21 уникальная достопримечательность города-крепости кронштадта

Город воинской и морской славы: кронштадт за 1 день

Детали

Погода. Кронштадт расположен на берегу холодного северного моря, поэтому летом здесь на несколько градусов прохладнее, чем в Санкт-Петербурге. Ледяной ветер на пристани дует часто, поэтому даже в мае лучше иметь при себе перчатки и шапку.

Зимой Финский залив замерзает и возникает желание подойти по льду поближе к маяку или кораблям. Но вы никогда не знаете, насколько лед хрупок. Классные фото не стоят того, чтобы провалиться в воду.

Не выходите на лед залива, особенно в начале зимы и весной

Экскурсии. Пешеходные экскурсии или экскурсии на своем автомобиле можно заказать в Музее истории Кронштадта. Для этого нужно заполнить заявку.

В зависимости от выбранного маршрута туристам показывают основные достопримечательности города и места боевой славы, рассказывают историю сохранившихся и утраченных храмов. Самой любопытной мне кажется экскурсия «Мифы и легенды Кронштадта»: все те же достопримечательности, но через призму мифических историй.

Пешеходная трехчасовая прогулка стоит 2500 Р для группы до четырех человек. Двухчасовая экскурсия на вашем авто будет стоить 2000 Р для 1—4 человек, транспорт музей не предоставляет.

Морские прогулки. В период навигации интересно попасть на морскую прогулку на пароме или теплоходе, увидеть с воды Кронштадт и форты.

На форте «Константин» можно высадиться и осмотреть сохранившиеся казармы и батареи, посетить Музей маячной службы. Вход стоит 150 Р, на форт и в музей — 500 Р. Цены на морские прогулки публикуют на сайте.

Если нет времени или желания самостоятельно добираться до города, можно отправиться на организованную экскурсию по Кронштадту из Санкт-Петербурга: автобусом или, в период навигации, по морю.

На сайте «Трипстер» услуги экскурсоводов предлагают местные жители.

Сувениры. Тематика сувениров в Кронштадте — конечно же, море и флот. В сувенирных магазинах можно купить тельняшку, бескозырку, макет подлодки или атлас океанов. Даже пупсы — и те в форме моряков.

Сувенирные магазины обычно — кровь из глаз, но в Кронштадте морская тема диктует милый сердцу минимализм. От термоса или кружки с якорем, например, я бы не отказалась

Еда. Позавтракать или по-быстрому перекусить можно в пекарне «Хлебник» в Гостином дворе. Большой стакан капучино обойдется в 139 Р, к нему можно взять кусок пирога с разными начинками, например с капустой, красной рыбой, курицей и грибами.

Прямо на остановке, куда прибывает автобус № 101 из Питера, расположено кафе «В лаваше». Шаверма там стоит от 99 Р, морсы — по 79 Р. Еще в городе есть несколько кондитерских «Север», которых много и в центре Санкт-Петербурга.

Я обедала в ресторане Old Kotlin. Сами себя на сайте они представляют как «лучший ресторан Кронштадта». Old Kotlin находится рядом с Якорной площадью, интерьер стилизован под корабль. Цезарь с курицей стоит 470 Р, уха — 450 Р, филе окуня — 720 Р.

Среди ресторанов первое место на «Трипэдвайзоре» занимает «Голландская кухня». Интерьер тоже в морских мотивах, а меню и цены на уровне Old Kotlin.

Траты в Кронштадте за день в 2023 году — 1319 Р

Уха в Old Kotlin 450 Р
Музей истории Кронштадта 450 Р
Вход на форт «Константин» 150 Р
Капучино в пекарне «Хлебник» 139 Р
Автобус от метро в Санкт-Петербурге и обратно 130 Р

Уха в Old Kotlin
450 Р

Музей истории Кронштадта
450 Р

Вход на форт «Константин»
150 Р

Капучино в пекарне «Хлебник»
139 Р

Автобус от метро в Санкт-Петербурге и обратно
130 Р

Как добраться в Кронштадт

Автобусы и маршрутки

Самый простой способ. Время в пути 40 минут.

  • метро «Старая Деревня», автобус № 101, интервал 30 минут,
  • метро «Черная речка», маршрутка №405, интервал движения 15 минут.
  • метро «Проспект Просвещения», маршрутка №407.

Обратно автобусы отправляются из Кронштадта от Дома бытовых услуг (центр).

Метеор

Популярный у туристов способ добраться в Кронштадт в период с конца апреля мая по сентябрь.

Прогулка по Финскому заливу на судне на подводных крыльях — это еще и возможность посмотреть часть старых заброшенных фортов, которые с берега не разглядеть — например, Чумной форт. Особенно если мчитесь по КАДу на машине или автобусе. Плюс увидите с воды новый стадион Газпром-Арена, Лахта-центр, Западный скоростной диаметр (ЗСД).

В Кронштадте у вас будет 2,5 часа на осмотр города. Этого времени достаточно, там все компактно. И обратная дорога в Петербург. Есть комплексное предложение — билет на Метеор + групповая экскурсия с гидом по Кронштадту.

Экскурсии

Из Петербурга в Кронштадт есть много разных хороших экскурсий. Можно найти групповую на автобусе или индивидуальную на автомобиле.

Если приехали в Санкт-Петербург на несколько дней и хотите посмотреть больше за короткий срок,  можно совместить Петергоф (фонтаны) и Кронштадт, они находятся в одном направлении.

«В сердце — люди…»

Якорная площадь — сердце Кронштадта не только из-за красоты и исторической ценности объектов. Едва ли не ценнее история, вершившаяся здесь.

В 1921 году на Якорной проходил митинг, переросший в восстание. Крепостной гарнизон, поддержанный немногочисленными гражданскими, призывал к советской власти без… большевиков. Будущий всесоюзный староста Калинин, бывший на «восставшем митинге», принужден был срочно покинуть и площадь, и сам город.

В Великую Отечественную войну площадь стала защитницей города. На Якорной разместили батарею артиллерии и укрытия-щели.

Многострадальная площадь реконструировалась, восстанавливалась. Теперь она вымощена диабазовым камнем — серо-синим, сталистым, порой — свинцовым, повторяющим своей палитрой сдержанную палитру балтийских северных и суровых вод.

Камень так оказался к месту, так сродни Балтике — и морю её, и небу, что, как всякое удачное действо, быстро «оброс» легендами и приметами. Горожане считают, что в мостовой площади столько камней диабаза, сколько погибло славных бойцов-моряков кронштадтских в восстаниях, героических походах, революциях и войнах… Потому, ступая по «морским водам» Якорной площади, помните, что вы идёте по той земле, которую отстояли тысячи кронштадтцев, полегши в берег и воды балтийские.

Сама судьба назначила Якорной площади стать сердцем, душой Кронштадта. Кто-то пытается иногда «назначить сердцем» то прекрасный Петровский парк, то Летний сад, то Среднюю гавань… Но ни одно из этих в высокой степени значимых и красивых мест не вобрало в себя столько сути места, сути города как морской петровской крепости — ещё одной нашей победы в укреплении Отечества.

Маяк в Кронштадте

Маяк находится на Петровской пристани и является достопримечательностью, которую обязательно нужно посетить в Кронштадте. Отличительная особенность этого символа города в том, что он сделан из дерева. Большинство туристов полагают, что это светлое и внушительное строение является маяком, но те, кто профессионально связан с морем, знают, что это вовсе не маяк, а створный знак. На фоне моря строение выглядит достаточно внушительно и запечатлено на множестве фотографий города. До недавнего времени маяк не утрачивал своего значения и служил действующим образцом навигационного оборудования города.

