Слайд 13Второй же памятник «в получеловеческий рост» осенью 1911 года был установлен
в Летнем саду. Судьба оказалась неблагосклонна к обоим петербургским памятникам «Царю-плотнику» — в 1918 году один из них, на Адмиралтейской набережной, был сперва снят, а потом переплавлен. В 1934 году был снят и памятник в Летнем саду.По случаю 300-летия создания Российского флота и в память Великого Посольства Петра I правительство Нидерландов приняло решение о создании копии с памятника в Саардаме, которая и была установлена на прежнем месте. На низком гранитном постаменте выбита памятная надпись: «Этот памятник подарен городу Санкт-Петербургу Королевством Нидерланды. Открыт 7 сентября 1996 года Его Королевским Высочеством Принцем Орланским».
Царь-плотник
Слайд 16В Нахимовском училищеВ декоративно оформленном проеме на уровне 3-его этажа фасада
Нахимовского училища установлен бюст Петру I работы скульптора В.В. Кузнецова. Даты 1703 — 1903 не должны вводить в заблуждение относительно сроков постройки здания. «Городской училищный дом имени Императора Петра Великого» решением юбилейной комиссии по празднованию 200-летия Санкт-Петербурга был задуман еще в 1899 году. Первая торжественная закладка Училищного дома состоялась в мае 1903 года, а 9 июля 1909 — вторая. Здание строилось по проекту архитектора Александра Ивановича Дмитриева. В результате, только к осени 1910 года строительство было закончено. И уже в ноябре 1910 года начались занятия в многочисленных классах. В октябре 1944 году здание Училищного дома было передано Нахимовскому училищу, второму в Советском Союзе.
Слайд 36Памятник Александру IIIСкульптор: П. П. ТрубецкойСтроительство 1899-1909 гг.“Мрачный”, “тучный”, “тяжеловесный”… Такими
эпитетами награждали творение, о котором пойдет речь ниже – памятник Александру ІІІ. Только благодаря тому, что он понравился вдовствующей императрице Марии Федоровне, скульптуру не отправили в Сибирь.
На прямоугольном постаменте высотой около трех метров установлена бронзовая конная статуя. Массивный конь-тяжеловес, твердо стоящий на четырех ногах, понуро опустил голову. Грузный всадник, упирающийся одной рукой в бедро, спокойно и задумчиво смотрит вдаль. Окладистая борода, мужицкая папаха, крупное тело. В монументе нет ничего царственного, величественного. Скорей, это богатырь из старинных былин, дозором объезжающий свои владения. Заказывая памятник Александру III, семья Романовых явно видела его не таким.
Строительство моста Александра Невского
В 30-х годах XX века планировали в этом месте Невы возвести переправу. К концу 1950-х на правом берегу главной реки города развернулось массовое жилищное строительство. Восстановленный после Великой Отечественной войны Ленинград стремительно рос вширь: появлялись жилые комплексы на Охте, на месте петровских пороховых складов — в районе Пискаревки, Полюстрово, Ржевки проектировались новые кварталы.
Через Неву был крайне необходим новый мост, прежде всего, чтобы решить транспортные проблемы
Власти Ленинграда назвали возведение здесь переправы «градостроительной задачей особой важности»
В 1959 году был объявлен закрытый конкурс проектов, в котором приняли участие самые известные ленинградские и московские организации. Жюри рассмотрело немало разных проектов и никому не присудило первую премию. Второе место заняла работа группы авторов организации «Ленгипротрансмост» (в настоящие время АО «Трансмост»). Этот проект и был реализован.
Возведение данной переправы стало новым словом в отечественном мостостроении. Многие идеи конструкторов моста Александра Невского получили дальнейшее развитие в других проектах. А мост, названный в честь небесного покровителя Санкт-Петербурга, идеально вписался в городскую среду. Промышленные испытания на прочность конструкции состоялись 1 ноября 1965 года — по мосту прошла колонна тяжёлых танков.
Торжественное открытие переправы было приурочено к годовщине Октябрьской революции и прошло — 5 ноября 1965 года. На мосту началось автомобильное, трамвайное и пешеходное движение. Увы, несмотря на применение передовых технологий во время строительства, качество моста оказалось не совсем идеальным.
