Петербург достоевского: онлай-экскурсия по местам писателя

Образ петербурга в романе «преступление и наказание» достоевского

Последние годы жизни. Смерть и наследие

Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского, 1872 год. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Национальный гений

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве, в многодетной семье военного медика. Родители писателя – Михаил Андреевич и Мария Федоровна Нечаева (в девичестве). В семье соблюдались патриархальные русские обычаи.

– вспоминал позднее Фёдор Михайлович.

Фёдор получил отличное домашнее образование, занимался с учителями, затем учился в частном пансионе. Очень много читал, особенно выделял исторические произведения. Чтение и прекрасная память позволили ему стать одним из самых образованных людей той эпохи. Достоевский рано лишился родителей: в 1837 году заболела и умерла мать. Ей не было и 37 лет. В 1839 году скоропостижно скончался отец, от апоплексического удара (инсульт), вызванного конфликтом с крестьянами.

С февраля 1854 года служит рядовым в Сибирском линейном батальоне в Семипалатинске. Дослужился до прапорщика. Новый император Александр II в день коронации в августе 1856 года объявил о прощении бывшим петрашевцам. Полную амнистию и разрешение публиковать Достоевский получил в 1857 году.

Русская идея

Чтобы понять Фёдора Михайловича, надо читать его публицистику.

К сожалению, ни история, ни наши пророки ничему нас не учат. Трагедия. Снова и снова Россия и русский народ проходят через катастрофу, чтобы обновиться и пойти дальше.

Неудивительно, что противники Достоевского (и русской державы, народа) обвиняли его в реакционности, русском национализме, шовинизме, черносотенстве и антисемитизме. Ведь он безжалостно вскрывал пороки буржуазного общества, Запада, их проявления в России.

Выход из ловушки буржуазного строя, развивавшегося в России по примеру Запада, Достоевский видел в русском социализме.

Писатель противопоставлял русский социализм французскому утопическому социализму, атеистическому, и немецкому протестантскому социализму, который вёл к революции и разрушению.

Фёдор Михайлович соединял православие и социалистические идеи. Соборность, братское единение людей во Христе, что позволяло преодолеть разрыв между простым народом и привилегированными, образованными сословиями. Русский социализм, по мнению Достоевского, был лучшей формой развития России и всей человеческой цивилизации. Интересно, что при Сталине эта модель и стала базовой в России.

Фёдор Михайлович, несмотря на споры со славянофилами, был настоящим монархистом и выступал за объединения всех славян.

Более того, он отмечал всемирную роль русских (славян) и России:

– писал русский гений и пророк.

Фёдор Михайлович Достоевский умер 28 января (9 февраля) 1881 года в Петербурге.

Федор Михайлович Достоевский (30 октября (11 ноября ) 1821-28 января (9 февраля) 1881 г.г)-русский писатель,мыслитель,философ и публицист. Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучши х романистов мирового значения.

Сенная площадь

Начало маршрута — Сенная площадь. Эта суетная площадь была источником сюжетов для многих произведений Достоевского.


Сенная площадь

Именно здесь в трактире рядом с Сенной площадью Раскольников узнал из разговора студента и офицера о богатой старухе процентщице. А позднее на углу переулка Гривцова (тогда он назывался Конный) подслушал разговор сестры старухи Лизаветы из которого узнал о том, когда процентщица будет дома одна.


Суета на Сенной площади

На Сенной площади он не раз попытается раскаяться публично. Соня Мармеладова уговорила его выйти на площадь и покаяться. Он выйдет, встанет на колени посреди площади, но любопытная толпа испугает его.


Вид на Сенную площадь с канала Грибоедова

Карьера

Собственные взгляды на жизнь привели Федора в кружок Белинского (1845 г.). Это были представители студенческой среды, которые много читали, обсуждали литературные новинки того времени, интересовались запретными стихами. Их кипучая деятельность носила разночинский характер, они не поддерживали самодержавно-крепостной строй. Достоевского сюда приняли как равного. В 1846 году он написал «Бедные люди» — свое первое произведение, которое было опубликовано под авторским определением «роман» в «Петербургском сборнике» под редакцией Н. Некрасова. Кружковцы высоко оценили работу. Правда, позднее он неоднократно возвращался к ее корректировке.

В 1845-1946 годах он написал очередное произведение — «Двойник». Однако публикой он принят не был, а профессионалы начали активно его критиковать.

Определенное влияние на формирование мировоззрения Достоевского играл Иван Гончаров, с которым он познакомился в литературном салоне Н. А. Майкова.

Судьба сталкивает Федора Михайловича и с участниками встреч у М. Буташевича-Петрашевского. Так называемые «петрашевцы» являлись по большей или меньшей степени «вольнодумцами». Некоторые из них были приверженцами революционных взглядов. Другие — изучали социально-утопические теории XIX века. Кружковцы были арестованы и осуждены. Часть из них была помилована, но сами осужденные до конца не знали об этом и готовились к смертной казни. Это была показательная инсценировка приготовлений к смертной казни, носившая воспитательный характер.

Достоевский, как и многие другие, был арестован «по делу Петрашевского» (1849 год). После вступления в силу решения о помиловании и замене казни на каторжные работы он был направлен в Тобольск. Провожая туда осужденных, их жены вручили каждому Евангелие, которое позднее повсюду сопровождало писателя. Читая его между каторжными работами, писатель укрепил в своей душе духовный переворот. Он стал по-настоящему религиозным человеком и определил свою жизненную цель — миссионерство, проповеди идеи христианства для общества.

Рисунок 2. Ф. М. Достоевский в зрелые годы

Среди известных фраз писателя есть следующая: «Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно».

Период 1850-1854 годы Достоевский живет в Омске. Это последний период наказания, после которого он отправляется в 7-й линейный сибирский батальон солдатом, где знакомится со своей будущей женой.

Вернувшись в Санкт-Петербург в конце 50-х годов XIX века, вместе со своим братом он приступает к изданию журналов «Эпоха» и «Время». Он — не только редактор, но и автор. Именно здесь в сентябре 1860 г. впервые печатаются «Записки из Мертвого дома» и «Униженные и оскорбленные». Начиная с 1967 года он работает над романом «Идиот».

Кроме этих произведений были написаны: «Подросток», «Кроткая», «Дневник писателя» и другие. Завершают творческое наследие «Братья Карамазовы».

После смерти брата и первой жены Достоевский начинает играть в рулетку, делает много долгов и теряет деньги. Начинается сложная полоса жизни, на протяжении которой рождается роман «Преступление и наказание». Главы публикуются сразу по мере написания, а чтобы не потерять на них собственные права, писатель пишет своего «Игрока».

При написании «Преступления и наказания» Достоевский использует материалы, касающиеся убийства в Москве 1865 года (27-летний приказчик убивает кухарку и прачку). Этот факт послужил основой для истории со старухой-процентщицей.

Имелся и еще один прототип этого персонажа. Это тетка Достоевского А. Ф. Куманина, которая будучи чрезвычайно богатой, завещала состояние не своей родне, а церкви.

Сочинения 2

В творчестве, как и в жизни величайшего русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского город Петербург является ключевой локацией. Здесь он жил и учился определённое время, здесь мысленно переживал судьбу своих героев из романа «Преступление и наказание». Петербург Достоевского облачен в мрачные тона, погружен в сырую атмосферу безысходности. Наделён и пугающим психологическим состоянием его контингент, бросающийся в дикие крайности, совершая кровавые преступления, укоряя себя в совершённом и жаждущим наказания. Петербург полностью перемалывает привычный набор ценностей, прививая собственный, искажённый взгляд на дозволенное и запрещённое.

Может показаться, что Достоевский намеренно «приукрашает» питерский натюрморт, но с какой тогда целью? С чего бы не облачить Петербург, ради насыщенности литературного изложения, в изысканную палитру питерских достопримечательностей, радующих глаз туриста по сей день? Естественно, Петербург дождливый и мрачный город лишь благодаря климату. Но не географическая и климатическая специфика побуждают Достоевского к бичеванию. Пороки, лживость, цинизм и зло – вот что погубило Петербург, вот благодаря чему кипят остросюжетностью события в его книге. Он мог восхвалять абсолютно всё по указке правящей элиты, приспособиться к действительности и почивать на казённый кошт, но предпочел глаголить истину, разоблачая человеческую порочность, немощность и кратковременность. Петербург стал жертвой. Жертвой, которая впитала всё зловещее, всё гнилое и отталкивающее для нормальной жизни. Закономерно и то, что в подобном городе счастья нету как такового. Все судьбы сломаны, все краски стёрты, все улыбки и радости переменились на страдальческие и изнеможённые лица. Такая атмосфера планомерно и неспешно закидывает петлю на шею всякой надежде.

Отталкиваясь от подобной формулировки, можно с уверенностью сказать, что олицетворения Петербурга таким, каким его характеризует Достоевский связано с его глубочайшей болью и переживаниями, терзающими душу писателя. Тотальный скепсис разлит по страницам его произведений. Людей он видит носителями сплошных «моральных язв», портящих и разрушающих всё вокруг. Отличаются от такого сброда лишь единицы, жизнь которых обречена.

Личная жизнь

Во время службы в сибирском батальоне Достоевскому было суждено познакомиться со своей будущей спутницей Марией Исаевой. Она была женой бывшего путешественника и этнографа Ч. Валиханова. После смерти своего мужа Мария соглашается обвенчаться с Федором, а в 1859 году вместе с приемным сыном перебирается в Санкт-Петербург. Наблюдение за бывшим каторжником не снимается, однако жизнь улучшается. Именно тогда два брата Достоевские (Федор и Михаил) работают над изданием журналов, описанных выше.

15 апреля 1864 г. Мария умирает. У нее была чахотка. Писатель тяжело переживает утрату, однако в тот же год женится на Анне Сниткиной — женщине, впоследствии родившей ему 4 детей. Анна активно взялась за издание трудов своего супруга. Она стенографирует роман «Игрок» (писатель не имел достаточно физических сил, чтобы его закончить), который оказывается написанным благодаря совместным усилиям за 21 день.

В 1867 году Анна едет с ним за границу, чтобы помочь не потерять выручку от романа «Преступление и наказание». Женщина аккуратно ведет дневник, отражая в нем все факты их путешествия, решает ряд важных экономических вопросов для поправки их общего материального благополучия.

Рис. 3. Анна Сниткина с детьми

Последующий период жизни пара живет вполне благополучно. Они поселяются в городе Старая Русса (Новгородская губерния). Появляются «Бесы».

В 1878 году император Александр II преподносит писателю и семье сюрприз: он знакомится с ними лично и приближает их к своим родным. Этот интересный факт свидетельствовал о признании Ф. М. Достоевского при жизни. Но все-таки более значительный успех получили произведения после смерти. Недаром Ф. Ницше назвал Федора Михайловича единственным автором-психологом, ставшим его учителем.

9 февраля 1881 года болезнь писателя обостряется, и он умирает.

Рис.4. По-настоящему труды Достоевского были оценены только после его смерти

Сегодня в Санкт-Петербурге, в бывшем доме писателя действует музей Ф. М. Достоевского. Это имя входит в список величайших русских писателей-философов, а произведения составляют бесценное богатство русской литературы.

Жизнь Замечательных Людей. Федор Михайлович Достоевский:

Фёдор Достоевский. Жизнь Замечательных Людей.

Watch this video on YouTube

Популярные сегодня темы

  • Сочинение с описанием Моя любимая фотография (описание изображенного человека)

    Этой фотографии уже 9 лет, а её героине — 12. На ней запечатлена моя младшая сестра Машка. Снимок сделан в детском фотоателье в 2010 году, в августе. Даже не верится, что прошло столько времени, потому

  • Сочинение на тему Липецк — мой любимый город

    Название моего города произошло от названия дерева липы. Первые упоминание об этом крае относятся к XII — XIV векам. Изначально это было село Липовка, которое славилось на всю Русь своими мастерами по дереву. Городом село стало лишь 200 лет назад.

  • Как судьба человека связана с историей народа Итоговое сочинение

    Судьба человека, безусловно, связана с историей народа, который он представляет. Об этом рассказывают нам многие литературные произведения. Однако, особенно показательным служит рассказ М.А.Шолохова

  • Главные герои Сказки о мертвой царевне Пушкина

    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» запоминается на всю жизнь. В этом произведении много героев. Почти все они являются главными.

  • Герои рассказа Бунина Кавказ

    В произведении главный герой, который являлся любовником одной женщины, которая была замужем, он был противоположной стороной автора. Немного похожая история произошла и с ним именно это

Другие места Достоевского в Санкт-Петербурге

  • Дом Пряничникова, Владимирский проспект, дом 11. Здесь жил писатель о своим братом, а когда тот съехал, соседом писателя стал доктор Ризенкампф. К доктору приходили пациенты из бедных слоёв, общение с которыми повлияло на его творчество. Здесь он написал свой первый роман «Бедные люди».
  • Дом Котомина, Невский проспект, дом 18. В доме была кондитерская «Вольф и Беранже», где Достоевский познакомился с революционером Петрашевским. Идеи эти увлекли его, что чуть не стоило ему жизни. Он был приговорён за революционную деятельность к смертной казни, но, к счастью наказание заменили двумя годами каторги.
  • Дом Шиля, Вознесенский проспект, дом 8. Здесь была гостиница «Париж», а затем доходный дом Шиля. В середине XIX века Достоевский снимал здесь комнату, где его и арестовали по делу революционеров петрашевцев.
  • Музей Достоевского, Кузнечный переулок, дом 5/2. В этом доме Достоевский провёл последние годы жизни и скончался. В музее выставлены личные вещи Достоевского и его семьи.

Достоевский о Питере – отношение Достоевского к Петербургу

Писатель не описывает красивые стороны города – яркие цветы возле архитектурных шедевров, безмятежные дворы богатых домов. Он выбирает другой образ, наполненный разочарованиями, тоской. Примеры описания Петербурга показывают всю сложность, мрачность бытия:

  • Раскольников, прогуливаясь по помосту, получает удары плетью от управляющего повозкой. Жители раздражительные, озлобленные, готовы в любой момент нанести удар;
  • Жизнь человека в Питере ничего не стоит. Граждане тратят ее на пьянство, болеют, умирают. У персонажа формируется мнение, что, убив старуху, он не совершит преступления;
  • Дети, присутствующие в пьесе, не играю во дворе, отсутствует веселый смех. Они изображены несчастными, вынужденными побираться, воровать, пить алкоголь;
  • Жару писатель характеризует как постоянную. Вместо описания одного жаркого дня он говорит об изнуряющей, удушающей жаре на протяжении всего произведения.

Все эти обстоятельства толкают Раскольникова на преступление. Изматывающий, давящий Петербург характеризуется во многих романах Достоевского.

Расцвет творчества

Бытность каторжника, сложные условия ссылки, впечатления от заключения и мнимого расстрела, все это нашло отражение в творчестве писателя. Воспоминания о неволе вылились в «Записки из Мертвого дома».

Были и другие произведения. Однако прежде чем приступить к работе всей своей жизни, литератору потребовалось некоторое время, чтобы перевести дух.

Расцвет творчества писателя пришелся на 60-80 годы 19-го века. В этот период Достоевский готовит и издает романы, которые получили название «великого пятикнижия».

  • В 1866 появляется «Преступление и наказание».
  • Через 2 года, в 1868, Достоевский публикует «Идиота».
  • 1871-72 ознаменовались выходом «Бесов».
  • В 1875 был напечатан роман «Подросток».

Последней работой в череде крупнейших произведений стали «Братья Карамазовы» (1880), которых автор закончил всего за несколько месяцев до своей смерти.

Краткое описание образа

Описание Петербурга в романе Ф.М. Достоевского играет очень большую роль. Оно даёт нам полное представление о том, как выглядел город, какими были люди, живущие в нём.

Однако город представлен не таким красивым и роскошным, как, например, у А.С.Пушкина в романе “Евгений Онегин”. “Полнощных стран краса и диво” — так А.С.Пушкин назвал Петербург. Но в романе Ф.М.Достоевского всё иначе:

“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу…”

Раскольников не мог там находиться. Этот город его угнетал и раздражал. Ему хотелось вырваться оттуда, но это было невозможно, так как у него было слишком мало денег.

У Достоевского Петербург — грязный, пыльный, повсюду нищета и пьянство:

“…вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.”

Этот город враждебен человеку. Разумеется, всё это привело к появлению теории и подтолкнуло Родиона Раскольникова к совершению преступления.

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи.

За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.

В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом.

Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.

Интерьеры квартир героев романа

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа.

Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома.

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте.

Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Влияние величественного города на его обитателей

Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.

Адреса и маршруты

Перемещая своих героев в Петербург, Достоевский уже дает повод говорить о топографичности и точности в своих произведениях. Следуя традиции, начатой Гоголем, он старается максимально точно передать образ места действия: касается это не только описания различного рода деталей, но и адреса, по которому оно находится. Если вспомнить более раннюю традицию, обнаружим, что писатели не уделяли столь большого внимания данному факту: максимум, на который они готовы были пойти – это указание уезда или местности, в которой происходило действие. С чем связан такой подход? В первую очередь, с изменением литературного направления: реализм даже одним названием закладывает основу максимальной реалистичности и правдоподобности изображаемого

Для читателя и автора было важно знать не только, что чувствует и думает герой, но и где он живет/гуляет/работает/обедает. И, конечно, любое место имеет свой адрес, что дает нам возможность взглянуть на Петербург глазами героев Достоевского и пройтись по улицам, которые впоследствии стали столь знаменательными

Преступление и наказание

Думаю, наиболее интересующий всех маршрут будет связан со знаменитым «Преступлением и наказанием». Здесь нам повезло: все герои жили достаточно недалеко друг от друга, и благодаря точности адресов, можно запросто пройти от пункта А до пункта Б. Например, дом старухи-процентщицы, которую убил Раскольников, находился менее чем в километре от дома, где жил сам Родион (730 шагов, если быть точным). Средняя Подьяческая, 15 – Гражданская, 19. Между двумя этим адресами находится знаменитый Вознесенский мост, стоя на котором, герой увидел, как бросается в воду самоубийца. Далее – дом Сони Мармеладовой, который также находится неподалеку (наб. Канала Грибоедова, 73). Рядом (Садовая, 44) располагался трактир «Хрустальный дворец», в котором Раскольников слушал исповедь Свидригайлова. К сожалению, данного заведения по этому адресу уже давно не существует, но можно пофантазировать и представить себе, как он выглядел, когда в нем сидели наши герои. На Садовой, 28 находилась полицейская контора, куда пришел с повинной главный герой. Если взглянуть на карту, заметите, что все пункты назначения находятся в буквальном смысле в шаговой доступности друг от друга. Таким образом, есть возможность посетить все значимые для «Преступления и наказания» места в течение 1-2 часов.

Идиот

Не менее интересной также будет вторая экскурсия по местам романа «Идиот». Первый адрес – наб. Канала Обводного,118, где находится Варшавский вокзал. На него прибывает князь Мышкин вместе с Лебедевым и Рогожиным, и оттуда главный герой направляется к генералу Епанчину. Тот, в свою очередь, жил «несколько в стороне от Литейной, ближе к Спасу Преображения». Точного адреса автор не дает, предположительно – это площадь Преображенская. Рогожин, знакомый князя Мышкина, от которого он впервые услышал о Настасье Филипповне, жил «в Гороховой, недалеко от Садовой». Номер дома не указывается, но скорее всего, это №37, 38 41 или 43. Настасья Филипповна, вероятно, жила по адресу пр. Загородный, д. 20 или ул. Разъезжая, д. 1. В романе адрес указан так: «…в первом этаже <�…> близ Владимирской, у Пяти углов». Интересно, что автор «поселил» ее в тот дом, где жила его знакомая, Авдотья Панаева, в которую был влюблен, и чертами которой наделил многих своих героинь (в том числе Настасью Филипповну).

Таким образом, выходит чуть более длинный маршрут, которому следует уделить больше времени. Однако если вы хотите пройтись по тем же местам, где когда-то гуляли любимые всеми герои, лишние метры не должны встать у вас на пути и помешать задуманному.

Достоевский о Питере – отношение Достоевского к Петербургу

Писатель не описывает красивые стороны города – яркие цветы возле архитектурных шедевров, безмятежные дворы богатых домов. Он выбирает другой образ, наполненный разочарованиями, тоской. Примеры описания Петербурга показывают всю сложность, мрачность бытия:

  • Раскольников, прогуливаясь по помосту, получает удары плетью от управляющего повозкой. Жители раздражительные, озлобленные, готовы в любой момент нанести удар;
  • Жизнь человека в Питере ничего не стоит. Граждане тратят ее на пьянство, болеют, умирают. У персонажа формируется мнение, что, убив старуху, он не совершит преступления;
  • Дети, присутствующие в пьесе, не играю во дворе, отсутствует веселый смех. Они изображены несчастными, вынужденными побираться, воровать, пить алкоголь;
  • Жару писатель характеризует как постоянную. Вместо описания одного жаркого дня он говорит об изнуряющей, удушающей жаре на протяжении всего произведения.

Все эти обстоятельства толкают Раскольникова на преступление. Изматывающий, давящий Петербург характеризуется во многих романах Достоевского.

Полезные ссылки и информация

2021 год объявлен по решению ЮНЕСКО годом Достоевского. 11 ноября 2022 празднуется 200 лет со дня рождения великого русского писателя. Юбилей отмечается на государственном уровне, о чём издан соответствующий указ Президента.

В честь юбилея писателя в Санкт-Петербурге в стенах Михайловского замка с 13 ноября 2022 по 14 февраля 2022 года проходит выставка — Два века Достоевского — «Я – Достоевский».Среди прочих вещей Достоевского там будет представлена главная его книга – Евангелие, которое было подарено писателю в Сибири.

Музей Достоевского на Кузнечном переулке дом 5 — md.spb.ru.

Достоевский и творчество — 2-я экскурсия по местам «Преступления и наказания»

Личность Федора Михайловича Достоевского не нуждается в представлении. Работы этого русского писателя, мыслителя, философа и публициста, члена-корреспондента Петербургской Академии Наук, вошли в сокровищницу отечественной и мировой литературы и истории, стали одними из наиболее читаемых и популярных как в России, так и во всём мире.

Во всем мире знают и читают психологическо-философский роман Фёдора Михайловича Достоевского — «Преступление и наказание», который был впервые опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник».

Замысел романа созревал у писателя в течение многих лет, однако его главная идея об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях сформировалась в 1863 году. К написанию произведения Достоевский приступил через 2 года.

Стоит отметить, что по прошествии свыше 150 лет, роман всё так же популярен. Более того, он привлекает все новых и новых читателей со всего света. И едут в Петербург, где долгое время жил и творил Фёдор Михайлович, в город, куда писатель погрузил своих героев, описывая вместе с тем реальные улицы, переулки, площади, мосты и набережные, а также здания и заведения тогдашней столицы.

Сегодня многим читателям, как российским, так и зарубежным, хочется прогуляться по тем самым местам, где проживали персонажи Достоевского, где разворачивались главные события романа. Если интересно, то ничего не сможет помешать и вам отправиться в очень захватывающее путешествие по местам романа «Преступление и наказание». Начинается экскурсия с Дома старухи-процентщицы, а дальше маршрут следует согласно указанной синей линии на карте.

«Пьяный» Петербург

Достоевского преступление и наказание созданного им героя занимало, конечно, не только как остропсихологический детективный сюжет. Путь из нравственного тупика к свету пространственно осуществляется как выход из тесного пыльного города в простор «облитой солнцем необозримой степи», где «была свобода» — не только физическая, но свобода от заражающих душу идей и заблуждений. А пока в 6-й главе второй части романа мы видим вечерний Петербург глазами Достоевского-гуманиста, пронзительно жалеющего опустившуюся городскую бедноту. Здесь валяется поперек улицы «мертвецки пьяный» оборванец, гомонит толпа женщин «с подбитыми глазами», и Раскольников на этот раз в каком-то болезненном экстазе вдыхает в себя этот томящий воздух.

https://youtube.com/watch?v=361V6DVgIe8

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную а Петербурга Раскольникова. Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент, вряд ли может служить вдохновением для творческого порыва. Узкие грязные улочки наполняют персонажи под стать главному герою. Неудивительно, что его появление среди прохожих в своём нищенском обличье не вызывает ни у кого удивления. Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи. За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.

Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь». В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом. На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин. Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.

Запутываем следы

Продолжая наш маршрут, отправимся к Гражданской улице, пересечение Вознесенского проспекта. Здесь Раскольников идет к старухе. Таким образом, сокращая путь и запутывая следы.

Немецкий шляпник. Герой романа переживал по поводу бедности и хотел уйти с университета, так как было не в чем ходить. Мысли Раскольникова резко изменились, когда он стал планировать преступление. Однажды, гуляя по улице, Раскольников шел в примечательной шляпе, и один кучер обозвал его «немецким шляпником». И тогда Родион понял, что нельзя идти в подобной шляпе на преступление, так как заметят.

Гражданская улица, вид с Вознесенского проспекта

Собственно, теперь мы и начинаем тот путь, который проделал Раскольников от своего дома по Столярному переулку до места преступления — дома старухи процентщицы. Он специально выбрал путь в обход по Кокушкину мосту до Садовой, мимо Таврического сада, чтобы запутать следы. Хотя были пути быстрее.

путь к Кокушкину мосту на канале Грибоедова, Автор фото: Чех София

Кокушкин мост — безысходность или разум?

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из каморки, которую нанимал от жильцов в Столярном переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к Кокушкину мосту», — так начинается роман Достоевского «Преступление и наказание». Вот и мы направляемся от дома Раскольникова по Столярному переулку к Кокушкину мосту. 

Кокушкин мост, Автор фото: Чех София

Район Кокушкина моста (от дома Раскольникова до дома Сони Мармеладовой) в Петербурге принято назывть «Достоевский квартал».

Вид с Кокушкина моста на Сенной мост, Автор Чех София

Как можно заметить на фотографии, гуляя путями Раскольникова, по центру находится доходный дом Безобразовой. Повернув направо от Кокушкина моста, мы выходим на Садовую улицу. По пути к Вознесенскому проспекту, где виднеется дом со шпилем, нам встречается Юсуповский Сад.

В 1971 году 1,5 месяца рядом с Юсуповским садом, по адресу Римского-Корсакова дом 3, жила семья Достоевского. Писатель снимал ее летом для того, чтобы его дочери могли гулять по саду.

Вид с Юсуповского сада на дом Кушелева, Автор фото: Чех София

Обратите также внимание на длинный невзрачный розовый дом по улице Садовой 49 (доходный дом Кушелёва), напротив Юсуповского сада. Здесь жил Разумихин — человек, с которым у Раскольникова было тесное общение

Впоследствии Разумихин женился на его сестре. В этом доме также жил издатель Стелловский, с которым Достоевский заключил тот самый контракт на роман «Игрок».

Интересный факт: в Петербурге не было канализации, и весь мусор скидывали в ямы, которые выгребали. Соответственно, запах и смрад летом стоял страшный. Запах доходил даже до императорского двора. Неоднократно предпринимались попытки бороться с этим, однако, безуспешно.  Именно поэтому писатель снимал квартиру рядом с Юсуповским садом, чтобы его дети гуляли по парку и дышали свежим воздухом.

Библиография

Романы:

  • 1844 — Бедные люди
  • 1861 — Униженные и оскорблённые
  • 1866 — Преступление и наказание
  • 1866 — Игрок
  • 1868—1869 — Идиот
  • 1870—1872 — Бесы
  • 1874 — Подросток
  • 1878—1880 — Братья Карамазовы

Повести:

  • 1846 — Двойник
  • 1847 — Хозяйка
  • 1848 — Слабое сердце
  • 1848 — Неточка Незванова
  • 1848 — Белые ночи
  • 1859 — Дядюшкин сон
  • 1859 — Село Степанчиково и его обитатели
  • 1860 — Записки из Мёртвого дома
  • 1864 — Записки из подполья
  • 1870 — Вечный муж
  • 1876 — Кроткая

Рассказы:

  • 1846 — Как опасно предаваться честолюбивым снам
  • 1846 — Господин Прохарчин
  • 1847 — Роман в девяти письмах
  • 1848 — Ползунков
  • 1848 — Честный вор
  • 1848 — Ёлка и свадьба
  • 1849 — Маленький герой
  • 1860 — Чужая жена и муж под кроватью
  • 1862 — Скверный анекдот
  • 1865 — Крокодил
  • 1873 — Бобок
  • 1876 — Мужик Марей
  • 1876 — Мальчик у Христа на ёлке
  • 1877 — Сон смешного человека
  • 1878 — Из дачных прогулок Кузьмы Пруткова и его друга

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную атмосферу «вонючего, пыльного» Петербурга Раскольникова. Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент, вряд ли может служить вдохновением для творческого порыва. Узкие грязные улочки наполняют персонажи под стать главному герою. Неудивительно, что его появление среди прохожих в своём нищенском обличье не вызывает ни у кого удивления. Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе «Преступление и наказание». Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи. За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.

Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь». В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом. На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин. Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание». Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: