Как добраться до дворца Меншикова
Меншиковский дворец находится по адресу: Санкт-Петербург, Университетская набережная, 15. Уникальный архитектурный комплекс расположен недалеко от станции метро «Василеостровская». Выйдя из метро, следует повернуть направо и двигаться по Среднему проспекту до перекрёстка с Кадетской линией, от него идти прямо. Напротив дворца находится автобусная остановка «Университетская набережная».
От этой остановки нужно лишь перейти улицу на светофоре. Если планируется самостоятельная поездка на автомобиле, стоит учесть, что стоянка транспорта в пределах всего периметра дворца запрещается, при этом ближайшая парковка расположена возле Академии художеств, расстояние до неё составляет около 2 км. В таких случаях гораздо удобнее воспользоваться услугами местных такси.
Фото и описание
Санкт-Петербург строился во время Северной войны как форпост России на Балтийском море. Но несмотря на то, что война требовала огромного напряжения всех сил страны, в новом городе возводились не только оборонительные сооружения, но и гражданские постройки. На левом берегу Невы по повелению Петра Первого строится резиденция государя, включающая Летний дворец и регулярный сад. Одновременно с этим, на Васильевском острове, который государь подарил своему любимцу, первому губернатору Санкт-Петербурга Александру Даниловичу Меншикову, началось возведение резиденции светлейшего князя Ижорского, которая стала еще более грандиозным сооружением. По размерам и красоте дворец в чем-то даже превосходил жилище царя.
На берегу Невы был выстроен трёхэтажный корпус с флигелями. Небольшой двор был окружен открытой галерей. Подражая европейским вельможам, «полудержавный властелин» приказал разбить около дворца огромный регулярный сад с фонтанами, античными скульптурами, оранжереями. Рядом с дворцом была сооружена и собственная пристань.
Изначально архитектором дворца Меншиков выбрал итальянца Доменико Фонтана. Но затем к проекту присоединились Трезини, Растрелли, Маттарнови, Леблон. Строительство велось 17 лет до 1727 года. Летний дворец царя Петра и Меншиковский дворец стали первыми каменными жилыми постройками Петербурга.
На Неву выходит парадный фасад дворца с высоким нарядным крыльцом, ведущим на второй этаж, считавшийся главным. Меншиков, стремящийся окружить себя роскошью, не жалел средств на убранство и благоустройство своего дома, старался устроить в нём всё на современный европейский манер. Внутренние комнаты дворца были невысоки, но с большими застеклёнными окнами и дверями. Они были украшены живописью, отделаны шелком, деревянными резными панелями, фаянсовыми плитками, которые Меншиков получал в подарок от голландских купцов, так как в России они даже не производились.
На втором, главном, этаже располагался Большой (Ассамблейный) зал. Первый же этаж дворца использовался для осуществления государственных обязанностей его хозяина. Тут находились приёмные помещения, большая зала для официальных мероприятий, комната для дежурных матросов и гребцов, кордегардия, различные мастерские, парадная поварня. В цокольном этаже были погреба и жильё для слуг князя. Пётр I часто использовал дворец для приёма иностранных послов. А в Ассамблейном зале проводились «петровские ассамблеи», на которых присутствовало иногда до 200 человек. Всем приглашенным полагалось быть в европейской одежде, а мужчины были обязаны приходить сюда без бород.
В 1727 году, уже после смерти Петра I, Меншиков был обвинен в казнокрадстве и государственной измене и сослан в Сибирь. Дворец же поступил в государственную казну, и сначала использовался как склад, а в 1731 году был перестроен архитектором Трезини под нужды Сухопутного Шляхетского корпуса, который с 1800 года получил название Первого Кадетского корпуса, и находился в этом здание вплоть до 1918 года.
В двадцатых годах XX века во дворце размещалась Военно-политическая академия. В 1937 году здание было передано Военно-Транспортной академии (ныне это Военная академия тыла и транспорта). Некоторое время в отдельных помещениях дворца функционировал 1-й Юридический институт. Во время блокады Ленинграда здесь располагался военный госпиталь.
Ново-Михайловский дворец
Построен для одного из сыновей Николая I, Михаила, в середине XIX века. Под дом было отведено три участка, и архитектор использовал остатки фундаментов и стен стоявших там зданий при возведении дворца.
Здание выстроено в стиле эклектика. При дворце действовала домовая церковь.
Интерьеры особняка отличались изысканностью отделки и благородством форм. Отделка комнат соответствовала их назначению. Во дворце были прекрасные танцевальные залы.
После Октябрьской революции здание было национализировано. В разное время там располагались различные подразделения РАН.
Церковные интерьеры утрачены; сохранились фрагменты оформления жилых и парадных помещений дворца.
Большой Меншиковский дворец
Большой Меншиковский дворец
Барочный дворец в комплекте дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» находится в городе Ломоносов, что значится в составе Петродворцового района Петербурга. Его построили по заказу сподвижника Петра I Александра Меншикова в самом начале XVIII столетия. Здание дворца окружено садом со скульптурными инсталляциями и фонтанами. До нашего времени сохранился канал, который начинается на дворцовых землях и впадает в Финский залив. Даже сейчас гости города могут полюбоваться на бесценные исторические интерьеры, поскольку Меншиковский дворец, к счастью, не подвергся бомбардировке в период Великой Отечественной.
Сад Михайловского дворца
Михайловский сад принадлежит к лучшим паркам Санкт-Петербурга. Владелица парка Елена Павловна, супруга великого князя Михаила Павловича, устроила в саду английские лужайки, дорожки для верховой езды, новые пруды.
В 1881 году, когда народовольцы неподалеку от парка убили Александра II, на месте гибели императора построили собор Спас на Крови. От парка храм отделили решеткой, которая восхищает способом и качеством исполнения. Переплетенные между собой цветы и листья решетки выполнены столь искусно, что кажутся живыми. Каждый сегмент решетки размещен между двумя круглыми колоннами, облицованными красным кирпичом. Всего колонн 36.
Красивейший павильон, построенный Карлом Росси на берегу реки Мойки, – пристань для лодок, созданная из редких пород гранита. К набережной причаливали лодки с гостями. В павильонах их встречали хозяева, угощая чаем, сладостями, фруктами.
Здание государственных коллегий
В 1718 году Петр I принял закон об учреждении государственных коллегий. В скором времени для них потребовалось отдельное здание. Архитекторы Доменико Трезини и Теодор Швертфегер начали строительство на Васильевском острове в 1722 году. Петр I распорядился, чтобы все коллегии располагались в отдельных зданиях, но при этом в каждое из них можно было пройти один за одним — Трезини спроектировал план, согласно которому каждый корпус имел свой вход, был перекрыт отдельной крышей, но все коллегии соединялись в единую 400-метровую композицию. Архитектор создавал проект под впечатлением от Биржи в Копенгагене, где жил до переезда в Петербург.
Интересно и расположение здания — перпендикулярно набережной. С этим фактом связана одна городская легенда: строительство здания Петр I перед отъездом из Петербурга поручил Меншикову. В благодарность за службу он обещал отдать под усадьбу Меншикова всю оставшуюся после строительства землю. Царедворец рассудил, что если расположить здание вдоль набережной, то земли останется совсем немного, поэтому он и решил поставить его таким необычным способом. Конечно, Петр I, увидев это, пришел в ярость, но сделать ничего не мог. Своего предназначения здание так и не выполнило. При Анне Иоанновне центр города был перенесен на Адмиралтейскую сторону, куда постепенно и переехали коллегии. Сейчас в здании располагается Санкт-Петербургский государственный университет.
Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей
Зимний дворец
Зимний дворец
Это грандиозное произведение архитектурного искусства с середины XVIII столетия и до начала века XX являлась по сути официальным местом проживания династии Романовых. Начало строительству дворца положил легендарный русский зодчий итальянского происхождения Бартоломео (Варфоломей) Растрелли. Строение задумывалось по его проекту и было возведено в стиле барокко. Всего в дворцовой группе насчитывается свыше тысячи комнат, сотен галерей, нескольких десятков залов. Совместно с Дворцовой площадью комплекс составляет единое целое. Зимний дворец – это своего рода визитка Санкт-Петербурга. В комплекс входит музей международного масштаба и значения – Государственный Эрмитаж, в котором хранятся и экспонируются бесценные подборки различных художественных работ.
Значение Дворца в современном мире
Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге ведет историю с 1710 года. Его хозяин Александр Меншиков сделал блестящую карьеру, и долгое время оставался одним из самых преданных побратимов Петра I. При скандальной репутации капризного и прижимистого чиновника, князь всегда находился в почете у императора Петра, который называл его просто «Алексашка».
После успешного участия в Северной войне Меншиков в 1703 году был назван губернатором Санкт-Петербурга, и вскоре происходит строительство «палат», а именно так на то время назывался дворец.
Особенности стройки:
- Помещение было построено за год с использованием новейших строительных материалов и техник, а после еще 17 лет расширялось и модернизировалось внутреннее убранство помещения. Дворец получился настолько роскошным, что сам император выбирал именно Меншиковский для приема иностранных послов, устройства ассамблей, и даже для проведения свадеб. Высокие почести обязывали хозяина поддерживать здание в надлежащем виде.
- К 1727 году постройка сооружения окончилась, и здание выглядело как 4-угольник замкнутого типа с парой внутренних двориков, проходными воротами на западную сторону, север и восток, а также аркадами с переходными галереями на высоте второго этажа.
- После смерти императора при Петре II князь Меншиков был объявлен государственным изменником, обвинен в краже денежных средств из казны, и остаток дней провел в изгнании в поселке Березане. Дворец был передан государственной казне, а вскоре перешел во владение Кадетского корпуса. В этот период частично были реставрированы крыша с фасадом. Во времена СССР в строении располагалось Военно-Политическое училище. Только в 1966 году Меншиковский дворец был отреставрирован полностью, стал относиться к Эрмитажу, и работать как музей.
- Дворец под кодом 7810176001 был внесен в список Объектов культурного наследия Российской Федерации.
История и особенности создания Меншиковского дворца
Любимец Петра I выстроил свою усадьбу на пожалованном для нее месте на Васильевском острове. Реализацией проекта дворцового комплекса в течении четырех лет (с 1710 по 1714 год) занимались знаменитые архитекторы Джованни Фонтана, Доминико Трезини и Франческо Растрелли. Дворец стал первым зданием, выполненным из камня и построенным специально для высших сановников Петра Великого. Меншиков, поселившийся с семьей во дворце, постоянно требовал видоизменять внутренний облик дворца, поэтому перестройка строения не прекращалась вплоть до высылки фаворита, потерявшего расположение государя, в Сибирь.
Александр Меншиков, питавший страсть к искусству, украшал дворцовые стены картинами различных мастеров, в коридорах устанавливались изящные скульптуры, копировавшие античные шедевры и бархатные ткани, покрывавшие мраморные стены постройки. Западный флигель некоторый период времени служил домом для будущего зятя князя, двенадцатилетнего наследника русского престола Петра II. Внутренние покои резиденции Меншикова были богато украшены керамическими изразцами и предметами мебели, выполненными из орехового дерева.
Дворец вмещал в себе не только жилые комнаты для графской семьи и их слуг, но и ряд служебных помещений, в которых располагались кабинеты и ведомства. Сам государь проводил в доме фаворита знаменитые «петровские ассамблеи». Из множества комнат и кабинетов, которыми пронизан дворец Меншикова примечательных помещений Меншиковского дворца выделают:
- спальня свояченицы Александра Меншикова, известная под названием «Варварин покой», оригинальный интерьер которой был создан за счет изразцов и дорогих гобеленов, на которых изображены бытовые и исторические сцены и роскошной кровати под расписным балдахином;
- Ореховый кабинет, вся мебель и стены которого выполнены мастерами из орехового дерева, а инкрустацией служат узоры, вырезанные из бронзы и черепахового панциря;
- Морской кабинет, стены которого оформлены с помощью бело-голубой плитки, который до сих пор хранит различные навигационные приборы XVIII века;
- Китайский кабинет, который по указу Меншикова был оформлен в азиатском стиле, украшен множеством ваз, скульптур и панно на стенах;
- Красный кабинет, обитый по периметру красной узорчатой тканью, хранит множество картин и статуэток.
Несмотря на то, что дворец содержит в себе множество элементов барокко и рококо, некоторые комнаты и детали убранства напоминают о том, что над строительством трудились русские зодчие, которые внесли характерные для русской архитектуры элементы во дворец фаворита Петра.
Что посмотреть туристам
Старейшее здание Ораниенбаума стоит почти у самых вод залива. Представительные фасады обращены к морю, поэтому во дворце отчетливо ощущается дух начала XVIII столетия, когда Россия утверждала себя, как морскую державу.
Центральная часть Большого Меншиковского дворца
Дуга Большого Меншиковского дворца длиной 210 м буквально парит над берегом залива и связана с ним морским каналом. Центр постройки занимает двухэтажный корпус, украшенный княжеской короной. К нему примыкают одноэтажные галереи с павильонами. Грандиозный размах прекрасная отделка и роскошь интерьеров вызывают восхищение всех туристов.
Вид Большого Меншиковского дворца
Посетители могут побывать в Японском павильоне. В этой части дворца примечательны верхний зал и лестница, которые были оформлены О. Паульсеном в начале прошлого века. В главном корпусе для туристов открыты десять залов, камер-юнгферская, спальня, Большой кабинет и помещения женской половины дворца.
Высокий церковный павильон занимает храм в честь Святого целителя Пантелеймона. Красивая церковь была действующей почти на протяжении двух столетий – до 1921 года. Исторический облик храма восстановлен, но теперь внутри работает музей, посвященный истории церковного прихода.
Княжеская короной на центральной части Большого Меншиковского дворца
Вокруг дворца и других построек раскинулась территория роскошного парка, который считают настоящим памятником садово-паркового искусства. Основы сада с красивыми аллеями, фонтанами и скульптурами были заложены еще во время строительства дворца, благодаря стараниям садовых мастеров Х. Граца и Вицвола. Вначале парк был регулярным, на французский манер, но позже превратился в пейзажный.
Церковь Пантелеимона Целителя
Погулять по дворцовому парку можно бесплатно в любой день с 9:00 до 20:00. Дворец открыт для туристов ежедневно, кроме вторника, с 10:30 до 18:00. Индивидуальных посетителей пускают в здание с 12:00 до 13:30 и с 15:00 до 16:30. Билеты для взрослых стоят 300 рублей (2021).
Архитектурный облик дворца
Меншиковский дворец строился на широкую ногу. Занимающий очень высокое положение его владелец не скупился на качестве строительного материала и на его доставке. Из-за границы везлись дорогие и популярные отделочные материалы.
Интерьеры Меншиковского дворца
Как уже говорилось, дворец создавался в стиле петровского барокко, который отличается некоторой эклектичностью, совмещающей формы различных европейских архитектур конца 17 — начала 18 века. Это объясняется тем, что архитекторы в петровские времена были в основном иностранцами, и при выполнении заказов в России, они вольно или невольно использовали те архитектурные приемы, которые были свойственны в их странах.
Простые объемные построения с четкими членениями фасадов, отсутствие архитектурных излишеств – это основные параметры при определении стиля петровского барокко, и все они ярко прослеживаются в выполнении трехэтажных фасадов Меншиковского дворца. Русские черты в архитектурный облик вносили непосредственные исполнители – русские мастера всех строительных специальностей, включая столяров, каменщиков, плотников, художников и т.д.
Главный фасад
Парадность и красоту главного фасада, смотрящего на Неву, подчеркивали пилястры с каменными капителями и аттик, вычурные фронтоны боковых ризалитов и мансардная изломанная крыша. Особое значение отводилось портику из деревянных колонн под мрамор, над которым расположен оркестровый балкончик для музыкантов, играющих при встрече приплывающих к небольшой дворцовой пристани гостей.
Меншиковский дворец со стороны Невы в начале 18 века (макет)
Пристроенные боковые двухэтажные корпуса замкнули дворцовую постройку в четырехугольник. Первый этаж дворца занимали служебные комнаты, парадные сени (вестибюль) и Большие палаты. Главный вход (сени) был оформлен очень парадно. Роскошь и богатство владельца сразу же бросались в глаза. Античные статуи, живописные полотна, декор интерьера – все показывало высоту положения хозяев дворца.
Большие сени Меншиковского дворца
Рядом с сенями находилась Кардегардия – специальное помещение, где посетители могли подождать приема в окружении почетной охраны. Большие же палаты первое время были местом официальных приемов.
Кардегардия
Массивная дубовая лестница вела на второй этаж в княжеские покои.
Парадная лестница
Второй этаж был предназначен для проживания княжеской семьи, поэтому там находились личные покои князя, его жены, сестры жены Варвары и т.д., пышные залы и анфиладные галереи. Здесь много интересных и уникальных комнат, в которых погружаешься в атмосферу далекого петровского времени, его быта, культуры и ауры.
Ореховый кабинет
Прекрасны Покои Варвары — все в изразцах и гобеленах, с богатой кроватью и пышным интерьером. Поражает оформление многочисленных кабинетов: Орехового, Морского, Китайского, Красного. Многие залы оформлялись мрамором в античном и итальянском стиле.
Китайский фарфор
Наличие скульптур, итальянских шпалер, ковров, мебели из ценных пород дерева и всевозможный декор представляли новый уровень в развитии дворцового строительства в России. Некоторые помещения отделаны изразцовой голландской плиткой, причем не только стены, но и потолки!
Голландская плитка
В обширной меншиковской Прихожей, служившей ему и кабинетом, и столовой, и приемной, можно увидеть рабочую обстановку первого губернатора Петербурга. Ассамблейный большой зал предназначался для популярных ассамблей Петра Первого, которые тот проводил при отмечании различных выдающихся событий.
Бальный зал Меншиковского дворца
Уникальный Ореховый парадный кабинет отделан деревом редких пород с бронзовыми вставками и аппликациями из панциря черепах. Здесь любил сидеть Петр Первый и играть в шахматы шахматными фигурами из янтаря за шахматным столиком ручной работы.
В Меншиковском дворце есть что посмотреть, чему удивиться и чем восхититься. Сегодня в нем находятся уникальные сохранившиеся предметы петровской эпохи. Это и очень редкие экземпляры декоративно-прикладного искусства, оружие, книги, астрономические приборы, живописные полотна и прочее.
Памятник Меншикову
Как музей Эрмитажа Дворец Меншикова работает по его режиму — все дни кроме понедельника с 10.30 до 17.30.
История создания дворца
История дворца началась в 1710 году. После победы над шведами князь занялся постройкой дома и для этого пригласили архитекторов Фонтана и Шейдена, которые закончили основную часть работ к 1714 году. Отделочные растянулись до 1727 года. В этом же году, после смерти царя, Меншикова обвинили в измене государству, краже денег из казны и выслали из Петербурга вместе с семьей. По приказу Петра II Меншикова сослали в поселок Берёзов, где он провел остаток жизни.
При Петре I в доме Меншикова проводились различные пиры и праздничные обеды, царские особы играли свадьбы, царьустраивал приемы иностранных послов, в связи с чем дворец называли Посольским дворцом. Когда хозяина усадьбы отправили в ссылку, дом перешел в казну, и в последствии передан Кадетскому корпусу. Здание перестроили под его нужды, изменили фасад и крышу. Во времена Светского Союза в нем располагалось Военно-Политическое училище. В 1966 году Меншиковский дворец решено отреставрировать, вернуть первоначальный вид и сделать филиалом Эрмитажа. Реставрационные работы были закончены в 1981 году, с тех пор он служит музеем.
Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге
История
Любимый многими, величественный Санкт-Петербург стал символом власти России на берегах Балтийского моря, символом огромного труда людей, создавших сказку среди болот, рек, озер, многочисленных островов местности. Можно часами бродить по его набережным, слушать волшебные звуки каналов, прокатиться по ним на кораблике, восхищаясь дворцами, архитектурными творениями совсем не старого города.
Получив для строительства усадьбы почти весь Васильевский остров, начиная от Большой Невы до Малой Невы, высокопоставленный владелец стал возводить удобный для жизни комплекс.
Вид дворца предложили зарубежные архитекторы Г. Фонтана, Г. Шедель. Реализация осуществлялась русскими специалистами: каменщиками, столярами, плотниками, художниками.
При этом использовались все лучшие достижения технологий строительства каменных построек, применяемые в то время. Это отразилось в общем стиле строения, где вместе с исконно русскими приемами нашли место новые архитектурные предложения в способах укладки каменных элементов, вариантах росписи. В начале строительства одновременно возводилось два дома: каменный и из дерева, называемый Посольским дворцом. В нем встречали иностранных послов, проводили торжественные мероприятия, свадьбы.
Вместе с этими постройками появились дом для управляющего усадьбой и церковь Воскресения Христова. В XVIII столетии церковь снесли и на её месте построили манеж для обучения верховой езде воспитанников кадетского корпуса. На площадях усадьбы разбили большой сад с огородами, прудами, украшенный скульптурами. Медоварня, бани, кузница, пекарня.
На первом этаже размещались служебные помещения. Семья проживала на втором этаже.
Несмотря на сложный период своей деятельности, он постоянно достраивал свой дом. Рядом появилось двухэтажное западное крыло. В нем разместились «Наугольные палаты» для проведения заседаний Военной коллегии.
Возведение второго крыла началось в 1727 году. В этот период Меншиков был отправлен в ссылку. В конце строительства план дворца имел вид четырёхугольника, сформированного четырехэтажным главным зданием, двумя двухэтажными пристройками и строениями со стороны сада.
Внешний вид дворца гармонично сочетается с его внутренним убранством. После ухода из жизни Меншикова в 1729 году усадьба перешла в государственную казну. До 1731 года в ней работали канцелярии многочисленных ведомств. В дальнейшем судьба здания прошла следующие этапы:
- Размещение первого Кадетского корпуса. В нем получили образование выдающиеся деятели, полководцы XVIII, XIX столетий. В том числе А. В. Суворов.
- В XIX столетии здесь размещался Совет Главного управления российских военно-учебных заведений.
- В 1917 году многие помещения дворца были отданы под государственные учреждения. Среди них функционировало Ленинградское Военно-политическое училище.
- С 1956 года дворец был сдан в аренду университету Ленинграда.
- Передача дворца Государственному Эрмитажу в 1967 году. С этого времени началась грандиозная реставрация, возрождение дворца, продолжающаяся и сейчас.
На всех этапах дворец перестраивался, дополнялся новыми зданиями с учетом новых требований. Некоторые строения были разрушены, например, Воскресенская церковь. В церковь Кадетского корпуса был превращен Ассамблейный зал.
Внешний облик дворца Меншикова
Внешне дворец Меншикова является классическим примером строящихся в Европе (преимущественно — в Италии и Франции) зданий начала XVIII века. Выполненный в стиле «петровского барокко», он украшался золотыми фронтонами, пилястрами, лепниной. Центральный фасад с крыльцом, над котором помещалась оркестровая лоджия, выходят на Неву.
Ко дворцу от реки был проложен канал, переходящий в пруд. Это позволяло гостям причаливать к парадному входу прямо с реки. На территории усадьбы располагалось множества строений, среди которых были кузница и личная медоварня. По приказу Меншикова на территории усадьбы был разбит поражавший своей красотой сад.
Дворец великой княгини Ольги Александровны
Особняк, занимающий сразу два участка по ул. Чайковского. С первой трети XIX века принадлежал представителям древнего рода Барятинских. При них здание не раз перестраивалось, менялись интерьеры. На Барятинских работали известные архитекторы того времени.
В конце XIX века особняк выкупил императорский двор. Вскоре там стали жить великая княгиня Ольга Александровна и принц Ольденбургский.
Интерьеры дома были переделаны в стиле модерн.
После 1917 года в особняке располагались различные учреждения и коммунальные квартиры. Большая часть внутреннего убранства была утрачена.
С конца ХХ века ведутся работы по реставрации интерьеров.