Уникальный монумент
Одним из самых выдающихся в настоящее время монументов трагически убиенному императору в Санкт-Петербурге является памятник на Суворовском проспекте, подаренный Украиной городу на Неве на его 300-летие.
Он представляет собой точную копию памятника, созданного Марком Антакольским в 1910 году. Оригинал изготавливался по велению барона Гинзбурга для городской публичной библиотеки Киева, в вестибюле которой его и установили.
Памятник царю — освободителю был отлит из бронзы в Париже и преподнесён в дар Киеву вышеупомянутым бароном. Теперь изваяние нашло свое пристанище во дворе Киевского музея русского искусства.
Высота памятника равна двум с половиной метрам. Скульптурная концепция уникальна тем, что император России впервые предстал перед своими верноподданными не на коне. А ведь русские цари, начиная с Петра Великого, заканчивая Николаем Первым, изображались в монументальных композициях в виде всадников — полководцев.
Достопримечательности
Считают, к тому же, что такое «великое соседство» несколько затеняет Греческий проспект с протяженностью всего лишь в 840 метров. Но стоит отметить, что при всем при том, на сравнительно малом пространстве магистрали располагаются здания различных стилевых характеристик. Некоторые из домов признаны объектами культурного наследия, и представляют собой историческую ценность.
Квартал домов Бассейного товарищества на улице Некрасова
Постройка отражает замысел кооперативного строительства предреволюционной поры. В 70-х годах 19 столетия эти здания были не просто жилыми, их считали настоящими городскими символами и называли домами «образцового капиталистического быта». Они предназначались для проживания в них солидной зажиточной публики и интеллигенции. Проектировщики оснастили дома передовыми технологиями, имелись современные инженерные коммуникации.
Серые доходные дома выполнены в стиле северного модерна: единство штукатурки, вынесенные плоские карнизы, врезная кровля между щипцами, аттики и башенки, эркеры плавных форм, каменные рельефы. Построен жилой комплекс по проекту известных архитекторов Николая Васильева, Эрнеста Вирриха, Алексея Зазерского и Алексея Бубыря.
Второй городской училищный дом имени императора Александра III- ныне Гимназия № 166
Здание было заложено в конце 19 века и величаво расположилось на Прудковском переулке. Постройка посвящена памяти императору Александру III, который дал возможность обучаться детям из бедных семей. Авторы проекта — архитекторы Болеслав Бржостовский и Николай Виташевский.
Дом впечатляет своими размерами: высокий четырёхэтажный с возвышающими на крыше башенками-дымоходами. До 1918 года при училищном доме находилась домовая церковь, посвященная небесному покровителю Санкт-Петербурга — святому благоверному князю Александру Невскому.
Третье реальное училище – ныне гимназия № 155
В октябре 1897 года состоялось торжественное освящение здания. Желтый трехэтажный дом имеет оригинальные фасады. Особенностью внутренней помещений являлась рациональная планировка. Среди выпускников училища были советский режиссер Александр Аркадьевич Белинский, народный артист СССР и почётный гражданин Санкт-Петербурга Кирилл Юрьевич Лавров, заслуженный мастер спорта СССР, чемпион Олимпийских игр и мира по баскетболу Александр Белов и другие известные личности. С 1966 года на территории школы работает музей истории.
Дома № 6 и № 15 по улице Советской
Эти дома знамениты тем, что здесь вели скромный образ жизни люди, впоследствии ставшие известными на весь мир. Среди них можно выделить Достоевского, занимавшегося в течение 3-х лет квартиру № 6 на 3-м этаже в доходном доме купца Струбинского № 6. Мистика чисел. Здесь Федор Михайлович закончил роман «Подросток», после чего работал над «Дневником писателя», который был подготовкой к написанию большого произведения «Братья Карамазовы».