Что посмотреть

Достопримечательности Кронштадта – это исторические сооружения, связанные с морским флотом и военным делом. Остров окружают форты, но просто так до них не доплыть, только во время экскурсии, да и то не во все. На суще тоже есть много необычных строений, которые познакомят вас с историей Санкт-Петербурга и Балтийского флота.

Никольский морской собор

Построен в последние годы перед распадом Российской Империи в память о погибших моряках. Стоит в центральной городской части, возвышаясь над другими зданиями. Имеет необычную архитектуру для этой местности в неовизантийском стиле. Обязательно зайдите внутрь, чтобы увидеть богатое оформление и сложные росписи на стенах и потолке. Адрес: Якорная площадь, 1. Режим работы: зависит от расписания богослужений. Стоимость входа: бесплатно.

Якорная площадь

Уникальное место для страны. Тут устроена чугунная мостовая с узорчатым рисунком в виде якоря. Имеет необычную треугольную форму, которая протянулась от Советского моста до Обводного канала. Вокруг неё находится большая часть достопримечательностей. Например, Док Петровский – старейшее гидротехническое сооружение России, и упомянутый выше Никольский морской собор. Расположение: центр города на Обводном канале. Доступна каждый день в любое время и совершенно бесплатно.

Итальянский дворец и пруд

Здание в классическом стиле построено в 1717 году для первого губернатора – Александра Меньшикова. Эта одна из старейших построек на данной местности. Изначальный вид сохранить не удалось, так как его несколько раз перестраивали, а в 1926 году был сильный пожар. Сейчас здесь расположен инженерный институт. Рядом разбит сад и вырыт пруд с каналом. Через него проходили торговые суда. Здесь же установлен памятник мореплавателю П.К.Пахстусову и Адмиралтейскому якорю. Адрес: улица Макаровская, 3. Можно осмотреть только снаружи.

Прогуливаясь по улицам, вы увидите и другие интересные локации. Например, футшток у синего моста, собор Владимирской иконы, старинное здание Гостиного двора, главную крепость, маяк и другое. Отведите 1-2 дня, чтобы лучше ознакомиться с историей и осмотреть местность.

Морской Никольский собор

Морской Никольский собор

Морской Никольский собор — масштабная постройка начала прошлого века, исполненная в византийском стиле (очень похож на Софийский собор в Константинополе). Является самым высоким зданием в Кронштадте: 70,6 метра вместе с крестом, диаметр купола —  26,7 метра. Его видно в приморских районах Санкт-Петербурга, а также в Петергофе и Ломоносове.

Морской собор был торжественно заложен в присутствие Иоанна Кронштадтского, Николая II и его семьи 8 мая 1903 года. Строительство велось по проекту архитектора Василия Косякова. Освящение собора произошло в 1913 году в честь Николая Чудотворца.

Все элементы храма подчеркивают морскую тематику: окно-иллюминатор, якоря и канаты на куполе, крест в виде штурвала, мраморные мозаичные полы с рыбами, крабами, морскими звездами, водорослями и кораблями.

Морской собор — это один из наиболее значимых памятников Кронштадта, символизирующий собой отвагу, стойкость и самоотверженность русских матросов. Здесь находятся памятные мраморные доски: 130 черных — с именами погибших моряков с 1695 года, 20 белых — с именами погибших корабельных священников.

Во времена гонений на церковь и ее служителей собор был полностью разорен — с него были сняты кресты и колокола, замазаны фрески и иконы, вывезены реликвии. Памятные мраморные доски сняли и использовали в строительстве: ими мостили окраинные улицы Кронштадта. Много лет храм находился в запустении, а его помещения использовались под нужны различных организаций.

В 30-годы XX века здесь открыли клуб и кинотеатр имени Максима Горького, в народе названный просто «Максимка». Часть помещений использовали под склады. В 50-е годы в храме был военно-морской клуб. В 1975 г. Морской собор получил статус памятника архитектуры местного значения и был отремонтирован на средства ВМФ.

