам пробста К. Паландера в храме был выполнен капитальный ремонт. В ходе ремонта были установлены печи, но общая высота крыши, включая готическое завершение, была понижена, вследствие чего кирха утратила свой привычный вид. На сегодняшний день руинирована, восстановление не планируется.
- Кирха в Севастьяново (Приозерский район) (фин. Kaukolan kirkko)- располагается в пос. Севастьяново (фин. Каукола) построена в 1933 году по проекту Пааво Бьёрка, действующая.
- Кирха Святой Екатерины в Петрово
- Кирха Святых Апостолов Петра и Павла в Малых Горках (близ Ропши) — руинирована.
- Лютеранская церковь Святого Андрея Первозванного в Большом Кузёмкино
- Собор Святых Петра и Павла (Выборг)
- Выборгский собор доминиканского монастыря
- Кирха Святой Марии Магдалины (Приморск)
- Кирха в Приозерске
- Кирха в Каннельярви (фин. fi:Kanneljärven kirkko) — расположена в пос. Победа, построена по проекту Уно Ульберга в 1935 году. Хорошо сохранилась колокольня, само здание — без крыши. В пристройке действует воскресная школа.
- Кирха в Энсо — расположена в г. Светогорск. Храм в г. Энсо начали строить в 1939 году. Возможно храм не успели достроить из-за начавшейся войны, но другие источники это не подтверждают. Практически полностью сохранилась колокольня, в настоящее время на ней установлена антенна.
- Кирха в Полянах (фин. fi:Uusikirkko — Новая церковь) — расположена в пос. Поляны. Первую христианскую церковь в этой местности в 1445 году основали ещё шведские католики. Последняя церковь, возведенная по классической крестообразной в плане схеме по проекту зодчего Матти Салонена, предстала перед паствой в 1800 году. 21 июля 1807 года храм был освящен в честь святого Йоханнеса. К сегодняшнему дню сохранилась только каменная часть колокольни
- Кирха в пос. Озёрское Озёрское (фин. Вуоксенранта). Храм возвели в 1934—1935 годах по проекту архитектора Вяйнё Кейнянена в стиле конструктивизм. Здание сохранилось.
- Кирха в пос. Ромашки (фин. fi:Vuokselan kirkko)- расположена в пос. Ромашки (Вуоксела). Кирха Вуоксела построена на мысу Ламмасниеми (Овечий) в 1928-29 годах по проекту архитектора Илмари Лауниса.
Советские годы[править]
После революции 1917 года спокойное существование лютеран в России было нарушено. Церковь разделилась. Одни пасторы не приняли Советскую власть, активно участвовали в борьбе с ней и были уничтожены. Другие эмигрировали или были высланы (этому способствовало отделение Финляндии и Прибалтики).
Характерен такой факт: в 1917 г. в финских приходах, расположенных в Петербурге и около него, было 28 пасторов. К 1920-му их осталось только четверо.
Во времена НЭПа по отношению к Лютеранской церкви не проводилось никаких силовых мер, но её деятельность жёстко контролировалась. Самой большой проблемой в этот период была нехватка священнослужителей.
Затем для лютеран, как и для Православной и Католической Церквей, наступили страшные времена. Вслед за показательными процессами над католическим духовенством и мирянами (1923-1924 гг.) Советская власть принялась за лютеран.
1926-1928 гг. остались в истории русского лютеранства как период жестоких репрессий, когда многие священнослужители были арестованы и либо расстреляны, либо умерли в лагерях. Цифры говорят сами за себя: в 1927 г. в СССР было 114 лютеранских пасторов, в 1934-м — 45, в 1936-м — 8, а к концу 1937 г. — ни одного.
Со священников государство переключилось на целые народы. Первыми пострадали финны, жившие к северу от Ленинграда: в 1937 г. их депортировали в Среднюю Азию.
В 1940-1941 и 1944-1945 гг. в Сибирь ссылались латыши и эстонцы (в большинстве своем лютеране). В августе 1941 г. насильственному выселению в Сибирь и Казахстан подверглись российские немцы. Это не были собственно религиозные преследования, но в результате этих репрессий лютеранские общины в большинстве своем распались. Пасторы были расстреляны, их паства рассеяна.
Собственно, с Лютеранской Церковью в России было покончено уже к 1938 году. Выжившие лютеране ушли в подполье. Они собирались на кладбищах и по домам под видом семейных торжеств. Чаще всего проповедовали миряне, но было и несколько пасторов, которым удалось пережить тюрьмы и ссылки (как, например, Пааво Хаими и Юхани Вассели). Однако всё это происходило нелегально, основная масса верующих была лишена главного — участия в таинстве Святого Причастия.
Некоторые изменения начали происходить в 1957 г., когда была зарегистрирована первая лютеранская община в Казахстане (г. Акмолинск).
В 1970 г. петрозаводские финны получили разрешение зарегистрировать свой приход. Следующий был открыт только в 1977 г. в г. Пушкине — сайт прихода, который на протяжении многих лет был духовным центром. Массово лютеранские приходы начали регистрироваться в период перестройки. К лету 1991 г. только в Ленинградской области их было уже 18.
Смольный собор
Смольный собор
Адрес: площадь Растрелли, 1
Метро: Чернышевская
Сайт: smolnyspb.ru
В древности там, где сейчас стоит одна из «жемчужин» Санкт-Петербурга, располагалось поселение Спасовщина, затем здесь была сооружен форт Сабина. Возведение храма началось в 1748-ом, проектом руководил именитый итальянский архитектор Растрелли. Строительство завершилось лишь в 1820-ом, поскольку все государственные средства уходили на Семилетнюю войну. Освятили Смольный собор Санкт-Петербурга в 1835 году.
Семилетняя война
В разные периоды истории храм выполнял разные функции. Так, после Октябрьской революции собор превратили в хранилище декораций. В 1972-ом внутренние помещения опустели, все ценные предметы были перевезены в музеи. Через 2 года в самом храме был организован Музей истории Ленинграда. В 1990 году соборные площади занимали концертная площадка и выставочный комплекс. Только 2000-ых измученный такой эксплуатацией собор начали реставрировать. Сегодня в храме не только проходят богослужения, но и организуются религиозные выставки, выступления музыкантов на духовную тематику.
Выступление хора СПбГУ в Смольном соборе