Идея создания картины «Чёрный квадрат»
Но что же вдохновило мастера на создание творения? Неужели только революционные настроения того времени подвигли Малевича на начало новой работы? Как писал он сам, “Чёрный квадрат” стал попыткой укрыться от всеобщей угнетённости и мрачных мыслей в жестких рамках квадрата.
Он хотел лишить критиков и публику привычных форм, очертаний и сюжетов. Всё, что им нравилось, исчезало, а суть сводилась лишь к строгой геометрической фигуре – чёрной на белом фоне. Большую лаконичность сложно и представить.
После представления работы публике Малевич был огорчён, что далеко не все сумели понять и оценить его работу. Впрочем, как он сам замечал, ожидание подобной реакции у него было ещё в момент создания картины. На своём полотне он хотел показать, как постепенно исчезают контуры привычного мира. Они становятся размытыми, затем приобретают узость, сжимаясь до чёткого чёрного квадрата. Поразительно, но эта фигура напоминает бесконечный провал, пустыню, ощущение потерянности, что пронизывает всё. И подобное настроение было очень близко к атмосфере того времени.
«Черный квадрат» Малевича, 1915 год
Малевич желал отразить, насколько близок он к миру “пустоты”, где нет образов или сюжетов, где правит лишь одна сила – чувства (а их ведь нельзя выразить красками и формами). Художник был далёк от реального мира, и «Чёрный квадрат» ярко демонстрирует это.
Абсолютное ощущение пространства – важная черта супрематических творений, и работа Малевича – икона данного направления. Классическое сочетание цветов (белый и чёрный) создают впечатление противостояния за счёт насыщенности и толстого слоя красок. Белый фон придаёт лёгкости, символизирует чистоту и искренность, а непосредственно центральная чёрная фигура максимально притягивает взгляд к себе.
Екатерина II всем искусствам предпочитала архитектуру
В архитектуре императрица разбиралась почти профессионально и выбор архитекторов, которые для нее строили соответствовал максимально передовым вкусам того времени. Это были самые лучшие архитекторы и самые богатые заказы, самое развернутое строительство. От достаточно причудливого насыщенного деталями зодчества Антонио Ринальди, она переходит к великолепной строгости Джакомо Кваренги.
Мраморный дворец. Петербург. 1768−1785 гг., арх. А. Ринальди. (Wikimedia Commons)
Здесь, в Эрмитаже, было великолепное собрание памятников Античности. Для Екатерины делались модели самых знаменитых античных сооружений того времени, и для этого была создана отдельная галерея. И те знаменитые заказы, которые она делала, представлялись не только на бумаге, но и воплощались в моделях. Императрица сама работала с архитекторами, не поручала это кому-то, потому что это было ей самой интересно. Она корректировала то, что происходило, и делала это очень профессионально. Она окружала свои дворцы садами, павильонами и мостиками и делала это чрезвычайно удачно.
Изобразительным искусством она занималась меньше. Конечно, у Екатерины был собственный вкус, но она его не декларировала, хотя иногда в ее письмах есть очень развернутые и точные суждения о живописи, которую она хорошо понимала. У нее были советники, которые могли прокомментировать ее покупки и которые знали европейские коллекции. Сама императрица не видела ни одной коллекции из тех, что тогда существовали в Европе. Покупка коллекций тянулась довольно долго, для их оценки посылались сведущие люди, они делали независимую экспертизу коллекции, и только потом принималось решение о покупке, которое тщательно готовилось.
Новый Эрмитаж
Здание построено специально для размещения музейной коллекции. Император Николай I поручил этот проект признанному мастеру в области музейной архитектуры немецкому зодчему Лео фон Кленце, который спроектировал величественное строение с прямыми строгими линиями и сбалансированными архитектурными объемами. Реализовали проект российские архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов.
Отличительной особенностью постройки является выступающий вперед фасадный портик, своды которого поддерживают величественные фигуры десяти атлантов из серого сердобольского камня. Они сделаны русскими каменотесами в мастерской скульптора А.И. Теребеева.
Этаж I
Первый этаж здания – это помещения, оформленные в духе античности. Здесь выставлены собрания древностей и скульптур, экспозиции «Юпитер. Искусство Древнего Рима 1-4 веков» и «Искусство Древней Греции 4 века до н. э.». Исключительно редким экспонатом является статуя Венеры в павильоне Диониса, которую привезли из Рима в 1718 г. в подарок Петру I.
Этаж II
Три центральных помещения второго этажа имеют стеклянный участок крыши и называются «Просветами». Эта особенность создает уникальное освещение, позволяющее очень выгодно представить произведения живописи. В этих помещениях размещается Картинная галерея для демонстрации работ мастеров испанской и итальянской школы рисования (собранных по группам):
- «Малый итальянский Просвет» — полотна итальянских живописцев 16-18 вв. Среди них особо выделяются творения П. Веронезе и Я. Тинторетто.
- «Большой итальянский Просвет» — собрание работ итальянцев Л.Джордано, Дж. Кресли и Дж. Б. Тьеполо.
- «Испанский Просвет» — живопись Испании 18 века. Здесь выставлены знаменитые холсты Д. Веласкеса – «Завтрак» и «Портрет Оливареса».
Наряду с Просветами на этом этаже находится еще множество экспозиционных площадок, где выставлены одни из самых ценных сокровищ фондов. Это павильоны голландской, фламандской и итальянской школы рисунка.
Жемчужины музейного комплекса — это выставки великих живописцев:
Рафаэль. Здесь представлены холст флорентийского периода «Святое семейство» и «Мадонна Конестабиле». Приставку «Конестабиле» Мадонна получила от фамилии семейства, у которого купил картину российский император.
- Рубенс. Собрание картин великого фламандца составляет 22 гениальных полотна и 19 набросков. Среди них блистают – «Персей и Андромеда» и «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Союз Земли и Воды» и «Возчики камней».
- Рембрандт. В фондах находится коллекция из 24 полотен – самая большая за пределами родины гения. В их числе «Флора». «Блудный сын», «Портрет старика в красном».
Таким образом, залы второго этажа могут порадовать:
- живописью и фресками Рафаэля;
- Итальянским и Испанским кабинетами;
- Малым и Большим итальянским, а также Испанским просветами;
- европейской скульптурой 19 века;
- голландской живописью 17 века;
- отдельными пространствами для работ Снайдерса, Ван Дейка, Рубенса и Рембрандта.
Отдельный интерес представляет Рыцарский зал, в котором выставлены доспехи и оружие разных эпох.
Почему я не могу нарисовать «Черный квадрат» и прославиться?
Можете нарисовать, но прославиться уже не получится. Смысл современного искусства не только в том, чтобы создать что-то совершенно новое, но и правильно это преподнести.
Например, черные квадраты рисовали и до Малевича. В 1882 году Пол Билхолд создал картину с неполиткорректным названием «Ночная драка негров в подвале». Еще раньше, в XVII веке, английский художник Флад написал полотно «Великая тьма». Но именно русский авангардист обозначил картиной новую философию и эксплуатировал ее на протяжении нескольких десятилетий. Сможете так? Тогда вперед.
Роберт Флад «Великая тьма». 1617 год.
Пол Билхолд «Ночная драка негров в подвале». 1882 год.
Икона?
Правообладатель иллюстрации AP PhotoFrancois Mori Image caption «Черный квадрат» был изначально частью триптиха вместе с «Черным кругом» и «Черным крестом»АК: На первой же выставке, на которой был показан «Черный квадрат» Малевич определил для своей картины очень специальное место – в так называемом «красном углу», то есть там, где в русском доме традиционно размещается икона, придав тем самым своей работе очень серьезное религиозное значение. Что это? Новая религия? Анти-религия? Насколько можно говорить о религиозном содержании этой вещи?
СУ: «Черный квадрат» постоянно перемещается в нашем восприятии от tabula rasa, «чистой доски», то есть пустоты вакуума, до доведенной до абсурда эстетической, идейной и, да, религиозной нагрузки. Не будем забывать, что «Черный квадрат» был лишь одной из работ в серии других аналогичных картин, рядом с «Черным кругом» и «Черным крестом». Все эти глубоко символичные работы, и помещенный на место иконы «Черный квадрат» совершенно явственно говорили о создании новой религии – религии модернизма.
Лондонский музей Виктории и Альберта подготовил превосходную виртуальную выставку, на которой работы Малевича размещены бок о бок с вдохновившими их иконами. И если взглянуть на одеяния иерархов русской православной церкви, то мы увидим те же черно-белые клетки, к которым непосредственно отсылался Малевич. Во многих работах Малевича мы видим схематические изображения креста, распятия и другой религиозной символики.
Прешественники чёрного квадрата
Альфонс Алле — Битва негров в пещере глубокой ночью
В 1882 году, за три десятилетия до квадрата Малевича, французский журналист, писатель и юморист Альфонс Алле (Alphonse Allais) начал серию монохромных полотен с остроумными названиями. Собственно говоря, он вообще был человеком с хорошим чувством юмора. Алле считается одним из трёх отцов популярного афоризма: «Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра». И, между прочим, два других отца — это Марк Твен и Оскар Уайльд.
Альфонс Алле (1854-1905)
Первым в цикле Алле стало полотно чёрного цвета под названием «Битва негров в пещере глубокой ночью». Только оно не квадрат, а прямоугольник, да и слово «супрематизм» Алле не употреблял. Он воспринимал это как шутку, без претензий на новую философию в искусстве. Однако, судя по его названию и обнаруженной на картине Малевича надписи, последний прекрасно знал это шуточное произведение.
Альфонс Алле, «Битва негров в пещере глубокой ночью», 1882 год
За этим последовало ещё 6 аналогичных полотен, но других цветов, и два из них весьма примечательны. Если помните, Малевич поступил аналогично, и за супрематическим квадратом последовали «Красный квадрат» и «Белое на белом».
Альфонс Алле, «Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору», 1883 год
Альфонс Алле, «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами», 1884 год
В 1893 году Алле снова вернулся к чёрному цвету в работе «Философы ловят черную кошку в темной комнате«.
Поль Бийо — Ночная драка негров в подвале
Альфонс Алле подхватил и развил идею другого француза, своего друга, драматурга и либреттиста Поля Бийо (Paul Bilhaud) . 1 октября 1882 года в Париже открылась выставка «Искусство непоследовательных». Её проводила группа «Салон непоследовательных», основанная в том же году французским писателем и издателем Жюлем Леви. На этой выставке Поль выставил работу под названием: «Ночная драка негров в подвале».
Поль Бийо, Ночная драка негров в подвале, 1882 год
Но и этот чёрный прямоугольник не был первым в истории Французской живописи и иллюстрирования XIX века.
Поль Гюстав Доре — История Святой Руси
Ещё тремя десятилетиями ранее, в 1854 году, другой француз — гравёр, иллюстратор и живописец Поль Гюстав Доре (Paul Gustave Doré) , выпустил книгу-альбом «История Святой Руси».
Поль Гюстав Доре (1832-1883), фотограф — Феликс Надар, 1867 год
Полное название альбома «Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси на основании текстов хроникеров и историков Нестора, Сильвестра, Карамзина, Сегура и т. д. в 500 рисунках с комментариями». На обложке альбома красовался чёрный прямоугольник с надписью «Происхождение российской истории теряется во мраке веков«.
Поль Гюстав Доре, Происхождение российской истории теряется во мраке веков, 1854 год
Берталь — Вид на Ла-Хог
Ещё десятилетием раньше, в 1843 году, и опять же во Франции появился чёрный прямоугольник Берталя. Шарль констант Альберт Николя д’Арну де Лимож Сен-Санс Берталь (Charles Constant Albert Nicolas d’Arnoux de Limoges Saint-Saëns dit Bertall) был карикатуристом, портретистом и иллюстратором.
Берталь (Д’Арну Шарль Альберт), 1820-1882
Он создал картину «Вид на Ла-Хог (ночной эффект), Жан-Луи Пети» — горизонтальный чёрный прямоугольник, покрытый неясными знаками.
Берталь, Вид на Ла-Хог (ночной эффект), Жан-Луи Пети, 1843 год
Роберт Фладд — Великая тьма
Но ещё за два столетия до этого в Англии 1617 года тоже был свой чёрный квадрат. Его создал врач, философ, герметист-мистик, астролог, музыковед и теоретик музыки Роберт Фладд (Robert Fludd) .
Роберт Фладд (1574-1637)
Он оставил множество сочинений. На странице 26 трактата «Обоих миров, Великого и Малого, метафизика, физика, а также специальная история» есть гравюра чёрного квадрата с белыми полями под названием «Великая тьма«. С каждой стороны этого квадрата написано: «И так до бесконечности«.
Роберт Фладд, «Великая тьма», 1617 год
Однако, сам чёрный квадрат и тут не был придумкой Фладда. В Англии XVII века была традиция печати траурных книг, которые открывались черным четырехугольником с белыми полями вокруг. Позже стало принято печатать его слева на каждом развороте поминальных книг. Самая ранняя известная нам подобная книга выпущена в Лондоне в 1612 году по случаю смерти от тифа принца Генри, сына короля Джеймса I.
Структура музейного комплекса
Государственный Эрмитаж в настоящее время включает ряд объектов, шесть из которых находятся на Дворцовой набережной 30-38. Они связаны друг с другом переходами и работают ежедневно с 10.30 до 18.00:
Название
посторйки |
Стиль | Составитель проекта/
архитектор |
Кто основал | Строительство | примечания |
Зимний дворец | барокко | Ф.Растрелли | Императрица Елизавета | 1754—1762 гг. | Эта постройка дворца — пятая по счету |
Эрмитажный театр | классицизм | Джакомо Кваренги | Екатерина II | 1783—1787 гг. | Здесь обитал архитектор Джакомо Кваренги и академик Иосиф Орбели |
Большой Эрмитаж (Старый) | классицизм | Ю.М. Фельтен | Екатерина II | 1771—1787 гг. | В нем планировалось размещать только художественные коллекции |
Малый Эрмитаж | классицизм | Ж.Б. Валлен-Деламот,
Ю.М. Фельтен |
Екатерина II | 1764—1775 гг. | В здании обитали фавориты царицы, вкл. графа Орлова; княжна Мария Николаевна, Великий князь Николай Александрович и обер-гофмаршал Андрей Шувалов |
Новый Эрмитаж | неогрек | Лео фон Кленце/
В.П. Стасов |
Николай I | 1842—1851 гг. | Знаменит: портиком и фигурами атлантов |
Запасной дом Зимнего дворца | классицизм | Н.Ф. Беккер
Д. Трезини |
Феодосей Скляев/ инициатор перестройки —
Великий князь Алексей Александрович |
1720—е/перестройка — 1877-1878 гг. | В реестре ОКН значится, как Дом Ф.М. Скляева. В нем находится НЦ Эрмитажа, проводятся исследования и реставрация. В доме проживал С.Ю. Витте. |
Загрузка …
Другие объекты, которые находятся в распоряжении музея
Название филиала | Место нахождения | Режим работы |
здание Главного штаба (филиал музея в восточном крыле) | Дворцовая площадь, 6/8 | с 10.30 до 18.00 |
музей Императорского фарфорового завода | просп. Обуховской Обороны, 151, этаж 4 | |
Меншиковский дворец | Университетская наб., 15 | с 10.30 до 17.00 |
РХЦ «Старая деревня» | ул. Заусадебная, 37 | с 10.30 до 19.00 |
Новый век открыл для Эрмитажа двери в Европу – его представительства появились по всему миру в Англии и США, Венеции и Италии, а также в Нидерландах. В городах России также были открыты филиалы (Эрмитаж-центры) музея: в Екатеринбурге и Казани, Омске и Выборге.
Создатель[править]
Автопортрет (ебанись давай)
Да, Чёрный квадрат тоже бывает сферическим
Казимир Северинович Малевич (ляшск. Kazimierz Malewicz, рас. бел. Казімер Малевіч, алсо Kazimier Malevič) — расовый поляк, верующий католик, художник-авангардист, а также, по заверениям педивикии — писатель, что даёт лишний повод припомнить сказку про голого короля.
Написанный им «Чёрный квадрат» стал чем-то вроде иконы супрематизма. Было сделано множество пародий, всяческих чёрных треугольников и прямоугольников, белых квадратов на белом фоне, etc. Многие юмористы развлекаются, гадая, что же такое изображено на картине. Наиболее популярная — «негры ночью воруют уголь». Отсюда происходит альтернативное название шедевра «афроамериканский квадрат».
По одной из версий, художник не смог закончить работу над картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу чёрной краской. Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Чёрные квадраты» уже на чистых холстах. Попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем совершались неоднократно. Однако ученые и критики посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб.
Не все знают, что также существует «Красный квадрат» Малевича, глубинный смысл которого в том, что он совсем даже и не квадрат, а очень даже прямоугольная трапеция — у этого квадрата два угла — прямые, один острый и один тупой. Кроме того, в природе, точнее в Русском музее, существуют ещё и Чёрный круг с Чёрным крестом, но о них даже небыдло ничего не знает.
Здание Главного штаба
Главный штаб — внушительное строение признано лучшим образцом архитектуры в стиле ампир. Возведенное по проекту талантливого зодчего Карло Росси в 1832 г., оно символизирует непоколебимую мощь российской армии.
Центральным звеном постройки выступает Триумфальная арка, олицетворяющая победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года.
Сейчас в части сооружения продолжают располагаться некоторые отделы военных ведомств, а часть отдана под демонстрационные площадки.
Каждый из четырех этажей музейного комплекса отличает собственная тематика. Первый отведен под магазины, лекторий и служебные помещения.
На втором расположилась презентация, рассказывающая о финансовых достижениях финансового министерства и экспозиция предметов быта народов Африки.
Третий богат холстами европейских художников 19 в., Гвардейским музеем и коллекцией Фаберже.
Четвертый этаж самый значительный. Здесь царствуют импрессионисты. На персональных выставках представлены легендарные полотна Ван Гога, Ренуара и Моне, Гогена, Пикассо и Кандинского. В холлах размещены выставки художников 20 в.
В целом, штабной филиал – интереснейший выставочный комплекс, где наряду с постоянными экспозициями, регулярно проводятся новые выставки современного творчества. Это цельное тематическое арт-пространство, а во время проведения современных презентаций – настоящий молодежный центр, объединяющий всех любителей креативного творчества.
Где находится черный квадрат
Черные квадраты Малевича хранятся в государственных музеях России.
Черный квадрат в Третьяковке
Оригинал «Черного квадрата» находится в Третьяковской галерее в Москве. Он имеет самый насыщенный черный цвет. Длина грани фигуры составляет 79,5 см × 79,5 см.
Здесь же хранится еще одно полотно с квадратом Малевича. Оно имеет такие же размеры, как и оригинал, но несколько видоизменено.
Черный квадрат в русском музее
Еще один вариант супрематического квадрата, самый большой, находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Длина сторон квадратной картины составляет 106 см× 106 см. По времени создания данная версия квадрата является второй. Полотно создано в 1923 году.
Черный квадрат в эрмитаже
Самый маленький из вариантов картины с размерами 53,5 см × 53,5 см хранится в Эрмитаже. Холст не был известен до 1993 года, пока неизвестный его владелец не принес в банк в качестве залога для получения кредита. Как выяснилось, жена владельца была единственной наследницей художника, хотя и не по прямой линии. Картина была найдена в семейном архиве.
Через 5 лет банк разорился, и картина должна была бы перейти в собственность бывших банкиров, так как владелец не объявился. Все заложенные предметы были выставлены на аукцион, но Министерство культуры России изъяло полотно из торгов. Полотно, ценность которого признали эксперты, осталось в коллекции Инкомбанка.
Тем не менее каким-то образом спустя несколько лет картина была приобретена россиянином Владимиром Потанином за 1 млн американских долларов. В том же 2002 году он передал творение Малевича в Эрмитаж, где картина находится и висит поныне.
Эрмитажный театр
Построен в 1787 году зодчим Джакомо Кваренги в стиле русского классицизма.
Раньше на этом месте возвышался Зимний дворец Петра 1.Однако строение обветшало и цокольный фундамент послужил основой для стен Эрмитажного театра. Его величественный фасад с изящной и стройной колоннадой второго яруса прекрасно дополнил линию построек Дворцовой набережной.
Сейчас в Эрмитажном театре размещена экспозиция — небольшая, но очень показательная. В восстановленных помещениях кабинета, столовой и токарной мастерской можно ознакомиться с подлинными вещами Петра I и предметами императорского быта.
Зашифрованный смысл или бессмыслица?
Некоторые исследователи считают, что всякого рода истолкования о философско-психологическом значении картин Казимира Малевича, в том числе и его квадратов, являются надуманными. А на самом деле никакого высокого смысла в них нет. В качестве примера таких мнений можно привести историю о «Черном квадрате» Малевича и белых полосках на нем.
19 декабря 1915 года в Петербурге готовилась футуристическая выставка, для которой Малевич обещал написать несколько картин. Времени у него оставалось мало, он или не успевал закончить полотно к выставке, или был недоволен результатом, что сгоряча замазал его черной краской. Так и получился черный квадрат.
В это время в мастерской появился друг художника и, посмотрев на полотно, воскликнул: «Гениально!» И тогда Малевичу пришла мысль об уловке, которая могла быть выходом из создавшейся ситуации. Он решил придать получившемуся черному квадрату некий загадочный смысл.
Этим может быть объяснен и эффект растрескавшейся краски, имеющийся на полотне. То есть никакой мистики, просто залитая черной краской неудавшаяся картина. Нужно отметить, что неоднократно были совершены попытки исследования полотна на предмет обнаружения первоначального варианта изображения. Но успехом они не завершились. На сегодняшний день они прекращены, дабы не повредить шедевр.
При внимательном рассмотрении сквозь кракелюры можно увидеть намек на другие тона, цвета и узоры, а также белые полоски. Но это не обязательно картина, находящаяся под верхним слоем. Это вполне может быть нижним слоем самого квадрата, который образовался в процессе его написания.
Нужно отметить, что подобных версий относительно искусственного ажиотажа вокруг всех квадратов Малевича имеется очень большое количество. А что же на самом деле? Скорее всего, тайна этого художника никогда не будет раскрыта.
Екатерина II меценатом стала осознанно, а коллекционером — случайно
Во время Семилетней войны с русской администрацией работал немецкий купец-поставщик Иоганн Эрнст Гоцковский. Это был совершенно коммерческий человек, и одним из его занятий была покупка картин для короля Фридриха II. Внезапно он разорился, и, чтобы выплатить долг прусской казне, он захотел продать уже собранные полотна. Картины внимательно посмотрели специалисты в Берлине, оценили, нашли их подходящими и соответствующими по цене, и поскольку с этого купца взять больше было нечего, то так приобрела Екатерина свою первую коллекцию.
Малый Эрмитаж, здание, где начинался музей. (Wikimedia Commons)
Картины приехали в Петербург, где для них, естественно, никакого места не было предусмотрено. И тут как раз возникла идея камерного, закрытого, интимного пространства, которое получило название «Эрмитаж». И в галерее, окружавшей маленький садик, развесили первую коллекцию императрицы. И так, совершенно случайно, началось собрание «Эрмитажа».
«Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия», Д. Левицкий Д. Г., 1783, Русский музей. (Wikimedia Commons)
А дальше была целая полоса удачных покупок. Екатерина II была тем человеком, который мог заплатить много и сразу. Она почти не торговалась, но старалась проверять качество картин, хотя и ошибки случались, а их было очень мало. Покупались целые удачные коллекции, каждая из которых была маленьким музеем, включавшим не только живопись, но и графические собрания, иногда и скульптуру. И так постепенно Эрмитаж заполнялся.
«Черный квадрат» — это шарлатанство
Казимир Малевич «Черный квадрат», 1915
Шарлатаны настолько искусны, что способны обманывать людей и даже заставлять их быть убежденными в правоте лжи или в том, чего нет в реальности. Они имеют тенденцию называть глупыми и отсталыми тех, кого удалось одурачить. То есть считают их за тупиц, которые абсолютно ни в чем не разбираются, и им тяжело воспринимать прекрасное и высокое. Такой эффект получил название «Эффект голого короля», смысл которого заключается в стеснении сказать правду, ведь их засмеют.
Квадрат – это примитивный рисунок, к которому можно отнести любой глубокий смысл, ведь человеческая фантазия безгранична. Многие люди, которые не понимают, что хотел художник передать, написав «Черных квадрат», стараются придумать свой хороший повод для восхищения при рассмотрении картины и навязать его другим.
Картина Малевича, написанная в таком далеком 1915 году, до сих пор является главной темой для споров и обсуждения в русской живописи. Кто-то воспринимает «Черный квадрат», как прямоугольную трапецию, другие, как послание, которое необходимо разгадать, ведь именно для этого художник и сотворил сие чудо. А о чем думаете вы, глядя на «Черный квадрат»?
Эволюции чёрного квадрата
Собственно говоря, «чёрный квадрат» — это скорее название некоего узнаваемого бренда. Сама же картина 1915 года называется «Чёрный супрематический квадрат», и с неё начался стиль супрематизм . Позже вышли ещё три авторские копии: в 1923 и 1929 годах, а также на рубеже 1920-30 годов. Вот они уже назывались просто «чёрными квадратами».
Казимир Малевич, «Чёрный супрематический квадрат», холст, масло (79,5х79,5 см), 1915 г., Государственная Третьяковская галерея
Цветные квадраты Малевича
Ещё Казимир Малевич создал красный и белый квадраты. «Красный квадрат» появился в том же 1915 году, что и квадрат «супрематический». На самом деле это не совсем квадрат, его верхняя сторона нарочито не параллельна нижней. Белый же квадрат («Белое на белом«) появился тремя годами позже. Он тоже не совсем квадрат, к тому же развёрнут относительно границ холста и смещён к правому верхнему углу.
Казимир Малевич, «Красный квадрат», холст, масло (53х53 см), 1915 г., Государственный Русский музей
Казимир Малевич, «Белое на белом», холст, масло (79,4х79,4 см), 1918 г., Нью-Йоркский музей современного искусства
Чёрный круг, чёрный крест и прочие фигуры
Тогда же были созданы «Чёрный круг» и «Чёрный крест», их часто называют частью своеобразного триптиха. Мол если квадрат начнёт вращаться, то получится круг, а крест — это совокупность пяти квадратов. Однако, на футуристической выставке «0,10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, все они висели отдельно. Да и размеры у них несколько отличаются, хотя писались они специально для этой выставки. При этом супрематический квадрат висел в верху угла стен зала, претендуя на роль новой иконы.
Фото работ Малевича на последней футуристической выставке «0,10», 1915 год, Петербург
Кроме этого было представлено ещё 39 работ Малевича. Сами же круг и крест были клонированы автором в 1923 году. Но вернёмся к исходному супрематическому квадрату.
Зимний дворец
Эта роскошная резиденция российских императоров была построена в 1762 г. по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Архитектор Растрелли создал ее в стиле пышного барокко. Дворец оставался резиденцией императоров вплоть до 1904 г., после чего здание начинает использоваться как музей.
Первый этаж. Весь этаж отведен под археологические экспонаты, предметы искусства народов различных регионов Сибири и образцы культуры Средней Азии. Есть экспозиции, демонстрирующие изделия народов Кавказа, древнего государства Урарту и выставки, рассказывающие о культуре Ближнего Востока и Северной Африки.
Второй этаж. В помещениях с великолепными интерьерами можно ознакомиться с искусством Западной Европы и портретной галереей семейства Романовых, экспозицией интерьеров дворянского быта и благородным Александровским залом, где можно надолго задержаться, восхищаясь великолепными изделиями из серебра.
Третий этаж. Здесь выставлены собрания изделий стран Ближнего Востока, Китая и Индии. Есть залы представляющие предметы искусства древней Византии, интереснейшая выставка, посвященная древней Японии и павильон с буддийскими реликвиями и сокровищами Тибета.