Terribilita.
В ренессансные времена, и особенно это относится к Микеланджело, любили попугать народ. Посмотрит зритель, испугается, а раз испугался, значит уважает (шутка). Ренессансная «terribilita» (от слова ужасный) (далее по тексту «террибилита») была направлена на то, чтобы «настроить мозги» на возвышенный и/или часто героический лад, да и надо же в конце концов выражать какие-то чувства своим произведением.
Суровый кондотьер Коллеони выражает «террибилиту» прежде всего своим лицом, своей решительной позой, порывом, такое ощущение, что вот-вот сейчас он на кого-нибудь наедет и раздавит. Конь, видимо тоже проникся и готов перешагнуть через любой труп.
Микеланджело всех пугал своей фреской «Страшный Суд». Но и в гневно повернутых головах его скульптурных персонажей и в их лицах ничего доброго не угадывается. Посмотрите.
Микеланжело. Капелла Медичи. Ночь. Деталь. Флоренция
Микеланджело. Голова Давида. Фрагмент. Оригинал стоит в музее Академии во Флоренции. 1504. Сейчас метнет камень и убьет Голиафа
Микеланджело. Голова Моисея. 1513-1514. Фрагмент. Гробница Юлия II. Начата в 1513, окончена в 1547. Церковь Сан Пьетро ин Винколи
Моисей возмущен отступничеством еврейского народа и собирается преподать ему сорокалетний урок. Возможно, сам Микеланджело имел в виду что-то мистическое (типа того, что волосы – это пламя, борода – вода, члены и одежда -скалы и т.п.). Рожками он, конечно, пугал, но эти рожки – плод неверного перевода библейской книги, где ошибочно другое слово было переведено как «рожки». Так что рогов быть не должно.
Микеланджело. Брут. Фрагмент бюста. Национальный музей Барджелло. Флоренция. 1537
Микеланджело. Бюст Брута. Национальный музей Барджелло. Флоренция. 1537
У Брута надменный поворот головы, видимо, еще не убил своего, возможно, родственника, Юлия Цезаря, но готовится, и все во имя республиканских идей. Возвышенно.
Вопрос. Почему все персонажи Микеланджело с решительным поворотом головы смотрят налево? На этот праздный вопрос самым вероятным ответом может быть только один ответ: потому, что он правша. Представьте киянку в правой руке и резец в левой и прикиньте, с какой стороны удобней орудовать левой рукой, приставляя резец и находясь перед скульптурой, а не сзади. Очевидно, если голова скульптуры повернуто налево, кисть левой руки окажется в супинации, а если повернуть обрабатываемое лицо направо, то она будет скорее в пронации, что гораздо менее удобно.
«ЛИРИЧЕСКОЕ» ОТСТУПЛЕНИЕ.
Давно опустившийся с ренессансных высот современный зритель с «высоты» нынешних безобразий может только улыбнуться, глядя на ренессансную «террибилиту». Вот пара современных «ужастиков».
Гастон Лашез. Стоящая женщина. 1932
А. Матисс. Лежащая. 1907
Пикассо. Мертвая голова. 1943. Так и слышится восторженный стон «искусствоневеда»: и как же тонко художник уловил все ужасы войны! «Любуемся»
Пикассо. Купальщица. 1932
Понятно, что современное искусство местами просто ужасно и не имеет никакого отношения ни к «террибилите», ни к искусству.
Памятник Николаю I
Памятник Николаю I на Исаакиевской площади. Фотография: Наталья Волкова / фотобанк «Лори»
Шестиметровую конную статую Николая I установили на Исаакиевской площади через четыре года после кончины императора — в 1859 году. Автором проекта стал Огюст Монферран, а саму скульптуру выполнил Петр Клодт, который смог создать первую в мире конную статую, стоящую на двух точках опоры. Это удалось сделать благодаря металлическим прутьям, вставленным в ноги лошади, а не из-за насыпанной в круп лошади дроби, как считали современники.
Император изображен в форме лейб-гвардии Конного полка, шефом которого он являлся. Для фигуры лошади Клодту позировал жеребец Николая I Амалатбек. Пьедестал памятника выполнен из мрамора и гранита — его украшают аллегорические фигуры Силы, Мудрости, Правосудия и Веры. Для них скульптору Роберту Залеману позировали дочери императора Мария, Александра и Ольга. На постаменте находятся четыре барельефа, которые отражают ключевые события царствования Николая I: восстание декабристов, подавление Холерного бунта, издание «Свода законов Российской империи» и открытие Николаевской железной дороги.
Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому в Москве
Как оказалось, ошибки при создании монументов происходили не только в наше время. Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому, выполненный по проекту архитектора Ивана Мартоса, был торжественно открыт на Красной площади Москвы ещё в 1818 году. Созданный на народные деньги монумент посвятили предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России.
На груди у Минина висит нательный крест, который появился как минимум на двести лет позже и никак не мог находиться у того при жизни.
Известно, что при работе над скульптурной композицией Мартосу позировали его сыновья. Возможно и крест, изображенный на груди Минина, тоже принадлежал сыну автора, тем более, что датировка креста — 19 век вполне подходит по временным рамкам.
Однако, это не единственный казус с крестом Минина, верхняя перекладина которого почему-то изображена наклоненной вправо. Причина этого неизвестна до сих пор.
Памятник Александру III
Памятник императору Александру III работы Паоло Трубецкого пользовался, пожалуй, наименьшей любовью горожан. Скульптор работал 8 лет, ему позировали конь императора и похожий на Александра III швейцар Государственной думы, а Николай II не пожалел на памятник больше миллиона рублей. Однако современники работу не оценили. После открытия монумента в центре Знаменской площади (современной площади Восстания) в народе появилась эпиграмма:
«Комод» памятника (гранитный постамент) выполнил Федор Шехтель. На постаменте выбили надпись: «Императору Александру III державному основателю Великого Сибирского пути». «Обормотом» же Александра III горожане назвали не просто так: император был изображен не в парадном мундире, как было принято, а в мешковатой одежде и не самой изящной позе. Как сказал сам Шехтель о своей работе, «портрет не должен быть копией. В глине или на полотне я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нем».
Пришедшие к власти большевики через некоторое время убрали памятник с площади. Долгое время он находился в запасниках Русского музея. Сегодня он стоит перед входом в Мраморный дворец (филиал Русского музея).
Каким людям чаще всего посвящены памятники
Больше всего памятников в России посвящено политикам советского периода. Так, сейчас на учете Минкульта стоит 1085 памятников Владимиру Ленину. Вождю Октябрьской революции посвящено в разы больше монументов, чем любой другой исторической личности. Второе место среди политиков занимает Михаил Калинин, ему посвящено всего 25 монументов. Следом идут Михаил Фрунзе и Феликс Дзержинский — десять и восемь памятников соответственно.
Помимо политических деятелей советские и российские скульпторы часто изображали знаменитых поэтов и писателей. В честь Александра Пушкина воздвигнуто 39 монументов, на втором месте — Максим Горький с десятью.
Популярность персонажей, которых скульпторы увековечивали в бронзе или камне, менялась в зависимости от того, кто управлял страной. Если в начале двадцатых годов прошлого века монументы воздвигали преимущественно в честь героев Гражданской войны, то после прихода к власти Иосифа Сталина в 1924 году все изменилось. Одним из новых символов строящейся советской империи стал Пушкин. В 1937 году исполнилось сто лет со дня смерти поэта — и памятники в его честь стали появляться по всему Советскому Союзу. Сейчас, напомним, это второй по популярности герой в реестре Минкульта после Ленина.
Примерно тогда же скульпторы обратили внимание на главного советского писателя двадцатых-тридцатых годов — Максима Горького. Еще один народный герой молодого советского государства — Василий Чапаев: семь монументов
Героям Советского Союза посвящено 79 памятников, притом что всего это звание носили 12 777 человек. Почти все увековеченные скульпторами — герои Великой Отечественной войны.
