«славься сим, екатерина! славься, нежная к нам мать!»: как екатерина великая перепридумала россию

Храмы пушкина - городской портал «пушкин инфо»

Музей храмов Царскосельского благочиния

В СВЯЗИ С ЭПИДЕМИЕЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ МУЗЕЙ ЗАКРЫТ НА КАРАНТИН ДО 30 АПРЕЛЯ 

В 2014 году в  цокольных залах Екатерининского собора в Царском Селе открылся музей, посвящённый храмам Царскосельского благочиния, а также рассказывающий о строительстве Екатерининского собора архитектором Тоном, разрушении и воссоздании святыни.

В центре зала размещён большой художественный макет Царского Села, каким оно было в предреволюционные годы. Макет поворачивается по часовой стрелке, а храмы, расположенные на нём, поочередно подсвечиваются. В музее работают интерактивные экспозиции, благодаря которым можно увидеть процесс воссоздания собора, а также узнать, почему в Царскосельском благочинии было так много храмов — более 200 — и почему они строились в разных стилях. Макеты некоторых из них размещены под стеклянными колпаками. А встречает благочестивых посетителей бюст генерала Я.В.Захаржевского, управлявшего Царским Селом в 1817—1865  годах. Он принимал участие в сражениях 1812 года, дважды был ранен. В мирное время возглавлял строительство Екатерининского храма, потому и был похоронен здесь в 1865 году. К сожалению, останки Якова Васильевича не были найдены — после взрыва храма здесь орудовали экскаваторным ковшом и всё перемололи. Остался только кусок чёрного гранита с его надгробной плиты.

Смотритель музея и экскурсовод Галина ЯРОВАЯ рассказывает, почему решили создать такой музей: «Когда производили археологические раскопки — фундамент-то сохранился, — было найдено очень много предметов церковного обихода: кусочки священнических облачений, воздухов, части серебряных и бронзовых окладов от икон, монеты царских времён, хрустальные подвески с паникадила в виде копий, решётка солеи, бутылочки, в которых хранился елей, масла, благовония, кагор, св.вода… Всего было найдено 711 предметов. Есть и вещи, которые не были найдены при раскопках, их принесли царскосёлы. Удивительна история серебряной, покрытой золотом, коробочки для Св.Даров. Перед тем как взорвать храм, здесь работала специальная комиссия по ликвидации церковного имущества и ценностей. Изъяли всё, что могли, и отдали в запасники Екатерининского дворца в Царском Селе, в том числе и огромное Распятие, которое теперь также находится в нашем музее. А дарохранительницу один из членов комиссии незаметно опустил тогда в карман казначею собора. Та ни слова не проронила, только обмерла вся, думала, что потом этот человек заберёт у неё ценность. Но никто не пришёл. И она поняла, что таким образом ей доверили сохранить дарохранительницу до лучших времён. В комиссии тоже, видимо, разные люди были. И когда собор наш стали отстраивать, старая женщина принесла дарохранительницу в Краеведческий музей, а те нам отдали.

— А при строительстве храма и при его благоустройстве использовалось что-то из найденного — кирпичи старого фундамента, предметы церковной утвари?

— Нет, всё делалось заново, хотя и в соответствии с тем, как всё было устроено раньше. Что касается кирпичей старого фундамента, лазерным путём вырезали большие фрагменты, и теперь они в виде ступенек ведут к большим фотографиям, рассказывающим об истории создания, уничтожения и воссоздания собора.

По правую руку от входа висит икона «Тайная вечеря», написанная итальянцем Ф.Бруни, которая раньше размещалась в центре иконостаса. Вернее, это её копия, подлинник находится в Екатерининском дворце. Ещё он написал икону «Моление о Чаше», которая также скоро займёт своё место в музее».

А меня поразила фотография, на которой взорванный храм — просто груда кирпича, безформенных обломков и купол, поникший головой до самой земли. Рядом другая фотография: Казанское кладбище, могилка, оградка… Вот только оградка вокруг этой могилки — бывшая решётка с амвона храма. На памятнике слова: «Без риска нет жизни». А похоронен здесь инженер Э.Нильсен, который отвечал за подрывные работы, — он погиб через два месяца после взрыва, уничтожившего православный храм.

Завершает музейную экспозицию зал славы с портретами священников и градоначальников, повлиявших на судьбу Царского Села.

Автор статьи:  Ирина Николаева (http://pravpiter.ru/pspb/n272/ta005.htm)

Архитектура и внутреннее убранство

Свято-Екатерининский храм в Краснодаре построен в русско-византийском стиле, имеет пять приземистых куполов – большой в центре и четыре меньших по углам. Барабаны опоясаны оконной аркадой. К юбилею собора в 2012 г. мастера г. Москвы и г. Ростова покрыли главный купол сусальным золотом и установили новый крест.

Внешние стены выложены с применением декоративно-рельефной кладки: над окнами арочные бровки, по периметру узорный карниз и орнаментные пояски, кое-где на стенах выступают кресты. Колокольня соединена с основным помещением и служит входом. Перед входом паперть – крыльцо, ступени которого к двери символично сужаются, напоминая всем входящим слова Евангелия: «Входите тесными вратами…»

Внутреннее убранство впечатляет. Стены расписывали именитые художники-иконописцы. Роспись придела св. Варвары (внизу) сохранилась с 1917 г. – это работа художника Ивана Сидоровича Ижакевича, принадлежавшего к товариществу художников религиозной живописи г. Киева.

К празднику 1000-летия Крещения Руси возобновили настенную роспись в Успенском приделе, а в Георгиевском обновили иконостас. К 100-летию собора произведена реставрация приделов Сергия Радонежского и Благовещенского, установлен новый иконостас в центральном Екатерининском.

Святыни храма

После возобновления в г. Краснодар Екатерининский собор пополняется святынями. Прежде всего это рака с мощами прославленного в 2017 г. новомученика Александра Флегинского, покровителя Кубани. Также здесь присутствуют частички мощей:

  • св. вмц. Екатерины;
  • вмц. Варвары;
  • святого Иакова.

Особо почитаемые иконы Божьей Матери «Казанская» и «Иверская». Первая украшена драгоценностями, которые оставили прихожане в знак благодарности за полученную помощь, просимую в молитвах к Богородице. Вернулся и дореволюционный образ «Всех святых», изъятый в богоборческое время.

В мае 2018 г. с греческого острова Эвбея сюда привезли икону Иоанна Русского. Островок этот известен в православном мире тем, что там находятся нетленные мощи упомянутого святого. А образ, прибывший в Краснодар, написан именно там. Теперь желающие могут помолиться перед ликом.

Современная жизнь

Сегодня это место, где ежедневно совершаются богослужения, происходит активная социальная деятельность: действует православная община сестер милосердия, семейный и молодежный центры, открыт благотворительный фонд и отдел по тюремному служению, паломнический комплекс, библиотека.

Под руководством Софии Анатольевны Мачигиной работает иконописная студия. Дети и взрослые обучаются в воскресной школе (богословских курсах). Особо многолюдно тут в праздничные дни. Для совершения богослужения сюда приезжает митрополит Исидор, священники других приходов, гости и паломники из прочих городов Краснодарского края.

Территория собора

Территория собора занимает практически всю Софийскую площадь, за некоторым исключением в северо-восточном углу, занятом газораспределительным пунктом.

Памятник Александру Невскому на прилегающей к храму территории

Памятник Александру Невскому

12 сентября 1990 года был освящён установленный к северу от собора памятник святому Александру Невскому работы скульптора В. Г. Козенюка. Памятник установлен к 750-летию Невской битвы 1240 года, по инициативе и при участии Колпинского художественно-проектного кооператива «Зодчий».

Памятник представляет собой часть проекта конной статуи, представленного скульптором на конкурс памятника великому князю в 1990 году и получившего вторую премию. Это бронзовый бюст на гранитном постаменте, над которым воздвигнута металлическая арка-сень. На кольце в арке литыми знаками написано «1240—1990»; на бюсте — «Александр Невский». Высота бюста — 0,8 м, высота постамента — 3,8 м.

Памятник лейб-гвардии Гусарскому его величества полку

В 2003 году с юга был установлен и 10 июня освящён памятный знак месторасположения лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Установлен в соответствии с программой Министерства обороны РФ «Санкт-Петербург — военно-научный и военно-промышленный центр страны» при поддержке администрации Санкт-Петербурга.

Проект памятного знака был разработан архитекторами архитектурной мастерской «ДАРСИ» совместно с военными архитекторами кафедры Военной архитектуры Военного инженерно-технического университета ВИТУ (Руководитель проекта, консультант командующего войсками Ленинградского военного округа В. Н. Филиппов. Архитекторы: доктора архитектуры М. А. Бунин и В. И. Мухин, кандидат архитектуры Е. Е. Лаврушин, архитекторы В. В. Смолин и В. Н. Головкин). Изготовлен «Балтийской строительной компанией» БСК.

Памятник князю Олегу Константиновичу

29 сентября 2015 года был торжественно открыт и освящён памятник погибшему в 1914 году князю императорской крови Олегу Константиновичу, служившему в рядах лейб-гвардии Гусарского его величества полка. Установка памятника состоялась по инициативе Фонда Людвига Нобеля. Памятник был изготовлен под руководством члена Московского Союза художников Ярослава Бородин по модели, созданной в 1915 году скульптором, академиком В. В. Лишевым.

Церковный дом, церковно-приходская школа

С по 2002 год длились судебные разбирательства, связанные с освобождением гаражно-строительным кооперативом территории собора. Для владельцев гаражей были устроены новые на другом месте.

В ноябре 2001 года на основании распоряжения губернатора Санкт-Петербурга началось проектирование двухэтажного нежилого здания площадью около 1000 квадратных метров и его строительство на освободившейся территории, проведённое в 2003 году «Балтийской строительной компанией». Здание использовалось для церковных служб и православной гимназии. В настоящее время в доме проводятся занятия церковно-приходской школы святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В начале 2011 года Управление Росреестра по Санкт-Петербургу отказало приходу в государственной регистрации права собственности на здание из-за отсутствия документов, подтверждающих строительство дома и его ввод в эксплуатацию. В 2012 году арбитражный суд удовлетворил иск о передаче здания церковно-причтового дома в собственность прихода.

В марте 2017 года на фронтоне здания был устроен керамический барельеф с изображением святых Кирилла и Мефодия.

Могила протоиерея Алексия Махонина

В 1999 году к востоку от собора был погребён протоиерей Алексий Махонин (—), служивший в храме с 1996 года. Над могилой устроена гранитная плита. Территория огорожена невысокой оградой. Еженедельно, по субботам, на могиле служится лития.

Малый церковный дом

К юго-востоку от площади находится дом с приёмной настоятеля собора (адрес: улица Огородная, дом 1). Здание было построено в середине XX века и принадлежало картонажной фабрике. Оно было передано собору в 1991 году, претерпело капитальный ремонт. Открыто в январе 1995 года. Первоначально (до 1998 года) в цокольной части проходили занятия воскресной школы. В настоящий момент приёмная представляет собой одноэтажное здание с мансардой и подвальными помещениями.

Софийский павильон

К западу от малого церковного дома (по Артиллерийской улице) в 2014 году было выстроено здание павильона. В главном зале здания проводятся благотворительные акции, концерты, лекции. Главный вход в павильон оформлен портиком с изображением большого герба Царского Села.

История

Родительницей этого храма есть никто иная как сама Екатерина Великая: таким образом она решила увенчать славные победы русских над турками. Воплощать в жизнь Высочайший Указ было поручено зодчему-иноземцу Камерону (позже к нему присоединился россиянин Старов). 

На возведение собора у них уйдет около шести лет. Задумывая проект в 1872-м, архитекторы не стремились подарить миру очередной образец строгой классики. Византийское было тогда еще не в моде – ориентировались большей частью на итальянцев. Памятуя о принадлежности храма к православию, в его облике было решено органично соединить классицизм и каноны исконно русские. В мае 1788-го после освящения, на котором присутствовала и Екатерина II, собор стал полноценной Божьей обителью на земле.

Спустя 29 лет свое служение людям и Господу он продолжил в статусе полковой церкви. Постоянными прихожанами стали лейб-гвардии гусары. Имелся в соборе и дар воистину царский – крест и церковная утварь от Николая II. В 1903-м Его Величество распорядился изготовить точные копии презентов, которые Екатерина Великая преподнесла храму в день его освящения (в 1812-м дары Екатерины перенесли в другой собор, опасаясь прихода в Петербург французских полчищ). На заре ХХ века собор обзавелся колокольней, в нижнем ярусе которой расположилась церквушка во имя преподобного Серафима Саровского.

Разграбленное убранство, разбитый уникальный иконостас, сорванные и уничтоженные мемориальные доски… В 1934 году Софийский собор (к тому времени – приходской храм) закрыли. А, снявши замки, устроили в нем склад одной из механизированных бригад. Потом пришла война: она окончательно уничтожила храмовый интерьер.

Творение талантливых зодчих Великой Екатерины вновь станет собором лишь в 1989-м. Софийский собор войдет в список федеральных архитектурных памятников, а в 1999-м будет полностью освящен. За первой литургией последует реставрация колокольни, далее вятские мастера изготовят копии дореволюционных иконостасов.

Немного истории

Екатерининский храм заложили в 1835 г. по велению императора Николая I. Из казны были выделены средства, а главным архитектором назначен К. А. Тон. Уже в 1840 г. собор освятили, следующие 5 лет велись работы по благоустройству прихрамовой площади, проложили 12 дорожек по принципу расходящихся лучей. Храм работал до 1939 г., хотя после революции 1917 г. число прихожан резко сократилось. Его не просто закрыли, а полностью уничтожили. С 1960 г. на этом месте стоял памятник В. И. Ленину. В 2004 г. некие лица скинули монумент, в результате чего он разбился. Восстанавливать не стали, но решили воссоздать храм — полностью на пожертвования горожан и туристов. Уже в 2010 г. новый Екатерининский собор был освящен духовенством.

Софийский собор в искусстве и культуре

Архитектура

Софийский собор в Пушкине является выдающимся образцом архитектурного стиля Десятилетия 1830-1840 годов. Этот собор воплотил в себе принципы русской архитектуры.

Как и многие другие Русские церкви, Софийский собор был построен в соответствии с традиционным планом креста. Вход и основное жилище находятся на главной задней части креста. Это обеспечивает освещение в храме и усиливает выражение центрального духовного значения креста.

Живопись

Внутри храма находятся картины, которые были написаны талантливыми русскими художниками. Они изображают библейские сцены, святых и являются настоящим произведением искусства. Картины в соборе позволяют погрузиться в мир богослужения и почувствовать связь с высшими духовными ценностями.

Музыка и пение

Софийский собор прославился своим уникальным многоголосным пением. Хор старается сохранять старинные традиции пения, используя древнерусские песнопения, написанные на основе старинного греческого языка. Веселый звук хора наполняет собор и создает неповторимую атмосферу.

ПреимуществаНедостатки

— Историческое культурное наследие — Ограниченное время работы собора
— Высокое качество живописных работ — Некоторые элементы могут быть слишком религиозно-ориентированными для некоторых людей
— Уникальный музыкальный опыт — Не подходит для мероприятий и вечеринок

Софийский собор

Пожалуй главным храмом Пушкина является Софийский собор. Он был построен в правление Екатерины II которая, как уже говорилось, мечтала о завоевании Константинополя. Это было не просто желание,  к предстоящей войне уже отлили медали, а внук Екатерины Константин должен был стать правителем новой империи. Присоединенным в тот период городам давались греческие названия (Севастополь, Симферополь). В честь будущего завоевания императрица велела построить в Царском Селе достойный собор.

Строительство началось летом 1782 года под руководством Камерона. Возведение каменного храма заняло шесть лет.  Задачей архитектора быцло придать строению черты знаменитого балканского прототипа. Первое, что бросается в глаза при взгляде на храм – это его парящий в центре купол. Сходство подчеркивают и античные колонны в черно-красных тонах. Однако есть и отличия от оригинала. В Пушкинском соборе явно чувствуется влияние русского классицизма.

Завоевание Константинополя так и не состоялось, однако собор так и остался военным символом — в 1817 он стал полковой церковью лейб-гвардии Гусарского полка. Вскоре, в собор добавили еще один престол в честь Великомученицы Екатерины. В 1832 году здесь проводились службы и для кирасирского полка (у которых еще не было своей церкви).

В 1849 провели новую перестройку, в ходе которой второй придел был переосвящен в честь Константина и Елены. Также построили дополнительный придел, посвященный в честь Александра Невского. В саду около храма построили часовню Серафима Саровского.

После революции, церковное использование собора прекратилось. По некоторой иронии, военный собор был отдан под военные нужды — в 1934 здесь разместили военный склад. Но и такое использование собора было недолгим, в 1960 здесь разместили гаражный кооператив. Службы здесь возобновились только в 1989. А на следующий год, радом установили бюст Александра Невского. Внутреннее убранство храма так и не вернулось в исторический вид. Внутри все довольно аскетично (хотя тут и раньше было просто). Восстановлены алтари и иконостасы. Собор вернул и свое военно-религиозное значение: здесь и сегодня принимают присягу и устраивают молебны для военных.

Практика строительства полковых церквей была широко распространена в России XVIII-XX веков. Каждый гарнизон, училище или корпус создавали себе свой храм. Для служб в таких храмах существовало особое Военное и морское духовенство (глава которого мог повышать и увольнять своих подчиненных не спрашивая Синод). В Пушкине есть несколько полковых соборов.

Архитектура, убранство и устройство собора

?офийский собор — одно из первых сооружений в стиле
русского классицизма в
Санкт-Петербурге и его пригородах.

Основной кубический объем увенчан 5 главами на невысоких
цилиндрических барабанах. Фасады отмечены портиками дорического
ордера. Плоскости стен собора обработаны неглубокими нишами с
полуциркульными завершениями, прорезанными высокими прямоугольными
оконными проемами.

Центральный купол в соборе сделан двойным, внутри его устроен
второй, меньший. Этот купол и поддерживает второй, более широкий,
барабан.

Первоначально в храме был один престол — в честь Вознесения
Господня. Шаблон:OldStyleDateа
был освящён левый, северный, придел святой великомученицы Екатерины
(в 1850—1905 годах и с 1989 года. — святых равноапостольных
царей Константина и Елены), а в 1850 году — правый —
святого благоверного великого князя Александра Невского.

Внутреннее пространство храма разделено четырьмя пилонами с
восемью колоннами из полированного гранита с позолоченными
ионическими капителями. Некоторые колонны сохраняют повреждения,
полученные в результате пожаров, которые случались в период
закрытия храма. Капители и базы позолочены.

До 1849 года в самом соборе находился колодец, покрытый железной
решёткой. Он был сооружён над ответвлением Таицкого водовода. В
результате капитального ремонта колодец, как и второй вне собора,
был уничтожен.

Убранство отличается простотой. Стены собора окрашивались внутри
в светлый тон, оконные рамы обрамлялись позолоченными
орнаментальными тягами. В настоящий момент стены белые, орнамент
отсутствует.

Изображений первых иконостасов не сохранилось. В 1849—1850 годах
в храме были установлены новые иконостасы. Иконостас главного
придела был изготовлен по проекту И. Д. Черника,
иконостасы боковых приделов — П. Егорова. Они блыи окрашены в
белый цвет с позолотой. В настоящий момент в храме установлены
копии дореволюционных иконостасов.

По стенам храма, кроме икон, с 1790-х годов были размещены
религиозные картины:

  • «Введение во Храм Пресвятой Богородицы»,
    П. И. Соколов (1788 год) — на горнем месте
    центрального придела.
  • «Воскресение Христово», И. И. Бельский (1791
    год)
  • «Вознесение Господне», И. И. Бельский (1791 год)
  • «Рождество Христово», П. С. Дрождин (1791 год)
  • «Преображение Господне», Евстафий меньшой (1792 год)
  • «Благовещение Пресвятой Богородицы», М. Ф. Воинов
    (1792 год)
  • «Успение Божией Матери», П. С. Дрождин (1792
    год)
  • «Крещение Господне», И. И. Бельский (1793 год)
  • «Рождество Пресвятой Богородицы», И. А. Пустынин
    (1793 год)
  • «Явление Иисуса Христа Апостолу Фоме», Г. И. Угрюмов
    (1795 год)
  • «Сошествие Святого Духа», Г. Скливос (1796 год)
  • «Сретение Господне», Г. Скливос (1796 год)

Все картины были переданы в 1922 году в Русский музейный фонд.
Ныне, вероятно, утрачены.

В левом и правом приделе запрестольными образами были
соответственно — «Явление Бога Моисею на горе Синай» (1833
год) и «Воскресение Христово» (1898 год). В настоящее время
запрестольный образ Софии, Премудрости Божией, имеется только в
центральном приделе.

Современная иконопись храма смешанная по стилю: а) иконы
XVIII-начала XX веков из частных собраний и фондов музеев и б)
иконы, написанные c конца XX века в древнерусском стиле.

До 1917 года в западной части собора у пилонов были размещены
военные трофеи: знамена и знаки, отбитые при
Чимкенте у кокандцев в 1864 году генералом
М. Г. Черняевым, а также мраморная доска с именами воинов
лейб-гвардии Гусарского полка, погибших в первую турецкую войну
Екатерины II.

До 1899 года в северном приделе находились штандарты
Кирасирского (1817 года) и Драгунского (1804 года) полков.

Mihalych @ Foursquare

Также после ремонта 1849 года у клиросов среднего придела под
стеклом были выставлены найденные серебряная закладная доска 1782
года, молоток и лопаточка, на которой были вензель Екатерины II и
надпись на английском языке «Чарльз Камерон, архитектор». Там же
находились старые полковые штандарты.

В 1900 году на Валдае были отлиты 10 медных колоколов, самый
большой из которых весил 5,6 тонн. Пожертвования на изготовление
звона собрали офицеры полка. В настоящее время в соборе колокола,
изготовленные в 1990 году.

Вопрос-ответ:

Какие достопримечательности находятся рядом с Софийским собором в Пушкине?

Рядом с Софийским собором в Пушкине находятся Собор Петра и Павла, Дворцовая площадь, Государево кладбище, Новодевичий монастырь.

Какая история связана со Святым Николаем, изображенным в Софийском соборе в Пушкине?

Святой Николай, изображенный на иконах в Софийском соборе в Пушкине, является покровителем Георгия Романова, который был дважды похищен и перевезен в Россию в конце XVIII века. Именно по этой причине Георгий Романов решил, что Святой Николай — его защитник, и ввел традицию исповедоваться у него в день своего именинного праздника.

Какие символы российской истории присутствуют в Софийском соборе в Пушкине?

В Софийском соборе в Пушкине присутствуют символы российской истории, в том числе изображения первых российских князей, Рюрика и Олега, и витязей Александра Невского, Дмитрия Донского и Андрея Боголюбского. Также в соборе представлены фрески и мозаики с изображениями из Библии.

Какие архитектурные стили заложены в основу Софийского собора в Пушкине?

Софийский собор в Пушкине является типичным примером архитектуры русского барокко. Однако в его стиле присутствуют элементы и других архитектурных стилей, таких как готика и классицизм.

Кому принадлежала идея создания Софийского собора в Пушкине?

Идея создания Софийского собора в Пушкине принадлежала императору Александру III, который желал восстановить старинные традиции строительства православных храмов. Проект собора был разработан ведущим архитектором того времени, Константином Тоном.

Церковные службы и культурные мероприятия, проводимые в Софийском соборе в Пушкине

Церковные службы

В Софийском соборе в Пушкине регулярно проводятся церковные службы. Каждое воскресенье здесь совершается богослужение, а также проводятся особые церемонии в честь праздников Рождества, Пасхи и других больших церковных праздников. В храме также могут проводиться крещения, свадьбы и похороны по договоренности.

Культурные мероприятия

Софийский собор также является местом проведения различных культурных мероприятий. Здесь можно послушать органную музыку в исполнении приглашенных музыкантов, посмотреть выставку художников и фотографов, а также посетить лекции о религии и истории России.

  • В прошлом в Софийском соборе проводилась выставка икон знаменитого художника Андрея Рублева.
  • В храме были организованы вечера пения русских народных песен.
  • Софийский собор участвует в фестивале «Ночь музеев» и открывает свои двери для всех желающих.

Благодаря организации различных мероприятий, Софийский собор в Пушкине привлекает не только прихожан, но и любителей искусства и культуры. Здесь можно не только взять участие в религиозных церемониях, но и узнать больше о богатой истории России.

Возможности для туристов: что посмотреть во время посещения?

1. Изумительная архитектура и интерьер

Софийский собор в Пушкине поразит туристов своей уникальной архитектурой и богатым интерьером. Украшения внутри собора выполнены в духе средневековой России и включают в себя иконы, фрески, мозаики и росписи.

2. Обширная коллекция артефактов

Внутри собора находится музей, где представлена обширная коллекция ценных реликвий и артефактов, связанных с историей России и православным христианством. В музее можно увидеть коронационные церемонии царей, древние рукописи и предметы домашнего обихода.

3. Посещение высоких колоколов

Софийский собор является местом, где находится один из самых больших колоколов в России. Туристы могут подняться по лестнице к вершине колокольни и насладиться потрясающим видом на Пушкин и его окрестности.

4. Красивый парк вокруг собора

Софийский собор окружен красивым парком, где можно прогуляться и насладиться природной красотой вокруг. В парке находятся скамейки, фонтаны и газоны, где можно расслабиться после посещения собора.

5. Знаковые памятники рядом с собором

Вблизи софийского собора находятся другие знаковые памятники, такие как Александровский дворец, Ораниенбаумский дворец, Федоровский собор и другие. Они представляют историческую и культурную ценность для Российской Федерации и являются достопримечательностями, которые стоит обязательно посетить.

Чтимые святыни[править | править код]

Оригинальный храмправить | править код

До закрытия в соборе были следующие особо чтимые святыни:

Ковчег, пожертвованный грузинским князем Ираклием в память его двоюродной сестры, грузинской царевны Елены Фарнабазовны, скончавшейся в Царском Селе 7 (19) июля 1867 года. В него был помещён большой перст святого великомученика Георгия, часть Древа Господня, Ризы Пресвятой Богородицы и мощи разных святых;

Икона святого Пантелеимона в Гатчинском соборе

  • Икона святого великомученика Пантелеймона, с нагрудной частицей его мощей, пожертвованный 20 августа (1 сентября) 1871 года вдовой придворного лакея Агафьей Константиновой. На серебряной оправе частицы — греческие и грузинские надписи, а также сургучная печать патриарха Анфима. Образ помещался у левой колонны, перед ним с 1872 года, по четвергам, после литургии, читали акафист святому Пантелеймону; а 27 июля обносили икону вокруг собора. Икона была изъята в марте 1938 года, затем вывезена немцами в Прибалтику. После Великой Отечественной войны возвращен в Ленинград, и митрополит Григорий передал его в Гатчинский собор;
  • Крест с мощами, в память умершего сына Сергия, с малолетства страдавшего от падучей болезни, пожертвовала госпожа Волкова;
  • Крест с мощами святого Феодора Тирона и великомученицы Варвары;
  • Икона с частицей мощей святого Авраамия;
  • Икона Владимирской Божией Матери в сребро-позлащенной ризе, устроенная в память коронования Александра II и Марии Александровны. Драгоценные камни пожертвованы разными лицами;
  • Икона святителей московских, присланная Московским митрополитом Филаретом 6 (18) октября 1867 года в сопровождении послания: «Божие благословение, мир и благоденствие. Не иное что, как любовь вашу к православной церкви и ея священноначалию вижу в том, что вы издалека благим оком воззрели на меня, и на мой день, милостив Божией мне дарованный, и мне послали не только слово привета, но и священный дар — икону праведного Филарета. С утешением благодарю вас, потому что с утешением вижу ваше духовное расположение. По долгу взаимности и по желанию некоторых из вас, препосылаю вам святую икону Святителей и Чудотворцев московских. Их благоприятныя молитвы благодатно да покрывают ваши души и ваш град. 6 октября 1867 года. Филарет, митрополит московский»;
  • Потир сребро-позлащенный с финифтяными образами и разноцветными стразами. Он был пожертвован императрицей Екатериной II в 1783 году в Софийский собор, когда он был приходским. В Екатерининский собор потир был передан после Отечественной войны 1812 года;
  • Потир серебряный с выпуклым изображением иконы Тайной Вечери;
  • Ковчег серебряный в виде горы с гробницей Спасителя, окруженной ликами святых, бывших при погребении Господа. Вес серебра — 7,371 килограммов;
  • Крест напрестольный, сребро-позлащенный, с финифтяными изображениями и разноцветными стразами, и, вместе с ним, Евангелие, украшенное таким же образом; крест и Евангелие — дар Екатерины II.

Современный храмправить | править код

  • Мощи священномученика Иоанна Царскосельского.
  • Мощи великомученицы Екатерины.
  • Список иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» с подписью, сделанной священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским.
  • Список иконы Божией Матери «Продромитисса», переданный собору из румынского скита Продром (Афон).

Вознесенский (Софийский) собор в Царском селе

Адрес: 196620, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Софийская ул., д. 1.

Телефон: (812) 467-14-20; 4б5-30-19 (канц.). Факс 465-47-47.

История. Софийский лейб-гвардии Гусарского полка собор Вознесения Господня построен в 1782-1789 гг. (архитектор Ч. Камерон при участии И. Е. Старова).

Освящен в мае 1788 г. в присутствии Императрицы Екатерины II и всего двора во имя Вознесения Христова и Святой Софии, Премудрости Божией.

Колокольня построена в 1903 — 1904 гг., архитектор Л. Н. Бенуа.

В 1934 г. храм был закрыт. Пострадал в годы войны.

Действует с 1989 г.

Повторно освящен 17 мая 1999 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.

Главный алтарь — Вознесения Господня; правый — св. блгв. вел. кн. Александра Невского (престольные праздники: 12 сентября и 6 декабря); левый — свв. равноапп. Константина и Елены (3 июня).

Памятник архитектуры федерального значения, охраняется государством. Восстановлен.

При храме действуют воскресная школа для детей, библиотека, цикл бесед по воцерковлению, организованы паломнические поездки.

Богослужения: ежедневно. По будним дням — Литургия (9.00), исповедь (8.30); по воскресным, выходным и праздничным дням — Литургия (10.00), исповедь — накануне во время всенощного бденияи и в 9.30.

Вечерние богослужения: 17.00. Акафисты: воскресенье — Иисусу Сладчайшему; вторник — сщмч. Иоанну Царскосельскому; среда — Божией Матери; четверг — Свт. Николаю Чудотворцу.

Прот. Геннадий Зверев — настоятель и председатель Приходского совета; прот. Владимир Мустафин; прот. Александр Недайхлебов; прот. Владимир Басманов; иер. Владимир Карась; иер. Михаил Карпушкин; иер. Алексий Балакай; иер. Иоанн Мизонов; иер. Алексий Щулькин; иер. Сергей Чуркин — ключарь; иер. Геннадий Подрезов; иер. Андрей Базилевич; иер. Сергий Калинин; иер. Глеб Грозовский; протодиак. Виктор Крюков; диак. Георгий Васильев; диак. Кирилл Мелконян.

К собору приписаны:

Знаменский храм г. Пушкин
Храм Воскресения Христова в Екатерининском дворце Царского села
Храм св. мч. Иулиана Тарсийского лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка
Храм Казанской иконы Божией Матери в г. Пушкин на Казанском кладбище
Часовня свт. Николая Чудотворца в г. Пушкин на Казанском кладбище
Храм Смоленской иконы Божией Матери в д. Мыза
Храм св. вмч. и целителя Пантелеимона при горбольнице № 38 им. Семашко в Царском селе
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Невском лесопарке Всеволожского парк лесхоза
Часовня свт. Тихона, Патриарха Московского, на Южном кладбище
Храм-часовня св. блгв. кн. Игоря Черниговского в Царском селе
Часовня свт. Николая Чудотворца при СИ-4

Пантелеймоновская церковь

На территории городской больнице можно обнаружить еще один правосланый храм. Это Пантелеймоновская церковь. Это небольшое одноэтажное здание с одним куполом, возвышающимся над желтыми стенами. Храм является наследником госпитальной церкви, работавшей при городской больнице в Софии (соседнем городке). С вхождением этого города в состав Царского Села местную церковь перевели сюда.

Изначально этот храм находился за пределами города у дороги в Павловск, однако затем город вырос в этом направлении. Церковь построили еще в 1782. Церковь святого великомуученика Пантелеимона Целителя — православный храм в городе Пушкине на территории Городской больницы № 38 имени Н. А. Семашко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: