Церкви, храмы в Санкт-Петербурге
Церкви, храмы в Санкт-Петербурге играют одну из главных ролей в формировании архитектурного ансамбля города. Современный Питер невозможно даже представить себе без его златоглавых соборов. Их роль в становление города просто неоценима.
Эта страница целиком и полностью посвящается великолепным духовным достопримечательностям северной столицы.
Здесь приводятся фотографии и подробные описания практически всех церквей, соборов и храмов, ставших истинным украшением города белых ночей.
Зато этот сущий недостаток с лихвой восполняется великолепным наследием петровских и последующих эпох, которое в Питере блистает во всей своей красе.
В особенности это справедливо для памятников архитектуры, над которыми в разное время на славу потрудились по-настоящему талантливые, можно даже сказать гениальные архитекторы.
Особое место среди богатейшего архитектурного наследия Петербурга отводится соборам, храмам, церквям и монастырским обителям, поражающим воображение своим стилевым многообразием. Прогулка по этим святым местам является неотъемлемым пунктом любого экскурсионного маршрута.
Александро-Невская Лавра, храм Воскресения Христова, Петропавловский, Смольный, Казанский и Исаакиевский соборы так и притягивают взор золотыми куполами, поднимающимися к самому небу, величественными стенами, сложенными из мрамора и гранита, головокружительно высокими колоннами, а также восхитительной росписью и живописнейшими мозаичными иконами, которые создавались по эскизам Н. Харламова, А. Рябушкина, В. Васнецова и других всемирно известных мастеров.
Конечно, за время своего существования петербургские храмы в большинстве своем практически полностью утратили первоначальный облик. Но благодаря неуемному труду мастеров эти великолепные духовные достопримечательности постепенно обретают свою первозданную красоту.
Сегодня после масштабных реставрационных работ православные церкви и храмы Санкт-Петербурга блистают своим великолепием.
Где жить?
Стоимость гостиничных услуг
Многие специалисты, приезжающие в Санкт-Петербург работать по контракту на длительный срок, предпочитают останавливаться в гостиницах или хостелах, что решает вопрос с уборкой, питанием и т.д.. Подробнее про — дешевые хостелы Питера.
Стоимость аренды жилья
Если Вы переезжаете в Санкт-Петербург с семьей или просто хотите домашнего уюта, то наиболее оптимальным вариантом будет аренда квартиры.
Основными ценообразующими факторами на аренду квартиры в Санкт-Петербурге являются:
- местоположение (центр, окраины, престижность места);
- состояние квартиры (наличие и уровень ремонта);
- «начинка» квартиры (наличие и уровень мебели, бытовой техники, сантехники, охранной сигнализации, видеонаблюдения, городского телефона, подключения к Интернет, Wi-Fi и т.п.);
- состояние дома, включая лестницу и прилегающую территорию;
- количество комнат в квартире;
- окружающая инфраструктура (транспортная доступность, близость метро, школы, детского сада, парковки, магазинов и пр.);
- метраж квартиры;
- тип дома (старый фонд, с капремонтом или без, «сталинский дом», «хрущевка» и т.д.).
Средняя стоимость аренды квартир в Санкт-Петербурге в зависимости от качества (в руб./мес.)
Некоторые арендодатели в стоимость аренды включают стоимость коммунальных платежей. Рекомендуем уточнить заранее, кто будет производить оплату. Стоимость коммунальных платежей может составить:
от 2 700 рублей в месяц за квартиру категории Эконом,
от 3 500 рублей в месяц за квартиру категории Комфорт,
от 10 000 рублей в месяц за квартиру категории Элита.
Коммунальные платежи не включают в себя стоимость потребляемой электроэнергии. Рекомендуем также обсудить с арендодателем, кто будет производить оплату.
Петропавловский собор
Здание Петропавловского собора занимает одно из лидирующих мест по высоте в Санкт-Петербурге, а находится он на территории Петропавловской крепости.
Во время строительства Петербурга Петра I приказал заложить на этом месте деревянную церквушку в честь апостолов Петра и Павла, а спустя 10 лет тут возвели каменный собор. Строился он на протяжении 19 лет при участии Петра Великого, Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны.
Храм знаменит тем, что Петр I строил его в качестве усыпальницы для русских правителей, поэтому здесь погребены практически все цари династии Романовых.
Сегодня церковь является действующей, войти в собор можно по билетам взрослый — 550 руб., для студентов – 300, для пенсионеров — 250.
Классицизм
Классицизм стал развиваться одновременно с барокко со второй половины 18 века и позже вытеснил все остальные стили в архитектуре на несколько десятилетий. Большая часть известных достопримечательностей города относятся именно к классицизму.
Расцвет классицизма приходится на период правления Екатерины Великой и эпоху Просвещения
Внимание архитекторов обращается на античные ордеры, скульптуры и композиции. Привычные сейчас античные скульптуры на фасадах домов тогда были новаторством для Петербурга и России и смотрелись весьма необычно
Классицизм разделяют на ранний, строгий и поздний, постепенно переходящий в русский ампир. Эпоха правления каждого императора начиная с Екатерины II и заканчивая Александром II нашла своё отражение в реализации проектов классицизма.
В раннем классицизме строились только дворцы, загородные резиденции и административные здания. Позже произошла первая демократизация в обществе и, соответственно, в архитектуре: в одном стиле стали строиться и царские, и дворянские усадьбы и особняки, что нельзя было представить при барокко. Барочная пышность стала казаться неуместной и избыточной.
Характерными чертами, помимо обращения к античности, является унификация и продуманность всего архитектурного комплекса (улица Росси, главные площади города). Это спокойное изящество и утверждение императорской власти без лишнего пафоса. Часто именно этот период называют золотым веком архитектуры.
Примеры: Михайловский дворец, Таврический дворец, большинство известных загородных резиденций, Академия художеств, комплекс зданий на улице Росси.
Русский ампир
Русский ампир продолжил развитие классицизма и стал отражением ростом национального самосознания и утверждении Российской империи на международной арене. В монументальных проектах архитекторы стремились отразить военные успехи России того времени (Отечественная война), продемонстрировать достижения (Адмиралтейство — морской флот) и императорскую власть (Триумфальные арки).
Не отступая от традиций классицизма, стал широко использоваться декор на военную тематику и усилилось влияние античности (скульптуры, колонны, пилястры). Ориентация на античность была отчасти политической: сравнение российского императора с греческими и римскими, отсылки к событиям Римской империи и Древней Греции (Александровская колонна).
Ампир перестал быть актуальным вместе с изменением общественных настроений: это нестабильность, ускорившаяся демократизация после отмены крепостного права и отсутствии тотального контроля за всеми архитектурными проектами.
Главные примеры: арка Генерального штаба, завершившая ансамбль Дворцовой площади, Адмиралтейство, Нарвская и Московская триумфальные арки.
Многие элементы русского ампира вернулись позже, но при схожих обстоятельствах — в 1930-1950-е годы: демонстрация военной мощи, абсолютной власти и монументализма.
Казанский собор
Православный кафедральный храм в центре города. Памятник победы в войне 1812 года. Место, где похоронен маршал Кутузов и хранятся трофейные французские знамена.
Казанский собор — ключевое творение архитектора Воронихина. На его строительство ушло десятилетие. По желанию Павла Первого здание должно было походить на ватиканский Собор св. Петра. В результате этот храм стал одним из самых грандиозных религиозных сооружений в Санкт-Петербурге. Его величественная колоннада словно раскрыла объятья, обратившись к Невскому проспекту.
Собор возведен во имя Казанской иконы Божией Матери. Перед ней молились простые солдаты и сам главнокомандующий русской армией в ходе войны 1812 года.
После революции в стенах храма действовал Музей религии и атеизма. Богослужения в нем были возобновлены только в 1991 году. А в 2000 г. храм получил звание кафедрального собора.
В наши дни служения в Казанском кафедральном соборе доступны для посещения бесплатно. Вход свободен для всех желающих.
Морской Никольский
Памятник в стиле барокко, заложенный летом 1753 года. Здание считается уникальным, поскольку все остальные храмы, выдержанные в этом стиле в Питере, были в своё время уничтожены коммунистами. Он состоит из двух церквей:
- во имя Богоявления (верхняя);
- во имя Николая Чудовторца (нижняя).
Эта церковь изначально была задумана как основная святыня российского ВМФ. В честь победы России над флотилией шведов и турок Екатерина Вторая пожертвовала собору 10 икон. Возле здания находится памятник в память моряков, погибших на корабле «Цусима». Неподалёку установлены мемориальные доски в честь более современных событий — катастроф на подводных лодках «Комсомолец» (апрель 1989-го) и «Курск» (август 2000 года). Собор работал даже в советское время, а с 1941-го является кафедральным.
Вокруг здания разбили прекрасный парк. Сам храм состоит из двух этажей, а верхушка его украшена пятью куполами. Неподалеку установлена колокольня, увенчанная высоким шпилем. В отделке здания успешно сочетаются золотая и синяя (морская) расцветка. Почти с самого момента освящения и по сей день здесь проводят службы, посвящённые русскому флоту — как победные, так и поминальные.
Троице-Измайловский собор
Ныне действующая монументальная церковь, окрашенная в насыщенно-белый цвет, возведена в честь измайловского полка русской армии. Она была заложена в мае 1828-го по проекту известного архитектора Стасова. Прежде на этом месте почти сто лет стояла старая небольшая деревянная церквушка, но она сильно пострадала при наводнении 1824 года. Освящение нового собора прошло в 1835-м. Здесь в своё время Фёдор Достоевский венчался с Анной Сниткиной, в 1894-м тут отпевали пианиста Антона Рубинштейна.
Пять куполов синей окраски, увенчанные золотыми крестами и звёздами, видны на расстоянии в 20 км. Достопримечательность храма — бронзовые скульптуры ангелов. Считается, что окраска куполов соответствует расцветке мундира бойцов измайловского полка.
В самом храме есть изящные росписи и коринфские колонны. Раньше стены собора были украшены трофейными турецкими знамёнами. Это подразумевало, что победа в войне против османов дарована России Господом Богом. В 2005 году на площадке перед церковью восстановлена колона Славы, которая была отлита из турецких захваченных пушек. В настоящее время в здании ведутся объёмные реставрационные работы, которые начаты ещё в 2004 году.
Феодоровский собор
Феодоровский собор (собор Феодоровской иконы Божией матери) — своей архитектурой, это один из самых запоминающих соборов Петербурга.
Собор был воздвигнут в 1911-1913 годах в память 300-летия Дома Романовых по облику допетровских храмов Верхневолжья.
Храм выполнен в неорусском стиле. Белое строение украшено резным орнаментом и на северном фасаде имеет майоликовое панно «Вышний Покров Божией Матери над Царствующим Домом». Над главным входом находится мозаичная икона Спасителя. главный вход в храм представляет собой «Царские сени» — открытое крыльцо с килевидной черепичной крышей, арка которого опирается на массивные шаровидные «колонны-кубышки».
Напротив западного фасада собора широкая колокольня, которая выполнена в стиле ярославских колоколен 17 века и соединена с собором (верхним храмом) крытым переходом.
Внутри собора находятся два храма: нижний, частично оформленный в стиле эпохи 18 века и посвящённый святому благоверному великому князю Александру Невскому и святой равноапостольной Марии Магдалине — небесным покровителям императора Александра III и его супруги императрицы Марии Фёдоровны; верхний, оформленный в стиле древнерусских храмов первых веков христианства на Руси — начало 17 века, то есть времени воцарения Романовых.
В нижнем храме расположена старинная (19 века) Феодоровская икона Божией Матери. Верхний храм привлекает большим иконостасом.
В соборе проходят концерты духовной музыки. По собору проводят экскурсии.
Адрес собора: Миргородская улица, 1-В, литер А.
Церковь Святой Екатерины
Община была создана в 1728 году. В начале верующие собирались в каменном доме на Васильевском острове, затем на фундаменте строения была возведена церковь, освящённая в 1744 году во имя апостола Петра.
Современное здание было заложено в 1768 году. Архитектором церкви выступил Юрий Фельтен. В состав церкви входила богадельня для вдов, сиротский приют, училище для мальчиков, женская гимназия, начальные школы для детей.
Освятили храм Святой Екатерины в 1771 году. Здесь проводились богослужения и религиозные празднования.
При советской власти приход расформировали, почти 60 лет он находился в запустении. Лишь в 1990 году храм был возвращён общине, над куполом установили крест, а к 1999 году обзавелись органом.
Сейчас в церкви проходят концерты классической и духовной музыки. «Мы приглашаем всех христиан, убеждённых атеистов, представителей всех мнений и исповеданий к диалогу, дружеской беседе, совместному молчанию и размышлениям», – пишут на сайте общины.
Где: Большой пр. В. О., 1А
Храм Святого Праведного и Многострадального Иова
Волковское православное кладбище, находящееся в Санкт-Петербурге, стало известным благодаря построенной на нём церкви святого праведного Иова. В могиле, возле которой построена церковь, когда-то похоронили купца, почётного гражданина и чаеторговца Иова Михайловича Крюкова.
Храм строился на деньги, которые выделила его жена Параскева Михайловна Крюкова. Собор был заложен Иваном Аристарховым, вскоре умершем, и закончен Немчениновым. В конце строительства подвал церкви превратился в склеп, в котором было похоронено всё семейство Крюковых, а церковь была названа Крюковской.
Композиция собора – это традиционная схема, состоящая из центрального четверика, завершающегося 5 главами, в которую входят: алтарная часть, трапезные и шатровые колокольни. Из 5 глав центральной является световая. Прямоугольный алтарный выступ присоединяет к себе тамбур с дверью, через которую входят священнослужители.
Нижняя часть колокольни имеет две двери, одна из которых ведёт на колокольню, а другая в нижний храм. Саму церковь мастера отштукатурили и окрасили в жёлтый цвет, а архитектурные элементы выбелили. Здание имеет 2 этажа, верхний этаж выполнен стилем «латинский крест».
Украшением западного фасада служат угловые колонки и высокий треугольный фронтон. Колокольню венчает восьмигранный шатёр, украшенный колонками и килевидными кокошниками. Строительство восьмигранного барабана завершено луковичной головкой.
Внутреннее убранство представлено двухъярусным иконостасом, выполненным в стиле 17 века. Его щедро украшает позолоченная резьба и окантовки. Создателем алтаря является Абросимов. Над алтарём написано: «Кто Бог великий». Стены церкви расписаны известными тогда мастерами, одним из них является Трифонов.
Он же создал местные иконы. Храм в 1887 году освятил Исидор Никольский. Над алтарём изображена Богоматерь с младенцем, а по бокам иконы Спасителя и Святого Иова. Главной святыней храма является икона святого Артемия и частицы его мощей.
Волковское кладбище, на котором находится церковь, прославилось ещё и благодаря своим «литературным мосткам». Чтобы было легче перемещаться по грязи кладбища, люди издавна делали дорожки из досок и называли их «мостками».
«Литературными мостками» назвали северо-восточную часть кладбища, где традиционно хоронили людей, известных в литературе и в искусстве. Там похоронили Радищева, Белинского, Тургенева, Салтыкова-Щедрина.
Адрес: Санкт – Петербург, Камчатская ул., 6А.
Часы работы: с 9:00 до 18:00.
Чесменская церковь
Чесменская церковь, безусловно, одна из самых необычных церквей Санкт-Петербурга. Расположенный в южной части города, она была основана во время правления Екатерины Великой как домовая церковь для Чесменского дворца, который находится между Санкт-Петербургом и летней резиденцией царской семьи Летним дворцом в Царском Селе. Он был расписан в готическом стиле, характерном для многих русских церквей, немецко-русским придворным архитектором Юрием Фельтоном. Фундамент имеет форму полосатого розового торта, увенчанного пятью острыми куполами в неоготическом стиле. Эта уникальная церковь осталась почти нетронутой в период репрессий и заброшенных религиозных памятников при советской власти, а земля вокруг церкви использовалась как место захоронения героев войны в блокадном Ленинграде.
Знакомство с городом
Когда мы оказались в центре города на Невском проспекте, я была впечатлена и поражена. Признаюсь, не ожидала увидеть столько красоты, чистоты и цивильности. Подозреваю, что даже многие европейские города не смогут соперничать с Санкт-Петербургом по этим показателям. Гордость за свою страну – вот что я тогда почувствовала.
Невский проспект днём.
Европейский колорит, уникальной красоты архитектура зданий, причём не только музеев и театров, а даже простых домов – впечатляют. Подобного я не видела нигде больше в России.
Первые дни хочется ходить с открытым от восхищения ртом и вертеть по сторонам головой. Несмотря на холод и дождь, снимаешь капюшон, чтобы ничего не пропустить. Вокруг удивительно красиво, изысканно, сказочно и необычно.
Не гриновский праздник
На следующий день поезд уносил нас в Крым. Экспедиция прошла успешно! Мы увидели, услышали и почувствовали Северную Гринландию. Мы знаем, что здесь помнят и любят Александра Степановича Грина. Люди, места, явления – всё это взаимно обогатило, дало новые мысли, взгляды, векторы. Полученный опыт ещё нужно осмыслить до конца – это руда, которую предстоит переработать. Конечно, осталось ещё многое, что хотелось бы увидеть и узнать, и мы обязательно вернёмся сюда. Приедут к нам и северные «родственники» – гриновские люди, которые с нами одной крови! Им, как и нам, предстоит ещё большая работа, большая борьба. Они на верном пути и всё у них получится!Очень хочется, чтобы как можно больше людей прочитало книгу «Алые паруса» и другие произведения Грина. Чтобы в доме, где родилась «пленительнейшая сказка русской литературы», был храм Мечты и Романтики, а не трактир Меннерса. Наш любимый писатель заслуживает самых достойных памятников.А ещё хочется, чтобы праздник с названием «Алые паруса» был… гриновским! То, что увидели и услышали мы в белую ночь на Неве, так назвать нельзя. Ночь прекрасна, но гриновский корабль приходит, как солнце – на рассвете. Но главное – святые Алые паруса оторваны от Грина! Это – не он! Конечно, гриновская идея гениальна, и корабль прекрасен даже таким, он сильнее любой пошлости, неизменно достигает сердечных струн и играет на них музыку богов. Но вспомним слова Грина:«… любя красный цвет, я исключаю из моего цветного пристрастия его политическое, вернее – сектантское значение. Цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом, цвет этот – в многочисленных оттенках своих – всегда весел и точен. К нему не пристанут лживые или неопределенные толкования. Вызываемое им чувство радости сродни полному дыханию среди пышного сада».
Алла ЕРМИЛОВА, научный сотрудник Феодосийского музея А.С. ГринаЕвгений ГОРОБЦОВ, писатель, член Клуба фантастов Крыма «Фанданго»
Софийский Собор (Великий Новгород)
Адрес: г. Великий Новгород, Территория новгородского Кремля, 11
Дата постройки: 1045 год.
Это еще один из древнейших памятников российского зодчества, расположенный в Великом Новгороде. Каменная церковь возвышается к небу и тянется пятью куполами. Четыре из них стального цвета, а один, самый высокий, сверкает на солнце золотом.
На месте софийского собора в 9 веке стоял деревянный храм с 13 куполами, названный в честь Святой Софии. Но прослужил он недолго — пожар уничтожил строение. После этого князь Владимир приказал построить каменный собор, подобный Киевскому. Для этого даже пригласили строителей из Киева. Легенды говорят о том, что в станах собора замурованы сокровища.
2 вариант
Северная Пальмира, Северная Венеция, культурная столица России, окно в Европу, город над вольной Невой – каких только не существует эпитетов для Санкт-Петербурга. Город святого Петра и совсем не назван по имени своего основателя и первого императора страны, название обращает взоры намного дальше в глубину истории – к временам Христа.
Святой Петр являлся одним из наиболее приближенных апостолов Христа и является основой христианской веры, которая и для России имеет огромное значение.
В городе действительного много религиозных зданий, но тут не превалирует какая-то определенная религия и даже культура. Петербург известен своей мультикультурностью и, если в Москву люди едут на заработки, для того чтобы строить карьеру, то в Санкт-Петербург приезжают для освоения творческого капитала.
Равно как любой мегаполис Петербург неоднороден, центр отличается от окраин как столица от провинции. Тем не менее, город действительно во многом отличается определенным культурным уровнем, который обуславливается толи прежним статусом столицы, толи семейными традициями, обитающей тут веками интеллигенции. Возможно, имеют собственную роль и образовательные учреждения, коих в городе существенное количество.
Петербург – город уникальной архитектуры. Будучи обителью царских семей на протяжении трех веков, он стал пристанищем для множества дворцов, которые простираются от самого центра (Зимний дворец, Михайловский замок и другие) до далеких пригородов, таких как, например, Гатчинский дворец. Множество грандиозных творцов трудилось тут над разнообразными зданиями, существенная часть которых сохранилась до сих пор.
Благодаря этому так красива историческая часть города, которая простирается на существенном пространстве. Речь идет не только о самом центре, но и о пространствах до Обводного канала, Васильевском острове и других. Там по-прежнему множество домов, которые ранее были особняками значимых горожан.
Также как уникальные дома, многие жители этого города тоже уникальны. В Петербурге действительно в каждом доме обитает поэт, а красивая музыка льется в сердцах и умах жителей города подобно очаровательным рекам и каналам города.
Развитие Санкт-Петербурга
Значение появления Санкт-Петербурга имело огромное значение. Царь Пётр создал новый город, новую столицу, что стала значимым периодом в истории России. Государь словно бы хотел продемонстрировать, что отбрасывает старые принципы и стремится в будущее, куда должны последовать за ним и верные подданные.
Для многих москвичей Петербург был лишь болотом, на котором лишь недавно началась стройка. Ехать было необходимо в новую столицу, хотя искреннего желания подданные Петра не проявляли. Но приказ — есть приказ. Однако всего через сто лет, к 1803 году население города уже значительно возросло. Появилось несколько поколений людей, что воспринимали город не как место ссылки, а как свою малую родину.
Лев Лагорио «Санкт-Петербург в 1859 году»
Поразительно, но даже в наши дни, через три с лишним века Санкт-Петербург продолжает развиваться в соответствии с планами, что некогда были намечены его основателем. Этот город можно по праву назвать сокровищем России. В нём соединяются красота и история. Он может нравится, очаровывать или вызывать удивление, но никого не оставляет равнодушным.
Музей цветного камня
Исаакиевский собор – один из самых известных культурных памятников России. Он является самым крупным православным храмом города на Неве, и самым высочайшим купольным сооружением на планете. Строительство здания по проекту молодого французского архитектора Монферрана длилось целых сорок лет.
Почему это стоит увидеть
Над внутренней отделкой трудилось немало отечественных художников и скульпторов
Особое внимание уделяют туристы колоннаде собора. В период белых ночей отсюда открываются невероятно красивые виды
Как добраться
На метро путешествовать до станции «Невский проспект», откуда выйти на канал Грибоедова. Также можно доехать:
- Автобусом (3, 22, 27)
- Троллейбусом (5,22)
Петропавловский собор
Самый старый из сохранившихся питерских храмов, заставший всех российских императоров. Один из символов города, без которого немыслим Петербург. Петропавловский собор задумывался и как религиозное сооружение, и как наблюдательная площадка, а позже стал императорской усыпальницей.
Строительство собора начали в 1703 году на территории только что созданной крепости. В 1712 г. первый петербургский архитектор Трезини предлагает архитектурное решение, которого Санкт-Петербург не знал до этого — острый шпиль с венчающим его «Летящим ангелом». Здание получилось непохожим на традиционную русскую церковь и по другим параметрам: стены у храма менее толстые, окна большие, вместо обычного пятиглавия только один купол.
Уникальность собора проявилась и во внутреннем оформлении. До этого стены храмов расписывали библейскими сюжетами. Здесь же были использованы и светские орнаменты.
После революции Петропавловский собор закрыли, а затем превратили в музей. Большинство ценностей было утрачено. Здание пострадало и во время войны. Только в 1990 годы отреставрированный храм вновь стал действующим.