10. Музеон
Крупнейший в России музей под открытым небом открылся в столице в 1992 году. Он располагается в районе Якиманка. В нем собрана скульптура социалистического реализма, бюсты, монументы вождей Советского государства. Все работы были доставлены в Музейон в 90-е годы XX века, когда происходил их массовый демонтаж. В наши дни здесь же располагаются работы современных авангардистов. Всего насчитывается порядка 800 экспонатов. В парке можно спокойно прогуливаться между Сталиным, Дзержинским или Горьким, и не беспокоиться о своей жизни. Среди наиболее популярных скульптур группа «Дед Мазай и зайцы» и «Дон Кихот».
Со стременами и седлом.
На многих конных памятниках у всадников не было стремян. Это было следствием того, что их не знали античные римляне. Немногочисленные (к сожалению) интересные факты из творческой жизни скульптора Орлова все же содержатся в Книге. Любопытно и упоминание о стременах.
Как тут не вспомнить Микеланджело, которого упрекали, что один из его Медичи (в капелле Медичи во Флоренции) не похож на своего прототипа. На это гордый Микеланджело ответил, что через сто лет об этом никто не вспомнит.
Так что Орлов в принципе прав, хотя без стремян многие и многие монархи восседают на бронзовых конях и не комплексуют по поводу своей могущественности.
самых известных памятников России
Россия славится своими памятниками, среди которых есть произведения искусства. Редакция журнала Eurasia Plus представляет самых известных и впечатляющих памятников России, по мнению портала.
Памятник Петру I в Москве носит официальное название «Памятник в ознаменование 300−летия российского флота». Автором монумента стал Зураб Церетели. Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850−летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.
Памятник «Рабочий И Колхозница» Москва
«Рабочий и колхозница» — выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор — Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м.
Памятник Родина Мать Зовет Волгоград
Скульптура зовёт» в Волгограде является композиционным центром «Героям Сталинградской битвы», расположенного на Мамаевом кургане. Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11−е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Общая высота памятника — 85—87 метров.
«Покорителям космоса» Москва
Монумент «Покорителям космоса» воздвигнут в городе Москве в 1964 году в ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства.Это облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107м, изображающий шлейф оставляемый за собой ракетой, находящейся на вершине обелиска. На фасаде стилобата металлическими буквами выложены поэтические строки Николая Грибачева:
И наши тем награждены усилья, Что, поборов бесправие и тьму, Мы отковали пламенные крылья Своей стране и веку своему!
Памятник «Тысячелетие России» Великий Новгород
Памятник «Тысячелетие России» монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского. Памятник напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу эмблему царской власти. Общая высота памятника 15 метров.
Памятник Затопленным кораблям Севастополь
Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов. Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара. Величественный и гордый памятник затопленным кораблям один из любимейших жителями и гостями города. Он является символом и визитной карточкой Севастополя. Высота 16.7 метров
Памятник Георгию Победоносцу Москва
Статуя Георгию Победоносцу находится на территории парка Победы Москвы и входит в состав мемориального комплекса на Поклонной горе. Расположена у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Святой Георгий Победоносец поражает копьем змею, являющуюся символом зла. Статуя Георгию Победоносцу одна из центральных композиций мемориального комплекса.
Памятник «Медный Всадник» Санкт-Петербург
Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади Открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Является самым первым памятником Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.
Памятник мамонтам в Ханты Мансийске
Скульптурная композиция «Мамонты» появилась в 2007 году. Создание данного памятника было приурочено к 425−летию столицы автономного округа. Скульпутура находится на территории знаменитого Археопарка. Скульптурная композиция состоит из 11 бронзовых памятников. Общий вес этих памятников превышает отметку в 70 тонн. Все памятники установлены в натуральную величину. Высота самого высокого мамонта превышает 8 метров, а самый маленький мамонт в высоту составляет всего лишь 3 метра.
Памятник «Алёша»
Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») — мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Основной в мемориале является фигура солдата с автоматом за плечом. Высота постамента памятника — 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. Статуя «Алёши» уступает по высоте в России лишь волгоградской статуе Памятник относится к одним из высочайших памятников России.
Почему нужно беречь памятники культуры и истории?
Потери в природе зачастую можно восстановить. С культурными и историческими памятниками все намного сложнее. Разрушение с последующим восстановлением лишает объект индивидуальности. Восстановленное сооружение – это копия, лишенная «души». Памятники всегда связаны с определенной эпохой и мастерами. Они свидетели исторических событий, творения великих талантов, которые рождаются лишь однажды.
Памятник Минину и Пожарскому
Каждый памятник разрушается навечно.
Старинные сооружения не щадит время. Они разрушаются по природным причинам, а также из-за действий вандалов
Количество памятников культуры неумолимо уменьшается, поэтому так важно беречь их и сохранять
Как сохранить памятники?
Ответственность за сохранение культурного наследия лежит на каждом человеке. Нельзя относиться к памятникам небрежно, винить в разрушениях других людей или считать, что сохранение культуры прошлого – дело специальных организаций.
7. Государственный исторический музей
Для музея, основанного в 1872 году, было специально построено здание по проекту архитектора А. Шервуда. Император Александр II подписал указ о назначении виднейших российских историков для разработки его проекта. Его экспозиции сформировали с учетом эпох. Каждый зал был оформлен в том стиле. В настоящее время каждый этаж здания отведен конкретному историческому вопросу. Так в нижнем полуподвальном помещении располагаются экспозиции, посвященные историческому применению различных металлов, а также предметов религиозного назначения. Залы верхних этажей отражают различные периоды в жизни Русского государства. До Октябрьской революции коллекция пополнялась за счет подарков знаменитыми российскими аристократическими семействами. Благодаря археологическим раскопкам, она продолжает увеличиваться и сегодня. Среди них коллекции изобразительных материалов, керамики и стекла, нумизматики, оружия, рукописей.
14. Коломенское
Бывшее царское село находится в Южном административном округе. Первое упоминание о нем относится к 1339 г. в завещании Ивана Калиты. Он оставлял его внуку. В XVII веке здесь был возведен царский дворец, который не сохранился. Но в 2008-10 годах был воссоздан по оставшимся документам. Несмотря на то, что в правление Петра I столица была перенесена в Санк-Петербург, все императоры останавливалась в Коломенском во время посещения города. Поэтому церкви и помещения дворца поддерживались в надлежащем порядке и обновляли постройки. Церковь Вознесения Господня, заложенная в честь рождения сына Ивана, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Казанской Божьей матери действуют до сих пор. Территорию музея-заповедника составляют строения XVII-XVIII веков, собранные из различных местностей, а также домик Петра I, подаренный правительством Нидерландов.
Кони Клодта!
Кони Клодта.
Во все века, во все эпохи воспевали лошадей — их стать, их внешность, их силу, быстроту, изящество, ум, нрав. На протяжении многих столетий лошадь — герой мифов, легенд и сказок, песен и поэм, живописи, графики и скульптуры.
Первые изображения лошади — наскальные рисунки — относят к четвёртому тысячелетию до н.э. В Древней Греции поэты воспевали крылатого коня Пегаса, огненных лошадей, влекущих по небу колесницу бога солнца Гелиоса, сказочных человеко-коней — кентавров.
Надо полагать, жители Васильевского острова в Петербурге были немало удивлены, когда в один из весенних дней 1831 года наблюдали за тем, как сын покойного барона Клодта фон Юргенсбурга заводит в свою небольшую квартирку в полуподвальном помещении на углу Академического переулка и Пятой линии… коня. Но еще больше они были бы удивлены, если бы узнали, что же происходило дальше в квартире Клодта. А об этом свидетельствует запись одного из очевидцев: хозяин ставил лошадь в одной из комнат, «а самому уже поместиться негде; сядет, съежившись, у ее ног и рисует…» Да, именно в таких условиях рисовал, а еще вырезал из дерева и лепил из гипса фигурки лошадей человек, чье имя станет одним из самых значительных в мировой скульптуре,— Петр Карлович Клодт.
Замечательный русский скульптор и литейный мастер П.К. Клодт родился 24 мая (5 июня) 1805 года в Петербурге. Он происходил из старинного немецкого баронского рода, известного в Европе с XII в. В XVIII в. Клодты прибыли в Россию, где род их производит династию из 18 художников различных жанров.
Дом Клодтов был полной чашей – в прямом и переносном смысле. В хлеву квартировали животные — «модели» Петра Карловича разных видов и пород. Кстати, они прекрасно уживались друг с другом и людьми, словно переняв доброту и ласку своих хозяев. Один только осел оказался строптивым и частенько убегал из дома, особенно если слышал звуки похоронного оркестра. =) .Он провожал процессию до кладбища, замыкая шествие собственной персоной, а после, как ни в чем не бывало, возвращался в стойло. На клодтовской даче в Павловске гостей встречал огромный волк – добрейший зверь, считавший эту семью своей «стаей». А получив заказ на создание фигуры льва для генеральского надгробия, Клодт начал сокрушаться о том, что они не догадались завести настоящего царя зверей.
Кони Аничкова Моста.
Один из самых известных мостов Петербурга — Аничков на Невском проспекте. Его четыре скульптурные композиции «Человек, укрощающий коня» поставили это чудо инженерного искусства в один ряд с шедеврами мирового уровня.
Прототипом скульптур лошадей на мосту стал арабский скакун Амалатбек. В работе с ними Клодту помогала его дочь. Она садилась на коня, поднимала его на дыбы, что и зарисовывал скульптор.
Кони Нарвских ворот
Сильным продолжением карьеры стал большой правительственный заказ на скульптурное оформление Нарвских ворот совместно с такими опытными скульпторами как С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. На аттике арки установлена несущая колесницу богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году. В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта стремительно несутся вперёд и даже встают на дыбы.
Памятник Николаю I
Памятник для установки на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге был спроектирован Огюстом Монферраном в 1856—1859 годах. Над оформлением памятника работали несколько скульпторов: сам Клодт выполнил фигуру императора. Памятник проектировался как объединяющий центр разностильного архитектурного ансамбля большой площади между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором.
Обычно все, кто обращался к описанию статуи Николая I, отмечали техническое мастерство выполнения сложнейшей задачи — постановки коня на две точки опоры. Для их прочности Клодт заказал на лучшем заводе в Олонецкой железные подпоры .
Когда-то молодой «игрушечник»Петр Клодт вырезал для Николая конногвардейца, удивительно похожего на царя. Спустя тридцать лет, став первым скульптором России, он поставил бронзового «Конногвардейца» на пьедестал… Огромный, чуть не на две головы выше всей своей свиты, в накинутой на плечи николаевской шинели, в белой фуражке с красным околышем, Александр II стоял перед своим батюшкой. Затем, обернувшись к Клодту, молча протянул ему руку. Конь под бронзовым царем рвался в галоп. Казалось, еще мгновение — и громадный всадник уйдет в небо.
Не счесть сокровищ искусств в Петербурге: гениальна улица Росси, великолепен Зимний дворец Растрелли, грандиозен Исаакий Монферрана… И все же прав тот, кто сказал: «Нет Петербурга без клодтовских коней!»
12. Новодевичий монастырь
Женский монастырь Русской Православной церкви расположен неподалеку от Лужников. Он был основан в 1524 году в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии. Монастырь строился в качестве обета князя Василия III за овладение Смоленском в ходе войны в 1514 году. Главный Храм монастыря, построенный в 1524-25 годах, очень похож на Успенский собор Московского кремля.
С самого момента своего основания монастырь служил для захоронений укрывшихся в монастыре. Но со временем на прилегающем погосте стали хоронить дворян и почетных жителей. Новодевичье кладбище стало мемориалом, где нашли последний приют выдающиеся деятели и современной России.
Тыл – фронту
Памятник в Магнитогорске принято считать частью триптиха монументов, который включает мемориалы «Родина-мать зовет» в Волгограде и «Воин-освободитель» в Берлине. По задумке авторов, меч, переданный тружениками тыла, поднимает Родина-мать, а уже опускает его после победы солдат в Берлине. Памятник высотой 15 метров расположен на холме. В центре монумента две фигуры — воин и рабочий. Рабочий смотрит в сторону металлургического комбината, а воин — на запад, где проходили военные действия. Рядом установлен Вечный огонь. Монумент изготовили в Ленинграде, а после воздвигли на укрепленный холм в Магнитогорске. Позже на гранитных трапециях были высечены имена жителей города, получивших звание Героя Советского союза во Второй мировой войне и погибших — всего более 14 тысяч.
Рассмотрите изображения памятников культуры и выполните задания 8, 9.
8. Какие два из представленных изображений являются памятниками культуры России, а какие – памятниками культуры зарубежных стран? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих памятников культуры.
Ответ:
Памятники культуры России | Памятники культуры зарубежных стран | ||
9. Выберите один из этих четырёх памятников культуры и укажите название города, в котором этот памятник культуры находится в настоящее время.
Выбранный Вами памятник культуры: ____ (укажите порядковый номер).
Город: __________
Часть 2
Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта и выполните задание.
10. Назовите одно любое историческое событие (явление, процесс), произошедшее в Вашем регионе.
Ответ: _______________
Какое значение имело указанное Вами событие (явление, процесс) для Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны, или мира в целом?
Ответ: _______________
Ответы на Образец ВПР 2018 по истории 6 класс
1. 3142
2. В
3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) буква, которой обозначено данное событие (процесс), – Б;
2) объяснение смысла слова «варяги», например: собирательное обозначение выходцев из Балтийского региона в древнерусских источниках, наёмные воины русских князей IX–XI вв. и купцы, торговавшие на пути «из варяг в греки».
5.
6.1) Название объектаВ ответе должны быть указаны объекты, непосредственно связанные с
выбранным событием (процессом), например:
– А – г. Орлеан;
– Б – г. Киев;
– В – г. Козельск;
– Д – р. Дон.2. Качество объясненияВ ответе должно быть дано объяснение, например:
– во время Столетней войны Орлеан в течение семи месяцев был осаждён англичанами, а в мае 1429 г. был освобождён французскими войсками во главе с Жанной д’Арк (А);
– в результате похода Олега на Киев в 882 г. два государственных центра – Новгород и Киев – были объединены под единой княжеской властью. Это событие считается ключевым в процессе образования Древнерусского государства (Б);
– во время Батыева нашествия на Русь Козельск держал оборону в течение семи недель (В);
– на берегу реки Дон, на Куликовом поле произошло одно из главных сражений русского и ордынского войск (Г).
7. В ответе должно быть дано объяснение, например:
– в тяжелейшей Столетней войне французский народ отстоял свою страну от завоевателей. Война способствовала росту национального самосознания французов
Этим были заложены основы сильного европейского государства – Франции (А);
– образование Древнерусского государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремёсел, внешней торговли, способствовало формированию социальной структуры
Благодаря образованию государства начала формироваться древнерусская культура, складываться единая идеологическая система общества. Начала складываться единая древнерусская народность – основа трёх восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского (Б);
– несмотря на героическое сопротивление русского народа, Русь была разорена монголами. Восстановление экономики страны затянулось на несколько десятилетий. Но ожесточённая борьба ослабила силы захватчиков, и они не смогли покорить всю Европу (В);
– в XIV в. в ходе борьбы с ордынским владычеством русский народ осознал, что единственным способом избавления от этого владычества является объединение всех русских земель и их совместная борьба под единым руководством. На роль руководящей силы в этой борьбе всё явственнее претендовала Москва. Таким образом, Москва укрепляла свои позиции в Северо-Восточной Руси (Г).
8. 1423; 4123; 4132; 1432
9.
1 – Москва;
2 – Стамбул (Константинополь);
3 – Париж;
4 – Великий Новгород (Новгород).
32. Новгородский кремль
Кремль расположен на берегу реки Волхов. Его основание относят к 1044 году. В то время он был деревянным. В 1333 году было начато строительство каменных стен для защиты от шведов. С вхождением Новгорода в состав Московского княжества Иваном III была предпринята коренная реконструкция крепости. В 1862 году к тысячелетию появления на Руси варягов на территории Кремля был установлен памятник по проекту М. Микешина и И. Шредера. На нем представлены 129 фигур наиболее знаменитых деятелей России. Действует Софийский собор, основанный в XI веке. В нем хранятся останки русских князей и церковных деятелей.
Памятник Жукову
Удивительно, что первый монумент Георгию Жукову появился в Петербурге лишь в 1990-х годах. Он установлен в Московском парке Победы на Аллее Героев.
Георгий Константинович Жуков — маршал, четырежды Герой Советского Союза, кавалер множества военных и государственных наград — принимал непосредственное участие в организации обороны Ленинграда. В частности, в 1943 году координировал действия войск Волховского фронта в операции «Искра».
Конкурс на создание памятника Жукову был объявлен в Петербурге в 1992 году. Победил проект скульптора Яна Неймана. Торжественная церемония открытия состоялась 7 мая 1995 года, в дни празднования 50-летия Великой Победы.
Интересный факт. Ровно на следующий день, 8 мая 1995 года, в Москве был также установлен памятник маршалу Жукову — знаменитая конная скульптура на Манежной площади, перед Историческим музеем.
От взлета до падения…
Настоящая история конки в Санкт-Петербурге началась, когда было организовано «Первое товарищество конно-железных дорог». Были проложены три линии. Один маршрут пролегал от Знаменской (ныне Восстания) площади по Невскому проспекту на стрелку Васильевского острова. Другой возил пассажиров от Адмиралтейской площади по Конногвардейскому бульвару до 6-й линии Васильевского острова. Третий шел от Никольской площади по Садовой улице до главной транспортной артерии города.
Конка на стрелке Васильевского острова.
Новое средство передвижения быстро взлетело на вершину популярности. Только в первый год работы конки на ней проехало полтора миллиона пассажиров, а в следующем уже почти два.
Хотя конка в Санкт-Петербурге передвигалась со средней скоростью 8 км/ч, что позволяло остроумцам сравнивать ее с цыпленком, которого она должна была догонять, а удобства были весьма условными, спрос на новый транспорт рос не по дням, а по часам.
Через 14 лет функционировало уже 25 маршрутов, а для конок были построены депо. На Лиговке открылся парк для конок, в котором были конюшни, кузница, производились ремонт и обслуживание вагонов.
Пробка из конок во время Крестного хода в 1907 году.
Но все хорошее когда-нибудь кончается. Технический прогресс не пощадил и конку. Еще во времена ее популярности у конки появились конкуренты – паровые локомотивы, тащившие за собой те же вагоны, что и старые добрые кони. К тому же конка стала считаться небезопасным видом транспорта из-за участившихся несчастных случаев. В конце позапрошлого века власти Санкт-Петербурга даже стали компенсировать пострадавшим ущерб в денежном эквиваленте.
Трамвай наступал, но конка не желала сдаваться. Предприниматели, успевшие сказочно разбогатеть на этом виде транспорта, чинили всевозможные препятствия устроителям электрического средства передвижения.
Конка на Лиговском проспекте. На заднем плане – Знаменская церковь (разобрана в 1941 году).
Лишь в следующем столетии власти города взяли транспортную инфраструктуру в свои руки и стали организовывать трамвайное движение. Но прошло еще 15 лет, прежде чем заработали первые трамвайные маршруты. Так Санкт-Петербургская конка стала родоначальником современного трамвая.
А вы знали, что возле Александровского сада на месте первой трамвайной линии увековечена мемориальная доска с 30-ю метрами рельс?
Монтаж трамвайной линии, 1907 год.
2. Авторы памятника Юрию Долгорукому в Москве.
Авторами памятника являются А. П. Антропов, С.М.Орлов, Н.Л.Штамм (перечислены в алфавитном порядке).
Работа над памятником Юрию Долгорукому (в глине). Слева внизу Штамм, в центре Орлов, наверху Антропов. Фото 1952 г.
2.1. Орлов Сергей Михайлович (1911-1971) и истоки его творчества.
Учился в Вологодском художественном техникуме, куда его семья переехала из Санкт-Петербурга в 1918. В 1930 неудачно пытался поступить во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт, созданный в Ленинграде на базе Императорской Академии художеств и в Москве на базе ВХУТЕМАСа).
До этого в Вологде он также посещал кружок В.И.Лузан, видимо, развившей в молодом Орлове любовь к фольклорным образам, которую эта преподавательница-энтузиастка, в свою очередь, унаследовала от «мирискусников», а, точнее, от билибинских иллюстраций к сказкам, книгам и пр. В этом жанре Билибин смотрится убедительно.
Справка. Иван Яковлевич Билибин (1876-1942), получил университетское образование, из очень интеллигентной и состоятельной семьи, поездил по «заграницам», поучился у самого Репина, когда-то вдохновился картиной В.М.Васнецова «Три богатыря». Потом сошелся с представителями кружка «Мир искусства». Каких-либо картин после него не осталось, но он стал блестящим иллюстратором.
И.Я.Билибин у портрета прадеда Я.И.Билибина кисти Д.Г.Левицкого. Фото начала 1900-ых.
В академической мастерской Репина. И.Я. Билибин крайний справа (с бородкой). Фото начала 1900-ых
Б.М.Кустодиев. Эскиз неосуществленного группового портрета художников общества «Мир искусства». Слева направо: И.Э.Грабарь, Н.К.Рерих, Е.Е.Лансере, Б.М.Кустодиев (спиной), И.Я.Билибин (стоит, с бородкой), А.П.Остроумова-Лебедева, А.Н.Бенуа (основатель общества), Г.И.Нарбут, К.С.Петров-Водкин, Н.Д.Милиоти, К.А.Сомов, М.В.Добужинский. 1916-1920. Русский музей.
И.Я.Билибин. Иван-царевич и рать – сила побитая. Иллюстрация к русской народной сказке «Марья Моревна». 1901
Билибин. Sic transit gloria mundi (Так проходит мирская слава). Рисунок для сатиричесского журнала «Жупел»
2.2. Штамм Николай Львович (1906-1992).
Учился во ВХУТЕИНЕ в Москве у И.С.Ефимова, В.И.Мухиной (через несколько лет она создаст «Рабочего и колхозницу»), И.М.Чайкова, затем учился у А.Т.Матвеева, заслуженного художника РСФСР.
Купание Медного всадника
В ведении Музея городской скульптуры находится еще ряд конных монументов. Среди них второй памятник Петру Первому — у Михайловского замка, знаменитые кони Клодта на Аничковом мосту, конная статуя Николая Первого на Исаакиевской площади, памятник Александру Невскому на площади, носящей имя князя, колесница Славы над аркой Генштаба, а также кони с триумфальных ворот города. В Год Лошади каких-либо особых почестей в музее для этих памятников не планируют — надлежащий уход они будут получать наравне со всеми.
Впрочем, Медного всадника ожидает ежегодный ритуал купания, приуроченный к Дню города. «Мы делаем все, чтобы поддерживать наших «ветеранов» в хорошей форме», — отметила Ефремова.