Мраморный дворец в санкт-петербурге

Константиновский дворец в стрельне — прогулка по залам, как попасть на экскурсию

Интерьеры и внутреннее убранство

Войдя во дворец, бросается в глаза шикарная мраморная Парадная лестница. Изначально друг напротив друга располагались пять окон в виде арок и пять зеркал такой же формы. Лестница построена в стиле Людовика XIV. Поднявшись по лестнице на следующий этаж можно было попасть в Белый зал для танцев и Золотой зал.

Обустроены залы в том же стиле, что и лестница. На потолок Белого двухсветного зала нанесена картина «Смерть похищает Поэта».

Покрытие пола декорировано перламутром. Рядом с Танцевальным залом находился большой Кабинет, который являлся воспроизведением кабинета Карла V в Бельгии. Там держалась целое собрание снаряжения рыцарей. На этом же этаже была Бильярдная.

На потолке был витраж из стекла, который служил освещением помещения.  Гостиная выполнена из саксонского фарфора. Каждый зал отличался стилем от ренессанса до рококо.

Пристройки были соединены с самим дворцом Курительной Турецкой комнатой и Галереей. В пристройках тоже были шикарно отделанные залы. Отдельно отметим Зимний сад, в котором стоял великолепный фонтан. Пройдя сквер можно попасть в Пименовскую галерею и насладиться скульптурами Пименова «Преображение Господне» и «Воскресение».

Далее следовала Елизаветинская зала, исполненная в барокко. Немного в стороне большая библиотека с дубовой мебелью и Театральный флигель.

На главной лестнице она установила шкуру медведя, некогда сраженного Александром II. Пименовскую галерею Юрьевская перестроила в церковь с иконостасом мужа. Предметы, связанные с его памятью позже были перевезены во Францию, а ещё позднее в Ниццу.

Во дворце установлено много скульптур. Здесь можно увидеть различные статуи, лепные украшения и кашпо. Ещё Николай Александрович Кушелев-Безбородко украсил интерьеры дворца огромной коллекцией картин. Позже их передали в Эрмитаж.

Интерьеры и залы Мраморного дворца

Внутренний интерьер помещений дворца поражает богатством и роскошью. Яркой особенностью внутренней отделки является использование ценного камня агата. По проекту А. Ринальди интерьеры залов по стилю исполнения должны были повторять оформление внешних фасадов здания. На трех этажах Мраморного дворца расположено много объектов и помещений, отделанных различными ценными материалами:

  • парадная лестница;
  • мраморный зал;
  • зимний сад;
  • белый зал;
  • лаковый зал;
  • Орловский зал;
  • Екатерининский зал;
  • «Собранный зал»;
  • китайский зал;
  • греческая галерея;
  • дубовая комната;
  • княжеский кабинет.

Парадная лестница

Парадная лестница, ведущая на второй этаж, оформлена разносортным мрамором серых тонов. Ее украшением служат статуи мастера Ф. Шубина, размещенные в проемах. Между первым и вторым этажами стоят 4 изваяния, отождествляющих периоды жизни человека: «Утро» в виде Авроры – это детство, «Полдень» – юность, «Вечер» в виде богини Дианы – зрелость, «Ночь» – старость.

В пролете второго и третьего этажей есть еще пара скульптур «Осеннее и Весеннее равноденствие». На потолке над лестницей висит золотистая люстра «Суд Париса».

Скульптура Весеннего (женская фигура) и Осеннего (мужская фигура) равноденствия

Стены третьего этажа украшают объемные изображения четырех человеческих добродетелей:

  • Умеренность;
  • Справедливость;
  • Сила духа;
  • Благоразумие.

Мраморный зал, находящийся на втором этаже уникален и является изюминкой дворца. Зал отделан разными сортами русского и итальянского мрамора с добавлением лазурита.

Мраморный зал

Вдоль двух стен стоят колонны, поддерживающие верхние своды зала.По периметру стен размещено несколько округлых барельефов с изображениями на тему «Жертвоприношение».

На восточной стене находятся два двуглавых орла. Рамы окон и балконных дверей покрыты позолотой. Яркими элементами зала являются позолоченные люстры с хрустальным убранством.

Плафона С.Торелли «Свадьба Купидона и Психеи», 1775 г.