В 1980 году здесь открылся музей «Кронштадтская крепость» — филиал Центрального Военно-Морского музея. Он действует здесь и сейчас. В 1994 году храму был присвоен статус памятника архитектуры уже федерального значения. Был разработан проект воссоздания мемориальных досок. В начале XXI века храм был передан РПЦ, после чего началась его реставрация, которая завершилась в июле 2013 года.

4. Композиция «Котёл»

А мы тем временем возвращаемся на просп. Ленина и сворачиваем направо до Безымянного переулка — пешеходной улицы, самой короткой в городе.

В самом начале переулка необычная скульптурная композиция. На небольшой гранитной плите стоит больших размеров чугунный котёл. Турист непременно должен бросить в него монетку и загадать желание.

Памятник котлу.

С достопримечательностью связана интересная легенда.

На одном из островов Финского залива Пётр I увидел отряд шведов и велел направиться туда. При виде русских кораблей супостаты бросились к своим шхунам. В порыве бегства они оставили на костре котёл, в котором варилась еда. С тех пор остров стал называться Котлином. А позже на нём основали город Кронштадт.

Изображение котла присутствует и на гербе города.

Спускаемся к ул. Карла Маркса.

Здесь ещё одна композиция — дерево желаний. Если вам интересно, можно остановиться на пару минут и совершить ритуал.

По ул. Карла Маркса доходим до ул. Макаровской. По Синему мосту переходим через Обводный канал и оказываемся на небольшом пятачке. Интересное место: здесь сразу 3 памятных объекта.

Андреевский сквер

Андреевский сквер стоит немного в отдалении от очерченного мной маршрута, и прямо супер исторических достопримечательностей там рядом нет, но местечко очень приятное. Ранее на этом месте стоял большой Андреевский собор, заложенный тут еще Петром I, но утраченный в годы советской власти.

На набережной у сквера поставили современную инсталляцию «Дерево желаний», а ближе в улице Ленина стоит памятник Котлу. Котел изображен на гербе Кронштадта и  с ним связана весьма любопытная легенда. Говорят, что русские войска наступали так стремительно по одной версии на крепость Ниеншанц, по другой на остров Котлин, что шведы удрали не успев съесть сваренный в котле суп и тот еще горячим достался русским солдатам.

Сейчас Кронштадт переживает второе рождение в качестве интересного туристического объекта. Город-форт хотят превратить в мощный туристический кластер. Открытие парка «Остров фортов» лишь первый микроскопический шаг к возрождению Кронштадта. Планируют отремонтировать три форта: «Петр I», «Кроншлот» и «Александр I» и впоследствии приспособить из под современные нужды.

Общая информация

Город-порт Кронштадт был выстроен на острове Котлин. Иногда, рассматривая фотографии, можно подумать, что он находится далеко от крупных городов, в некоторой даже изоляции, но на самом деле это не так. От центра Санкт-Петербурга его отделяет всего 30 км .

Добраться до Кронштадта не так уж и сложно. От нескольких станций метро в Питере (например, «Проспект Просвещения» и «Старая деревня») ходят автобусы и маршрутные такси, которые везут непосредственно в Кронштадт. Дело в том, что если в советские времена Котлин действительно был обособленным островом, да и попасть туда мог не каждый (это был закрытый город), то сегодня с материком он связан кольцевой автомагистралью. Так что доехать до Кронштадта можно и на собственном авто, тогда на автомагистраль удобнее будет попасть через северную дамбу.

Впрочем, если путешественники не страдают морской болезнью, то чтобы осмотреть достопримечательности Кронштадта, доехать по маршруту можно и на скоростном катере «Метеор», причем проводятся весьма интересные экскурсии.

Поездку в Кронштадт нужно планировать заранее, поскольку есть несколько интересных вещей, о которых упоминают не все путеводители, но они все равно заслуживают внимания. Например, в Кронштадте — это ажурная чугунная мостовая. Найти ее можно и самостоятельно — она сохранилась на Якорной площади и на Пеньковом мосту. Правда, следует отметить, что на площади после реконструкции — это уже не оригинальные чугунные фрагменты, а новодел, а вот на мосту — старинное покрытие XIX века, вдохновленное уникальными мостовыми Бостона, Нью-Йорка и Чикаго.

В историческом центре сохранилось много старинных зданий, выстроенных из кирпича. Вообще эта часть города и крепость включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Чтобы узнать, какие достопримечательности в Кронштадте можно посмотреть, нужно изучить список из трехсот объектов. Сюда относятся не только исторические памятники, но и уникальные гидротехнические сооружения вроде первого в мире самосливного канала-дока Петра Первого.

Морской Никольский собор в советские годы и в наши дни

Трудно себе представить, какая трагическая судьба ждала Морской Никольский собор в советские годы. 1 июня 1929 года в Морском соборе состоялась последняя служба, после чего храм закрыли и разграбили. Был уничтожен прекрасный иконостас. На куполе вместо креста предлагали установить звезду или статую Ленина. Так, газета «Красный балтийский флот» писала:

В 1932 году часть помещений собора занял клуб «Максим Горький», который в народе называли «Максимка», а другая была отдана под склады. В годы Великой Отечественной войны под куполом разместился наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В северной части собора на полу сохранился след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол в 1943 году.

В 1950-е годы был сооружен навесной потолок, который отделил зрительный зал от подкупольной части. 22 февраля 1955 года в бывшем Морском соборе открылся клуб Кронштадтской крепости.

Клуб в бывшем Морском соборе Кронштадта

В 1976 году здание бывшего собора было взято на охрану как памятник архитектуры. В 1978 году здесь открылся «Матросский клуб», который просуществовал до 1989 года. Также с 1980-х годах здесь функционировал музей «Кронштадтская крепость».

К началу 2000-х годов бывший Морской Никольский собор являл собой печальное зрелище. Хотя его владелец — Морская инженерная служба, старалась поддерживать сохранность здания, денег на содержание, особенно после кризиса 1990-х годов, катастрофически не хватало. Нередки были потопы на первом этаже, вызванные разрывом старых, дореволюционных труб.

Неоднократно поднимался вопрос о передаче храма Русской Православной Церкви, но с сохранением собора в качестве флотского. Однако у Церкви денег на содержание и реставрацию этого уникального храма в то время не нашлось.

Тем не менее, 2 ноября 2005 года в Морском Никольском соборе отслужили первую Литургию. В 2007 году он был передан на баланс Центрального военно-морского музея. Однако проведенные в то время ремонтные работы были фрагментарными, разрушение продолжалось. В 2009 году, после того, как значительно увеличились трещины в стенах и куполе, здание собора было признано аварийным и требующим срочной реставрации.

Как и сто лет назад, на восстановление Морского собора собирали средства всем миром. И снова наибольший финансовый вклад внесли моряки, однако пожертвования шли также и от простых граждан, и от крупных корпораций. Деньги аккумулировал международный благотворительный фонд «Кронштадтский морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца». Был создан Общественно-попечительский совет.

Чтобы сохранить здание, в 2009 году его одели в специальный защитный саркофаг из армированной пленки. Реставрационные работы шли быстрыми темпами. Утраченные детали внутреннего убранства, мозаики, витражи восстанавливали по старинным фотографиям и чертежам. Особо стоит отметить многолетний труд Елены Исаковой, которая кропотливо восстанавливала памятные доски с именами погибших моряков.

Защитный саркофаг Морского собора в Кронштадте (фото из интернета)

24 апреля 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Президента России Д.А.Медведева совершил чин Малого освящения собора. 28 мая 2013 года, в столетие освящения Морского Никольского собора, Патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин Великого освящения и Божественную Литургию.

Морской собор, южный фасад

В наши дни Морской собор в Кронштадте выполняет двойную функцию. Он — главный храм Военно-морского флота России. Также он является ставропигиальным, то есть напрямую подчинен Патриарху. Одновременно это филиал Центрального военно-исторического музея. Но, прежде всего Морской Никольский собор — памятник всем морякам, которые погибли, защищая свое отечество — Россию.

Мозаичное панно «Триумф Российского флота» около Морского Никольского собора

Как и прежде, на Якорной площади высится величественный памятник адмиралу Макарову. Неподалеку от него — памятник борцам за советскую власть, в виде пирамиды, в центре которой горит вечный огонь. Якорную площадь украшает огромный якорь с вписанным в него крестом и силуэтом храма вокруг, который напоминает древнерусский боевой шлем.

Морской собор в Кронштадте, фото Николая Иванова, Санкт-Петербург

История

18 век

История Якорной площади начинается примерно в середине 18 века. В 1750 году на Якорной улице, примыкающей к площади, располагались судостроительные верфи и поселения кораблестроителей. Здесь, в Матроской слободе, делали торговые и военные суда, снасти и снаряжение для них. Сама площадь служила местом хранения якорей.  Именно в память об этом ей дали название – Якорная площадь. Разводная площадка, или разводной плац – первоначальное наименование площади по планам 1912 года.

20 век

Прошлое Якорной омыто кровью и освещено не одним революционным восстанием. В 1917 году в России случилась февральская революция. Петроградские рабочие и солдаты массово вышли на улицы с целью свержения монарха. Погибших революционеров захоронили на площади. В честь трагичных событий этого года в 1918 году место переименовали в Площадь Революции. На ней позднее захоронили участников восстаний 1919 и 1921 годов.

3 ноября 1974 года на месте братской могилы был открыт мемориал жертвам революций. В ноябре 1980 года от Вечного огня Марсова поля был зажжён Огонь Революции.

В 1980-е годы последним на Якорной площади был захоронен прах главного комиссара балтийского флота и деятеля российского революционного движения Ивана Петровича Флеровского. Во время Великой Отечественной войны на Якорной размещались укрытия от немцев и артиллерийская батарея. Об этих событиях напоминает мемориал Октябрьская революция и стена славы.

Доковый бассейн

По заповеднику проложены экологические тропы с деревянными настилами и пешеходная тропа, ведущая от форта «Шанц». Вы можете подняться на смотровую башню, чтобы понаблюдать за птицами и полюбоваться заповедником с высоты. На башне и вдоль дорожек установлены информационные стенды о флоре и фауне. Также имеется зона отдыха с охраняемым барбекю, где можно приготовить еду на свежем воздухе.До 2008 года Петровский док частично использовался по назначению. Он расположен между Петровским парком и Итальянским прудом. Сегодня Петровский док считается уникальным историческим памятником, но его состояние довольно плачевное. В настоящее время он закрыт для посещения, и можно увидеть только его внешний вид.Деревянный маяк Якорная площадь — главная площадь Кронштадта, на которой проходят военные парады и митинги. Именно здесь в 1921 году вспыхнуло Кронштадтское восстание. Якорная площадь использовалась для хранения якорей кораблей, предназначенных на слом, что и дало ей название. Сегодня прогулка по берегу Кольцевого канала является популярным туристическим развлечением. Обводной канал, а также чугунная ограда, идущая вдоль его берегов, сегодня являются историческими памятниками. На стене канала у Синего моста установлен памятник колюшке — маленькой рыбке, которая помогла жителям Кронштадта пережить блокаду.

История Кронштадта

Город Кронштадт расположен в восточной части Финского залива на острове Котлин в 29 километрах западнее Петербурга. Кронштадт имеет богатую драматическими и героическими событиями историю. До нашего времени сохранились уникальные гидротехнические и фортификационные сооружения, прекрасные здания, парки и сады, многочисленные памятники, создающие неповторимые архитектурные ансамбли. Известные столичные зодчие XVIII и XIX веков Д. Трезини, С.И. Чевакинский, В. И. Баженов, Ч. Камерон, А. Д. Захаров, Э. Х. Анерт, А. П. Брюллов, А. Е. Штауберт и другие работали в Кронштадте или в той или иной степени участвовали в кронштадтских проектах. В городе находятся более 400 памятников архитектуры и искусства, истории и культуры, памятных знаков и мемориальных досок. Начиная с XIV столетия Котлин являлся предметом территориальных споров между Россией и Швецией. С пятнадцатого века Котлин считался законным владением шведов. Преображение острова в мощный форпост и обустройство портовой системы на его территории связаны, прежде всего, с деятельностью Петра Великого. Город Кронштадт был заложен по приказу Петра I в 1704 году. Первый форт возвели на о.Котлин всего за несколько зимних месяцев 1703—1704 гг. по проекту известного архитектора Доменико Трезини. 7 (18) мая 1704 года форт был освящен и назван «Кроншлот». Этот день и считается датой основания города Кронштадта. В общей сложности был возведен 21 форт в период с XVIII до начала XX вв. Следом за фортами начали появляться гавани, которые защищали бастионы. Позднее все это превратилось в базу Балтийского флота. В 1723 году сам император Петр I совершил торжественную закладку Кронштадтской крепости. Город-крепость стала самой значимой базой для петровского Балтийского флота. Кронштадт представляет собой прекрасный пример грамотно реализованной застройки по регулярному типу. Регулярный план был получен городом с момента его основания. Значительная часть построек Кронштадта, порта и крепости была разрушена в результате наводнения 1824 года. Для руководства работами по восстановлению города был создан Комитет об устройстве Кронштадта. В результате деятельности Комитета были сооружены Гостиный двор (1833—1835), комплекс военно-морского госпиталя (1830—1840-е), арсенал (1832—1836) и другие. В 1858 году завершено строительство Пароходного завода (Кронштадтский морской завод). Жители Кронштадта всегда были в гуще политических событий. Неоднократно город становился эпицентром мятежей и восстаний, самые известные из которых пришлись на 1905 и 1921 годы. В период Великой Отечественной войны Кронштадт защищал Ленинград со стороны моря: уже летом 1941 дальнобойная артиллерия Кронштадтской крепости и корабли Балтийского флота вели огонь по немецко-фашистским войскам, продвигавшимся к Ленинграду. В конце августа из Таллина в Кронштадт прорвались около 140 советских кораблей и судов. На берегу залива южнее Кронштадта образовался Приморский или Ораниенбаумский плацдарм, на котором оборонялись части 8-й армии. Весь период блокады Ленинграда Кронштадт подвергался массированным бомбардировкам и артобстрелам и был сильно разрушен, но, тем не менее, продолжали действовать ремонтная база кораблей Балтийского флота, лаборатория по размагничиванию судов и база подводных лодок, топивших вражеские транспорты и боевые корабли в Финском заливе и Балтийском море. После войны город был восстановлен. В советский период Кронштадт считался городом закрытого типа. В 1984 году в результате возведения дамбы остров Котлин с северной стороны был соединен с материком автомобильной дорогой, а в 1996 году закрытый прежде город был открыт для свободного посещения. Сегодня многочисленные туристы посещают город-порт, наслаждаясь его уникальной историей и архитектурой. Безусловно, «визитной карточкой» Кронштадта является Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца (1913 год). Значительная часть комплекса исторических построек восемнадцатого-девятнадцатого столетий сохранилась несмотря на множество испытаний, с которыми сталкивался город за свою трехсотлетнюю историю

Чугунная мостовая в центре города, Итальянский дворец, адмиралтейство, казармы и стены крепости, Гостиный двор, арсенал — все это неизменно привлекает внимание туристов и исследователей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: