LiveInternetLiveInternet
К-Валентина
все записи автора
Звукозаписывающая представила новый альбом органной музыки — собрание сочинений Иоганна Себастьяна Баха. Издание включает три важных направления творчества композитора: жанры токкаты, сонаты и концерта. Исполнил произведения Баха талантливый органист Константин Волостнов. Он рассказал порталу «Культура.РФ», как в наше время можно практически доподлинно воспроизвести звучание старинных органов и в каких городах России находятся лучшие органы страны. «Альбом «Мелодии» объединил 17 виртуозных произведений Баха — многие их них входят в обязательную программу самых крупных международных конкурсов органистов. Эта удивительно красивая музыка далеко выходит за рамки церковной традиции, с которой многие привыкли ассоциировать органное звучание. Однако выбор репертуара был продиктован и спецификой инструмента: уникального для России органа, построенного финским мастером Мартти Портаном, который находится в евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии вСанкт-ПетербургеУ этого инструмента есть прототип: орган XVIII века, созданный знаменитым органостроителем и другом самого Иоганна Себастьяна Баха. Готфридом Зильберманном. Да и интерьер церкви Святой Марии напоминает те церкви, которые видел и посещал в свое время «Великий кантор». Сегодня мы знаем орган именно таким, каким он стал во времена Баха. Любой орган состоит из трех частей: труб, воздухонагнетательной системы и системы управления — системы тяжей, которые при нажатии клавиш открывают клапан под трубами и впускают туда воздух, отчего труба начинает звучать. Технически эти три элемента со временем претерпели множество изменений из-за развития технологий. Например, сегодня воздух в органе нагнетается мотором, тогда как в течение много веков этим занимались специальные люди — кальканты, которые качали мехи ногами. А механическая система управления сменилась пневматической или электрической: нажатая клавиша замыкает контакт, и на другом конце провода магнитик открывает клапан. Органные трубы сегодня отливают из обновленных сплавов, в них повышается давление — да и сами органы с каждым веком постепенно становились все больше, мощнее. Поэтому органное звучание времен Баха, устремленное ввысь, воздушное, совсем не похоже на звук органов ХХ века: экспрессивный, эффектный, даже несколько перенасыщенный.
Так что музыка, написанная Бахом, в исполнении современных органов просто не сможет звучать так, как задумывал ее композитор. Поэтому для записи альбома с «Мелодией» мы должны были найти особый инструмент, который бы воспроизводил хотя бы примерные каноны органостроения XVIIIвека, — и нашли его в петербургской лютеранской церкви Святой Марии.
В России есть и другие, не менее удивительные органы, чем этот орган Мартти Портона. В том же Санкт-Петербурге любителям органной музыки стоит прийти в Таврическую капеллу, где находится орган, построенный по старинным принципам органостроения, но во французской барочной стилистике. Более современный орган, сохранивший, впрочем, голоса и краски инструмента XIX века, находится Государственной академической капелле Санкт-Петербурга.
Государственная академическая апелла.
Но главным органом России можно назвать орган Большого зала Московской консерватории. Его построил в 1899 году Аристид Кавайе-Коль, который совершил революцию в органостроении и открытиями и наработками которого пользуются и современные мастера.
Этот инструмент позволяет исполнять практически что угодно — от старинной музыки до ультрасовременных композиций, требующих хорошего технического подспорья.
Фото:golos.io Внутри органа.
Прекрасный орган есть и в Казани — в консерватории. Это замечательный инструмент голландской фирмы Flentrop, который воспроизводит французскую «романтическую» технику органостроения. Любопытный случай произошел с органом Челябинской филармонии. Его перенесли из здания, которое вернули Православной церкви, в кинотеатр «Родина», для чего последний специально перестроили: там подняли потолок, покрыли стены специальным звукоотражательными материалами, создали нишу. Сегодня в России почти каждый год строится новый орган, и это замечательно — ведь с развитием технологий и инструментов развивается и сама музыка».
Источник ( компиляция)
Здания и дворы Капеллы
Комплекс исторических зданий Капеллы занимает участок клинообразной формы, начинающийся от реки Мойки (набережная реки Мойки, 20) и сужающийся к Большой Конюшенной улице, 11.
Однако надо заметить, что не все исторические здания ныне принадлежат Капелле, — во многих бывших площадях Императорской Капеллы ныне расположены: жилье, рестораны, галереи, отель и пр.
Вся территория Капеллы разбита поперечными корпусами на четыре проходных двора. Кроме того, имеются еще два боковых двора внутри выходящих на Мойку жилых флигелей и два световых.
Главный вход в Капеллу находится со стороны Мойки. На набережную Мойки выходят два жилых корпуса, проезд между которыми ведет в парадный двор. В глубине двора расположен концертный зал Капеллы и пристроенный к нему Царский павильон.
За парадным двором есть ещё несколько дворов Капеллы, которые соединены между собой.
Выводят дворы Капеллы, через арку, на Большую Конюшенную улицу.
Вход (проход) во дворы Капеллы свободный (бесплатный).
От дацана до Петрикирхе: в Петербурге стартует фестиваль «Музыка храмов Санкт-Петербурга»
В этом году пройдут семь концертов
Фото: Марина Бойцова/ «Петербургский дневник»
В Петербурге 20-21 мая в пятый раз пройдет межконфессиональный музыкальный фестиваль, посвященный празднованию 320-летия нашего города. В течение двух дней религиозные конфессии Петербурга продемонстрируют богатую музыкальную палитру своих стран, народов и культур: от хурала буддийских монахов и армянских рождественских, крещенских и патриарших песнопений – до произведений де Гриньи и Баха; от произведений Рахманинова, Гречанинова – до музыки католической церкви и мелодий еврейских праздников.
В 2023 году в рамках «Музыки храмов» состоится семь концертов. Петербуржцев и гостей города приглашают Дацан Гунзэчойнэй, армянская церковь Святой Екатерины, лютеранская церковь Святой Марии, Петрикирхе, храм Рождества на Песках, базилика Святой Екатерины и Большая хоральная синагога.
«Культура Санкт-Петербурга создавалась усилиями людей различных национальностей и вероисповеданий. Столица Российской империи была одновременно городом православным и многоконфессиональным. Сегодня наш город по праву носит звание культурной столицы России. Проект «Музыка храмов» – подарок петербуржцам и гостям города к его 320-летию», – отметил начальник отдела по связи с религиозными объединениями администрации Санкт-Петербурга Владимир Иванов.
В свою очередь, представители конфессий подтвердили, что ожидается программа красивая, интересная, разнообразная, составленная с учетом национальных особенностей и культур.
«Все конфессии поделятся этой красотой, своим богатым наследием. Все храмы, который принимают участие в фестивале, приветствуют любых зрителей независимо от их вероисповедания: главное, чтобы люди пришли, мы всегда друг другу рады. Музыка – такой язык, который каждый понимает. Мы всегда выступаем за взаимопонимание, служим культурным мостом по всей Европе
Очень важно, чтобы люди друг друга понимали и не исключали из культуры, а включали друг друга в культуру. Культура вообще и музыка в частности объединяет людей
Это возможность быть вместе и наводить мосты», – подчеркнули представители конфессий и храмов.
В Петрикирхе, конечно, будет звучать Бах – недаром в Германии его называют пятым евангелистом. В армянской апостольской церкви будут исполнены различные песнопения. В буддийском дацане прозвучит тибетское горловое пение в исполнении лам. Произведения де Гриньи и Баха исполнят в евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии, храм Рождества на Песках поприветствует гостей православной музыкой, в католической базилике Святой Екатерины зазвучат Бах, Луи Вьерн и Регер, а в программе Большой хоральной синагоги вечером в воскресенье исполнят традиционную еврейскую музыку.
В субботу, 20 мая, свои двери любителям музыки открывают дацан (в полдень), армянская апостольская церковь Святой Екатерины (в 14:00), евангелическо-лютеранская церковь Ингрии – церковь Святой Марии (18:00) и евангелическо-лютеранская церковь Петрикирхе (19:00). В воскресенье, 21 мая, любителей музыки ждут в храме Рождества на Песках (12:00), в базилике Святой Екатерины (15:00), а также в Большой хоральной синагоге в 19:00.
История создания собора
Собор начал свою историю с далекого 1732-го года. Тогда открыли маленькую лютеранскую церковь прямо в Кадетском корпусе. На службы приходили офицеры, учителя и кадеты, находящиеся на службе в корпусе. Жители окрестностей тоже могли свободно попасть сюда.
Лютеранский приход Святого Михаила получил свое имя с позволения императора: в честь Архангела ее назвал Николай I, в 1834-м году. Постепенно приход разрастался, а строение уже не справлялось с потоком прихожан, просто не вмещало всех желающих посетить церковь. В 1841-м году настало время для отделения лютеранского прихода от домовой церкви корпуса. Таким образом, приход уже не входил в церковь сухопутного кадетского корпуса, он стал самостоятельным. Такое решение тоже принял Николай I.
Конечно, чтобы возвести новый приход, понадобились годы. Небольшой немецкой общине пришлось искать временные места для проведения служб. Потребовалось время для поиска подходящего участка строительства, а также для сбора средств.
Однако приход не оставался без заботы и внимания императора: он дал обещание поддерживать его и держал слово. Весь долгий период из казны регулярно выделялись средства для аренды временных помещений. В них и проводились службы.
Но части прихожан все-таки предстояло разойтись по разным общинам. Было их около двух тысяч. Но они не стали так поступать, а нашли другое решение. Для общины был арендован частный дом. Он находился в собственности известного архитектора Льва Тиблена. На протяжении нескольких лет шел активный сбор средств, предназначенных для возведения храма.
В октябре 1874-го года было получено разрешение от властей на строительство нового собора. Архитектором лютеранской церкви Святого Михаила в Санкт-Петербурге стал известный мастер Карл Бульмеринг. Строительные работы завершились в 1876-м году, но уже через 10 лет фасад подвергся полной реконструкции по проекту другого архитектора Рудольфа Бернгарда, являвшимся одним из прихожан. Церковь в необычном псевдоготическом стиле заметно преобразилась, а необычные элементы внутреннего убранства и превосходная акустика лишь дополняли впечатление.
В Лютеранской церкви Святого Михаила до наших дней сохранился орган, поражающий своим громким и приятным звучанием. Послушать впечатляющий музыкальный инструмент можно по вечерам органной музыки, расписание которых есть на официальном сайте, либо в группе ВК.
Кроме того, при соборе работал приют, в котором учились сироты. Община поддерживала вдов и неимущих.