На потолке зала, высота которого составляет 11,5 метра, расположен плафон Стефано Торелли «Свадьба Купидона и Психеи», написанный маслом на холсте.

Зимний сад размещен на террасе двух верхних этажей. Он создан А. П. Брюлловым в помещении, где ранее находился Висячий сад. Потолочные арки поддерживают чугунные колонны. Металлический потолок сада поделен на многочисленные четырехугольники с кессонами посередине. С восточной стороны находится балкон с кованой решеткой. В середине зала расположен трехуровневый фонтан из светлого мрамора. В цветочную оранжерею ведет трехстворчатая дверь со стеклянными вставками. Среди изобилия цветов можно рассмотреть мраморный камин и зеркало.

Белый зал является самым большим парадным помещением дворца, он отличается лепным орнаментом в готическом стиле. Мраморные колонны разделяют помещение на три части. Свое современное оформление зал получил в середине XIX века после масштабной реконструкции, проведенной архитектором А. П. Брюлловым.

Белый зал

Интерьер Лакового зала был оформлен полированным деревом, на стенах находились панно с изображением подвигов Александра Великого.

Оформление Орловского и Екатерининского залов прославляет императрицу Екатерину II и ее фаворита. В Орловском зале стояли бюсты братьев Орловых, а на стенах находились белые барельефы с изображением их достижений. Авторство этих работ принадлежит русскому скульптору М.Козловскому.

«Собранный зал» посвящен Екатерине II, его стены отделаны бархатом, на котором нанесены императорские вензеля. На западной стене под пышной занавеской висит портрет императрицы. Напротив него стоял вазон с военными трофеями.

Китайский зал играл роль главной столовой, здесь кормили гостей во время торжественных приемов. В Греческой картинной галерее находилась коллекция портретов всех членов семьи Романовых. Названием помещение обязано отделкой из греческого мрамора. Всего в галерее было более 200 полотен известных художников: Рафаэля, Рембранта, Тициана и других.

На первом этаже сохранился кабинет князя Константина Константиновича Романова конца XIX века. Интерьер выполнен в стиле жакоб, отделкой служит красивое красное дерево. Рядом находится Дубовая галерея, стены которой обшиты плитами из настоящего дуба.

Как появился дворец?

Как и множество других петербургских зданий и сооружений, Мраморный дворец имеет свою историю. Раньше на месте данной достопримечательности располагался Питейный дом. Это заведение напоминало обычный кабак, там торговали спиртными напитками и устраивали развлекательные программы. В 1714 году было принято решение перестроить Питейный дом в Почтовый дом, к которому прилегала пристань. Через некоторое время после перестройки Почтовый дом претерпел реконструкцию. Работы были завершены к 1716 году. После этого Почтовый дом с пристанью стал деревянным и двухэтажным. Второй этаж отстроенного дома имел особое назначение. Именно второй этаж Пётр I использовал для проведения красочных торжественных мероприятий и ассамблеи. Помимо этого, второй этаж использовался в качестве гостиницы, посетители которой выселялись по прибытии царя. Дворцовая набережная, на которой сейчас находится Мраморный дворец, в те времена имела иное название. Она называлась Почтовой набережной. Почтовый двор был перестроен в Манеж, который просуществовал недолго и вскоре полностью сгорел.

Однако место, где располагался Почтовый двор, долго не пустовало. На освободившемся месте по приказу Екатерины II был построен дворец. Работами по его возведению занимался архитектор А. Ринальди. Императрица решает сделать подарок своему фавориту графу Орлову и передает владение дворцом именно ему. Такой щедрый подарок был преподнесен за помощь, которую Орлов ей оказал в событиях 1762 года. Благодаря именно этому Екатерина и заняла престол. В качестве благодарности граф подарил Екатерине II большой бриллиант.

Возведение дворца длилось 16 лет. Строительство осуществлялось по проекту архитектора А. Ринальди. Вскоре граф Орлов умирает, так и не дождавшись завершения строительства. После его смерти Екатерина возвращает дворец в свои владения, выкупая его у наследников графа. После кончины Екатерины II дворец был наследован князем Константином Павловичем.

История дворца на набережной содержит имена еще нескольких Константинов. Дом принадлежал Константину, который был вторым сыном Николая I. После его смерти он был передан во владение его внуку с таким же именем. В то время этот Константин был президентом Академии наук России. Также он был известен как поэт Серебряного века, подписывающийся как «КР».

Именно из-за времени Константиновского правления дворец получил второе название. И это несмотря на то, что в городе Стрельне располагался другой Константиновский дворец. В середине 19 века дворец был реконструирован по проекту русского художника и архитектора А. Брюллова. После этого дворец ждало еще большое количество перестроек, в результате которых первоначальный вид дворца того времени был полностью утрачен. В конце 20 века здание дворца было передано в собственность Русского музея. Современные архитекторы до сих пор пытаются восстановить интерьер и планировку дворца тех лет.

Как добраться

Мраморный дворец расположен на Миллионной улице, 5/1. Здание занимает пространство между Дворцовой набережной, Мраморным переулком и Миллионной улицей. Это исторический центр Санкт-Петербурга, поэтому до дворца можно добраться пешком от ближайших станций метро или на общественном транспорте.

Метро

Ближайшие станции метро в пешей доступности:

  • изобразительное искусство. Невский проспект (синяя линия) — 1,6 км — по набережной Грибоедова, через Михайловский сад и Марсово поле (20 минут пешком);
  • изобразительное искусство. Адмиралтейская (фиолетовая линия) — 1,7 км — по набережной реки Мойки, затем по улице Миллионной (около 20 минут);
  • изобразительное искусство. Гостиный двор (зеленая линия) — около 2 км — по набережной Грибоедова и через Марсово поле (25 минут пешком);
  • изобразительное искусство. «Горьковская» (синяя линия) — 1,5 км — по Троицкому мосту (около 20 минут пешком).

Общественный транспорт

Автобусная и трамвайная остановки «Суворовская площадь» находятся в 260 метрах от Мраморного дворца. Автобусов нет. 46, 49, маршрутка n. 76, трамвай № 3 проходят здесь.

Автомобиль

Если вы направляетесь к зданию из центра, то удобнее добираться пешком, на общественном транспорте или на такси (в городе есть мобильные приложения Gett, Uber, Vezet, Taxovichkof, Concord, Яндекс.Такси, Максим). Это избавит вас от необходимости искать место для парковки и застревать в пробке.

Залы Мраморного дворца

Лаковый зал – отделан деревом, а стены его украшают резные панно с картинами подвигов Александра Великого. Ранее потолок был украшен плафоном «Суд Париса», который создал И. Крис, но позднее его перенесли к парадной лестнице.

Истинным шедевром является Мраморный зал с его потрясающим скульптурным убранством.

Стены поделены четырнадцатью парами каннелированных пилястр из тивдийского красного мрамора. Их венчают позолоченные капители и базы. На гирляндах, сидят белые каменные орлы.

«Собранный зал» был посвящен Екатерине II. Бархатные стены венчают вензеля императрицы, а под резным балдахином находится её величавый портрет. Прямо перед ним располагается пьедестал с вазой, оформленной военными трофеями.

Примечателен также Китайский зал, который был оформлен в модном в те времена стиле шинуазри. Выполнял функцию парадной столовой: здесь нередко проходили всяческие важные приёмы.

Белоколонный зал – из названия понятно, что является главной его особенностью. Выглядит богато и утонченно, сейчас проводят торжественные мероприятия: корпоративы, юбилеи и свадьбы.

Современное состояние

С 1994 года во дворце регулярно проходят художественные выставки, встречи, концерты. Здесь открыты постоянно действующие экспозиции:

  • Русское искусство в контексте искусства мирового.
  • Иностранные художники в России 18-19 веков.
  • Музей Людвига в Русском музее.
  • Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских
  • Константин Романов – поэт Серебряного века.

Также регулярно проводятся выставки работ современных российских и зарубежных художников. Супруги Питер и Ирэне Людвиг передали в дар музею произведения российских и зарубежных художников XX века из своего собрания.

В 1998 году Русскому музею передали свою коллекцию петербуржские собиратели братья Ржевские, в течение полувека хранившие произведения русской живописи. Среди них работы Айвазовского, Клевера, Дубовского, Машкова, Кончаловского, Кустодиева.

Особенно редкая часть коллекции – часы каминные, напольные и дорожные, выполненные разными часовыми мастерами 18-19 веков. Все часы с уникальными часовыми механизмами, с боем, исполняют несколько мелодий, с интересным декоративным оформлением циферблата и корпуса.

Большая часть коллекции представляет графику, скульптуру, мебель, осветительные приборы, художественную бронзу. В 2015 году Банком России выпущена памятная монета номиналом 25 рублей, посвященная Мраморному дворцу.

Интересные факты

По некоторым источникам известно, что первый эскиз дворца сделала сама Екатерина.

В фундамент здания замурован сундук с золотыми монетами.

По легенде, на стороне Мраморного переулка есть потайная дверь, через которую, предположительно, записались граф Григорий Орлов и Екатерина.

По указу от 20 декабря 1849 года мраморный дворец получил название «Константиновский».

Первый телефон на территории дворца появился в 1883 году.

В день открытия музея в 1937 году, 8 ноября, у входа был установлен броневик, отсюда имя Ленина и прозвучало в день его приезда в Петроград. В 1992 году броневик отправили в Артиллерийский музей.

История Мраморного дворца

Мраморный дворец – одно из самых красивых зданий Петербурга на Дворцовой набережной

Подарок фавориту

Дворец был создан по заказу Екатерины II для ее фаворита Григория Орлова. Императрица преподнесла шикарный подарок в знак благодарности за деятельное участие в событиях 1762 года, в результате которых она оказалась полноправной владычицей престола.

Возлюбленный Екатерины не остался в долгу, он подарил ей огромный персидский изумруд, ценность которого почти равнялась стоимости дворца.

Автор проекта – итальянский архитектор Антонио Ринальди. Он полностью претворил в жизнь все пожелания императрицы, которая, приказав не жалеть средств на строительство, лично наблюдала за ходом работ.

По ее повелению над входом во дворец сделана надпись, адресованная Орлову, – «Здание благодарности». Начавшееся в 1768 году строительство продолжалось так долго, 17 лет, что граф Орлов умер до завершения работ, не успев справить в нем новоселье.

Владельцы дворца

В 1785 году Екатерина выкупила дворец у наследников за 1,5 миллиона рублей и вскоре подарила его своему 16-летнему внуку Константину Павловичу по случаю его бракосочетания.

Впрочем, скоро ей пришлось лишить наследника подарка за «недостойное поведение». Молодой князь, издеваясь над 14-летней супругой, стрелял в коридоре из пушки живыми крысами.

Затем в Мраморном дворце жили поочередно сын и внук Николая I. Так он стал на многие годы резиденцией одной из ветвей рода Романовых – Константиновичей, хотя и предназначался графу Орлову.

В годы первой Мировой войны дворец использовался как госпиталь для раненых офицеров. В Советское время там располагалась Российская академия истории материальной культуры. В это время многие интерьеры были утрачены.

Позднее бывшая великокняжеская резиденция превратилась в музей Ленина. Ее внутренний двор украсил броневик «Враг капитала», с которого вождь революции произносил свои пламенные речи.

Сейчас на месте броневика поместили конную статую Александра III. С 1994 года здание Мраморного дворца перешло в ведение Русского музея.

Внешнее и внутреннее убранство Мраморного дворца

Мраморный дворец построен в стиле раннего классицизма и отличается богатством внутренней отделки, которая должна была подчеркивать силу и мужественность его владельца.

Особую выразительность дворцу придает сочетание отделочных камней разного цвета и фактуры. 32 сорта мрамора, гранит, агаты пошли на внешнюю и внутреннюю отделку дворца. Белый мрамор был привезен из Италии – это было дешевле, чем транспортировать его из Сибири. Другие сорта мрамора добыты из каменоломен Карелии и Эстляндии, белый мрамор для скульптур – с островов Греческого архипелага, агаты – с Урала. Медная кровля была изготовлена в Сестрорецке и была настолько качественной, что прослужила без ремонта около 150 лет.

Цокольный этаж отделан розовым гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Верхние этажи облицованы сердобольским гранитом серого цвета. Портик сделан из розового тивдийского мрамора.

Мраморный дворец со стороны Невы

Толщина стен дворца составляет 1,5-2 метра. Общая высота здания – 22 метра, высота коринфского ордера верхних этажей – 12,5 метров.

Главный фасад дворца обращен в сторону сада, где прежде проходил Красный канал (впоследствии зарытый), соединявший Неву с Мойкой. Над входом во дворец написано: «Здание благодарности». Наверху – башенка с часами, по сторонам которой установлены фигуры Верность и Щедрость работы Ф.И.Шубина.