В доме № 15 в свое время проживали:
- Владимир Ильич Ульянов (Ленин) с Надеждой Константиновной Крупской — идеологи коммунизма;
- Юрий Николаевич Тынянов — советский прозаик и поэт, известный по роману «Смерть Вазир-Мухтара»;
- Вениамин Александрович Каверин — советский писатель, драматург и сценарист, которого все полюбила за «Два капитана»;
- Алексей Хвостенко — советский художник и скульптор, поэт-авангардист и композитор, автор легендарной песни «Город золотой», исполненной Борисом Гребенщиковым в фильме «Асса», занявшей 3-е место в списке 100 лучших песен русского рока XX века, а также вошедшей по версии лондонского журнала TimeOut в сотню «песен, изменивших нашу жизнь».
Пятнадцатый дом признан памятником истории федерального значения.
Слайд 12Царь-плотникВ период празднования 200-летия Санкт-Петербурга император Николай II заказал скульптору Леопольду
Бернгард Лейб-Бар (Адольфовичу) Бернштаму памятник Петру I. 27 июня 1910 года на аллее Адмиралтейской набережной памятник был торжественно открыт.Скульптор изобразил молодого Петра во время обучения корабельному делу в голландском городе Саардаме (Заандаме). Отсюда и довольно длинное название памятника, выбитое на постаменте: «Петр I обучается в городе Саардаме в Голландии корабельному делу в 1697 году». В народе же за памятником закрепилось краткое, но емкое «Царь-плотник». Николаю II памятник очень понравился и он велел изготовить такой же в «половинный размер» в дар городу Саардаму. Но размеры нового памятника оказались не соразмерны выбранной властями для установки площади. Поэтому был заказан третий, в размер петербургского, памятник. Который и был открыт в мае 1911 года в Саардаме.
За Веру, Царя и Отечество
В 1882 году в России был принят Большой государственный герб, на котором геральдически изображался известный лозунг: «За Веру, Царя и Отечество». Он как нельзя лучше отражал суть политики Александра III.
В России возросли количество и тиражи православных изданий, создавались новые церковные братства, шло активное строительство храмов (до 250 церквей и десяти монастырей в год), государство оказывало поддержку духовному образованию.
При Александре III не велось ни одной полномасштабной войны, зато Россия активно участвовала в урегулировании европейских конфликтов, за что царя часто называют Миротворцем. Однако некоторые историки относятся к его дипломатическим заслугам скептически.
Можно ли отнести к достижениям развал союза с Германией и Австро-Венгрией, ухудшение отношений с Болгарией, дошедшее до дипломатического разрыва, падение роли России на Балканах, договорённости с Англией, приведшие к остановке продвижения России в Средней Азии, где военные и политики могли сделать ещё очень многое в плане усиления нашего влияния и обеспечения безопасности государства?» — задаётся вопросами Леонид Ляшенко.
Александра III в исторической литературе часто обвиняют в попытках русификации национальных окраин. Но доктор исторических наук, профессор РГГУ Александра Бахтурина считает такое определение не совсем корректным.
«Это была не русификация, а скорее, некоторое изменение политики, обусловленное во многом внешними факторами. В результате дипломатической деятельности как Александра II, так и Александра III Россия двинулась к союзу с Францией и отошла от союза с Германией, что привело к усилению военной угрозы на западной границе страны — в частности, в Финляндии и Прибалтике. А военные стратеги должны мыслить так, чтобы предвосхищать события, — поэтому и усилился контроль над ситуацией в этих регионах».
Кроме того, по словам эксперта, в результате реформ Александра II на национальных окраинах выросли свои политические элиты, появилась своя собственная национальная политика. «Им дали возможность культурного развития, но национальным элитам этого очень быстро стало недостаточно. Они хотели власти. Отсюда и реакция центра. Национальные окраины решили ограничить в культурно-образовательных рамках. Это были вынужденные меры. У императора не было такой мелочной задачи, как создать неприятности каким-то национальностям. Царь мыслил категориями государственных интересов, хотя это, конечно, могло кому-то не нравиться», — отметила Бахтурина.
Так, при Александре III шло активное обращение населения в православие, принимались меры по более широкому распространению русского языка (в частности, как языка университетского образования), ликвидировались отдельные административные и финансовые учреждения в Финляндии и Польше. Под давлением консервативной общественности в пределы черты осёдлости выселялось еврейское население. При этом открытая протестная активность на национальных окраинах, имевшая место в годы правления отца Александра III, при нём самом исчезла.
Личность царя была так же противоречива и сложна, как и его политика. Император был высок ростом и обладал огромной физической силой. Не имея склонности к наукам, он обожал искусство — интересовался живописью, сам рисовал, играл на тромбоне и баритон-геликоне и даже как-то заказал композитору Николаю Римскому-Корсакову концерт для тромбона с оркестром. Правда, говоря об искусстве, Александр мог быть весьма груб. Глядя на картины выдающегося баталиста Василия Верещагина, он однажды назвал художника «скотиной или помешанным».
У царя был сильный характер, но при этом историки отмечают, что он обладал оригинальным чувством юмора. Так, в ответ на просьбу министра срочно принять иностранного посла находившийся в Гатчине на рыбалке Александр III саркастично заметил: «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать». На праздничное застолье после своей коронации он велел подать самую простую национальную еду — перловый суп, похлёбку, заливное из ершей и стручковый горох. Этим он явно подчеркнул свою народность и верность национальным традициям, несколько уязвив аристократию и иностранных дипломатов.
В 1888 году Александр III вместе с семьёй попал в железнодорожную катастрофу. Родные императора уцелели, потому что Александр лично удержал на плечах обвалившуюся крышу вагона. Однако вскоре после этого он сильно заболел. По словам медиков, из-за травмы, полученной в результате катастрофы, у царя развилась болезнь почек. Александр III скончался 1 ноября 1894 года в крымском Ливадийском дворце в возрасте 49 лет.
Слайд 8В 1800 году император Павел I приказал установить памятник перед своей
новой резиденцией — Михайловским замком. Он же приказал сделать на постаменте надпись «Прадеду Правнук».Петр I изображен в виде римского императора, увенчанного лавровым венком победителя, сидящим на мощном коне и сжимающим в правой руке жезл полководства. Скульптурная группа установлена на высоком мраморном постаменте работы архитектора Ф.И. Волкова.На постаменте, кроме доски с надписью «Прадеду Правнук 1800″, установлены два бронзовых барельефа на темы сражений Северной войны — «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте». Барельефы выполнены группой скульпторов под руководством М.И. Козловского.
Значение скульптуры
Здесь государь стоит в полный рост, своим взором устремляясь вдаль. Его левая рука удерживает офицерскую «Георгиевскую» саблю, опершуюся острием о камень, правая, сжатая в кулак, покоится на бедре.
Удивительный факт, в кулак сомкнуты не все пальцы. Оставляя указательный и средний пальцы правой руки императора несомкнутыми в кулак, по всей вероятности, автор хотел добавить к образу жест Виктории, по форме напоминающий латинскую букву «V», что означает победу и мир.
Весь вид царя символизирует триумф. Каждая деталь композиции является знаковой. В прямой стати, преисполненной умиротворения, ощущается скульптурный подтекст, что душа великого человека, опираясь на бывшие большие заслуги, обрела благодатный покой.
Одновременно одной ногой государь уже как будто вступает в будущее. Значит, реформатор не собирался останавливаться на достигнутом. Во взгляде улавливается его мысль о нуждах Руси и свершении новых подвигов ради ее народов.
Данный многозначительный и величавый памятник на Суворовском проспекте был открыт 31 мая 2003 года перед зданием, в котором находилась Николаевская академия Генерального штаба. Работой по установке руководил архитектор Станислав Павлович Одновалов.
Сегодня петербуржцы рады тому, что правда восторжествовала, и они могут почтить память великого императора — реформатора, посетив прекрасный монумент на Суворовском проспекте.
Россия
Мемориальная доска установлена в зале № 171 в Зимнем дворце , над местом, где стояла кровать императора.
Надгробие, установленное над могилой Александра II, отличается от белых мраморных надгробий другим императорам: оно сделано из серо-зелёной яшмы .
Памятник Александру Второму расположен во дворе Военной Академии связи им. С. М. Будённого на Суворовском проспекте 32Б. Монумент интересен тем, что император изображен пешим, а не конным, как принято было ваять Петра Великого, Александра III, Павла I и т.п. Данный памятник — не оригинал, а копия монумента работы Марка Антокольского, что стоит в Киеве, во дворе Киевского музея народного искусства. Данный же монумент был подарен Петербургу к его трехсотлетию .
На ул.Ломоносова возле Главного управления Банка России по Санкт-Петербургу установлен бронзовый бюст Александра II. Бюст является копией работы скульптора Матвея Чижова . Архитектор проекта — член Российской Академии художеств Вячеслав Бухаев . Выбор места объясняется тем, что лишь финансовая помощь Центробанка в деле установки памятника позволила довести ее до конца. Александр II считается основателем Государственного банка Российской империи (1860г.), от которого ведет свою историю нынешний Банк России.
Берново
Памятник Александру Второму (Царь Освободитель) установлен в селе Бернове Старицкого района Тверской области (открытие после восстановления 12 сентября 2018 года). Проведено полное восстановление памятника, который был поставлен рабочими Царю-освободителю Александру Второму в 1912 году и в дальнейшем полностью разрушен. Восстановление памятника проведено друзьями и сподвижниками Музея адмирала В.А. Корнилова и рода Корниловых (с. Рясня, Старицкий район).
Шахты
Памятник императору Александру II был открыт 29 апреля 2015 год перед зданием главного корпуса Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) Донского государственного технологического института (ДГТУ) в городе Шахты. Памятник был построен на добровольные пожертвования. Право открыть памятник было предоставлено представителю дома Романовых, праправнуку императора Александра III, правнуку великой княгини Ольги Александровны, Павлу Эдуардовичу Куликовскому-Романову.
Украина. Одесса
Черкассы
Бюст Александра II в Черкассах. Был установлен в 1913 году в честь 50-летия отмены крепостного права. Памятник обошелся местному бюджету в 3955 рублей и 55 копеек. В 1917 году был спрятан от революционных вандалов в местном музее, благодаря чему является единственным сохранившимся памятником императору на территории бывшей Киевской губернии .
Болгария
Болгария, София, «Русский памятник» царю Александру II на площади Руский памятник
.
София
- В центре Софии , на площади перед Народным собранием , с 1903 года стоит конный памятник Царю-освободителю
, одна из общепризнанных достопримечательностей болгарской столицы. В 2013 г. памятник полностью отремонтированы. - Тоже в центре Софии на площади «Русский памятник» с 1882 г. стоит другой большой памятник Царю и русским освободителям — Русский памятник
. Памятник пострадал от американских бомб в 1944 г., но быстро восстановлен. В 2015 г. памятник и площадь снова полностью отремонтированы.
Слайд 18В Петропавловской крепостиПамятник Петру I был установлен на территории Петропавловской крепости
— слева от центральной аллеи в 1991 году.Скульптор М.М. Шемякин, работая над этим памятником, в качестве прототипа использовал так называемую «Восковую персону». Она была изготовлена из воска итальянским скульптором К.Б. Растрелли (батюшкой знаменитого архитектора), сразу после смерти Петра I. Еще при жизни императора Растрелли сделал слепок с его головы из воска, а пропорции тела Петра были точно измерены мастером уже после кончины самодержца. Таким образом, Восковая персона явилась практически точным изображение Петра I ( сегодня восковая персона хранится в музее «Зимний дворец Петра I»). М. Шемякин, создавая памятник, повторил позу и композицию Растреллиевской Восковой персоны. Сделал так же точную копию головы, повторив ее размер, форму и черты лица. Однако, пропорции тела императора скульптор намеренно увеличил в 1.5 раза, отчего изображение кажется гротескным. Памятник вызывает у зрителя разную реакцию, так же как и сама личность Петра I являлась противоречивой.
Как добраться
Добраться до памятника очень просто. Приезжаете на станцию Кропоткинская, Сокольнической линии, и выходите к Храму Христа спасителя. На выходе из метро будет Храм Христа спасителя, а слева скверик, в котором и стоит памятник Александру II.
На гранитном постаменте памятника Александру II, который стоит в сквере перед храмом Христа Спасителя, перечислены все главные заслуги этого императора перед современниками и потомками. В историю России Александр II вошел как правитель, отменивший крепостное право, завершивший длительную войну на Кавказе. Он также провел в стране несколько реформ, в том числе военную и судебную, и помог братским славянским народам освободиться от ига Османской империи.
Примечательно, что памятник ему был установлен в том месте, где до революции стоял монумент его сыну и преемнику Александру III. Этот памятник работы Александра Опекушина был снесен большевиками в 1918 году.
Место для установки памятника Александру II было определено не с первого раза. Предполагалось, что монумент будет стоять и в Александровском саду, и у кремлевской Кутафьей башни. Однако размеры монумента (высота статуи 6 метров и высота постамента 3 метра) заставили разработчиков искать новое место для его размещения. В итоге бронзовый Александр II оказался в сквере на пересечении Волхонки, Всехсвятского проезда и Пречистенской набережной. Его фигура повернута лицом к храму Христа Спасителя. Император изображен в военном мундире с накинутой на плечи мантией.
Таким правителя представили скульптор Александр Рукавишников, архитектор Игорь Воскресенский и художник Сергей Шаров. Инициатива по установке монумента исходила от членов политической партии «Союз правых сил», участие в создании памятника также принимало правительство столицы. Работы над созданием монумента велись в течение пяти лет. Его торжественное открытие состоялось 7 июня 2005 года.
Всероссийский император Александр Второй много добрых дел сделал для России. В Санкт-Петербурге государь правил страной, претворил в жизнь великие реформы и принял героическую гибель. Парадоксально и печально, что именно здесь памятник был установлен по прошествии целого столетия, и уже даже больше, после трагических событий на Екатерининской набережной, ныне канала Грибоедова.
Слайд 10Надпись на обратной стороне его гранитного постамента гласит: «Памятник Петру I.
Скульптор М. Антокольский. Сооружен потомками фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева, сподвижника Петра Великого в память 200-летия победы над шведами под Полтавой. 27 июня 1909 г.» Даже изначально сама скульптура являла собой бронзовую отливку с модели скульптора М.М. Антокольского, впервые установленной еще в 1884 году в Нижнем парке Петергофа. Было отлито несколько скульптур для памятников Петру I в разных городах Российской империи, так или иначе связанных с именем Петра: Шлиссербурге, Архангельске, Таганроге… Памятник в 1929 году был разобран под предлогом расширения Большого Сампсониевского проспекта.К 300-летию Санкт-Петербурга в мае 2003 г. памятник восстановили. Петр I изображен в полный рост в мундире Преображенского полка с треуголкой на голове, на груди орден Андрея Первозванного с лентой. В левой руке зажата подзорная труба, ею же он придерживает палаш на бедре; правой рукой опирается на трость. Выложенная гранитом площадка памятника ограждена низкими гранитными тумбами с цепями. На бронзовой доске-картуше на лицевой стороне гранитного постамента написано: «ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ «А О ПЕТРЕ ВЕДАЙТЕ, ЧТО ЕМУ ЖИЗНЬ НЕ ДОРОГА — ЖИЛА БЫ ТОЛЬКО РОССИЯ…»
Напротив Сампсониевского собора стоит памятник Петру I
Слайд 4Модель головы Императора Петра I была изготовлена художницей М. Колло, замечательной
скульпторшей, которая приехала в Poccию вместе с Фальконе, в качестве его ученицы и сотрудницы. Одобрив её, Екатерина II приказала отыскать громадную цельную мраморную глыбу, годную служить подножием. Работа над памятником длилась более 10 лет (с 1766 по 1778 гг).Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года и было приурочено к двадцатилетию царствования на престоле Екатерины II. Конная скульптура возвышается на гранитном постаменте («гром-камень» весом порядка 1600 т был доставлен из Лахты, камнетесы трудились над ним прямо во время транспортировки). Памятник очень выразителен, четко прорисовывается на фоне перспективы города. Подняв коня на дыбы на вершине скалы, правой рукой Петр I как бы указывает на Петропавловскую крепость на Заячьем острове – «Здесь будет город заложен…» по словам А.С.Пушкина. По замыслу скульптора Э.М.Фальконе Петр I предстает в образе созидателя и законодателя, который «простирает десницу над объезжаемой им страной».