Башня с часами и статуи

Парадная лестница, по замыслу Ринальди, продолжала каменную отделку фасадов дворца. Её отличает сдержанность оформления. Статуи Утро, День, Вечер и Ночь символизируют детство, юность, зрелость и старость. Между II и III этажами установлены скульптуры Весеннего и Осеннего равноденствия. На потолке – панно немецкого живописца И.Криста «Суд Париса».

Парадная лестница

На первом этаже дворца располагались кухни, котельная, другие служебные помещения, а также церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Парадная лестница ведет на второй этаж, где находятся анфилады парадных залов: Лаковый зал, Царская гостиная («Собранный зал»), Галерея (Орловский зал), Китайский зал и Мраморный зал. За ними – личные покои Григория Орлова.

Лаковый зал отделан деревом. Его стены украшали деревянные резные панно, изображающие подвиги Александра Великого (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже). Первоначально потолок украшал живописный плафон И.Криса «Суд Париса», впоследствии перенесенный на Парадную лестницу.

«Собранный зал» посвящен Екатерине Великой. Бархат стен украшен вензелями императрицы. Под резным балдахином с короной находится парадный портрет императрицы, перед которым установлен пьедестал с вазой, украшенной военными трофеями.

Картинная галерея расположена в юго-восточной части дворца. Здесь представлены 206 работ, среди которых – картины кисти Рембрандта, Тициана, Рафаэля. В портретной находился 91 портрет всех представителей дома Романовых и правящих европейских монархов того времени. Кроме того, здесь были конные портреты братьев Орловых.

Китайский зал был отделан в модном в то время стиле шинуазри и выполнял функции парадной столовой.

Мраморный зал – самое роскошное помещение Мраморного дворца. По проекту А.Ринальди он был односветным, был перестроен в двухсветный А.Брюлловым. Его стены отделаны различными сортами мрамора и украшены барельефами, первоначально изготовленными для Исаакиевского собора. Потолок украшает живописный плафон «Свадьба Амура и Психеи» работы С.Торелли.

Мраморный зал, фото из интернета

Другие, не менее интересные залы дворца — Белый зал, Греческая галерея, Дубовая галерея, Зимний сад. Кроме того, на втором этаже располагались жилые покои и служебные помещения, в числе которых были ванная, парная, зал для игры в мяч.

Парадная лестница

Этапы реставрации

Вначале реконструкции подверглись 4 парадных зала, где размещались экспонаты Музея В. И. Ленина (последние нашли своё место в других музеях). Опытные реставраторы постарались «воскресить» уникальный паркет Ринальди (из 15 пород дерева), выразительные лепные элементы декора морской тематики: якоря, дельфины, морские коньки, силуэты кораблей, которые воссоздавались по рисункам 19 в. Настоящим чудом реставрации можно назвать восстановление «зелёного» паркета из 7 пород дерева.

В Гостиной ввернули к жизни настенную живопись и полностью воскресили прежний облик интерьеров. В Знамённом зале воссоздали лепной декор свода, очистили от краски искусственный мрамор, заново уложили паркет в первозданном виде. Кропотливо сложные работы проводились в Ротонде по реконструкции каминов, очистке облицовки из искусственного мрамора на стенах, реставрации наборного паркета. Более 2 десятилетий длилась реставрация знаменитого сооружения, но работы продолжаются.

История Мраморного дворца и его владельцы

Вид Мраморного дворца со стороны Невы. Картина Садовника В.С., 1847 год

В начале XVIII века на месте, где стоит Мраморный дворец, ранее находился Почтовый двор с пристанью. Рядом с этим местом располагался Зверовый двор, в котором жил первый в Петербурге слон. Его привез в дар Петру I правитель Персии Солтан Хусейн. После того как животное умерло, из него сделали чучело, которое стало экспонатом Кунсткамеры.

В 1737 году на месте Почтового двора и бывшего слоновника произошел пожар. После этого здесь находилась «Площадь Верхней набережной». В 1768 году построить на этом месте дворец решила Екатерина II. Известно, для кого строился Мраморный дворец.  Он предназначался в дар ее любовнику Григорию Григорьевичу Орлову в награду за помощь в организации переворота. Однако в 1783 году Г. Г. Орлов умер, не дождавшись завершения строительства.

Первоначально здание называлось «Каменный дом у Почтовой пристани».

Дворец был закончен в 1785 году. К этому времени Екатерина II выкупила здание у родственников Г. Г. Орлова и в качестве свадебного подарка передала его своему внуку князю Константину Павловичу.

Мраморный дворец, 1865-1869

В 1797-1798 годах в Мраморном дворце жил последний монарх Польши С. Понятовский. После смерти внука императрицы зданием стал владеть сын Николая I генерал-адмирал Константин Николаевич. В середине XIX века дворец был отреставрирован по замыслу архитектора А. Брюллова. Он работал со стилем «эклектика», элементы которого нашли отражение в интерьере комнат. В 1911 году Мраморный дворец перешел по наследству сыну генерал-адмирала князю Константину Константиновичу. Затем зданием владел его наследник Иоанн Константинович.

После революции 1917 года помещения дворца занимало Министерство труда. Перед входом в здание был установлен броневик «Враг капитализма», похожий на тот, с которого выступал В. И. Ленин возле Финляндского вокзала. В 1930-е годы годы здесь находился филиал музея В. И. Ленина.

В 1992 году Мраморный дворец стал частью Русского музея. В его помещениях размещены постоянные и временные выставки.

История Мраморного дворца

Комплекс был возведен по указу Екатерины II в знак благодарности фавориту Григорию Орлову — организатору переворота, после которого императрица взошла на престол. Она же выбирала место — участок рядом с почтовыми причалами в непосредственной близости от собственного дворца. До сих пор в Санкт-Петербурге ходят легенды, что со стороны Миллионной улицы есть тайный ход, по которому должна была пребывать царственная любовница.

Причиной такой медленной реализации проекта была его изначальная сложность. Сначала для возведения Каменного дома у Почтовой пристани был засыпан Красный канал, соединявший Мойку и Неву. Затем были подняты каменные стены, выложены своды и началась облицовка гранитом. Мраморные плиты доставлялись с Ладожского озера и Онеги, а также из Италии. Скульптуры Федота Шубина украсили фасад и внутренние переходы здания.

Из отчетов Екатерине точно известно, что на стройке трудились более ста каменщиков и более трехсот подсобных рабочих. Руководил процессом М. И. Мордвинов, соавтором Антонио Ринальди в разработке проекта был архитектор Петр Егоров. На фронтоне здания разместили послание Екатерины — «Здание благодарности», но за 18 лет, в течение которых велось строительство, Григорий Орлов умер, так и не успев воспользоваться подарком.

Окончания строительства не застал и Антонио Ринальди. Еще в 1784 году из-за серьезной травмы, полученной в результате падения с лесов, он вернулся в Рим. Екатерина дала распоряжение выплачивать зодчему щедрое обеспечение. А строительство продолжилось под руководством Петра Егорова. Уже он выбрал орнаменты для решеток и ворот, а также проектировал тип наложения кровли. Эта часть здания простояла без протечек более 200 лет.

После смерти Григория Орлова Екатерина Великая выкупила дворец у его сыновей. По задумке государыни занять апартаменты должен был малолетний Константин — сын Павла I и младший из двух внуков-наследников. Идея воплотилась в 1796 году, когда потенциальному наследнику престола была подобрана невеста. Молодая супружеская пара была поселена в Мраморный дворец. На тот момент цесаревичу было 16 лет, а его супруге — 14.

После выдворения из дворца провинившегося перед государыней Константина комплекс стал своеобразной тюрьмой для лидера польских конфедератов Тадеуша Костюшко. В 1797—1798 годах здесь размещался двор польского экс-короля Станислава Августа Понятовского, ради которого здание было расширено. Здесь же уже посмертно Павел I провел коронацию Станислава Августа, хотя в этот момент официально во дворце снова жил Константин.

В 1813 году члены императорской семьи покинули дворец, переделав его в ведомство Придворной канцелярии. Помещения после небольшой доработки сдавались в аренду, комнаты занимали высокие чины. 6 марта 1832 года Николай I распорядился перенести в Мраморный дворец резиденцию своего младшего сына Константина. На некоторое время, после пожара в Зимнем дворце в 1837 году, часть залов превратилась в склад — в них разместили спасенные ценности.

Константин Константинович, сын великого князя Константина Николаевича, занял дворец после смерти отца. Он же инициировал реконструкцию здания и декоративную отделку помещений нижнего этажа в старорусском стиле. Благодаря Константину Константиновичу дворец превратился в настоящий модный салон. В нем устраивались творческие встречи, концерты и заседания Географического общества.

Во время Первой мировой войны в помещениях Мраморного дворца был устроен госпиталь. После революции по указу временного правительства в него въехало Министерство труда. Намерениям выкупить у наследников комплекс помешал приход к власти большевиков. Здания были национализированы. В них размещались Наркомат и институт охраны труда, Наркомат просвещения, Академия истории материальной культуры. С 1992 года комплекс принадлежит Русскому музею.

Скульптуры мраморного дворца

Архитектурное строение включает в себя множество композиций. В основном скульптурные работы выполнял мастер Ф. И. Шубин. Всего здесь находиться около 40 его произведений, включая знаменитые Верность и Щедрость по разным сторонам от часовой башни. Он украсил парадную лестницу статуями, посвященными четырем временам суток и весеннему и осеннему равноденствиям.

Не менее знамениты барельефы «Жертвоприношение», которые А. Ринальди изначально создал для Исаакиевского собора.

Также особенно примечательна мраморная фонтанная группа, которую назвали «Путто с веткой» — к сожалению, автор остался неизвестным.

Залы и интерьеры Мраморного дворца

Как и задумывалось архитекторами, основные парадные залы расположены на втором этаже здания. В него от технических комнат ведет мраморная парадная лестница вдоль которой выстроились скульптуры работы Шубина — «Утро», «Полдень», «Вечер», «Ночь». Еще две статуи заняли ниши между этажами. Это символизирующая осеннее равноденствие мужская фигура с гроздью винограда и посвященная летнему равноденствию женская с цветами и головой барана в ногах.

На площадке между вторым и третьим этажами находятся еще одни часы Мраморного дворца. Они украшены скульптурной композицией «Игры амуров» и аллегорической группой, посвященной четырем человеческим добродетелям — справедливости, силе духа, умеренности и благоразумию. Напротив парадной лестницы Орлов приказал повесить портрет главного архитектора, так и не увидевшего итог собственных трудов.

Жемчужина второго этажа — отделанный мрамором и редким лазуритом Мраморный зал. Потолок необычной формы поддерживают стройные колонны. В отделке, построенной на сочетании различных видов мрамора, отражена тема магии и жертвоприношений. Скульптурная группа и барельефные орлы посвящены русскому воинству. Историки отмечают, что некоторые барельефы, оттеняющие многоцветность стен, аллегорически намекают и на еще одно достоинство князя Орлова — умение хранить тайны.

Часть залов, как и Мраморный, изначально была одноуровневой. Второй ряд окон, подаривших помещению дополнительный свет, появился только во время реконструкции Брюллова. На Орловский зал, через который нужно пройти, чтобы попасть в Мраморный, это не распространилось. Его украшают скульптуры авторства М. Козловского, прославляющие подвиги братьев Орловых и саму Екатерину. Военная тематика отразилась и в потолочном барельефе.

Орловский зал имеет и аллегорические элементы оформления со светскими сюжетами — барельеф «Амуры с доспехами Марса» намекает на историю любви Екатерины и графа Орлова. Но даже в плафоне С. Торелли «День, прогоняющий ночь» снова прослеживается военная тематика. Отделка напоминает, что возведением на престол императрица обязана всем пяти братьям Орловым — Ивану, Алексею, Григорию, Федору и Владимиру. Общий тон зала, как и задумывалось изначально, бело-серебряный.

Орловский и Екатерининский залы связывает ротонда, или Лаковый зал. Название небольшое помещение с оригинальным сводом получило благодаря отделке из ценных пород дерева, покрытых лаком и росписями. Работы знаменитого художника-миниатюриста Григория Молчанова, создавшего росписи, не сохранились. Плафон работы Иосифа Криста «Суд Париса», увенчивавший ротонду, перенесен на центральную лестницу.

Зимний сад занимает террасы второго и третьего этажей. Визуальный центр композиции — фонтан с тремя чашами. Как и в большинстве помещений, потолок украшен кессонами, переливающимися орнаментом с балконными зонами, где те же элементы отразились и в орнаментах кованых элементов. Их богатство подчеркнуто позолотой. Тот же прием использован в оформлении дверных и оконных проемов большинства комнат.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: